Я января 1939 г. № 7 (5
	’ «СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО» ~ ——— ——
		«ОТЕЛЛО»
	Итак. один Печковокий оказался на
должной высоте. Весь же остальной ая-
самбль был безнадежно тусклым. Но и Печ-
ковскому в иных местах изменило чувство
меры. Фальшиво прозвучал ето «сардони-
ческий» смех в конце третьего акта, 8
также не в меру «патетические» вопли В
конце четвертого,

Мне кажется, что одним из главных ви-
новников ‘неудачи спектакля является ди”
рижер С. В. Ельцин. Видимо, страстная,
трагическая партитура Верди оказалась
«не по плечу» дирижеру. Печать нестер-
пимого равнодущия лежит нь дирижерской
интерпретации гениального создания Вер-
ди. Все начало оперы до первой фразы
Отелло было исполнено вяло. Оркестр
играл без всякого воодушевления, особен-
но плохо звучала медь (трубы и тромб-
ны). Потрясающие формлаги медных пе-
ред ля-минорным тутти в первом акте бы-
ти смазаны совершенно. Отвратительно про-
звучали ‹олирующие контрабасы в чет-
вертом акте.

У меня слишком велико чурство отор-
чения, и 9M должно оправдать эекоторую
прямолинейную резкость моих суждений.
Скука. равнодушие, вялость,  старческая
	расслабленность недопустимы при исполне-
	нии музыки Верди. Но, видимо, эта 6ec-
спорная истина не нашла своих привер-
женцев среди руководящих работников те-
	Д. ШОСТАКОВИЧ
	р. $ Я ничего не иниу о работе pe-
	жиссера (Печковокий) и художника (Мель-
ников), так, как она, в сожалению, не пре-
вышает уровня музыкального истолкования
оперы. Ограничусь одним замечанием: во
второй и четвертый акты внесена тради-
ционная «оперная»  пыптность и парад-
ность, заолоняющая своей митурой глу-
бокую человеческую драму. 1 Ww
	мастеров и режиссеров. С Soro года
интересную и полезную работу проводит
секция мастеров художественното слова
ВТО, ортанизующая систематические пока-
зы мастеров и обсуждение методов их
работы. К сожалению, не всегда правиль-
ная организация этих обсуждений нередко
приводит лишь. к безответетвенным раз-
говорам.

Дело это нуждается в помощи со сто-
роны Комитета по делам искусств и свя-
зано с давно назревшей необходимостью
создания методического центра, куда дол-
жны войти наши лучшие чтецы, режис-
серы и педагоги.
	‚Недавно в печати был поставлен вопрос
о создании специальното театра чтеца.
Пусть это будет театр чтеца, или студия
мастеров художественного слова, или про-
сто планомерная организация вечеров чте-
ния, — лишь бы это дело было обеспе-
чено художественным и методическим ру-
ROBOACTBOM.

Едва ли можно найти другую область
искусства, где работники были бы так
дезорганизованы, не только в творческом.
отношении, но и в отношении самых эле-
ментарных профессиональных интересов.
Вновь избранному правлению секции Mar
стеров художественного слова ВТО пред-
стоит большая работа. Необходимо нала-
дить постоянную связь с союзом писате-
лей и профсоюзом Рабис. Необходима орта-
низация всесоюзного конкурса чтецов, с
широкой программой, которая включала
бы в себя, наряду с советской литерату-
рой, литературу классическую и запад-
ную.

Выражаю надежду, что затронутые мною
вопросы, волнующие каждото работника
художественного слова, привлекут наконец
К себе внимание художественных учреж-
дений и организаций.
	Артистка Московской государственной
филармонии ЮЛИЯ ГЛАЗУНОВА
	Фото’ С. Шингарева
	ПП
	ПРЕМЬЕРА
	Ленингралекий тватр оперы и балета
	им. С. М. Кирова ‘показал 29 декабря
‘премьеру оперы Верли «Отелло».
	> Моя любовь к этой опере и ее велик-
	му автору столь велика, что я шел па
премьеру как на большой праздник. Воз-
вративитись после спёктакля домой, я по-
чувствовал необходимость взяться за пПе-
	рю, хотя я и не профессионал-критик.
К сожалению, гениальное творение Вер-
	ди He нашло достойного воплощения на
	сцене. Отрадное впечатление оставляет
лишь oma Н. №. Печковский, создавший
	заюминающийся образ Отелло. № comer
дению, этого нельзя сказать о Дездемоне
ий Яго. В исполнении артиста Ульянова
Яго ‘превратился в мелкого, «карликового»
	злодея. Иго «злодейство» вызывает В
лучшем случае улыбку, а в худшем —
	скуку. Такой Яго ве убеждает и не стра-
пит. Из-за тото, что вокальные и актер-
ские ланные Ульянова совсем не подхо-
	AAT ДЛЯ dro, многие прекрасные хтрани-
	цы партитуры COBCEM не дошли до слу-
пателя. В особенности неудачно была
	исполнена ло-мажорная ариетта из второго
	акта — рассказ Яго o сне Кассио. lov

