Общий вид строительства на Гончарной набережной. На переднем плане жилой дом, строящийся по проекту арх. Г. Козлова.

Генеральный план в действии

Москва — сердце нашей могущественной социалистической родины, ее политический, хозяйственный и культурный центр — при
ходит к XXII годовщине Великой Октябрьской социалистической революции с огромными успехами.
Победивший рабочий класс, под руководством партии Ленина — Сталина приступил с первых же дней после Октябрьской рево
люции к социалистическому преобразованию Москвы, как и всей необъятной страны.
Вплоть до самой Октябрьской революции Москва оставалась «большой деревней». Все отрасли городского хозяйства прозябали, были крайне отсталыми. Грязные, кривые и тесные улицы, варварская булыга и незаме
щенные окраины - таково «лицо» дореволюционной Москвы.
Старые хозяева Москвы не сумели, да и не хотели поднять городское хозяйство хотя бы до уровня среднего западно-европей
ского города. Так, вопрос о строительстве Мытищинского водопровода возник в 1870 г., но только спустя 22 года, в 1892 г. он был построен. С момента постановки вопроса о строительстве канализации до пуска первой очереди прошло свыше 24 лет. Город находился в исключительно антисанитарных условиях. В результате, в Москве систематически вспыхивали эпидемии холеры, тифа, чу
мы. Масса населения ютилась в страшных трущобах, а собственники этих трущоб
домовладельцы получали миллионные прибыли. Вопрос о муниципальном жилищном строительстве был сведен «отцами города», купцами и фабрикантами, к постройке двух ночлежных домов на Хитровом рынке. Во
прос этот обсуждался с 1864 г. до 1914 г., т. е. 50 лет, и так и не был разрешен.
Социалистическая Москва растет невиданными темпами. Растет также благоустройство и обслуживание трудящихся.
За 15 лет до революции (с 1902 по 1917 г.) население Москвы увеличилось на 58%; за 15 лет после революции (с 1923 по 1938 г.) население города увеличилось более чем в 2,5 раза.
Коренные сдвиги произошли в структуре самого населения города.
По переписи 1912 г. в Москве было зарегистрировано 30 тыс. безработных и 72 тыс.
фабрикантов, заводчиков и землевладельцев; 12 тыс. хозяев трактиров и других заведений, 6 тыс. служителей культа, 5 тыс. жан
дармов. Все это ушло в невозвратное прошлое.
За годы сталинских пятилеток Москва стала крупнейшим центром промышленности Союза, занимая 16,2% в союзном промыш
ленном производстве. Продукция московской промышленности в 1938 г. увеличилась бо
лее чем в 16 раз по сравнению с 1913 г. Ко
ренным образом изменилась структура самой промышленности. Создана новая металлообрабатывающая и машиностроительная индустрия.
Продукция металлообрабатывающей промышленности, по сравнению с 1913 г., увеличилась в 57 раз. Основные фонды промышленности Москвы выросли по отношению к 1913 г. в 8 раз, а по тяжелой промышленности в 15 раз.
Для иллюстрации коренных сдвигов в промышленном облике города и масштабов раз
вития промышленного производства Москвы достаточно сказать, что продукция (в денежном выражении) одного автомобильного за
вода им. Сталина в 1938 г. равнялась продукции всей московской промышленности в 1913 г. Фабрика «Парижская коммуна» вы
Т. А. СЕЛИВАНОВ
Д, М. ЧУДНОВСКИЙ