“ В декабря 1950 г., вторник, № 287`(3700.
	ФЛОТ
	PACH BI
			Свежий ветер развел в море крутую вол-
ну, Гудит неумолчно прибой. Штормовая
пор» наступает на Ралтике. Корабли мед-
ленно раскачиваются на рейде. Когда гу-
стеют ранние сумерки, их грозные силуэты
совсем сливаются с морем.

В этот час несколько старшин и. матро-
сов торопились к сходням, Вот они оста-
новились в светлом проходе корабля, о
чем-то заговорили, плотнее надевая фураж-
ки и бескозырки...

Можно было подумать, что они обменя-
зиеь замечаниями ю погоде и иторме. Но
речь шла совсем об ином. Рослый матрос
спрбил товарища;

— Мою книжку по алгебре захватил?

— Вонечно, — ответил товарищ. —
Правда, не успел все усвоить.

— Поторапливайся, мне тоже надо го-
повиться к контрольным...

Этот разговор состоялея на борту ко-
рабля Н., многие матросы м старшины ко-
торого продолжают и заканчивают евое
среднее образование в вечерних городеких
школах. С разрешения командира, они в
определенные дни сходят с учебниками
	на берег и идут неблизкой дорогой в 1-

р.
(ни служат и учатся.

Поздно вечером, только к 07600. nep-
	нупя они на Корабль, к боевой флотекой
88316.

На кораблях, в неутихающем и точном
ритме, дет большая яркая жизнь. Вместе
co вое страной военные моряки Балтики
тотовятея ® выборам в местные Советы,
вместе со воем народом торжественно зстре-
чают День Сталинской, Конституции.

Ha борту корабля Н. канун праздника
отмзчен особенным под’емом. Один из моло-
дых матросов — Анатолий Романов выдви-
ут кандидатом в депутаты городского Со-
BeTa.

В 1943 тоду, в трудную для Родины

пору, четырнадцатидетний подросток при-
шы из дальнего новгородского села на
фабрику, где всю жизнь трудилея его
отп Степан Григорьевич.
‚ (ие погиб на фронте. Сын сменил отца.
  Свято чуветво тревоги за евое Участие
в общих усилиях советоких людей власт-
RO повело вперед Анатолия  Романова. On
начал учиться, закончил школу 030,
етал слесарем. Обычными итогами его ра-
фто дня были 150—170 процентов
HODMAL.

Таким же чистым душой, полным горя-
чето стремления отлично и ревностно елу-
жить Советскому Союзу пришел Анатолий
Романов на флот. Ето новые товарищи, мат-
pent балтийского корабля Н., отжетили в
ну качества, дорогие сердцу советского
человека — готовноеть всего себя отдать
(лу Отчизны, желание быть ‘ее лучшим
сыном, бойцом.
	Это проявлялось в б06вй и политиче-
шой учебе, в дисциплине, на службе и
1 службы. Анатолий Романов хотел итти
Mepe] Bo BCOM и поэтому скоро етал при-
№юм для многих. Командир корабля
об’хзил его в приказе отличником.

“Tl Bot Ha собрании, посвященном выдви-
жению кандидатов в депутаты городекого
(овета, товарищи назвали имя Анатолия
Романова. Много хороших слов было ска-
зано о нем главным старшиной Савченко,
аршиной 2-й статьи Деньгубом, старшим
Узтросом Горбатовеким.
	_ Передовые офицеры корабля, отличники
боевой и политической подготовки, гово-
рили:

— Анатолий Романов — рядовой член
нашей флотекой семьи, беззаветный
патриот, каких тысячи на советоких KO-
раблях, и мы хотим видеть депутатом в
местном Совете своего представителя —
такого же преданного Родине и родному
Сталину воина; как его товарищи ка ко-
раблях.

Суущенный и гордый высокой честью,
оказанной ему, матрос Романов от веего
серхца поблаголарил товарищей за доверие,
	Вчера он нес дежуретво в одном из по-
чещений корабля. Как всегда, неутомимо
и внимательно выполнял матрос свою
обычную скромную службу. В это время
в агитпункте корабля, куда были принесе-
ны фотоснимки и текст‘ биографии Рома-
нова, моряки вели разговор о’ предетоя-
Max встречах  канлидата-матроса со
	денко: сразу же после демобилизации стал
студентом Новочеркасского индустриально-
го института. Старшина 2-й статьи Циля-
ев получил аттестат зрелоети, в° котором
были только пятерки и четверки; теперь
он учитея в Ленинградском энергетическом
институте. Учится и капитан-лейтенант
Десюк.

