2 декабря 1950 г., суббота, № 285 (3698).

Sa высокий идейный уровень  ! Плоды самсуспокоенности
	Тов. Мееровекий перестал растить ак-
	тИВИхтТов, Не советуется с ними, не при-
влекает офицеров и членов их семей к, под-
готовке культурно-просветительных  меро-
приятий. Совет Дома офицеров, избранный
в мае. ло сих пор не приступил к работе.
	В плохой работе Дома офицеров повинен
и политотдел, который всерьез не вникал
в деятельность руководства Дома, не при-
слушивался в отзывам офицеров. Утвер-
ждение планов, работы Дома офицеров по-
литотделом превратилось в пустую фот-
МАЛЬНОСТЬ.
	О наличии формализма в деятельности
Дома офицеров свидетельствует и такой
факт. Олнажды было намечено провести ве-
чер о роли советских ученых в развитии
авиационной техники. Политотдел вклю-
Чил эту тему в план своей работы. И вот
в течение трех месяцев мероприятие пере-
хохило из одного месячного плана в дру-
гой. Политуправление флота обязало по-
литотдел провести намеченный вечер. Ве-
чер кое-как подготовили и провели. Но,
организованный наспех, он мало принес
польз.
	Впрочем, не только по Дому офицеров
можно судить о негодном стиле руковод-
CTR политотдела  культпросветработой.
Запущена она и во многих комнатах полит-
просветработы. Только один раз политот-
дел собирал заведующих атими комнатами,
дал им «установку» и затем предоставил их
самим себе.
	№ сожалению, поверхностный, кампаней-
ский стиль руководства культурно-проеве-
тительными учреждениями присущ и неко-
торым работникам политуправления флота.
Тов. Савенков и его работники мало вни-
кали в деятельность Дома офицеров, в03-
главляемого тов. Мееровским, и по старой
привычке продолжали считать его одним
из лучших на флоте.
	Факты подобной «осведомленности» по-
литуправления о деятельности флотских
культурно-просветительных учреждений не
единичны. 0 неблагополучном положении
дел и в матросском клубе политуправление
флота узнало из корреспонденции во флот-
ской газете. Но и серьезный сигнал газеты
не вызвал тревоги у работников полит-
управления. Никто из инструкторов не по-
бывал в клубе, не помог клубным работ-
никам быстрее исправить ошибки.
	Происходит это весе по той причине, что
инструкторы политуправления редко быва-
ют в Домах офицеров и клубах, плохо ру-
ководят ими, не пропагандируют передовой
опыт культурно-просветительной работы.
	О художественной самодеятельности
вспоминают главным 0бразом накануне
смотров. И тогда спешно создаются  кол-
лективы самодеятельности, подготавливают-
ся концертные программы. Со времени по-
следнего смотра число самодеятельных
коллективов резко сократилось.
	Для устранения этих серьезных  недос-
татков необхолимо прежде всего коренным
образом улучшить руководство культурно-
просветительной работой со стороны полит-
органов. Надо повседневно изучать, 0боб-
щать и распространять передовой опыт
деятельноети  культурно-просветительных
учреждений, направлять их работу так,
чтобы в первую очередь решались конкрет-
ные задачи, которые стоят перед кораблями
и частями. Й прежде всего сами работники
Домов офицеров и клубов должны проник-
нутьея чувством высокой ответственности
за возложенные на’ них задачи.
	Подполковник А. БАЗАРОВ.
	Для многих работников культурно-про-
осветительных учреждений истекний год
был периодом дальнейшего улучшения ра-
боты. Стремясь удовлетворять запросы
воинов, используя накопленный опыт, они
оказывают  команлованию существенную
помощь в политическом и воинском воспи-
тании личного состава.

Однако некоторые культурно-просвети-
тельные учреждения после смотра не
ТОлько Не улучшили, а резко ухудшили
свою деятельность. Плохо работает сейчас
Дом офицеров, гле начальником тов. Me-
еровский. А ведь всего лишь гот тому
назад этот Дом офицеров занял отно из
первых мест на  общефлотоком смотре.
Офицеры справедливо критикуют культра-
ботников Дома за равнохушное отношение
к их запросам, за то, что они не оказы-
вают их помощи в марксистоко-ленинской
учебе, в воспитании подчиненных. Распо-
лагая болылими возможностями для ‘поста.
новки лекционной пропаганды, работники
Дома офицеров умулрились сделать этот
важный участок одним ив самых отстающих.

