реда, № 242 (3655)
		11 октября 1950 г., с

КРАСНЫЙ ФЛОТ
т О О
	Подготовка к выборам
в местные Советы _
	БЕСЕДЫ
В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ
	ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 10 октября. (По
телеграфу). Весть © предстоящих выборах
в местные Советы. депутатов трудящихся
воинами Н-ской части встречена с огром-
ным воодушевлением. Во всех подразделе-
ниях проведены политинформалии и Sece-
ды, посвященные. знаменательной дате.

— Подготовка, к выборам в местные Co-
веты, — ‘сказал во время-одной из бесед
коммунист тов. Бабурин, — проходит в
замечательные дни, переживаемые  палией
страной. На мощном под’еме находится CO-
циалистическое” народное. хозяйство, неук-
лонно растет блатовостояние народа. Но-
вый трудовой под’ем среди советских лю-
дей вызвали исторические решения Совета
Министров СССР о грандиозных стройках
коммунизма на Волге. Днепре и Аму-Дарье.
Эти величественные стройки еще раз сви-
летельствуют 0б огромной заботе больше-
вистекой партии и товарища Сталина о
тальнейшем пропветании нашей Родины.

Оживленно прочили беседы в других под-
разделениях. Коммунисты тт. Гостев и Ву-
ленюв использовали для своих бесед. пере-
довые статьи’ газе? «Правда» и «Правяа
Украины». Они рассказали воинам © зна-
чении выборов. © роли местных Советов.
	В одном ‘из подразделений  соетоя-
лось собрание партийного актива. Доклад
о полготевке к выборам в местные Советы
	и задачах коммунистов сделал офицер Мед-
велев.
	РЕЧЕР ИЗБИРАТЕЛЕЙ
	КРОНШТАДТ, 10 октября. (По теле-
rrety). В гарнизонном ome офицеров
состоялся вечер избирателей на тему «Мы
строим коммунизм». В гости к морякам
приехала знатная  закройщица обувной
фабрики «Скороход» лауреат Сталинской
премии Ольга, Яковлевна Муштукова.

Вечер: открылся докладом представителя
Ленинградского областного лектория
тов. Безрукова, рассказавието о замечатель-
ных успехах советского народа в борьбе за
построение коммунистического общества.

Затем выступила Ольга Myniryxosa,
тепло встреченная  присутетвовавшими.
Знатная стахановка рассказала о своей ра-
боте, о том, как она добилась полной ликви-
дации отходов при раскрое кожи. Следуя ее
примеру, сотни работниц фабрики сэконо-
	мили государству многие тысячи рублей И
	изРотовили значительное количество обуви
	сверх плана,
	— Готовясь к выборам в местные Советы
депутатов трудящихся, —сказала тов. Муш-
тукова, — коллектив  скороходовцев еще
шире развертывает движение за выпуск
высококачественной продукции, за эконо-
мию материалов, добивается новых успехов.
в выполнении плана’ сталинокой пяти-
нетки.

—На-днях коллектив фабрики, — про-
должала ` тов, Муштухова, — оказал мне
большое лозерие; -избрав делегатом на Вто-
	‘рую Везсоюзную конференцию сторонников.
	Знатная закройщица призвала воинов-
избирателей зорко ‘стоять на страже мир-
ного созидательного труда советских людей,
встретить день выборов новыми успехами в
	боевой и политической учебе.
	ОТЧЕТ ДЕПУТАТА
	ШАХТЫ, 10 октября. (ТАСС). На пред-
приятиях и в учреждениях города пгироко
развернулась подготовка к выборам в
местные Советы депутатов трудящихся.
Агитаторы раз’ясняют избирателям ПНоло-
жение о выборах, проводят беседы 0
Сталинской Конституции.

Многолюдно бывает вечерами в: агит-
пунктах, оборудованных при клубе ГРЭС
имени Артема, в школе № 19, на шахте
«Красненькая». В агитпункте шахты «Ок-
тябрьская Революция» состоялся отчет
депутата городекого Совета почетного: пах-
	тера тов. Калинина перед своими избира-
телами.
	С каждым днем крепла дружба между
практикантами училища и личным cocTa-
вом корабля. На совместных занятиях и
учениях, на ходовых вахтах у приборов и
механизмов бывалые воины делились ©
курсантами своим ботатым опытом, помо-
тали глубже изучить жизнь и службу на
корабле. Не оставались в долгу и курсан-
ты. Они стремились передать матросам и
старпеинам свои теоретические знажия,
помогали военным морякам в ортанизации
культурного досуга, участвовали в епор-
тивных соревнованиях. Курсанты Гребен-
кин, Бондарь, Ковалев и другие проводи-
ли © личным составом беседы, раз’ясняли
вопросы международного положения, важ-
нейшие решения партии и правительства.

