4 ноября 1950 г., суббота, № 263

(3676)
	КРАСНЫЙ Флот
		оценки. Подразделение в пелом заняло
	‘Бедущее место в чаети.
	Комсомольская. организация оказывает
	ооевой полтотовке и
	помощь командиру в
	Еще задолго до отчетно-выборного ком-
сомольского собрания в Н-ском подразделе-
RAH комсомольцы начали тщательно к
иему готовитьел, как к большому п важ-
ноху событию. Подготовкой занимались все
члены бюро комсомольской организации и
акгивисты-комсомольнцы. Тов. Ткаченко co-
ставил диаграммы, отражающие рост
организации. Тов. Петров написал ло-
зунги, призывающие членов ВЛКСМ к раз-
зертыванию большевистской критики и
самокритики. Редколлегия во главе с тов.
Зиуновым выпустила содержательный но-
мер стенной газеты. Активисты Паршиков,
Малахов и Климов провели ереди молодежи
беседы о решениях ХГ е’езда комсомола,
постановлениях ПУ пленума ЦК ВЛКСМ, о
внутрисоюзной демократии, значении боль-
шевистской критики и вамокритики...

Офицер-коммуниет Александров помог
секретарю тов. Галкину подготовить отчет-
ный доклад. Комсомольцы ожидали от 606-
рания многого и не ошиблиеь в своих ожи-
даниях. Она прошло очень живо и всех
взролновало. Из отчетного доклада и вы-
ступлений было видно, что комсомольская
организация” живет полнокровной, боевой
ЖИЗНЬЮ. ;

Прежде всего это подтвердилось тем, что
комсомольская организация много внима-
ния уделяла политическим занятиям. Тов.
Талкин был повседневно связан © руково-
дителями групи, что позволяло ему во-вре-
мя подмечать и устранять те или иные
нелостятки.

Однажды в беседе с руководителем груп-
пы офицером Звездовеким секретарь комсо-
мольской организации узнал о том, что!
уатросы Полищук, Бобыр и Дзюбенко пло-
Xo знают географическую карту. По совету
командира было решено создать отдельно
небольшой кружок по изучению географии.
Руководить им комсомольская организация
поручила хорошо подготовленному в вопро-
сах географии комсомольцу тов. Петрову.
Своевременно оказанная помощь позволила
матросам ликвидировать отставание в по-
дитической учебе.

Комсомольцы-активиеты во-время зачн-
тересовались вопросом о наглядных цосо-
биях. Оказалось, что в кружках их было
очень мало. Это снижало качество учебы.
Тогда активисты комсомольской организа-
ции стали готовить схемы, диаграммы, со-
ставляли справки по историческим датам
BT. 2.

Комсомольцы Паршиков и Петров прово-
HAH с воинами беседы по отдельным BO-
просам истории ВКП(б) и биографи-
я  великих вождей В. И. Ленина и
И. В. Сталина.

Такое постоянное внимание комсомоль-
ской организации к политической учебе
моряков сказалось затем при проверке по-
литзанятий. Почти все члены ВЛЕСМ по-
лучили на проверке отличные и’ хорошие.

Над’ картой
Родины
	Матросский клуб ведет большую работу
по пропаганде решений Совета Министров
CCCP © строительстве ° Куйбышевской,
Статинградекой и Каховской гидроэлектро-
станций, Главного Туркменского канала,
Юзжно-Украинского и Северо-Крымекого ка-
налов.

В своем помещении, а также на кораб-
лях и в частях матросский клуб система-
тически организует лекдии о великих
стройках коммунизма. К чтению лекций
привлекаютея наиболее подготовленные
офицеры, а также лекторы Всесоюзного
общества по распространению  политиче-
ских и научных знаний. Так, недавно лек-
тор ЦЕ ВЛЕСМ тов. Егоров прочел в клу-
бе и на кораблях лекцию на тему «Над
картой Родины». С большим вниманием
матросы, старшины и офицеры слушали
рассказ тов. Егорова © преобразования
природы нашей Родины в евязи с гран-

диозными сооружениями на, Волге, Днепре.

ив Средней Азии,
Каждая лекция иллюетрируетея геогра-
фическими картами, схемами. У входа в

клуб — большой красочно оформленный

монтаж «Великие стройки коммунизма».
Посередине монтажа — карта, на, которой
указаны места новостроек, мощность со-
оружаемых гидроэлектростанций. Ежеднев-
но У монтажа, собираются большие группы
моряков.

