Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
	ВОСКРЕСЕНЬЕ
		СОВЕТСКОЕ. ИСКУС
	C03
	ДАТЬ.
	Орган Комитета по ‘делам искусств при Совнаркоме Союза ССР и ЦК профсоюза работников искусств
	 шефстве
	над художественной
Самодеятельностью
	Президиум ЦК Рабис заслушал сообще-
ние о том, как работники искусств реали-
зуют обращение депутатов Верховного Со-
вета И. М. Москвина и В. В. Барсовой o
шефстве над художественной самодеятель:
HOCTLD. .
	Опубликованное в «Правде» 9 октября
письмо народных артистов вызвало в Мо-
скве многочисленные отклики, и в самый
короткий срок 220 крупнейших предста»
вителей советского искусства выразили же-
лание принять шефотво над самодеятель-
ными коллективами. К сожалению, мо-
сковский Дом художественной ‚ самодея-
тельности, которому поручено практиче
ское проведение шефства, прилагает мало
энергии, чтобы помочь мастерам осущест:
вить свое желание, Оформили свое шеф-
ство, ‘т. © прикрепились к коллективам,
всего 163 работника искусств, а первые
встречи с подшефными кружками состоя-
лись только у 66 мастеров.
	Особенно слабо идет. прикрепление Ma-
стеров искусств к музыкально-вокальным
кружкам. Из 106 артистов, выразивших
желание шефствовать над этимн кружка-
ми, включились в работу только 12 че-
ловек. Из 76 артистов драматических теат-
ров начали работать только 29. Цифры
эти свидетельствуют о нёповоротливости
работников московского ‘Дома художест-
венной самодеятельности, что, конечно,
действует расхолаживающе на мастеров
искуеств и тормозит осуществление огром-
	‘ного начинания, задуманного И. М. Мо-
	сквиным и В. В. Барсовой.
	Подготовка
к ленинским дням
в Ленинграде
	Трудящиеся Ленинграда деятельно го-
товятся к ленинским дням. В партийных
кабинетах, библиотеках, домах культуры,
воинских частях, на предприятиях орга-
низуются выставки 415 лег без Ленина—
по ленинскому пути».
	Партийный комитет Кировского завода
выделил 400 пропагандистов и агитаторов
	  ДЛЯ проведения в цехах бесед и докладов
	о 15-И годовщине Co дня смерти
В. И. Ленина. Накануне ленинских дней
стахановцы завода выедут в Москву, где
посетят мавзолей и музей В. И. Ленина.

Ha заводах Выборгской стороны-=имени
	Сталина, имени Карла Маркса, имени
ОРПУ — старые рабочие, участники Вол-
нующей встречи с Владимиром Ильичом
на Финляндском вокзале в 1917 г.в день
возвращения его ‘из-за траницы,  поде-
NATCH своими воспоминаниями.
			января
1939 года
	ЦАБИЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ
	Искусство СССР давно завоевало себе
ёлаву передового искусства. Наша страна в
государственном масштабе воспитывает
свои творческие кадры, Когда талантли-
вые советские музыканты систематически
оказывались победителями международ-
ных конкурсов в Брюсселе, в Вене, в Bap.
mabe, весь музыкальный мир должен был
прианать, что победы эти неслучайны, что
это не только личный успех того или
иного артиста, а успех н победа советской
школы, музыкальной школы советского
государства.

Существование большого числа государ-
ственных музыкальных, театральных, ху-
дожественных учебных заведений откры-
вает перед нами такие широкие возмож-
ности в подготовке творческих кадров, ка...
кие неизвестны, конечно, ни одной бур-
жуззной стране. Однако в жизни нашей
художественной школы наблюдается еще
много недостатков. И, пожалуй, самым
слабым местом в системе художественного
образования является у нас книга, учеб-
ник, учебное пособие, вернее, крайний,
острый, подчас катастрофический недоста-
ток в них,

В одних музыкальных школах нашей
страцы насчитывалось в 1938 году 50.000
учащихся, в 1939 году у нас будет обу-
чаться музы Ве 60.000 человек. Способны
ли существующие музыкальные учебники
вооружить необходимыми знаниями’ эту
армню учащейся молодежи? Есть серъез-
ные основания тревожиться об. этом.