Курсанты приобрели за период учебно-
TO плавания прочные навыки и новые зна-
ния. Но в организации и проведении лет-
ней практики были и недостатки. Так, на-
пример, офицерский состав корабля не 03-
накомили своевременно ¢ руководящими
документами о порядке летней практики
курсантов, хотя эти документы были по-
сланы на место еще задолго ло прибытия
практикантов. За все пребывание на ко-
рабле курсанты ни разу не ходили на
шлюнках. Здесь шлюпки имеются, но за-
креплены за специальными командами,
тотовящимися в соревнованиям, и коман-
дир категорически запретил их использо-
вать для практики. У курсантов, впервые
попавших на корабль, невольно создалось
неправильное представление о шлюпочном
деле, как © каком-то второстепенном вилле
морской подготовки. Хочется пожелать,
чтобы на корабле учли эти недочеты и
не повторяли их в дальнейшем.

Вернувшись из учебного плавания, кур-
санты со свежими силами взялись за ов-
ладение знаниями. Каждый из них с бла-
‘тодарноетью Вспоминает замечательную
TIKOLY, которую он прошел за время лет-
ней практики на корабле и которая рас-
крыла перед ним, будущим офицером, за-
мечательные перспективы дальнейшей
службы в ралах славного Советекото Воен-
	 Ho-MopcKoro Флота.
  с Завьялов.
	Советекое государетво родилось со словом
«мир» на устах. И в дальнейшем каждым
своим шагом на арене международной
жизни наша социалистическая страна на-
стойчивю и прямолинейно отетаивала мир.
Мы никогла не вмешивались в дела дру-
гих народов и никогла не позволяли кому
бы то ни было хозяйничать в нашем доме.
Мы всегда прилерживалиеь мудрого
ленинско-сталинеког пранципа, мирного ©0-
ревнования различных политических си-
стем. При этом партия Ленина— Сталина
неизменно воспитывала и воспитывает <о-
ветских людей в лухе величайшего уваже-
ния к другим народам.

И во внутренней своей жизни Советекое
государство всегда являло и’ являет обра-
Sell подлинного, ипекреннего миролюбия.
Осуществление грандиозных планов разви-
тия промышленности и сельского  хозяй-
ства. науки, литературы и искусства, по-
вышения материального и культурного бла-
тосостояния населения СССР — такова
внутренняя политика Советского госулар-
етва на протяжении всей его истерии.

И попестине грандиозны наши успехи во
всех областях. Мне как ученому особенно
хороше известно, каких невиданных высот
достигла, советская наука. развивающаяся
нз основе величайшего творения человече-
ского разума, на основе  марвсизма-
ленинизма.

Бурный расцвет советской науки — ре-
зультат постоянного, отеческого внимания и
заботы нашего правительства, коммунистя-
ческой партий. гениальното. корифея науки
	Иосифа Виссарионовича Сталина. Booxy-
птевляемые и направляемые товарищем
Сталиным. советские ученые ве жалеют
	сил и труда для блага и ечастья родного
народа.

Никогда прежде наша наука не была
столь авторитетна и популярна в мире, как
теперь. Недавно в столице Дании Кюпенга-
тене состоялся 18-й международный  кон-
гресс физиологов. С’ехаловь свыше тысячи
ученых из 37 стран. Любопытно, между
прочим, отметить. что из этого числа
приезжих было 400, американцев.
_ Мне выпала большая честь возглавлять
на этом конгрессе советскую делегацию.
Нас было немного, всего 13 человек. Но
следовало вилеть, как горячо мы были при-
няты, с каким глубоким вниманием и ин-
тересом выслушивались все выступления
советских ученых, их доклалы на самые
актуальные темы современной физиологии,
посвященные гениальному учению И. НП.
Павлова. Недаром еще ло открытия конгрес-
са его президент известный датекий фи-
эполог профессор Лунсгардт на преес-кон-
ферениии полчеркнул, что без участия co-
ветеких ученых конгресе нельзя было бы
считать действительно международным.