Право на образование — радость. Or-
дать Родине знания, приобретенные по
этому праву, счастье.

Одно письмо, хранящееся среди других,
Людит перечитывать. заместитель команди-
ра по политической части:

«Здравствуйте, доротой товарищ коман-
дир! Мы получили ваше письмо и были
очень рады, что наи вын Николай оправ-
дал задачи, которые стоят перед ним. Т9-
варищи командиры! Наш сыя совместно и
ваш сын. Мы, родители, воспитывали его
в дотетве, а все юные годы он находится
в вышем распоряжении. Как мать, я очень
вас благодарю за вашу заботу, за то, что
вы дали мобму сыну хорошие знания и
разренкили учиться.

Пожелаем вам счастливой жизни, хоро-
ших успехов. совместно с нашими детьми.
	С сердечным приветом к вам Софья Гор-
ская».
	Такое письмо могло быть написано
лишь в стране, озаренной светом Сталин-
ской Конституции, где люди живут тесной
братской семьой. Прекрасна семья, рав-
ные члены которой—седая мать и коман-
дир боевого, корабля — могут сказать:
Вместе растим гражданина и воина Совет-
ского Союза `
	..Шо вечерам в каютах и кубрияках ко-
рабля Н. раскрываются страницы десят-
ков и сотен учебников: Это учеба массовая.
Ее масштабы легко понять из примера
комсомольской организации, которой руко-
водит тов. Гаркуша. Bee комеомольцы
учатея: тлавный старшина Савченко, стар-
шина &-й статьи Деньгуб и матрос Шли-
левский — в партийной школе; матросы
Бреус и Игнатьев — в кружке но изуче-
нию биографий вождей нашей’ партии;
посещают вечернюю школу главный стар-
шина Зюзин и старший матрос Горежий;
заочно ‘учатся в ней стартина 2-Й статьи
Гаркуша, главный старшина Савченко и
отаршина 9-й статьи Гиль.
	— Растет флотская молодежь, боевая,
надежная, — товорит секретарь партий-
ного бюро корабля. -
		своими избирателями. В этом. штрихе на-
шли. живое и яркое выражение сила и
величайший демократизм Конституции С9-
ветекой страны!

Военный моряк Анатолий Романов спра-
ведливо гордится доверием офицеров, стар-
шин и матросов родного корабля, доверием
экипажей других кораблей. Его избиратели,
в свою очередь, законно гордятся своим
кандидатом, — ведь и они его воспиты-
вали. Хорошая радость советских людей,
вызванная успехами общей работы и служ-
бы, помогающая двигаться дальше!

Активное стремление к росту — глав-
ное качестзо военных моряков этото ко-
рабля. В их повседневных, будничных де-
TAX ежедневно, ежечаено ощутим дух (9-
веткой Конституции.
		Выше качество
политического воспитания
	(‚ собрания партийного актива Черноморского флота
	OOTY командиров-единоначальников в по-
литической учебе офицеров и всего лич-
ного состава. Не все вще командиры пол-
ностью прониклись пониманием огромного
значения политической учебы, рюета поли-
тической сознательности воинов для успеха
боевой полготовки.
	В качестве примера правильного отно-
шения к идейному воспитанию подчинен-
ных можно назвать командира крейсера
«Красный Кавказ», который, как и ero
заместитель по политической части, сиете-
матически посещает полятические занятия
личного состава, бесодует с руководителя-
ми, проверяет их подготовленность, гомо-
TaeT HM, поошряет лучших и взыскивает
с нерадивых: Хорошо организованная поли-
тическая учеба на крейсере способствует
укреплению воинской дисциплины, повы-
шению качества боевой подтготовкя. Не
случайно корабль является одним из пере-
товых.
	Внимание участников собрания партий-
HOI актива было привлечено также к во-
mpocy  общеобразовательной подготовки.
Тов. Косинов и другие участники актива
посвятили свои выступления вопросу 05
использовании руководителями групп и
семинаров во время занятий наглядных по-
собий. Плох тот пропагандист, говорили
они, который не может пользоваться
теографической картой, мало знаком с
художественной литературой. Между тем
уже сейчас, всего лишь через полтора меся-
ца после начала общеобразователеной учебы,
Из-за нелостаточного внимания некоторых
политработников, например Tos. Исакова,
посетаемость в некоторых группах умень-
шилась В пять-шесть paz.
	На собрании партийного актива были
высказаны справедливые упреки в адрес
политуправления флота, которое не всегда
оказывает должную практическую помошь
политработникам кораблей и частей.

