среда, № 2168 (3631)
	13 сентября 1950 г.,
	КРАСНЫЙ ФЛОТ
		Самоотверенпость
	— Сиасибю, товарищи, Ga помощь, -
сказал он, — Спешите в себе в полразль
пение и доложите 060 всем своему коман-
AUDY. р
Арбузов дал Кулику листов с фамилия-
ми работавших воинов. Это были коме
мольцы Смюкахин и Полубояров и бета.
тийные Ильиных и Портянкин.

К этому времени большая часть имуще-
ствы уже была уложена в землю. Ш
советские воины решили смаюти вое иму-
шество, чего бы это им ни стоило, И лей.
тенант Кулик, старшина, Трухин, матровы
Двинеких, Вотелевский и Друзь. залыха-
яеь в едком дыму, продолжали кирками т
лопатами рыть землю.

Прошао еще 30—40 долгих минут, К)-
лик в последний раз доложил по телефону
о положении, В ответ он услышал:

— Кончайте работу, выходите в морю.
У берега вае ожидает катер, Будем пюсы-
лаль звуковые сигналы...

На этом связь © начальником прекрати“
лась. Отонь уничтожил провода.

Or недостатка воздуха упал на землю
матрос Друзь, Упал  Котелевский, Товари»
щи помогли им подняться. Они вновь при,
нялись за работу. Огонь плотным коль
охватывал смельчаков. Нужно было торе
питься, С каждой минутой опасность Bos
растала. Пламя охватило жилое помеще-
ние. Там находились личные веши моря
ков Но они не думали 0б этом. Иапрятая
силы, они укладывали в яму остатки иму-
щества. Больше ничего нельзя было выне
сти из здания. Е охватило пламя,

Тотла воины тронулись В путь.

Внерели шел Кулик. Отличное знание
района помогало ему безоптибочно ориен-
тироваться. Шли, пригибаясь к ем,
Чтобы не растерять друг друга и иметь
возможноеть в любую минуту оказать
товаришу помощь, воины обвязались тро-
сом. На моряков падали горящие ветви, 0$
жигали лица и руки, зажигали одежду. За
мыкающего — старину Трухина — ems
не придавило падавшее дерево.

Так они шли целый час.

В непротлядном дыму, ориентируясь №
звуковым сипналам, они BHILLIN BR морю,
‚Здесь их ждал катер и врач. Отважной
пятерке немедленно оказали медипинскую
помощь, а затем отправили на мых.

Восемь часов находились в об’ятом пла-
менем лесу лять военных моряков. Ках, ни
было им трудно, они выполнили свой долг,
показав достойный подражания пример во-
инской доблести, самоотверженности. Ими
руководила, неугасимая любовь к нашей 0т-
чизне, вдохновлял животворный советский
  HAaTDHOTH3M.
	Командующий флотом вынес поощрение
матросам Друзь, Вотелевскому и Двинеких,
предоставил старпгине Трухину внеочеред-
ной отпуск. а лейтенанта Кулика прелета-
зил к внеочередному присвоению следуюч
шего звалтия.,
	(Корр. «Красного Флота»).
	_Лейтенант Кулик и его подчиненный
сталжнина 2-й статьи Трухин  направля-
лись в штаб евоей части по срочному вы-
зову. Они уже отошли на большое pat-
стояние от своего служебного здания, как
вдруг офицер уловил запах гари. Обернув-
игись, лейтенант увидел густой втол5 ды-
ма, уходящий в небо, примерно в Трех
километрах от их служебного здания.

Лейтенант и старшина повернули оорат-
но. Пока они бежали, огонь охватил олЬ-
ную площадь леслюго массива. Изменилось
и направление ветра. Теперь он дул В ИХ
сторону. Реальная угроза здатию возросла.
Виля это, лейтенант остановил ветретив”
шихея им на пути пятерых солдат. .

— ВБыетрее е нами, — приказал леи-
тенант, и бойцы поспенгили ва НИМ.

Прибыв на место, Кулик быстро оценил
обстановку. Он принял решение ‘спасать
имущество. Но как это сделать? До
ближайнеето населенного пуижта бымю не
меньше трех километров. Перенести все
ценнюе туда не было возможности. Оета-
вался отин выход — все имущество  за-
рыть в землю. Работа предетояла трудо-
емкая и очень рискованная; воины могли
оказаться в огненном кольце, отрезанными
от путей епасения. Вее же лейтенант Ву-
лик остановилея на этом варианте.