На конгресее были созланы 10 секпий.
	В трех из них прелеедалельствовали Haury
	ученые — Паллалин, Коштояни, Бирюков.
Выло заслушано 600 докладов. Олно пле-
	нарное заседание было специально поевя-
	щено гениальному русскому ученому И. И
Навлову. Зарубежные ученые проявили
большой интерес к развитию в СССР твор-
ческого наслелия великого русского фи-
зиолога И П. Павлова. Нам, советским
ученым, залавали много вопросов. Только
ко мне с различными вопросами обратилось
более ста человек. Огромный интерес вы-
звал фильм. которым иллюстрировал свой
доклад о генезисе высшей нервной деятель-
ности советский ученый Волохов. По
пресьбе присутствующих пришловь повто-
дить демонстрацию этого фильма.

В своем докладе «Учение И. П. Павлова,
о высшей нервной деятельности» я более
или менее полробне осветил  лиалектико-
материалистическое учение нашего вели-
Кого соотечественника. Я довольно резко
критиковал противников Павлова — зару-
бежных физиологов, состоящих в реакцион-
ном лагере идеализма. И, надо сказать,
возражений мне так и не приилоеь вы-
слушать. Их не было.

Напротив, все мы, советские делегаты,
с гордостью за свою великую Ролину, илу-
шую в авангарле прогрессивного человече-
ства, услышали много теплых e108 ‘по
aipecy советекой науки. Многие из амери-
	НАВСТРЕЧУ ВТОРОЙ ВСЕСОЮЗНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ СТОРОННИКОВ МИРА

Акалемик К. М, БЫКОБ
. >
	канской молодежи выражали крайнее ©о-
жаление по поводу того, что правительство
США препятствует развитию интереса
американских ученых к советской науке и
культуре и что это, конечно, никак не спо-
собствует прогрессу американской науки.
	— Между тем, — подчеркивали очень
многие, — новые идеи, новые струй идут
именно от советской физиологии.
	’ Очень ‘характерно, что империализм Tak
исступление давит. лушиет малейшее прояв-
ление свободной передовой мысли. Да это
и понятно. Темнота, невежество, отсталость
масс. беспрекоеловное подчинение заправи-
лам Уолл-стрита — вот база, на которую
TOABRO B MOET опиратьея враждебная че-
ловечеству илеология американского импе-
риализма, именно такова, его питательная
среда.

Демагогическая обработка населения при
помощи разнузданной лживой раднопрона-
танды. отупляющих кинофильмов и обол-
ванивающей прессы — таков далеко не
полный арсенал постыдных средств, ши-
роко используемых империалистами CIITA.
Все °это мы видели в Дании — стране
преданной и проданной социал-демоврати-
ческим правительством, услужливо рабо-
лепствующим перед холларовыми магна-
тами.

Не могу не поделиться и некоторыми
другими впечатлениями о Дании. Еще на
аэродроме, едва приземлявтиеь, мы полу-
чили возможность ознакомиться в «блага-
ми», которые принес датчанам «план
Маршалла» — это живое преддверие «аме-
риканекого рая». В первые же минуты нам
были вручены карточки на продовольствие,
в том числе... на масло. Я едва мог пове-
рить, что нахожусь в Дании, стране, славя-
щшейся обилием молочных продуктов. Но
‘такова уж, видно, магическая сила воздей-
ствия американекой «помощи», что.стоит ей
коснуться какого-либо государства, Kak
мгновенно оно теряет свои богатства, вместе
‘е независимостью.

Поразительно, до чего холопски воспри-
нимается некоторыми чрезмерно  угодли-
выми людьми эта так называемая
«помошь». Выетуная во время открытия
с‘евла с короткой речью, ректор Копенга-
тенского университета счел необходимым
расшаркатьея перед американцами 34
помощь университету в снабжении. лабора-
торным имуществом. Однако через несхюль-
ко лней мы смогли убедиться в некотором,
‘мягко выражаясь. несоответствии этого
‘заявления ‘и фактического состояния: дела.
’Беседуя © профессорами универеитета и
‘сотрудниками лабораторий, мы обратили
‘внимание на То, что оборудование у них
давно не обновлялось. И нам  раз’яснили,
‘что лабораторное имущество злесь не по-

полнялюеь уже лет двадцать.
	01 войну

— Надеюсь, — закончил я, — Что ©06-
линение труда и науки создаст мир во всем
мире. .

Эти слова вызвали горячее и, емею ду-
мать, чистобердечное одобрение всех нри-
сутетвующих.

