«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО»

ее м Ч ae
		МАСТЕРА РУССКОЙ СЦЕНЫ

ПО ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
BRICTABKAN

ВЫСТАВКА ПЕЙЗАЖЕЙ :
	В клубе завода «Каучук» организована
выставка пейзажей Уровень выставки не=
ровный: рядом с неплохими вещами ви+
сят слабо нарисованные, не разработанные
по цвету, а порой и просто небрежные на-
броски размером св открытку. -

Некоторые участники выставки, увлё“
каясь Левитаном, почти буквально повто-
ряют мотивы великого пейзажиста (мар
товское солнце на снегу, весенний разлив
с березками и т. д.). .

Надо учиться у лучших мастеров пей“
зажа живописному мастерству. Но не ме-
шает учиться у них и смелому новатор-
ству, умению находить новые темм, под-
мечать своеобразные мотивы, раскрывать
в пейзаже свое личное ощущение лриро-
TH.

Большинству участников выставки, В
том числе «левитановцам» — И. Мишину,
И. Милованову и другим, надо  серьез-
но заняться рисунком, воздушной перспек-
THBOH, цветовыми отношениями.

Недурно передал раннюю весну К. И.
Лебедев, но грубоватость фактуры режет
глаз. Она неуместна в этом лирическом
мотиве,

На выставке радуют художники, для ко+
торых характерны самостоятельные иска-
ния. Свежий, яркий этюд крымского поз
бережья, взятый с любопытной панорам-
ной точки зрения, показал Е. И. Машков,
Можно возражать только против чрезмер=
ного обобщения, которое художник допу“
скает в целях декоративности. Противопо-
ложный недостаток заметен в этюде
В. Аралова. «Река Клязьма»: в поисках
оттенков и переходов художник слишком
раздробил живописную поверхность и все
же не достиг достаточного разнообразия
цвета. Легко и воздушно написанный
«Осенний пейзаж» С. Геворкьян недорабо-
тан по рисунку.

П. Сидоров неплохо нарисовал охотниз
ка, но манера художника несколько су-
ховата, цвет слишком тускл. Тот же де-
фект заметен и в хорошо скомпанованной
«Осени» И. Д. Гончарова.

Некоторые художники наивно думают,
что чем больше наложить красок на холст,
	тем «крепче» получится, Небрежное поль-
зование  мастихином превратило этюд
М. Шемшурина «Усачевка» в хаотическое
нагромождение мазков, Неумеренная пас-
тозность, приводящая к бесформенности,
портит приятный по цвету пейзаж Дон-
басса, написанный А. Потаповым.

П. В. Митурич, собственно говоря, #6
пишет, а лепит ножом слой на слой, Та-
кой «нажим» редко проходит безнаказан>
но. В судакских этюдах этого умелого риз
совальщика нет четкой формы. Напряжен-
ная борьба Митурича, за живописность BE
дала еще ощутительных результатов.

Хорошее впечатление производят крепе
ко сделанные этюды Б. С. Румянцева, Он
пишет спокойно и обдуманно, отлично пе-
редает солнечный свет. В «Солнечном
дне» П. Мещерякова есть четкость формы,
звучность колорита. Гармоничны по цвету,
интересны по мотивам (киргизские горные
кочевья) работы В. Н. Глинки. Волжские
этюды С. Г. Бауткиной написаны живо и
энергично, ‘но художнице надо добиваться
большей выразительности рисунка. Смело
и уверенно написаны 0. С. Журечко ко-
лористически выдержанные пейзажи Кам-
чатки. В них хорошо построено простран=
ство. С. Тулупов в этюде «Итум-Кале» пе-
редал массивность ‘кавказских предгорий.

На этой небольшой выставке можнв
воочию убедиться, какое обилие ориги-
нальных мотивов, разнообразнейших наст*
роений природы может найти художник в
самых различных уголках нашей необ’ят-
ной страны.

