4 января 1939 г. № 2 (582)

«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО»

Партийная жизнь

Труд в СССР—дело чести   КИО

Вход в павильон Узбекистана на Все-
союзной сельскохозяйственной вы-
ставке.
	соо

Искусство
на Дальнем
Востоке
	Для улучшения работы учреждений ис-
кусства и дальнейшего развития искусства
на Дальнем Востоке Комитет по делам
искусств при СНК СССР предложил на-
чальнику Управления по делам искусств
при СНК РСФСР т. Беспалову предусмо-
треть в 1939 г. расширение сети театров
в Хабаровском и Приморском краях, в чЧа-
стности создать драматические театры в
городах Сучане и Охе — на Сахалине, &
также передвижные  колхозно-совхозные
театры: для Хабаровского края — с базой
в г. Благовещенске и для Приморского
края — © базой в г. Спасске.
	В составе Биробиджанского Вврейското
театра будет создана русская труппа, .&
самодеятельный Нанайский театр, работаю-
щий в с. Нанхин, Хабаровского края, пе-
реводится в число профессиональных 1е-
атров. у

Комплектование театральных трупп для
вновь организуемых театров возложено
на Управление по делам искусств при
СНК РСФСР, которому поручено также
разработать к 1 февраля 1939 г. план
посылки лучших театров РСФОР в дли-
тельные гастрольные поездки в Хабаров-
ский и Приморский края. Управлению по-
ручено ортанизовать театральную студию
при Владивостокском театре, укрепить
театральную студию при Благовещенском
	театре и организовать в 1939 г. Филармс-
нии в Хабаровском и Приморском краях.

Начальнику Управления музыкальных
учреждений Комитета по делам искусств
т. Гринбергу поручено совместно с началь-
ником Управления по делам искусств при
СНК РСФСР т. Беспаловым разработать к
15 января план обслуживания трудящих-
ся Дальнего Востока в 1989 г. концертно-
эстрадными и ‘филармоническими силами.
Не позднее 1 февраля должны. быть на-
правлены в Хабаровский и Приморский
края на длительный срок две высоко-
качественные концертно-эстрадные брига-
	*

Начальнику Главреперткома т. Вдовичен-
ко предложено укрепить органы контроля
над зрелищами и репертуаром на Даль-
нем Востоке.

Начальнику Управления цирков т, Бел-
леру поручено разработать к 15 января
план посылки передвижных цирков Ша-
пито в города и районы Дальнего Восто-
ка, а начальнику Изоуправления т. Быко-
ву — обеспечить посылку на Дальний Во-
сток передвижных выставок картин и
скульур из фондов Государственной
Третьяковской галлереи и Музея изобра-
зительных искусств им. Пушкина.

В краевых и областных центрах долж-
ны быть созданы творческие и коопера-
тивные об’единения художников. В 1939

году в Хабаровске и Владивостоке будут
провелены выставки произведений мест-
	ных художников и скульпторов.
	В план проектных работ Комитета по
делам искусств при СНК СССР включено
проектирование строительства, театров в
  Комсомольске, Хабаровске и Биробиджане.
	буют более углубленной, разработки. Tag
я изучаю произведения Маркеа, Энгельса,
Ленина, Сталина. Работа эта увлекает ме-
ня все больше и больше. Теперь я тоду-
	внимания,
	Конечно, я не хочу сказать, TTY Ue Uys
	aut Ae ЛИ Г: ЧЕТ.

жлаюсь в помощи, Мне часто ‘необхолихы
консультации; и © TOM, какой дополни-
тельный материал’ следует прочитать, и о
том, в каком произведении классиков ма]
ксизма можно найти разрешение интересу
ющего меня вопроса, наконец, как подойти
к изучению того или иного слолиного для
меня произведения,

Большую Помощь оказывают — мн
статьи-консультации В «Правде».

Методы самостоятельной работы я ста»
раюсь совершенствовать. Для меня яспо
что вооружение большевизиом-—первейшая
	ll ie ВЕТ РТ.