варство и лемонизм уступили место кахой-
то вялой лирике. Так взгрустнувший ст8-
	ричох вепоминает 9 давно прошедших днях
	юности, Не прозвучал и великолепный
дуэт, завершающий второй акт. Печков-
ский— Отелло исполнял свою партию в
этом дуэте превосходно, однако, смертель-
но равнолушный, скучный и не особенно
голосистый Яго портил все внечатление.
Артистка Розен, исполнявшая партию
Дездемоны, плохо поняла замысел Верди.
Олнако справедливость требует отметить,
что песенка 06 иве и молитва из четвер-
того акта в какой-то мере удались артист-
ке. Все остальные места в ее исполнении
были удивительно банальны. Роли Кассио
и Ролриго также не нашли достойных ис-
полнителей. {
	СИЕ ААЫЕ:
	СИМФЕРОПОЛЬ, 8 января в Симферопол
“етлаоь олимпиада художественной canoes,
	олимпиаде выступили музыки, танцоры,
певцы, чтецы из разных городов Крыма,
кинотеатре «Большевик» © 5 по Т января пу
водится кинофестиваль, 8 января в Симфер
поле откроется городекая олимпиада хуложе
ственной самодеятельности, которой буду
предллествовать районные   олимпиады. В До
ме пионеров для учащихся старитих клвсго

ганизуется _ вечер классической — музыку
АС ОЯРОК. Организован. краевой внсамоль
	40 певцов 15 танцоров и № оркестрантов,
ОРЕЛ. В Орловоком драматическом tran
готовятся к постановке «Месяц в деревнь
Тургенева, «Генеральный консул» 6p, Ту
и Л. Шейнина ‘режиссер М, М, Damen,
«Падь Серебряная» Погодина и «Ревизор» Г
roma (режиссер И, A, Донатов).
КЛИЙЦЫ. На-днях © большим успехом пр
шел первый концерт организованиого недааау
симфонического оркестра, В состав оркести
входит 45 человек, Ореди них — преподавать,
ли музьгкальной колы, музыканты театуь п
кинотеатра, руководители музыкальных круз,
ков. Дирижирует Яков Лебский, В репертуь
ре произведения Шуберта, Грига, Обера, Чай,
ковского и. др,

КУЙБЫТПТЕВ, Открылась 2-я областная зы
ставка  художников-самоучек, Представлен
свыше 250 О произведений (масло, акварель,
карандали, линолеум, ткани, гипс, дерзу
и т, п.). Следует отметить работы т. Шнур,
кова (токарь) — «Портрет И. В, Сталиль,
«Речь Ленина с балкона домь Китесинской,
т, Мурзина (студент техникума  Ффизическо
культуры) —. портреты, пейзажи, т. Агафоно
ва (студент техникума физической куль»
par) — графика, гравюры на  линолвуж,
т. Алексеевой (служащая Химпрома)—аквареля,
ОРЕХОВО-ЗУЕВО. В Доме учителя отирь,
лась районная музыкальная школа, Приняу
100 детей. Пока работают классы Фортепиан
и скрипки. Во Дворце культуры хлопчатобу.
мажников детский театральный   коллект
(руководитель Н. П. Носаев) работает над по.
остановкой «Онегурочки» А, Н, Островского,
TIETPOBCK, Самодеятельные кружки Дому
культуры в г. Петровсеке Саратовской обла,
сти за 1938 г. организовали 18 спектаклей в

около 70 концертов, обслужив евыше И ты.
	сяч зрителей,

Урфшилка
	vw Совещание актеров, работавших Haz of
`разом В. И, Ленина в пьесе Н. Погодина Чь
’довек в ружьем» в театрах РОФОР, открывает
ся 10 января в Управлении по делам по.
кусств mpa OHH PODOP.

