15 5ентября 1950 г., пятница, № 220 (3633)

УД.
	это проделать потому, что это была рево-
юпия сверху. что Переворот был copep-
	ён по инипиативе существующей власти
	при поддержке оеновных массе крестьанст-
ва,» (стр. 28—29).

Пюстеленный переход особенно apr
проявляется в условиях развития совета
скогф общества от социализма к комм:
низму. И это понятно, ибо между социа-
лизмом ий коммунизмом, как двумя фазами
одного. и того же обществейного строя,
нег «китайекой стены» или того коренно-
0 принцепиальното различия, которое
имеется межлу канптализмом и социализ
мом. Поэтому переход от одной фазы к
другой в рамках нового етроя происходит
лоестененно, без социальных зарывов. бам
государетво при все возрастающем актив
HOM и творческом участни веего советекото
нарола, тесно силоченного вокруг партия
Ленина — Сталина, планомерно и оргз-
низованно подготовляет и осуществляет
перехот от сотиализма К KOMMVHHewy.
	Углуоив и развиз дальше маркеметекое
	‘учение о соотнынении двух форм лвяже-
	ния —— эволюционной и революдиюнной,
товарищ Сталин обогатил  марксистско-
ленинскую науку теоретическим открытия
	вм, имеющим колоссальное значение,
	вполне может победить в одной, отдельно
взятой стране. что одновременная победа
социалистической революции во веех стра-
нах пли в болыцинстве цивилизованных
стран невозможил ввиду неравномерности
вызревания революции в этих странах, что
старая формула Маркса и Энгельса, уже не
соответствует новым историческим усло-
виям» (стр. 49).
	Развивая и конкретизируя ленйнскую
теорию о возможности построения еоциа-
лизма в одной стране, товарищ Сталин в
новых исторических условиях побелоносно-
га социалистического строительства в СССР
обогатил эту теорию выводом о возможности
построения и коммунизма в нашей стране.
	Другим ярким примером творческого раз-
вития марксизма, является сталинекое уче-
ние о социалистическом государетве, В тег.
ной связи с теорией одновременной победы
социализма во всех или в большинстве ци-
вилизованных стран Энгельс утверждал, что
после победы социалистической революции
	гобударетво должно отмереть. Догматичееки —
	HOAAO LS в марксизму, начетчики и талму-
диеты из нашей партин после победы Ox
тябрьской революции начали требовать,
	чтобы партия приняла меры в скорейшему
! в м
	отмпранию бюветекого государства, к рое-
пуску’ государственных органов, к отказу
от постоянной армии.
	Творчески развивая марксизм, товариш
Сталин, на основании тлубокого изучения
мировой обстановки в наше время, впервые
в истории маркеизма пришел к выводу, что
‘при наличии  калиталиетичеекого  окру-
жения, когда социалистическая революция
победила только в одной стране, необходимо
всемерное усиление социалистического го-
сударетва, органов  госуларетва, органов
	разведки, армии. Товарищ Сталин пришел .
	к выводу, что формула Энгельса об отмира-
нии государства имеет в виду победу соЦиа-
лизма во всех странах илив большинстве
стран, что она неприменима, к тому случаю,
когда социализм побеждает в одной, отдель-
Но взятой стране, а во всех других странах
господетвует калтитализм.
	«Начётчики и талмудисты могут сказать,
— пишет товарищ Сталин,— что это об-
стоятельство создаёт невыносимое положе-
ние, что нужно одну из формул отбросить,
как безусловно опибочную, & другую, как
безусловно правильную, — распространить
на все периоды развития социалистического
государства. Но марксисты не могут не
знать, что начётчики и талмудисты оши-
баются, что обе эти формулы правильны, но
не абеолютно, а каждая для своего времени:
формула советских марксистов — для пе-
риода победы социализма в одной или не-
скольких странах, а формула. Энгельса —
для того периода, когда последовательная
победа социализма в отдельных странах
приведёт к победе социализма в большин-
стве стран и когда создадутся, таким обра-
зом, необходимые условия для применения
формулы Энгельса» (стр. БТ).
	\изненность сталинской формулы о не-
обходимости всемерного укрепления сопиз-
листического государства подтверждена всем
ходом социалистичебкого строительства в
нашей стране, суровым опытом минувшей
войны и дальнейшим под’емом страны в
послевоенный период, успехами борьбы за
мир в0 всем мире. Без веемерного ук-
репления Советекого государства, наш на-
род .не смог бы разгромить германский фа-
DIM и японский империализм. Дальней-
шее укрепление Советекото госуларетва в
	послевоенный период является лешающим
	`Фавторюм в борьбе за мую. против поди
	гателей новой войны.
		ЛОТ
	КРАСНЫЙ
	рого качественного состояния Е Новому
путем взрыва уже неприменим К разви-
тию советского общества. Здесь действуют