—- Нам перечислили множеетво фактов
неудовлетворительной работы отдельных
политработников, пропагандистов, = ска-
зал в своем выетуплении  политработник
тоз. Комаров, — по мы не услышали, к
сожалению, ничего о положительном опы-
те руковолетва учебой. Мало просто феги-
стрировать факты. Нало изучать, обобщать
передовой опыт, умело распространять его
на все корабли и части.

— Методические указания, которые
дает политупоавление Черноморского фло-
та к отдельным темам политической уче-
бы, — говорил тоз. Беляев, — нас не
удовлетворяют. В них как будто все ска-
зано, но написаны они сухо, не учат про-
пагандиста, как страстно, доходчиво нести
в массы большевистское слово.

В конпе собрания выступил начальник
	политуправления Черноморского флота.
Собуание партяйноге’ актива приняло
	развернутое решение, определяющее задачи.
	коммуниетов в руководстве  марвсиетско-
ленинской подготовкой офицеров и поли-
тическими занятиями матросов и старшин.
		В связи с развертыванием маркоистеко-
ленинской учебы офицеров и началом уче-
бы в системе политических занятий мат-
росов и старшин каждодневно повышают-
ся требования к политработникам и пар-
тийным руководителям; они должны созда-

ать вов необходимые условия для того,
чтобы политическая Учеба была наиболее
Пролуктивной.
	Этому вопросу было поозящено состояв-
шееся на-днях собрание партийного ати-
ва Черноморского флота. Докладчик тов.
Мордвинов и большинство выступавиитх в
прениях говорили 0б идейном уровне марк-
систеко-ленинской подготовки и полити-
UCCEHX занятий, о руководителях групп,
определяющих успех учебы.
	Только недостаточным вниманием в под-
бору и подготовке пропагандистов 0б’яс-
няются отдельные факты плохой  поста-
новки учебы в ряде частей в прошлом
году. Политработник Кулагин, ‚например,
готовясь к проведению занятий по теме
«Марнсистеко-ленинское учение о войнеи
армии», сам не прочел ни одного произве-
ления Ленина и Сталина по этому вопросу.
Кое-как перописав в коненект газетную
статью, он предстал перед своими слуша-
телями  созершенно  неподготовленным.
Нетрудно судить, каков был уровень тако-
го занятия.
	Нодобное безответетвенное, непартийное
отношение к своим обязанностям проявил
и другой руководитель группы-—тов. Пар-
фенов. Но затрудняя себя работой над
первоисточниками и пользуясь только по-
пулярными брошюрами, он не мог дать сво-
им слушателям глубоких знаний.
	Эти факты — прямой упрек’ команди-
рам и политработникам, которые еще по-
настоящему не поняли, как важен для
успеха политическото воспитания воинов
постоянный контроль за работой руково-
дителей групп, Kak важно  своевре-
менно оказывать им необходимую помощь.
	Отрицательно сказывается. на качестве
политической учебы формализм в работе
некоторых пюлиторганов. Аккуратно отме-
чая количество лекций и число присутет-
вующих на них, но не вникая по-настоя-
щему в содержание занятий, некоторые ия-
структоры политотдела не заметили, что на
отдельных кораблях часть слушателей не
пользовалась рекомендованной литерату-
рой. Послушают лекцию, запишут кое-что
и идут на есминар. Конечно, от таких за-
нятий проку было мало.
	Участники собрания актива указали на
то. что отдельные партийные организации
все ее недостаточно уделяют внимания
политическим занятиям матросов и  стар-
шин. Как это ни странно, на самом соб-
рании актива не выступил ни один секре-
тарь партийной организапии. 0 том; как
боролись партийные организации за аван-
гарлную роль коммунистов в полятической
учебе, говорилось очень мало в. докладе и
еще меньше в прениях.
	Выступавшие в прениях подчеркивали
настоятельную необходимость повысить за-
	Растет число передовиков
	боевой учебы
	БАЛДТИИСЬВИИ ФЛОТ, & декабря. (Морр,
«Нрасного Флота»). Военные моряки, как
и весь советский народ, широко отмечают
День Сталинской Конституции. В агит-
пунктах избирательных участков, в кубри-
ках личного состава проходат доклады и
беседы, посвященные Советокой Конститу-
ULM HW ep TROPILY — великому Сталину.
	С докладом о Советском  социалиетиче-
ском государстве — государстве нового ти-
па—перед моряками Н-ского подразделения
выступил секретарь комсомольской ‘органи-
зации тов. Акользин. В лектории выходна-
го дня состоялась лекция-концерт на те»
уу «Дружба народов СССР в хуложествен-
ной литературе». В агитпункте офицер
Усов выстунил с докладом «Советская
Конституция — самая демократическая в
мире».