Дни нашето пребывания в Копенгагене
ознаменовались историческими событиями в
жизни Советского государства. С  воехи-
шением и непередаваемой радостью узнали
мы 96 исторических решениях  Советекого
правительства © сооружении гигантских
гидроэнергетических систем. Вакое  вели-
колепное, убедительнейшее свидетельство
мирных намерений и спокойной уверен-
ности нашей социалистической Отчизны!
Мы, советекие делегаты, веволноважно ‹ де-
лились друг © другом впечатлениями © но-
вых величественных перспективах, развер-
тываюнихея перед нашим нафодом.

Примечательно, что все это происходит в
лни, когда весь мир является свидетелем
подлейшего из преступлений. С гневом и
болью узнаем мы каждый день о новых и
новых злодеяниях, чинимых на корейской
земле американскими захватчиками. Быть
может, гле-нибуль далеко за рубежом моей
родной земли ееть люди, чьи сердца остают-
CH холодными, равнодушными, когла они
читают сообщения о событиях в Корее. Но
мы, советские люди, знаем и понимаем,
что все это вначит. Слишком живы еще в
нашей памяти картины недавней войны,
неисчислимые бедствия и страдания, пере-
	житые наптим народом. Втювь и слезы при-.
	несли на нашу землю гитлеровцы. Кровь и
слезы принесли в Корею американские
варваты,

Ho не надо забывать, чем кончился
поход Гитлера. История не простит и ны-
нешних претендентов на мировое господет-
	во, не забудет их чудовищных преступле-
	НИИ.

=
	всефлотские
	ачались \
	‚гребно-парусные гонки
		Первой со старта вырывается шлюпка,
идущая под номером 5. 970 — амурцы.
Однако вскоре ее обходит ял балтийцев.

..Юильными, равномерными  гребками
отличаются черноморцы. Чувствуетея пшко-
ла отличного спортсмена и знатока гребноз
парусного спорта, тренера команды капиз
тан-лейтенанта Вубышкина. Уже через три
кабельтовых шлюпка черномориев выхо-
дит вперед. Под бурные аплодисменты
многочисленных зрителей она первой про+
ходит линию финиша,

Велед-за черноморцами заканчивают диз
станцию моряки Краснознаменной Амур
ской флотилии, затем моряки Балтийского
флота.

Не менее интересно проходил второй по-
луфинал гонок. Упорная борьба разверну=
лась главным образом между шлюпкой
Северного флота и ялом под командованием
лейтенанта Морозова. . Победительницей
вышла молодая, хорошо натренированная
команда североморцев. Шлюпка тов. Моро-
зова финишировала второй, Тихоокеанцы,
взявшие со старта хороший темп, не вы-
держали борьбы и уступили последующие
места  спортеменам шлюпок офицеров
Ермака и Борисенко.

В тот же день состоялись соревнования
по парусу на 40 кабельтовых, Отличную
выучку и умение управлять рулями про-
демонстрировали черноморцы, первыми 38-
кончившие дистанцию, Они же лидировали
и в первом круте гонок без рулей.

Соревнования продолжалиеь до позднего
вечера. Первый же день гонок показал
великолепную морскую выучку para
команд, натренированность гребцов, их
волю к нофеде, умение офицеров — коман-
диров шлюпок находить быстрый и верный
маневр, принимать правильные решения.

Тонки продлятся несколько дней.
	Капитан-лейтенант А. ЛЕНСКИИ.
Лейтенант В. КОКУРНКИН.
	СЕВАСТОПОЛЬ, 10 октября. (Kopp.
«Красного Флота»). Флаги расцвечивания.

полнятые на всех кораблях утром 10 ox-

a on,
	ЧЩ. р-р Е: ФР

тября, ознаменовали ‘начало большого 60-
бытия в спортивной жизни военных моря-
ков —— открытие ° шестых веефлотских
	гребно-парусных гоно».