% Sasrpa в Камерном театре состоится 24

отавление спектакля «Очная ставка»,

жж Народный артист Союза ООР В, И, Кл
чалов влервые после болезни выступил
декабря ‘в Московском Художественном тат
ре в пьесе А, М. Горького «Враги», 14 my
ря В. И. Качалов выступает в стати
«Горе от ума».
‚ *ж Народный артист РОФОР В. Я, би
цын и артистка 0. Н. Гаррель, mo sum

Московекого концертного об’единения, тоя
одноактную миниатюру Горина на тм) +
бдительности советских людей,

*Ж Т января в Малом зале коноерваторяя
заслуженный деятель искусства 0. Е, Фейнел
исполнит Заключительный концерт из цикла,
посвященного произведениям И. С. Баха
’\х На очередном заседании бюро режисля»
окой секции ВТО были заслушаны тезисы д»
клада А. Д. Попова на тему «Работа © в
тером». Этот доклад явится одним из осно
ных на подготавливаемой ВТО вхероссийскй
кснференции режиссеров,

* дня, 4 января; в. выотавочном зам
Всекохудожника состоится творческое обсуя
дение выставки художников Д. Н.`и 0, 1
Кардовеких. Доклад о творчестве Кардовоки
сделает т Н. Г. Машковцев, доклад на 1
му «Школа Кардовского» — Н. 9. Радлов,

\ Сегодня в Москопромеовете  состонтя
совещание о богородских резных изделиях,

жж Рисунок Виктора Васнецова  «Богатыь
Святогор» (1875 г.) приобретен на-днях Гобу’
дарственным Литературным музеем,

*ж Вчера в Доме культуры Армении откри’
лось второе всероссийское методическое созь
щание по вокально-хоровой работе в деть
организованное Центральным домом худож»
ственного восипнтания детей. 4 января в Боль
пом зале Московской гссударственной ко
серватории состоится концерт-показ детски
хоровых коллективов,

Репетиции «Джиоконды» Н. Погодина}

fw

Теалре сатиры перенесены на сцену. Премьем

состоится в середине января. Продолжаю“
репетиции «Чортова моста» А, Н, Толстого, и
которых присутствует автор пьесы, Масте»
ские театра приступили к изготовлению д»
кораций по эскизам художника В. Рьндинь
В спектакль «Таланты» введен на роль Mb
стера Акима Петровича артист Козубоскяй
на роль администратора Любина — apr
Димант, ы:

№ 8 января в помещении театра им. Epur
ловой ‚состоится творческий вечер артист
МКО — Громова и Милича,

хх Сегодня, 4 января, московский cols co
ветских окульпторов организует творческое 06
суждение предварительных проектов по ко
курсу на памятник А, 0. Пушкину в Лени
граде, Конкуро организован  Изоуправлениех
Комитета по делам искусств при СНК CCCP
‚Обсуждение состоится в помещенни № 060%,
	ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
	‚ Нрошу через посредство вашей газеты
выразить мою сердечную признательность
Государотвенному симфоническому орк
стру Союза ССР и’ всем товарищам #
дружеское участие и поддержку в пости“
шем меня горе — смерти моего мужа,
: #2 Р. А. ЛУКИНА
	РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
ИЗДАТЕЛЬ: Гос. изд-во «Искусство»

Кадр из нового художественного зву“

кового фильма «Хирургия», Производ-

ства студии Ленфильм. Игорь Иль-
инский в роли фельдшера
	по
	ПИСЬМА _
ЧИТАТЕЛЕЙ
	Больше внимания
оперным оркестрам
	‚ Опубликованное в «Советском искус-
Pree» письмо артистов Киевской оперы
«Больше внимания оперным оркестрам»
поднимает актуальные вопросы, требую-
щие нестложного разрешения. Письмо пра-
BHIBHO ставит вопрос о текучести состава
оперных оркестров, 0 систематическом
переходе квалифицированных оркестран-
ов из театров в филармонические орга-
низации.

В Алма-Атинском государственном об’-
единенном театре казахской и русской
оперы и балета оркестр обновляется каж-
дый год процентов на 80. Даже среди
сезона наблюдаются факты ухода квали-
Ффицированных музыкантов из оркестра в
филармонию. А в 1939 г. создается угроз&
самому существованию оперного оркестра,
так как Казахская филармония организует
новый симфонический оркестр. Средняя
ставка’ зарплаты оркестрантов в нем на-
мечавтся такая же, как и в опере, на-
грузка же — вдвое меньше.

Мы считаем, что наши профсоюзные ор-
Ганизации и Комитет по делам искусств
должны серьезно подумать над тем, как
закрепить квалифицированный состав
оперных оркестров. Особенно заостряется
этот вопрос в национальных республиках,
тде оркестры исполняют ряд националь-
ных опер, мало известных широкому кру-
гу музыкантов. При текучем составе орке-
стра возникает необходимость дополнитель-
ных репетиций старых опер, траты време-
ни и средств в ущерб подготовке нового
репертуара.