Агитаторы проводят беседы о счастливой
жизни советских людей под солнцем
Сталинской Конституции, о расцвете на-
шей великой Родины и ее победном шест-
BIW K KOMMYHEOMY.

День Сталинской Вонституция и пря-
ближающиеся выборы в местные Советы
депутатов трудящихея моряки-балтийцы
встречают новыми достижениями в боевой
и политической подготовке. Офицеры-ком-
сомольцы тт. Орзхов и Сзиридов заслужи-
ли добрую славу на корзбле Н. Они хорошо
обучают. и воспитывают матросов и етар-
шин. Все моряки отделения, где старшиной
комсомолец тов. Вуклин — подчаненный
офицера Орехова, — стали отличнивами
боевой и политической учебы,
	Высокое мастерство
	артиллеристов
	Готовясь к выборам в местные Советы
депутатов трудящихся, воины Н-ской части
добиваются новых успехов в боевой и по-
литической подготовке. Особенно отлича-
ются артиллеристы, многие из которых
стали подлинными мастерами своего дела.
	Далеко за пределами части  разнеслась
слава 0 лейтенанте Горлове, подчиненные
которого в совершенетве овладели иекус-
ством меткой стрельбы. Образпово решает
огневые задачи личный состав подразделе-
ния лейтенанта Баранова. Oda передовых
офицера хорошо знают свою специальность,
умело обучают и воспитывают моряков, В
их подразделениях растет число отлични-
ков. Многие отделения и орудийные расче-
ты состоят целиком из отлачных войнов. ©
	Много раз демонстрировали свое умение
стрелять без промаха артиллеристы и пу*
леметчики — сержанты Морозов, Панкра-
тов, Бобрицкий, младший сержант Тума-
нов, сфрейторы Сафронов и Валугин, рядо-
вые Мусатов, Семенов и Челышев. Их име-
на занесены на гарнизонную Доску OTING-
ников боевой и политической потготовки,.
	Сейчае среди морякозв-артиллеристов Wa-
рит огромный политический под’ем. Важ-
дый воин полон стремления встретить зна-
менательную дату — 17 декабря — отлич-
ными успехами в учебе и службе.
	(Корр. «Красного Флота»).
	У морских летчиков
	Излюбленным местом морских летчиков
является библиотека части, в которой рас-
положен агитпункт. здесь авиаторы mpo-
слушали несколько лекций и докладов на
темы: «И. В. Сталин — творец самой хе-
мократической конституции в мире», «(о-
ветекий народ — народ-победитель», «Лю-
би край, в котором ты несешь службу!»,
«Америка без прикрас» и другие.
	На-длнях в библиотеке-агитпункте прозо-
дились вечера молодежи: «Российская Фе-
дерация», «Комсомол — помощник партии
в построении коммунизма в нашей стране».
Летчики, техники, механики и мотористы,
выступавшие наз этих вечерах, поклялись
и вирель зорко охранять советское небо.
	В. ЗАБУДСНИИ.
	Тихоокеанский флот.
	..Ш0 вечерам раскрываются в каютах и
кубриках корабля десятки Учебников. На
какие-то Часы пловучая крепость вмещает
	В себя пловучий университет.
	OMMYAMCT младший  техник-лейтенант
Павел Скрипов продолжает глубокое изуче-
ние трудов Маркса, Энгельса, Ленина,
Сталина, читает  сиециальные книги по
новейнгим вопросам и проблемам военного
дела. Его офицерский стаж меньше тода—
недавно он был главным старшиной. За
многолетнюю службу на этом корабле ов
проявил себя великолепным знатоком, под-
линным властелином тонкой аппаратуры.
Была и другая сторона облика Павла Скри-
пова, та самая, что помогла ему стать
образцовым командиром специального под-
разделения: он партийный работник.
	Вандидат в члены партии  малпиниет-
турбинист старитий матрое Александр Гор-
батовекий повторяет по учебнику квадрат-
ные уравнения. Он’ учится в девятом клас-
се общеобразовательной школы.

