Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
	ВОСКРЕСЕНЬЕ
			Е ИСКУССТВО
		Цена 20 коп.
	Ne 1 (581)
	января
1939 года
	Орган Комитета по делам искусств при Совнаркоме Союза ССР и ЦК профсоюза работников искусств
	Прекрасное—
есть экизнь
	Я верю, новый год в моей стране озна-
менуется новыми победами. Мы, худож-
ники, должны напрячь все усилия, что-
бы поднять еще выше знамя советской
художественной культуры. Мы должны
изучать жизнь углубленно, старательно, ca
всем пылом строителей социализма.

Я всегда пишу © натуры и считаю, что
иного метода работы для решения ответ-
ственных задач, стоящих перед советскими
художниками, нет и быть не может.

Художнику Hato любить свою тему, на-
д0 пристально изучать жизнь, надо обла-
дать‘ большим политическим. кругозором,
позволяющим видеть основные линии
исторического развития. Только тогда ху-
дожник может правливо показать совет-
CRYIO GION, - cOnCTOCHNX cach:  Tluage
художник будет или отображать случай-
ные явления жизни, или барахтаться -в
той отсебятине, которой в нашей хуло-
жественной практике подчас подменяют
показ глубакого содержания эпохи. Этой
«отсебятине» надо об’явить решительную
борьбу.

С великой торлостью  товорим мы,
участники социалистического  строитель-
ства:

Прекрасное — есть жизнь!

А А. ПЛАСТОВ
		«Колхозный праздник». Панно для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, Работа И. Л. Лукомского и Н. Ф. Коротковой

Президиуму Верховноло
Совета Белорусской ССР
	Совнаркому БССР
ЦК КП(б) Белоруссии
	Совет Народных Комиссаров Союза ССР ‘и Центральный Комитет
Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) приветствуют
рабочих, колхозников, интеллигенцию и всех трудящихся Белорус-
ской Советской Социалистической Республики с двадцатилетием
установления Советской власти в Белоруссии и освобождения бело-
	гнета.
	русского народа от национального
	Из угнетенной, отсталой провинции царской России, находившейся
под гнетом польских, русских и \белорусских помещиков и капитали-
стов, а в годы гражданской войны испытавшей тяжесть интервенции

германских и польских полчищ, — Советская Белоруссия, под руко-
водством партии большевиков, ко дню своего двадцатилетнего юби-

лея выросла и развилась в образцовую Советскую Республику, в пе-
редовой отряд страны социализма на Западе.
	За истекшие двадцать лет трудящиеся Советской Белоруссии доби-
лись больших успехов во всех областях социалистического строитель-

Е Зла fm я и о ААА
	сельское хозяйство стало
	ства, Созданы новые фабрики и заводы,
	крупным колхозным механизированным, растет национальная бело-
русская культура, все выше поднимается культурный уровень рабо-
чих, колхозников и всех трудящихся, растет их благосостояние.
	Эти успехи достигнуты трудящимися Советской Белоруссии в упор-
ной борьбе с буржуазными националистами и троцкистско-бухарин-
скими пиионами и диверсантами, пытавшимися вернуть свободный
белорусский народ под ярмо капиталистов и национального гнёта.
	под руководством большевист-
	Трудящиеся Советской Белоруссии
	ской партии разгромили эти вражеские гнезда.
	Совет Народных Комиссаров СССР и Центральный Комитет ВКП(б)
выражают твердую уверенность, что белорусский народ будет и
впредь, на основе проведения Ленинской национальной политики,
	укреплением Белорусской Совет-
	СНК СОЮЗА ССР.
ЦК ВКП(б).
	Комитету
	неустанно работать над дальнейшим
ской Социалистической Республики.
	Центральному
	1аше искусство в 1939 году
	Соблюдая традипию, я хочу в лень но-
вого года высказать несколько пожеланий.
Как зритель и читатель я обращаюсь к
наптим драматургам, режиссерам и актерам.

Мы истосковались по большим героиче-
ским произведениям, посвященным Рабоче-
Врестьянской Красной Армии.

Я прочитал несколько пьес и просмот-
	  рел ряд спектаклей на  красноармейские
	Талантливый советский драматург Н. По-
	голин написал эелавно пьесу «Паль (Середб-
	ряная». Шри всех больших достоинствах”
	эта пьеса лишена очень многого. Герои-
	ка бойцов не изображена драматургом. но
	подразумевается где-то за кулисами или
за пределами 5-го акта. Ассортимент че-
ловеческих чувств и переживаний, кото-
рые автор приписал действующим лицам,
эгранятен. Лирические мементьь действия
не ярки. _ ‘

Какой замечательный материал для
вдумчивого писателя дает, например, се-
мейная обстановка командира Красной
Армии, жизнь красноармейской части на
отдыхе и ocotemmo в боевой. обстановке.
Правда, в пьесе Погодина все это есть. но
развито недостаточно, показано неконкрет-
HO. .

