в января 1939 г. № 8 (58;
	«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО,»
		В Комитете
по делам искусств.
	В практике работы республиканских п
областях управлений по делам искуств
наблюдаются случаи, Когда Начальник
управлений самостоятельно решают вопро.
сы об открытии, реорганизации и закры,
тий различных училищ и студий 6ез сану»
ции Комитета по делам искусств и сле
циальных решений Совета народных в.
миссаров союзной республики. Новые учеб.
ные заведения организуются иногда 6
учета действительной потребности в кал.
pax, без необходимой ` материальной базы
и квалифицированных педагогов,

Для устранения таких недопустимых
явлений Комитет по делам искусств при
CHK CCCP предложил всем начальникау
республиканских и областных управлений
и отделов’ искусств представлять в Ком.
тет необходимые сведения и обоснования
по ‘вопросу об открытии или реорганиза,
ции учебных заведений и лишь после
шения Комитета возбуждать соответотвуг-
ее ходатайство перед СНК союзной р.
	публики.

Жреошика
	СОВЕЩАНИЕ АКТИВА
МЕСТНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ
ВТО
	Вчера утром открылось первое совешща-
ние актива периферийных отделений Все-
роосийского театрального общества. На со-
вещание прибыли делегаты из Горькото,
Курека, Рязани, Воронежа, Куйбышева,
Орла, Свердловока, Саратова, Ростова-на-
Дону, Архантельска, Казани, Уфы, Смо-
ленска, Челябинска, Омска, Сталинграда
и др. — всего из 26 городов РОФСР. В чи-
сле участников совещания—народный ар-
тист РСФСР И. А. Слонов, заслуженные
артисты РСФСР Р. Г. Данилевская. А. И.
Канин и М. Л. Курский, заслуженный ар-
тист Тат. АССР Д. Р. Любин, артисты
9. А. Высоцкий, А. М. Максимов и др.
	Будут обсуждаться вопросы, о ходе рез-
лизации периферийными отделениями ВТО
постановления ЦК ВКП(б) «О постановке
партийной пропаганды в связи с выпу-
оком «Краткого курса истории ВКП(б)»,
0 созыве режиссерской конференции, шек-
спировской конференции (к исполняюще-
муся в апреле 375-летию с0 дня рожде-
ния великого драматурга) и конференции,
посвященной воплощению образа Ленина
в советском театре и драматургии. Сове-
manne обсудит также организационные
вопросы подготовки к  всероссийскому
©’езду ВТО.

С докладами выступят заместитель пред-
седателя ВТО Е. В. Наумова, председатель
режиссерской секции ВТО заслуженный
деятель искусства А. Д. Попов, зав. каби-
нетом Шекспира и западноевропейской
классики проф. М. М. Морозов, зав. кабн-
нетом Островского и русской классики
В. А. Филиппов и зав. кабинетом Горько-
го и советской драматургии проф. М. С.
Григорьев.

Совещание продлится три дня, За вре-
мя своего пребывания в Москве делегаты
познакомятся с последними постановками
столичных театров.
	—-

«ДАРВАЗСКОЕ
УЩЕЛЬЕ»
	10 января Государственный оперный
театр им. К. С. Станиславскою покажет
премьеру оперы композитора Степанова
«Дарвазское ущелье». Либретто написано
Степановым и Галицким.

«Дарвазское ущелье» — одна из послед-
них постановок покойного К. С. Стани-
славского. Под его руководством спектакль
поставлен режиссерами заслужеёнными ар-
тистами РСФСР Тумановым и Мельтцер.
Декорации Сапегина, дирижер Жуков.
Главные партии в спектакле пот засл.
артистка РСФСР Гольдина, Воздвиженская,
Малькова, Воскресенский, Юницкий, Бед-
росян, Панчехин, Диппер. Росницкая, Ше-
глов, Смирнов, Кедров. Следующие спек-
такли «Дарвазского ущелья» состоятся
11 и 13 января.

Театр работает сейчас над возобновле-
нием оперы «Царская невеста». Возобно-
вляет постановку засл. артист РСФСР
режиссер В. С. Алексеев, дирижер А. В.
Алевладов. Одновременно  репетируется
«Риголетто». Постановочный план. полно:
стью разработанный К. С. Станиславским,
осуществляется режиссерами Румянцевым
и Тумановой.