Имеющая сейчас хождение  педагогиче-
ская нотная литература для начинающих
не отвечает учебным целям. В группиров-
ке материала зачастую игногируется про-
	грамма обучения в детской музыкальной
тнколе.
	Учебно-нотлый материал по фортепиано
в большинстве случаев трупиируется по
«степени трудности». Однако термин этот
совершенно не соответствует с распрёделе-
нию учащихся по классам. У проф. Кув-
шинникова, который понимал «степень»,
как полтора года обучения в детской му-
выкальной школе, в сборнике одной и
ТОЙ же «степени» можно встретить пьесы,
предназначенные для нервого, второю #
четвертого годов обучения. Большим поро-
ком музыкальной учебной литературы“ яв-
ляются и дефекты в редактировании, раз-
нобой в музыкальных знаках, особенно в
понимании лиги. Часто выпускаются для
начинающих пьесы 663 указания темпов
и силы звука. А ведь ясно, что.в учеб-
ном пособии группировка материала долж.
на помогать педагогу орнентироваться в
трудностях репертуара, помогать в подбо-
фе материала соответственно подготовлен-
ности каждого учащегося. Редакция мате-
риала должна помогать ученику стать как
можно скорее грамотным, самостоятельно
разбираться в содержании произведений.
Все знаки исполнения должны быть ясны.
Только тогда можно требовать от учени-
ка тщательного и точного разбора нот и
самостоятельного проникновения в смысл
внаков исполнения.
	На полное отсутствие педвгогической
литературы жалуются духовики, балалаеч-
ники, баянисты — представители самых
массовых видов музыки. Для альта закан-
чивается с6еЙчас печатание 30 этюдов
Компаньоли, которые, по утверждению
авторитетных специалистов, не имеют ни-
какой педагогической ценности. `А  кон-
церт Форести, например, необходимый для
альтиста, до сих пор не издан;
	Не в лучшем положении находятся и
пианисты. Проф. А. Б. Гольденвейзер 6
возмущением рассказывал недавно на од-
ном собрании о позорном. положении, ког-
да в 1938 году, в столице СССР, воведу-
Mey музыкальном вузе — Московской. кон-
серватории — педагоги вынуждены при-
бегать к переписыванию нот:
	Часто не найдешь в наших нотных ма-
тазннах самой необходимой массовой‘ учеб-
ной литературы, и в то же время изда-
ля дорогостоящие ^ вещи, являющиеся
предметом роскоши. А необходимые тыся-
Зам музыкантов сочинения Шуберта или
Монарта подчас вовсе He достать. Все
это — результат неправильного ‘планиро-
вания, результат отсутствия необходимого
порядка в практике издательства «Искус-
Creo.
	До сих пор не существовало у нас про-
вверенного издания сонат Гайдна, и круп-
нейшие пианисты не были уверены. игра-
эт ли они подлинного Гайдна или на-
слоения разнообразных редакций. Обнару-
жилось, что опасения многих ‘музыкантов
были основательны: вее то, что они игра-
ли под видом Гайдна в разных изданиях,
— сплошное искажение. Экземпляр нового
выверенного издания имеется в библио-
теке Московской консерватории. Однако
издательство, выпуская полное собрание
сочинений Гайдна, не потрудилось загля-
нуть ‘в этот экземпляр и перепечатало
старое, безтрамотное издание, повторив не-
правильный текст. Разве это не возмути-
тельная безответственность, не разбазари-
вание государственных средств?
	Не менее хаотична практика издатель-
ства «Искусство» и в области создания
		учебников по истории музыки, Издатель-
ство очень медлит с этой работой, а учеб-
ные заведения часто ведут ее партизан-
CKHMM методами. Авторские силы  расхо-
дуются чрезвычяйно неэкономно, Сущест-
вуют авторские бригады, состоящие из 60
человек. Пинзутся учебники, охватывающие
не весь курс, а, скажем, начало и конец,
По истории западноевропейской музыки
пишется сейчас один учебник о музыке
до ХУП века, другой—ло XIX века, тре-
тий — о ‘музыке ХХ века. А музыка ХХ
века и самая начальная часть курса вы-
падают из плана. Разнобой процветает и
в оплате. Издательство. «Искусство» пла»
тит одному и тому же музыковеду, как
члену авторской бригады, — 600 рублей
	3 ист, & как индивидуальному автору,—
500 рублей.
	Издательство «Искусство». которое яв-
ляется по сути дела монополистом произ-
водетва учебников. и учебных пособий по
художественным дисциплинам, почти не
занималось до сих пор выпуском учебни-
ков для театральных учебных заведений.
Готовя издания таких бесспорно ‘очень по-
лезных работ, как «Техника кукольных
спектаклей» или «Театральная техника
для самодеятельных театров», издательство
«Искусство» до сих пор He попыталосе
	организовать выпуска новых капитальных
учебников, способных заменить в теат-
ральных учебных заведениях устаревшие
н во многом ошибочные ‘книги Мокуль-
ского, Вееволодекого-Гернгросса, Гвоздева,
	РИ Ч. ASM? Pw aN SD