новые закономерности развития.
	«Вообще нужно сказать ‘ЕК сведению,
товазишей, увлекающихся взрывами, ——
пашет товарищ Сталин, — что закон me-
pexola OF старого качества, к Новому пу-
тем взрыва  неприменим не только R
истории развития языка, — он не всегда
применим также и в другим обществен-
ным явлениям базисного или надетюечно-
го порядка, Он обязателен для общества.
	разлелённого на враждебные классы. Но

он ворее не обязателен для‘ общеетва, не
	имеющего враждебных классов. Б течение
8 — 10 лет мы осуществили в сельском
хозяйстве налней страны переход от бур-
	жуазного интивидуально-креетьянского
строя к социалистическому,  колхозному
строю. Это была революция,  ликвихиро-
вавлиая старый буржуазный  хозяйетвен-
	ный строй в деревне и созлавшая новый,
сопиалистический строй. Отнако этог пе-
	`реворот совершиилея ве путем взрыва, т. е.
не путём свержения существующей вла-
сти и создания новой власти, а путём по-.
степенного перехола от сталого буржуазно-
‘0 строя в леревне к новому. А удалось,

В своих новых произведениях товарищ
Сталин дает классическое определение
марксизма, раскрывающее интернапиональ-
ный характер нашего мировоззрения, един-
ство всех сторон марксизма, его руководя-

ее значение для всех наук.«Марксизм, —
пишет И. В. Сталин, — есть наука о зако-
нах развития ‘природы и обтцества, наука о
революции угнетённых и эксплуатируемых
масс, наука-о победе социализма во всех
странах, наука о строительстве HOM WH
crrecroro общества» (отр. 54—55).
	Товарииг Сталин неоднократно отмечал
творческий характер марксистекого учения,
указывая, что в своем развитии марксизм.
‘требует улучшения и обогащения старых,
‘формул на основе учета нового опыта, В
своем известном ответе на письмо тов. Ра-
зина он писал: «Нельзя двигаться вперёд
и лвигать вперёд науку без того, чтобы не’
подвергнуть критическому разбору устарев-
цтие положения и высказывания известных.
авторитетов. Это относится не только в
авторитетам военного дела, но и к класси-
‘кам марксиема» («Большевик», № 3, 1947,

стр. 7).

В своих работах по вопросам языкозна-
ния товарищ, Сталин еще раз с особой силой
подчеркивает и конкретно показывает твор-
ческий характер марксизма:
	«Марксизм, как наука, не может стоять
на одном месте, — он развивается и совер-
‘шенствуется. В своём развитии марксизм
не может не обогащатьея новым опытом, но-
выми знаниями, — следовательно, отдель-
ные сго формулы и выводы не могут не из-
‹ меняться с течением времени, не могут не
заменяться новыми формулами и выводами,
соответствующими новым историческим
задачам. Марксизм не признаёт неизменных.
выводов № формул, обязательных для веех.
эпох и периодов. Марксизм является врагом

всякого догматизма» (стр. 55).

В качестве примеров и образцов TROp-
ческого развития марксизма товарищ
Сталин He случайно приводит ленинекую
теорию социалистической революции, тео-
рию 0 возможности победы социализма в
одной стране, законченное учение о социа-
длистическом государстве. Эти коренные тео-
ретические положения марксизма-лениниз-
ма, имеющие первостененное значение для
решения всех жизненных проблем нашей
эпохи, с исключительной убедительностью
показывают, как смело и гениально Ленин
и Сталин по-новому реппали назревшие во-
просы маркеистекой теории.
	Как известно, в сороковых. годах ХХ CTO)
детия, когда капитализм развивалея более.
нли менее плавно по восходящей зинии,
Маркс и Энгельсе пришли к правильному.
для того периода выводу, что сопиалисти-
ческая революция не может победить
ной какой-либо стране, что опа может побе-
хить лишь одновременно во всех или в боль-
пгинетве цивилизованных стран. 9
стал руководящим положением ‘для всех
марксистов. о