Среди городских пейзажей выделяется
«Советское Замоскворечье» Н, И. Хруста-
чева. Колористически эта работа разре-
шена удачно: в приятном серебристом то-
He,

В пейзаже «Крыши» 9. Шишко хороша
передает воздушность, смело построена
композиция, — художник показывает пей-
важ Москвы с большой высоты.
	Г. Ц. Гольдштейн взял тему «Фабрич-
ная Москва», но показал задворки, порос-
шие бурьяном, убогие домишки и лишБ
вдали несколько фабричных труб. Прият-
но и легко написанный в глубоких, золо-
тисто-коричневых тонах, этюд этот не рас-
крывает тему, которую поставил перед coe
	бою художник,
А. РОММ
	РАБОТА САМОУЧЕК
	В харьковском Доме народного творче-
ства открыта первая городская выставка
работ художников-самоучек. Представлено
около 800 работ — картин, пейзажей,
скУлЬьитур и художественных вышивок.
	Выставка показывает огромный рост ма-
стерства’ и творческой инициативы худож-
ников-самоучек. Особый интерес представ=
ляют работы изокружка завода им. Орджо=
никидзе: картины  художника-самоучки
В. Кох «Трипольская трагедия» и «У ко-
стра», свидетельствующие о большом ро-
сте молодого. художника. Хороша картие
на рабочего т. Андрейченко «У парового
молота». Заслуживают внимания картины
слесаря Радиостроя т. Хлестова — «Ленин
среди детей» и большая копия с «Запо-.
рожцев» Репина. Из скульптурных работ
запоминается барельеф скульптора-самоуч=
ки пенсионера т. Самойлова — «Маркс,
Энтельс, Ленин, Сталин».

Сейчас Дом народного творчества гото=
вит областную выставку художников-са-
моучек, где будет представлено около 700
	лучигих работ. .
А. НЕСВИТЕНКО
аа
	РР Lig

С трепетова
	для сценической деятельности у Стрепе-
товой нет никаких данных: некрасивая,
невысокого роста, она вдобавок страдала
искривлением позвоночного столба, что де-
лалю ее сутулюватой;  никакой системати-
ческой подготовки она не получила, если
не считать случайных советов знакомых
артистов. Тем не менее публика ee сразу
заметила и по достоинству оценила заме-
чательный талант молодой актрисы.
	Началась театральная жизнь © малень-
Бих ролей в водевилях. Труппа играла тог-
да в Рыбинске, в деревянном театре, похо-
жем скорее на балаган. Руководипший
труппой Смирнов в искусстве смыеслил
очень мало и научить Стрепетову, конеч-
но, ничему не мог. Труппа состояла‘ из
малодаровитых и малокультурных актеров.
Стрепетовой приходилось поститать мастер-
ство самоучкой. Несмотря на неблагоприят-
ное окружение, первая же серьезная роль
в пьесе Боборыкина «Ребенок» доставила
Стрепетовой выдающийся ‘успех и упрочи-
ла ее ‚ положение на спене.
	С переездом труппы в. Ярославль оно
еще более окрепло;  Стрепетова отлично
сыграла трудную роль Софьи в пьесе
И. Самарина «Перемелетея-—мука будет».
Вся труппа негодовала, когда эту роль по-
ручили такой молодой, неолытной и «не-
интересной» актрисе. Но юдая актриса
удостоилась таких бурных оваций, что за-
вистникам пришлось замолчать: даже по
выходе из театра ее окружила толпа сту-
дентов и долго провожала © криками «бра-
80!» и неистовыми  рукоплесканиями. В
одной ‘из газет появилась хвалебная статья,
озаглавленная: «Торжество сценического
искусства — Стрепетова в роли Софьи».
С этой минуты слава Стрепетовой начала
неуклонно расти. р
	В 1873 г. она впервые играла в Мо-
скве, в общедоступном театре. С этих
пор началась ее работа в частных тватрах
Москвы и Петербурга, тянувшаяся 10
1881 г., когда Стрепетова, поступила на
службу в Александринский театр. Семиде-
сятые годы — эпоха ее наибольшего ус-
пеха и известности: она играла в общио-
ном репертуаре и создала свои лучшие po-
ли. к
Она не’ умела играть  трескучих, но
фальшивых мелодрам, не умела притворять-
ся: отсюда обнаженный реализм ее творче-
ства. который иные эстеты находили «пу-
‘гающим», & потому и чрезмерным. Нетруд-
HO понять, в чем сущность этого реализ-
ма, внимательно проанализировав ее луч-
шие роли — Катерины в «Грозе» Оетров-
свого, Тизаветы в «Горькой судьбине» Пи-
семского. В этих ролях она с изумительной
правдивостью изобразила тяжкую жизнь
простой русской женшины. «Отрашная си-
ла страдания, бесконечная любовь матери
и жажда самопожертвования — вот три
основных элемента в творчестве Стрепе-
товой», — свидетельствует один из кри-
тиков, -а другой добавляет: «Я. как. тенерь
помню Стрепетову, когда она босая, чуть
ли не в олной сорочке, выбегает на сцену
в тот момент, когда Ананий убивает при-
Житого без него с барином ребенка, —
это была игра не только таланта, а гения.
Эти остановившиеся от ужаса глаза, это
лицо, искаженное торем и тневом, этот
крик осиротевшей матери и жены мужа-
детоубийцы нельзя забыть, как, вероятно,
и никто не забыл из видевших Стрепетову
в «Горькой сульбине».