задача кажлого. работника, искусства. Тольч
	ко идейная большевистская закалка Ault
ему возможность нести в маосы полноцевы
ное реалистическое искусство. Mu, mera
гоги, не только обучаем, но и воспитыы
ваем молодежь, Это требует от нас глу-
бокой идейной вооруженности, политиче
ской блительности.

Я уверен, что при упорной работе %
с помощью партийной организации сумею
овладеть марксистско-ленинокой теорией,
	Профессор-орденоносец А. ЛУФЕР
Киев.
	Выход  «Кралкого курса
ВКП(б)» явился для меня, как и для всей
советской интеллигенции, глубоко. энамена-
тельным. Я и раньше систематически ра-
ботал над изучением истории партии, HO
только © выходом «Краткого курса» ясно
почувствовал, Что в руках у меня глубо-
чайший научный труд.

«Для того, чтобы овладеть теорией мар-
коивма-ленинизыа,— говорится в тостанов-
лении ПК ВКП(б) «0 постановке партий-
ной пропатанды“в связи с выпуском «Врат-
кого курса истории ВЁЛ(б)»,— надо лишь
лари жолалтие настойчивость и. твер-
	Правильность этого указания я NAS
ствовал во время настойчивой работы нал
изучением истории партии, Прежде всето я
по-новому организовал свое время. Несмо-
тря на перегруженность исполнительской,
педагогической и алминистративной рабо-
той, мне вое же удалось выкроить около
двух часов в день для самообразования,
	Чтобы научиться Работать над полити-
ческой книгой, я обратился в опыту клас-
сиков  марксизма-ленинизма. Огромную
пользу принесли мне в этом отношении
философские тетради Ленина, где напеча-
таны конспекты и заметки Владимира
Ильича по поводу прочитанных им книг.
Я стараюсь следовать этому методу кон-
спектирования: я составляю конспект, от-
хельно выписываю вопросы, которые тре-
	Работники искусств горячо одобряют
постановление Совнаркома CCCP, ЦК  ВКП(6) и ВЦСПС
			в старинной роловитой ‹емье, воспитывал-
	ся в дворянской, помещичьей ‹реде. Для
Плеханова это обстоятельство было реша-
ющим: прикрепив Толстого к дворянскому
классу, он рассматривал ето  исключи-
тельно как представителя дворянской ари-
стократической русской литературы. Точка
зрения Ленина не имела ничего общего
с концепцией Плеханова. Констатируя в
одной ‘из своих статей, что «по рождению
и воспитанию Толстой принадлежал к выс-
шей помещичьей знати в Росети» (Т. ХГУ,
стр. 405), Ленин показал, ках великий
художник порвал с привычками и взгля-
дами своей среды и <тал выразителем
взглядов и интересов русского пореформен-
ного, дореволюционного крестьянства. Не
поняв этого перехода Толстого на пози-
ции крестьянства, нельзя понять его
творчества, нельзя разобраться в том, по-
чему «торячий протестант, страстный об-
личитель, великий критик обнаружил, вме-
сте с тем, в своих произведениях такое
непонимание причин кризиса и средств
выхода из кризиса,  надвигавшегося на
Россию...» (Т. XIV, стр. 401).
Вооруженный диалектическим методом,
Ленин анализирует творчество Толстого,
взгляды Толстого во всех присущих это-
му великому писателю противоречиях. Пе-
ру Ленина принадлежит блестящее, клаю-
сическое определение этих пойстине крича-
щих противоречий. (С одной стороны —
тениальный ° художник, © замечательной
силой и искренностью протестующий про-
лив общественной лжи и фальши, беспо-
щадно критикующий капиталистическую
эксплоатацию, разоблачающий комедии су-
да и государственного управления, векры-
вающий тглубочайшие противоречия между
ростом ‘цивилизации и ростом нищеты,
ростом  одичалости и мучений рабочих
маюс, трезвый моралист, срывающий все
и всяческие маски. С другой стороны —
юродствующий во христе помещик, «тол-
‹товец», который, публично бия себя в
грудь, говорит: «я скверный, я гадкий,
но я занимаюсь нравственным ‹амоусовер-
шенствованием: A Be кушаю больше мя-
са и питаюсь теперь рисовыми котлетка-
	ченную и Поэтому самую омерзительную
поповщинт. «Поистине, — заключает
	Ленин некрасовской строфойи—
Ты и убогая, ты и обильная,
Ты и могучая, ты и беосильная

— Матушка Русь!»
	Шенин указывает, что «противоречия
во взглядах Толстого — не противоречия
его только личной мысли, 3 отражение
тех в высшей степени сложных, противо-
речивых условий, социальных влияний,
исторических традиций, которые определя-
ли психологию различных классов и раз-
личных слоев русского общества в поре-
форменяую, но дореволюционную эпоху».
(T. XIV, erp. 402).

