д лекабря 1950 г., суббота, № 290 (3703).
	Особенно это вало в соблюдения устава
ных требований. Малейпгие отступления
	начальтиков от них вредят служде всего
боевого коллективя. Всякая критика поло-
жений уставов и приказов старигих холжва
категорически прееекаться. ‘

Лля того чтобы приказания. вытюлня-
лись четко ив срок, необхолимо всегла, ука-
взывать время их ислюлнения,  предостав-
	лять возможность подчиненным проявлять.
	UNHUMATABY, строго. контролировать. - bbe
полнение. евоих приказаний. oa

Однажлы лейтенант Г. отзал приказание,
которое ‘было розможно выполнить в т@че-
ние недели. Подчиненный не сумел рас“
ечитать время, а начальник не научил ег
этому. Лейтенант не контролировал рабо-
ту матроса повседневно. В конце недеди
оказалось. что приказание выполнено толь»
ко’ наполовину.

Другие офиперы, наоборот, слишком
увлекаются контролем, то и дело спраши»
вают. не забыл ли подчиненный о прика-
зании. В этом случае офицер поступает не
как начальник, ‘а как опекун. Подчинен“
ных следует приучить выполнять прика»
зания в срок без излишних напоминаний
	и предупреждений.
	Флот
	КРАСНЫЙ
		  Heo6xonumoe условие
` укрепления дисциплины:
	Советские воинские уставы четко и. ©
печерпывающей полнотой определяют вззи-
	Se АЕНОЕУЕ, 2

моотношения военнослужащих. Пачальни-
и имеют  аво  отлавать подчиненным
	приказания и ‘обязаны проверять их Bbl-
полнение. Подчиненные должны беслрекос-
ловно повиноваться начальникам.

Интересы Родины обязывают начальни-
ков требовать от подчиненных решительно
и тверто ‘выполнять все приказы и прика-
зания. Приказ начальника — закон ДЛЯ
подчиненных. Он лолжен быть выполнен
беспрекословно, точно и в <рок. Это поло-
жение устава одновременно налагает на
начальника большую ответственность 3a
то; как, отдано ‹ приказание.

Умение приказывать вырабатывается У
офицера в процёосе служебной практики,
работы ¢ подчиненными, Молодые офицеры
иногда жалуются на нечеткое выполне-
ние их приказаний матросами. При более
тщательном анализе выясняется, Что
неопытные командиры подразделений про-
сто ‘не ‘умеют подчаю коротко и ясно об’ яс-
нить подчиненному, что от него требуется.
Старшие начальники, имеющие богатый
опыт воспитания воинов, должны помогать
	мололым офицерам приобрести как можно
	быстрее командирские навыки.

Нам кажется. что умение приказывать
основывается Ha pate условий. Приказание
должно быть продуманным, лаконичным,
но в то же время понятным. Отдавая при-
казание,,. нужно обязательно учитывать
способности, расторопноеть и степень вы-
учки воина. Для этого начальник обязан
изучать пюдчиненных, знать индивиду-
альные качества кажлого из них,
	Некоторые офицеры, по нашему мнению,
злоупотребляют ° словом «приказываю».
Можно ‘отлать ‹ приказание и’.без такого
вступления. Bue всякого сомнения, оно
будет выполнено, лишь бы подчиненный
правильно ‘уяснил задачу. Всякий pas Ha-
чальник должен решить: надо ли повторять
приказание? Ведь в Уставе внутренней
службы сказано: «При: необходимости .убе-
диться в правильном понимании подчинен-
ным полученного приказания начальник
требует ‘краткого повторения отдажного им

приказания».
	Однажды дежурный по кораблю Н. п0-
слал рассыльного передать дежурному по
электромеханическому подразделению, что-
бы тот выставил трюмных машинистов к
клапанах ‘затопления ‘артиллерийских’ о-
гребов. Дежурный не потребовал от’ подчи-
ненното повторить  отданное‘ приказание.
Рассыльный, не поняв приказания, пере-
дал: дежурный по кораблю требует зато-
пить артиллерийские погреба. Только бди-
тельность дежурного инженер-механика,
который немедленно запросил подтвержде-
ния приказания, предотвратила возможные
	послелетвия,
	Становится ясным, ‘что ‘ле `волкое при
казатие следует передавать через второсте-
пенных лиц. В данном случае дежурному
по кораблю. целесообразнее было отдать
приказание лично.
		  ние офицера как в момент отдачи прика-
	Fee В НЫ ра

