Шире развить первые успехи поточноскоростного строительства

В докладе на XVIII съезде ВКП(б) товарищ В. М. Молотов, отметив начинание Моссовета по скоростному строительству 24 жилых домов, ска
зал: «Успехи этого опыта в Москве должны быть перенесены в другие города».
С тех пор прошло девять месяцев. Поточноскоростной метод, предложенный академиком архитектуры А. Г. Мордвиновым, на опыте строитель
ства 24 жилых домов Моссовета целиком себя оправдал. 19 апреля первый экскаватор встал на строительный конвейер и выбросил первый ковш земли. 29 сентября, спустя 5 месяцев и 8 дней первый жилой шестиэтажный дом был готов. Через 6 дней строители сдали второй дом. А всего в теку
щем году поточно-скоростное строительство дало и даст москвичам 13 жилых домов, объемом от 33 до 40 тыс. куб. м каждый.
Первый опыт принес первые скромные успехи. Но уже теперь совершенно очевидны огромные преимущества поточно-скоростного метода в массо
вом строительстве. Доказано, что в 5 — 7 месяцев можно построить большие благоустроенные и кра
сивые жилые дома, которые обычно строились годами. Вот почему уже этот первый опыт должен стать достоянием всех строителей. С этой целью
МГК ВКП(б) и президиум Моссовета провели 8—10 декабря широкое совещание строителей и архитекторов г. Москвы. Около семисот руководящих работников и рабочих-стахановцев строительных ор
ганизаций Моссовета, Наркомстроя, Главвоенстроя, НКВД и других наркоматов и ведомств присутствовало на этом совещании.
На совещании руководители и участники этого строительства не только поделились своим опытом, но и критически подвели итоги уже пройденного пути.
Нет никаких оснований впадать в восторг, предупреждал на совещании секретарь МК и МГК ВКП(б) т. А. С. Щербаков некоторых любителей сенсаций. Метод поточно-скоростного строительства еще не получил сколько-нибудь массового распро
странения. Кроме того, на строительстве 24 жилых домов были допущены недостатки, которые в ряде случаев приводили к нарушению графика, к снижению темпов работы.
Затяжка с отводом участков, позднее поступление на стройку различной документации, несвоевременная подготовка вводов на строительные пло
щадки, перебои в снабжении, а в ряде случаев некомплектное снабжение стройматериалами, погреш
ности в организации самих строительных работ — все это в той или иной мере снижало конечные показатели поточно-скоростного строительства.
Имели место и такие недостатки, которые отрицательно сказались на качестве сооружений. Совершенно неоправданным является принятое устройство сплошь брусчатых полов, тогда как значи
тельную часть жилплощади можно было покрыть паркетом. Также неоправдана оклейка обоями всех стен во всех новых квартирах. Неудобны балкон
ные двери. Чрезмерная стандартизация, допущенная проектировщиками в оформлении интерьеров квар
тир, создала излишнее однообразие. Все эти недостатки могут и должны быть впредь устранены.
Дома, строящиеся поточно-скоростными методами, могут и должны быть наиболее дешевыми и вместе с тем лучшими по качеству.
Не учитывать и замалчивать все эти недостатки было бы особенно вредно теперь, на самом первом этапе внедрения поточно-скоростных методов во все отрасли строительства. А ближайшая задача именно такова: перевести все массовое жилищное, культурно-бытовое, коммунальное и промышленное строи
тельство на поточно-скоростной метод. К практическому осуществлению этой задачи строители должны приступить уже теперь. Им предстоит разре
шить целый ряд организационных и технических
проблем. Но прежде всего должно быть решительно изжито мнение, имеющее некоторое распространение
в среде строителей, будто применить скоростные и поточно-скоростные методы можно только на строи
тельстве крупных объектов и обязательно при нали
чии тяжелой механизации — кранов «БКТС» и т. п. Это заблуждение основано на непонимании сущности скоростного и поточно-скоростного строительства. Строго продуманная организация труда, широкое применение стандартных стройдеталей, пере
несение заготовки полуфабрикатов и конструкций на стройдворы, внедрение стахановских приемов работы, четкий график строительного производства, повседневная настойчивая борьба за соблюдение графика, культурная обстановка на стройке — вот, в основном, в чем сущность скоростного строительства. Но все это в равной мере может быть отнесено к строительству крупных объектов, где целе
сообразно применение тяжелой механизации, и к мелким объектам, где, например, краны «БКТС» излишни, но рационально применять мелкую и среднюю механизацию.
Товарищ В. М. Молотов на XVIII съезде ВКП(б), говоря о скоростном строительстве, предупредил, что «Скоро только такая работа будет считаться настоящей большевистской работой на стройках».
Это предупреждение и вместе с тем предвидение в равной мере относится к строителям крупных и мелких объектов, к строителям зданий и коммунальных сооружений. И уже в истекшем 1939 г. в Москве не только строители жилых домов, но и строители водопровода, канализации и усовершенствованных мостовых с успехом применили скоростные методы.
Московские строители уже обладают опытом, достаточным для того, чтобы успешно разрешить за
дачу перехода в наступающем 1940 г. от опытного скоростного и поточно-скоростного строительства к массовому, повсеместному и повседневному применению этих передовых методов.
В связи с этим, большие и сложные задачи возникают перед промышленностью стройматериалов и стройдеталей. Уже в ходе опытного поточно-скоростного строительства 24 жилых домов со всей очевидностью выявилась и недостаточная мощность
некоторых отраслей московской промышленности стройматериалов и стройдеталей, и низкое качество выпускаемой некоторыми предприятиями продукции, и недостаточность ее ассортимента, особенно ассортимента отделочных материалов, и, наконец, чрезмерно высокая стоимость ряда изделий.
Вместе с тем опыт показал, что как в области организации снабжения, так и в отношении организации транспортировки материалов и изделий существует еще немало недостатков и консерватизма.
Преодолеть все эти недостатки — вот неотложная задача, возникающая перед промышленностью строй
материалов и стройдеталей и перед снабжающими организациями.
Первый опыт поточно-скоростного строительства должен быть глубоко освоен всей массой строите
лей, выполняющих почетную задачу реконструкции Москвы по сталинскому генплану. Начало этому положено на прошедшем многолюдном совещании строителей и архитекторов. Но это только первый и при том самый легкий шаг. Впереди наиболее ответственная задача: преломить этот опыт в практи
ческой деятельности каждого коллектива строите
лей. Это требует не только тщательного изучения уже имеющегося опыта, но и проявления творче
ской инициативы и смелости в сочетании с жестким, строгим расчетом, массовой организаторской и разъяснительной работы наряду с научно-исследовательской деятельностью.
Почин сделан. Совещание строителей и архитекторов г. Москвы показало, что первый успех индустриального массового строительства, осуществляе
мого передовыми методами, может быть во много раз приумножен. Дело чести строителей новой Москвы претворить эту возможность в действительность.