глядно свидетельствуют хотя бы такие цифры. В 1913 г. в Москве было только 11 родильных домов. Теперь их имеется 34, с 4 249 койками. 325 дет
ских яслей и свыше тысячи детских садов имеют
ныне москвичи. Амбулаторий, поликлиник и диспансеров в Москве в 1913 г. было всего 37, а сей
час — 534. В них работает 145 тыс. врачей. Свыше миллиона жителей столицы учатся в различных учебных заведениях. Только за последние 4 года в Москве построено 350 новых замечательных школьных зданий.
Огромное внимание партия, правительство и московские организации уделяют жилищному строительству в столице. За годы сталинских пятилеток в Москве построено 4,5 млн. кв. м жилой площа
ди. В текущем году Моссовет, выполняя решения XVIII съезда партии, осуществляет скоростное строительство 24 жилых домов по методу, предложенному акад. А. Г. Мордвиновым. Этот первый опыт поточно-скоростного строительства дал блестящие результаты. К XXII годовщине Октябрьской социали
стической революции, т. е. всего за 5 — 6 месяцев закончены строительством первые пять домов, по
строенных на Б. Калужской и на Велозаводской улицах. Можно уверенно сказать, что этот первый опыт был переломным моментом в жилищном строи
тельстве последних лет и что широкое внедрение его во все отрасли городского хозяйства будет знаменовать собою подлинную революцию во всем городском строительстве.
Решительный переход к индустриальным методам строительства произошел в этом году и в других отраслях городского строительства. Скоростное строительство дорог и водопроводных магистралей, опыт которого подробно описывается в помещае
мых в этом номере журнала статьях, дает полную уверенность в том, что 1940 г. и для этих важней
ших отраслей городского хозяйства будет годом больших достижений в борьбе за выполнение генплана реконструкции столицы.
Широким фронтом развернулось в текущем году строительство мощного Юго-западного канала, ввод в эксплоатацию которого коренным образом решает проблему канализации города. Различные методы строительства, примененные на трассе Юго-западного канала, обогатили строителей ценнейшим опы
том. Умело используя этот опыт, они смогут в кратчайшие сроки поднять мощность канализационных сооружений Москвы до требуемого уровня.
С замечательными победами приходит к XXII годовщине Великой Октябрьской социалистической революции и промышленность столицы.
За годы сталинских пятилеток Москва стала крупнейшим центром машиностроительной и электротехнической промышленности. Москва ситцевая ста
ла Москвой металлической. В сравнении с 1913 г. продукция всей промышленности Москвы увеличи
лась в 1938 г. в 16 раз, а металлообрабатывающей— в 57 раз. Москва выпустила в 1938 г. продукции в 1,4 раза больше, чем вся промышленность царской России в 1913 г.
В резолюции XVIII съезда ВКП(б) по докладу товарища В. М. Молотова записано: «Поставленная вторым пятилетним планом задача подъема матери
ально-культурного уровня трудящихся, с повыше
нием уровня народного потребления в два раза и более, — также выполнена». Средняя заработная пла
та r 1938 году в промышленности СССР составляла 389% к 1929 году, в то время, как например, в США она составляла только 85%, а в Японии 86%.
Рост материального благосостояния трудящихся столицы также из года в год увеличивался. Фонд
заработной платы трудящихся Москвы увеличился с 4,05 миллиарда рублей в 1933 г. до 11 миллиардов рублей в 1938 году (рост на 275%).
В 1938 году важнейших товаров продано населению в СССР на 127 миллиардов рублей, то есть почти в три раза больше, чем в 1933 году (43 млрд. рублей) и в девять раз больше, чем в 1929 г. (14,6 млрд, рублей).