Носле каждой лекции в клубе или на

корабле выступают бригады  матросской
художественной самодеятельности. В про-
грамме концертов—произведения о сталин-
ских новостройках.

В. ВАСИЛЬЕВ.

Черноморский флот.
	влавная годовщина
	THAOOREAHCKMH ФЛОТ, 3 ноября.
(Корр. «Красного Флота»). В боях с япон-
свими империалистами Н-екое подразделе-
ние покрыло свое знамя  неувядаемой
славой. Личный состав в тяжелых боях с
противником продемонстрировал высокую
военно-морскую выучку, отвагу, непрек-
лонную волю к победе. Советское  прави-
тельство высоко оценило боевое мастерство,
храбрость и стойкость моряков: подразде-
лению присвоено звание гвардейского.
Свыше 50 процентов личного состава были
отмечены орденами и медалями Союза
ССР,

Верховный Главнокомандующий  Гене-
ралиссимуе Советского Союза И. В. Сталин
в своем приказе об’явил подразделению
моряков благоларность.

С того незабываемого времени прошло
пять лет. За эти годы новая семена воинов,
ставиая в свое время на место демобили.
зованных товарищей, безупречным выпол-
нением воинской присяги старалась ‘при-
умножить боевую твардейскую славу под-
разделения.

Еще. более повысилось‘. боевое -маетер-!
ство гвардейцев в летний периох ныненг-
него года. План боевой подготовки личный.
состав выполнил ‘успешно. Ha осенней)
проверке политических занятий матросы,

сержанты и старшины показали прочные
знания. В настоящее время 44 процента.
	знания. ВБ настоящее время 44 процента’ $9
моряков подразделения заслужили почет-! — это
	ные звания отличников боевой и полити-
ческой подготовки. Несколько лучших. из
ЛУЧШИХ BOHHOB Награжлено нагрудными
	‚Лучших воинов награждено  нагрудными.
‘знаками отличника. Все они — коммуни-
	СТыЫ ИЛИ hOMOOMOLb IDI.

Такими успехами встретил личный 00-
став пятую годовщину со дня присвоения
подразделению гвардейского звания. После
доклада, посвященного этому событию,
	‘бывигае фронтовики гвардии старший лей-
	тенант Федоров, старшина Халецкий, млад-
ий сержант Дурновцев и другие расска-
зали о боевых подвигах участников войны
— воспитанников подразделения, 06 их
горячей любви к Родине и призвали при-
	  сутствующих множить ряды отличников.

OCA THA,
	было переправиться на другой берег. Влав-
дия Никитична первой вскочила в лодку:

— Пробьемся!

И она пробилась.

Когла Волгу затянуло первым тонким
ледком. она стала на лыжи и по гнущему-
ся ледяному полю ‘ходила на другой берет
и непременно выполняла задание. Однаж-
	ды Влавлия Никитична провалилаеь в по-
зынью. Только лыжи. епаели ее ‘— заце-

пилиеь за лед. Но и это не помешало ей
в тот же лень выполнить ©вое задание. Пе-
	реохевитиеь, OHA опять двинулась .В путь в
	‘своей неизменной «душегреике-ветродуи-
хе», как она называет ватник.
	эимой гидрологи целыми днями проси-
живали у прорубей со своими вертушками
и бифилярами. От проруби в проруби они
таскали санки с утепленной будкой. Но
печь в этой будке обогревзла не ‘людей.
Там прятались от мороза нежные прибо-
ры и инструменты. :
	Тысячи измерений! Миллионы цифр!
Сведения, добытые гидрологами, отправля-
лись в научно-исследовательскую лабора-
	торию «Гидропроекла». Там различные. яв-
	ления, обнаруженные в натуре, испыты-
валиеь на модели плотины.

Разведчики недр =—— геологи — впервые
на Волге проводят в большом ‘масштабе
комплексное ‘исследование. Применяются
гравиметрический метод, электроразведка,
 сейсморазведка, ‘теофизический методи
опытно-фильтрационные работы.

Кропотлив требующий терпения, вы-
держки и внимания труд геологов.
`` ОО техниках Борисе `Судовикове и Ната-
	я   ше Семеновой кто-то вскользь заметил:
	— Иоетинные маятники!
	1 олос честного француза
	нимал, чем он обязан Советскому Союзу.
«Нет ни одного честного француза, — ука»
зывает Катала,— который не знал бы, что
своим освобождением он обязан  Браесной
Армии» (стр. 72). Советский Союз, в гроз-
ные годы войны один в» один сражавший-
ся © гитлеровской военной машиной, при»
нее народам Европы освобождению от фа-
щистекого рабства. Роше во время войны
Советское государство протяную француз-
скому народу руку помощи. «Вогда будут
опубликованы архивные документы, TO
многие французы с удивлением узнают, что
мечты государственного департамента ий
Черчилля © порзбощении Фравции в тот
момент провзлились только блатодаря по-
вседневной дентельности советских диало+
Mates» (erp. 73).