Например, за восемь месяцев текущего
года в Доме офицеров было прочитано
только четыре лекции для изучающих
маркеистеко-ленинскую теорию. Квалифи-
цированные лекторы из числа специали-
стов, а также из культурного ‘центра —
редкие гости в Доме офицеров. Внеитатное
лекторское бюро существует формально, им
НИКТО По-настоящему не руководит. Тема-
тика лекций случайна, не отражает многих
актуальных вопросов жизни страны и фло-
та, не затрагивает вопросов воинского
воспитания.

Плохая организация лекций и консуль-
	таций, а также недостаточная полтготовка
	яеьгоров вызывают заванное недовольство
слушателей.

Дом офицеров имеет возможность орга-
низовать интересные и поучительные
встречи военных моряков с видными дея-
телями науки и культуры,  передориками
производства. Достижения колхозников в
борьбе за высокие урожаи служат нагляд-
ной иллюстрацией преимуществ социали-
стического сельского хозяйства, колхозного
производства. Но работники Дома офицеров
равнодушно ‘проходят мимо всех этих в0з-
можностей, не делают ничего для Toro,
чтобы офицеры ‘подробно ознакомились с
успехами колхозников.

Неудовлетворительно организован куль-
турный досуг офицеров и членов их семей.
В текущем году проведено всего лишь два
вечера отдыха. Программы мероприятий на
выходные хни однообразны, олни и те же
мероприятия повторяются из месяца в ме-
сяц.

При Доме офицеров имеется хоропю ofo-
рудованный спортивный зал. В свое время
здесь. были созданы секции бокса, гимна-
стики, штанги и другие; Ho вскоре их
занятия прекратились.

В библиотеке довольно значительный
книжный фонт. Олнако число читателей
растет медленно. Здесь очень слабо про-
патандируется политическая и военная
литература. т

Такое неприглядное состояние леятель-
ности Дома офицеров об’ясняетсея прежде
всего небольшевистсеким отношением тов.
Мееровского и его подчиненных к своим
обязанностям. После успеха на пренлогод-
нем смотре Дома офицеров они самоуспо-
коились, перестали бороться за потем
культурно-просветительной работы, отета-
ти от запросов офицеров. Планы Дома офи-
церов далеки от жизни флота, от конкрет-
ных залач боевой и политической учебы.
					Вечер
	молодежи
	ВЛАДИВОСТОВ, 1 yera6pa. (Hopp. «Kpac~
ного Флота»). В Доме офицеров состоятех
вечер, посвященный Всемирному дню мо-
лолежи. В нем приняли участие молодые
стахановцы местных предприятий, студен-
ты. воины кораблей и частей.

С докладом выступил секретарь краево-
го комитета комсомола тов. Елизарьев, во
торый рассказал о борьбе молодежи воето
мира против войны.

— Ha всех участках великой стройки
коммунизма, —сказал докладчик, — юнопия
и девушки нашей страны проявляют пед-
линный трудовой героизм. Советская моло
дежь спокойно работает и учится. Ведомый
гением великого Сталина нал народ нолон
рептимости отстоять мир во всем мире.

С интересом было выслушано выеступле-
ние делегата Второй Всесоюзной конферен-
ции сторонников мира старшего техника
телефонной станции комсомолки Гаврило-
вой, которая рассказала o работе конфе
ренции, о стремлении советских людей
всеми силами бороться против. поджитате-
ей новой войны.