зания, так, и в побЗедневной службе. Это
означает, ито офицеры ^^ веегда. и` во воем
должны быть образцом для подчиненных.
К ‘сомалеаию,   некоторые   ‘начальники,
очевидно. ие понимают. этого; -

Лейтенант Грищенко вызвал к себе в
каюту одного из стадииин. Вместо того что-
бы вести себя по-уставному, офицер сел в
кресло, небрежно развалившись. Не уди-
вительно, что его слова о требовательно-
сти, о необходимости строго соблюдать уста-
вы пе убедили старшину,

Иногда молодые офицеры, сами нарушая
распорялок дня, требуют от подчиненных
точного его выполнения. Это отрицательно
сказывается на организованности и поряд-
ке: старшины и матросы, видя, что офицер
сам не соблюдает требования уставов и На-
ставлений, в конце концов начинают В
свою очередь относиться к служебным
обязанностям халатно.
	Бывают случаи, когда офицеры, отдавал
приказание старшинам или матросам, мч-
нуют их непосредственных начальников,
не ставят послелних в известность, не тре-
буют от воинов доклада своему командиру
подразделения о полученном распоряжении.
Такая практика наносит вред делу укреп-
ления воинской дисциплины и порялка. От-
давать воинам приказания, минуя Их
непосредственных начальников, следует
только в виде исключений. как и требует
того устав. Непосредотвенный начальник
лучше знает индивидуальные особенности
потчиненных. Очевидно, что приказание,
	отданное им, будет в большей степени учи-
тывать возможности, степень выучки
кажлого.
	На исполнительность подчиненных влия-
ет личное отношение начальника к той за-
даче, которую предетоит решать, Встре-
чаются офицеры, которые позволяют себе в
присутствии подчиненных сомневаться В
целесообразности TOTO или иного задания,
критиковать решения старших начальни-
ков; Матросы могут усмотреть в этом неже-
лание ‘офицера вышюлнять приказание,
Понятно. что и сами они в этом случае не
проявят должной’ инициативы и растороп-
ности. Очевидно также, что от подобных
высказываний страдает прежде всего авто-
ритет офицера. Кроме того, своим. пове-
дением он дает повод подчиненным отно-
ситься к приказаниям «критически», 0об-
суждать их. Только примерное выполнение
служебного долга офицером может служить
образцом для полчиненного.
	Курсанты-агитаторы
	Кандидаты сталинского блока
коммунистов и беспартийных
		Корабль выходил в море. День был по-
весеннему ясный и тихий. За кормой лале-
ко, насколько мог охватить Глаз, расхо-
дилея в разные стороны сверкающий на
солнце бурун:

На мостике рядом с командиром корабля
стбял лейтенант Калашников — молодой,
недавно прибывший из училища офицер.
За несколько месяцев службы на корабле
он показал себя с самой лучшей стороны.

В этот день экипажу предстояло вылел-
нить одну из огневых задач. Руководить
стрельбой должен был Юрий Калашников.
Это была первая в его жизни задача, гото-
рую он как командир подразделения должен
был решать самостоятельно.

Залача была несложной. Люди, хорошо
натренированные, чувствовали себя уве-
ренно. Тщательно выверенное и подготов-
ленное оружие должно было действовать
безотказно.
	И все же Калашников волновался. Воман-
тир видел, как лейтенант без всякой надоб-
	ности трогал надраенные до блеека рукоят-
ки телеграфа, барабанил пальцами по. ко-
жаному футляру бинокля. «Плохой при-
знак», — подумал командир. с
Вскоре вее на палубе пришило в четкое
движение, послушное ритму боевого распи-
‚ сания. Твердо и властно Валашников отда-
вал приказания. В нужном направлении
перемещались тела орудий. Дальномерщик
старшина 2-й статьи Петушков точно дал
хистанпию. Наводчики матросы Алеканов и
° Левапюв неторопливо взяли цель в пере-
крестие нитей. Ветерах корабля тлавный
старшина Новожилов, участник многих боев
на море, с видимым удовольствием выпол-
нят четкие приказания молодого офицера,
	Внимательно наблюдая за Балашнико-
вым, командир корабля заметил, как поеле
сигнала разительно изменился молодой офи-
пер. Напряжением воли он направил все
свои мыели и чувства к одной цели — На
решение учебно-боевой задачи.