аа ВИ
	ВБ ТЕАТРЕ
ЛЕНСОВЕТА

Театр Ленсовета. закончил работу над
спектаклем «Чекисты» М. Козажова, По-
становка Влад. Нелли, режиссеры Е. Стра-
домокая и 0. Литовский, художник
М. Виноградов. Музыка к спектаклю напи-
сана А. Школьником. В пьесе показаны
сценические образы товарищей Сталина
и Дзержинского. Роль Сталина  испол-
няют С. П. Кудашев и Н. В. Литвинов,
роль Дзержинского— К. К. Токаржевич.
Чекиста Никиту Денисова играет В. А.

Любимов, профессора Алексеева — А. К.
Плотников, его дочь Анну — 0. Г. Левы-
кина, чекиста Кузина — К. Н Ларин,

правого эсера Сереброва, — Н. В. Ионов.
` Премьера состоится в середине января.

Одновременно идут репетиции «Пади
Серебряной» Н. Погодина. Постановщик
С. Л. Морской, режиссер В. Е. Фельдман,
художник Меньшутин. Премьера намечена
на февраль. В марте будет закончена ра-
бота над постановкой пьесы Л. Леонова
«Волк». Постановщик заслуженный артист
РСФСР Ю. А. Завадский, режиссер И. С.
Вульф. В апреле театр предполагает по-
казать пьесу «Захватчики» немецкого‘ ре-
волюционного писателя Вантенгейма (по-
становка Е. И. Страдомской),

Принята кв постановке пьеса Вл. Co-
ловьева «1812-Й», работу над которой пред-
полагается закончить к концу 1939 г.
	АКТЕР —
СМИРАНИН
	В Тбилисском русском театре им. А. С.
Грибоедова идет пьеса Эмиля Фабра (по
Бальзаку) «Провинциальная история».
Великолелного полковника Филиппа Бридо
(эту роль «создал» когда-то  Фирмен
Жемье) очень ярко играет актер А. Д.
Смиранин. Он же играет кавалера Рип-
пафрату в «Хозяйке гостиницы» Гольло-
ни; в прошлые сезоны он играл Сирано
ле-Бержерака; сейчас собирается сыграть
Петра в пьесе Ал. Толстого. Многое в
игре этото блестящего актера чрезвычай-
	Но. характерно и заслуживает серьезного.
	внимания. Но сначала несколько слов ‘0
«Провинциальной истории», которую Мос-
ква никогла не видела.
	Эта пьеса, написанная «по мотивам»
романа „Бальзака «Хозяйство холостяка»
(из серии «Сцены провинциальной жиз-
ни»), была поставлена впервые в 1903 г.
в театре «Одеон» и имела шумный успех.
После этого в течение 30 с лишним лет
она не ставилась.

В очень хорошо сделанной «Хищнице»
(rax приблизительно можно’ перевести
французское заглавие этой пьесы Фабра)
роман Бальзака полвергся чрезвычайно
	интересным видоизменениям, Напомним в
самых общих чертах содержание романа.
	Флора Бразье, служанка старого Жан-
Жака Руже, ставшая его  любовнитей,
совсем опутала своего господина. Он уже
готов переписать на ее имя ренту и вое
свое состояние. Когда это случится, Фло-
pa бросит Руже и начнет новую жизнь
CO своим молодым любовником, наполео-
новским офицером Максом Жиле. Но в
последнюю минуту вмешивается племян-
ник г. Руже — полковник Филипп Врило.
Он небколько задержался потому, что был
под судом, как участник бонапартистекого
	У художников
на Масловке
	Государственная закупочная KOMHOCURH
Комитета по делам искусств upH CHK
СССР сделала второй выезд в мастерские
московских художников на Большой Мас-
ловке.

В состав комиссии, возглавляемой ди-

ктором Третьяковской таллереи В. С.
Кеменовым, вхбдили А. И, Леонов, заслу-
женные деятели искусства А. № Гераси-
мови И. Э. Грабарь, Б. В. Иоганеон
и др.

На этот раз комиссия посетила мастер-
ские художников Н. М. Ромадина, П. А.
Радимова, Е. А. Кацмана, Ф. С. Шурпина,
И. OL Чашникова, А. М, Нюренберга,
Ф. К. Лехта, В. Н. Перельмана и. др.

Осмотрена была также организованная
МОССХ в клубе Дома художника выстав-
ка картин Д. В. Лебедева,

На выставке и в мастерских комиссия
отобрала ряд картин, намеченных для
пополнения центральных и периферийных
	MYC:

YH
De
	О ИРАНЕ:
ПРАЗДНИК БАШКИРСКОГО
	НАЦИОНАЛЬНОГО
__ ИОКУСОТВА
	Спектаклем «Прекрасная мельничиха»
положено начало ‘бакирскому националь-
ному оперному театру.