Ненависть французских правящих Kpy-
гов к Советскому Союзу толкаег их и ны-+
не к продолжению антисоветской полити-
ви, находящейся в прямом противоречии с
франко-советским договором, с. подлинны-
ми интересами Франции и ее народа. Сей-
час французская внешняя политика опре-
	‘деляется в Вашингтона. она полностью за-
	висит от американского империализма. В
американских планах установления миро-
вого господства Франции отводится унизи-
тельная роль плацдарма для войны против
CCCP и стран народной демократии, роль
резерва материальных и людеких ресуреов.
На основе «плана Маршалла». фрачцуз-
ская экономика подчинена американскому
контролю и превращена в придаток амери-
канской индустрии. Французские предета-
вители на всех международных конферен-
циях и в Организация 0б’единенных На-
ций неизменно занимают позиции, опреде-
ляемые государственным департаментом
США. «Для того, чтобы спасти себя, —
пишет Катала, — «200 семейств» бросили
Францию и ее народ сперва Гитлеру, а по-
том шакалам Нью-Йорка» (стр. 110). Ка-
тала показывает, как происходил этот
процесс подчинения французской экономи-
ки и политики американским боссам.
Ватала особенно ярко вскрывает пре-
вращение французской внешней политики
в одну из ветвей американской политики,
описывая Московскую сессию Совета Ми-
нистров Иностранных Дел в 1947 голу,
‘когда французская делегация согласилась
‚© американской программой по терманско-
‚му вопросу. Эта программа предусматрива-
ла отказ Франции от репараций с Герма-
нии, от требования ликвидации немецкой
военной промышленности и установления
четырехстороннего контроля над Руром.
Ветупив на этот путь предательетва ин-
тересов Франции в основном вопросе ее
внешней политики — германском, прави-
тели Франции дошли ныне до низшей ств-
пени падения, согласившись недавно на
конференции министров иностранных дел
США, Англия и Франции в Нью-Йорке на
полную ремилитаризапию Западной Гермаз
нии, включающую создание германских во-
оруженных сил.
  Проводниками американской политики
во Франции являютея представители всех
французеких буржуазных партий от хдегол-
  левского «0б’елинения Французского наро-
да» до правых социалистов. Среди них
Катала называет таких агентов американ-
ских монополий, как Жорж Било, Робер
 ЛГуман, Рене Мейер. Поль Рамалье, Леон

Блюм, Жюль Мок и другие.
	(О книге Жана Катала «Они предают мир»)

В прошлом году советский читатель по
книге Аннабеллы Бюкар «Правда 06 аме-
риканских дипломатах» и запискам анг-
лийекото журналиста Ральфа Паркера «За-

говор против мира» мог ознакомиться с.
некоторыми интересными и многозначи-:

тельными подробностями целей и задач,
методов и сределв  американо-английской
дипломатии. Вышедшая на-днях в. Моекве
книга бывшего начальника отдела инфор-
мации при французеком посольстве в СССР
Жана Катала «Они предают мир» разобла-

чает антинародную, роль французеких пра:  .

вящих кругов и их дипломатии.
Катала написал свою книгу с целью

раскрыть тайну TOTO регресса, на ROTO-   :
рый обрекли Францию ее правители в пе-
PHO] межлу двумя мировыми войнами.
регресса, который превратил его родину в

американскую колонию.

Между двумя мировыми войнами фран-,
цузская внешняя политика определялась и

направлялась кучкой финансовых магнатов
Франции, олицетворением которых являют-
ея господствующие в стране «200 ce-
мейств», владеющие почти всеми ее богат-
ствами. Интересам этих «200 семейств»
служила и служит Французская диплома-
тия.

После победы Великой Октябрьской 60-
циалистической революции в России фран-
цузекая финансовая олигархия была охва-
чена идеей свержения советекой власти и
восстановления прежних порядков в Рос-
сии, которые обеспечили бы, в частности,
интересы французеких капиталистов и бан-
киров. Антисоветская деятельность фран-

цузеких империалистов была основным!