Стрельба была завершена успешно. №о-
мандир корабля пожал руку лейтенанту и
горячо поблагодарил:

— Поздравляю с yeuexom, Юрий Ни-
колаевич! Очень рад за вас.

Радостный и взволнованный первой по-
хвалой, лейтенант спустился к себе в каю-
ту. Хотелось посидеть несколько минут в
кресле и, вытерев пот со лба, отдохнуть.
Отличная стрельба далаеь молодому офице-
ру не легко. Она стоила больших усилий,
‘напряжения, упорства и настойчивости.

В минуты отдыха вепомнилоеь многое.
Семь лет назад, в лютую зиму 1943 года,
Юрий Калашников получил от отца © фрон-
та коротенькое письмо.
	На трибуне — невысокий, широкоплечий
_ человек. Он обводит взглядом зал, где соб-
рались рабочие, инженеры, техиики ленин-
традских предприятий. Токарь завода
‚ «Вулкан» Николай Алексеевич Попов, де-
‚ мобилизованный  моряк-балтиец, начинает
лекцию.
Участник Великой Отечественной войны,
бывший моряк Н. А. Попов пришел на за-
вол «Вулкан» в 1946 году: За три года то-
‚ карь-новатор выполнил 21 годовую норму.
Став на стахановскую вахту в честь вы-
	боров в местные Советы депутатов труда-
	цихся, Н. А. Попов взял обязательство еже-
дневно втрое и вчетверо перевыполнять
	«Увидимся ли еще раз, не знаю, —
писал отей.—Война; сынок, сурова и бес-
пощадна. ^ Еели больше не придется сви-
деться, то знай, что твой отец до последнего
хыхания честно выполнял Долг, — этого
жду и от тебя. Будь настойчив в достиже-
нии намеченной цели. Трудись, не жалея
сил. Копи знания и опыт; Перенимай все
лучшее, что есть у нашего народа. Не жа-

лей себя в труде»,
	Письмо пришло в далекий родной Ново-
сибирск, когда отца уже не было в живых.
Он пал смертью храбрых в сражении с вра-
roM. ;

Юрий тогда же решил стать воином. К
этому он упорно готовилея. А несколько
лет спустя новосибирекая учительница Ев-
локия Алекееовна Калашникова проводяла
единственного сына в дальний путь. Юрий
был зачиелен в Военно-морское училище
имени Фрунзе.
	До этого он Никогда В ЖИЗНИ Не виде
ни моря, ни корабля.
	С отличием закончив военно-морское
училище, Юрий Калашников, уже будучи
коммунистом, пришел на корабль. У мно-
гих старшин и матросов экипажа не ока-
залось нужных навыков, нехватало опыта,
Многое в боевой подготовке надо было
строить: с самого начала.
	И здесь пригодилея мудрый отцовскли
совет. Лейтенант постоянно с бойцами. Он
их учитель и друг, строгий ‘командир и
неутомимый наставник. Ряды отличников в
его подразделении ‘пополняются с каждым
месяцем. Когда товарищи по службе спро-
вили матроса Маркова, как он стал отлич-
ником, ответ его был краток и прост:
	— Стараюсь во всем быть похожим -на
своего команхира. Мне есть кому подра-
жать..

И yeltorsnrensie, лейтенант подает бле-
стящий пример своим подчиненным в соб-
	IWICHHH строжайшей воинской дисципли-
	ны. Требовательность к подчиненным 98
сочетает е отеческой заботой о них.
	Настойчивоеть номогла Молодому офи-
перу подготовить замечательный, хорошо
сработавшийся, отлично знающий свое де-
ло коллектив артиллеристов.
	Лучшая оценка работе моряков подраз-
деления была дана на предвыборном собуа-
нии, когда от избирателей корабля выдви-
тался кандидат в депутаты городского С0-
вета. Собравшиеся единодушно назвали
своим кандидатом лейтенанта Юрия Ни-
колаевича Калашникова.
	-— Лейтенант Калашников -— достой-
	ный кандилат в депутаты, — говорят из-
	биратели; — Мы все как один отдадим за
него свои голоса.
	Напитан-лейтенант А. ОРЕХОВ.
	слово OH лержит
	x *