Чем эта эпоха характеризуется? Ленин
приводит слова Константина Левина из
«Анны Карениной»: «У нас теперь все
это переворотилось и только укладывает-
ся». «Трудно себе представить, — замечает
Тенин, — более меткую характеристику
периода 1861—1905 годов». (Т. ХУ, стр.
100). «Кереворотилось» — крепостное
право и весь старый порядок, соответетву-
ющий ему. «Только укладывается» — но-
вый, буржуазный строй.
	ленин ‘не только устанавливает в 9б-
щей форме, что противоречия  Толетого
есть отражение определенных обитествен-
ных противоречий эпохи 1861—1905 го-
дов, но и конкретно показывает, какие
именно общественные противоречия отра-
зились в произведениях Толстого, пока
зывает, почему это произошло,
	«Одна из главных отличительных черт
нашей революции, — писал Ленин o pe
волюции 1905 года, — состоит в том, что
это была крестьянсная буржуазная рево-
Люция в эпоху очень высокого развития
капитализма во всем мире и сравнитель-
но высокого в России». Й дальше: «...это
была крестьянская буржуазная революция,
ибо об’ективные условия выдвинули на
первую очередь вопрос 0б изменении гко-
ренных условий жизни крестьянства. 0
	чомве старого средневекового землевладе-.
ния, 9 «расчистке земли» для капитализ-
	Классический образец
	марксистской критики
	Изучая труды классиков марксизма-
ленинизма, наша художественная интелли-
генция большое внимание уделяет выека-
зываниям Маркса, Энгельса, Ленина
и Оталина об ‘искусстве, Известно,  TO B
еокровищнице марксизма-ленинизма ‹©пе-
циальных работ, посвященных вопросам
искусства, не много, и поэтому каждая из
них приобретает для нас совершенно 0с9-
бенное. неопенимое значение.
	Среди огромного. литературного наеле-
дия В. И. Ленина наше внимание, © этой
точки зрения, привлекают прежде всего его
тениальные статьи © 1. Н. Толетом.
	Отатьи Ленина «ев  Толетой, как sep-
kalo русской революции», «Л. Н. Тол-
стой». «Герои «оговорочки», «Л. Н. Тол-
стой и современное ‘рабочее движение»,
«Толстой и пролетарская борьба», «Л. Н.
Толетой и его эпоха» — 910’ самое. зна-
чительное, самое глубокое, самое верное
из веего того, что есть в многотомной
литературе о великом русеком писателе.
	Этим, однако, не ограничивается. их
историческое значение. Являясь классиче-
ским образцом марксистской критики, ге-
ниальные статьи Ленина о Толстом имеют
исключительную принципиально-методоло-
гическую важность. Изучая их, мы не
только начинаем лучше, отчетливее по-
нимать творчество и взгляды Льва Тол-
етого, но ‘и овладеваем маркометско-ленин-
ским, единственно подлинно. научным, глу-
боко партийным подходом к явлениям ис-
кусства,

Самое название статьи «Лев Толстой,
Bak зеркало русской революции» свиде-
тельствовало о стремлении Ленина расемо-
треть творчество писателя в связи с важ-
нейшими явлениями общественно-полити-
‚ ческой жизни. В этом отношении Ленин
продолжает лучшие боевые традиции рус-
свой демократической критики — Белин-
	ского,  Черныитевского, Добролюбова. Денин,
однако, не только продолжил, но и развил
эти традиции, обогатив их марксистеким
решением проблемы отражения дейетви-
тельности в творчестве художника.

