Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
	ПЯТНИЦА
		СОВЕТС
	Замечательное
LLIECOCTBO ©
	Ja одну декаду, посвященную ХХ yo-
ховщине Красной Армии и Флота, было
показано бойцам и Бомандирам 550 луч-
ших спектаклей, было проведено более
полутора тысяч концертов.

Большая шефокая работа проведена ра-
ботниками искусств на несокруйимом фор-
посте нашей родины — на Дальнем Bocro-
ке. Один за другим выезжали Ha восток
московские коллективы, — Рабочий тезат,
театр им. Ленсовета, Центральный театр
Красной Армии. Специальные бригады по-
сылали МХАТ, ГАБТ, театр им. Вахтанто-
ва. Сейчас бойцов-дальневосточников 9б-
слуяивает театр им. Моссовета,

Систематически обслуживаются квалифи-
цированнейшими художественными силами
бойцы-пограничники; даже во время учеб-
ных плаваний устраиваются концерты ма-
стеров’ искусств на кораблях Военно-Мор-
ского Флота. Каждый из театров осущест-
вляет постоянное шефство над частями Ар-
MBH и Флота.
	Исключительное значение имеет шеф-
ская работа для развития краснозрмейской
и краснофлотокой художественной самоде-
ятельности.

Замечательно талантлив наш народ. и
каждому истинному художнику доставляет
огромную ралость способствовать выявле-
нию и росту этих Талантов. Тысячи ве-
ликолепных певцов, плясунов, Музыкан-
тов, живописцев, чтецов насчитывают на-
ma Армия и наш Флот. И в 9710м боль-
	шея заслуга шефов — работников  ис-
кусств.
	Следует признать, Что еще нелостаточна
‘помощь развитию самодеятельного изобра-
зительното искусства в Красной Армии и
Морском Флоте со стороны наших профес-
сионалов художников. Есть в Москве сту-
дия им. Грекова, есть на периферии ут-
Дельные изокружки, но этого явно мало.
  Здесь еще непочатый край работы,
	Педостаточно четко организовано pyre
водство шефской работой. Центральная
шефская комнесия ЦЕ союза Рабие слабо
связана с шефскими комиссиями на ме-
стах, а поэтому и нё имеет’ своевременной
и точной информации © проделываемой на
периферии шефекой работе.
	Еще не все возможности для наилуч-
mer шефского обслуживания Амин и
Флота использованы. Bee — организации
профсоюза Рабис должны равняться на
TPY3HHCRYI, московскую, киевскую и
харьковскую организации, которым при-
суждены переходящие знамена. Примером
тля всех работников искусств должны слу-
жить такие активисты шефской работы,
как И. М. Москвин, Л. М. Леонидов
(МХАТ), В. Н. Лубевцов, Е. К. Катульская
(ГАБТ), 0. В. Сущинская (театр им. Неми-
рювича-Данченко), J. Н. Оборин и Д. Ф.
Ойстрах (Московская  конеерватория),
К. Г. Шмидт, В. В. Сладкопевцев, К. Г.
Герфельди (Ленинград), Г. И. Венадзе
(Грузия), Н. И, Летичевекий (Киев), А. В.
Поляков (Воронеж). А. Г. Кралмюв (Харъ-
ков). Этот список Можно было бы продол-
ЖИТЬ.
	Шефская работа. постоянное общение ©
	защитниками нашей отчизны, очень много
дает работникам искусств, расширяет. их
торизонт. обогащает их житейский опыт,
вдохновляет на освоение новых ВЫсот ис-
кусства. Командиры и политработники по-
мотают‘ художественным коллективам в
проведении массовой политической a obe-
ронной работы.

Шефство над Рабоче-Крестьянской Крас-
ной Армией и Рабоче-Крестьянским Воен-
но-Морским Флотом — кровное дело пар-
тийных и непартийных большевиков ис-
кусства.