В Москве продовольственных товаров продано в 1938 г. в три с лишним раза больше, чем в 1932 г. (на 5 956 млн. рублей против 1 522 млн. рублей). То
варов широкого потребления продано по сравнению с 1932 годом больше, чем в 3,5 раза (на 6 359 млн. рублей против 1 865 млн. рублей). Потребление мяса возросло почти в 2,2 раза, молока в 2,2 раза, масла
животного в 3,6 раза, фруктов в 2 раза, яиц в 10 раз и т. д. В текущем 1939 году количество про
данных товаров (продовольственных и широкого потребления) еще более возросло.
22-й год Октябрьской революции отмечен замечательным событием в жизни всей нашей страны и в жизни столицы Советского Союза. 1 августа в Москве открылась Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. Она ярко отобразила великие победы социалистического земледелия, животноводства, сель
скохозяйственной науки и техники. Выставка была подлинным всенародным университетом по подго
товке кадров сельского хозяйства. Выставка была всесоюзной трибуной по обмену опытом между республиками, краями, областями, колхозами и совхо
зами. Экспонаты павильонов ВСХВ рапортовали стране о величайших победах передового социали
стического сельского хозяйства, о чудесном расцве
те одиннадцати Союзных советских социалистичеких республик, о величественных победах советско
го народа, с которыми он пришел к великому празднику 22-й годовщины советской власти.
Все эти победы достигнуты под великим и непобедимым знаменем Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина, упорным трудом, непримиримой борьбой с врагами народа: троцкистами, бухаринцами, предателями и изменниками, лакеями и наемными шпионами международного империализма.
«Приятно и радостно знать, за что бились наши люди и как они добились всемирно-исторической победы. Приятно и радостно знать, что кровь, обильно пролитая нашими людьми, не прошла даром, что она дала свои результаты» (Сталин).
За 22 года существования советской власти наша страна превратилась в могущественное социалисти
ческое государство рабочих и крестьян. «Великий народ Советов имеет и всегда будет иметь свою ве
ликую и страшную в борьбе с врагом вооруженную
силу, которая будет сокрушать всех и всегда, кто осмеливается посягать на священные права, землю и честь победоносного Советского Союза» (Ворошилов).
Внешняя мирная политика Советского Союза, пользующаяся единодушной и безоговорочной поддержкой всех народов СССР, опирается на расту
щую хозяйственную и культурную мощь страны, на морально-политическое единство советского об
щества, на дружбу народов СССР, на непобедимые, овеянные славой Рабоче-Крестьянскую Красную Армию и Рабоче-Крестьянский Военно-Морской Флот.
Выполняя священный долг, войска Красной Армии 17 сентября перешли границу бывшего поль
ского государства, чтобы взять под свою защиту жизнь и имущество населения Западной Украины и Западной Белоруссии. Красная Армия блестяще справилась с этой исторической задачей. Миллионы
трудящихся, освобожденных от панского гнета, встречают праздник XXII годовщины Великой Ок
тябрьской социалистической революции в братском единении с народами СССР.
В сознании своей непобедимой мощи Советский народ готовится к важнейшему политическому событию в жизни страны — к выборам в местные Советы депутатов трудящихся. Лучших людей, деяте
лей ленинско-сталинского типа, до конца преданных народу и коммунистической партии изберут трудящиеся депутатами Советов.
На XVIII съезде ВКП(б) товарищ Сталин поставил перед нашей страной новые грандиозные задачи. Подготовка и проведение выборов в местные Советы депутатов трудящихся должны пройти под ло
зунгами претворения в жизнь исторических решений XVIII съезда нашей партии, под знаком борьбы за укрепление и расцвет социалистической родины, за новые победы в строительстве коммунизма.
Эти задачи будут решены. Призыв краснопролетарцев о развертывании предоктябрьского соцсоревнования, о многостаночном обслуживании и совме
щении профессий, о широком привлечении женщин в производство встретил действенный отклик всей страны. Трудящиеся Москвы в авангарде героиче
ской армии социалистического труда успешно осваивают эти новые формы стахановского движе
ния. Под руководством великой партии Ленина- Сталина они добьются новых, еще больших побед в борьбе за сталинскую реконструкцию столицы, за построение коммунистического общества.