Й в самом деле, сопоставление имени
Толстого в революцией, которую он явно
не понял и от которой он отстранился,
на первый взгляд могло показаться н®е-
ожиданным и, как писал сам Ленин,
«странным и искусственным». Однако
именно в этом сопоставлении и сказался
гений Ленина, сказалась глубина его
взглядов, сила ‘его метода. Ленин исходил
ИЗ Того, ЧТо «если перед нами действи-
тельно великий художник, то некоторые
хотя бы из существенных сторон  рево-
люции он должен был отразить в своих
произведениях». (Т. ХПИ, стр. 331).
	Это замечательное определение имеет
исключительно важное принципиальное
значение. Ленин подчеркивает здесь, что
действительно великий художник является
зеркалом существенных сторон  действи-
тельности. Как часто забывают of этом
вульгарные социологи различных толков,
которые, прикрепив художника в какому-
либо эксплоататорскому классу. отрипают
	самую возможность верного изображения
	HM каких бы то ни было сторон жизни!
Немудрено, ‘что все эти вульгаризаторы
от искусствоведения не в силах 00’яб-
нить реализм Шекспира или Гоголя, Баль-
зака или Толетого.
	(татьи Ленина © Толстом сохраняют
свое значение, как острое оружие в борь-
бе против вульгаризаторской фальсифика-
ции  марвсистской эстетики. Они учат
вонкретно-историческому подходу к оцен-
ке классовой природы художника, они
	‚Учат диалектическому подходу в анализе
творчества И BOTIAIOR ХУДОЖНИКА,
	J. H. Цолетой, ках известно, родился
	ми», проповедующий непротивление злу   ма, об’ективные условия ВЫДВвИНУЛи на
насилием, культивирующий самую утон-  арену более или менее самостоятельного
	исторического действия крестьянские мас-   гучий и искренний голос, — одна за дру“
	сы. В произведениях Толстого выразились
и сила и слабость, и мощь и ограничен-
ность именно крестьянского массового дви-
жения». (T. XIV, erp. 401),
	Так ставил и решал Ленин проблему:
Лев Толстой, как зеркало русской рево-
	AOU ME,
В статьях Ленина, нет развернутого ана-
	лиза художественных, стилевых ocobeH-
постей творчества Толотого. Будет, однако,
грубейшей ошибкой полагать на этом 06-
новании, что Ленин рассматривает Тол-
стого лишь как идеолога «вообще», не
интересуясь им как художником. Ленин
все время подчеркивал, ‘что Толетой—«тге-
ниальный художник, давший не только
несравненные картины русской жизни, но
и первоклассные произведения мировой
литературы». (Т. ХИ, стр. 332).

Смерть Льва Толстого, более полувека
тлавенствовавшего в русской литературе,
	многих заставила задуматься над теми of-
щественными вопросами, которые поста-
	  вил гениальный художник в своих 6бес-
	смертных творениях, задуматься и нал
тем, что это было за явление в русской
жизни — ев Толстой. Почуяв это, пра-
вительственная и либеральствующая прес-
са поспешила потопить раздумья о Тол-
{TOM B MYTHOM потока славословия.
	Черносотенные газетки, которые трави-
ти живого Толстого, одобряя «святейший»
синод, совершивший над великим писате-
лем гнуснейший обряд отлучения, стали
цинично проливать над его могилой кро-
кодиловы слезы. Газеты либерального тол-
ка начали фасточать избитые фразы о

го «великой совестью». Вторя им, ликви-
датерский журнальчик «Наша заря» рас-
пиналея насчет тото, что вся русская
интеллигенция «единодушно признала, Тот-
	стог — всего Толстом — своей сове-
тью».
	И вот, среди этого лицемерного, славо-
словящего, визгливого хора прозвучал мс-
	гой появились статьи Владимира Ильича,