Аогда впервые лейтенант Самарычев по-
дал Горбатовскому мысль 06 учебе, это
смутило матроса; пожалуй, даже истугало.
Трудные вахты, походы, боевая и полити-
ческая подготовка, заполненная делами до
краев жизнь корабля и — учеба в 1-
следних классах средней птколы! 910 ка-
залось немыеслимым.
	Но вопрос решилея чрезвычайно просто:
вокруг учились все. Взялся за книги и
Горбатовский. Тыеячи трудностей тут же
встали на его пути. Тогда-то коммунист
офицер Самарычев в решающей степени
помог матросу: не только советом, но 3a-
нЯтиЯми © НИМ ПО вечерам. — математикой,
пусеким языком и другими предметами.

Не узнать теперь старшего матроса Гор-
батовекого. Полный энергии, не знающий
усталости в службе и учебе, он стал ак-
тивнымх общественником, культурным че-
ловеком. Нечего и говорить о том, что. Гор-
батовский — отличник боевой и полити-
ческой подготовки.
	Он вырос,
		_ Итак, кроме новседневной службы по
корабельному распорядку, кроме выполне-
ния походных ий всяких иных задач боевой
и политической учебы, — всесторонняя
работа над собой, уроки за партой школы,
в кубрике, в каюте. Это — непрерывный
и стремительный рост. Это — коммуни-
стическое отношение к службе, к священ-
ному долгу зашиты своей Родины.
	Жак измерить сумму знаний, приобуе-
тенных моряками корабля Н. хотя бы
только за этот год? Она огромна. Такова
в жизни, в действии одна из основных ста-
тей той главы бонституции, в которой го-
ворится о правах и обязанностях граждан
Советского Союза: граждане СООР имеют
право на образование. Закаленные и силь-
ные люди, первоклассные знатоки сложных
корабельных специальностей, так настой-
чиво стремящиеся овладеть богатством
всяческих познаний. —^ не студенты. Это
боевые матросы, старшины и офицеры.
Чтобы кренче владеть оружием, они учат-
ся, осуществляя на флоте данное им пра-
во на образование Такова в Жизни, В
действии одна из значительнейших формул
нашей Конституции: защита Отечества
а. долг каждого гражданина
	Завоеванное Великим Октябрем и ут-
вержденное Сталинской Конституцией ста-
10 нормой жизни советских людей.
	..Шридерживая рукой связку книг, —
рукой, привыкшей к металлу боевого ору-
	СР Иа К Е а ИЕ Па

ния, — идут вперед матросы, доблестные-  Платонова. _

матросы Советского Военно-Морского Флота.
	Напитан-лейтенант
	И коммуниет Самарычев радуется Te-
перь за одного из своих «учеников». ‚ Та-
кава-традиция здесь: успехи товарищей
находят теплый, дружеский отклик у всех.

..Люздно вечером возвращаютея на
корабль те, кто четыре-пять часов назад
ушел в школу. № ночи ветер усилился, но
матросы не замечают сырой балтийской
свежести. Они волнуются, обсуждая итоги
учебы в ноябре. Лучшие результаты У
Горекого: за исключением двух троек —
все отметки хорошие и отличные. У Зюзи-
на три тройки. Много троек, у Палико. Зна-
чит, в ‘партбюро будет разговор: надо луч-
ше учиться, тем более, что среди елуша-
телей вечерней школы военные моряки на
прекрасном счету.

Сегодня было четыре урока... Матроеы
и старшины расходятея по своим кубрикам
и каютам, чтобы через несколько минут
снова собраться груплами и парами: до от-
	боя еше сорок пять минут, и надо не поте-
	рять их для учебы.

