Рис. 1. Технологическая схема завода сухой штукатурки: 1 — нория (ковшевый конвейер); 2 — сортировка; 3 — нория; 4 — бункер для стружки; 5 — ленточный транспортер; 6 — дезинтегратор; 7 — барабанная рубилка; 8 — бункер для щепы; 9 — шаровой котел; 10 — нория; 11 — бункер размольного отделения; 12 — бегуны; 13 — барабанная сортировка; 14 — массный бассейн; 15 — дефибратор; 16 —циклон; 17 —насос; 18 —мельница «Жордан»; 19 — бассейн; 20 —насос; 21 — напорный бак; 22 — отливочная машина; 23 — рольганг; 24 — вагонетка; 25 — гидропресс; 26 — резальная машина.
Инж. В. И. СВЕТЛИЧНЫЙ и инж. П. Г. МУРОМСКИЙ

Древесноволокнистые плиты („сухая штукатурка ) в строительной практике

Преобладающие еще и поныне мокрые процессы в производстве
внутренних отделочных работ, в частности штукатурных, влекут за собой затяжку сроков строитель
ства и значительный перерасход квалифицированной рабочей силы. Мокрые процессы отделки, чередуясь с затяжными циклами суш
ки здания, способны во многом свести на-нет эффект от механи
зации работ и индустриализации отдельных видов производства.
Первые шаги в направлении вытеснения мокрых процессов отдел
ки относятся к 1933 г. и связаны с деятельностью треста «Мосжилстрой» (инж. В. И. Скосырев и инж. П. Г. Муромский).
На основе опытных работ, выполненных лабораторией треста, были созданы две полукустарные мастерские и изготовлена первая опытная партия древесноволокни
стых плит толщиной в 2 см для замены мокрой штукатурки. Сырьем служила льняная костра, которая обрабатывалась холодным спосо
бом в растворе извести или едкого натра, а затем подвергалась дроблению до состояния волокна на приспособленной для этой цели дробилке Клеро. Масса заливалась в деревянные формы, а прес
сование производилось с помощью ручного винтового пресса. Часть плит была изготовлена из одубины (отход производства дубильных экстрактов для кожевенной про
мышленности) и отходов бумажного производства. В условиях полукустарного производства размеры плит были весьма ограничены (0,5 X 0,7 м).
Вначале предполагалось заменить плитами лишь первый и второй грунты обычной сырой штукатурки. Первая опытная партия
была использована именно таким образом. К деревянным стенам плиты пришивались гвоздями, а к каменным — приклеивались битум
ной мастикой. Сверху плиты были покрыты слоем известково-алеба
стровой затирки толщиной в 4— 6 мм. При этом оказалось, что да
же такой способ замены сырой
штукатурки древесноволокнистыми плитами обещает дать значительный технико-экономический эффект.
В 1936 г. Московский комитет ВКП(б) и Моссовет поручили Тресту отделочных стройматериалов соорудить первый завод древесноволокнистых плит («сухой органи
ческой штукатурки») с использова
нием в качестве технологического сырья отходов деревообрабатывающих заводов г. Москвы. В авгу
сте 1937 г. завод, оборудованный отечественными и частично импорт