‘содержанием внешней политики Франции.
Шпионаж, организация заговоров и мяте-
жей, подготовка интервенционистеких пла-
нов против СССР — таковы были ее прие-
MBI.

Американский «план Даузса», превра-
тившийся в ередетво возрождения милита-
ристской Германии, был навязан француз-
скому правительству банком Моргана. Для
Франции этот план означал отказ от репа-
раций и от всякой независимой политики
по германекому вопросу. Уже тогда начали
проявляться первые признаки подчинения
французекой политики интересам Сити и
Уолл-стрита. Правящие круги Франции,
одержимые идеей антисоветской войны,
рассчитывали, что Германия займет свое
место в заговоре держав, готовящих агрес-

останавливались перед. предательством ин-
repecos Франции.
Примером такого предательства явилась

сию против СССР. Для этой цели они не.

[1
‹
:

\

‘

И

мюнхенская политика умиротворения агрев-
	copos. Однако вместо ожидаемых француз-
скими правителями результатов эта поли-
тика привела к поражению Франции и ок-
купации ее гитлеровскими захватчиками.
Катала уделяет много страниц нослево-
енной политике Франции. Он пишет о де
Голле, который после поражения Франции
стал наследником и продолжателем анти:е0-
ветеких интриг французской Третьей pec-
публики. Он знакомит читателя © подопле-
кой тах пазываемого «еближения» с Совет-
ским Союзом, которое в годы второй миро-
вой войны де Голль усиленно афишировал.
«По замыслу де Голля, — пишет Катала,
— это фальшивое «оближение» было
предназначено для того, чтобы обмануть
‚французский Hapor. Он прекрасно отдавал
‘себе отчет в том, что в оккупированной
Франции СОСР пользовался огромным аз-
‚ торитетом, как первая держава, которая
действительно сражалась против гитлерив-
  ма. Поскольку ле Голль не мог бороться ©
		комсомольцы Паршиков, Малахов и Петров
сумели вывести свои боевые посты в раз-
‘ряд передовых.
	Много внимания комсомольская органи-
	‚зация уделяет спортивной работе и вопро-.
[сам культурного досуга личного состава.
`Матросы и старшины подразделения едали
‘нормы ГТО 1-й и 2-й ступени. Члены
ВЛКСМ явились инициаторами обучения
матросов хождению на шлюпке. Они нау-
  чили моряков хорошо плавать.
	Но инициативе комвомольской организа-
ции проводились эстафеты, спортивные
соревнования, посещения театров и музеев.
Комсомольцы участвуют в клубной работе.
Большой популярностью в подразделении.
пользуются комсомольцы-затейники бая-
нист Куприянов и гитарист Соколов. Сво-
`бодное от. службы время здесь заполняется.
‘увлекательными играми. песнями.
	Серьезную тюмощь в воспитании лично-
TO костава оказывают ‘командиру комео-
мольцы-агитаторы. Член ВЛЕСМ, старшина.
2-й статьи Карценко является отличником.
учебы, дисциилинированным воином. К
нему обращаются матросы, когда затрудня-
ются разобраться в каком-либо вопросе те-
кущей политики, а также во время подго-
товки к политическим занятиям. С ним они
советуются, как лучше организовать свою
учебу.
	Отставал в политических занятиях мат-
рос Волошин. Он не имел опыта самостоя-
тельной работы над материалом, не умел
вести записи прочитанного. Тов. Карпенко
	помог Волошину преодолеть эти трудности
в Учебе.
	свободное время агитатора Карпенко
всегда можно видеть в матроеском кубрике
зз проведением бесед или коллективных
читок художественной литературы. С боль-
шим интересом прослушали матросы бесе-
ды ю строительстве Сталинградекой, Ryi-
бышевской, Каховской  гидроэлектроетан-
ций, Главного Туркменского, Южно-Ук-
раинского и Северо-Крымского каналов, о
советеком патриотизме.
	Тов. Юравченко организовал коллектив-
ное чтение художественных произведений—
«От всего сердца», «Далеко от Москвы»,
«Повееть 0 настоящем человеке» и лу.
	Работой комсомольской — организации
повседневно руководит парторганизация.
Партбюро часто заслушивает на своих
заседаниях тов. Галкина 0 союзной pa-
	боте.
	умренлении воинской диециплины. Когда.