Распорятивигиеь копать Ямы, он по те-
лефону доложил командованию обстановку:

— Я принял решение законать имуще-
ство в землю. С нами пятеро армейцев.

— Ваше решение правильное, — ©тве-
тил ему начальник, Он предупредил Ву-
тика —— при первой же возможноети вы-
водить людей из района пожара.

Огонь все усиливалея, граница пожа-
ра теперь проходила уже в двух кчломет-
pax от этого здания. В это время пять
военных моряков во главе с лейтенантом
Куликом и пять армейцев во главе © млад-
шим сержантом Арбузовым, помня слова
военной присяги — «всемерно беречь
военное и народное имущеетво», — само-
отверженно работали: одни дружно рыли
землю, другие выносили имущество, тре-
тьи упаковывали его. Кулик личным при-
метом вобдушевлял подчиненных. Вот где
матросам и солдатам пригодилиеь их фи-
зическая закалка и военная сноровка, по-
лученные ва годы службы.

Прошло три vaca напряженной работы.
Воины вытыли несколько ям и начали ак-
куратню схлальвать туда ‘имущество, а
затем вакрывать ямы железными листами
и заваливать землей и камнями.

Прошло еще три часа. Обстановка ус-
‘ложнилаеъ. Дым становилея ве плотнее,
все ниже прилегал к земле. Огонь прибли-
зилея к зланию и полукольнем охватил
этот район. До траницы пожара остава-
лось несколько вот метров.

Прошло еще около часа, Воины продол-
gaan работу. Лышать становилось все
труднее. Илкий дым резал глаза. Чтобы не

подвергать опасности солдат, лейтенант
Кулик ренил отнустить их.
	’. БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ, 12 сентября.
(Kopp. «Ираснего Флота»). Когда на ко-
рабли поступают горюче-смазочные матери-
алы. корабельные механики. интересуясь
‚их качеством, просматривают сопроводи-
‘тельный паспорт, составленный работника-
ми лаборатории топливного склада инже-
нер-капитаном ‘’Перовым и лаборанткой Е.
Богдановой.

Лаборатория  созхана всего несколько
‚месяцев назад. За короткий срок в пус-
тых комнатах, которые, котати скавать, и
ремюнтировались при активном участии ла-
борантов, было оборудовано все необходи-
мое для производетва анализов. Офицер Пе-
‘фов лично еконетруировал разтичиые при-
‘способления для опытов, ‘установил  точ-
ные измерительные приборы.

Недавно работники лаборатории держали

редаецилю
	знать организацию
	Лисьма в

Нурсанты должны
	Дело
	чести
	молодого офицера
	ных етаршин — умелых воспитателей мат-
росов. Часто лейтенант беседует. в секрета-
рем партийной организации корабля
тов. Власенко. Эти беседы ломогают тов.
Матвееву воепитывать своих подчиненных,
направлять их на отличное выполнение
учебно-боевых задач. Он учитывает спо609-
ности и наклонности каждого воина, подме-
чает и развивает лучшие его качества,
Старшина 1-й статьи Семенов, являясь
хорошим специалиетом, был в то же время
недостаточно требовательным к подчинен-
ным. Он, например, мирилея с тем, что мат-
pee Васильев. способный и развитый воин,
	слабо знал бпениальность. Лейтенант Мат-.
	веев указал тов. Семенову на его недостат-
ки, потребовал испразить их. Через некото-
poe время командир полразлеления прове-
PHA знания матроса Васильева и убедилоя,
что свою специальность матрос етал знать
гораздо лучше. Прошло три месяца. Как-то
старигина Семенов заболел, и тов. Васильев
с уснехом заменил его.

Имя старшины 2-й етатьи Вулепюзва из-
вестно всему экипажу корабля. Образцово
выполняя служебные обязанноети, он за-
служил почетное звание отличника боевой
й политической подготовки, Видя  стара-
тельноеть подчиненного, лейтенант Матве-
ев посоветовалея с командиром корабля и
написал письмо родителям тов. Вулешова $
выражением благодарности за хоропгее вос-
питание сына,

За время службы на корабле Н. тов.
Матвеев закалилея, возмужал, обогатил
свои знания, научился воспитывать матро-
сов и старшин — отличных запитников
Родины.