С патриотическлми речами выступили
также старшина 1-й статьи Аристов, етуз
лент Меленцев, сержант ЁВротов, стахано-
веп Штадлыков.
	Б Фонд строек коммунизма
	ВИЕВ. (По телеграфу). На Украине ши=
роко подхвачена патриотическая инициати-
ва коллектива харьковского завода «Серп
и молот», предложившего организовать 60-
циалистическое соревнование за экономию
металла и других материалов, чтобы пе-
редать их в фонл строек, коммунизма.
	Стахановцы Азрьковското завода транс-
портного мапгиностроения на своем лице-
вом счету уже имеют 994 тонны чугуна
ий на 230 тысяч рублей разных материа-
лов,, сокономленных в’ этом году. Воллек-
тив обязался до конца года передать в
фонл строек коммунизма 100 тонн ‘метал-
лопроката‹ 150 тонн чугуна, 10 тонн
ферросплавов, 100 тонн’ мазута, 100 тонн
дизельного топлива, Е
	Коллектив учащихся энаменского  же-
лезнохорожного училища № 1 (Rupose-
	  градская область) выступил инициатором
	изготовления во внеурочное время инет-
рументозв для строителей  Каховской
гидроэлектростанции. Уже подготовлено Е
отправке 150 комплектов столярных и сле-
	i CODHEIX инструментов. Ночин будущих же-
	лезнодорожников ‘поддержали мелолые ра-
бочие завотов «Большевик», «15 лет дк»
	тября» и другие.
	Центральной военно-морской
библиотеке 145 лет
	Центральной Военно-морской библиотеке
исполнилось 145 лет. Это одно из крупней-
ших в СССР книгохранилищ. Злееь наряз
ду © современными изданиями книг о фло-
те хранятся сочинения, которые печаталиев
во время начала строительства флота на
петровских корабельных верфях: знамени-
тый «Устав морской» -— первое официальз
ное руководство для русското военного: фло-
та, созданное Нетром 1; «Разговор адмирала
с капитаном о команде» — сочинение сына
Никиты Изотова; редкие русские книги по
военной и военно-морской историй, па
теотрафии, астрономии, навигацли.

Центральная Военно-морская библиотека
через флотские библиотеки поддерживает
тесную связь с моряками. Офицерам, стар-
шинам‘ и матросам она высылает необходи-
мые книги, указатели литературы, библио-
графические справочники. Ею налажен ре-
гулярный обмен книгами с флотами, гарня-
зонами и ‘частями. Только за полтора года
на места отправлено 140 тысяч экземпля-
	ров различных изданий. °_ Е
. А. ИВАНОВА.

Учитываем уроки
проверки
	В минувшем учебном году матросы и
старшины нашего корабля настойяиво по-
выпали свои политические знания, С воо-
душевлением изучали моряки гениальный
труд товариша Сталина — «Краткий курс
истории ВКП(б)». На проверке политиче-
ских занятий весь экипаж корабля заслу-
жил хорошую оценку. а группы, руководи-
уе офицерами Гутманох и Поршаковым,
вакончили учебу с отличными результатами.
Оценки «отлично» и «хорошо» получило
более 80 процентов личного состава. И не
было никого, чьи знания были бы при-
знаны неудовлетворительными.

Эти, в общем неплохие, итоги проверки
политических занятий вовсе, однако, не 0з-
начают, что У нас He было недостатков.
На партийном и комсомольском собраниях,
на совещаниях руководителей групп поли-
тических занятий и их помощников мы
вскрыли и обсудили свои упущения.

Один из наиболее значительных недо-
(TaTKOB состоял в том, что не велась пов-
седневная индивидуальная работа с отста-
ющими матросами и старшинами. У нас
были товарищи, которые из-за болезни
пропустили несколько занятий. Нало было
им помочь, организовать для них дополни-
тельные занятия, Мы не всегда догадыва-
дись делать это, В результате товарищи
получили посредственные оценки.
	Другой недостаток — руководители
групп и их помошники уделяли мало вни-
мания самостоятельной работе слушателей
над книгой. Потом оказалось. что, не умея
выбрать из прочитанного! материала глав-
ные мысли, матросы или  переписывали
весь текст в свои тетради, или, наоборот.
зыписывали только подзаголовки глав. От-
сутствие навыков конспектирования послу-
жило причиной слабой успеваемости ряда
слутателей.
	На совещании руководителей групп было
отмечено и то. что командиры подразделе-
ний недостаточно интересовались учебой
своих подчиненных. Группы политзанятий,
как павестно, составляются не по похразде-
лениям, а по годам службы. Поэтому по-
лучается, Что матросы одного и того же
подразделения учатся в разных группах.
Романдиры редко интересовались. kak
	учатся их подчиненные во всех группах
политзанятий, и поэтому не могли своевре-
менно оказывать свое влияние на успе-
ваемость того или иного матроса.