Заслуженные артисты Казахской ССР
Ф КУЗЬМИЧ и Н. ШБАРОВСКИЙ.
	: По поручению артистов оркестра
  П. ПОПОВ и СЕМЕНОВ.
  *

` В письме работников Киевского театра
правильно указывается на то, что оперные
оркестры по квалификации стоят наравне
© симфоническими. Однако при установле-
нии окладов это совершенно He учиты-
вается.

Так например, норма игры в оркестре
Тбилисской тосоперы — 24 спектакля в
месяц при окладе 450—800 руб. Норма
концертмейстёеров первых скрипок и вио-
лончелей — 22 спектакля при окладе 1100
рублей в месяц.

В то же время в Тбилисском: симфони-
ческом оркестре месячная норма работы—
14 концертов, причем оклады доходят до
2000 рублей в месяц,

Некоторые оперные оркестранты, работая
по совместительству, получают в симфони-
ческом оркестре за 14 концертов вдвое
больше, чем в опере за 24 спектакля.

Ненормальности.в оплате труда наблю-
даются и в других цехах нашего театра.
Так, артистки хора, какой бы квалифика-
ции они ни были, получают меньше арти-
стов хора. Об’ясняют ‘это «традицией».

Пора понять, что такое несоответствие
окладов, такие вредные «традиции» проти-
воречат советским принцинам и грубо на-
рушают советские законы о труде.

Месяца два тому назад этот вопрос был
поставлен на общем собрании работников
театра в присутствии председателя ЦК Pa-
бис т. Паликовского, но до сих пор нет
конкретных результатов. этого обсуждения.

По поручению артистов оркестра
Тбилисской госоперы: дирижер-орде-
ноносец, депутат Верховного Совета
Грузинской ССР Ш. АЗМАЙПА-
РАШВИЛИ, дирижер 0. ДИМИТ-
	РИАДИ, солист оркестра концерт-
мейстер засл. артист Л, СТУПЕЛЬ,
солист орнестра концертмейстер засл.
артист 9. КАПЕЛЬНИЦКИЙ.
		«Мать с ребенком». Работа скульптора
Г. С. Кранц
	oon
НОВЫЕ ПЬЕСЫ
	«(ОНЛРАТ БУЛАВИЬ
	Воронежский драматург H. Задонский
написал историческую трагедию «Кондрат
Булавин». До сих пор я знал т. Задон-
ского как автора пьес легкого жанра;
поэтому работа его над большой, истори-
ческой темой кажется несколько неожи-
данной, но результаты позволяют судить
0 творческом росте автора.

Известный историк проф. В. И. Лебе-
дев в предисловии в пьесе, отмечая праз-
хивость показа исторических событий, пи-
шет, что «тратедия «Кондрат Булавин»
является первым ценным литературным
произведением о Булавинском восстании».
Пьеса действительно не только «произ-
веление для сцены», но и литературное
произведение, которое с удовольствием чи-
тается, чего, к сожалению, не скажешь о
многих налих исторических пьесах.

Налтисанная на основе изучения до-
кументов и народных преданий, она ра-
дует новизной темы, остротой драматиче-
ских сцен, яркими характерами и хо-
роптим, сочным языком.

Кондрат Булавин, Наталка, Илья, ста-
pur Jockyr -—— эти основные персонажи
трагедии -— дают интересный актерский
материал: надо надеяться, что нал Bo-
ронежекий театр драмы, работающий над
пьесой, устранив ряд недостатков (длинно-
ты, погрешности языка и т. д.), создаст
крепкий и красочный спектакль.

До сих пор большинство наших Tak Ha-
зываемых «периферийных» театров, со-
ставляя репертуар, ориентируется только
на пьесы московских драматургов, не за-
мечая своих, местных авторов, среди ко-
торых за последнее время выросло много
даровитых людей.

Хуюжественным организациям. следует
заняться учетом таких драматургов, на-
метить пути к более тесному солружеству
театров © местными авторами и пролви-
	НутТь ЛУЧШИе WX пьесы на сцены мосвов-
	ских театров.
Заслуженный артист республики
депутат Верховного Совета РСФСР

А. ПОЛЯКОВ
	Памяти
	Н. Н. Фигнера
	28 декабря 1938 п. в секции мастеров
оперного театра ленинградского отделения
ВТО состоялось собрание,. посвященное 20-
летию со дня смерти выдающегося pyc-
ского оперного артиста Николая Николае-
вича Фигнера. С интересными воспомина-
ниями выступили народный артист СССР
орденоносец И. В. Ершов, засл. артист
РСФСР А. М. Давидов, В. Г. Ольховский.