Офинер флота
Юрий. Калашников
	Токарь-новатор
	сменное задание. Свое
	твер.
	Прославленный
	гарпунер
	ВЛАДИВОСТОК, 8 декабря. (ТАСС). Ле-
журный бочкарь, чуть свет забравшийся
На фок-Мачту, в сотый раз обшаривает
биноклем горизонт,—все так же пустынна
водная гладь. ДАишь изредка мелькнет над
нею быстрокрылый буревестник, Вдруг би-
нокль поймал белый фонтанчик воды, ря-
лом. с ним второй, чуть подальше выраста-
ют сразу пять или шесть водяных ©труй.
	— Слева по борту стадо финвалов, —
несется с фок-мачты. .
	Витобойное судно «Трудфронт» резко ме-
няет курс и устремлявтея на восток, к
участку, где появились морские гиганты.
Начинаетея самый ответственный момент
охоты ва китами. Управление судном от
капитана переходит к, гарпунеру. Сжав ру-
коять короткоствольной пушки, он вни-
мательно следит за приближающимися
фонтанами. Когда до финвалов остается
80 — 100 метров, фонтаны исчезают: по-
чуяв опасность; киты ныряют под воду и,
развив большую скорость, пытаются
скрыться. Но у гарпунера Федора Денисо-
вича Прокопенко верный, наметанный глаз.
Ориентируясь по еле заметным среди волн
воронхам, вызываемым ударами хвостовой
лопасти кита, он уверенно направляет
судно наперерез движению самого крупного
финвала. И когда кит, чтобы перевести
дыхание, на короткий миг Появляетея из
воды, в его тридцатитонную тушу глубоко
вонзается тяжелый металлический гарпун.
Смертельно раненный, исполин несколько
минут: мечется по морю, стараясь оборвать
прочный ‘линь, соединяющий гарпун © су-
довой лебедкой, но силы быстро покидают
ero.
	Гулко звучит второй выстрел. Чтобы
мертвый кит не затонул, его брюшную по-
лость Накачивают воздухом. Судовой ра-
дист сообщает идущей сзади  китобойной
базе «Алеут» координаты убитого финвала.
А «Трудфронт», то зарываясь форштевнем
в роду, ТО взлетая на гребень волны, бро-
сается в погоню ‘за следующим китом.
	В этот день знатный гарпунер Дальнего
Востока Федор Прокопенко установил ©вое-
образный рекорд. Он убил одиннадцать ки-
тов — столько, сколько их было вабито
всей флотилией «Алеут» в первый год ее
существования. Удзчными были‘ и осталь-
whe wan nnownera. B° теченне сезона
	тов. Прокопенко записал в свой счет сотни
моких исполинов.
	33 четырнадцать лет работы флотилий
«Алвут» Федор Денисович в совершенстве
изучил повадки китов, научилея в любую
погоду поражать их без промаха. Чтобы
убнть одного кита, гарпунер должен про-
извести по норме пять выстрелов.
Тов. Прокопенко достаточно одного-двух вы-

стрелов.
	Свой опыт мастер китобойного промысла
	передает остальным гарпуиерам. Ето уче-
1 ник Герой Социалистического Труда Гри-
	горий Панов считается лучшим стаха-
новцем. флотилии «Слава». Друтой воспи-
танник Нрокопенко — гарпунер флотилия
«Алеут» Иван Вернидуб добился почти та-
ких же производственных показателей, как
и его учитель.
	За высокое мастерство прославленный
тарпунер награжден двумя ордензмя Ленина
п ему присвоено звание Героя Социалисти-
ческого Труда. Когда на общем собрании
экипажа парохода «Якут», посвященном
выдвижению кандидатов в депутаты мест-
ных Советов, была названа фамилия Прохо-
пенко, моряки единодушно поддержали
кандидатуру знатного китобойца. Окружная
комиссия зарегистрировала Федора Денисо-
вича Прокопенко для баллотировки в де-
путаты Владивостокского городекого Сове-
та.
			Мололые офицеры, отдавая приказание,
часто ‘чересчур подробно раз’ясняют, как
нужно лействовать при этом. Гораздо полез»
нее, если старшина или матрос сам по-
хумает и найдет наиболее прямой путь для
выполнения приказания, проявит ини-
цизтиву, Это развивает у воинов самостоя-
тельность — качество, столь  храгоденяое
на военной‘ службе, Лучше лишний pas
проконтролиревать действия подчинением,
помочь найти ему самостоятельное решение
задачи, нежели находить решение за нем,
сковывать инициативу.
	В укреплении порядка и организованно“
сти важную роль играет проверка истюлне-
ния отданных приказаний. Молодые офи-
церы подчас не делают этого, Такое поло“
жение недопустимо. Бесоконтрольность все-
тда приводит к неорганизованноети, вредит
делу укрепления боевой готовности,
	Когла офипер отдает слишком много
приказаний, он не может контролировать,
как они выполняются, В повседневной
жизни приходится вникать во многие 30
просы службы... Чтобы  впоследетвии но
забыть о них, рекомендуется иметь ра
чую тетрадь, в которую и завосить. все
приказания и замечания. Такая тетрадь
помогает ‘офицеру вдумчиво фуководить
подразделением, контролировать ход. служ
бы и учебы.
	Личная дисциплинированнюсть офицера,
его `ревностное отношение к, служебных
обязанностям, умелый, внимательный под
ход ‘к подчиненным — вот основа, #8
которой растет его умение приказывать
	Капитан 3 ранга В. ИРИВКО.
	По окончании бесед курсанты всегда вы-) ресной форме, на паглядных примерах pace
		сказал о самой демократической в мире
советской избирательной системе. Беседа
прошла очень оживленно.