На этом же корабле служит лейтенант Б.
В отличие от тов. Матвеева юн, очевидно,
на понял, что его рост зависит прежде вее-
го от него самого, от его отношения к елуж-
бе.

Для офицера важно прежде всего нала-
дить правильные, ‘уставные взаимоотно-
шения ев подчиненными. Но тов. Б. в 0брз-
щении © сослуживцами и подчиненными
нетактичен, нескромен. Мололой офипер не
развивает в себе качеств, необходимых для
успешного командования. У лейтенанта B.
в подчинении много матросов и старшин.
Отнако воспитательной работы в ними он
не ведет, действует окриком. Молодой офи-
цер часто не вникабт в суть дела и позпети-
но принимает решения, что весьма отрипа-
тельно сказывается на его служде.

Лучнюй. характериютикой для каждого
офицера является отличное знание и вы-
полнение им и его подчиненными уставных
требований. Сила. передовых офицеров в TOM
и состоит, что во всей своей служебной
деятельности они веегла и во всем руковод-
ствуютея уставами, безунречно вышюлняют
корабельный распорядок. Корабль — это
сложный боевой организм. Всякое нарупе-
ние уставов, распорядка дня, правил и на-
етавлений даже одним членом экннажа по-
нижает боеспособность корабля. А лейте-
нант ВБ, из борежея но-наетоящему за. уетав-
ной порядок. Старина 2-й статьи Барпен-
ко. например, любит наволить  показной.
	порялок. Нерелки случаи, котла он свою
	«старательность» проявляет в ущерб боевой
учебе. Личный состав  разошелея на заня-
тия, & тов. Карпенко ушел к завехыванию
якобы «наводить ‘порялов». Вогла 0б этом
доложили лейтенанту Б., он ‘не потребовал
от старшины строгого выполнения раепо-
рядка JAA, а разрешил ему не присутетво-
вать На занятиях. `

Честь советского офицера — быть под-
линным воспитателем умелых защитников
Родины. 06 этом должны помнить молодые
офицеры, помнить с той самой минуты, Ror-
дз ОНИ 10 трапу поднимаются на палубу
корабля, тяе им придется жить, учиться,
защишать интересы своего социалиетичес-
кого..Отечеетва.
	Капитан-лейтенант Ф. СУРЯДОВ,
	Огромное доверие оказано Родиной совет-
скому офицеру: ему поручено воспитывать
смелых и стойких воинов, доконца предан-
ных партии Ленина-— Сталина, в любую
минуту способных на подвиг и самопо-
жертвование ради интересов сопиалиетиче-
ского Отечества, Поэтому с первых же дней
службы молодой офицер должен развивать
В себе те качества, которые необходимы
для того, чтобы < честью оправдать дове-
рие народа.

Служить Родине только отлично — дело

чести молодого офилера. Этой чеетью он
обязан дорожить, беречь ее всегда и везде,
беречь с первых же дней службы.
_ Вепоминаетея такой случай. В 1942 году
бойцы Сталияградекого фронта стояли на-
омерть, отстаивая от врага город. В самые
тяжелые дни в подразделение катеров
пришли молодые офицеры и среди них —
лейтенант Воробьев. За короткое время он
освоился с новой для него’ обстановкой,
изучил подчиненных, зарекомендовал вебя
боевым офицером.

Однажды. выполняя боевое задание, ка-
тор попал под прицельный артиллерийский
отонь противника. По небольтюму кораблю
стреляли не только © берега: на середине
рекизна него набросились фашистские са-
молеты. Но ничто не могло остановить мо-
лодого офицера,  воспитанного партией
большевиков. Экипаж катера под его коман-
хованием ветупил в единоборетво с берего-
выми батареями и авиацией врага, Точно
раесчитанным маневром тов. Воробьев вы-
вел катер из-под удара врага и обеспечил
выполнение боевого задания.

День ото дня молодой офицер совершенет-
вовал боевое мастеретво, училея бить врать
наверняка. Он © достоинством пронес сквозь.
бои честь офицерского эвания. Правитель-
ство высоко опенило боевые заслуги Вон-
стантина Воробьева, присвоив ему звание
Героя Conercroro Corsa.

Примеров, котла молодые офицеры бла-
тодаря упорной учебе быстро овладевают

’впециальноетью, становятея зрелыми, уме-
лыми воинами, — множество. Это происхо-
дит потому, что такие молодые офицеры ©
первого дня злужбы дорожат своей честью
=— высокой честью советекоге офицера.