Учиться нелегко. Но выше всякой уста-
пости то опущение удовлетворения, которое
испытываешь, когда сделан еще один шаг
к совершенствованию, ” когда чувствуешь,
что день был до предела наполнен трудом
и учебой — Ha пользу советского военного
	флота. на дело Отечества.
	‚Избирательный участок части
	Избирательный участок, где председа-
телем участковой избирательной  комис-
сии офицер Васильев, красочно оформлен
и полностью обеспечен предвыборной ли-
тературой. Здесь широко проводится аги-
тация за кандидатов сталинского блока
коммунистов и беспартийных. Tar, тов.
Шурубура уже несколько раз выступал в
подразделениях, знакомя воинов с биогра-
фией кандидата в депутаты областного Со-
вета випе-алмирала Василия Ивановича
	Атитируя за кандидатов сталинского 0ло-
кё, члены агитколлектива в своих выступ-
лениях и беседах рассказывают о веемирно-
исторических победах советского народа в
строительстве коммунистического общества,
	чается в статье 3 конетитуции Чехослова-
RUT.
	иквидация безработицы ‘обеспечена
непрерывно развивающейся экономикой,
требующей все большего количества рабо-
чих рук. В Венгрии, например, в период
трехлетнего плана число рабочих, занятых
в заводской промышленности, увеличилось
ва 200 тысяч человек. Претворение в
жизнь пятилетнего плана потребует еще
421 тысяч рабочих. Колоссальный Тост
числа рабочих наблюдается и в Польше. До
войны Польша снабжала многие страны
Европы дешевой рабочей силой, которая не
находила применения на родине. Теперь
происходит обратный процесс: в Польшу
возвращаются на работу поляки, ранее по-
кинувшие родину из-за безработицы. Коли-
чественный рост рабочего класса происхо-
дит и в других странах народной демокра-
THH.

Трудящиеся этих стран пользуются 0бес-
печенным им конституцией отдыхом; чибо
отдыхающих растет из года в год. В 1950
году в санаториях и домах отдыха Румы-
нии отлыхает на 65 проц. больше рабочих,
чем отдыхало в прошлом году. Только Все-
общая конфедерация труда Румынии посла-
ла в текущем году на отдых `113 тыс.
трудящихся, 24.500 их детей и около
13 тыс. студентов и учащихся ремеслен-
ных училищ. Лучшие курорты  предоета-
влены для отдыха и лечения трудящихся.

Провозглашенное конституциями право
на образование обеспечивается его бесплат-
ностью, системой стипендий в высших
школах, все увеличивающейся сетью школ,
курсов по ликвидации неграмотноети. 05.
разование стало доступным для трудящих-
ся. В старой Албании, например, 88 прон.
населения было неграмотным, Сейчас 8
стране имеется 2.221 школа, впервые соз-
дано высшее учебное заведение. В Болга-
рии в послевоенные годы создано 907 но-
вых начальных школ. В новом 1950—
1951 учебном году открывается 146 сред-
них школ. Чиело учащихся в болгарских
школах в 1950—1951 году составит 1.200
тыс. человек.

Конституции народных республик зако-
нолательно закрепляют широкие  полити-
	Офицер Стратилатов выступил с лезщи-
ей на тему «Величественные сталинские
сооружения». Офицер Еременко прочитал
лекции: «Советская демократия—демокра-
тия высшего типа», «Моральный облик
советского воина». Офицер Жадаев провел
с избирателями беседу на тему «Приоритет
русских ученых в создании  резктивного
оружия». Умело ведет атитационно-массо-
вую таботу и тов. Иванов.
	Большим успехом пользуются тематиче-
ские вечера, проводимые в агитпункте и
подразделениях. Несколько таких вечеров
проведено на темы: «Величественные строй-
ки коммунизма», «Дружба народов СССР
источник силы и могущества нашей Роди-
	ны» и другие.
В. ШУКИН.

Окончив за время службы на корабле Н.
десятилетку, старшина 1-й статьи Деми-
	А. ЛЕНСНИИ,

Балтийский флот:

HOHCTHTVEUH CTPAH народном лемонратиии
	мелкотоварный. этот факт находит отраже-
ние в конетитуциях. «Большая Часть
средств производства в Венгерской Народ-
ной республике является общественной с0б-
ственностью и принадлежит государству,
учреждениям или кооперативным организя-
циям. Средства производетва могут нахо-
дитьея также в частном владении», —гово-
рится в $ 4 главы ПЦ конституции народ-
но-лемократической Венгрии.
	Используя опыт планирования, накоп-
ленный в СССР за годы сталинских пяти-
леток, страны народной демократии разви-
вают свое хозяйство по общегосударствен-
ным планам. Осуществив в короткие сроки
восстановление и реконструкцию хозяйства
по краткосрочным планам, трудящиеся этих
стран приступили к реализации пяти- и
шестилетних хозяйственных планов, целью
которых является построение Экономиче-
ских основ социализма. Плановое ведение
хозяйства законодательно закреплено новы-
ми конституциями. «Государство направ-
ляет и планирует народное хозяйство», —
товорится в статье 15 конституции Румы-
нии. «Государство управляет всей экономи-
ческой деятельностью путем единого. хозяй-
ственного плана»,— отмечает конституция
Чехословацкой республики.