Накануне море штормило, шел ДОЖДЬ.
Сегодня © утра яркое солнце засверкало
над синими бухтами, и моряви мотли т
полным правом сказать: «Море дружит с
матросом!». № началу гонок установилась
	прекрасная погода,
	...9 часов утра. На пирсе водной стан-
ции выетроились 12 команд. С приветет-
вием к посланцам флотов и флотилий 06-
ратился начальник штаба  Черноморекого
флота. Он говорил о большом значении
ттюпочного спорта для военных моряков, ©
	вылаботке необходимых воину Советского
	Военно-Морекого Флота качеств —— 6ме79
сти. решительности, отличного глазомера.
	‘Провозглашается здравица в честь вели”
кого вождя советского народа, любимого и
родного товарища Сталина. Торжественно
звучит Государетвенный Гимн Советского
Союза, под звуки которого медленно MOT
нимаетея флаг открытия соревнований.
	Участники гонок направляются к шаюи-
кам. Гребцы разбирают весла. Под номером 1
идет шлюнка черноморцев. Ею комэндует
опытный моряк, капитан-лейтенант Пет-
ров. Катера буксируют ялы в старту греб-
ных гонок на 10 кабельтовых.
	В первом полуфинале ветретились чер-
номорцы, каспийцы, балтийцы, амурцы,
команды военно-морских учебных заведе-
ний и морских летчиков.
	Одновременное взлетевшей в воздух ра-
кетой гремит артиллерийский выстрел с
одного из кораблей — сигнал начала го-

HOR,
		Область, в которой я работаю, наука,
которой посвятил свою жизнь, — одна из
самых гуманнейших. Физиология, лежащая
в основе медицины, устремлена на помощь
человечеству, на облегчение его жизни. И
поэтому понятно, что добросовестный фи-
зиолог, как, впрочем, и любой другой доб-
росовестный ученый, не может разделять
каннибальских взглядов атомщиков, раз-
бойничьих взглядов ‘американо-английских
империалистов, пытающихся разжечь по-
жар новой мировой войны.
	Дело, однако, не только в том, чтобы
просто не разделять человеконенавиетни-
ческих концепций. Этого теперь мало,
слишком мало. Недьзя молчать! Молчание,
в нынешних условиях поеступно. Деятель
науки должен активно противодействовать
растушей ‘онасноети войны, должен ска-
зать свое веское слово в защиту мира,
смело и беспощадно обличать факельши-
ков войны И Их Челядь.

Бороться храбро и беззаветно, как это.
делает верный сын французского народа,
крупнейший мировой ученый Жолио-Вюри,
—щ таков долг всех служителей науки.
Таков их долг перед своей ролиной, перед.
наукой, перед собственной совестью. Имен-
но на этот благородный путь ветали луч-
шие представители интеллигендии всего
земного шара. Различие в политических.
взглядах и религиозных убеждениях не. мо-
жет остановить творцов цивилизации в их
священной борьбе за мир.

Не пацифизм движет прогрессивными
деятелями науки, гневно протестующими
против войны. Нет! Их горячая и непре-
клонная приверженность ‘делу мира про-
диктована естественным стремлением к
прогрессу, к расцвету науки, к светлым
идеалам человечества, к торжеству соци-
альной справедливости.

Советские ученые идут в первых рядах
сторонников мира. Всеми своими силами,
всеми своими способностями они укрепля-
ют могучий лагерь борпов против войны,
возглавляемый нашей социалистической Ро-
диной. И мы глубоко верим, мы знаем, что
неисчислимые силы мира сумеют обуздать
опасных безумцев, мечтающих залить зем-
лю морем человеческой крови.

Мир сильнее войны.

Мир победит войну!
	наолю ление в осенных походах
	переходе от яркото света к полной темноя
те человек некоторое время ничего не виз
дит, становитея как бы слепым. Вот поче-
му в помещении, в котором сигнальщик,
тотовитея к ночной вахте, должен гореть
слабый свет. Не. рекомендуется сдавшему
вахту сигнальщику сразу же покидать
боевой пост’ и оставлять там одного вновь
заступающего на вахту наблюдателя, гла
за Которого еще не привыкли к слабому
освещению. При емене вахты оба ‘сигналь-
шика -—— сменяемый и сменяющий —
обязаны 10—15 минут вместе наблюдать

в порученном им секторе.
	Ночью сигнальщик должен быть 960-
бенно бдительным и инициативным, Из
опыта Великой Отечественной войны изве-
стно много примеров  бдительной службы
вигнальщиков. Был, например, такой сау-
чай, Снипнальщик корабля Н. ночью наблю-
лал за далеким отнем, который, еловно
светлая точка, проектировалея на еле при“
метном фоне береговой черты. Вдруг огонь
	на какое-то время пропал, а затем вновь
появился. Ситнальщик подумал: не про-
шедший ли корабль противника закрыл на
время огонь? Свои соображения он доло-
жил командиру. Действительно, через неко-
торое время были обнаружены Henpas-
тельские корабли, один из которых удалось

ПОТОПИТЬ.
	На опыте Великой Отечественной войны
учатся и совершенствуют свои знания и
навыки специалисты евязи и наблюдения.
На флотах имеется множество примеров
образцового выполнения  сигнальщиками
своего служебного долга. Расскажем о неко-
TODbIX H3 HEX.
	Иностранное судно выходило из бухты:
Когда оно прошло несколько десятков ка-
бельтовых, в него ебросили за борт какие
то предметы. Это заметил стоявший на
вахте старший матрос Золотько и немедлен-
но доложил командованию. Проверка под-
твердила достоверность наблюдения. 38
бдительность старшему  матросу Золотько
командующий флотом об’явил  благодар-
ность и поставил его в пример всем сиг-
нальщикам.