Готовясь к новому учебному тоду, мы
прежде всего позаботились о том, чтобы
избежать повторения подобных ошибок.
	EE NEED

Помня указания Центрального Комитета,
	нашей партии о том, что успех политиче-
ской учебы обеспечивается прежде всего
составом пропагандистов, мы пересмотрели
состав руководителей групи и их помошни-
ков. Преподавать историю партии у нах
будут наиболее подготовленные офицеры,
хорошо зарекомендовавиие себя в минув-
шем учебном году. Значительно изменился
также и состав помощников руковолителей.
Теперь подавляющее большинство их —
товарищи, закончившие партийную шко-
лу.

Сейчас руководители групп и их Помош-
	НИКИ Готовятся К семинару по двум пер-
	вым темам политических занятий. Семинар
будет проведен политотделом соединения.
Приказом командира корабля уже ут-
вержден состав групп политических заня-
тий. В приказе указаны постоянные поме-
щения, в которых будут заниматься груп-
	пы, предусмотрено время для лополнитель-
	ных занятий с матросами и старшинами.
	отсутствовавшими по каким-либо причинам
	на плановых занятиях. Бесь личный со-
став корабля ознакомлен с программой на
	новый учебный тол.
	Улучшить воспитание
ВОИНОВ
	В нашей части руководителями групп
утверждены наиболее подготовленные офи-
церы, преимущественно коммунисты. Мно-
гие из них имеют высшее и среднее. обра-
зование, окончили вечерний университет
марксизма-ленинизма или партийную шко-
лу. Семинары с ними будут проводить
опытные политработники.

Многое сделано по подтотовке к новому
учебному году  политработником тов. Ве-
релкиным. Еще в начале ноября было про-
ведено совещание командиров и политработ-
ников, на котором обсуждены итоги про-
шедшего учебного года и задачи по повы-
шению идейного уровня и действенности
политических завятий. Проведены семина-
ры руководителей групи, на которых изу-
чены материалы по содержанию и даны
методические указания по первым темам
новой программы. Библиотеки обеспечены
необходимой учейной и учебно-метоличе-
ской литературой.

Военные моряки с большим воодушевле-
нием готовятся к занятиям. Многие мат-
росы и старшины через экспедиторов. и
книгонолг приобретают в магазинах лите-
ратуру, которая потрейуется им для заня-
тий. Экспедитор коммунист Кучеренко,
выполняя заказы матросов и старшин, за-
купил книг более чем на две тысячи руб-
лей. Среди книг, приобретенных моряками
для личного пользования, — «Краткий курс
истории ВКП(б)», краткая биография И. В.
Сталина, лекции Высшей партийной шко-
лы, произведения‘ советских писателей.
	Однако в некоторых подразделениях не
уделяется достаточного внимания подготов-
ке к ‘занятиям. В минувшем году по-
литработник тов. Марков не обеспечил. ре-
гулярного проведения занятий. Это приве-
Ло к тому, что к моменту проверки в неко-
торых группах программа не была пройде-
на. Политуправление тогда же потребовало
наверстать упущенное, чтобы к началу’ за-
нятий все группы завершили изучение про-
граммы минувшего гола.
	Опытом доказано, что огромную роль в
	повышении идейного уровня политзанятий
играют семинары, на которых руководите-
ли групп слушают  квалифицированные
доклады по очередной теме, знакомятся с
методнкой, учатся органически увязывать
содержание темы с . современностью, с
жизнью личного состава корабля. Обычно
семинарам предшествуют самостоятельная
работа руководителей над’ рекомендованной
литературой, всесторонняя подготовка к
рассказу по теме.
	Коммунисты и комсомольцы . привели в
	порядок географические карты, диаграммьк
схемы и подготовили новые наглядные по-
собия. Корабельная библиотека подобрала
вею необходимую литературу по первым
темам. Редакции стенной газеты и радиога-
зеты готовят специальные выпуски. посвя-
щенные началу учебного года.
	В ближайшие дни на корабле будет про-
ведено совещание руководителей групи по-
литических занятий и их помошников. на
	ROTOPOM мы еще раз пюверим, вев ли пот-
	готовлено к началу учебы. Нельзя упус-
	кать ни одной мелочи, которая может по-

мешать планомерным и успешным заняти-
Ям.
	Капитан-лейтенант С. ЖАВОРОНКОВ.
	Тшательно ГОТОВИТЬСЯ К ЗАНЯТИЯМ
	На личном опыте я убедился, как важно
прюшю подгомвить и организованно про-
вести первое занятие. Оно должно задать
тн всей последующей учебе. Поэтому
к первому занятию я готовился особенно
тщалельно. Начал с того, чо пошел к
заместителю командира по политической
частн и ознакомился с учебным планом.
Не ожидая семинара руководителей полит-
занятий, прочитал литературу по первой
reve: «Советские Вооруженные Силы в
пернох иностранной военной интервенции
п гражданской войны». На семинар я
пришел уже достаточно подготовленным.