Конституции стран народной демократии
— конституции переходного периода от
капитализма к социализму — исходят из
того факта, что капитализм и все его пос-
ледствия — эксплуатация человека чело-
веком, безработица, нищета трудящихся
масе — ликвидируются и в значительной
мере уже ликвидированы. Конституции про-
возглашают право на труд, на отдых и на
образование.

«Граждане имеют право на труд. Тосу-
дарство постепенно обеспечивает это право
путем планового развития и организации
хозяйства», — гласит статья 19 конетиту-
цин Румынип. «Все граждане имеют празо
на образование, на труд, на справедливую
оплату труда и право на отлых», — отме-
	День Сталинской Конституции — вели-

КИЙ праздник народов Советского’ Союза.
Вуохновляемые положениями величайшего
довумента нашей эпохи — Сталинской
№нституции, закрепляющей законодатель-
0 победу социализма в СССР, советские
IDIN одерживают новые победы на пути
строительства коммунизма.
_ Велико международное значение Сталин-
ской Конституции. Она является источни-
вом опыта, программой действия для стран
народной демократии. Возглавляемые рабо-
чими и коммуниетическими партиями, нд-
ры этих стран осуществляют социалисти-
Ческие преобразования. Они  руководетву-
ются в своих действиях великой програм-
мой, какой стала для них Оталинская Бон-
титуция, наглялно показывающая. наро-
дам веего мира и освобожденным народам
стран Восточной и Юго-Восточной Европы,
Чего можно достичь на пути, по которому
идут народы Советского Союза. Именно этот
момент отметил товарищ И. В. Сталин в
1936 году. говоря о международном значе-
нии Конституции СССР на Чрезвычаином
УИ с’езде Советов. «Это будет документ,
— мворил товарищ Сталин, —= свидетель-
твующий о том, что то. что осуществлено
в СССР. вполне может быть осуществлено
ив других странах».

Гениальное предвидение товарища
Сталина находит яркое подтверждение в с0-
временной действительности. Вдохновляяеь
идеями Сталинской Конститудии,  ТРУДЯ-
Щиеся массы стран народной демократии
осуществили Теволюционные  социально-
	экономические преобразования,  Позволив-
	Шие сделать народам этих стран первые
шаги в направлении № социализму.
Сталинская Конституция явилась He
	только знаменем борьбы трудящихся Mace
народно-демократяческих республик за
установление режима народной демократии,
Ho п образцом Для создания конституций
этих стран. И это не случайно. Сущность
	режимов =— советского и народно-демовра-
	тического — одинакова: OHH являются
«лвумя формами одной и той же власти —
	власти рабочего класса в союзе с трудя-
	щимися города и деревни. Оба эти режима
-— две формы пролетарекой диктатуры»
(Г. Димитров).

Конституции ° народно-демократических
реснублик были приняты в разное время:
в Албании — в 1946 году, в Болгарии—
в 1947; в Румынии и Чехословакии — в
1948, в Венгрии — в 1949 году; в Поль-
ской республике на 1-Й сессии сейма в
феврале 1947 года были приняты «Закон
о структуре и компетенции высших орга-
нов республики» и «Декларация траждан-
ских прав и свобод».

Как и Сталинская Конституция, консти-
туции этих стран законодательно закреп-
ляют 10, что уже добыто и завоевано. Эти
победы, отраженные в конституциях стран
народной демократии, стали возможны бла-
годаря тому, что героическая Советская Ар-
мия освободила Юго-Восточную и Централь-
ную Европу от фашистского рабетва, бла-
годаря тому, что народы этих стран пошли
по пути строительства социализма.

В странах народной демократии осущест-
влена национализация основных отраслей
экономики, проведены земельная и другие
демократические реформы. Этот факт за-
фиксирован в копституциях. В статье 12
конституции Чехословацкой республики от-
мечдетея; ‘что’ ‘экономическое устройство
республики! «базируется на национализации
недр земли, промыниленности, оптовой тор-
говли и денежного хозяйства, на’ земель-
Holt собственности по принципу: «Земля
принадлежит тем, кто’ ее обрабатывает».
«Земля принадлежит тем, кто ее обрабаты-

УВВ ИНЬ ЧА, Е ТЕ о

вает», — товоритея также в статье
конституции Народной республики Болга-
рии.