Статьи Ленина о Толстом — %0евые
публицистические выступления. Полемич
зируя против расплывчатых и лицемерных
оценок Толстого в казенной, либеральст“
вующей и меньшевистокой печати, Лени
первый сказал действительную правду ©
Толстом. Отдав должное Толетому, ках ге
ниальному художнику и беспощадному 06+
тичителю современного ему общественно“
го порядка, Ленин решительно и ро
осудил «толетовщину» © ее проповедью
непротивления злу, нравственного сам0усо-
вершенствования, утонченной поповщины,
то-есть те слабые стороны мировоззрения
Толетого, которые всячески пытались воз“
величить реакционеры всех мастей. =

Публицистический — характер camel
Ленина сочетается с глубокой научностью,
Правильная оценка Tomeroro, mmad
Ленин, возможна только © точки зрения
пролетариата. Именно потому, что см
Ленин выступал ‹ позиций партии проле-
тариата, ему удалось правильно, глубоко,
научно анализировать творчество Toc
о. И именно потому, что Ленин высту“
пал © позиций партии пролетариата, его
статьи о Толстом не стали равнодушной
‚Констатацией историко-литературных фак-
тов, а были облечены в темпераментную
публициотическую форму. Они помогали
	читателям разобраться в тех вопросах, ко-
	торые были поставлены в произведениях
Толстом, и, следовательно, помогали ора
ентироваться в современной общественно“
	политической обстановке; они звали 1
борьбе, ибо «чтобы сделать его великие
произведения действительно  достояниех
всех, нужна борьба и борьба против 18“
кого общественного строя, который осудил
миллионы и десятки миллионов на темно-
ту. забитость, каторжный труд и нище
ту, нужен социалистический переворот»:

Именно поэтому статьи Ленина © Тол-
стом являются великим: классическим 06
	разцом подлинно научной и подлинно пара
тийной марксистской критики,
	ЕФ, МЕЙЕРОВИЧ

MBRABMITIh IPOMBBOUCIIB® .   За новые победы
	на фронте
искусства
	Президиум ЦК Рабис обратился к работ-
никам искусств с призывом ответить Ha
постановление Совнаркома СССР, „ЦК
ВКП(б) и ВЦСПС «.
	7 января состоится продолжение этон
лекции. 9 января в Доме актера будет
прочитан доклад о книге „В. „И. Ленина
«Что такое «друзья народа» и как они
воюют против социал-демокралов?», 19 ян-
варя состоится лекция по 2-й главе «Крат-
кого курса истории ВКП(б)». Помимо то-
го, в Доме актера устраиваются эпизоди-
ческие лекции: о книге Ленина «Что де-
	Художественная интеллигенция города
Свердловска с большим под’емом взялась
за изучение «Краткого курса истории
ВКП(б)». Почти во всех областных теат-
рах уже’ проведены первые лекции для
работников искусств, изучающих историю
партии в индивидуальном порядке. Лек-
ции читают лучшие пропагандисты города.
	Особенно удачно прошли три первых
	лекции по истории партии в коллективе
Свердловского театра, драмы. Эти. лекции
	лать?», о борьбе Ленина против народии
чества, легального марксизма и экономиз.
ма, о роли личности в истории, доклад о
работе Энгельса «Развитие социализма 01
	утопии K Hayes.
	При библиотеке Дома актера ортанизу*
ются систематические консультации 19
«Краткому курсу истории В П(б)», исто
рии СССР, политэкономии, философии, теч
кущей политике и международным вопро-

сам.
	Отдельные доклады по истории ВКП(б)
будут иллюстрироваться историко-револю-
ционными фильмами.

Хорошую инициативу Дома актера дол.
жны подхватить многочисленные театраль“
вые клубы периферии.
	тов?», «Что делать?», «Шаг вперед, два

шага назад»,
В театре оперы и балета состоялась

лекция на тему «Реформа 1861 года».