«Я как актер многим обязан Н. Н. Фиг.
неру»,—заявил в своем выступлении на-
родный артист И. В. Ершов.

В Доме искусств им. К. С. Станиелав-
ского открыта выставка, посвященная па-
мяги Н. Н. Фигнера.
	первый
CRETE TC Jib
	Открытие
Центрального театра
транспорта
	Центральный театр Красной Армии
лишь на четвертом году своей жизни по-
ставил «Шутников» Островского, нарупгив
таким образом монополию пьес на оборон-
ную тематику. Успех спектакля превзо-
нтел всякие ожидания, и вслед за Остров-
	ским на сцене ЦТЬА появились Горький
и. Шекспир.
	Центральный театр транспорта сразу
открылся «Любовью Яровой» и анонсиро-
вал в числе ближайших постановок «Bes
вины виноватые» Островского и «Генкон-
сул» бр. Тур и Шейнина и лишь четвер-
той премьерой ставит пьесу на железно-
дорожную тему — вариант «Сына народа»
Ю. Германа,
	И это совершенно правильно. Железно-
дорожникам давно пора иметь свой хоро-
ший театр с хорошим репертуаром, He ог-
раниченным, однако, одной транспортной
тематикой, :

Задуман Центральный театр транспорта
был очень широко — примерно по образ-
цу ЦТКА. Отсутствие специального зда-
ния — сейчас театр помещается в неболь-
шбм клубе им, Андреева — несколько со-
кратило планы и масштабы дела.
	Все же первый спектакль театра желез-
	нодорожников обнаружил достаточный
вкус и опыт его руководителей.
	Решив взять темой своего первого спек-
такля гражданскую войну, театр обратил-
ся к советской классике—пьъесе К. А. Тре-
Hepa «Любовь Яровая». Вот уже двенад-
цать лет «Любовь Яровая» не сходит с
репертуара советских театров. В сцениче-
ской истории «Любови Яровой» спектакль
	юного театра несомненно займет какое-то
свое, правда, не перворядное, но 0с0бое
	ЦЕННОЕ
НАЧИНАНИЕ
	Симфонические концерты. проведенные
Московской филармонией 18 декабря во
Дворце культуры автозавода им. Сталина
и 24 декабря в клубе завода «Серп и мо-
‘лот», — ‘лишь начало серии `симфони-
ческих концертов в рабочих клубах,
	Тщалельный подбор произведений (pyc-
ские классики Чайковский, Глинка, Му-
соргский, Римский-Корсаков, Бородин),
привлечение первоклассных  исполнитель-
‘ских сил (Гос. оркестр СССР, еолисты
	Кругликова, Рейзен, Алексеев, Шпиллер)—
	все это показывает, что филармония пони-
мает важность и ответственность стоящей

перед ней задачи.

Программа первого концерта произвела
более цельное впечатление, чем второго,
состоявшего только из оперных стрывков
и «Испанского каприччио»; оперная музы-
ка о концертной эстрады не всегда «дохо-
дит». Ошибкой было включать в програм-
му финал 4-й симфонии Чайковского. Вне
связи с остальными частями этого произ-
ведения содержание финала не может быть
быть правильно понято (в частности по-
яснение лектора о финале симфонии, как
о картине радостного праздника, плохо вя-
взалось с появлением трагически звучащей
темы вступления из первой части).
	Организация концертов оставляет желать
лучшего — оба раза зал был наполовину
пуст (несмотря на афиши, несмотря на по-
пулярные имена солистов).
	Большим недостатком является ARYCTH-
ческая неприспособленность зрительных за-
лов клубов для симфонических концертов.
	Нужно пожелать, чтобы филармония еще
более энергично взялась за продолжение
этого важного дела, организуя актив слу-
шателей привлекая кружки художествен-
	ной самодеятельности, проводя широкую
раз`яснительную работу,
г Нильс
		Menmyeerso
художественного олота
	Десять лет назад вечера художествен-
	ного слова были большой редкостью. Толь-
ко один Александр Яковлевич Закушняк,
с его замечательным талантом; культиви-
	ровал созданный им жанр художествен-
ного рассказа. В настоящее время не про-
	ходит и дня, чтобы в Москве не было
	какого-нибудь литературного концерта или
вечера чтеца. За эти годы выросли десят-
ки превосходных мастеров. Художествен-
	ки превосходных мастеров. лудожествен>
ное слово стало не только любимым“ ис-
кусством, но и замечательным проводни-
ком культуры в массы.
	Но как ни широко культурное и поли-
тическое значение этого искусства, оно
находится в затоне, его игнорируют.
	находится в загоне, его игнорируют. 2
системе Комитета по делам искусств нет
	ни организации, ни даже работника, не-
уптего какую-либо ответственность ва со-
	сущего какую-либо ответственность за с0-
стояние искусства художественного слова.
Музыкальное управление ВКИ`и `филармо-
нии рассматривают это искусство как
«придаток» к концертной музыкальной
программе. В. концертных учреждениях
чтецами часто «руководят» люди, не лю-
бящие и не понимающие их искусства.
Отсутствие правильного руководства этим
	участком тормозит дальнейший . роет на-
	шего искусства и деморализует эртистов.
Наряду с замечательными мастерами те-
атра, серьезно поработавшими в области
	художественного слова, . немало людей из
театра смотрят на_художественное чтение
как HA ‹отхожий промысел» и халтуру.
Эти «мастера» дискредитируют сложное и
большое искусство.

