БЕЗБОЖНИК

ДВУХНЕДЕЛЬНЫЙ

ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ ЖУРНАЛ

ОКТЯБРЬ 1928

РЕДАКЦИЯ и ГЛАВНАЯ КОНТОРА: Москва, Сретенка, 10. _______Тел. 5-40-68 и 41-98.

ПОДПИСНАЯ ЦЕНА:

на год 3 р. 60 к., на полгода 1 р. 80 к., на четверть года 90 к. Отдельн. № 15 к.

№ 21

СКВОРЦОВ-СТЕПАНОВ

(1870-1928 Г.)

Статья А. Лукачевского.

Ив. Ив. Скворцов-Степанов.

На первом съезде безбожников тов. Степанов горячо выступал за необходимость глубокой и всесторонней подготов
ки антирелигиозников. «Антирелигиозник», - говорил он, - должен быть широко образованным марксистом, он должен быть хорошо образованным естественником». Он выдвинул проект создания центральных антирелигиозных кур
сов, где бы читались лекции не только «по истории религии, но и лекции по истории мироздания, по истории органи
ческого мира, по истории человека, - словом, целый ряд курсов по естествознанию». «Не столько агитации, сколько пропаганды», - такова была основная идея его доклада на съезде безбожников. Твердокаменный большевик, пол
ный юношеского задора, - а ему тогда уже шел шестой десяток - Ив. Иванович не отделял слов от дела. Три его работы являются настольным пособием для каждого антирелигиозника, но этим рабо
там учатся будущие пропагандисты в комвузах, и совпартшколах, в антирелигиозных семинариях и кружках. Эти работы - перевод Кумовской книги «Воз
никновение религии и веры в бога», «Происхождение нашего бога» и «Очерк развития религиозных верований».
Но выступая против дешевой демагогии в антирелигиозной пропаганде, тов.
Степанов, никогда не был против антирелигиозной агитации, как таковой. Это он первый выступил с планом безбожных карнавалов.
Правда, на съезде безбожников тов. Степанов по поводу этих карнавалов го
ворил, что в настоящий момент все же надо больше обращать внимания на пропаганду, чем на агитацию, ибо в анти
религиозном отношении трудящиеся массы уже разагитированы Врангелем, Деникиным, Колчаком.
Тов. Степанов был не только крупным теоретиком в вопросах антирели
гиозной пропаганды и истории религий, он является талантливейшим популяри
и контрреволюционерах, и меньше разбираем в свете марксистского анализа религиозные догматы и обряды.
Тов. Степанов не забывал ни того, ни другого. В брошюре «О живой церквион дает открытую и прямую, больше
вистскую критику обновленчества, вскрывает его классовые корни и требует такой же борьбы с обновленчеством, как и с тихоновщиной.
«В «Благочестивых размышленияхон подробно останавливается на карти
нах православного рая и ада, показывая всю нелепость религиозного учения о
загробном возмездии. В брошюре «О таинстве святого причащения», тов.
Похороны Ив. Ив. Скворцова-Степанова в Москве.
затором антирелигиозником-массовиком. Его массовые брошюры «Беседы о вере», «Благочестивые размышления», «О пра
вой и неправой вере, об истинных и ложных богах» и др. являются непревзойденными образцами по своей про
стоте и ясности изложения, по своей научности и доказательности в то же время. Мы в нашей антирелигизоной пропаганде, вскрывая классовую сущ
ность религии, очень часто впадаем в
антипоповщину, в антиклерикализм. Мы больше говорим о попах-насильниках
Степанов рассказывает о происхождении этого таинства из дикарских обычаев людоедства. При этом рассказ ве
дется так умело, что читатель - будь он самый закоренелый верующий - не сразу догадается, что автор разбивает его религиозные представления, что ав
тор по существу дает жесточайшую критику религиозного миропредставления.
На съезде безбожников тов. Степанов говорил: «Вероятно, многие читали мою книжку: «О правой и неправой вере, об