Да здравствует дружба советской худо-
жественной интеллигенции ¢ тероичести-
ми, защитвиками социалистической роди-
пы!
	« Петр Ъ
	ВТОРАЯ СЕРИЯ
ФИЛЬМА
<>
	Скоро зрители УВИДЯТ на экран вто-
py серию фильма «Петр 1», раббказыва-
ющую о военной мощи Россий, © пат-
риотизме и любви в Родине русского нз-
рода. ‘s
В первой серии этой картины, охваты-
вающей период от поражения при Нарве
до Полтавского боя, зритель видел молодо-
го Петра, Во второй серии фильма мы по-
казываем Петра -— крупнейшего полити-
ческого деятеля, полководпа, дипломата.
Царевич Алексей — активный УЧастник и
организатор иностранной интервенции про-
тив России — остается таким же тру-
еливым, низким и подлым, каким его’ виде-
ja зрители в первой картине.

Дальнейшее развитие ‘получили други
образы, только намечавшиеся в Первой се-
рии. Калмычонок Абдурахман (артист
Н. Корсакаев), бывший денщиком бояри-
ва Руйносова, участвует в морском бою
в качестве капитана второго ранга. После
смерти адмирала он руководит эскадрой
п добивается победы над шведами. Федька
(артист В. Добровольский), которого в пер-
рой серии Меншиков продал Демидову, ра-
ботает на Урале. На демиловском затоде
он встречается ¢ солдатом Лоскутом, бун-
товавшим еще ‘при Степане Разине. Федь-
ка организует бунт Против Демидова, 38-
тем бежит на вольный Дон, где становится
атаманом казачьей вольницы,

Bo второй серия зритель увидит новых
действующих ляц — Толстого (народный
артист РСФСР В. Тардин), который вел
со дипломатические дела Петра, Карла ХИ
	ОЕ ИСКУСС
	января
1939 года
	Орган Комитета по делам искусств при Совнаркоме Союза ССР и ЦК профсоюза работников искусств

бпектакли и концерты
для Красной Армии
	Центральный дом Красной Армии им.
Фрунзе посылает несколько’ бритад для
художественного оны бойцов и
командиров РККА. Ленинградский театр
«Водевиль» выезжает в Белорусский 000-
бый военный- округ.

Вернулся в Москву Красноармейский
балалаечный оркестр ЦДКА, с большим
успехом выступавший в ‘частях Москов-
ского военного окрута,

Для курсантов военных пищ столи-
цы в Центральном доме Красной Армии
сейчас проводятся спектакли и концерты.
Состоялись выступления. симфоническото
оркестра Всесоюзного  радиокомитета,
Красноармейского балалаечното оркестра
и других музыкальных коллективов, *
годня для курсантов устраивается большой
концерт с участием артистов Большого
театра Союза ССР, .

Бойцам, командирам и политработникам
московского гарнизона Малый театр. по-
кажет в ЦДКА «Бешеные деньги», Ев-
рейский театр — «Суламифь», Московский
драматический театр — «Дети Ванюши-
на». В концертах для начальствующето
состава примут участие‘ государственные
музыкальные коллективы, артисты. мос-

ковских театров, мастера эстрады и цирка,
		Бащита социалистического отечества —
священный долг каждого советского. грак-
данияа. Принимая военную. присягу, боей
влянемя защищать Родину мужественно,
умело, с достоинством и честью, не щадя’
своей крови и самой жизни для достиже-
ния полной победы над врагами. Красные
воины, призванные Родиной к исполнению
этого своего долга, окружены горячей лю-
бовью и трогательной заботой всего- совет-
ского народа.

«Нигде в мире чет таких любовных и.
заботливых отношений со стороны Народа’
к армии как у нас. У пас армию лю-
бит. ее уважают, о ней заботятся. Поче-
уу? Потому, что впервые в мнре рабочие
и крестьяне создали свою собственную ар-
Ию, которая служит нв господам, а Sun
шим рабам, ныне освобожденным рабочим.
и крестьянам». (Сталин).