До самото последнего времени никто не
занимался показом работы мастеров этого
жанра (если не считать клуба МГУ). Мо-
лодое искусство не имеет еще ни тради-
ций, ни законченной системы. Наши. ма-
стера и немногие режиссеры работают
крайне изолированно. У каждого «свой»
метод раскрытия художественного произ-
ведения, «свои» технические приемы. Дав-
но пришло время обобщить опыт наших
	место. Это уже почетно и радостно. Три.
этапных спектакля «Любови Яровой» — в
Малом театре (Яровая — Пашенная, Кош-
кин — Садовский, Яровой — Ольховский),
в Художественном театре Союза COP

(Яровая — Еланская, Кошкин — Чебан,
Яровой — Добронравов) и в Ростовском
театре им. Горького (Яровая— Марецкая,
Кошкин — Максимов, Яровой — Мордви-

нов) имели свои большие достоинства и-
свои недостатки. Молодой железнодорож-
ный театр He повторил этих недостатков,
нашел ряд новых трактовок для отдель-
ных персонажей и лишь местами не смог
подняться над уровнем посредственности
и штампа.

Спектакль в целом получился крепкий,
	молодой, бодрый, согретый победоносным
дыханием жизни.
	Ансамбля в полном смысле этого слова
еще нет. Да и откуда ему быть: первый
раз встретились артисты, с’ехавшиеся с
разных концов Советского Союза — из Кие-
ва, Баку, Ростова-на-Дону и т, д. Однако
опытная рука режиссера Прозоровского,
первого постановщика «Любови Яровой» в
Советском Союзе (Малый театр), чувству-
ется в спектакле — пьеса идет гладко, в
тоне и ритме.

Я много перевидал Яровых в исполне-
нии знаменитых, известных и просто ве-
дущих героинь. Большинству из них, от-
равленных в какой-то мере приемами те-
атра «любовных драм» и «страданий»,
было не по себе в затрамезной . кофточке
	городской учительницы Любови Яровой.
	ВТОРАЯ ПРОГРАММА
ТЕАТРА
ЭСТРАДЫ и. МИНИАТЮР
	Дирекция Московского государственного
театра эстрады и миниатюр приступила к
составлению второй программы. В поисках
новых форм театр строят программу из
одной большой одноактной пьесы и He-
скольких занимательных и неожиданных
по содержанию миниатюр, продолжитель-
ностью в 6—8 минут каждая,
	Во второй программе будет показан в0-
девиль Скриба «Правдивый лжец» в пере-
работке Н. Стефановой и постановке з8-
служенного артиста РСФСР Р. Корфа.. В
программу включены шуточная миниатю-
ра «2 медведя 2» 9. Германа, интермедия
«Сцена на маскараде», «научная» лекция
0 «заптанце» А. Бонди, миниатюра «Слу-
чай на гракице» В. Ардова, хореграфиче-
ская пантомима в постановке Кретова и
новые эстрадные номера,
	`Постановщики второй программы — ху-
дожественный руководитель театра В. Я.
Типот и тлавный режиссер Д. Г, Гутман,
	ми, и трибуна в Кремле, где выступают
депутаты Верховного Совета, среди кото-
рых ‘немало педагогов...