Агитаторы пользуются большим уваже-
нием у избирателей. 06 их работе говорят
положительные отзывы трудящихся,
	В агитпункте курсанты выпускают стен-
ные газеты, участвуют в вечерах художе-
ственной сзамолеятельноети.
	Вомандование училища и его партийные
организации конкретно руководят плодо“
творной работой агитаторюв: проводят еже-
недельные инструктивные совещания, ует-
раивают для них специальные доклады и
лекции. Партийные бюро  заслушивают
отчеты агитаторов, рекомендуют им 9че-
редные. темы для бесед,
	Курсант В, СМИРНОВ,
	ясняют, 0. чем желают послушать избирате-
ли в следующую встречу, потом стараются
удовлетворить их”запросы: Когда тов. Ско-
риков узнал, например; что его слушатели
хотят подробнее ознакомиться с планами
великих строек коммунизма,  агитатор
несколько дней овновательно готовился к
беседе на эту тему, используя веевозмож-
ную литературу и иллюстративный мате-
риал. В назначенный день он пришел к
избирателям с географичеекой картой СССР.
В комнате уже собралось много жильцов из
разных квартир. Курсант сумел хорошо
рассказать о величии грандиозных строек
сталинской эпохи и ответить на многочис-
ленные  вопросы.

Содержательно проводит беседы и кур-
сант Сельцер. Однажды он собрал всех
жильцов из нескольких комнат и в инте-
	Сталин. В своей статье «Наши разногла-
сия», опубликованной в «Правде» в янва-
ре 1921 года, товарищ Сталин. подверг
уничтожающей критике  капитулянтские
позиции троцкистов и показал, как глу-
боко вредны попытки механически пере-
носить военные методы в профсоюзы.
	Ленин.и Сталин указывали, что соци-
АальнАя база уклонов «вправо» и «влево»
заключалась в мелкобуржуазной стихии,
окружавшей партию, уклоны выражали
чаяния и належлы этой стихии:
	Указания Шенина и Сталина © необхо-
AUMOCTH ‘вдинства) партии И железной Дис-
циплины в ее рядах абсолютное боль-
шияство партийных организаций воспри-
няло как закон в своей деятельности. Пар-
тийные организации решительно лав
взгляды оппозиционных групп и прочно.
стояли на’ ленинеких позициях, Ленин ©
глубоким удовлетворением отмечал, что
рядовые члены партии, ‹...рабочая  пар-
тийная масса ‘в большинстве именно по-
хавляюшем ‘высказалась ‘против ‘этой oma:
бочной ‘линии» (стр, 85).
	А с’езд единодушно. принял. паписанные
н предложенные Лениным решения «0
единстве партии» и «0 синдикалистеком
й анархисеком уклоне в нашей партии».
С’езд решительно осулил и распустил’ фрак-
ционные группы, , как тлящие в себе серьез-
ную опасность для единства  больше-
вистской “партии. На ‘основе   ‘решений Х
<’езла партия сплотилась вокруг ленинеко-
сталинского Центрального Комитета и ста-
ла еще более монолитной. Эти решения
сыграли огромную ‘положительную роль в
дальнейшей борьбе за единство .,большо-
вистекой партии — организующей и на-
правляющей силы есоветекого народа. Олин
из великих заветов Ленина состоит в том,
говорил товарищ Сталин, чтобы «,‚„хранить
единство’ нашей партии, как зеницу ока...»
(Соч.. том 6, стр. 47).