В Теятре музкомедии на партсобрание,
посвященное обсуждению постановления
ЦК ВКП(б} «О постановке партийной про-
паганды в связи © выпуском «Краткого
курса истории ВКП(б)» пришло 150 работ“
ников театра. В театре отведено специаль-
ноё помещение для лектория, Кроме цикл
лекций по истории ВКП(б) намечено. про-
вести несколько докладов по международ->
	Юр. УАП
	В театрах Свердловска
	D6 Oe DUT up
РУДУ TCCIMMOOMY
	ний момент изменить программу концер-
та. Лектор филармонии т. Айзенгардт
систематически опаздывала на лекции-
концерты, заставляя ждать сотни слуша-
телей. Таких примеров можно было бы
привести немало. Особенно недисципли-
нированы артисты, не состоящие в шта-
тах филармонии. Они часто отказываются
от данных обещаний или попросту сры-
вают концерты.
	Закон 0б укреплении трудовой дисци-
плины был опубликован накануне ново-
го года. Все честные и добросовестные
работники, для которых трудовая до-
блесть, сознательное отношение к своим
обязанностям . является священным. дол-
гом, уверены в том, что в новом году бу-
дет решительно покончено © летунами,
рвачами, дезорганизаторами производства.
Борясь за укрепление производственной
дисциплины, граждане Советской страны
покажут замечательные, невиданные в
истории примеры трудового героизма.
	заместитель заведующего художествен-
но-производственным отделом Москов-
	chow loc, филармонии
К СЕЖЕНСКИЙ
	Вся наша отрана приветствует замеча-
тельное; постановление СНК CCCP, ЦК
ВКП(б) и ВЦСПС, направленное к укреп-
лению трудовой дисциплины, к побщре-
Нию честных работников и борьбе со’ вся-
кими дезорганизаторами производства:

Это постановление имеет совершенно
исключительное. значение для всех орга-
низаций  и учреждений, работающих в
области искусства Оно показывает всю
несостоятельность и вредность «теорийки»
о каких-то «особых» условиях работы в
искусстве. Прикрываясь этой «специфи-
кой», лодыри не выполняют правил вну-
треннего распорядка.

Взять, к примеру, Московскую государ-
ственную филармонию. Опоздания некото-
рых сотрудников на работу, самовольные
отлучки в рабочее время здесь почти
обычное явление. Нарушают трудовую
дисциплину и творческие работники.

За последнее время в филармонии име-
ли место случаи невыполнения исполни-
телями заданий, поручаемых им художе-
ственно-репертуарным отделом: Солисту
Н. Хромченко было поручено разучить
партию из оперы Даргомыжекого «Камен.
ный гость». Н. Хромченко этого задания
не выполнил. Пришлось в самый послед-

были посвящены изучению трудов В. И.   вести несколько.
Ленина «Чло такое «поузья нарола» и] ному положению.
	ПО СЛЕДАМ НАШИХ МАТЕРИАЛОВ
	«Негодный стиль руководства»
	Ленина: «Что такое «друзья народа» и
как они воюют против социал-демокра-
	Партийное собрание Малого театра обсу-
дило статьи, опубликованные за последнее
время в тазете «Советское искусство» («Не-
тодный стиль руководства» в номере от 20
декабря 1938 г., «О двух книгах» — 14:де-
кабря, «Репертуар Малого театра» — 12 де-
кабря).

Собрание единодушно признало, что
статьи своевременно и правильно осветили
негодный стиль руководства секретаря
парткома театра т. Кудрявчиковой.

На собрании был заслушан доклад т.
Кудрявчиковой о состоянии партийно-мас-
совой работы и выводы комиссии Комин-
терновского РК ВКП(б) о результатах об-
следования партработы в театре. Комму-
нисты политически остро, обоснованно кри-
тиковали секретаря парткома Кудрявчико-
ву. Члены партийной организации приво-
дили много примеров, иллюстрирующих
небольшевистские методы руководства
	Кудрявчиковой. Она оторвалась от партий“
ной организации, администрировала, грубо
зажимала самокритику, пыталась создать
склоку в партийной организации, посеять
политическое недоверие среди  коммуни“
стов. Вся эта негодная практика прикры“
валась громкими фразами о бдительности,
о борьбе за ликвидацию последствий вре“
дительства,
	В своем решении собрание констатиро“
вало, что «тов. Кудрявчикова как секре“
тарь парткома политически не справилась

о работой и дискредитировала себя как
член партии».
	Партийное собрание постановило снять
т. Кудрявчикову с работы секретаря парт
кома и вывести ее из состава парткома.
	Собрание приняло также ряд решений,
направленных к усилению партийного ру.
	ководотва в театре.