Напрасно железнодорожный театр выки-
нул вторую картину второго ° действия.
Это снижает образ и обедняет роль Шван-
ди. В этой сцене комичный, нолуграмотный
Швандя, искренно уверенный в том, что
Карл Маркс жив, & профессор Горностаев
является ето братом, вырастает в челове-
ка борьбы, который для революции жи-
вет и для нее же, если понадобится, мо-
жет умереть. Артист Эйвин смешно играл
отчаянного братишку Швандю, Но разве
me только в этом, комическом, сила и
обаяние замечательного образа Шзанди?
Кроме того, в эйвиновском матросе слиш-
ком много чего-то женственного, теноро-
вого. Смотря на игру Эйвина, я понял,
почему в опере Энке «Любовь Яровая»
партия Шванди написана для баса.
	Сильный и смелый, простой и реши-
тельный, суровый ‘и добродушный — вот
каков рабочий-революционер, большевик,
комиссар Роман Кошкин, Он мужественно’
смотрит в лицо врага, не преуменьшая его
силы и твердо зверя в торжество идей
коммунизма. Артист Андреев верно, но
несколько однотонно, холодно играет Кош-
кина. Замечательная сцена первого акта,
котда Кошкин диктует свои немного не-
складные по форме, но величавые по су-
ществу приказы, прозвучала у Андреева.
	серо и буднично.
	Книгу—гримеру
	Уже давно пора издать книгу 00 ис-
кусстве гримера, где должны «быть изло-
жены методы работы лучших наших ма-
стеров-гримеров, способствующие  с0зда-
нию внешнего образа актера. Такой учеб-
ник, рассчитанный на театральных и Ки-
но-гримеров. должен также содержать
историю причесок и костюма ‘на сцене,
чтобы повысить культурный уровень гри-
	мера.
Слеловало бы также организовать про-
	верку знаний гримеров периферийных и
столичных театров для определения уров-
ня их квалификации. Должны были бы
различаться по должности художник-гри-
мер Ги П категории, помощник гримера,
ученик. Ведь до сих пор некоторые руко-
водители театра не различают гримеров и
парикмахеров.
Наконец, следовало бы позаботиться 0
производственных условиях гримеров.
Как правило, во многих театрах для
тримеров отводятся маленькие помещения,
© плохим освещением, отчето у многих из
нас раньше времени портится зрение; эс-
кизы на гримы даются в последние дни,
что снижает качество работы.
Гример Вологодского драмтеатра
Д. ГРАЧЕВ

=== ДОМ ==
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ

ИЗУЧАИЙТЕ
	ИНОСТРАННЫЕ
— ЯЗЫКИ! =
	ИМЕЮТСЯ в ПРОДАЖЕ
СЛЕДУЮЩИЕ КНИГИ
	ТИХОМИРОВА А, Грамматика ан.
	глийского языка, 3-е дополн. из:
nan. 1938. Ц. 4 р. 75 к
	ЗАРЕЦКАЯ Р. Англо-русский сло-
варь (лилипут). 10.000 слов. Ц. 5.
	КУПЕР Ф. Слелопыт. Со словарем
	(Па англ. яз.). 1938; Ц, 9 р. 95 к
По 2. KOHPAAY, Молодость
Старый капитан. Со словапем
	Старый капитан. Со словарем
(На англ. яз.). 1938. Ц 70 к
	МАРЦИШЕВСКАЯ К. и ЯСЕЛЬМАН
WO. Русско-испанский словарь (ли:
липут). 10.000 слов. 1939. И. 5р
	ГЕОРГИУ М. Учебник французско:
	го языка для взрослых. 1938.
Ц. бр.

ДОЛГОПОЛОВА О. и ВЕЛЛЕР.
	МЕЩЕРЯКОВА А. Русско-фран.
	цузский словарь (лилипут). 10:000
слов. 1938. Ц Бр
	БОМАРШЕ П. Безумный день, или
женитьба Фигаро. Со словарем.
(Ha французск, яз.). 1938. Ц. 1 р.
90 к.

ШЕКСПИР В. Сочинения в 4-х 10
мах, На англ. яз. Ц. 18 р. затом.
	ГЕТЕ В. Фауст. Т.Ги ПП. (Ha He
Menk, 93.). LL 11 p. gq 2 roma.
	по адресу.
	Заказы направлять
	МОСКВА, ул. Горького, 51, Дом   \
интернациональной книги, телефон   \
К 0-80-88. й
	10, 2-й эт., пом. 53, тел, К 1-90-85
	В творческих.
секциях ВТО
	На конференции актерской секции Все-
робсийского театрального общества’ был
заслушан отчетный доклад заместителя
председателя бюро секции заслуженного
деятеля искусства И. Н. Берсенева. В но-
вый состав бюро вошли М. М. Тарханов,
Н. Н. Паркалаб, И. Н. Берсенев, А. П. Хо-
ванский, С. Г. Бирман, С.’М. Михоэло,
В. Л. Зускин, М. М. Штраух, С. В. Гиа-
цинтова, Н. П. Хмелев, Н. В. Свободин,
Л.Н. Свердлин, А. А. Гейрот, В. С; Якут,
Н. М. Евстигнеев, Л. Р. Евелинова, В. Г.
Комиссаржевский, А. 0. Горюнов.