Под руководством Ленина и Сталина
партия разгромила’ злейших о врагов —
трюцкиетеко-бухаринских и зиновьевских
предателей, сохранила нерупгимое единет-
во воли и действия в своих рядах и 0б6с-
печила переход от военного коммунизма к
новой экономической политике.
	#
	С первых же дней избирательной камла-
нии курсанты Военно-морского, юлитиче-
ского училища им, Жданова включились в
активную агитационную работу среди изби-
	‘рателей. ^ Два-три раза в неделю коммуни-
сты-агитаторы посещают - квартиры, там
	сты-агитаторы ‚посещают квартиры, Там
проводят беседы, раз’ясняют права совет-
ских граждан, записанные в Сталинской
Конституции, знакомят. с кандидатами в
депутаты местных Советов.

Особенно хорошо работает группа агита-
торов,’ возглавляемая курсантом  Богдано-
вым. Очень часто их можно видеть на из-
бирательном участке. Каждый  агитатор
уже провел © избирателями несколько со-
держательных бесед о Сталинской Конети-
туций, о Канхилатах в депутаты Ленин-
	гралского областного и городского Советов! сант Сельцер.
	и на другие темы.
	Скромный и требовательный к себе и ок-
ружающим, Николай Алексеевич пользует-
ся на предприятии всеобщим уважением.
Коллектив ленинградского завода «Вулкан»
вдинодушно наметил тов. Попова своим кан-
дидатом в депутаты Ленинградекого город-
ского Совета по избирательному округу
№ 212. Эту высокую честь токарь-скорост-
ник завоевал стахановским трудом на благо
любимой Родины и советского народа.
		Ленинград.
	Ф ВОЙТУЛЕВИЧ.
	определившей линию на длительный 1п6-
риот борьбы за победу социализма.
	Центральное место в. томе занимают 19°
клады и заключительные peu В. A.
Ленина на Х с’езле пз many X Всеросслй-
ской конференции РКП(б) по вопросам 38-
мены продразверстки. продналогом, брошю-
ра «О продовольственном налоге (Значение
новой политики и ее условия)» и ряд
других произведений, посвященных разра-
ботке новой экономической политики.
	С  глубочайшей — проникновенностью
Ленин раскрыл закономерность переходно-
го периода от капитализма к сопиализму,
дал научный анализ различных odwect-
венно-экономических укладов, имевигихся
тогда в нашей стране, определил конкрет-
ные. пути и‘ тактическую ‘линию ‘партии в
нерехолный период. Ленин всесторонне раз-
работал, теоретичееки обосновал историчес-
кую необходимость повой экономической
политики Kak особой политики пролетар-
ского государства, обеспечивающей пол-
ную возможноеть построения экономичес
кого фундамента социализма и’его окоп»
чательную. победу, Ленин. выдвинул
прежде всего задачу замены продразверет-
ки продналогом. Он указывал, что воет-
ный коммунизм был неизбежной, но’времен-
пой мерой, введенной во время войны, Те-
перь. обстановка в стране требовала
неотложных и решительных мер для улуч-
шения Положения крестьянства и тют’ема
его’ производительных сил. Стране нужны
были хлеб, топливо, а увеличить произвол-
ство и сбор хлеба, заготовку и доставку
топлива нельзя было. не улучшив поло-
	жение крестьянотва, HO подняв. . его. пр-
изводительные силы, «Только через это
можно добиться и улучшения положения
рабочих, и укрепления союза рабочих е
	крестьянством, укрепления диктатуры про-
летариата» (стр; 320). Только такая! ирю-
довольственная ‘политика. подчеркивал
Ленин, отвечает Задачам пролетариата я
способна: укрепить социализм и- привести
К его полной победе,
	С введением продналога крестьянства
получало возможность распоряжаться из-
лишками своей продукции после выполне-
ния продналога, допускалась известная
свобода товарооборота. Свобода торговли
вела К некоторому оживлению  капитали-
отических отношений, Денин yragpmad,
		воввания революций, чтобы преодолеть
мелкобуржуазную стихию и направить
массы на построение социализма.  Толь-
ко коммунистическая партия,  указы-
вал Ленин, в состоянии  об’единить,
воспитать, организовать рабочие и’ кре-
сльянские массы, ‘обеспечить пролетариа-
ту его ‘руководящую роль по отношению к
массам. Без этого невозможна победа над
силой привычки и традициями старого 0б-
щества.
	Троцкисты и бухаринцы пытались по-
сеять неверие в силы рабочего класса, в
его способность установить правильные
взаимоотношения © крестьянством, воспи-
тывать его и руководить им. Они пыта-
лись навязать партии метод голого при-
нуждения и командования в отношении в
массам. Решительно осуждая враждебную
троцкистекую линию, Ленин требовал от
партии тактического единства и правиль-
ного подхода. к профессиональным союзам,
учил, что основной метод работы в мас-
сах — это метод убеждения. Ленин гово-
рил, что профеоюзы являются организаци-
ей правящего, господствующего класса, то-
го класса, который осуществляет диктату-
ру. «...9то есть организация воспитатель-
ная, организация вовлечения, обучения,
это’есть школа, школа управления, школа
хозяйничания, школа коммунизма» (стр.
2). В свою очередь, разоблачая  троцки-
CTOB, отстаивавших метод принуждения в
отношении к массам, товарищ Сталин под-
черкивал, что ‹.,. методами принуждения,
вообще говоря, немыслимо развять ни с03-
нательность масс, ни доверие их к Совет-
ской власти» (Соч. том 5, стр’ 14).
	Ленин   подчеркивал, что на партии про-
летариата лежит очень трудная и великзя
историческая задача устоять вопреки всем
враждебным вылазкам и довести до конца
свое дело освобождения труда от ига ка-
питала,