«Однако в начале ХХ века, — пишет
товарищ Сталин, —особенно в период пер-
вой мировой войны, когда для всех стало
ясно, что капитализм домонополистический
явным образом перерос в капитализм моно-
полистический, когда капитализм восходя-
щий превратился в капитализм умираю-
щий, когда война вскрыла неизлечимые.
слабости мирового империалиетического
фронта, а закон неравномерности развития
предопределил разновременноеть созревания
пролетарекой революции в разных странах,
— Ленин, исходя из маркеистекой теории,

пришел К выводу, что в новых условиях.
развития социалистическая о революция
		BRIA в общемировую культуру, то в буду-
‘шем на базе единого коммуниетического
‘экономического уклада жизни, единой по
форме и содержанию культуры образуется
‘единый язык, который неизмеримо облег-
чит взаимное общение и сотрудничество
всех тружеников общества, всесторонний
‘прогресс человечества,

Нало полагать, что русский язык, KOTO-
рый первым обогатилея и непрестанно 0о0о-
гацаетея новыми понятиями и терминами,
отражающими гигантский пропеее комму-
нистического строительства, ляжет в осно-
ву общего языка будущей ‘первой  экономи-
ческой ЗОНЫ.
	В создании дудущего единого мирового,
языка огромную роль сыграет русский
я2ык, язык Октябрьской революдии, язык
Ленина и Сталина, язык того тероического.
народа, который первым проложил путь к
коммунизму, который Wier B авангарде
‘всего передового человечества.
	‘ства —— производственные отношения, c0-
`етавляющие базу общества, — обеспечивают
  роет материальных благ, необходимых для
	сушествования и развития общества,
	Базие каждого общества имеет свою, CO.
ответетвующую ему надстройку. Она яв-
ляется продуктом одной эпохи, в течение
зоторой живет и действует данный эконо-
‘мический базис. С ирменением и ликвида-
цией базиса изменяется и ликвидируетея
его надстройка, при рожлении нового базиеа,
рождаетея и новая надстройка. Товарищ
 Сталин дал всестороннее определение над-
стройки, ee спенифических особенностей.
«Надетройка, — пишет товариш Сталин, —
это политические, правовые, оелигиозные,
художественные, философские ззглялы 90-
щества и соответетвующие им политиче-
ские, правовые и другие учреждения»
(стр. 5). Отеюла особенности надстройки,
которая «обслуживает общество политиче-
секими, юридическими, эстетическими и
другими идеями и создаёт для общества со-
‘ответствунчние политические, юридические
и другие учреждения» (стр. 36).

Следовательно, надстройка — это не те
или иные илеи и взглялы сами по себе, д
‘совокупноеть определенных илей и взгля-
дов общества и соответствующие им учреж-
дения. В классовом обществе налстройка
носит классовый хатактер, ибо она с0з-
  дается гостюдетвующими классами для за-
щиты их интересов,

Маркеистеко-ленинским илеям и взгля-
дам о певолюционном коммунистическом
преобразовании всего современного общест-
ва соответствует прежде Beerd система
диктатуры рабочего класза, направляемая
коммунистической партией. Эта политиче-
кая налстройка соответствует всему пери-
оду перехода от капитализма, к кохмунизму.
Всея политическая надстройка социалиети-
ческого общества, ‘прежде веего Советекое
государетво с ею функциями, является
тлавным условием услешного етроительст-
Ba коммунистическото общества,

Но мере перехода к коммунизму пол-
ностью ‘расцветет духовная жизнь общест-
ва, разовьютея весе формы коммуниетчче-
ской идеологии. В этому направаены исто-
рические постановления большевистской
партин по идеологическим вопросам, Пол-
ный разгром и преодоление об’ективизма
в области философии, остатков механицие-
ма и идеализма в советской  биолотани,
языкознании, физиологии и других обла-
тях науки, перевот веех отраюлей зна-
ний на прочный Фундамент философии
диалектического материализма отражают
процесс развития коммунистической итео-
ЛоРии.