‚Похвально, что советский драматург до-
вольно быстро откликнулся на события
y 0зера Хасан. Мне кажется, что драма-
тург описал события, происшедшие на од-
Ной из погранзаестав. людей которой я прё-
	Заявка зрителя
	красно знаю. Но как не похож командир
этой заставы на героя пьесы Черкасова. По
Погодину, это—— только «елужбист»: по-
рой кажется, что перед нами не живой
человек, & манекен. Читая ‘пьесу, я всто-
минал своего друга, ‘начальника заставы.
Какой это веселый, жизнерадостный, ис-
полненный юмора человек,

В пьесе почему-то нет боевых сцен. Ko-
нечно, их очень трудно ставить на сцене.
Но нашим театрам уже пора овладеть ис-
кусством поставовки батальных сцен.

В Центральном тезлре Красной Армии
я недавно смотрел спектакль «Голуби ми-
ра». В этой пьесе Ве. Иванова также как
будто не все досказаню ло конпа. Ё тому
же пьеса посвящена событиям,  происхо-
дхившим лет 20 тому назад. Нам бы хоте-
лось звилеть на спене налиего театра ©0-
	сытия-.б0дев близкие, события наптето ге-:
	рюического настоящего.

°Я обращаюсь в драматургам и в теат-
рам © настоятельным пожеланием: в на-
ступающем 1939 тоду создать образцовые
спектакли на оборонную тематику. Это
должны быть спектакли, отдельные сло-
вечки, монологи и песни из которых вош-
ли бы в обиход.

Наша героическая Красная Армия дос-
тойна высових художественных произве-
лений 0 ее героических делах.
	Герой Советского Союза, капитан
Д. ЛЕВЧЕНКО
	Картины
о родине
	Чего мы, советекие художнаки, ждем от
нового года?

Главным образом хотелось бы ‘увидетв
побольше талантливых картин, не. ‘просто
хороших художественных работ (такими
могут быть и яркий этюд с натуры и
живописный натюрморт), а аменно картин,
то-есть произведений, He только  отра-
жающих жизнь и людей сталинской эпо-
хи, но и раскрывающих в живопиеньх и
эмоциональных образах ее великие идем,

Надо добиваться, чтобы в напших про-
азведениях было больше красок, солнца,
жизни. радости и любви к нашей замеча-
	тельной родине.

Хочется пожелать и старшему поколе-
нию художников и особенно MOLVA RE, 66.
ли не перегнать в грядущем году Ретина,
Сурикова и других великих русских реа-
листов. то хотя бы предельно «уменьшить
расстояние» между их и нашими работами,

Мы, старшее поколение, вместе с моло-
дежью должны выполнить в грялущем году

такие произведения, которые бы доказали,
что мы достойны участвовать в таком ве-

ликом строительстве, как Дворец Сове-
тов, — этот величайший памятник гению
	человечества — Ленину.

Заслуженный деятель искусства
А. ГЕРАСИМОВ
		^/11(6) Белоруссии.
Верховному Совету БССР
	В день 20-летней годовщины Советской  ми делами
	Белоруссии шлю мой горячай красноармей-
ский привет ‘и поздравления рабочим, кол-
хозникам и советской интеллитенции,

(собый привет моим избирателям —
трудящимся Минского избирательного = ox-
рУГ&.
	Овой 20-летний юбилей трудящиеся Бе-
лоруссии празднуют в обстановке огром-
нейших достижений ‘в социалистическом и
КУЛЬТУРНОМ ‹троительстве.
	® Всегда организованный и трудолюбивый
белорусский народ выделил многие тысячи
отахановцев заводов ий АИ
полей, истинных строителей ‹оциализма.
Трудящиеся Советской Белоруссии славны-
	ми делами доказали с<вою верность
идеалам великой партии Ленина—Сталина.

Всему миру известно, что Советская
Белоруссия вместе со всем Советеким  С9-
юзом борется за дело мира, HO как и весь
советский народ, трудящиеся Советской
Белоруссии совместно со своей Рабоче-
Крестьянской Красной Армией, всегда го-
товы биться за социализм, ‘за свою неза-
висимость и разгромить всех и всяческих
своих злейших и хвастливейших врагов.