«Прекрасная  мельничиха» — классиче-
ская опера итальянского композитора Паз-
звиелло, написанная в конце хуш сто-
летия. ,

Почему башкирская оперная студия. по-
ложила начало созданию национального
оперного искусства именно этим снектак-
лем? Это об’ясняется тем, что перед арите-
лями выступали не опытные, сложившие-
ся артисты, а вчерашние студенты консер-
ватории, только что покинувшие школь-
ную скамью. «Прекрасная мельничиха»
была их дипломной выпускной работой.
Эта опера не сложна, обладает проетым
мелодическим. рисунком; вполне доступна
для молодых, выступающих впервые пев-
TLOB. Переходить от «Прекрасной мельни-
чихи» к более сложным, технически с0-
вершенным музыкальным произведениям
— таков правильный и закономерный путь
для студии.

Нет надобности говорить об отдельных
недостатках спектакля. Не это занимало
многочисленных зрителей, переполнивших
театр на Mpempepe «Прекрасной мельни-
ЧИХИ».

Первое выступление студии показало,
что она может стать прочным ядром, во-
круг которого вырастет полноценный опер-
ный ансамбль, способный создать насто-
ящую национальную оперу.
	М. ВОРОНЦОВ
АН
	Татарский оперный театр в Казани откро-
	ет свой первый сезон премьерой оперы
молодого татарского композитора Н. Жига-
нова «Качнын», Театр недавно организовая
из выпускников татарской оперной студия
при Московской государственной консер-
ватории. На фото — сцена из 1-го авта
«Качкын»: Аблай —-3. Хх, Бичурин, Рай-
хана — Г. М. Кайбицкая, Керамет — А. А.
Сейфутдинов
	Фото Л. Блехеровой_
па
	Артист театра им. Вахтангова А. Б.
Немировский, получивший звание чем-
пиона Москвы в троеборьи по фехто-
	ванию (рапира, эспадрон, штык)
Фото С. Шингарева.
	ЮБИЛЕЙ
ВИТАЛИЯ ЛАЗАРЕНКО
	Управление цирков Комитета по делам
искусств при СНК СССР создало юбилей-
ную комиссию для проведения вечера, по-
священного 40-летию ‘творческой деятель-
ности заслуженното артиста РОФСР` Вита-
лия Лазаренко. В комиссию вошли: на-
чальник управления цирков В. П. Беллер
(председатель), директор Московского roc-
цирка Ю. А. Румянцев (зам. председате-
ля), тт. Ю. С. Юрский, Б. А. Шахет, Б. М.
Филиппов и др.

Юбилейный вечер состоится в Москов-
ском госцирке 16 января. Театрализован-
ная цирковая программа отразит основные
этапы 40-летнего артистического пути Ви-
Талия Лазаренко — от балатана Котлико-
вых до наших дней. : .

Вечер начнется монолотом юбиляра «40
лет на арене цирка» (текст В. Лебедева-
Кумача). Затем будет показан балаган бр.
Котликовых, в котором впервые начал
работать Лазаренко.

В параде, которым начнется второе от-
деление, примут участие артисты, студен-
ты техникума цирковото искусства и др.
Виталий Лазаренко исполнит свой совре-
менный репертуар и продемонстрирует
прыжки, завоевавитие ему мировую славу.
После этого состоится торжественное че-
ствованве. }

—>—
	«ИЯТИРУБЛЕВАЯ
НЕВЕСТА»
	Композитор М. А. Бахчисарайцев на-
писал музыку: трехактной азербайджанской
оперетты «Пятирублевая невеста». Автор
либретто—депутат Верховного. Созета Азер-
байджанской СОР поэт Мамед Сеид Op-
дубады.

Композитор ввел в оперетту народную
азербайджанскую танцовальную музыку.
Оперетта Бахчксарайцева включена в ре-
пертуар Бакинского театра“ музыктаьной
комедии. ,
		oo во
Репертуарный

& В Пентральпом театре Красной Армия
заканчиваются монтировочные репетиции пьь.
сы Н, Ногодина‘ «Падь Серебряная» в посту.
новке заслуженного деятеля искусства А, Д.

Попова,

к а ПМ

план Госет
	Общее собрание работников Госет в те:
чение трех дней обсуждало доклады ди-
ректора и художественного руководителя
театра о выполнении репертуарно-произ-
водственного плана на 1938 г. и о репер-
туарных наметках на 1939 г,

Сейчас театр. приступил к работе над
новой пьесой П. Маркиша «Пир» (назва-
ние условное), Тема пьесы — активное
участие еврейского народа в вооруженной
борьбе против интервентов и белогвардей-
цев во время гражданской войны. Ставит
пьесу заслуженный артист РСФСР В. syc-
кин; художник А. Тышлер, музыка за-
служенною деятеля’ искусства Л. Пульве-
ра. Премьера «Пира» намечена на первую
половину . февраля 1939. г.