При различных условиях BHINMOCTH
требуются и различные приемы наблюде-
ния. При наличии тумана часть наблюда-
телей должна находиться по возможности
ниже. Это увеличивает дальность наблюде-
ния. В лунную ночь видимость © одного
борта достигает 10—20 кабельтовых, a
с другого—только 5—7. Значит, паблю-
дение со стороны темной части горизонта
должно быть усилено.

Требования к организации наблюдения,
изложенные выше, не полны. Однако точ-
ное выполнение сигнальщиками своих
обязанностей в соответствии с этими тре-
бованиями в значительной мере обеспечи-
вает безопасность плавания и услешное
решение учебных задач.
	Капитан 3 ранга П. АБОЛИШИН.
	пасынках
	Осенние Походы кораблей в условиях
частых штормов, дождей, туманов, снеж-
ных зарядов и темных ночей сопряжены
с большими трудностями и требуют 960-
бенно бдительного наблюдения.

Ситнальщики  иснытывают в таком
походе большое напряжение. Они обязаны
на предельно больших расстояниях обнару-
жить плавающую мину, бревно, льдину,
полузатонувшее судно, сорванные боны,
бочки и другие предметы, предетавляющие
опасность для корабля, ввоевременно 4H
четко доложить об этом офицеру. В уело-
виях плохой видимости весьма вероятны
неожиданные встречи кораблей. Обнару-
жить их часто удаетоя лишь на относи-
тельно коротких дистанциях.

Наблюдение требует правильной органи-
зации, Оно должно вестись непрерывно, в
течение всего похода, с обязательной раз-
бивкой всей проематриваемой сферы на
взаимно перекрывающиеся секторы.

Наблюдение должно быть таким, чтобы
	об’ехты могли быть обнаружены на пре-
лельно больших расстояниях, оно должно
быть надежным, то-есть независимым от
условий видимости. Последнее достигается
правильным выбором мест для наблюдате-
лей и сочетанием зрительного наблюдения
с наблюдением при помощи других средетв.

Офицер-евязист должен организовать
наблюдение в походе в соответетвии с
этими правилами. Он обязан учитывать
особенности каждого похода. № сожале-
нию, отдельные офицеры этого не двлают.
Недавно корабль Н. выполнял в море учеб-
	‘ную задачу. Обстановка обязывала команди-
	ра корабля и офицера-связиста тщательно
продумать организацию наблюдения, еще
раз  проинетруктировать  сигнальщиков,
раз’яенить им задачу похода. Но это еде-
лано не было. Последствия немедленно дали
себя знать. Наблюдение на корабле ве-
лось недостаточно бдительно, а отдельные
сигнальщики действовали неправильно.
Один из них не смог своевременно опознать
обнаруженный предмет и не доложил об
этом командиру. Все это отрицательно по-
влияло на выполнение учебной задачи.
Известно, что вести наблюдение в тем-
ное время суток значительно труднее, чем
днем. Но трудности не могут служить 06-
нованием для оправдания ошибок и про-
махов сигнальщиков. Навыки вырабаты-
ваются путем систематических тренировок.
Рекомендуется также пользоваться для
повышения чувствительности глаз некото-
рыми хорошо оправдавшими себя приема-
ми, Например, перед заступлением на вах-
ту полезно обтирать холодной водой заты-
лов и лицо, особенно лоб и виски. От это-
го чувствительность глаз значительно
повышается. Повышается  чуветвитель-
ность глаз и благодаря мышечной работе,
например дыхательной гимнастике,
Человеческий глаз обладает  способ-
ностью быстро приспосабливаться к новым
	условиям освещения. Однако при быстром
	Еще раз о

Тем приятнее былое нам, советеким уче-
	/HEIM, наблюдать многие сердечные из’явле-
ния дружеских чувств Е Советской стране
и к нашей науке. На прощанье, крепко по-
жимая нам руки; один из крупнейлиих хат-
ских физиологов горячо сказал:

— He из покорности. а из искреннего,
  глубового уважения воздаем мы должное
‘советеким ученым.
	Следует сказать, что современные пере-
‘ловые воззрения все больше и больше за-
‘хватывают научную интеллигентию. Bor
‘характерный штрих. По окончании кон-
гресса состоялея банкет. Я обратилея К
зарубежным коллегам с коротким еловом.
В шутливой форме я заметил, что обилие
велосипедов в Копенгагене радует нас,
т. к. физиолог считает жизнь движением.
Отен русской физиологии Сеченов указы-
вал, что любое проявление человеческих
чувств есть движение. труд менип. А наш
знаменитый соотечественник Павлов рабо-
тал нал изучением аппарата, который
управляет мышечным трудом. В вашей
стране труд умственный и физический стал
делом чести и геройства.

Что дало курсантам
	учебное
	Тепло встретили на корабле Н. курсан-
тов, прибывших на практику. Командир
ознакомил их © боевой историей корабля,
рассказал 06 офиперах, старшинах и мат-
роеах, © тех замечательных делах, кото-
рыми экипаж умножает в повседневной
учебе славу своего корабля.
	На следующий лень начались практи-
ческие занятия. Курсанты с головой оку-
нулись в корабельную жизнь. Многое для
них было новым и незнакомым, все вызы-
вало интерес: и грозное боевое оружие, ко-
торым беспощадно разили моряки немепко-
фашистских захватчиков, и сложнейшая
боевая техника, созданная руками совет-
ских людей, и мастерство, с которым вой-
ны корабля управляют этой техникой.
	Нод руководством опытных корабельных
спепиалистов курсанты изучали приборы,
механизмы и вооружение, знакомились с
организацией службы, вместе ев матровами
й старшинами несли вахты. Занятия про-
водились непосредственно на боевых по-
стах. причем © самого начала был приме-
нен метод комплексного обучения, как
наиболее действенный, доходчивый. Pac-
сказывая 00 устройстве механизмов или
приборов, руководитель занятий сразу же
раз’яенял их боевое назначение,  взаимо-
связь с другими механизмами и боевыми
постами. знакомил с приемами их обелу-
живания. Практика показала, что такой
метод обучения лает наилучшие результа-
ты, развивает у будущих офицеров ини-
циативу и самостоятельноеть.*
	После. занятия курсанты самостоятельно
	детально изучали вооружение и оборудо-
вание боевого поста, составляли схемы, за-
рисовки и чертежи деталей, Корабельные
специалисты всегда охотно приходили на
помошь курсачтам. передавая им свой 3Ha-
	HAS и навыки.
			Перед каждым занятием руководитель
производил краткий опрое пракликантов
по ранее пройденной теме и уточнял те
вопросы, которые возникли у них во вре-
мя самостоятельной работы. Это, в одной
стороны, закрепляло их знания, с другой
— позволяло выявить, кто добросовеетно,
& кто © «прохладцей» относится к выпол-
нению заданий.
	Надо отметить, что не все практиканты
вначале оценили в должной мере значение
и поняли сущность комплексного метода
обучения. Во время одного занятия по сиг-
налопроизволству курсант Ерамов, пола-
гая, что он уже вое уяснил, стал отвле-
каться посторонним делом. На задачный
ему вопрос: «Правильно ли отрепетован
сигнал? »——тов. Ерамов не смог ответить.
Он прозевал этот сигнал. Свою  оплош-
ность тов. Ерамов пытался об’яснить тем,
что в данном случае якобы сигнал его
не касался. Курсанты раз’яснили товари-
щу неверность его представления с службе
сигнального мостика.
	Эбстановка требует от сигнальщика ис-
ключительной четкости действий и бли-
тельности.
	— Сигнальщик — это глаза  корадля.
Он должен контролировать не только себя,
Но И своих товарищей, — сказал тов. Ера-
мову руководитель занятия офицер Те-
рентьев. — Вам как будущему  вахтен-

ному офицеру это необходимо твердо -за-
ПОМНЯТЬ.
	Случай халатности, лопущенный тов.
Ерамовым,  обсуждалея на Комсомольском
собрании. Товарищи резко критиковали
нерадивого курсанта. Тов. Ерамов понял

свою ошибку и в дальнейшем оплопиностей
на занятиях не лопускал.
	Большое влияние на воспитание кур-
сантов оказывали корабельные офицеры.
	Поучителен следующий пример. Однажды
на занятии офицер с удовлетворением
наблюдал, как быстро и четко передает
семафор курсант Нусеров.