Да здравствуют трудящиеся Советской
Белоруссии!
	Да здравствует Советский нато!
	К. ВОРОШИЛОВ.
31/XII—~38. »
		C новым годом, товазищи!
	Гордые и счастливые успехами своей
любимой родивы встречают трудящиеся
Великой Советской страны новый, 1939 год.
	Спокойно _и уверенно глядят они  в
будущее. Дело Ленина—Сталина, дело’ со-
	циализма торжествует. VY каждым годом
все больше и больше растет могущество
первого в мире государства рабочих и
крестьян, умножаются его богатства, дви-
жется вперед наука, расцветают искусства.

Угнетенные народы капиталистических
стран с любовью и надеждой обращают
седня свои взоры к социалистическому
отечеству трудящихся веего мира. Героиче-
ский пример нашей родины вдохновляет
сынов и дочерей испанского народа,
ведущих самоотверженную о про-
тив фашистских захватчиков. Воодушев-
ляясь этим примером, сражаются про-
тив японских самурайских полчищ  тру-
дящиеся Китая,

Мировой фашизм ведет яростное ‘наступ-
ление против всего передового и прогрес-
сивного человечествя. Он замышляет но-
Рыв захватнические войны, новые “чу-
довищные злодейства, перед’ которыми
бледнеют самые мрачные страницы исто-
Pun человеческого общества Великой
стране социализма не страшны  чер-
ные фашистские замыслы. Под  руко-
водством коммунистической партии, Co-
ветского  празительства и любимого
вождя народов товарища Сталина мы
разгромили и уничтожили поганые гнезда
троцкистско-бухаринских наемников фа-
шизма и впредь будем беспощадно давить
проползающих на налиу землю фашистских
тадин, какой бы личиной они ни прикры-
вались. г

Двадцать лет тому назад, в трозовые
юды гражданской войны, в годы хозяй-
ственной разрухи и голода, наш народ
успешно отстоял свою свободу и жизнь от
натиска 14 империалистических держав и
российской белогвардейщины. Теперь на-
ша мощь выросла неизмеримо. Социали-
стическая система хозяйства с каждым го-
дом приносит все более прекрасные и все
более обильные ‘плоды. Нет никаких COM-
нений в том, что в новом, 1939 году
Советский Союз станет еще богаче, еще
сильнее, еще могущественнее.

Порукой этому — мудрая политика Ha-
шей партии, нашего правительства,
неуклонно ведущих нашу страну к новым
победам социализма. Порукой этому —
зоисчерпаемая. творческая энергия совет-
ского народа, чудесно НЫ не-
когда отсталую, нищую. Российскую импе-
ряю в передовую, социалистическую дер-
mapy. Порукой этому — наши замеча-
тельные заводы, шахты и рудники, напги
необозримые колхозные поля, наши науч-
ные институты и лаборатории, наши ве-
ликолепные школы, воспитывающие новое
племя бесстрашных борцов за социализм.
Порукой этому — наше ‘гордое красное
BRAMA, великое нелобедимое знамя
Ленина — Сталина.

«Встречает год, счастливый, молодой,
	Под путеводной сталинской звездой
Могучая советская держава,

И новый год, как много славных лет,
Пройлёт в реличьи сталинских побед».
	В этих вдохновенных словах старейше-
№ казахского акына-орденоносца Джамбу-

ла с огромной поэтической силой вытаже-
ны мысли и чувства миллионов советских
	ЮДей. Они знают, что 1939 Тод ABHOR
	тодом новых славных побед, что OH выд-
винет во всех областях нашей жизни мно-
зжество новых прославленных героев и в
том числе Героев Социалистического Тру-
да, являющегося делом чести, делом сла-
вы, делом доблести и геройства.
Грандиозные творческие перспективы
открываются перед работниками культуры
и искусства, перед всей нашей интелли-
тенцией; ставшей в подлинном смысле
слова солью земли советской. Ни в одной
иной стране мира, кроме нашей страны,

нет и не может быть таких широких пу-
тей к творчеству, таких исключительных
	условий для развития и расцвета кажлдо-
	го дарования, каждого таланта. В про-
шедшем году наше искусство — музы-
кальное, театральное, изобразительное —
	добилось немалых успехов. Назовем такие
крупные события, как первый всесоюзный
конкурс дирижеров, как декада советской
музыки или конкурс вокалистов. Вепом-
ним такое важнейшее дело, как всесоюз-
ное стационирование театров. Укажем на
исключительное значение таких больших
выставок, как выставка в честь 20-летия
РККА или «Штурм Перекопа». И тогда
станет ясно, что в прошлом году наше
искусство добилось многого.