Поеле победного окончания Великой Оте-
чественной войны товариш Сталин писал:
«В мирное время первостепенная задача
всех без исключения бойцов, офицеров и
тенералов состоит в непрерывном совер-
шенствовании своих военных и политиче-
ских знаний».

Только тот офицер сможет овладеть зна-
ниями и практическими навыками, позво-.
ляющими ему. по-настоящему обучать и
воспитывать подчиненных, который свято
выполняет это сталинское указание. Умно-
жая славные боевые традиции Фоветоких
моряков, творчески изучая опыт Великой.
Отечественной войны, такие офицеры в дни
мирной учебы успешно овладевают еталин-
ской наукой побеждать. и

Почти год назад на корабль Н. прибыл
для продолжения службы лейтенант Матве-,
ев. Назначение на должноеть командира
подразделения фадовало и волновало моло-
ото офицера. Лейтенант Матвеев с радо-
стыю принялся за исполнение служебных’
обязанностей. Благодаря высокой дисции-
линированности, настойчивости, постоянно-
му стремлению к новым знаниям ему уда-
лось в сравнительно короткий срок освоить-
ся с новой обстановкой, наладить боевую
учебу подчиненных так, как того требуют
уставы и наставления. Сейчас добрая поло-
вина полчиненных лейтенанта — отлични-
ки боевой и политической подготовки. бам
тов. Матвеев за успешную службу нееколь-
Ко раз пооптен командованием.

_ Шейтенант Матвеев систематически ра-
ботает над повышнением своих общих и спе-
	циальных знаний. Он учитея у старших
офипетов, присматриваетея к рабете опыт-
	Соревнования стрелков-спортсменов
	THXOOREAHCRIM ФЛОТ, 12 сентября.   Второе место занял офицер Шишкин и
(Hopp. «Красного Флота»). В тифе Дома   третье -— офицер Шарамо.
	Соревнования показали вначительный
ост спортивного  мастеретва офицеров.
Тринадцать участников выполнили разрял-
	ные нормы веесоюзной классификации.
	офицеров состоялиеь соревнования офице?-
ского состава по стрельбе из личното
оружия.

Первенетво присуждено офицеру Юдину.

интендантской службы на корабле
	’ `В ряле военно-морских училищ недоста-
‘точно внимания уделяется такой немало-
важной  диспинлине, Kak организация
зюйсковюто хозяйства. Мало места отведено
ей в программах, не планируется изучение
этого предмета и в период летней практи-
ки курсантов. А между тем будущий офи-
пере первых. дней самослюятельной рабо-
ты неизбежно столкнется е хозяйственны-
‘ми вонросами: с организацией питания и
вешевого снабжения личного состава, с ре-
монтом имушеетва и т. п.

‚  Некоторые‘ из пришедиих на наш к0-
рабль молодых офицеров, приняв подразде-
ления, не могли сразу освоиться © oOD-
ганизацией обеспечения своих полразделе-
ний. Не случайно поэтому, что лейтенант
Титов даже через четыре месяца, службы не
‘знал, как организовать ремонт обуви своих

Так ли надо работ
	  Редакция газеты «На вахте» плохю рабо-
‘тает с военкорами. Ее сотрудники отвеча-
‚ют на письма читателей с большим опоз-
данием.

Недавно я послал в тазету несколько
стихотворений. В одном из них у меня бы-
ла строка: «С лететва, влюблен был в лин-
коры...». Тов.  Сыромолотов в письме
ответил: «В линкоры влюбиться нельзя,
Это — не человек! »,

Далее в письме этого ответетвенного ©о-
трудника телакдии я прочел: «Вообще
мысль, что Флоту нужны не только лин-
коры. но и тральцики, и без ваптих стихов
	Зима. придет
	подчиненных. Лейтенант Тертычный тратил
yacth времени на мелочные хозяйственные
дела. Инженер-лейтенант Подрезов, поослу-
жив на корабле около года, соверщенно не
имел понятия 0 нормах довольствия его
полчиненных.
	Мне кажется, настала пора включить В
программы училиш на период практики
курсантов специальный раздел «Органи-
запия интендантекой службы на корабле».
Начальники интендантеких служб, как
ия офицеры боевых частей, невомненно, пе-
редадут курсантам много полезных сведе-
ний, которые они в будущем смогут е
\енехом применить в своей деятельности,
	Старший лейтенант интендантемой
слумбы Н. АНДРЮЩЕННО.
	ать с военкорамит
	известна всякому». По взглядам тов. Сы-
ромолотова выходит, что в Поэзии нельзя
касаться тех истин, которые уже извест-
НЫ.