Политогдел провел с руководителями
трупп трехдневный сбор, на котором мы
прелушали несколько интересных лекций
п докладов, обсудили итоги проверки по-
литзанятий, обменялись опытом работы в
закончившемея учебном голу, прослушали
пнструктивный ‘доклад по первой теме.
Jor chop, несомненно, оказал нам боль-
my помошь.

Чтобы ничего не упустить, я заранее
ехтавил для себя`план, в Котором прелду-
смотрел, какие следует приготовить, на-
мящные пособия. какую прочесть допол-
	нительную литературу, котда собрать
группу и побеседовать с ней о начале за-
нятий. В конце ноября в моей группе со-
стоялось организационное занятие, на ко-
тором я ознакомил группу с учебным
планом, раздал учебные пособия, тетради,
карандаяни. Матросы получили метоличе-
ские советы — как вести запись раеска-
38, составлять конспект, пользоваться кар-
той и наглядными пособиями.

Комсомольцы Баркан, Жуков и Алек-
сандров вычертили большие карты-схемы
разгрома трех походов Антанты, составили
списки рекомендованной литературы.

За группой закреплено постоянное по-
мещение для занятий.

На недавней итоговой проверке моя
группа получила отличную оценку. Это
обязывает слушателей группы и меня,
как руководителя, приложить вее усилия
к тому, чтобы еще выше поднять идейный
уровень и воспитательное значение поли-
тических занятий. С помощью партийной
н комсомольской организаций матросы
группы добьются еше более прочных знз-

литературой, всесторонняя подготовка
рассказу по теме.

До начала учебного года  руководител
трупп обязаны были подготовить первую
вторую’ темы. Вопреки этому указанию п
литработник тов. Марков решил orpali
читься лишь одной инструктивно-метод:
ческой лекцией, притом только. за.. пят
дней до начала нового учебного года. Ка
это ни странно, политотдел не счел нуя
ным указать тов. Маркову на эту ошибк:

Еще хуже обстоит дело на корабле, г.
секретарем партийного бюро тов. Грицпу
Прошло уже много времени после провере
политических занятий, а тов. Грицун }
сих пор не знает результатов итоговых 3:
нятий по группам. Бюро не интересуетс.
как коммунисты-—руководители групи п
литзанятий работают над повышением cB
их знаний, Для руководителей здесь не о]
ганизовали ни одной лекции по истории
теории большевизма.

Необходимо покончить с подобным безо
ветственным отнашением к политическом
воспитанию воинов флота.
	НИИ.

и

Лейтенант Н. ВОЛКОВ. Капитан 3 ранга Г. КОРОЛЕВ.

СПЕКТАКЛИ ДРАМАТИЧЕСКОГО КРУЖКА
	Самолеятельный драматический коллек-
	клуба моряки увидели пьесы «Волки и ов-
пы» Островского, «Особняк в переулке»
братьев Тур, «Голое Америки» Лавренева
и другие произведения русских классиков
и советских писателей.

тив Н-ской части, руководимый офицером   пы» Островского. «ОсобняЕ
	Севастьяновым, активно помогает командо-
ванию в культурном воспитании личного
состава. За два года Участники  самодея-
тельности поставили около 60 спектаклей.
На спене Дома офицеров и  матросского

Нуждаются во всестороннем анализе] ваться и преуспевать без борьбы мнений,
	без свободы‘ критики.

Из дискуссии по вопросам языкознания
военно-морским историкам следует сделать
вывод о необходимости широко обсуждать
основные вопросы военно-морской истори-
ческой науки. Во вмузах целесообразно
практиковать об’единенные совещания не-
скольких кафедр, на которых преподавате-
ли истории военно-морского искусства смо-
гут обсуждать вопросы своей тематики с
участием преподавателей других дисцип-
ЛИН. ‘