В своих выступлениях на Х с’езде
партии ^ Ленин подчеркивал величайший
вред, серьезную опасность. Которую соз-
дает фракаионность, разрушающая, единот-
во партии и льющая воду на мельницу
многочисленных врагов внутри страны и
за границей.

Вместе е Лениным отстаивая  партий-
ную линию, непримиримую, последователь-
	Трилиать второй том бочинений в, и, Демина.
	Произведения, вошедшие в тридцать вто-
рей том, написаны В.И. Лениным ¢ 30 xe-
n36pa 1920 mo 14 asrycra 1921 roxas. В
этих произведениях освещен один из важ-
нейших периодов истории Советского госу-
дарства и большевистской партии — пери-
од перехода от гражданской войны к мир-
ному хозайственному строительству.
	Советский народ и его Врасная Армия
под руководством партии Ленина-—Сталина
разбили вооруженные силы иностранных
интервентов и внутренней контрреволюции.
В ожесточенных боях с врагами они отетоя-
ли советскую власть, ‘государственную
независимость своей Родины. Ценой колос-
сального напряжения сил был завоеван мир.
При переходе от войны к мирному строи-
тельству большевистекая партия столкну-
лась с новыми огромными трудностями.
Страна была разорена четырехлетией импе-
ризлистической войной и трехлетней войной
с интервентами и белогвардейцами. Про-
мышленность и транспорт были разрушены,
сельское хозяйетво переживало крайний
упадок. Классовые враги, использовав тя-
желое хозяйственное положение республики
и недовольство крестьян продразверсткой,
активизировали борьбу против советской
власти, В ряде мест Советской России
вспыхнули кулацкие мятежи, организован-
ные контрреволюционными элементами —
меньшевиками, эсерами, анархиетами, бело-
твардейпами, буржуазными националиета-
ми. Наиболее значительным из них был
контрреволюционный кронштадтекий мя-
теж.
Центральному Комитету, его ленинскому
большинству было ясно, что система воен-
ного коммунизма: столь необходимая в годы
гражданской войны, исчерпала себя и при-
шла в столкновение с интересами крестьян-
ства. Она не соответетвовала новой обста-
новке, новым историческим ‘задачам пар-
ТИИ, Перед партией встал вопрос о выра-
ботке новой установки по всем вопросам хо-
зяйственной жизни страны. В повороте от
военного коммунизма к Нэпу сказались BCA
мудрость и дальновидность ленинской пели-
TUES -
рей том; показывают» разноеторониюю . дея-
тельность В, И. Иенинз по руководетву пар-
тией и государством в труднейших уело-
виях этого периода, его непреклонную
борьбу против антипартийных фракцион-
ных группировок. Эти произведения глубо-
ко раскрывают закономерность переходного
периода от капитализма к социализму, раз’-
яеняют сущность новой экономической по-
литики, творцом которой был Ленин.