Тем большие требования пред’являют
искусству зритель и слушатель в 1939 го-
ду. От театра он потребует новых спек-

таклей на современные темы — спектак-
лей больших, ярких, талантливых. Их 110-

ка-что у нас немного. Нашим  компози-
торам предстоит удовлетворить законное
желание зрителя увидеть современного ге-
роя на оперной сцене, услышать музы:
кальные произведения, воспевающие po-
дину нашу, ее жизнь и борьбу, славные
дела ее лучигих людей. В новом тоду нуж-
но создать ряд театральных, музыкаль-
ных и других произведений, посвященных
памяти великого летчика налнего времени,
незабвенного героя Валерия Чкалова. За-
мечательные темы, теснейшим образом
связанные с жизнью нашего народа, близ-
кие н понятные самым широким массам,
как мы видим, ждут еще своего художе-
	ственного воплощения,
Сетолня вступает в силу постановление
	СНК СССР, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС «0 ме-
роприятиях по упорядочению трудовой лис-
циплины, улучшению практики тосудар-
ственного социального страхования и борь-
бе с влоупотреблениями в этом деле». Оно
имеет первостепенное значение для всех
наптих художественных организаций и
должно явиться основой решительного

улучшения их работы.
	Почетнейшие задачи стоят сейчас перед
нашим искусством, Для того, чтобы выпол-
	нить ИХ с честью, требуется дружная и
	напряженная работа художников всех ро0-
дов Оружия, а также организаций, руко-
волящих ‘искусством. и творческих союзов.
	Советский народ окружает исключитель-
ными заботами и любовью всех работни-
ков нашего искусства. Партия, правитель-
ство и зеликий Сталин направляют их
творческий труд. Героика и романтика со
циалистической эпохи питают их фанта-
зию, оплодотворяют их художественные
замыслы. Какое прекрасное, величествен-
ное и совершенное искусство созидается в
стране   нашей. Пожелаем же на пороге
1939 годя новых больших и блистатель-
ных убпехов его старым и молодым ма-
	стерам.
C  новым годом, товарищи!
	Мои творческие
планы
	Своей основной залачей в 1959 г. я
считаю обновление репертуара руководи-
мого мною Государственного. симфоническо-,
го оркестра УССР.

В новом тоду Государственный симфо-
нический оркестр УОСР включил в свой
репертуар рях монументальных классича-
ских тиоизведений — «Манфред» Шума-
на. «Реквием» Верди, музыку Мендель-
сона к «Сну в летнюю ночь», «Пер Гюнт»
Грига, «Манфред» Чайковского и др.

Особенное внимание мы обратим на
исполнение лучших произведений совет-
ских композиторов и в частности нашей
талантливой молодежи.

Мне хочется высказать пожелание,
TTOOH в наступающем году было, нако-
нец. создано об’единение советских. ди-
рижеров и артистов оркестра.

Лауреат всесоюзного ноннурса
	дирижеров
Н. Г РАХЛИН
	№ плеяде наших молодых художников
1938 год прибавил много новых имен.
Почти каждое собрание живописной сек-
ции Московского союза ХУДОЖНИКОВ OTKPH-
вает интересные творческие индивидуаль-
ности и вводит в семью советских худож-
ников талантливую молодежь,

Олин из интересных художников, мало
знакомых пока нашей широкой обществен-
ности. —— пейзажист Алексанлр Морозов.
	Он много писал Волгу и привез сотни
этюдов, запечатлевших то тихие волжские
берега в летнюю пору, то серебристо-свин-
цовую  осеннюю тладь реки; далекие си-
луэты громадных барж вырисовываютея в
тумане дождливого вечера, старые  паро-
мы — в утренней солнечной дымке. М-
лодой художник стремится выразить не
только внешнюю сторону пейзажа, но и
настроения, навеянные образами природы.
Его полотна товорят со зрителем живым
языком чувств.
	Морозов несомнечно талантлив и трудо-.
любив. С огромным упорством он ищет
наиболее полного выражения  виденного,
много пишет с натуры, ` повторяет одни и
те же. этюды и зарисовки, стараясь ло-
‘биться тонкости и мягкости колорита, Он
MHOTOTO JOCTHT в своих настойчивых поис-
ках и с каждым новым шагом укрепляет
творческую ‹амостоятельность, одолевал

влияния других художников прибли-
	Две новые
	роли
	Наступающий новый год отмечается
большим для меня событием: впервые в
своей жизни я работаю в качестве поста-
новщика. Я ставлю пьесу Погодина «Чело-
век с ружьем». В том же спектакле я 6у-
	  ху играть роль Ивана Шадрина. Нремьеру
	мы покажем в начале января. .