Раскрывая взаимосвязь базиса и над-
стройки, товарищ Сталин Учит:  «Надот-
ройка порождается базисом, но это вовсе
не значит, что она только отражает базис,
что она пасепвна, нейтральна, безразлич-
HO OTHOCHTCA K судьбе своего баснеа, к
судьбе классов, к характеру строя. Наобо-
рог, появившиеь на свет, она становятся
величайшей активной силой, активно ео-
действует своему базису  оформитья и
укрепиться, принимает все меры к тому,
чтобы помочь новому строю токонать и

ликвидировать старый базис и старые
классы.
	Иначе и не может быть. Надстройка
для того ‘и создаётся базисом, чтобы она
служила ему, чтобы она активно помогала
ему оформитьея и укрепиться, чтобы ona
активно боролаюь за ликвидацию  старо-
го, отживалщего свой вок базиеа с его
стафой надстройкой. Стоит только отка-
заться надстройке от этой её служебной
роли, стоит только перейти надстройке от
позиции актизной зашиты своего базиса
на, позицию безразличного отношения к не-
му, на позицию одинакового отношения к,
классам, чтобы она потеряла своё качество
и перестала быть надстройкой» (стр. 7),

Никогда в мировой истории надстройка
не имела такой великой  преобразующей
силы, как в эпоху строительства комму-
низма. Никогда ни в одном обществе
не решались такие грандиозные задачи,
какие решают наша большевистекая пар-
тия и Советское тосударетво пои социализ-
ме. Большевистская партия и Советское
‘тосударетво борютея за то, чтобы в 06-
‘ласти экономической — обеспечить полное
‘изобилие материальных благ и в обла-
‘сти идеологической — воспитывать ком-
‚мунистическую сознательность масс, е903-
дать изобилие духовной культуры  ком-
` муниестическотго общества. В работах
‘товарища Сталина, в решениях партии и
правительства указаны практические пути
‘выполнения этих оеновных политических,
‘экономических и идеологических задач
постепенного перехода от социализма К
КОММУНИЗМУ,
	В своих новых работах товарищ
Сталин указывает, что важнейшей saKo-
номерностью развития советского общест-
ва является постепенное преобразование
его на началах коммунизма. Товари
Сталин учит, что вакон перехода or ста-
	возможность свободно обогащать друг дру-
га в порядке сотрудничества. Понятно, что
в этих условиях не может быть и речи о
подавлении и поражении одних и победе
других языков. Здесь мы будем иметь дело
	‘Не с лвумя лзывами, Из вБоторых один тер-
	пит поражение, а другой выходит из борь-
бы победителем, а с сотнями национальных
языков, из которых в результате длитель-
ного ‹ экономического, ‹ политического и
культурного сотрудничества наций будут
выделяться сначала наиболее обогащённые
единые зональные языки, а потом зональ-
ные языки вольютея в один общий между-
народный язык, который, конечно, не бу-
дет ни немецким, ни русским, ни ангтий-
ским, а новым языком, вобравшим в 6@ебя
лучшие элементы национальных и зональ-
ных языков» (стр. 53—54).
	ели сеичас наличие различных языков
облегчает рост и развитие наций, дает
каждому народу возможность внести свой
	№ числу коренных закономерностей 09-
	щественного развития относится диалевти-
ческое соотношение между базисом и над-
стройкой, раскоытое марксиетско-ленинекой
философией. Развивая дальше соответству-
ющие положенил Маркса, Энгельса, Ленина,
товариш Сталин в своих новых трулах
дает классическое определение производет-
ва, базиса и надетройки, векрывая их 060-
бенноети, показывая соотношение между
ними. В этих произведениях развиваются
дальше основные положения исторического
материализма, изложенные в работах
И. В. Сталина «Анархизм или социализм? »,
«0 лиалектическом и истопическом матс-
риализме» и других. На основе обобщения
опыта новой эпохи. товариш Сталин углуб-
ляет и конкретизирует марксистское поня-
тне общественного бытия и общественного
сознания.
	Общественное бытие включает в себя
производство, экономику, базие и т. д. 00-
ее между ними в том. что они являются
выражением общественного бытия. Товарилт
Сталин учит, что наука не может ограни-
чиваться изучением общих черт явлений,
а лолжна итти лалыне. вогрывать спепи-
	фические особенности кажлото из них. Без
	этого невозможно глубокое познание реаль-
ного мира. Без выяснения особенностей
	‘различных стодон общественного бытия —
	материальной» Производства, AROHOMHAH,
базиса и т. п. —— нельзя правильно понять
уногие явления современной жизни.
	Производетво есть исхолный пункт Da3-
вития всякого человеческого общества.
Всякое общество для того, чтобы существо-
вать, должно производить. Первая и наибо-
лее подвижная сторона ‘произволетва =—-
это прежде всего орудия производства, ко-
торые развиваются непрерывно и bespas-
личны к классам. Они не классовы, ибо
служат воем классам общества, как ста-
рым, таки новым. Эта особенность орудий
производства лает возуожность новому по-
колению в готовом виде получить и ис-
пользовать для произволства материальных
благ все то, что наследуется им от старого
поколения.
		принцитиальное, основополагающее значе-
ние для развития советского языкознания,
философии и других общественных наук.
	Выход в свет произведений И. В. Сталина,
посвященных проблемам языкознания, еще
раз показывает, с каким огромным внима-
нием относится великий вождь нашей пар-
тий и народа к возросшим теоретическим
	‘запросам советских людей, строителеи ком-
		мунизма. Работы товарища Сталина яв-
няются классическим образцом творческого
развития марксизма. В них дано исклю-
чительное по глубине теоретическое осве-
щение новых назревших вопросов маркси-
сетско-ленинской науки.
	Эти труды товарища Сталина выражают
новую, выешую ступень всестороннего и
глубокого изучения закономерностей 0об-
щественного развития. Товарищ Оталин
наносит сокрушительный удар по вульга-
ризации марксизма, по упрошенческому
толкованию таких понятий, как язык,
базис и надстройка, конкретизирует и раз-
вивает дальие важнейшие положения диа-
лектического и исторического материализма
и тем самым вооружает наши кадры новыми
теоретическими выводами, распиряющими.