Оценивая мое стихотворение о войне в
Ворее, тов. Сыромолотов пишет: «Не совсем
удачно стихотворение о Корее», И это все.
Ни слова © том, что именно плохо, что тое-
бует доработки.

Прочитав эти ответы, убеждаешься — He
желает редакция <На вахте» работать ©
начинающими авторами, отталкивает их от
	В. СИДОРЕННО.
	без доклада
	hak ‘видно, нерадивые хозяева строили
эти дома. Не прошло еще и года со дня
сдачи их в эксплуатацию, а большая часть
из них требует чуть ли не капитального
ремонта. Большие государственные сред-
слва, затраченные на постройку, как гово-
	ритея, пошли на ветер.

Еели`побывать в нелавно построенных до-

мах для офиперекого состава, подведометвен-
ных тов. Гайдуку, легко можно убедиться,
что дома ‘эти в зиме не готовы, Они по-
строены зимой на торфяном болоте, и, когда
коротким северным летом верхний слой
почвы оттаял, большинство домов осело и
покосилось. В результате перекоеа штука-
турка отвалилась и в стенах образовались
`больптие щели.
В лождливую погоду вода е крыши попа-
лает в комнаты. Отваливается нтукатурка.
 В ловертнение всего — двери не подогнаны
‘и неисправно печное. отопление.
	Пед таким заголовком в «Враеном Фло-
те» 17 августа была напечатана передовая
статья, в которой отмечались серьезные не-
доетатки в работе аппарата политуправле-
ния Северного флота пю подготовке и про-
ведению собраний партийного актива.

Как сообщил в редакцию начальник по-
литуправления Северного флюта, статья 0б-
суждалась на совещании фаботников по-
титунравления, тле были` детально разобра-
	«НАВЕСТИ ПОРЯДОК
	Под таким заголовком 22 августа в
«Красном Флоте» было опубликовано пиеъ-
Mo Б. Чернова, в котором говорилось о не-
`удовлетворительном состоянии книжной
‘торговли и комплектования библиотек на
Тихоокеанском флоте.

`Вак сообщил в редакцию начальник от-
дела снабжения Управления пропаганды и
агитации Главното политического управле-
‘ния Военно-Мореких Сил, критика в адрес
Военторга и отдела снабжения политутрав-
ления Тихоокеанского флота, является пра-
вильной. Приняты меры как к ускорению

Получается такое впечатление, чте здесь
‚забыли о подготовке к зиме и ждут, когда
она постучится в двери тов. Гайдука, прося

разрешения войти. Но этого не будет: зима.
	Я ГРУСТИЛЕВ,
	‚придет без доклада.

По материалам «Красного Флота»
	«СОБРАНИЕ ПАРТИЙНОГО АКТИВА»
	ны недостатки работы в партийным акти-
вом на флоте..

Приняты меры для улузинения подготов-
ки Е собраниям партийного актива в соеди-
нениях,

Работникам политуправления дано YRa-
зание во время работы на кораблях и в
частях больше общаться © партийным ак-
THBOM, внимательнее учитывать его предло-
жения и пожелания, больше помогать на
местах в’ отганизации учебы актива.
	В КОМПЛЕКТОВАНИИ
	выполнения заказов на литературу, Tak и.
К, Da TH DCH - aCCOPTHMCHTS и. увеличению ,
	колЕгчеюлва, книт, направляемых 3 тгорго-
‘вую сеть флота, Начальнику отдела снаб-
жения Тихоокеанского флота дань укавание-
улучшить комплеклование библиотек и на-
ладить правильное распределение поступа-
 юнтей литературы.
	за неудовлетворительную постановку ра-
боты начальник библиотечноге коллектора
Военторга от занимаемой должности отетра-
не.
	Лаборатория топливного склада
	своеобразный экзамен на, зрелость. Им при
слали пробы авиационното м дизельноге
макел, предварительно подвериигиеся ана-
дизу в государетвеннюй лаборатории. Тре-
бовалось в местных условиях произвести
такой же анализ. Пюдобная проверка, рабо-
ты лабораторий тогливных окладов  про-
водилась в масштабе флота. Офицер Перов
и лаборантка Богданова отнеслиюеь к 100у-
ченному делу со всей тщательностью. Про-
изведенный ими анализ оказалея нанболев
близким к данным госудафетвенной лабора-

тории.