Нельзя мириться с тем, что сейчас, на-
пример, обсуждение вопросов военно-мор-
ской исторической науки не идет дальше
кафедры отдельного вмуза. 0б’единенное
совещание кафедр истории военно-мореко-
го искусства всех вмузов и академий, рас-
положенных в данном районе, а иногда с
	«Революпионное   привлечением других военно-морских и
	гражданских историков, с постановкой на
обсуждение тех или иных теоретических
проблем должно стать одной из форм повсе-

дневной работы.
	В этих же целях назрела необходимость
	В РО COBRARHH BOCHHO-NOp-
ского исторического общества. Вопрос
‘этот, кстати, подымалея на страницах
«Красного Флота» еще в 1940 году. Такое
общество могло бы лучше всего стать цен-
‘тром творческих дискуссий по вопросам
военно-морской истории. Отдельные сове-
щания такое общество могло бы проводить
совместно с военным сектором Института
истории Академии наук СССР. Таким обра-
зом, к обсуждению ряда вопросов военно-
морской истории можно было бы привлечь
кадры гражданских историков.
	В связи с этим нельзя не указать на не-
обходимость раслиирения масштабов работы
военного сектора Института истории Ака-
демии наук. Существующее положение,
Когда сектор работает только в Москве,
нельзя признать нормальным. В Ленингра-
де, например, немалю гражданских истори-
ков фактически принимают участие в’ раз-
работке  вопросов, связанных с военно-мор-
ской историей (профессора Мавродин,
Окунь и др.). Однако при ленинградском
отделении Института потории Академии
наук военного сектора почему-то нет.
	Целесообразно созлать филиалы военно-
исторического сектора еще и потому, что
это предоставит больше возможности для
привлечения гражданских историков с пе-
риферии к научно-иселедовятельской и из-
тательской деятельности сектора. Очевид-
	также и положительные труды выдающих-
ся русских  флотоводцев, как, например,
«Рассуждения по вопросам морской такти-
ки» Макарова, «Новые основания пароход-
ной тактики» Бутакова, многочисленные
инструкции, приказы. донесения и письма
Ушакова, Нахимова, Корнилова и других.
	Исследователям необходимо поднять и
вопросы о влиянии русского военно-мор-
ского искусства на искусство флотов дру-
гих стран, о развитии русской военно-мор-
ской мысли на различных этапах истории
флота и т. д. Необходимо также острев
критиковать отдельные недочеты и непра-
вильные положения, имеющиеся в трудах
современных авторов. Нуждаются в крити-
ческом разборе, например, такие работы,
как «Военно-Морской Флот СССР в Вели-
кой Отечественной войне» и «Красная
Горка» И. С. Исакова, «Революционное
движение в царском флоте» С. Ф. Найла,
«С. 0. Макаров» А. Лурье и другие.
	Преподаватели, излагая курс истории
военно-морского искусства, должны учиты-
вать недочеты, отмечавшиеся неоднократ-
но в прошлом. Например, нельзя пред-
ставлять действия противника сплошь 6e3-
рассудными и безграмотными, потому что,
во-первых, это недостойное для натней на-
уки упрощенчество, а, во-вторых, это сни-
жает значение славных побед, завоеванных
руескими моряками. Наряду с этим следует
вести самую ренгительную борьбу с низко-
поклонством перед иностранными авторите-
тами. Надо покончить с огульной идезли-
зацией русского парского флота и ето от-
дельных флотоводцев, в каждом отдельном
случае критически оценивать те или иные
события, явления. Преподавание истории
военно-морского искусства. должно вестись
с позиций партийности. :
	Военные работы товарищей Ленина и
Сталина. — основоположников самой пере-
довой военной науки — должны быть
фундаментом при изучении истории воен-
но-морского искусства.
	Военно-морские историки должны тща-
тельно, глубоко изучить гениальные 1або-
ты товарища Сталина по вопросам
марксизма в языкознании. Кризис и застой
в советском языкознании ‘явились нагляд-
ным примем того, к чему может ‘приве-
сти забвение одного из основных законов
развития социалистического общества —
закона критики и самокритиви. Надо все
время помнить слова товарища Сталина о
том, что никакая наука не может разви-
	Но, ЧТО поставленная сейчаю перед ©екто-
ром вадача — в ближайшие годы написать
многотомную историю армии и флота —
едва ли будет посильна коллекливу только
московских историков. В этой работе, бее-
спорно, потребуется‘ участие как военных,
так: и гражданеких историков Ленинграда
BH других городов,