их политическии и культурный кругозор.
		Маркоистско-ленинская наука, раскры-
вая законы общественного развития, строи-
тельства коммунистического общества, сама
обогатщаетея и развивается в процессе борь-
бы большевистской партии и советского
народа за дальнейший расцвет еоциалиети-
ческой экономики и культуры. Действен-
ная и преобразующая роль маркеизма-
ленинизма, ето творческий характер нахо-
лят яркое и полное выражение в деятель-
ности и в трудах гениального зодчего ком-
мунизма товарища Сталина.

Освешая мощным прожектором маркеист-
ской теории путь борьбы советского народа
за коммунизм, борьбу трудящихся всех
стран за мир, демократию и социализм,
товарищ Сталин развивает дальше маркси-
стеко-ленинскую науку на основе глубокого
обобщения опыта этой борьбы народных

масс.
	Новым выдающимся вкладом в сокревищ-
нипу марксиетско-ленинекой науки яв-
ляются произведения И. В. Сталина «Отно-
сительно марксизма в языкознании», «В
некоторым вопросам языкознания» И
«Ответ товарищам». Эти труды, об’единен-
ные в олном изланни под общим названием
	«Марксизм и вопросы языкознания», ниеют
	Труды И. В. Сталина произвели кореннон
переворот в советском языкознании. Блеетя-
ще применяя марксистскую диалектику к
творческому решению оеновных вопросов
теории языка, товарим Сталин разобла-
чил вудьгаризаторекие, антимарюеиетекие
взтляды Н. Я. Марра и ето учеников, дал
тлубокие научные ответы на важнейшие
вопросы общего языкознания. И. В. Оталин
вывел советекое языкознание из тупика на
истинный научный путь плодотворного
маркеистекого исследования.

Антимаркенстевие взгляды Марра и его
последователей проявились прежде всего в
смешении, отождествяении языка с над-
стройкой. Не разобравшиеь в существе
марксизма. Марр грубо упрошал и искажал.
отдельные формулы и положения диалекти-
ческого и псторичеекого материализма при
толковании явлений языка.