Вторая принятая к постановке пьеса
Маркиша — «Клятва» — рисует тяжелую
судьбу еврейской семьи, бежавшей из фа-
шистекой Германии. в Палестину. Эми-
гранты и там He находят себе пристани-
ща. Один из сыновей уезжает в республи-
канскую Испанию, где вступает в ряды
Интернациональной бригады, сражающейся
против армии фашистских интервентов и
белогвардейцев Франко. Ставит «Клятву»
народный артист РОФСР С. Михоэле. Ху-
дожественное оформление спектакля театр
‚предполагает поручить. Р. Фальку. Премье-
ра «Клятвы» намечена на начало мая
1939 fr.

К ХХИ годовщине Великой Октябрьской
социалистической революции Госет пока-
жет новую пьесу С. Галкина «Герои».
Действие ньесы происходит в 1935 г. в
еврейском колхозе в Крыму. Ставит «Ге-
роев» И. Кроль. Премьера приурочивается
к 7 ноября 1939 г. ^ 3

Четвертая постановка Госет в 1939 г. —
	‘спектакль на историческую тему «Соломон
	Маймон» Даниэля. Это — пьеса о еврей-

ском философе и ученом, выходце из ев-
рейской бедноты, современнике Иммануи-
ла Канта. «Соломон Маймон» пойдет в
постановке художественного руководителя
театра С. Михоэлся и будет выпущен в
конце декабря 1939 г.
	* Премьера оперы Моцарта «Похищение из
сераля» в исполнении солистов, хора и op
кестра Воёсоюзного радиокомитета’  состонти
14 января,
`` Московский драматический театр. заканчи.
вает постановку пьесы «Горцы» Фатуева. (ть.
вит режиссер И. М. Туманов, художник Г, $,
Кигель ‘музыка’ композитора В. Мурадели,
*& Московокий Современный ‘театр заканчи.
вает работу над комедией И, Штока «Гзль
на». Постановка режиссера `В. Равенского, ху.
дожник И. Квитнипкий,

? к Премьера народно-героического представ
ления «Тайга в огие» состоится в Московском
осцирке 23. февраля,

* В студия Союздетфильм заканчивается по.
‘отановка звуковой художественной картины
«A, сын трудового народа» по сценарию В. Ка.
‘таева, Режиссер В. Легошин, оператор B. Mo
‘настырский,

\ Режиссер А. Минкин. приступил в cry
дии Ленфильм к постановке звуковой карти.

оны «Гость» о советском патриотизме,

\ 7 января на Сельекохозяйственной вы.
ставке состоится обсуждение проектов внутрен»
него оформления павильонов «Украина»,

‘«Курск, оронеж, Тамбов», «Эфироносы»,

«Агромелиорация» и др.

*х Инициативная группа ведущих артиомв
балета Большого театра совместно с дирекцией
Московского концертного. об’единения разрабл.
тывает программу эстрадного концерта, на ко»

‘тором будут показаны новые талтцы, подго,

товленные артистами московского балета.

‚\ Директор Веесоюзной оельоскоховяйствен.
ной выставки Н, В. Цицин премировал ху.
дожниц тт, Е, К, Отригалеву, Т. К. Венециь»
нову, А, ВР. Гурвич и 8. А. Обросову за ие.
ключительно добросовестную работу и пролв-
ленную инициативу при исполнении панно
«Кормовая база шелководства» для павильона
«ШПелководетво», Художницы применили новые
методы в технике акварельной росписи 1
	* В перев программу Государственного те.
атра эстралы и миниатюр включена одно.
’актная комедия Леонида Ленча «Без двадцати
двенадцать». Режиссер В, Я. Типот, худож.
ник Т А, Луговекая. Главным  режносером
театра приглатен Д, Г Гутман,

\ Тов, А. М. Коротков назначен помощ.
‚ником председателя Комитета по делам ис
 кубств при CHK -COCP.
	И. Н. ГАССЛЕР
	Умер один из талантливейших Mor
дых музыковедов — аспирант Ленинград:
ской консерватории И. Н. Гасслер.