Езфедры истории военно-морского исБус-
ства вуузов м академий должны консульти-
ровать кафедры других специальных дисци-
плин при составлении исторических спра-
BOK, показывающих приоритет русских
ученых в развитии самых разнообразных
отраслей военно-морской техники. Препеда-
ватели вмузов, так же как н другие военз
ио-морские историки, должны широко TO~
пуляризировать военно-морскую историю в
массах советского народа. Для этой цели
необходимо использовать трибуну  Веесо=
юзного общества по распространению полиз
тических и научных знаний. В сожале-
нию, пока еще далеко не все военно-мор-
ские историки являются членами этого
	общества.
В своей пропагандистской работе военно-
уорекие историки лолжны  релательне
	разоблачать мяты англо-американеких похз.
жигателей войны о «битве за Атлантику»;
«битве за Антлию», о самостоятельной
«морской войне» на, Тихом океане и другие
попытки извращения истории ‘второй ми-
ровой войны. На конкретных примерах из
боевой деятельности Советской Армии и
Военно-Морского Флота в годы Великой
Отечественной войны необходимо  показы-
вать, что решающую роль в разтроме гит-
леровской Германии и империалистичесвой
Японии сыграли героические Вооруженные.
Силы Советского Союза.

Преподаватели кафедр истории военно-
морского искусства вмузов и академий, &
также все другие военно-морские ноторики’
В св0ей повседневной деятельности” обяза-
ны неизменно рувоводетроваться указанияз
ми товарища, Сталина о разработке Teopes
тического и практического наследства вы-
дающихся русских полкороднев и военных
деятелей, о необхолимости критики вогля=
лов зарубежных военных авторитетов, of
изучении иностранных армий и их 606в0-
го опыта. Только при этом условии препоз
давание истории военно-морского  искуе=
стра будет отвечать всем требованиям ©0-
временности,

Капитан 1 ранга
	_ ВР, МОРДВИНОВ,
кандидат военно-морских наук,
	оотлозчиые залачи военно-морских историков
	В наступившем учебном году в некото-
рых наших училищах курс истории воен-
HO-KopcKoro искусства читается по новой
программе. Большинство преподавателей
Тщательно готовилось 5 началу занятий.

В прошлом году при Военно-морской
академии имени Воропиилова для препода-
зателей-историков был организован
пестимесячный семинар. который принес
ay большую пользу. Готовясь в чтению
Нового курса. преподаватели использовали.
архивные материалы  первода Великой
(течественной войны. Это хорошо. Было
вы еще лучше, если бы архивные материа-
лы более ранних периодов  использова-.
Тв так же интенсивно. & сожалению, в
Центральном военно-морском архиве пре-
подаватели кафедр истории военно-морско-
№0 жкусства бывали не часто.

Многие преподаватели, читавитие до» се-
№ времени курсе военно-морской истории,
К преподаванию истории военно-морского
жкусства приступают впервые. Это обя-
ЗЫзает их дополнительно работать» над
мпросами оперативного искусства и так-
тики, В основу обучения должны быть п9-
TORCH сталинские указания о содержа-
нии воРниой науки, исхедя из которых
BOEHHOG, & следовательно, и военно-мор-
ме искусство «..является составной
частью военной науки и включает в себя
тактику, оперативное искусство и страте-
THY, т, 6, занимается изучением вопросов,.
ттосящихея к способам ведения военных
действий и войны в пелом» (Н. Булганин.
«Тридцать лет Советских Вооруженных
Cur», 12 erp.).

_ История военно-морекомо искусства —
метавная часть военной науки, Нельзя
валагать ве вне конкретной исторической
бстановки и без строгой хронологической
Пиледовательности. Касаясь истории в0-
Ино и военно-морского искусства, нель-
Я также говорить только о флотоводпах и
Полковохпах. игнорируя массу матросов и
болдат, без которых искусство не могло бы
елать и шага вперед в своем развитии.
Ивобходимо показывать, 970 русский
матрос всегла был силой, без которой
Претворение в жизнь Флотоволческого ис-
Кусства Петра Первого. Ушакова, Сеняви-
на. Нахимова и р. было бы невозможно.
Рельше внимания слелует уделять освеще-
НЯЮ героизма и боевых традиций русских.