перед личным составом командир Части
поставил ряд ответственных залач — в ко-
	Пес т т { У

роткий срок _ отремонтировать механизмы,
	фо о EINES OES ES, EEE OEE EES

‘обучить людей грамотно управлять боевой

И
	техникой, подготовиться и провести тех-
нические конференции по вопросам устрой-
ства корабля,—комсомольская организация
	под руководством коммунистов энергично
взялась за это дело.
	Хоропю проведенные конференции по-
могли матросам глубже освоить свою cre-
	циальность, стать хороитими мастерами
овоего дела.
	Изучение боевой техники в подразделе-

ниях тесно увязываетея с борьбой 3a рост
отличников, за отличный боевой пост. Ko-
	роших успехов в этом добился старшина
2-й статьи комбомолец Зисунов.
	Началом его работы явилась беседа
героических делах артиллеристов в
течеетвенной войны  Старитина нат
	HAT O почетных обязанностях ВОИНОВ
	умножать боевые традиции и в послевоен-
ный период.

Во время учебы тов. Зигунов вниматель-.
	HO следил за действиями каждого. матроса,
добиваясь  перевыполнения  нолматитов.
	Однажды стал отставать матрое Быканов.
Старшина занялся © ним индивидуально.
Он показал ему, как нужно обращаться
	со штурвалом, ориентироваться по цели.
Матрое понял свои ошибки и ‘постепенно
	избавилея от них. Помог старшина и
	матросу Бондаренко. Этот воин отлично
знал свою специальность, но был суетлив,
за счет лишних движений терял драгоцен-
ное время. Старптина раздельно показал
	пох вромя. отаршива раздельно Показал
матросу правильные приемы, и дело по-
шло уепеино.
	Так, кропотливо занимаясь © каждым
	матросом в отдельности, старшина лобилея
	исключительной слаженности боевого pac-
чета. Вскоре его боевой пост занял первое
		Требовательный и заботливый старшина
сумел подготовить отличных. политически
	грамотных мастеров. Старшина Зигунов
заботится о том, чтобы полноценно были
заполнены часы досуга его подчиненных.
	Это он организовывал коллективные читки
художественной литературы, позаботилея’
	художественной литературы, позаботилея
0 ТОМ, чтобы матросы регулярно получали
	газеты. Моряки ценят проявляемую стар-
шиной заботу о них и всей своей службой
	оправдывают эту заботу. олееь` нет слу-
	чаев нарушения воинской дисциплины.
Опыт умелой воспитательной работы
	‘Тов. Зигунова комсомольская организация
сделала достоянием всех старшин. Следуя
во всем примеру тов. Зигунова, старшины
	Все это позволило комоомольской орга-
низации правильно построить работу, стать
надежной опорой командира 8B решении
важнейших вопросов боевой выучки матро-
сов, их политического и культурного роета.
	Капитан 2 ранга Г. ОСТАПЛЮК.
	Комсомольцы Данилов и Моргунов ‚офор-.
мили схемы сталинских новостроек, карты
и схемы боевых операций Советской Армии
во время Отечественной войны, карту при-
родных богатств нашей Родины и много
яхругих натлядных пособий. Широкое ис-
пользование их помогло матросам углубить
и закрепять приобретенные знания.
	Сейчас мы готовимея к новому учебному
году. Отличная оценка, полученная нами
на проверке, вовсе не дает права успокаи-
ваться на достигнутом.
	На партийном собрании коммунисты ре-
шили использовать время до начала нового
учебного года для упорной работы с от-
стающики, чтобы с первых же дней учебы.
у нас не было ни одного матроса, не усле-
	взющего в политической учебе.
a
‚ Руководитель группы
	политических занятий
		Забота о политическом воспитании воинов
	ты, особенно по вопросам методики. На-
пример, они. предложили мне в конце каж-
лой беседы по теме оставлять время для
	подведения результатов занятии и для 03-
накомления матросов с последними собы-
тиями в международной. обстановке. Много
полезных указаний получил я от секретаря
партийной организации.

