но увеличить эти цифры. Об этом указывают следующие данные: с 1937 г. выделено 210 помещений в первых этажах новых до
мов, а освоено только 131. Это объясняется задержкой строительства первых этажей подрядчиками, а в отдельных случаях — неприспособленностью помещений для намеченного вида обслуживания. Таково же по
ложение с предприятиями общественного питания: дано 43 помещения, освоено — 20.
Своевременное и целесообразное использование новых помещений для торговой сети возможно при условии участия заинте
ресованных организаций в проектировании. Но до сих пор этой организационной согла
сованности нет, и поэтому первые этажи не сдаются в эксплоатацию одновременно с жилыми помещениями. С другой стороны, нередко сами строители задерживают сдачу в эксплоатацию торговых помещений. Надо покончить с беззаботным отношением к это
му делу со стороны строящих организаций (Мосжилгостстрой, Мосжилстрой).
Торговые организации, осваивающие первые этажи, должны решительно снизить стоимость оборудования магазинов и пред
приятий общественного питания. Стоимость оборудования продовольственного магазина на 1 кв. м площади поднялась против 1937 г. с 553 до 654 руб. По булочным она подня
лась с 248 до 360 руб., а по переходящим объектам на 1939 г. (главным образом по булочной в корпусе «Б» по улице Горького) стоимость оборудования составила 812 руб. Таково же положение по промтоварным ма
газинам, где стоимость оборудования на 1 кв. м площади доходила до 760 руб. (стандартный магазин в корпусе «А» по улице Горького).
Эти данные относятся к строительству местных торгов г. Москвы. Надо отметить, что Главконсерв, Главрыба, «Гастроном» на
много дороже оборудуют свою торговую сеть.
Заслуживает внимания развитие сети домовых лавок. Эти лавки могут быть орга
низованы в приспособленных подвалах больших жилых домов, а также внутри дворов вновь строящихся домов. Но торговые ор
ганизации Москвы, в результате недооценки этого дела, закрыли много домовых лавок. Необходимо широко развернуть передвижную торговую сеть (автопалатки, автомага
зины). Это мобильное средство торговли в настоящее время в загоне.
Строительство мелкой торговой сети, использование первых этажей, развитие домовых лавок и передвижной торговли не снимают вопроса о строительстве крупных магазинов. В генеральном плане реконструкции г. Москвы предусмотрено строительство 9 крупных универсальных магазинов, из них 2 — в течение ближайших трех лет. Наркомторг СССР ведет это строительство очень медленно.
В ближайшее время необходимо развернуть специальное новое строительство предприятий общественного питания. Проектировать надо столовые облегченного стандартного типа, работающие на полуфабрикатах, доставляемых с фабрик-кухонь, фабрик-заготовочных или даже из крупных сто
ловых. Мощность существующих столовых, особенно фабрик-кухонь, используется только на 50%. Таким образом, производствен
ная база для снабжения полуфабрикатами имеется. Можно было бы на отдельных участках в районах, где нет нового строитель
ства, выстроить такие столовые, полностью удовлетворяющие население города.
Следует особо предусмотреть развитие сети общественного питания лечебного назначения. В Москве имеется 16 специальных диэтстоловых. В 1940 г. необходимо открыть еще больше диэтстоловых, на которые предъявляется спрос со стороны населения.
Определение путей развития торговых предприятий и предприятий общественного питания является делом совершенно неот
ложным. Эти вопросы назрели и требуют своего разрешения, как актуальнейшие вопросы обслуживания населения столицы.