Особенно ярко проявился реализм ве
игры, когда она выступала в роли Матрены
во «Власти тьмы» Л. Толстого. В то ‘вре-

MA как ее партнеры по пьесе силились
	изобразить доподлинных крестьян, & на
самом деле только нестерпимо фальшиво
под них подделывались, начиная ‹ бу-
тафорских костюмов и кончая неестествен-
ной речью, Стрепетова создала непогре-
шимо верный и волнующий образ. «В про-
тивоположность пестрым ненатуральным
костюмам других женщин Стрепетова оде-
лась, как настоящая деревенская старуха:
бурый войлочный зипун, старый темный
платок Ha голове, низко Надвинутый Fa
106 и укутывающий лицо, подвязанное ее
снизу другим сложенным платком — как
при зубной боли. Маленькая, сутуловатая
фигура афтистки, хулое. болезненно заост=
	ных результатов именно блатодаря высо-
кому уровню своего мастерства.

Некоторые участники конкурса облада-
ют очень хорошими, зачастую даже ис-
ключительными голосами, но уровень их
вокально-музыкальной культуры, в сожа-
лению, заставляет желать еще много боль-
шего, Излиптнее увлечение «эвучком», 017
нообразие линамических и тембровых ню-
ансов, поверхностное, серое, подчас даже
вебрежное исполнение, ® сожалению, свой-
ственны и некоторым артистам, уже полу-
чившим известность. Возмоянно, что тут
сыграло роль раннее «головокружение от
успехов», отсутствие постоянного художе-
ственного контроля. Жюри конкурса обя-
зано обратить внимание певцов на их не-
достатки и указать путь к их исправле-
НИЮ.

Конкурс заставляет серьезно подумать
© проблеме вокального репертуара и ис-
пюлнительского стиля, 0б’ем репертуата,
требуемого условиями конкурса (от клас-
сики’ ХУП-—ХУШ веков до советских
композиторов и народной песни), обнару-.
жил уязвимые места нашего вокального
образования, Ведь не секрет, что в кон-
серваториях, музыкальных училищах
классический репертуар служит лишь под-
собным материзлом на первых курсах BO-
кальных факультетов; вопрос же о клас-
сическом звокальном стиле почти никогда
He д в классах пения, Характерно,
что ебли произведения Баха, например, яв-
ляются обязательными в репертуаре каж-
лого пианиста, то в программах вокаль-
ных концертов имена класояков ХУЦ —
ХУШ веков представляют крайне редкое
исключение.