— Вы и читать сможете так же быст-
ро? — спросил он тов. Нусерова.

‘— A почему же нет? Конечно, смогу, —
ответил курсант.
	— Лавайте проверим, — сказал офицер.
	Оказалось, что тов. Нусеров при быст-
ром темпе передачи семафоров старалея
читать их только по смыслу, что приволи-
	кло к путанице и искажению текстов. Py-
	ководитель подробно разобрал этот недо-
статок. Он рассказал, как однажды сиг-
нальщик по своей оплошности перепутал
содержание семафора, и командир не смог
принять во-врем“ нужное решение. После
этой беседы бдительность практикантов во
время сигналопроизводства повысилась. И
даже тогда, когда руководитель умышлен-
но усложнял обстановку — давал на при-
ем наиболее трудные слова, курсанты при-
нимали семафоры без искажений. На ито-
говой проверке практиканты действовали
умело. Их результаты были близки к нор-
мативам сигнальщиков корабля.
	Офицер Егоров в прошлом сам про-
ходил стажировку на этом корабле. Летом
ему поручили занятия с курсантами по
изучению артиллерийского оружия. Тов.
Егоров отнесея к делу со всей серьезностью.
Проанализировав одно из первых своих
занятий, офицер пришел к выводу, что оно
прошло недостаточно эффективно. Тогда
он применил новый способ обучения Kyp-
сантов-——одновременно на двух смежных
пушках. Этот способ вполне оправлал себя.
	Шри ивучении практикантами энерте-
тических установок корабля офицер Делов
сумел так интересно построить занятия,
что многие практиканты увлезлиеь слож-
нейшей техникой и нередко проводили в
машинных отделениях все своболное вре-
мя. Курсанты. хоропю освоили устройство
механизмов и правила их обслуживания и
наравне со штатными специалистами He-
сли холовые вахты в котельных и машин:
	ных отхелениях,
	Таллинский яхт-клуб создан не очень
давно — два года назад. В течение этого
времени он уже успел неплохо себя заре-
комендовать. В 1950 тоду он участвовал
в парусных соревнованиях, занял на них
второе место.

Для участия в крейсерских гонках боль-
гих. яхт члены клуба совершили переход
Таллин — Пярну — Рига — Таллин. 20
суток провели яхтемены в плавании, про-
шли 650 миль в самых различных метеоро-
логических условиях.

Результаты работы могли быть еще
лучшими, если бы яхт-клубу уделялось
должное внимание со стороны руководящих
организаций. Он до сих пор, как это пи
странно, не имеет даже помещения. В од-
ной из гаваней ему предоставлен малень-
кий сарай, который и является служебным
и подсобным помещением, складом для
имущества ит. д.

Клуб имеет три яхты. Две из них не-
классные. С большими трудностями была
	HDPMBCSEHS еще одна старая яхта, которая
сейчас восстанавливается. Вот и весь нат

«флот». А по табели снабжения яхт-клубу
полатается иметь до трех десятков вым-
пелов; килевые яхты, классные швертбо-
	ты, скутера, буера, шлюпки. Нока нет яхт,
‘можно было бы получить шлюпки. Но их
негде держать, так как клуб не имеет за-
щиленной стоянки. В Таллине имеются
возможности построить любую яхту. Но
клуб не может использовать такую возмож-
ность, у Него нет для этого средетв.

Плохо снабжается клуб шхиперским и
другими видами имущества. На это отпус-
кается по смете Дома офицеров весьма ни-
чтожная сумма денег,

Не один Таллинский яхт-клуб находится
в столь неприглядном положении. Недавно
в «Красном Флоте» была напечатана кор-
респонденция «На положении пасынка», в
которой рассказывалось о плачевном состо-
янии яхт-клуба в Н-ском гарнизоне. Нуж-
Дается в помощи и Черноморский яхт-клуб.

Нозволительно спросить у тов. Снегова,
У Флагманских инспекторов физподготовки,
У всех тех, от кото зависит развитие па“
руеного спорта: «Что вы собираетесь дез
		тать, чтобы резко изменить столь нетерпи-
мое положение?». Парусный спорт должея
занять почетное место на флоте. Для этого
необходимо обеспечить яхт-клубы всем не
	OOXOJUMBEIM, ae
Лейтенант Е. ЛЕОНТЬЕВ.