‚ Ученый успел закончить большую рабо
TY, посвящённую занятиям М. И. Глинки о
	Осмотр проектов
памятника
	Пушкину
	Памятник Нушкину в Ленинграде — ка-
кая это благодарная, вдохновляющая и
вместе с тем ответственная задача для
скульптора! С одной стороны, строгий и
величественный ансамбль бывшей Биржи,
созданный архитектором Тома де-Томоном,
с другой — просторы Невы и на противо-
положном берегу Зимний дворец, ‘Сенат-
ская площадь и величайшее творение
скульптуры «Медный всадник», образ ко-
торого е несравненной поэтической силой
раскрыт Пушкиным.
	Множество ассоциаций — исторических,
литературных, бытовых— возникает перед
скульптором, создающим образ великого
народного поэта,
	Первый конкурс на создание пушкин-
ского памятника был организован Всесоюз-
ным Пушкинским комитетом. Результаты
конкурса оказались неважные. Были от-
дельные удачи, скульпторы кое-чего доби-
лись, обсуждение проектов принесло им
бесспорную пользу. Но проекта, который
бы раскрывал образ Пушкина и удовлет-
ворял требованиям монументальной скуль-
птуры. не оказалось.
	Организуя второй тур конкурса, Комитет
по делам искусств при СНК СССР решил
просмотреть проекты в черновом. виде,
чтобы уже в процессе работы можно было
внести коррективы.
	Изоуправление Комитета привлекло к
конкурсу участников первого тура С. Д.
Меркурова, Б. Д. Королева, В. А. ‚Синай-
ското. Вновь были привлечены И. Д. Шадр,
Б. И. Яковлев, А. А. Мануйлов, А. В. Гру-
бе, Шульц, П. В. Кениг, И. М. Бирюков,
Е. М. Аболаков, В. И. Ингал, В. Я. Boro-
любов, Г. И. Мотовилов, П. И. Добрынин,
А. И. Григорьев, Н.П. Гаврилов и др.
На конкурс было представлено 24 эскиза.
	Комиссия, назначенная Комитетом по де-
лам искусств, отобрала пять проектов, по
ее мнению наиболее отвечающих требова-
ниям. Это были эскизы — И. Д. Шадра,
Б. И. Яковлева, Г. И. Мотовилова, И. М.
Бирюкова, Н. П. Гаврилова. Дальнейшая
работа над памятником была поручена
этим скульпторам. т
	30 декабря в комнатушке, уступленной
на этот вечер Третьяковской  галлереей,
стали. собираться скульпторы. Ввиду
страшной тесноты проекты памятника бы-
ли приставлены вплотную к стенам. Это
исключало, конечно, возможность обозре-
ния проектов со всех сторон, что необхо-
димо для настоящей оценки скульптуры.
С потолка тускло светила одна-единствен-
ная лампа. Собравшиеся толпились, тол-
кая друг. друга, как в переполненном
трамвае. Впрочем, ‘все это были професси-
оналы, которые легко разбирались в каче-
стве представленных работ. В комнатушке
царило то приятное возбуждение, которое
всегда создается перед интересным твор-
ческим обсуждением,
	Все ждали творческого обсуждения, ко-
торое, как говорится во всех уставах, яв-
ляется первоочередной задачей творческих
союзов,

Однако обсуждение было перенесено на
4 января. Организация этого второго’ об-
суждения также оказалась неудовлетво-
рительной. Прежде всего отсутствовали
самые эскизы. На доске были приколоты
фотографии эскизов. Большинство авторов
проектов отсутствовало. Доклада не было.
Обсуждение шло при немногочисленной
аудитории. Многие из присутствовавших
равнодушно внимали прениям, так как
эскизов не видели. В прениях выступило
10 человек: тт. Белашов, Валев, Хвойник,
И. Андреев, Цаплин и авторы проектов
тт. Григорьев, Мануйлов, Королев, Бирю-
ков, Слоним. Как в выступлениях, так и
в репликах с мест подчеркивалась необ-
ходимость мобилизовать общественное вни-
мание как к данному конкурсу, так и
к другим’ не менее ответственным; это
поможет изжить серьезные недостатки в
системе проводимых конкурсов, — таков
был лейтмотив большинства выступлений.
	Оценивая проекты, выступавшие отме-
чали, что скульпторы не решили задачи
монументальности, что в создании образа
многие из них не делали попыток даль
новую, нашу трактовку Пушкина. Общее
осуждение получил проект Б. И. Яковле-
ва, одобренный комиссией. В отдельных
выступлениях давалась отрицательная
оценка эскизу Н. Гаврилова, также одо-
бренному комиссией. Проект Яковлева по-
строен на наивной натуралистической кон-
цепции, проект Гаврилова фальшив, Поэт
изображен ‘опереточным «чтецом-деклама-
тором», размахивающим руками. По широ-
те замысла (как отмечали т. Андреев и др.)
значительно выше отвертнутый проект
А, Григорьева. .
	Справедливо отмечалея удачный проект
И. Д. Шадра, нашедшего поэтический об-
раз поэта. Скульштор Королев правильно
подчеркнул, что как ето проект, так и
проекты Меркурова и Синайского  значи-