Большая часть певцов впервые обрати-
лась к произведениям Баха, Генделя, Глю-
ка, Гайдна лишь в связи < подготовкой
к конкурсу. Это отразилось на их испол-
нении. Арии Баха и Генделя при всей
своей огромной эмоциональной пасыщенно-
сти требуют большой строгости а схержан-

EEE EIIOE OER NB i ENA ЗАЧ GEA

было того, что обычно называется «шко-
`10Й», выучкой, помогающей актерам даже
‘среднего дарования проводить роли с бле-
ском. Технику итры она принуждена бы-
4a заменять «нутром» — той необычайной
силой нервного напряжения и под’ема, ко-
торая заставляла ве забывать ©.рампе, об
условностях игры на сцене, Она не изо-
бражала страстей, но переживала их. Ее
творческяй путь был труден, ей «приш-
Лось итти ощупью, в потемках, самой про-
бивать себе дорогу, Немудрено, что ее та-
лант не был вполие отшлифован»,—гово-
рит один из биографов артистки М. Д.
Прысунов.

Перелистывая воспоминания современни-
ков и статьи рецензентов; мы повсюду на-
ходим подобную характеристику ее творче-
ства, выраженную почти в одних и тех
же. словах. Все критики отмечают потря-
сающую жизненную правду ев «игры».
Они говорят также 0 ее истеричноести, не-
мало пугавшей партнеров по сцене. Неред-
ко на репетициях с шей случались нерв-
ные припадки. «Haran необыкновенная,
	сверх. естественная сила ‘заключалась EB
		eee see e AR RN Me Ь

Стрепетову. Марьицей В «Ваптитекой ета-
	рине», пишет ‘рецензент.——Истерзанная,
изувеченная, исходящая кровью, билась
живая человеческая душа, надрываясь в
страдании без всяких внешних фокусов,
внутренним страшным надрывом... Ч10 это
такое? Разве так играют на сцене? Сейчас
еще были страдания, была борьба — и
вдруг чт10-то напрятглось, порвалось, раз-
дался какой-то неповторяемый, непереда-
вземый крик, и перед нами нет человека
—- человек раздавлен. Человека добили —
И вот оно, это страшное, перекосившееся,
застывшее, точно каменное лицо и безуча-
стные, холодные, как лоб мертвеца, страш-
ные по смыслу, по совершенно бесетраст-
ному тону, слова: «Маменька, что вы со
мной сделали?» Ни одной роли Стрепето-
ва не проводила выдержанно от начала, до
конца. В ее исполнении были всегда страли-
ные под’емы, крутизны, и зияли пропа-
ти»,

Итак, сила страдания — вот чт по-
трясало и увлекало зрителя в игре Стре-
петовой, Страдание это не было искусст-
венным. Увы, в своей собственной жизни
она пережила немало страданий — вот
откуда неприкрашенная правда ее пережи-
ваний на спене. С самого детства, пришлось
ей перенести немало невзгод. Днем своего
рождения она считала 4 октября 1850 г.
— день, когда грудным младенцем была
подкинута в дверям нижегородского па-
рикмахера Антипа Григорьевича Стрёпето-
ва.

Чтобы облегчить положение отца, 14 лет
от роду поступила она к антрепренеру
В. А. Смирнову на жалованье 18 рублей
5 месяц. С первого взтляда казалось, что