Оллим из самых замечательных прояв-.
лений этой любви и этой заботы являет-.
ся шефотво работников искусств над Ра-
боче-Престьянокой Красной Армией и Ра-
боче-Врестьянским Военно-Морским Флотом,

Вто был инициатором этого шефства?
Трудно сказать. Оно зародилось В годы
великой гражданской войны, Когда в
перерывах между сражевмями перед бй-
цами выступали артисты, певцы, танцоры,
чтецы. Нередко этим выступлениям акком-
панировала артиллерийская канонада, не-
редко, отложмв В сторону скрипку, прихо-
дилось браться за винтовку! Какими чув-
ствами и мыслями были движимы эти пер-
вые «шефы» Красной Армии? Такими же,
такие руководят сегодня мастерами
искусств, посвящающими плоды — своего
вдохновения красным воинам; преданеюсть
своей родине, любовь к ее защитникам,

В 1923 тоду профессиональный сюз
работников искусств официально принял
шефство над Красной Армией и Флотом,
Тысячи спектаклей, десятки тысяч концер-
тов были показаны за прошедшие“ с той
горы тоды красиоармейцам и краснофлот-
пам, многие тысячи самодеятельных круж-
ков были созданы в армии и флоте.

Нужно ли говорить. ч10 ни В одной
стране, кроме нашей, невозможно даже от-
даленное подобие такой дружбы между
деятелями искусств и армией. Нигде на-
род не может быть так близок к армии и
ев запросам, нигде художественная интел-
литенция не может выражать столь. потно
п органически чувства народа, как в на-
шей Советекой стране.

Народный комиссар обороны маршал
Советского Союза товарищ К, Е. Ворошилов
писал в своем приветствии пленуму ЦА
союза Рабие в 1934 roxy: «В день вашего
пятнадцатилетнего юбилея приветствовать
вас приятно и необходимо просто потому,
что ВЫ тот народ, который нам, широким
уассам трудящихся, помогает сильнее чув-
ствовать радость жизни, видеть хорошее
и светлое в грядущем, смеяться над тем,
что смеха достойно и вообще своим чаро-
действом — искусством помогает творче-
ской созидательности».

В этих замечательных словах исчерпы-
мюще определены задачи советского
искусства и огромное значение ето в co-
зидательной деятельности народа. Это
Искусство из года в год мы несем в на-
uy родную Красную Армию a Rpacauit

от. Е

Красная Армия и Флот — это замеча-
тельная школа культуры, школа  просве-
щения, образования и воспитания бойцов.
Роль работников искусств здесь очень ве-
лика. Тов. К. Е. Ворошилов так охаракте-
provba значение культурного шефства нах
расной Армией:

«Ваши песни, музыка, спектакли и кон-
церты, Ваше несравненное мастерство по-
могаю  Красной Армии в боевой и поли-
тической учебе, несут в Красную Армию
культуру, дают великолепный отдых ее
бойцам». (Из письма президиуму 2-H Bee-

al шефокой конференции coisa Pa-
бис).

Формы шефской работы Рабие очень
иногообразны. Смектакли на стационаре,
выездные спектакля, гастроли театров,
концерты, руководство кружками; семина-
ры руковолителей художественной вамодея-
	тельности, обслуживание призывных пунк-
Вит, д,
	_ Радиопередачи
для заграницы
	В течение января — марта Всесоюзный
радиокомитет проведет свыше 26 концер-
тов для Америки, Англии, Франции, Ис-
пании, Турции, Чехословакии, Норвегии,
Афтанистана, Бельгии и Латвии.

Программа этих концертов составлена из
русских классических опер, симфоний, ро-
MARCO, лучших произведений советских
композиторов, песен и музыки Народов
СССР и др. В концертах примут Участие
лауреаты всесоюзных “uw международных
музыкальных конкурсов, солисты Большо-
о театра Союза ОСР, Краснознаменный
алсамбль красноармейской песни и Пляски
Сорза СОР, госудярственные музыкальные
коллективы, струнные квартеты, солисты,
хор и оркестр ВРК.