Вопюе. о повышении качества политза-
	нятий был обсужден на комсомольеком соб-
	рании. Выступившие здесь передовые вои-
ны призвали мололежь учиться только Ha
«отлично». Коммунисты и комсомольский
актив организовали работу с отетающими
моряками. Трудно давалась учеба матросам
Шумилкину и Маркову. По совету комму-
нистов Комсомольское бюро поручило от-
личнику Труханову помочь этим товари-
щам. Комсомолец Труханов в свободное
время занималея с ними, повторяя прой-
хенный материал. В результате тт. Шу-
	милкин и Марков на. проверке получили от-
личные опенки. ‘
	>
М. ВЕЛИЧКО
—_>
	шения плотин из-за плохого исследования
основания.
	Волжекий гигант должен служить века.
Чтобы. обеспечить долговечность и незыбле-
мость сооружения, советские ученые, инже-
неры и техники проделали колоссальную
научно-исследовательскую работу. Были
подняты все материалы, накопленные 3a
долгие годы исследования Самарской луки.
Не забыт и скромный труд самарских ин-
женеров, начинавших обследование Волги
в годы гражданской войны, Все изучается
тщательно. Исследуется каждый метр ог-
ромной плошади в районе строительства.
	Это. невидный внешне, но очень важ-
ный этап стройки.
	Специальные экспедиции «Гидропроек-
та»—- геодезическая, гидрологическая и гео-
логическая — прибыли в район етроитель-
ства за год до начала работ. Такого мощ-
ного разведывательного отряда не знала
мировая строительная практика. Только в
теологических партиях насчитывалось
	около 300 ученых, инженеров, техников 1
И мы ЭЗ-, Анта Wann. Cone TORAH.
	лаборантов: Это была наша, советская
научно-техническая интеллигенция,  BhI-
роешая за годы сталинских пятилеток из
самой гущи народа, воспитанная партией
	Ha проверке политических занятий груп-
па, которой я руковожу, получила отлич-
ную оценку.

Хорошими итогами учебного года я и
мои ‘слушатели-матросы ‘обязаны прежхже
всею паргийной организации корабля. Она
постоянно направляла нашу работу, ока-
зывала всемерную помощь. Еще более уси-
тилась эта помощь во время Подготовки в
проверке политических занятий.

Задолго до проверки коммунисты дай
ля на пертийном собрании наметили план
действий. Были прелусмотрены  дополни-
тельные занятия с отстающими  матроса-
ми, беседы по наиболее ответственным те-
мам программы. Коммунисты тт. Зенин и!
Железнов привели в образцовый порядок
библиотеку корабля, позаботившиеь 0 TOM,
чтобы в ней было достаточное количество
литературы по всем темам, изучавшиися
На политических занятиях.

Коммунисты тт. Коган и Столяров часто
присутствовали на занятиях, давали coBe-

Ho He эти прожженные политиканы
олицетворяют Францию. Свобололюбивый
французский народ — BOT подлинная
Франция.

Жан Катала глубоко уверен в гралущей
	победе свободной демократической Фран-.
	ции, народ которой уже сейчас идет в пер
вых рядах борцов за мир.

Советский читатель c большим интере-
‘сом прочтет книгу Жана Ватала и че толь-
ко прочтет, но и сделает выводы © необ-
ходимости усиления бдительности в борь-
‘fe против тех, кто предает мир.

потразлелению гвардейского звания. После этими симпатиями к СОХР, то он. решил.
	‘притвориться, что будто бы тоже разделя-
‚ет эти чувства» (стр. 57). Но, несмотря на
подписанный им в 1944 голу договор о co-
ю3е и взаимной помощи с СССР, де Голль
‘пытался превратить Францию в антисовет-
ский плацдарм, втянуть ее нарол в войну
О Советского Союза.
	   Отнако французский нарот прекрасно ®-
		ком, заинтересовался сейсмикой, всей .ду-
шой отдалея этому делу и сейчас считает
ся хоюшим  специалистом-геофизиком 3
этой области. Он и молодой техник Влади
мир Ковальчук-Ковалевский слывут в

группе сейеморазведчиков особыми энту-
зпастами.
	`Теофизический метот — бурение — Как
бы подкрепляет. и завершает весь комплекс
исследований. Это самый надежный, но
самый трудоемкий метод исследования:
	Бригады уже пробурили больше тысячи
‘скважин на глубину от 20 до 300 метров.
	Трехногие буровые вышки можно ветре.
тить всюду — в горах, на поле, в балках
‘и прямо на реке. Ни ночь. ни дожди, ни
‘морозы не останавливают процесса бурения.
Буровики с упорством, достойным развед-
чиков, вгрызаются в земные недра, добы-
вают керн — столб грунта, образец, кото-
рый дает возможность как бы заглянуть в
тлубины земли, наощупь определить строё-
ние почвы.
	— Лето было дождливое, — рассказы»
вает технорук по бурению коммунист Петр
Степанович Савенков. — Пропитались мы
водой насквозь. Но наши, советские люди
— порода твердая: ни перед чем He OT-