Разоблачая методологические пороки
Марра и его учеников, товарищ Сталин.
указывает, что Н. Я. Марр внес в языко-
знание неправильную,  немаркеистекую
формулу насчет языка, как надетройки, и

запутал себя, запутал языкознание.
	Впервые в истории марксизма И,
Сталин с исключительной ясностью, после-
дорательностью и исчернывающей полнотой
вскрыл основные отличия языка от над-
стройки. Надстройка, возникает и тиювиди-
руется вместе с возникновением и ликвида-
цией. соответствующего базиса. Но с унич-
тожением базиса язык не ликвидируется,
д остается в основном таким же, каким он
был до революционного переворота в обще-
стве. Изменения в языке происходят в емыс-
ле пополнения его новыми словами и выра-
жениями, возникигими в связи с появлением
и развитием нового общества.
	Это коренное отличие развития языва от

развития надстройки товарищ Сталин по-
казывает на примере нашей страны. На’
протяжении последних. трех десятилетий в.
России был ликвидирован старый, капита-
листический базис с его надстройкой и
построен новый, социалистический базие с.
соответствующей ему надстройкой. «Но, не-
смотря на это,— отмечает товарищ Сталин,
— русский язык осталея в основном таким
же, каким он был до Октябрьского перево-
рота» («Марксизм и вопросы языкозна-
ния», Госполитиздал, 1950, стр. 6).
_ За этот период изменился в извеетной
мере словарный состав русского языка, Он
обогатилея новыми словами, отражающими
процесс революционной борьбы рабочих и
крестьян нашей страны, процесс социали-
стическото и коммуниетического строитель-
ства. Лостаточно назвать такие слова,
как ‹ленинец»,’ «сталинец», «большевик»,
«Советы». «комоомол»,. «08х03», «кол-
хоз», «пятилетка», «ударник», «стахано-
Bel», и тысячи друпих слов, которые не
только обогатили русский. язык и языки на-
родов СССР; но которые войдут в золотой
фонд будущего зонального, а затем и общего
мирового языка коммунистического 0б-
щества. , ,

Характеризуя далее отличие языка от
надстройки, товариш Сталин указывает,
что язык как средство общения людей,
подобно орудиям производетва. одинаково
обслуживает все классы общества, более
того, одинаково обслуживает  различ-
ные общеетвенно-экономичеекие формации.
Язык, относясь безразлично к классам,
одинаково может обслуживать как калтита-
листический. так и социалистический
етрой. Например, русекяй язык ‘и языки
других народов СССР так же хороню об&лу-
зивали старый строй, как и новый, еоциа-
тистический строй в нашей стране. Иначе
обстоит дело © надстройкой, которая He
относится, ках язык, безразлично к вудь-
бе своего базиса, к судьбе классов, № ха-
pakrepy строя, а, наоборот, активно помо-
тает евоему базиеу оформиться и укре-
ПИТЬСЯ.

Вульгаризаторы  маркеизма — Мар и
его ученики, смешивая язык © идеологи-
ческой настройкой, проповедывали вмеете
с уничтожением старой надстройки взрывы
и в языке. Выемеивая донкихотетво этих
невежт в вопросах маркеизма я языко-
знания, товарищ Сталин указывает, что
история вообще не делает чето-дибо суще-
ственного без особой на то веобходимояти,
ели существующий язык с его структурой
в основном вполне пригоден для удовлет-
ворения нужд новото‘ общества, то ника-
кой необходимости в языковом перевороте
Не возтклмег.

’ Наконет, нельзя смешивать язык © над-
стройкой потому, что сфера действия язы-
а. охватывающего вее области деятель-
ности человека, неизмеримо птире и Тазно-
етотоннее, чем сфера, действия надстройки.

Веестороняе анализируя первую корен-
ную метолологическую ошибку Mappa и
	его учеников, товарищ Сталин делает вы-
	ТТ
		вол, что марксист не может считать
язык налстройкой нал базисом, что смеши-
вать язык © надетройкой — значит до-
пустить серьезную оптибку.