ренное лицо, сдержанная нервозность в
движениях»... Да, Стрепетова не гонялась
за показной «красотой».
	Отрепетова много времени посвятила ли-
тературному самообразованию, изучению
классиков. Наиболее близкими ей писате-
лями являлись представители демократиче-
ского реализма— Слепцов, Левитов, Гл. Ус-
пенский, Решетников. Белинского она по-
читала до того, что даже сына своего на-
звала Виссарионом в честь великого кри-
тика. Изучая статью Добролюбова «Луч
света в темном царстве», интерпретировала
она роли в пьесах Островского, в особен-
ности роль Катерины в. «Грозе». Любимым
ее поэтом, которого она нередко читала с
эстрады, был Некрасов. Игра ее была так
же насыщена элементами демократического
реализма, как и вся литература разночин-
пев.
	Немудрено, что Стрепетова нашла нат-
более чутких поклонников и ценителей
своего таланта в среде учащейся молодежи
	ий в прогрессивной публицистике 70-х го-
дов. Только этого зрителя пенила она сама.
	Больше веего любила она молодежь за
ее ‹пособность отдаваться всем сердцем
высоким чувствам, за отсутствие эгоисти-
ческих стремлений. «Она была фанатиком
молодежи, — говорится в олном из ее не-
крологов. — Народ и молодежь — вот во
что она сильнее всего веровала». Именно
поэтому она обрела своих противников в
буржуазной, реакционной среде, искавтей
в театре прежде всего развлечения и заб-
вения всех «проклятых» вопросов. И хоть
борьба за Отрепетову велась целой группой
представителей передовой интеллитенции,
трудно найти судьбу более трагическую,
здоровье более надорванное, характер более
ожесточенный, чем у Стрепетовой.
	Босьмидесятые годы характеризуются
весьма небольшим ростом ее репертуара.
Эти тоды — годы жесточайшей реакции
после убийства Александра П — прошли
для СОтрепетовой в ожесточенной борьбе ¢
дирекцией театра, в борьбе за утвержде-
ние реализма на сцене. Девять лет служ
бы на Александринской сцене добавили к
ее старому репертуару, вывезенному еще
из провинции, лишь около 20 новых ро-
лей. Две из ‘них — СОтепаниды в пьесе
Потехина «Около денег» и Кручининой в
пьесе Островского «Без вины виноватые»
— явились событием в жизни тватра.
Тем не менее артистку затирали.
	Торячо и неутомимо боролась молодежь
и революционно настроенная часть обще-
ства за свою любимую артистку. В нес-
частью, ей самой силы уже начали изме-
нять, Ее бичующая правда на сцене и в
жизни только озлобляли противников, В
‹амом деле, легко ли было сносить подоб-
ные выпады © ее стороны: некий оратор
вздумал произнести приветотвенную, но
весьма фальшивую речь после клубного
спектакля в Кронштадте, «Бросьте! He cye-
слевьте!. — оборвала его Стрепетова. =—
Никакого светлого праздника святого ис-
кусства в этих кабацких стенах нет и
не было. И сами вы пришли сюда только
за тем. чтобы под благовидным предлогом
лишнюю рюмку коньяку урезать, и жен
привели, чтобы те на свободе нз гардема-
ринов глаза пялили, а мы ни о каком елу-
мении не думали, & рады © антрепренера
на голодные зубы пятишку сорвать».
	Правда глаза колет: Стрепетову начали
называть нестерпимой человеконенавистни-
цей. Но не людей ненавидела она: мы от-
метили, с какой силой изображала артист-
ка человеческие страдания, — а это до-
титается только великой любовью к чело-
веку. Ненавидела она аксплоататоров, без-
душных чиновников,  мракобесов, низко-
поклонников. Они платили ей той же мо-
нетой, и немудрено, что в своих воспоми-
наниях один из ее почитателей писал:
«Отрелетовой не стало — и память о ней
исчезает. как исчезает все на света».
	Но это можно было сказать в эпоху злой
реакции. Мы с теплым чувством вепоми-
наем Стрепетову, ее трагическую судьбу,
ее борьбу за реализм в искусстве,
	Л. OCTPOYMOB >
	«А. С. Пушкин». Бюст работы скульп-
тора П. И. Таежного
			Опера Л. Степанова — «Дарвазское

ущелье» в оперном театре им. К, С.

Станиславского, Артист М. И. Возне-

сенский в партии начальника погран-

отряда и артистка Л. В, Воздвижен-
ская в партии Лилихон
	ча
	N

Обсуждение выставки
«ХХ лет РККА
	_и Военно-Морского Флота»
	На-днях в Институте философии, лите-
ратуры и истории (ИФЛИ) состоялось об-

суждение выставки «ХХ лет РККА и Во-
енно-Морского Флота».
	В подробном докладе А. И. Лебедев от-

‚ метил значение выставки в художествен-

ной жизни нашей страны и детально оха-

рактеризовал произведения целого ряда ху-
дожников.