за” ПУ ЛЕНЕ
	a

В странах народной демократии сеичас
имеется три основных уклада хозяйства:
социзлистический (государственный и ко-
оперативный), частнокапиталистический и
	ческие свободы. Участие. трузящихся
	в управлении государством. Гражданам
стран народной демократии гарантированы
свобода совести и вероисповеданий, право
отправления религиозных культов, непри-
косновенность личности, ‹ жилища, тайна
перепиеки.

Навсегда исчезли из парламентов стран
Восточной и Юго-Восточной Европы поме-
щики и капиталисты, 8 из местных орга-
нов власти — кулаки и лавочники. Власть
находится в руках. трудящихся. Именно
поэтому с таким под’емом участвуют широ-
кие народные массы в выборах своих орга-
нов власти. Например, в выборах в мест-
ные Советы в Венгерской нафодной реепуб-
лике, происхоливших в этом году, участ-
вовало 96,9 проц. избирателей.

‘3 лекабртя румынекий nape, выбирал
	‘3 декабря румынский народ выбирал
представителей в народные советы. Выборы
проходили повсеместно в обстановке исклю-
чительного политического’ под’ема и пока-
зали высокую активность избирателей.
По данным центральной избирательной ко-
миссии, на многих ‘избирательных участ-
ках выборы закончились полностью к
9 часам вечера. В тороде Бухаресте к 11
часам вечера проголосовало 96 проц. изби-
рателей, а по области — 94 проц. В 10
других областях к 9 часам вечера про-
толосовало ot 89 yo 94 проц. избирате-
лей. р
Состав ныне действующих  предестави-
тельных учреждений и количество граж-
дан, участвующих в выборах. убедительнее
всего говорят о том, какие права обеспече-
ны трудящимся, кто управляет государет-
вом в странах народной демократии.
1935 году в Венгрии, например, из 420
депутатов парламента 412 были крупными
землевладельцами и фабрикантами. В пар-
ламенте народной Венгрии рабочие и кре-
стьяне составляют 73 проц. всех депутатов.
Среди депутатов Народных советов Польши
рабочие и выходцы из рабочих составляют
29,5 проц., крестьяне—50,8, предетавите-
ли интеллигенции— 14,2, ремесленники —
4,9 и другие — 0,6 проц. В уездных и
приравненных в ним органах власти —
временных Советах в Румынии из 74 пред-
седателей 67 являются рабочими. , в
	`ФБонституции стран народной демократии
глубоко интернациональны. Они обесне-
чивают равноправие граждан, независимо
от ‘их национальной и расовой принадлеж-
ности. «Чехословацкая республика — еди-
ное государство двух равноправных  ела-
вянеких наций, чехов и словаков», —Гово-
ритея в статье 2 конституции Чехосло-
вацкой республики; «Все граждане Румын-
ской Народной республики, независимо эт
пола; национальности, расы, религии и 05-
разования, равны перед законом», — гла-
сит статья 16 констятуции Румыний.
	В конституциях наролно-демократиче-
ских стран нашел отражение принцип пос-
ледовательного, до конца выдержанного де-
мократизма, впервые осуществленного в
Сталинской Конституции. Лишь личный
труд и способности каждого гражданина
определяют его положение в обществе. Вон-
ституции этих стран не делают никакого
ограничения в правах для граждан, исхо-
дя из их оседлости, уровня образования,
имущественного положения и др. Они не де=
ЛЯт граждан на акТИвНЫХ и Пассивных.
Они, Наконец, признают за женщинами рав-
ные без всяких оговорок права с мужчи-
НаМИ.
	Принцип последовательного демократи8ма
находит свое выражение и в том, что в
странах народной демократии правом изби-
рать и быть избранными пользуются и во-
еннослужащие.
	Наконец, важнейшей особенностью кон-
ституций стран народной демократии яв-
ляется пронизывающая всё их статьи 3360-
та о гарантиях тех прав, Которые предо
ставляются гражданам. В этом также про
	является влохновляющее влияние Сталин-
	ской ЛонНСтТитТУции.
	Сталинская Вонституция-—прообраз кон-
ституций стран народной демократии. Вот
почему День Сталинской Конституции —
праздник советского народа — отмечается в
странах народной лемократии. Опираясь па
помощь и опыт народов Советского Союза,
трудящиеся народно-демократических стран
уверенно идут По пути строительства со=
	HASH Ma,
Я. ЛЬВОВ.