xz %& х
	В. период перехода от военного коммуниз-
Мз Е НОВОЙ экономической политике враги
большевизма, различные  антипартийные
группировки — троцкисты, «рабочая оппо-
зиция», «демократические централисты» и
хрупие—всячески стремились использовать
трудности хозяйственного положения стра-
ны. Они пытались ослабить партию, рас-
шатать диктатуру пролетариата и тем са-
мым создать благоприятные условия для
реставрации капиталистических порядков.
Они. вели подрывную фракционную работу
против партии . и ее ленинско-сталинского
руководства. Троцкисты накануне Х с’езда
навязали партии дискуссию о профсоюзах,
добиваясь усиления политики военного
коммунизма, «перетряхивания» и «огову-
дарствления профсоюзов».

Ленин и Сталин. решительно выступили
против гибельной политики троцкистов, бу-
харинцев и мобилизовали партию на беспо-
щадную борьбу с отклонениями от линии
партии на победу социализма, направили
основной удар против троцкизма, как глав-
ной опасности, основной силы всех ан-
тибольшевистских группировок. В речи «0
профессиональных союзах, о текущем мо-
Mente A об ошибках Троцкого», в докладе и
заключительном слове на заседании комму-
нистической фракции П Всероссийского
с’езда горнорабочих, в статьях «Кризис
партии» и «Еще раз о профсоюзах, о теку-
щем моменте и 06 ошибках Троцкого и Бу-
харина», в доклалах и речах на Х с’езде
партии В. И. Ленин наглялно показал, что
троцкисты, «рабочая оппозипия», «левые
коммунисты» и «децисты» докатились до
прямого отрицания руководящей: роли пар-
		тпи в отношении к беспартийной массе.
Ленин беспощадно разоблачил врагов боль-
шевизма, пытавшихся разрушить . основу
диктатуры пролетариата, внести раскол
между рабочим классом и крестьянством,
противопоставить профсоюзы партии, ‘раз-
ложить ряды партии и подготовить тем са-
мым уеловия для реставрации капитализма,
	Ленин назвал линию троцкистов, буха-
ринцев и их единомышленников «верхом
распада идейного», «Это — полный раз-
рыв с коммунизмом и переход’ на позиции
синдикалисма» (стр. 29). Всю «оппови-
ционную кампанию» Ленин определил как
политически вредную, сбивающую партию
с правильного пути в преодолении хозяй-
ственных трудностей, в укреплении Совет-
ского государства, в проведении новой эко-
номической политики, рассчитанной на ус-
пешный переход от капитализма к социз-
лизму.

Ленин, подчеркивая жизненную необхо-
димость для советской власти укрепления
диктатуры пролетариата, раз’яснял  пар-
тии, рабочему классу, что диктатура про-
летариата является единственной  <илой,
способной преодолеть хозяйственную раз-
руху и сохранить завоевания социзлисти-
ческой революции. В. И. Ленин указывал,
что руководящей, направляющей силой в
системе диктатуры пролетариата является
большевиетская партия, сильчая своей
сплоченностью и дисциплиной, своим ре-
волюционным духом и готовностью пойти
на любые жертвы во имя победы conna-
лизма. Единство взглядов на  ‘принципи-
альную линию партии, единство воли и
действия в политическом руководстве стра-
ной, единство стратегии и тактики —
BOT что требуется, говорил’ Ленин,
для партии, чтобы двинуть вперед возрож-
дение страны, удовлетворить насущные
нужды рабочих и крестьян, чтобы хоздать

условия ‘для развернутого строительства
еопиаливзма. ня
		Ленин и Сталин указывали, что комму-
нистическая партия, став правящей пар-
тией, обязана выработать в себе несокру-
шимое единство воли и действия, чтобы
	Ления был Творцом и влохновителем
	Новой экономической политиви партии,
	преодолеть все трудности и сохранить за-; ную борьбу с врагами партии вел товари