Вторая моя_ ответственная работа —
главная роль в новой пьесе лраматурга
орленоносца, депутата Верховного Совета
COOP Ш. Н. Дадиани. Мне хочется ©0-
здать образ советокого патриота-интелли-
гента, беззаветно преданного лелу партии
Ленина—Сталина.
	Народный артист СССР, депутат
Верховного Совета СССР орденоносен
		Внешний вид нового концертного зала, открывающегося в Москве, на площади
Маяковского в апреле 4939 года

НОВЫЕ ИМЕНА —
	увлекшей ее темой «Ленин ереди молоде-
жи на Ш с’езде комсомола». Ранний ва-
риант Этой картины был приобретен Му-
seem Ленина. Сама тема все еще пролол-
	maep оставаться для хуложницпы TIyOORO.
	значительной и важной. Лудожница делает
MHOKECTRO этюдов к новой композиции кар-
тины, неутомимо ищет типаж, пишет пор-
треты и эскизы, стараясь в каждом из вы-
веденных персонажей передать черты са-
моотверженной и героической молодежи.

Заседания жюри Всесоюзной выставки
молодых художников показали, что исто-
рические темы еще недостаточно интере-
суют-молодых живописцев. Только студен-
ты последних выпусков Академии худо-
жеств работали эти тоды над крупными
историческими композициями. Интересна
попытка московского художника Страмков-
ского отобразить ‘в пейзаже исторические
места боев. 1812 г.

0бразами новой Москвы увлечен живо-
писец А. Кокорин. Его небольшие вещи
привлекают живописной культурой, тонким
вкусом, умением насытить пейзаж солнеч-
ным светом. Талантливый художник
острым взглядом пюдмечает красоту новых
больших перспектив, магистралей, ансамб-
лей, которые приобрела налиа столица в
годы сталинских пятилеток.

Художник С. Орлов в большой серии
	Маторная   своих гуантей остро и выразительно пере-
	да Фенина, его архитектурные шедевры,
окутанные осенними туманами и дымкой
дождя.

Над темами советского быта ‘работает
Л. Аронов, обладающий свежим и непосред-
	ственным чувством жизни, теплой интим-
	ностью выражения. На ето небольших кар-
тинах изображены: дети и бабушка, кор-
мящая. выводок гусят, уголок лома с без-
мятежно спящими в тени щенятами, ре-
бятишки, слушающие радио, бабушка и
внучка у’ окна.

: Детский быт интересует и художницу
Hi. Бржесскую, работающую сейчас над
композицией «Испанский детский дом».

На очередном заседании художественно-
то совета Всекохудожника оживленно 0б-
суждались работы Гериюва. Советские ма-
стера живописи отметили выразительную
характеристику персонажей новой \карти-
ны Гершова «Чтение Сталинской Консти-
туции в рабочей семье», & также пель-
ность живописного решения всей компо-
sin,

Этими именами не исчерпывается пере-
чень новых дарований, которые узнала с0-
ветская общественность в 1938 г. Все
союзная выставка молодых художников,
открывающаяся в феврале 1939 г., про-
демонстрирует обилие новых талантов 8
советской живописи.
	К, ЕРМОЛАЕВ
	жаясь Е  реалистическому, эмоциональ-
ному отображению природы.
	Не изменяя выбранному пути пейзажи-
ста, он, однако, мечтает © работе Hat боль-
пюй композицией, о пробе своих сил в
жанре.
	Радостно видеть стремление молодых ху-
дожников к точной и законченной форме,
(® строгому мастерскому рисунку. В этом
отношении. интервсен Н. Плеханов. On
владеет мастерством хорошего рисовальщи-
ка, свободно строит фигуры в сложных
ражуреах, отчетливо передает малейптие де-
тали Формы, остро чувствует характерные
особенности человеческих фитур и лиц,
‘сожалению, У Плеханова’ гораздо слабее
развито чувство цвета. Ему ‚надо упорно
работать над колоритом, а сейчас он про-
сто «раскралтивает» свои вещи, плохо ощу-
щая цветовые отношения ‘и переходы т0-
HOB.

Культуру рисунка и хорошее чувство
формы проявляет в своих работах худож-
ница Маторная, Ученица Кардовекого, она
относится к рисунку столь же требователь-
Но и строго. как ее учитель. Художницу
	особенно интересует жанр; все ee TOp-
	треты носят именно жанровый характер.
В них нет жесткости и черноты плеханов-
ских вещей. они более живописны и
	полкупают своей лиричностью.
	уже несколько лет работяет над глубоко   дает суровую, величавую внешность горо-