В обсуждении приняли участие профес-

copa, преподаватели, студенты искусство-

‚ ведческого отделения. :
		Завтра состоится продолжение обсужде-
ния, у
—>-
	Неопубликованные пьесы
	А. С. Неверова
	На-днях исполнилось пятнадцать лет со
дня смерти известного советского писате-
ля А. С. Неверова.

Государственный Литературный музей
недавно приобрел часть архива писателя.
Среди рукописей Неверова имеются неопу-
бликованные наброски пьесы о парижских
коммунарах, план ненаписанной драмы
«Анна»,

Особый интерес вызывает большая ста-
тья Неверова о Шекспире над названием
«Технические приемы и психологический
анализ Шекспира». В статье есть много
ценных суждений о творчестве великого
драматурга и подробный разбор ряда щек-
спировоких драм,
	500-й СПЕКТАКЛЬ
«ЧУЖОГО РЕБЕНКА,»
	25 оклября 1938 г. на сцене Москов-
ского театра сатиры состоялась премьера
пьесы Шкваркина «Чужой ребенок». Спек-
такль сыграл этапную роль в жизни те-
атра. От пьесы—обозрения театр перешел
к комедии нравов. «Чужой ребенок» поль-
зовался заслуженной популярностью.

31 апреля 1935 т. Театр сатиры пока-
зал спектакль «Чужой ребенок» на торже-
ственном вечере, посвященном 60-летию
Михаила Ивановича Калинина. 21 июня
1935 г. «Чужой ребенок» омотрели на тор-
жественном  вечере вернувшиеся в Москву
	челюскинцы,
«Чужой ребенок» поставлен заслужен-
	ными артистами РСФСР Горчаковым и
Корфом, оформление спектакля сделано
художником Кителем. В настоящее время
автор перерабатывает пьесу.

7 января состоится ’пятисотый спек-
такль «Чужого ребенка», в котором высту-
пит большая часть исполнителей первого
		НОВЫЙ РЕПЕРТУАР
ЛЕНИНГРАДСКОЙ
		Хор Ленинградской государственной
капеллы приступает сейчас к работе над
ораторией Генделя «Иуда Маккавей». Пре-
мьера состоится в первых числах марта.
Одновременно хор капеллы работает над
большой программой, куда войдут песни
народностей, населяющих 11 союзных рес-
публик. Впервые будут исполнены pyc-
ские народные былины 0 богатырях
Илье Муромце, Добрыне Никитиче и. др.
В программе этого концерта также новые
азербайджанские, грузинские, армянские и
чувашские песни,

Третья “программа, подготавливаемая хо-
ром калеллы, целиком посвящена твор-
честву советских композиторов. Впервые
будут исполнены новые хоры Белото на
	тексты Маяковского и Некрасова, & также
	обработки народных песен, сделанные ком-
позитором Егоровым, В третью программу
вводится детский хор академической ка-
педлы, для которого написаны специаль-
ные сочинения.
		о
	ОПЕРА
«ТАРАС БУЛЬБА,
	Сегодня, 4 января, МосковскаЯ филармо-
ния организует в зале Дома ученых кон-
цертное исполнение монтажа оперы Лы-
сенко «Тарас Бульба» в новой редакции
украинских советских композиторов Лято-
шинского и Ревуцкого.

В концерте принимают участие симфо-
нический оркестр, хор и солисты Всесоюз-
ного радиокомитета. Роли исполняют: Та-
раса—К. Н. Паляев, Ocrana—B. II. 3axa-
ров, Андрея—Л. М. Ашкинази, матери —
Н. К. Кулагина, Марыльци—Л. Г, Шухат,
Кобзаря—А. П. Ткаченко, татарки—М. В.
Артемьева, Кирдяги—Я. В. Волжин, двух
польских солдат—В. А, Невский и А. М,
Серединский. Текст читает артист Я. И.
Штейншнейдер.

