СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ

(Что можно наблюдать в природе весной)
Наблюдения за сезонными явлениями природы дают большой материал о зависимости животных и растительных организмов от среды их обитания, об изменчивости растений и жи
вотных, о тесной связи животного организма человека и других живот
ных с явлениями окружающей нас природы, о причинной зависимости явлений в живой и мертвой природе, преимуществах согласования сельскохозяйственных работ крестьянина с се
зонными явлениями в природе, а не с «Аринами-рассадницами» да «Лукерьями-комарницами» и т. д. - словом, богатейший материал для развития и укрепления материалистического
миропонимания. В настоящей статье мы ограничимся сообщением матери
ала по наблюдению сезонных явлений весной. Весна, это - особое время года, которое характеризуется бур
ным расцветом жизненных процессов в мире растений и животных, поэтому она дает массу материала для наблюдений в природе.
В целях установления причин зависимости между отдельными явлениями природы, необходимо иметь в виду следующее: вся жизнь на земле зави
сит в конечном итоге от тепла и света (лучистой энергии), которые солнце
посылает нам. Эти солнечные лучи - единственная причина разнообразных физико-химических процессов в атмо
сфере и почве, а от этих процессов целиком зависит жизнь растений и животных.
Солнце посылает на землю лучи в неодинаковом количестве в разное время
и на разные точки поверхности земли в зависимости от своего положения над горизонтом: стоит солнце над го
ризонтом выше и дольше - посылает лучей больше, стоит ниже и меньшее время - посылает лучей меньше и т. д. Это неодинаковое стояние солнца над горизонтом (по высоте и продолжи
тельности) и является причиной смены времен года, причиной, обуславливаю
щей для разных точек земли в разное время разную погоду и климат (сово
купность метеорологических условий
за более или менее продолжительное время). От климата, в свою очередь, зависят явления в жизни растений и животных. А так как климатические элементы проявляются с определенной периодичностью (весна сменяется ле
том, лето - осенью, осень - зимою;
осень характеризуется постепенным нарастанием холода и убылью тепла, а весна - наоборот), то и вся орга
ническая жизнь на земле, особенно в наших широтах, подчинена такой же периодичности. Вот самая простая схема причинной зависимости между
сезонными явлениями природы - с одной стороны и между космичеческим и метеорологическим факторами с другой. Мы настойчиво обращаем внимание именно на установление причинной зависимости между явле
ниями природы. Нужно «смотреть
в корень», уметь находить причины разнообразных явлений природы, ясно представлять себе «отчего и почемувсе происходит в природе так, а не иначе. И только после критического подхода к явлениям природы наблюдатель может установить закономер
ность явлений в природе; например, прилетели ласточки - значит устано
вилось тепло и появились насекомые (пища ласточки); зазеленела береза -
Кукующая кукушка.
значит установилось тепло, значит сей яровые и т. д. Но чтобы установить причинную зависимость между явлениями природы, необходимо распола
гать более или менее значительным количеством простых наблюдений. Вот для чего нужны феналогические наблюдения, т.-е. наблюдения над сезон
ными явлениями природы, зависящими от периодической смены климатов.
Работа по наблюдению сезонных явлений в природе - дело серьезное, тре
бующее внимания и навыка. Во многих
случаях эту причинную зависимость не так легко установить. Возьмем, на
пример, третий период весны. Он примерно начинается с 16 апреля и харак
теризуется в основном следующими явлениями:
1. Начало цветения красной вербы. 2. Начало цветения осины, медуницы, чистяка, ветряницы, тополя, калужницы и др.
3. Появление первых ос, шмелей, пчел, мух разных видов, бабочек и др.,
4. Прилет деревенских и городских ласточек, мухоловок, пеструшек.
Калужница.
5. Появление летучих мышей.
6. Первое кукование кукушки. 7. Позеленение лужаек.
8. Позеленение посевов озимой ржи и первая пахота под яровые посевы, первый выгон скота на пастбище, вы
ставки ульев (первый взяток), вывод ранних цыплят и т. д.
Рассматривая эти явления, не трудно установить теснейшую причинную зависимость между 1) метеорологическими факторами (потепление), 2) явлениями в жизни растений (начало цве
тения большого количества деревьев, трав и цветов), 3) явлениями в жизни насекомых (появление большого количества их), 4) явлениями в жизни жи
вотных высших (появляются насекомо
ядные птицы и летучие мыши) и 5) трудовой жизнью человека.
Приводим описание некоторых растений, упомянутых выше, цветение которых начинается в третьем периоде весны.
Орешник и цветение его.
Орешник - небольшой кустарник, в среднем до 4 метров высоты. Только изредка растет в виде небольшого де
рева. Молодые ветки его покрыты гладкою блестящею корой. На моло
дых побегах - железистые волоски. Листья на коротких черешках. Фор
ма их округло-обратно яйцевидная. Плод - орех. Расположены плоды по большей части одиночно, но встречаются по два, три, четыре и до двенад
цати, на концах коротких побегов. Для окрестностей Ленинграда цветение
орешника начинается в самом начале мая, для Москвы - в конце апреля.
К. КОВАЛЕВ..
Орешник. А - ветка орешника весной с цветками мужскими (се
режки), и женскими - (почки с ни
точками).
1 и 2 - чешуйки сережки с пыльничками, 3 - почка с рыльцами пестиков, 4 - та же почка в раз
резе.
В - ветка орешника летом
с листьями и плодами.