Урочище куюс. Алтайцы перестают носить свой национальный костюм.
огонь, то стараются делать это тихо и осторожно, иначе можно ушибить «хо
зяина». Также нельзя дотрагиваться до огня железными вещами, чтобы не по
ранить голову духа. Даже пепел от костра хранится в особых местах, чтобы зверь, скот и человек не могли истоптать его. Огонь является хранителем аила. Поэтому нельзя выносить огня из аила. Курящие гости должны при уходе выколачивать из своих трубок горячий пе
пел. Алтайцы боятся, что вместе с огнем можно отдать и «хозяина», тогда уже аил, оставшись без покровителя, привлечет в себе злых духов.
- Злых духов, что песка в речке - так говорят алтайцы. Куда бы ни поехал алтаец, везде боги; если он будет переправляться через реку, он бросит не
много табака в жертву речному богу, а на горах часто можно видеть груды камней с воткнутыми в них палками, с привязанными тряпками и конскими воло

сами - это приношение богу за то, что он разрешил подняться на его гору.

Главой добрых духов считается Ульгень. Он живет на небе в золотом дворце (Орго). Он очень добр. Все стремления его - помочь человеку, охранить его через своих духов-помощников от злых духов.
Главой злых духов является Эрлик. Он живет в подземелье, на острове жид
кой глины. Этот остров омывают 9 рек
из человеческих слез. В его владениях живут, в качестве рабов, души умер
ших людей. Через реки переброшены мосты из одного конского волоса. Убе
гающие пленники срываются с таких мостов, и течение рек их обратно приносит к острову.
Для умилостивления богов приносятся жертвы, которые разделяются на два вида: бескровные и кровавые. Бескровными, как уже говорилось выше, слу
жит масло, арака, молоко весенних удоев и курение вереска. Все это сопровождается обрядами в исполнении шамана. Самый обряд называется камла
нием. Особо торжественные камлания
бывают, когда приносятся крововые жертвы: овца, корова или лошадь. На
такие камлания приезжают множество гостей.
Богам, в особенности Ульгеню, обязательно приносит животное белой масти.
Если в жертву предназначена лошадь, то ее приводят к священной березе, где при зажженных кострах бывает ка
млание. Шаман ставит на спину лошади чашку. Когда чашка слетит на землю, то смотрят, как она упала? Если она
упала вверх дном, то жертва не угодна богу, если же она упала на донышко, то жертву дух принимает. Тогда завязы
вается морда у лошади, к ногам привязывается веревка и на спину лошади поперек накладывается толстая жердь. По знаку шамана, поющего священные песни, толпа людей бросается к лошади; одни ухватываются за веревки, другие
наваливаются на концы жердей. Хрустит спинной хребет у лошади, лопаются су
хожилья и ее почти живьем раздирают в разные стороны.
Шаман под дикие песни и пляски заканчивает свой обряд. Мясо жертвен
ных животных варится для угощения гостей, а шкура вывешивается на священных березах. Если боги не удовлетворяются одной жертвой, то по указанию шамана приносится вторая. Бывают случаи, когда приносятся несколько коров и лошадей.
Но и в этих первобытных условиях уже начинается борьба за новое. Много
алтайской молодежи учится на рабфаках, и даже горсточка есть в вузах. Одним из
лучших средств борьбы с темнотой является кино, которое алтайцы тоже склонны возводить в степень таинствен
ности, и нередко называют «большим богом».
Одновременно начинается успешная работа юрты-передвижки, и большой
симпатией пользуется газета «Кызил ойрат» (красный ойрат). В разных местах Алтая разбросаны детские интер
наты. Много алтайской молодежи организовано в комсомол.
Результат всех этих культурных мероприятий сказывается на быстром переходе от кочевой жизни к оседлой.
Пройдут года, и исчезнут на Алтае шаманы с их бредовыми песнями, и на алтайских жирных землях, в пышно-зеленых долинах зацветет другая жизнь.
Комедия баптистского крещения в Америне. Проповед
ник Келлей оптом крестит 28 человек.