ЗЛЫЕ ДУХИ АЛТАЯ.

Очepк Н. Северяка.
У далеких монгольских границ, в горах и лесах Алтайского хребта, раскинулась далекая область «Ойратия». Алтай, по своему своеобразию, дикой не
тронутости. величавой красоте, а глав
ное по составу населения, не похож на остальные районы СССР.
Население Алтая смешанное. В речных долинах раскинулись русские деревни. Первыми поселенцами были старообрядцы, каторжники, которые, убегая от преследований правительства, прятались в лесные трущобы Ал
тая. Было много таких заимок, куда через пропасти можно было попасть только на веревках. Да и теперь в неко
торые деревни нет колесной дороги, а идут верховые тропы. Живя оторванно от внешнего мира, кержаки сохранили все заветы старины. Старики, недовольные пробуждающейся в деревне по
вой жизнью, уходят «спасаться» вглубь дербей и там, в непроходимых лесных чащах, строят заимки, занимаясь главным образом пчеловодством и охотой.
Интереснее по своей жизни и быту алтайцы. Всего их около 50 - 60 ты
сяч разбивающихся на племенные груп
пы, как-то: шорцы, телеуты, телепиты, черневые татары, алтайские монголы и прочие. Алтайцы - кочевники, ското
воды и охотники, не затронуты никакими
культурными веяниями, до сих пор сохранили примитивную жизнь перво
бытных веков. А жилище алтайца - - это шалаш, сделанный из коры деревьев с отверстием вверху для дыма. Когда впервые входишь в аул, трудно разли
чить отдельные предметы, все они от
дымящего костра покрыты черным слоем сажи. Вглядевшись, можно увидеть, что
против входа на ве- Р вочке навешено де
вять тряпочек: это «икона» алтайца (са
мо), тут же часто висят колокольчики с продетыми в ушко перьями птицы и шкурками зверей. Это для того., чтобы птицы и звери попада
лись охотнику на глаза. Окружающие горы, реки, луга - это боги, которые по повершо: . алтайца, управляют человеком. Алтайцы делят все божества на добрых и злых. Когда чело
век заболеет, говорят злой дух вошел», а когда человек умрет: «злой дух съел его».
Богов, заведующих болезнями человека, очень много: Башкотегры ведает заболе
ванием суставов. Кажук помогает при тошноте и давлении под ложечкой, Узункуремус заведует по
ясницей. Одним из самых почитаемых и чистых духов являет
Шкура лошади, вывешенная у священных берез после
жертвоприношения. (Таялга, средний кугом).
Река Катунь, Симинские пороги.
ся огонь. На охоте, при дальних кочевых переездах, а также и в аиле, огонь является единственным спа
сением от ветра и холода; и поэтому неудивительно, что огонь занимает по
четное место среди добрых богов. Огонь
алтайцы называют «хозяином», а образ его рисуется в виде светлой девушки. При рождении детей, а также на свадь
бе, приносятся жертвы огню. Обычно, во время этих обрядов льют на огонь масло,
жир и молоко. При исполнении обряда поется песня:
«Тридцатиголовая огонь - мать, Сорокаголовая девица мать, Варящая все сырое, Таящая все мерзлое,
Спустись, окружи и будь хозяином!
Вообще огонь не только все очищает и разгоняет злых духов, но даже гонит злые мысли от человека.
При жертвоприношении нужно приносить свежее масло, иначе будут болеть коровы. Когда подкладывают дрова в