Американским радиослушалелям будут
передаваться: акт из оперы «Иван Сусз-
ни» Глинки, струнный квартет и Соната
для виолончели и фортепиано ПТостакови-
За, сюита из музыки к «Много шума из
	иЧ6го» Хренникова. -
В программе радиоконцертов для pec-
публиканской ’Испатии — произведения
	советских композиторов, посвященные Ис-
пании, современные испанские музыкаль-
ные произведетия в исполнении советских
артистов и русские народные песни.

В Анмлию будут транслироваться про.
наведения Мясковского, Хачатурян Ше-
балина, Чемберджи и др.

Первый в 1039 году радиоконцерт для
заграницы состоится 7 января. В 20 4a-
сов начнется передача для Америки про-

изведений  Постаковича в исполнении
струпного квартета им. Бетховена, пиани-
	i Иохелеса и виолончелиста Кнушевиц-
то,
	НА ВСЕСОЮЗНОЙ
С.-Х. ВЫСТАВКЕ
	# января состоялось: заседание комиссии
по просмотру  тематико-экспозиционных
планов и проектов внутреннего оформле-
ния павильонов Сельскохозяйственной вы-
ставки. Были просмотрены проекты па-
вильонов БССР, «Овощеводство» и «Садо-
водство». Было отмечено, что вводный
зал павильона БОСР излишне мрачен. В
проекте внутреннего оформления недоста-
точно показаны роль партии в рекон-
струкции сельского хозяйства BOOP, Ko-
миссия предложила авторам исправить
проект.

Художники Сив и Светлов, оформляв-
птие павильоны «Овощеводство» и «Садо-
BO,CTBO>, перегрузили свои проекты так-
	стовым и фотодиатраммным материалом.

В ближайшие дни будут просматривать-
ся проекты оформления павильонов
«Дальний Восток», «Москва», «Украина»,
«Татария», «Армения», «Азербайджан»,
«Грузия», «Казахстан» и др.

—=-
ТЕАТРЫ
	У МИКРОФОНА
	В январе перед микрофоном выступят
артисты Малого театра, Центральното те-
атра Красной Армии, Театра революции,
Еврейского театра и др.

Сегодня днем по радио транслируется
монтаж пьесы Гусева «Слава» в исполне-
нии артистов Малого театра, вечером —
спектакль МХАТ «Мертвые души». 8 ян-
варя из МХАТ передается «Анна Kapenn-
на», 13 января монтаж спектакля «Бар-
Кохба» в исполнении артистов Еврейского
театра. 19 января артисты ЦТКА вы-
ступят перед микрофоном с монтажом
пьесы М. Горького «Васса Железнова».
22 января артисты Театра революции ис-
полнят монтаж спектакля «Правда», 30 ян-
варя артисты Малого театра — «Не все
коту масленица».

31 января по радио транслируется мон-
Tam премьеры Центрального театра Кряс-
ной Армии — пьесы Н. Погодина «Падь
Серебряная».
	ВСТРЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ
С ХУДОЖНИКАМИ
И СКУЛЬПТОРАМИ
	Государственная Третьяковская галлерея
организует в ближайшие дни ряд встреч
школьников с художниками и скульшто-
рами.

10 ‘января состоится встреча с художни-
ками учалцихея изостудии Центрального
дома пионеров, а 11 января — встреча мо-
сковских школьников, организуемая гал-
лереей совместно с МК ВЛКСМ.