Соверштенствуя ювою работу, тов. Перов
за, последнее BPOMA OCBO анализ ва, содер-
жание в бензине этиловой жилкости. Рань-
ше для получения такой пробы приходи
	люсь езлить в другой Prono.
	БИБЛИОТЕК И КНИЖНОМ ТОРГОВЛЕ»
	«ПОЧЕМУ РЕКОРДЫ ОСТАЛИСЬ НЕПОБИТЫМИ»
	ляется правильной. Корреспонденция 09-
суждалась. на совещании работников по-
литотдела флотилии в Участием предетави-
телей Дома офицеров и матросского клуба
и на заседании спортивного комитета фло-
тилии. Приняты меры в улучшению спор-
Тивно-маюсовой’ работы.
	для самостоятельного чтения время, Ilo-
этому каждый четверг в вечернее время у
нае устраиваются для этой части матро-
сов дополнительные занятия. №роме того,
хоротю успеваютщие матросы помогают от-
стающим разбираться в пройденном мате-
риазе.
	Изучение каждой темы политзанятий
заканчивается беседой по пройденной те-
ме. Основная цель, которая преследуется
при проведении беседы, это закрепление и
расширение знаний матросов,  получен-
ных ими из рассказа и самостоятельного
чтения. Беселу надо стараться проводить
так, чтобы она не походила на экзамен,
з протекала живо и интересно, в форме
непринужденното, активного обсуждения
вопросов. Но это лаетея не сразу.
	Первые мои беседы не дали нужного
эффекта. Случилось это потому, что я по-
надеялея на свои знания, приходил на бе-
седы без плана и не рассчитывал време-
ни. Теперь я составляю план каждой бе-
седы, причем делаю это еще при подпо-
TORHE к рассказу. За основу плана беру
узловые вопросы темы и распределяю
время в зависимости от сложности и важ-
ности вопросов, Беседе обычно предпо-
сылаетея краткое, на несколько минут,
вступление, в котором тема предыдущей
беседы ‘ювязываетея © темой предстоящей
и называются основные вопросы, которые
предетоит разобрать.
	Выстунление матроса нало всегда вы-
слушате до конца и не допускать ренлик
с0 стороны остального юостава группы,
Когла матрос допускает неточность и сам
не может ее исправить. нало дать возмюж-
ность выютупить другому товарищу. Еели
слушатель не полностью оюветил тот или
иной вопросе, я вызываю еше отного-двух
матровов для дополнения. Обсуждение за-
казчиваетоя вопросом, есть ли У кого-ни-
будь неясности, и, если все ясно, группа
перехолит к обеуждению следующего вот-
роса, После обсуждения всех вопросов ру-
коволитель делает краткие выволы по теме
и лает оценку выступлениям отдельных
матросов.
	Под таким заголовком в «Красном Фло-
те» 12 августа была опубликована кор-
респонденция М. Дайбо, вокрывающая не-
доетатки в кпортивно-массовой работе на
Краснознаменной Амурекой флотилии,

Вах сообщил в релакцию начальник по-

литоттела, критика в корреспонденции AB-

Стахановская вахта демобилизованного воина флота
	щине Великого’ Октября выполнить 10-
довой план.

Тов. Сергиенко вместе со своей брига-
дой выполняет в смену по полторычве
нормы.

Днепропетровск. С. КРАВЕЦ.