ступали.
	Между бригадами развернулось социали-
стическое соревнование за быстрейшее вы-
полнёние планов бурения. Производствен-
ные показатели бригад — это своеобразные
керны, по которым можно судить об отно-
шении советских людей к труду, о их бла-
городном стремлении сделать для’ великой
стройки коммунизма больше и лучше. Bor
как РЫПОЛНЯЮТ ПЛАн буровые бригалы:
	‚ ЦЕНТа.
	Бригада 0. Ц. Ерайнова—222 процента,
Бригада А. И. Хохлова—207 процентов.
Бригада Т. И. Лобрыниной — 204 про-
	Их, гравиметристов, целая партия. Они
КОЧУЮТ С0 СВОИМИ приборами из оврага в
овраг, с берега на берег. Желание быстрее
и больше сделать часто заставляет людей
‘переправляться через реку на первых по-
павшихся средствах, не дожидаясь катера.
He раз приходилось им поневоле купать-
ся — подводили дырявые лодки, но лю-
‘ди достигали своей цели, и не было слу-
‘чая. чтобы затопили драгоценные при-
	боры.
	ой стройки“
	пывали недра, измеряли течения,
бурили и долбили. ‘_
Люти трудились самоотверженно.
	(С’емочные партии геодезической экепе-
иции — эти друзья солнца и воздуха, —
	вечно загорелые, обветренные, по осеннему
бездорожью ежедневно делали переходы по
20—30 километров. С утра до позднего
  вечера они на вогах.
	— Мы выдерживали, —— говорит инже-,
	нер коммунист Иван Емельянович Волоба-
	ев. — А вот сапоги — не всегда!

Зима не остановила работ. Топографы и
рабочие стали на лыжи. В сильные,
	 20- градуесные морозы за партиями  еле-
‘довали санки с утепленными будками. В
этих булках, защищавших от жгучего вет-
‘Da, у жаровни с тлеющими углями можно
было свободно делать вычисления — Туки
не коченели. .

Чтобы сделать промеры Волги,  приш-
лось пробить 22 тысячи лунок.
	Толщина льда достигала полутора мет-
ров. Попробовали пробивать лунки © по-
мощью взрывов, Но оказалось, что каждая
лунка требовала два-три килограмма
взрывчатки, а ее под руками в таком
огромном количестве не нашлось. Приме-
‘нили было перфоратор, но при такой тол-
ощине льда этот механизм не помог. Прин
‘лось все 22 тысячи лунок долбить вруч-
НУЮ — пешней,
	— Нелегко Далиеь эти лунки, — рас-
сказывает главный инженер геодезической
экспедиции Николай Зосимович Губкин. —
“Но мы не отступили!
	В состав экспедиций рядовыми рабочи-
ий пришли колхозники и колхозницы OR
	рестных сел. Среди них была и Клавдия
Никитична Калашникова -— женщина
необыкновенной энергии. Она одна отирав-
лялаеь в горы, рыла ямы для водомерных
постов, устанавливала вышки, рубила ‚про-
секи, работала на катерах и дощаниках,
выбирая лебедкой трос.

— Вев она делала удивительно добро-
совестно, — говорит инженер-гидролог
Константин Константинович Гребен. — Не
было такого препятетвия, которое остано-
	вило бы ее перед выполнением задания.
По Волге шла осенняя шуга. Групие
гилрологов во что бы то ни стало надо
	Ушро велик
	Трассу будущей плотины Куйбышев-
ского гидроузла обозначают пока только
буровые вышки. Они тянутея от соснового
бора на левом берегу, спускаютея по от-
косу, перешагнув этот рукав, идут пой-
менными песками к основному руслу Вол-
ги и здесь, взобравшиеь на понтоны или
плотики, достигают тористого правото бе-
pera.

Лень и ночь У вышек трудятся ‘люди.
Теологи, геодезисты и гидрологи тщатель-
н0 исследуют рельеф, грунт, скорость те-
чения, химические и механические свой-
ства пород, речные и подпочвенные воды.