С этой ошибкой Марра была связана его.
тругая, не менее серьезная ошибка — ут-
верждение ю «классовости» языка, 96
отсутетвии общего и единого для общества
неклаесовото. общенародного языка. Это
утверждение являлось логическим олед-
ствием антимарксистекой, метафизической
концепции марровцев, ечитавших, что
язык есть идеологическая ‘налстройка, &
каждая надетройка имеет хклассовый ха-
рактер, следовательно, и язык должен,
быть классовым. Отеюла почски марров-
нев мифических классовых языков —=
«языка дворянетва», «буржуазного язы-
ка», «языка крестьянетва», «пролетароко-
го языках итд ^

- Отметая эти примитивные представления

сторонников так называемого «нового уче-
ния» о языке, товарищ Сталин пишет, что.
Ha BCeX этапах развития человеческой
истории «язык, как ередство общения лю-
дей в общеетье, быт общим и единым для.
общества, равно обслуживающим членов
общества независимо от коциального по-
ложения» (стр. 12).

Одновременно товарищ Сталин указы-
вает, что наличие единых и общих для
всех классов, общенародных языков He.
исключает того, что отдельные социаль-
ные групны стараются использовать язык
в евоих интересах, пытаясь навязать ему!
свой 060бый лексикон, евои особые тер-

мины, свои 0собые выражения. Это особен-

но характерно для экеплуататореких клае-
сов, для верхушечных слоев имущих клас-
сов. Олеюда возникновение о класеовых.
диалектов, жартгонов, «салонных языков».

В отличие от классовых диалектов и.
жаргонов, обслуживающих отраниченные
социальные группы, местные («террито-.
риальные»)  дналекты, обслуживающие
народные массы, имеют два основных.
специфических признака языка — свой:
	По что касается производетвенных, эко-
номических отношений лютей. то в классо-
	грамматический строй и основной eqo-  BOM обществе они носят классовый харак-
	тер. Сововупноеть производственных отно-
шений.  соответетвуюших  опрелеленному
	уровню развития производительных CH
	выражающих отределенное отношение лю-
дей в средствам производства, соетавляет
экономический базис общества. Товарищ
Сталин дальше развивает маркеистекое по-
нимание экономического базиса общества.
Показывая исторический халактер базиса,
тбвариш Сталин пишет: «Базис есть эконо-
	мический строй общества на данном этаме
ого раззития» (стр. 3).
	Рассмотрение экономического строя ©б-
шоства в ого развитии представляет ненре-
менное условие точного и глубокого позна-
ния общественных явлений.
	Известно, что экономичеекии строй двух
фаз коммунизма в своей основе олин и тот
же: он характеризуется общественной
собственностью на средства производства,
отношением сотрудничества и взаимной по-
мощи людей. Эта общая черта зафикеиро-
вана в Сталинской Вонституции, в статье
4-й, гле говорится, что экономическую о0с-
нову СССР составляют социалистичеекая
система хозяйства и социалистическая
собственность на орудия и средства произ-
водства. Эта экономическая основа являет-
ся общей для сопиализма и для коммунизма.
Но при наличии одного и того же строя
базис коммуниетичеекого общества будет
значительно отличаться от базиса социали-
стического общества по степени своего раз-
ВИТИЯ. По сравнению с социализмом комму-
низм представляет более высокую ступень
развития.
	Базис социалистического общеетва ха-
рактеризуется наличием двух форм общеет-
венной собственности, & базис коммуни-
стического общества будет отличаться еди-
ной формой общественной собственности.
Особенноети базиса социалистическото 0б-
щества зафиксированы в 5-Й статье
Сталинской Ronerurynun, ухазывающей,
	что сопиалистическая собственность в СОСР.
	имеет либо форму тосударственном собет-
	‘венности, либо форму кооперативно-колхоз-
	ной собетвенноети. Определение товарищем
Сталиным базиса, как экономического
строя на данном эташе его развития, указы-
вает на связь базиса общества в конечном
счете © уровнем развития произвохитель-

НЫх Фил,
	Таким образом товариш Сталин учит, ¢
одной стороны, не отождествлять базис об-
щества с производетвом и, с другой сторо-
ны, не отрывать их друг от друга.
	Далее товарищ Сталин вскрывает епеци-
фические особбиноети базиса, которые ео-
стоят в том, что «он обслуживает общество
экономически» (стр. 36). Взаимоотношения

люлей в процессе материального производ-
	варныйи фонд. Отметив эту особенность
местных дизлектов, товарищ Сталин по-
казал, что в процессе образования наций.
один из диалектов данного периода ‘может
стать основой самостоятельного нащиональ-
ного языка. Так, в основу русского нацио-
нальното языка ter куроко-орловский
диалект.