Демобилизованный  моряк-балтиец тов.
(ергиенко-——ныне знатный ютахановец мон-
	тажного участка Днепропетровского авто-
	завода. Став на стахановокую вахту ми-
ра, он взял обязательство к 33-й голов-
	‚ уже говорил о том, что рассказ по
каждой теме строю таким 9бразом, чтобы
она была органически связана с залачами
советского народа и Вооруженных Сил, с
конкретными задачами матросов группы.
Вот как я это делаю. При изучении темы
«Советский народ—строитель коммунизма»
я раз’яенил матросам преимущества социа-
листичеекого строя перед капиталистиче-
ским. На фактах показал разницу между
жизнью нашего народа и народов капита-
листических стран, полчеркнув при этом,
что в Советском Союзе происхолит непре-
рывный под’ем народного хозяйства, повы-
шается материальный и культурный yopo-
вень жизни трудящихся, а в капиталиети-
ческих странах неумолимо надвигается но-
вый экономический кризие, тастет безра-
ботица, вое усиливается обнищание птиро-
ких масс.
	Указав, что латерь империалистичееких
государств во главе е США готовится к
войне против СССР и стран народной лемо-
кратии, я в связи с этим осветил задачи,
стоящие перед Вооруженными Силами
Советского Союза по охране мирного труда
нашего народа. Далее в моем пассказе обра-
щалось внимание матросов на то, что каж-
дый из них несет личную ответственность
за защиту Родины, и отдельные примеры
показывали, как каждый из них выполня-
ет требования военной службы. В. рассказе
назывались имена матросов Иванова, Тузо-
ва, Павлова, которые имеют отличные по-
казатели в боевой и политической подго-
товке, дисциплинированы, активно участ-
вуют в общественной жизни корабля.
	лено, что материалы тем по истории
BEIL(6) также должны быть увязаны с вяа-
	дачами советского народа и Бооруженных
Сил.
	Большое значение имеет правильное ис-
пользование помощника руковолителя поли-
тических занятий. На первом же занятии в
моей труппе помощник руководителя лоло-
жил мне о наличии матросов и сразу же
попросил разрешения Уйти заниматься
«своими делами». Я был крайне удивлен пи
	предложил этому товарищу присутетвовать
	ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
	Воспитывать беззаветно преданных
Родине военных моряков
	ности, избегать таких слов и определений,
которые могли бы быть непонятны им,
или обязательно 0б’яенять слушателям их
значение, Кроме того, в рассказе надо ста-
раться меньше приводить цитат, требую-
щих дополнительных пояснений. Цитата
должна раз’яснить или подтвердить мал-
росу с предельной ясностью и краткоетью
то или иное положение. Отбор цитат для
раесказа требует ботышой тщалельноети.
	Руководитель при подготовке к расска-
ву не может ограничиваться прочтением
литературы, обязательной для слушате-
лей. При изучении группой первых че-
тырех глав «Краткого курса истории
ВКП(б)» мне, например, пришлоеь прочи-
тать «Манифест коммунистической пар-
тии», работу товарища Сталина «Анархизм
или социализм?», работу В. И. Ленина
«Карл Маркс» и отдельные статьи из га-
зет и журналов. Ente раньше мною были
прочитаны работы В. И, Ленина: «Что де-
лать?», «Шаг вперед, два, шага назад» и
«Две тактики социал-демократии в. демо-
кратичеекой революции».
	При подготовке к рассказу надо иметь в
виду также вопросы, которые могут воз-
никнуть У слушателей Ни одного вопро-
	ея нельзя оставлять без ответа. Но в моей.
	практике, правда, были случаи,  котда
приходилось, не стесняясь, заявлять, что
к ответу на этот вотрое я не готов и раз’-
яеню. его на следующем занятии.

Рассказ по теме лучше строить таким
образом, чтобы в конце урока оставить
несколько минут для ответов на вопросы,
	(0с0б0е внимание должно быть уделено
организации в гоунпе самостоятельного
	чтения. Оно позволяет слушателям наибо-
	лее глубоко усвоить материал темы.
	Влалимир Ильич Ленин, характеризуя
сущность Советского государотва, говорил,
GTO оно «сильно сознательноетыю масс,
Озю сильно тогда, когда, массы вое знают,
юбо всем могут судить и идут на все ©0-
знательно».

Политическая сознательность каждого
воина, его высокие морально-боевые каче-
ства являются источником несокрупимой
мои Советских Вооруженных Cau. Чем
выше сознательность советского воина,
чем отчетливее он понимает свою личную
ответственность за защиту Родины, тем
лучше он выполняет свой воинекий долг.
Воспитывать эту сознательность,  разви-
вать у воина благородные черты советеко-
то гражданина-патриота призваны ноли-
	тические занятия с матросами и старити-

нами.
Политические занятия должны быть
	органически связаны со всей Жизнью и
деятельностью войск и подчинены  зада-
чам дальнейшего улучшения качества
боевой подготовки, укрепления воинекой
дисциплины и поли ико-морального Co-
елояния личного состава.