На встречи приглашены скульптор-орде-
ноносец В, И. Мухина, заслуженные дея-
тели искусства орденоносец А. М. Гераси-
мов, И. 9. Грабаль и К. Ф. Юон, окульп-
тор С. Д. Меркуров и. др.
	Группа лауреатов ‘всесоюзного конкурса вокапистов с членами жюри. На фото (первый ряд. слева направо): член жю-
	ри конкурса композитор Ю. А. Шапорин, председатель жюри конкурса. народная артистка CCCP В. В. Барсова,
пауреаты конкурса Б. Р. Гмыря и Н. К. Куклина, Во втором ряду (слева направо): лауреат конкурса Л. А. Руденко,
заместитель председателя жюри конкурса, начальник управления музыкальных учреждений Комитета по делам искусств
	за

Фото С. Врасновското.
	да рубежом
	56 крупнейших работников американско-
то кино подписали адресованную прези-
денту Рузвельту «Декларацию независимо-
сти», в которой они требуют прекращения
всяких торговых сделок с Германией «до
тех пор, пока Германия не начнет дей-
ствовать в соответствии с принципами ме-
ждународного права и свободы». По мысли
полписавших декларацию, бойкот фалгист-
ской Германии в США будет проводиться
по всей стране, причем работники искусств
должны оказывать этому бойкоту всемер-
ную поддержку.
	Парижокий театр «Матюрен» принял к
постановке пьесу талантливого францув-
ското писателя Роже-Мартен Дю-Гар «0т-
крытое окно». Главные действующие лица
ньесы — австрийские и чехословацкие эми-
гранты-антифаиисты, вынужденные поки-
нуть родину и нашедшие приют во Фран-
ции. Героиня пьесы Марьяна — талантли-
вый музыкант и художник, ев муж —
врач. Премьера пьесы ожидается в бли-
жайшее время. *
	Рабочая музыкальная ассоциация в Лон-
доне проводит второй ежегодный  музые
кальный фестиваль, на котором состоятся
выступления участников конкурса вокали-
стов. Газета «Дейли Уоркер» высказывает
надежду, что «музыкальный фестиваль
поможет широким массам Англии удовле-
	творить свой интерес к хорошей музыке
и пению».
		при СНИ СССР М. А. Гринберг, паургаты конкурса Е. А. Тропина и Г. П. Виноградов.
	О
	Закончился второй тур
всесоюзного конкурса вокалистов
	Специальными премиями за лучшее ис-
полнение проилведений советских компо-
зиторов отмечены Е М.  Вербицкая

(Ленинград), Е. А. Морозова (Харьков) и
Т. Ф Янко (Москва).
	7 января в РБолыном вале консервато-
рки начнутся концерты третьего тура
конкурса, которые продлятся по 9 янва-
ря включительно. 7 января выступают
Г. П. Виноградов, Л. А. Руденко и Н. К.
Куклина; 8 января — К. т Семизорова,
Н. К. Горохов и Б. Р. Гмыря; 9 января
— EA. и В. А. Губерт, Д. А. Гам-
рекели и ейнека,.
	заключительный концерт, в котором
примут участие все’ вокалисты, допущен-
ные к третьему туру, состоится 11 явва-
	ря.
	% января_были подведены итоги второго
турь всесоюзного конкурса вокалистов. К
участию в третьем туре этого ответствен-
ного творческого соревнования допущены
Г. П. Виноградов А Д. А. Гамре-
кели (Тбилиси), Б. Р. Гмыря (Харьков),
В С (Хар EKOB), B. А. Губерт
(Одесса), С. Иа (Москва), Н. к
Куклин ый Л, А. Руденко (Киев),
К. Г. Семизорова и Е А. Тропина
(Ленинград).
	Семи участниками второго тура присуж-
дены почетные дипломы: Г. А. Абрамову
(Москва), М. Р. Глазуновой (Свердловск),
Л. Д. Крыжановской (Одесса), Л. В. Ручь-
евой (Минск), И. М. Соколовой, Т. Е. Та-
лахадзе (Москва), Е. Б. Флаксу (Ленин-
	град).
	‚ Новые приобретения
для советских музеев
	Закупочная комиссия Комитета по де-
лам искусств при СНК СССР приобрела у
частных собирателей ряд произведений
крупнейших русских художников ХГХ ве-
ка. Часть этих произведений предназна-
чена для пополнения периферийных му-
зеев; отдельные же картины будут вклю-
чены в экспозицию Третьяковской галле-
per. ‚
	Среди приобретенных картин — прекра-
сный пейзаж И. И. Левитана «Молодая
поросль», две отличные работы В. Д. По-
ленова-—«Голова еврея» и портрет свульп-
тора М. М. Антокольского, первоклассный
пейзаж Ф. А. Васильева, картина «Жен-
щина с попутаем» В, А. Котарбинского,
«Мертвое море» Н. А. Ярошенко, картина
К. А. Савицкого «Аннушка», «Девушка»
Г. Г. Мясоедова и др.