Вее заносится на карты. Все эти дан-
ные нужны строителям. Без ‘них нельзя
начинать стройку.
	История гидротехнических сооружении
полна ужасных катастроф.  Колоссальная,
высомюй в 62 метра, плотина Сент-Френсис
в Калифорнии рухнула, прослужив не бо-
лее года. Крушение разыгралось около
полуночи 12 марта 1928 года совершенно
неожиданно. 3% полчаса до катастрофы ин-
женеры обследовали состояние бетонных
сооружений и не обнаружили никаких иЗ-
менений. Но едва они успели записать в
журнал свои наблюдения, как обрушились
сразу обе — правобережная. и левобереж-
ная-—части плотины, 46 миллионов Ky60-
метров воды хлынули волной  двадцати-
	метровой высоты, сметая на своем пути
	Электроразведкой руководит молодой ин-
женер-геофизик Ирина Брашнина. Ее пар-
‘тию шутя называют «фокусниками». Они
втыкают в землю металлические шильки,
  прикрепленные х проводам, включают в
‘провода ток и по силе сопротивления оп-
	ределяют состав почвы. Инженер-геофизик,
	Максим Харитонович Кизима, почтенный,
  педантичный украинец, — исключитель-
`но тщательно ведет электрокароттаж. Опе-
рация несложная, но она требует  боль-
того опыта и знаний,
	  Владимир Константинович Ливанов,
‘заместитель главного геолога экспедиции,
с любовью рассказывает о работе неболь-
moro отряда электроразведчиков.
	  — Правда, — шутит он, — я затруд-
‘няюсь сказать, от какого французского
	слова происходит кароттаж. от слова «Аа-.
	отт» морковь, или от «каротте»—обма-
нывать, мошенничать? Но даже если от
последнего, то это превосходные мошенни-
ки! Данные, добытые ими, еще ни разу
‘пе расходились с данными, добытыми дру-
тими методами исследований.
	Сейсморазведка. О ней так говорит один
из энтузиастов этого дела — Петр Петро-
вич Поболь:
	— Мы люди громкие. Нас все слышат!
	Возможно, что те багровые шапки заре-
ва, которые осветили купол неба в ту
ночь, когда груниа строителей ехала Ha
пароходе «Волгострой», и были рождены
этими «тромкими людьми». При помощи
взрывов ‘они устраивают маленькие, ис-
кусственные землетрясения. Установлен-
ные в нужных местах сейсмографы улав-
ливают волну, & «устроители вемлетряее-
лий» ‘по скорости прохождения звука в
земле ‘определяют состав почвы.
	Коммуниет Поболь — техник-любитель.
	нитчиком. Демобилизовавшись, поступил в
Ленингралекий горный институт  механи-
	все.
Причина катастрофы — плохое вссле- Ленина—Оталина.
Экспедициям предстояло детально иселе-

дование грунта, на котором была сооруже-
дование грунта, На т о.   овать  колосбальный район Самарской
	луки, найти наиболее подходящее рацио-
нальное меето для плотины, исследовать
грунты и воды, составить топографические
	карты.

Оснащенные самыми новейшими науч-
но-техническими приборами и оборудова-
нием, владеющие передовыми советскими
методами исследования, геодезисты, гидро-
поги и геологи двинулись в леса и горы,
по  оврагам и берегам великой русской

по пояс в снегу разведчики великой строй-
ки ‘исследовали. каждый ручеек, овраг,
гору, охватывали пространства и прощу-
	на плотина. Строители были уверены, что
плотину закладывают на сплошной скале,
п поментацию основания не сделали. Вода
по гипсовым проелойкам просочилась 104
обнование плотины. вынесла Часть грунта,
	й плотина Погибла.

В слово «маятники»  вкладывалось
‘сразу два понятия — маятник и маятз.

Они с утра отправляются в назначен-
ную точку с переносной установкой варио-
‘метра — прибора для  гравиметрических.
наблюдений, устанавливают этот деликат-
ный, нежный прибор и отходят в сторону
метров на десять-мятнадцать. Вариометр
слишком чувствителен, на него могут по-
влиять даже металлические пуговицы Ha
одежде человека. Начинается качание ма-
ятника вариометра. Для техника начинает-
ся вахта, требующая  четырехчасового
внимательнейнтего наблюдения за прибором.

ни На одну минуту _
	Накануне Октябрьской годовщины copes.
нование в экспедициях охватило всех лю-
дей. Геодезические группы инженеров Ива-
на Емельяновича Донских и Владимира
Александровича Попова выполняют больше
двух норм. Качество их работы — отлич-
ное! Тёологи, геодезисты, гидрологи встре-
чают великий праздник прекрасными труз
	(Окончание следует).
	Ь И На
й пло-
Ty

Такая же катастрофа разыгралас
знаменитой в Америке металлическо
	Boa
	тине Гаузер Лэк на реке Миссури.
	вынесла грунт, и колоссальные металлито-
ские оборы повалились, словно карточный
	OMAK,
	_* Продолжение. Начало см. ^ «Красный
Флот» от 3 ноября,