Под знаменем Маркса—Энгельса- Ленина—Сталина

Двадцать два года назад Великая Октябрьская социалистическая революция навсегда смела с лица нашей земли капиталистов, фабрикантов и помещиков. Этот великий день, овеянный бессмертной и
немеркнущей славой, — день 25 октября (7 ноября) 1917 г. навеки вошел праздником в историю человечества.
В. И. Ленин в четвертую годовщину советской власти говорил: «Чем дальше отходит от нас этот великий день, тем яснее становится значение пролетарской революции в России, тем глубже мы вдумываемся также в практический опыт нашей работы, взятый в целом».
За двадцать два года советской власти проделана поистине гигантская работа. Советская страна стала неузнаваемой: «У нас нет уже больше, или
почти нет больше старых заводов с их отсталой техникой и старых крестьянских хозяйств с их допотопным оборудованием. Основу нашей промышленности и земледелия составляет теперь новая, современная техника» (Сталин).
Народный доход СССР вырос за последние 5 лет в 2,2 раза. С 48,5 млрд. руб. в 1933 г. (в ценах 1926/27 г.) он увеличился до 105 млрд. руб. в 1938 г.
В СССР в основном завершена техническая реконструкция народного хозяйства. В то время как в капиталистических государствах промышленное производство из года в год сокращается (только за 1938 г. производство сократилось на 10%), в СССР продукция нашей промышленности ежегодно растет. С 25,7 млрд. руб. в 1925 г. она увеличилась до 106,1 млрд. руб. в 1938 г. А в 1942 г. продукция промышленности составит 184 млрд. руб.
Коренным образом изменился и классовый состав советского общества. В 1937 г. рабочие и служащие составляли 34,7% всего населения страны, тогда как в 1928 г. их было только 17,3%. Если в 1928 г. колхозное крестьянство и кооперированные кустари со
ставляли 2,9%, то в 1937 г. они составляют 55,5% населения. Капиталистические элементы (нэпманы, кулаки) в 1928 г. составляли 4,5% населения. В настоящее время эксплоататорские элементы полностью ликвидированы.
Вместе со всей страной росла и изменялась столица СССР. Москва — крупнейший промышленный центр, важнейший железнодорожный узел. Москва— политический и административный центр СССР, от
куда руководят страной советское правительство и Центральный Комитет ВКП(б), город, где живет и творит великий Сталин.
Благодаря постоянной заботе правительства, ЦК партии и товарища Сталина, наша столица за исто
рически короткий срок совершенно изменилась. Из мещанско-купеческого, грязного города с узкими, кривыми улицами, бесконечными тупиками, с изоби
лием церквей, безвкусных купеческих особняков, ужасающих трущоб и лачуг для рабочего населе
ния Москва превратилась в благоустроенный город с монументальными жилыми и общественными зда
ниями, широкими и прямыми улицами, залитыми асфальтом, с первоклассным внутригородским транс
портом. Москва стала городом передовой науки и культуры.
Впервые в истории мира новое социалистическое общество созидает новый город для новых людей, навсегда сбросивших с себя ярмо капиталистического угнетения.
Четыре с лишним года прошло с того исторического дня, когда СНК СССР и ЦК ВКП(б) утверди
ли генеральный план реконструкции Москвы, созданный по прямым указаниям и под непосредственным
руководством великого Сталина. Генеральный план, разрешая коренные вопросы всех отраслей город
ского хозяйства, наметил кратчайший и смелый путь перестройки старой Москвы в новый, социалистиче
ский город. Такая величественная, научно обосно
ванная программа реконструкции огромного города могла появиться только в стране победившего социализма. И только свободным труженикам, руководимым партией Ленина — Сталина, под силу пре
вратить эту программу в прекрасную действительность.
Многое на этом славном пути уже сделано за годы советской власти. Территория Москвы значи
тельно выросла. В 1913 г. она составляла 17 661 га, в 1932 г. — 27 244, а в 1938 г. — 29 419 га. По ген
плану реконструкции территория столицы к 1945 г. должна расшириться до 60 тыс. га. Освоение новых территорий под жилую и общественную застройку даст возможность полностью ликвидировать оставшуюся в наследство от варварского российского капитализма переуплотненность застройки, перенасе
ленность и вытекающую отсюда необеспеченность нормального размещения растущего населения города.
Для Москвы уже теперь перестали быть типичными кривые и узкие улицы, слабо освещенные и покрытые булыжником, застроенные низкоэтажны
ми, разнохарактерными и ветхими строениями. В представлении о внешнем облике Москвы уже теперь первенствующее место занимают многочис
ленные просторные магистрали и площади, щедро освещенные, покрытые асфальтом и обрамленные новой фундаментальной застройкой, архитектура которой выражает величие нашей эпохи, радость и счастье советского народа. Охотный ряд, улица Горького, Садовое кольцо, 1-я Мещанская, Каляев
ская, Бутырская, Б. Калужская улицы, Ярославское и Можайское шоссе и многие другие улицы, набережные и площади коренным образом реконструи
рованы и зачастую только названиями напоминают о своем прошлом облике.
На строительной площадке величайшего и красивейшего сооружения — Дворца Советов — уже приступлено к монтажу стальных конструкций. К концу 1942 г. строительство этого грандиозного здания будет в основном закончено. Весь огромный район, прилегающий к Дворцу Советов, который ныне еще в значительной мере является нетронутым «наследством» дореволюционной Москвы, совершенно преобразится.
По глади асфальта спрямленных и расширенных улиц Москвы непрерывным потоком скользят авто
бусы, троллейбусы, такси. Их не было в старой
Москве. Заново созданы троллейбусное, автобусное и таксомоторное хозяйства, насчитывающие теперь в своих парках тысячи машин. Ценнейшим вкладом в дело коренной реконструкции внутригородского транспорта явился великолепный, лучший в мире метрополитен им. Л. М. Кагановича. Усиленно ведущееся строительство новых линий метро, дальнейший рост и усовершенствование трамвайного, авто
бусного, троллейбусного и таксомоторного хозяйств, дальнейшая реконструкция проезжих частей улиц и площадей — все эти гигантские работы уже в бли
жайшие годы должны кардинально разрешить все еще острые проблемы внутригородского транспорта.
Осуществленное грандиозное строительство канала Москва — Волга в изобилии обеспечило жите
лей, городское хозяйство и промышленность Москвы водой. Уже в 1938 г. потребление воды на одного жителя в сутки составляло 212 л, что значительно превышает соответствующие показатели таких благоустроенных столичных городов Европы, как Лондон, Вена, Брюссель и др. В текущем году средне
суточное водопотребление на одного жителя Москвы достигло 245 л.
В соответствие с заданиями генплана за три года построены 11 великолепных мостов, набережные Москва-реки и водоотводного канала на протяжении 42,1 км облицованы гранитом, проезды по на
бережным расширены и асфальтированы, интенсив
но идет застройка набережных крупными жилыми массивами. Директива генплана о превращении набережных в основную магистраль города настойчиво выполняется.
С большими победами к великому празднику приходят трудящиеся Москвы и в деле народного здравоохранения и народного образования. Об огромных переменах, происшедших в этих областях, на