Дирижер—0. М. Брон, хормейстер И. М,
Кувыкин, концертмейстер И. П. Тихонова,

В этом же концерте с исполнением ук-
раинских народных песен выступят заслу-
женные артистки РСФСР Б. Я. Златогоро-
ва и ВЕ. К. Катульская.
	блеме создания нового, советекото вокаль-
ного искусства; это особенно важно при
исполнении русских народных песен и
произведений, написанных в народном
етиле. .
	Народная пеоня явилась, по ‘требова-
ниям конкурса, обязательной в программе
выступления каждого его участника. По
содержанию. этот раздел программы ока-
залея наиболее разнообразным и безуслов-
но ценным. Но манера исполнения народ-
ных песен в большинстве случаев просто
неудовлетворительна. Особенно не повезло
в этом отношении русской песне. Певцы,
в классическом репертуаре стремящиеся к
красивому, благородному звуку, в испол-
нении народной песни почему-то «е’езжа-
ют» на плоский, открытый звук, заимет-
вуют грубые, утрированные пряемы так
называемых «этнографических» певцов 6
плохой эстрады. Как эта пошлая манера
не. соответствует прелестной  непосредст-
венности русской народной песни, ее ес-
тественной и благородной простоте, мягкой,
задушевной лирике и сдержанному, глубо-
кому драматизму! Русская вокальная птко-
Ла, во многом обязанная народной песне,
создала замечательные традиции исполне-
ния русского песенного творчества. Эти
традиции питают, например, творчество
А. В. Неждановой, в исполнении которой
русская песня приобретает подланно ху-
дожественное воплощение. Молодые певцы
должны развивать именно эти традиции,
& не подражать псевдонародному стилю
	лохиИхХ эстралдников.
		/ в Доме художественного воспитания AS teh (Москве), yea снульптор Надя
	Филасова за лепкой кролика
	Фото Л. Великжанина (Фотохроника ТАСС).
	на конкурсе
	ACTOB

изведения © преувеличенной выразитель-
ностью, 6 резким мелодраматическим на-
жимом, принося в жертву внешнему дра-
матизму, эффектной позе пластическую
строгость линий классической музыки, Эта
приверженность к внешним эффектам ха-
рактерна для многих наших певцов, даже
наиболее культурных. И, может быть, по-
этому произведения Бетховена заняли так
мало места в программах выступавших
на конкурсе.

Итальянский фепертуар, особенно опер-
ный, находится в большой чести. у во-
кальных педагогов и поэтому оказалея б0-
лее знакомым для участриком конкуреа.
Однако ‘и этот репертуар ве велик —
почему-то все тенора пополняли романе
„Неморино из «Любовного напитка» Дони-
Цетти, & баритоны — арию Фигаро из.
`«Севильского цирюльника». Надо указать
и на не совсем верное понимание италь-
Янокого вокального стиля,

Стремясь. к наибольшей ровности звука,
плавной кантилене, некоторые певцы (069-
бенно лирические тенора), невзирая на со-
хержание музыки, отказываются от ярко-
сти тембровых красок, от разнообразия
динамических нюансов и добиваются не-
сколько абстрактного,  инструментального
звучания голоса. Если эти прмемы и ха-
разтерны для произведений определенных
итальянских композиторов эпохи упадка
итальянской оперы (на рубеже ХУШ —
XIX вв.), стремившихся уподобить чело-
веческий толос виртуозному инструменту,
то уже, например, в операх Верди такая
манера пения неприемлема; тем более на
10 осудить попытку петь таким безлжизнен-
ным, абстрактным звуком произведения
классических и современных русских ком-
позиторов,

Однако в исполнении русского класси-
ческого репертуара (особенно Мусоргско-
го) и произведений советских композито-
ров’ наблюдаются часто и обратные явле-
ния, ]ожно тпонимаемая правдивость ис-