Я хочу поделитьея личным опытом
проведения политических занятий.

Поскольку политические занятия по
namzoil теме состоят из трех элементов, &
именно; рассказа по теме, самостоятельно-
то чтения и беседы по теме, — на кажлом
из них необходимо кратко остановиться.
‚ Правально построенный pacckaa имеет
большое значение для понимания матроса-
ми темы занятия. Рассказ необходимо про-
волить на высоком  идейно-политическом
уровне, излагать основное содержание те-
мн лоступным для слушателей языком.
	Причем всегда нужно иметь в виду ур0-
вень- нолготовки слушателей 1, B UACT-
	Матросы моей групны имеют все пеобхо-
димое для работы над книгой. Хотя поме-
щение, в котором У нае проводятея  по-
литзанятия, очень тесное и неудобное, но
в дни самостоятельной работы оно обору-
дуется так, что каждый матрос имеет воз-
можнюсть зесети записи.
	Но это более легкая сторона дела.
Главное — в методике проведения  само-
стоятельного чтения. Каждый раз перед
его началом я кратко 9б’яеняю матросам,
на какие вопросы надо обратить 060606
очимание. Перед каждым самостоятельным
чтением руководитель группы совместно
о своим помощником решают, кто 53 них
кому будет помотать. Руководителю луч-
ие брать себе наиболее слабо подготовхен-
ных матросев. В ходе чтения оба они по-
мотают матросам разобраться в прочитан-
ном и правильно конспектировать матери-
ал.

В моей группе на первом же самостоя-
‘тельном чтении выяснилось, что многие
слушатели не умеют  конспектировать
текст, — они попросту переписывали от-
дельные места из «Араткого курса ието-
‘рии ВКЛ(б)» в свои тетради, Это натолк-
  нуло на мыюль провести с группой спе-
TIRE YO беседу о работе над книгой. Но
‘одной такой беседы оказалось  недоста-
лючню, Поэтому я и мой помощник в часы
  массовой работы регулярно  прюверяем
конспекты каждого матроса и в ичдиви-
дуальной беседе учим правильно коненек-
тировать материал. Конечно, и сейчас еще
	есть матросы, не умеющие ’ кононевбтиро-
Bath, HO Их становитея BCG меньше и
меньше.
	Та чаеть матросов, которая весе еще
не умеет правильно работать нал ЕНигой,
естественно, не укладывается в отведенное
	на занятии ло конца. Нозже выяснилось,
что он ‘не понимал залач помощника, руко-
водителя группы политзанятий и считал,
что все его обязанности еводятся к TwIr0-
товке помещения к занятиям и 050
группы.
	В настоящее время мой помощник. 39-
нимаетея с матросами, поопустившими 8а-
нятия, регулярно проверяет конспекты,
принимает активное учаетие в ортанизапии
самостоятельного чтения матросов. Нз по-
мощника, возложены также подбор и подго-
товка наглядных лособий.
	Результаты политического воспитания
матросов сказались на укреплении воин-
ской диспиплины, на улучшении боевой
подготовки. Увеличилось количество отлич-
ников. Из числа. матросов моей группы 5
человек произведены в старшины и в н8-
стоящее время четверо из них уже работа*
ют командирами отделений, хоропю споав-
ЛЯЯЮЬ ©0 своими обязанностями.
	Усилилась политическая активность мат
росов моей группы. Один из них недавние
стал кандидатом в члены ВЕЛП(б). Сейчас
на беседе очень редко приходится вызы”
вать матросов для ответа на вопросы, в
большинстве случаев они сами из`являют
желание выступать. 06 усилении полити-
ческой активности матросов свидетель:
вует и тот Факт, что чиело желающих
стать подпиечиками газет намного увелич!”
лось в сравнении с прошлым годом. Такой
же повышенный интерес отмечается и к
книге. Усилилаеь активность слушателей
группы на комсомольских собраниях.
	Б заключение хотелось бы отметить, ч%
в проведении политзанятий я постояне
получаю помощь от партийной организалии
корабля, от заместителя командира корабля
по политчаети и от работников политотле-
ла. Я стараюсь впимательно относиться ®
каждому занятию, улучшать их. нахолить
все новые возможноети для воспитания У
наших воинов высоких морально-политиче-
ских качеств.
	Н_ ЗАЛИЧЕВ.