В своих трудах товарищ Сталин разви-
вает стройное учение о закономерностях
исторического развития языков в досоциа-
листическую эпоху и после победы социа-
лизма во всемирном масштабе.
	В досоциалистическую эпоху, в условиях
классового антагонистического общества.
вакнейшая внутренняя закономервость
развития языка состоит в том, что посте-
пенное и длительное накопление элементов
нового языка происходит одновременно ©
оттеснением старого языка, что при скре-
щивании языков один из них обычно вы-
ходит победившим, сохраняя свой основной
словазный фонд.
	Эпохе социализма присущи новые зако-
номерности развития языка. Раскрыв эти.
закономерности, товарищ Сталин с тени-.
альной проницательностью определил пути.
и формы возникновения будущего мирово-
го языка. Еще в своей замечательной ра-
боте «Национальный вопрос и ленинизм».
товарищ Сталин показал неизбежность.
образования зональных экономических.
центров на путях № мировому коммунизму.
Поскольку коммунизм побеждает не одио-
временно, а разновременно в различных.
странах, то будут созданы зональные эко-
номические центры, включающие в себя
соответствующие социалистические нации,
В каждой зоне возникнет один общий для
зоны язык наряду с языками националь-
ностей данной зоны. И лишь вноследетвии
зональные экономические центры 0б’еди-
нятея в один общий мировой центр социа--
тистического хозяйства © одним общим для.
веех наций языком.
	Каковы закономерности о
этого общего языка? Как из ныне сущест-
вующих на земном шаре около трех тысяч.
различных языков в конечном счете обра-
зуетея один язык? Товарищ Сталин учит,
что слияние языков в один общий язык
произойдет «после победы социализма во
всемирном масштабе, когла мирового импе-
риализма не будет уже в наличии, эксплу-
ататорские классы будут низвергнуты, на-
циональный и колониальный тнбт будет
ликвидирован, национальная ‘обособлен-
ность и взаимное недоверие напий будут
заменены взаимным доверием и сближени-
ем наций, национальное равноправие бу-
дет претворено в жизнь, политика подавае-
ния и ассимиляции языков будет ликвиди-
рована, сотрудничество наций будет нала-

жено, а национальные языки будут иметь
		Новые гениальные труды товарища,
Сталина не только  гигантеки  двинули
вперед марксистско-ленинекую теорию, но
и дали развернутую программу творческо-
о развития вех отраслей науки. Они
мобилизовали налии научные кадры, всех
советских людей на еме более решитель-
ную борьбу против проявлений буржуаз-
ной идеологии, за. дальнейшее непрестан-
ное обогащение духовно? сокровищницы
коммунизма,

Осветив перспективы развития  пере-
довой советской науки, товарищ Сталин
указал, что решающим условием ве mpo-
гресса, являетел свобола критики, ‘борьба,
мнений. «Общепризнано, —— ‘учит товарищ
Сталин, — что никакая наука не может
развиваться и преуспевать 603 борьбы
мнений, без свободы критики» (стр. 31).

Творческое овладение маркеизмом, раз-
витие большевистской критики и самокри-
ТИКИ Во вех областях науки — таковы

важнейшие условия создания коммунисти-
ческой КУЛЬТУРЫ, COOTBPTCTBYIOMel вели-.

кой сталинской эпохе.
	Появление новых произведений И. В.
Сталина — большое событие в пдейной
живни болыцевиетской партии м всего с0-
ветекого народа, в идейной жизни  в59х
братеких коммуниетических ‘партий, Эти
классические произведения уже изланы из
	‘многих языках народов СОСР и наюлв
	других стран, что квилетельствует 00
	эгромном интересе миллионов трудяшяхся
во всех частях света к  маркеистеко“
Ленинской теорий.
	Оботащая и двигая вперед маркенетеко-
ленинокую = теорию, гений великом
Сталина еше полнее раскрывает“ законы
	‚общественного развития, вооружает совет
‘ских людей могучим плейным оружием 8
	Ц. СТЕПАНЯН.
	борьбе за коммунизм.