Понкурс вокалистов — прекрасная пгко-
# пе только для самих его участников,
№ п для слушателей, большая часть кото-
рых состоит из певцов, В перерывах  ме-
®у выступлениями происходят оживлен-
Ee дебаты, подробно обсуждаются  до-
(тоинства и недостатки участников кон“
Курса, вопросы вокальной школы, интер-
Претации и т. д. Эти споры будят мыюль,
Ваставтяют задумываться над проблемами
Вохального образования, а главное, заста-
, Мяют пересматривать и переоценивать
yn сложившихся мнений о состоянии ис-
Вуитва пения в нашей стране.
	Уже второй тур конкурса показал, как
Неостоятельны утверждения некоторых
«теоретиков», будто бы у нас нет хоро-
их голов, Подавляющее большинство
Участников конкурса обладает выдающими-
в вокальными данными. Свежие и краси-
вые, выразительные м обширные по диа-
ну голоса показали москвичи, ленин»
AON, представители периферии (Сверх-
хх, Пермь, Куйбышев и др.) и братеких
публик — Украины, Грузии, Белорус-
тит, д, Первое место тю богатству и
Кое голосов попрежнему принадлежит
ране, где п встарь вербовались лучитие
цы для оперных театров и певческих
тел, Выступавшие ‘на’ конкурсе укра-
MIN очаровали аудиторию и своими то-
чит, и своей природной музыкальной
WapezHocrsay.

lo sropoxy туру конкурса можно таж-
№ суть о количественном соотношении

‹ Мыеленных типов голосов. Преобладали
тие гола — чрезвычайно широко

IX предотазлены лирические сопрано,
елилась также довольно сильная груп“
№ \е11о-сопрано и контральто. Вместе с
WW вонрурю обнаружил ‘нелостаточность
	других типов голосов. Среди более чем 70
участников второго тура конкурса не ока-
залось ни. одного драматического тенора,
ни одного настоящего драматическото. соп-
рано. Слабо (в количественном отнотении)
представлены лирические тенора и коло-
ратурные сопрано.

Репертуар ряда певцов не всегда соот
вествовал харажлеру их толосов. Это так
называемые псевдо-басы, псевло-баритоны,
` псевдо’ драматаческие  сопрато, нарочито
драматизирующие свой голос, искажающие
его природный тембр, В этом безусловно
повинны наши педаготи-вокалисты, не
всегда умеющие правильно определить то-
лос ученика и принимающие какую-либо
деталь за основное свойство голоса. Не по-
тому ли у нас ветречается много барито-
нов с теноровой окраской звука? Не пото-
му-ли часто певцы резко меняют OBOE
«амплуа»: ` меццо-сопрано становится ли
рическим- сопрано, баритоны -—— тенорами
u наоборот? И не потому ли толое еще
совсем молодого певца нередко кажется
старым, нашломленным, ‘усталым? Этот
вопрос необходимо обсудить на методиче-
ских совещаниях после конкурса.

Несостоятельной оказалась и. «теория»
о чрезвычайно якобы низкой у нас куль-
туре пения. Средний уровень вокального
мастерства участников конкурса достаточ-
HO высок. Значительная часть певцов, вы-
ступивших во втором туре, обнаружила
умение чувствовать и понимать музыку,
стремление в разрешению ‘определенных
художественных задач, — и не только
певцы с большим стажем, но и молодежь,
едва покинуюшая студенческую скамью.
Рял других участников конкурса, - при
сравнительно небольших вокальных сред-
отвах, добился значительных художествен-
	Боесоюзный конкурс вокалистов дает
колоссальный фактический материал для
разрешения ряда научно-методических и
практических задач, постановки вопросов
репертуара, исполнительского стиля и т. д.
Необходимо, чтобы все эти вопросы полу“
чили широкое и тщательное освещение,
обсуждались не только в кулуарах, но и
Ha специально организованных после кон-
	Бурса совещаниях, а также на страницах
	  прессы.
	Г. ЕЛЕНИНА
	Мавзолей Тамерлана Гур-Эмир (Самарканд-
ская 0бл.), начатый постройкой при жизни
Тамерлана (в начале ХУ века). Сейчас
здесь производится конструктивная п
делка купола и укрепляется мозаика
	Фото Н. Маркова :
	ности выражения, глубокой музыкальности   полнения приводит к излишнему натура-
и большой технической свободы. Больиин-   лизму, грубым антихудожественным дета-
ство же выступавших истюлняло эти про-  лям. Необходимо серьезно подумать © про