нашей печати за последнее время!
был опубликован ряд статей, подвергших
справедливой критике зпологетов - реак-
ционной англо-змериканской  империали-
стической военно-морской - теоретической
мысли Мэхэна и Воломба и их  последо-
вателей. Преподаватели и курсанты вму-
зов имеют, следовательно, некоторый ма-
териал по этим вопросам. Необходимо и в
дальнейшем критиковать эти теории. 0е0-
бенно резкой критике необходимо  подвер-
гать буржуазных военных «теоретиков»
по вопросам второй мировой войны, ибо
они, фальсифицируя факты, являются
пропагандистским рупором американо-ан-
глийских полжигателей войны.
	Атомщики Уолл-стрита в свойх бредо-
вых планах мирового господства основную
ставкх пытаются делать наряду с авиа-
цией также на военно-морской флот, ко-
торый вместе с` морской пехотой служит
основной ударной силой агрессивных го-
сулалетв. Наролные массы, борющиеся за
	моряков. Нахо всегда иметь в виду, что
история военно-морского искусства должна
повседневно воспитывать у курсанта и
слушателя чувства советского патриотиз-
ма, национальной гордости, любви к мор-
ской службе.

В курсе истории военно-морского’ искус-
ства в силу специфики предмета значитель-
но сужен такой важный вопрос  военно-
морской истории, как революционное XBH-
жение во флоте. Здесь нужна помощь ка-
федр социально-экономических хисниплин.
Необходимо в программах таких  дисцип-
лин, как история народов СССР, история
ВКП(б) и другие, ‘отвести больше места
революционным событиям на флоте.
	При преподавании истории военно-мор-
ского искусства He  вледует допускать
одностороннего толкования вопросов. Толь-
ко всеоб’емлющий анализ отрицательных
и положительных сторон при разборе тех
или иных действий позволяет сделать пра-
	вильные выводы. Б таких выводах Надо,   уир, сжедневно с возмущением читают
прежде всего, отражать то ТИПИЧНОЕ, ЧТО   сообщения о том, как американские из-
позволит слушателю уяснить Состояние   верги используют свой флот для  злодей-
	ской расправы над своболдолюбивым корей-
ским народом, как сжигаютея  смертонос-
ным огнем с моря и воздуха села и города
демократической Кореи. На многочислен-
ных конкретных примерах из истории ко-
лониальной агрессии США советские воен-
но-морские историки обязаны разоблачать
традиционность американской империали-
стической политики ‘грабежа и разбоя,
проводимой при помощи флота.

Нельзя забывать также о критике тру-
дов таких реакционных теоретиков цар-
ского флота, как Клало, Шеглов, Жерве,
Петров и др. Рассуждения о том, что
русские военно-морские теории Якобы не
имели собственного лица, 8 лишь отражали
вагляды Махэна и Коломба, не имеют под
с0бой достаточной почвы. Официальная
военно-морская теоретическая мысль в цар-
ской России, бесспорно, имела свой само-
стоятельный путь развития, а не ‘копиро-
вала лишь’ «иностранные школы». Поэ-
тому, если учесть, то трулы реакпионных
	EO ER См

военно-морского искусства во время данной
войны и поможет установить тенденцию
ero дальнейшего развития. Освещая  воп-
росы прошлого, надо все время помнить
слова товариша Сталина 0 том, что нельзя
двигать вперед науку, не подвергая кри-
тическому разбору устаревшие  положе-
ния и высказывания отдельных авторите-
тов. Даже при изложении материалов, ка-
слющихся последних войн, нельзя механи-
чески применять опыт прошлого к усло-
виям современности. Освещать этот опыт
следует критически, с учетом новых тре-

бований,

Переходя к ‘изложению. вопросов совет-
ского военно-морского искусства, о надо
подчеркнуть, что оно не является простым
продолжением старого. ()бязательно › необ-
ходиую рассказывать © тех огромных каче-
ственных изменениях, которые произошли
в военно-морском искусстве нашей страны
с момента Великой Октябрьской социали-

стичесхой революции. Преподаватель Ha
	ярких UpHMepaxX должен  MOKAIATH, Fre) TeOpeTHROB NapcKoro = PaoTa —ABAABAAACh
только при советской власти военная и большихи таражами и по HAM училось
ноонно-морская наука Wa основе’ учения   поколение офицерского   состава. то станет
	ЯСНЫМ. Насколько
эти работы.
	важно раскритиковать
	км тат те

Маркса—Энгельса—Ленина— Сталина ста-
ta подлинной наукой.