Переданные в комиссию частными соби-
рателями полотна И. И Шишкина «Лес-
ные дали» и И. К. Айвазовского «Буря»
	могут быть отнесены к лучшим работам
этих художников.
	Приобретенная комиссией картина
С. Иванова «Выезд царя» направлена на ор-
тажизуемую Третьяковской галлереей вы-
ставку русской исторической живописи (в
Третьяковской галлерее имелся лишь 5с-
Киз в этой картине).

Из работ художников конца ХУШ и на-
чала ХПХ вв. обращают внимание хоро-
шая академическая вещь П. В. Басина
«Натурщик» и любопытный пейзаж В. П.
Причетникова «На острове Капри».
	Буплены также бытовая картина мало-
известного художника Отрешко «Стряп-
	ЧИЙ», «Женский портрет» К. Е. Маковско-
го, работа художника-декоратора В, А. Си-
мова «Заседание художественного совета»
й ряд пейзажей: «После дождя» А. С.
Егорнова, «Очаков» Р, Г. Судковского, «Не-
ва» Л. ©, Лэторно и два полотна С. И.
Васильковского — «Весна под Харьковом»
и «Пейзаж».

Приобретенные комиссией «Женский
портрет» Й Н. Крамокого и вариант пор-
	трета Карзинкиной работы В. А. Серова

не фигурировали на последних выставках
этих мастеров.
	«окно в Европу», Тогда. Петр посылает мо-
лодой российский флот найти, атаковать
и победить вражеские корабли. В открытом
море русские разбивают шведов. Картина
заканчивается заключением Ништадтокого
мира, На Троицкой площади в Петербурте
народ празднует победу над шведами. 0б-
ращаясь к народу, Петр говорит: «...He
напрасны были наши труды, и поколениям
нашим надлежит славу и богатства отече-
ства беречь и множить».
	`В работе над второй серией фильма мы
столкнулись © большими трудностями. Нам
надо было показать в картине Полтавский
бой, Иетербург, Урал, Неаполь, Москву,
	Германию, морской бой со шведами.
	Мы широко тюльзовались материалами
архивов, хранилищ, музеев, Государствен-
ный Эрмитаж, Русский музей, Публичная
библиотека, Военно-морской артиллерий-
ский музей и многие другие учреждения
предоставили нам все имевшиеся у них
материалы, Эпизоды Полтавского боя и
морской битвы 0 шведами мы снимали
около Одессы, В батальных сценах тча-
	ствовало свыше 5.000 человек. Был по-
	строен флот петровской эпохи,
	Несмотря на большое количество: массо-
вых сцен, наш фильм в основном построен
на игре отдельных актеров. Симонов,
Черкасов, Тарасова, Тарханов, Жаров и
Зарубина за четыре года работы над филь-
MOM сжились со своими ролями, сумели 6
предельной выразительностью воплотить:
на экране исторические образы Петра,
Алексея, Екатерины, Шереметьева, Мен-
шикова и Ефросиньи, Большую работу про-
вели главный оператор В. Яковлев, ху-
дожник Н. Суворов и звукооператор
3. Залкинд.