” На состоявшейся недавно конференции
секции музыкального театра ВТО в бюро
секции были избраны В. В. Барсова, А, П,
Тулубьева, Н. А. Кротов. Л. Ф. Худолей,
Д.Л. Аспелунд, В. К. Катульская, Н. Н.
Краморев, В. Н. Лубенцов, С. С. Crenen-
ко, Г. А. Абрамов, В. П. Чаброва-Гейрот,
А. Я. Альтшуллер, К. Г. Держинская,
В. Н. Крюков, Д. С. Мчедели. Кандидата-
ми в члены бюро избраны П. М. Понтря-
‘Тин. В. Е. Антарова и А. В. Богданович.
	—oO—
ВЫСТУПЛЕНИЕ
Д. Л. ШОСТАКОВИЧА
	6 января Московская государственная
филармония организует в Большом зале
консерватории концерт симфонического ор-
кестра и хора под управлением лауреата
всесоюзного конкурса дирижеров К. П.
Кондрашина. Будут исполнены 14-я сим-
фония Мясковского, концерт для фортепия-
но Шостаковича и сюита «Из детской жиз-
HH» Honea.

Солистом в концерте выступит компози-
тор Д.Д. Шостакович.
	Korda же появляется на сцене железно-
дорожного театра Яровая (артистка Кома-
рова), такая простенькая, юная, естествен-
ная, зритель сразу верит, что она пешком
пришла за 30 верст в город, в свою шко-
лу, из деревни, спаленной белыми; Яро-
вая — Комарова раньше всего революцио-
нерка и только потом женщина, потеряв-
шая любимого мужа, & после встретив-
пгая ето по другую сторону баррикад, во
вражеском стане. Комарова отодвигает на
второй план лирику личной любви рали
любви к родине. И лишь в четвертом ак-
те Яровая дает волю личному большому
женскому чувству. Это было ее последним
испытанием, Пройдя через него, Яровая
нашла большевистскую правду. «Я толь-
ко с нынешнего дня ‘верный товарищь, —
говорит Любовь Яровая под финальный
занавес пьесы. Комарова играет Яровую ©
подкупающей простотой, искренностью’ и
молодостью. Секрет успеха Комаровой за-
ключается, главным образом, в том, что
ее артистические данные наредкость по-
дошли к роли Яровой.
	«Напишите, глубокоуважаемый Констан-
тин Андреевич, новую пьёсу о Любови
Яровой в наши дни. Кто она теперь?» —
спрашивала в одной из своих газетных
статей драматурга-орденоносца народная
артистка СССР В. Н. Пашенная, ‘первая
исполнительница роли Яровой.

Посмотрев Яровую Комаровой, я вопом»
нил вопрос В. Н. Пашенной. И мне ясно
представилась московская показательная
	школа, учительница, окруженная ребята-
	Тонко, мягко, искусно сделал своего
Елисатова Дорошевич. Артист замечателъ-
но подает фразу и ведет дкалог, покоряя
простотой и естественностью тона. Благо-
даря исполнению  Дорошевича фигура
Елисатова стала теснить остальных огол-
телых обывателей и «героев» тыла, сде-
лавшись очень заметной Это, может
быть, и противоречит несколько намере-
ниям автора, но это так.

Из остальных исполнителей спектакля
следует отметить А, Никитина (Яровой),
Виновъева ‚ (Горностаев), Алексеева (Чир),
	а (Панова) и Орлову (професоор-
ша).
	Твердой поступью, бодро и уверенно на-
чал свой творческий путь молодой театр

YY... - .. ш
	Центрального дома культуры. ‚жолезнодо-
рожников.
	В добрый час!
ВИКТОР ЭРМАНС
	`Уполномоченный Главлита Б—1251, Типография газеты «Индустрия», Москва, Цветной бульвар, 30

Адрес редакции: Москва, Страстной бульвар, 11. Телефон 3-42-45, Прием об явлений: Петровка