тельно хуже представленных на прошлом
конкурсе,

Инспектор изоуправления т. Зотов ечи-
тает. что обсуждение проходило не на
лолжной высоте и что назначенная Коми-
тетом комиссия более верно отражает
мнение общественности.
	3. М. Виленский, закрывая собрание,
подчеркнул необходимость подготовки 6бо-
лее организованного обсуждения  проек-
тов и развернутой критики системы кон-
	BY PCB,

А. РОКОТОВ
	УСИЛИТЬ ИДЕИНОЕ
РУКОВОДСТВО
	ЦЕ Е б)У ‹ провел большую оздорови-
тельную работу в среде художников. Про-
бравшиеся в свое время к руководству
изобразительным искусством на Украина
враги народа насаждали групповщину,
всячески разжигали антагонизм в рядах
художников и скульпторов, усиленно пы»
тались протащить контрреволюционную
теорийку изолированности украинского ис-
кусства от руеского искусства.
	Казалось бы, партийная организация
харьковского союза художников по-боль-
шевистоки должна была заняться идей-
но-политической работой среди художни-
ков. Сейчас в харьковоком творческом со-
	юзе 60 человек. Бсе. они — живописцы;
скульпторы и графики — стремятся глу-
боко изучить «Краткий курс истории
	ВК б)», труды классиков марксизма-
ленинизма, но партгруппа союза не ока-
зывает им никакой помощи.
	До сих пор не состоялось ни одной лек-
ции и консультации по истории парти,
не разработан даже план проведения тео-
ретических докладов по — марксизму-
ленинизму.
	Библиотека союза абсолютно не готова
К обслуживанию товарищей, занимающих-
ся самообразованием. Политической лите-
ратуры в библиотеке почти нет. Здесь
имеются лишь два экземпляра «Калитала»
Маркса, несколько’ разрозненных томов из
собрания сочинений В, И. Ленина. В биб-
лиотеке нет даже «Краткого курса исто-

рии ВКЦ(б)>, «Вопросов ленинизма» И. В.
Сталина.
	Ленинский районный комитет КП(б)у,
на территории которого находится партор-
ганизация харьковского союза художников,
до настоящего времени еще не преодолел
	невнимательного отношения к художест-
венной интеллигенции.

Ха : ков. И. ЖУРБИН
—<_-
«БОГДАН
ХМЕЛЬНИЦКИЙ»

Киевский . государственный украинский
	драматическин театр им. Ив. Франка го-
товит постановку новой пьесы А. Е. Кор-
нейчука «Богдан Хмельницкий». Для
творческого коллектива театра проводятся
лекции об освободительной войне украин-

ского народа против иноземных угиетате-
лей.
	Ивеса пойдет в. постановке народного
артиста УССР орденоносца Гната Юры;
режиссер — тов. (Иваненко. Спектакль
	оформляет засл. деятель искусства Пет-
рицкий. Музыку для новой постановки
пишет композитор орденоносец. Ревуцкий.
	заговора (дело происходат в 1824 г.). И
BOT ок явился и теперь уже не допустит,
чтобы состояние Руже ушло из его рук.
Он убивает Макса Жиле на дуэли. Даль-
ше, по Бальзаку, события развертывают-
ся так: Бридо заставляет Флору выйти
вамуж за Руже, а когда тот умирает, сам
женится на Флоре; затем он круто меняет
политическую ориентацию. — становится
	‘сторонником Бурбонов; получает чин тене-
	рала и умирает — почти как напиональ-
ный герой — в колониальном походе. У
Фабра все горазло «сценичнее», но совеем
в другом духе. Верный слуга Макса Жи-
Ле, мстя за своего хозяина, убивает Фи-
литпа Брило; Флора удаляется;  Руже
неутешен. Вот какие трогательные изме-
нения внес Фабр. Хищники вовсе не тор-
жествуют в этом мире. Грядет возмез-
	«Провинциальная история» по Бальза-

ку в Тбилисском театре руссной ‘дра-

мы им, А. С, Грибоедова. Артист А. Д.

Смиранин в роли полковника Филиппа
Бридо
	~ RN OES
— we и mn

ГАСТРОЛИ

ERED ML EAR AE 14, А. МАНЯ

под руководством Зигфрида Дена. Интерес.