Заслущенный   деятель искусства ре-
жиссер-орденоносец В. М. ПЕТРОВ
	В связи с открытием в Париже выстав-
ки работ, удостоенных римской премии в
1938 roxy, raseta «Beaux Атёз» отмечает,
что произведения, получившие награды,
«весьма  посрелственны, страдают  су-
хостью и отсутствием стиля. Скульптурные
работы сугубо прозаичны, упадочны. Ху-
дожники работают без вдохновения Труд»
но понять, в чем сущность их художест-
венного стефо. Самое мастерство этих ху-

дожников возбуждает серьезные сомне-
НИЯ»,
*%
	Известный французский режиссер Гастон
Бати написал по мотивам «Дон-Кихота»
пьесу «Дульцинея», героиней которой яв-
ляется трактирная служанка Альлонса.
Именно ей Санчо-Пансо вручает любовное
письмо Дон-Кихота, Автору особенно уда-
лась заключительная часть пьесы. охваты-
вающая события, происходившие после
смерти Дон-Кихота, рисующая страдания
Дульцинеи. Удачно передана атмосфера
эпохи. Декорации, костюмы и игра акте-
ров получили хорошие отзывы критики,
отметившей эту удачную постановку теат-
ра «Монпарнас»,

*
	В лондонском театре «Юнити Тиетр» ©
большим успехом проходят спектакли пье-
сы левого английского драматурга Лесли
Рид, под. названием. «Берегитесь!» Это —
сцены из жизни еврейской семьи в ма-
леньком немецком городе после. захвата
власти Гитлером. По словам «Дейли Уор-
кер», «пьеса проникнута жизненной прав-
дой. Она трогает до слез. Упрек в излиш-
ней мелодраматичности, который раньше
пред’являлся автору, сейчас отпадает; так
как на Фоне последних событий пьеса кая
жется значительно менее. мелодраматичной,
	чем жуткая действительность».
	«Живые
цифры»
	Кадр из второй серии фипьма «Петр 1». Эпизод морского боя русской эскадры
	«Полтава»
	со шведскими кораблями. На фото: русский флагманский корабль
	(артист 9. Гарин). Мазепу (артист А. Ва-   тивно участвующего в заговоре против
	туля), посла римского кесаря (народный
артист РОФОР В. Ершов) и многих дру-
THX,

Вторая серия фильма начинается сцв-
нами Полтавского боя, когда Карл ХП
встретился с новой грозной силой, ничем
уже не напеминавшей «нарвоких бегле-
цов». Полтавская победа подняла престиж
русском государства в Европе. Россия
стала опасным соседом и на суше и на
море. Англия, Франция, Австрия заклю-
чают союз против Петра. Разбитый Карл
ведет переговоры ¢ Мазелой. Подлый из-
менник предлагает ему убить Петра и сде-
лаль царем Алексея. .

Все надежды интервентов возложены на
Алексея, скрывающегося в Неаполе и а5-
	России. Алексей обещает распустить вой-
ска, уничтожить флот, разделить тосудар-
ство, Часть родной страны отдать иност-
ранным державам. Он пишет письма ‹во-
RM приверженцам в Россию; подготовляя
заговор.

Петр, узнав © предательстве Алексея,
паходит в себе силы отдать сына, изме-
вившего родине, на суд сената. Зритель
вихит сцены ареста, допросе и sagan Auer
сея. { plas

Над быстро растущим JlerepSyprom wa-
BRCaeT угроза нападения ‹ моря. Англия,

не об’являя войны, посылает свои кораб-
ли в Балтийское море, на помощь швед-
ской эскадре. Иностранные державы пы-
таются захлопнуть прорубленнов Россией
	Всесоюзный радиокомитет готовит лите-
ратурно-художественную передачу «Живые
цифры», посвященную Всесоюзной  пере-
писи населения. Передача начнется расска-
вом, как проводилась перепись в царской
России в 1882 тоду. Будет исполнена сце-
на переписи в дореволюционном‘ ночлеж-
ном доме купца Ржанова. Затем действие
переносится в наши дни — в квартиру
старого рабочего, к которому приходит
счетчик. Из беседы счетчика радиослуша-
тели узнают, как будет производиться пв-
репись отсутствующих или временне про-
живающих граждан ит. д.
	Исполнители  литературно-художествен-
ного монтажа «Живые цифры» — артисты
Московского театра революции, постановка
заслуженного артиста РСФСР Абдулова,