ной обещала быть диссертация Гасслерз
о принципах полифонии в творчестве
	ТЕАТРА САТИРЫ
В ЛЕНИНГРАДЕ
	29 декабря закончились гастроли Мос-
ROBCKOTO Tearpa сатиры в Ленинграде.
Театр показал в Выборгском доме куль-
туры свою новую постановку — комедию

Финна «Таланты». Перед началом каз-
дото спектакля директор театра т. Ни-
китин выступал с кратким докладом 0
16-летнем творческом пути театра.

23 декабря группа артистов театра в
	Классика армянской музыки Вомитаса, Не.
‚задолго перед смертью Гасслер вернулся
из Еревана, где собирал локументальные
материалы по развитию армянской музы.
‘кальной культуры, тщательно обеледовал
‚архивы и библиотеки ит. д,
° И. Н. Гасслер был чутким музыкантом,
царовитым педагогом, прекрасным челове
KOM,
Кушнарев, Гинзбург,’ Адамян, Copaspr-
ков, Штейнберг, Грубер, Тюлин, 0
совский, Арапов, Должанский, Вингер,
Клебанова, Цинмаи, Копанский, По.
	Рудина, _

заслуж

А а,

енного артиста РСОФСР
-орденоносца о.
Козубекого выезжала нА

РИА УИ т 2 ТЕНИ OE OEE o_o

ляк, Тер-Мартиросан, Толчанн, Брон.
фин, Черневская, Жемчужина,
	a ea a a rare reer RY Te i sre в
  РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
ИЗДАТЕЛЬ: Гос. изд-во «Искусство»
	ВЫСЫЛАЕМ
НАЛОЖЕННЫМ ПЛАТЕЖОМ
БЕЗ ЗАЛАТКА
	Hw YY
	«МАТЕРИАЛЫ
(ПО ИСТОРИИ
РУССКОГО БАЛЕТА,
	том 1, 1938 г; Цена 50 руб в переплете,
	Книга большого альбомного формать,
Содержит около 1000 биографий арти-
стов и артисток балета и театральных

деятелей за период времени в 1738 по
1888 год,

В книге 200 иллюстраций. ие них 10
трехцветок и 65 дуплексов,

книге 878 страмин текста (50 печел“
ных листов), посвященного истории
старейшей в России театральной nike
лы — ныне Ленинградекого  государ-
ственного хореграфического училища.
Материалами для составления истории
послужили архивные данные училища
и дирекции театров; кроме того, при:
водятся выдержки из многих мемуаров
и книг, касающихся вопросов теадтраль“
ного образования в России, !
Книга составлена М. В. БОРИСОГЛЕВ.
СКИМ, в связи е 200-летием существо»
вания училитка, ‚ Кцита: является 18
только историей ‘училийа, но историей
русского театра и балета и оправочни-
ком, необходимым всем театроведам,
театральным. работникам, артистам и
артисткам балета, и ценным  материа»
лом для ‘библиотек, клубов, искусстио-

ведов и всех интересующихся театраль.
но-балетным искусством.

ЗАКАЗЫ НАПРАВЛЯЙТЕ ПО АДРЕСУ;
	TD «101», п, 0., Кировекий

пр. д, № ren, B-205-88, о книжный
магазин а eertones
	OE РФ

Стоимость книги с упаковкой и пере
сылкой 56 р, 90 к
	УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ ИСКУССТВ
_ при СНК КАЗАХСКОЙ ССР
	КАЗАХСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
	ФИЛАРМОНИЯ
	‚ ИМЕНИ ДЖАМБУЛА
<> Т>Т` А Е Ба 5 5
	1% Е 9ЗУЕ

ФОНИЧЕСКИЙ OPKEC Г
ТРЕБУЮТСЯ
	завод «Красный Октябрь», rae Bo время
обеденного перерыва выступала в кон-
цертной программе для рабочих всех трех
омен завода. Театр получил благодарствен-
ное письмо от имени завкома и отаханов-
	es завода «Красный Октябрь».
	29 декабря. в Выборгоком доме куль-
туры состоялась с участием коллектива
Театра сатиры конференция культортани-

заций предприятий, обслуживаемых Вы-
бортоким домом культуры.
	Смиранина скоро начинает вызывать до-
садное чувство. Постепенно выясняется,
что, кого бы ни играл Смиранин, все его
герои — не герои, а чудаки. Очень раз-
нообразные, даже неповторимые, по _чу-
даки. Этот ударилея в такую-то край-
ность, тот — в другую, и каждую из
этих крайностей замечательно ярко играет
актер А. Д. Смиранин. Но почему они
«ударились» в ту или иную крайность —
непонятно: они даже и не стараются до-
вазать свою правоту; раз они чудаки,
они, пожалуй, даже и хотят остаться не-
понятными и чудными. Если б Смирании
	‘стал на этот вечер казалером Риппафра-
	той, он почувствовал бы необходимость
как-нибудь оправдаться, об‘ясниться, он
не хотел бы быть слишком смешным
(Станиславский, ках известно,  оправды-
вал все странности кавалера его очень
большой застенчивостью). Но Смиранин не
становится кавалером, & только «еоблю-
дает» этот образ, согласует с ним своп
действия, не делает ничего такого, что
мешало бы кавалеру. Это не слияние е

образом, а очень искусный и тщательный
yXOX 3a obpagow.
	„Приходится напоминать эти простые ве-
щи, потому что пример А. Д. Сииранина,
думается, очень характерен. Когда видить
обыкновенное бессилие arrepa
«блатородной скупостью» или, наоборот,
«смелой театральностью» ‘оно ни маски
ровалось) — сказать нечего. Но Смиранин
несомненно сильный актер; on владеет.
многими  утраченным искусством  ца-
рить на сцене, быть непререкаемо глав-
ным. У него хорошее чувство юмора и
верный вкус. Он не должен облегчать
себе задачу. Многим другим актерам бес-
полезно было бы советовать «углубить
работу над образом». Никакая «глубина»
ве поможет, когда нечем играть. А Cum-
ранин может и должен стать подлинным
Брихо, кавалером Риппафратой, Сирано п
	Петром [.

Тбилиси.

ИЕ ПМ ESD NAA

Л. БОРОВОЙ

Oe OFF

оркестранты на все вакансии,

редложения телеграфироваты
г. АЛМА-АТА, Каз

госфилармония,
ДИРЕКЦИЯ.
	Перед постановкой оперы М. И. Глин-
	ки «Иван Сусанин» в Большом театре

СССР. Народный артист СССР М. 0.

Рейзен разучивает у себя дома пар-
тию Сусанина

. Фото С. Шингарева.
	mie. HO до’ того, как OHO совершается,
	Филипп Бридо победно заполняет собой
всю сцену, /
	Топлисский ‘спектакль поставлен очень
эффектно (оформление Ир. Штейнберг), а
Смиранин поистине мастерски играет ко-
мическую свирепость Филиппа Вряло.
	Уже при первом ето появлении дуно-
вение ужаса проносится по сцене: совер-
шенно ясно, что этот человек, еще не
сказавший ни одного слова, еще не знаю-
щий даже, с кем придется вступить в
бой, всех сокрушит и Bce сломает. Очень
хорошее самочувствие полковника немед-
ленно передается всему залу. Зритель
чувствует себя совершенно обеспеченным:
	он знает, что отныне все будет очень
интересно и удивительно. И в самом деле,
полковник проявляет замечательную изоб-
ретательность в °борьбе со старым Руже
(apr. A. Mioccap), ве Максом Жиле (арт.
Е. Федоров) и с тлавным, равным ему по
силе противником — хищницей Флорой
Бразье (арт. Л. А. Врублевекая). Уже
давно нам не приходилось видеть такой
яркой и «открытой» игры. В отличие от
большинства наших актеров, которые во
вмя будто бы «блатородной  скупости»
мало ‘играют или совсем не ийрают, А. Д.
Сыпранин играет в самом бурном (и хо-
рошем) стиле.
	Когда Омиранин выходит на сцену ка-
валером Риппафратой, перед нами’ опять
до смешного свирепый герой. Опять коми-
ческая свирепость, но было бы зеличай-
шей несправедливостью сказать, что’ Сми-
ранин повторяется. Нет, он нашел другие
краски. Бридо был ужасным рубакой, чем-
то вроде Буридана из «Нельской балини»,
% кавалер в самой своей свиретости очень
трогателен и добродушен. По мере того,
как развертывается спектакль (Мирандо-
maa — арт. Л. А. Врублевокая, маркиз
Форлипопули — К. А. Гарин, граф Аль-
бафьорита — К. К. Мюфке), весе больше
удивляешься огромной изобретательноети
	A. Д. Омиранина.

И отнажо rar
	однако талантливая и смелая игра

у. ный Главлита Б—1252 Типография газеты «Индустрия», Москва, Цветной бульвар, 30, Адрес редакции: Москва, Страстной бульвар, 11. Телефон 3
полномочен .

-42.45. Прием об’явлений: Петровка, 10, 2-й эт. пом, 63 тел К 1.90.85.