До сих nop наша театральная молодежь   баев (Киров).
	изучает историю западноевроцейского те-
атра по поверхностному ‘учебнику Мокуль-.
ского, в котором большая дань отдана. сэ-
	10 ИСКУССТРУ
	СОВЕЩАНИЕ АКТЕРОВ,
РАБОТАЮЩИХ НАД ОБРАЗОМ
- В. И ЛЕНИНА .
	10 января в Управлении по делам ис-
кусств при СНК РСФСР открывается со-
‚вещание актеров, исполняющих роль
_В, И. Ленина в ньесе Н’ Погодина «Че-
	ловек © ружьем» на сценах. театров
РСФСР. $
	На совещание приглашены тт. Абрамов
(Калининский драматический театр), Чер-
нов: (Курск), Бржесский (Саратов), Кола-
баев (Киров), Голубев (Грозный), Судьбин
(Красноярск), заслуженный артист
РСФСР Флоринский (Воронеж), Сафронов

(Ленинградский Большой `драматический
	Эскиз проекта памятника А. С. Пушкину в_ Ленинграде. Работа скульптора
А. А. Мануйлова. :

оо

НОВЫЕ ПЬЕСЫ Nn.
К. А. ТРЕНЕВА Олимпнада

Драматурм К. А Тренев работает над художественной

новой пьесой лля МХАТ о советской
	+ самодеятельности
	‘Харьковский Дом народного творчества в
ознаменование XXI тодовщины Рабоче-
Крестьянской Красной Армии и Военно-
Морекого Флота проводит в феврале обла-
стную олимпиаду . самодеятельности.
олимпиаде примет, участие свыше ABYX
тысяч колхозников, рабочих, красноармей-
цев — исполнителей различных жанров
самодеятельного искусства.
	Сейчас во многих   районных . центрах
Харьковской области с большим успехом
проходят отборочные олимпиалы. Лучшие
их участники покажут свое мастерство’ на
областном смотре’ самодеятельного искус-
ства. Такие олимпиады состоялись в Вол-
чанске, Краснодаре, Купянске, Лозовой,
Лебедине и в других районах. Они пока-
зали` огромный рост самодеятельных круж-
ков.
	Около 700 талантливых певцов, музы-
кантов, танцоров, участников. драматиче-
ских, хоровых и музыкальных коллективов
приняли участие в олимпиаде Волчанского
района. Три дня продолжался этот. заме-
чательный смотр. Больнгим успехом поль-
зовалось` выступление колхозного духового
оркестра села Москалевки (руководитель
оркестра колхозник т. Подопригора) и хо-
ровой капеллы села Рубежное, руководи-
‘мой трактористом т. Лисовым.
	большим интересом прошла олимпиа»
	да в Лозовском районе. Общее одобрение
вызвало выступление хора стариков кол-
хоза «Червоний прогресс» из села Ново-
Мичебиловское. Были исполнены «Песня о
Сталине» украинского композитора Резвуц-
кого, старинные украинские народные
песни «Ой, голивонька моя бидна», «ОЙ,
чумаче, чумаче», «Ой. дуби та дуби» и др.
	В областной олимпиаде примут участие
лучшие самодеятельные кружки и отдель-
ные талантливые исполнители. Наряду o
выступлением колхозных кружков высту-
пят лучшие самодеятельные коллективы
индустриального Харькова. Широко будет
показана самодеятельность завода имени
Коминтерна — ансамбль старинных укра.
инских народных инструментов.
	В январе 1939-г. исполняется’ 5-петний
юбилей Казахсного театра оперы и 6ба-
лета, в Алма-Ате. На фото: сцена из
балета. «Калкаман и Мамыр». В роли
‚ Мамыр (в центре) народная артистка
	Назахсной CCP орденоносец Шара
Жандербекова

Фото А; Бахвалова

(Фотохроника ТАСС)
	BoOo

Юбилей
татарского драматурга

+
	Г. Камала
	интеллигенции. Автор ставит в ней про-
блемы ‘любви и дружбы. Действие проис-
ходит в наши дни в колхозе, Работая над
пьесой, драматург побывал в колхозах
Дона и Крыма, Пьеса будет закончена в
конце этого месяца.
	Сейчас тов. Тренев перерабатывает так-
же свою старую пъесу «Путачевщина», со-
вдает новый сценический вариант пьесы
«Любовь Яровая», который будет принят
	к постановке Малым театром.

На закрытый конкурс’ киносценариев
т. Тренев готовит сценарий фильма о ве-
ликом русском ‘полководце ‘Суворове.
		Работники Дома художественной само-
	деятельности не помотают мастерам ис-
	кусств найти такую форму шефства, кото-
рая. удовлетворяла бы мастеров и в то
же время была бы продуктивной для
кружков. Методисты Дома не занимаются
изучением уже накопленного в этой об-
ласти опыта, чтобы передать его перифе-
рии. В республиках, краях и областях
еще нет массового движения работников
искусств в помощь самодеятельности.

Президиум ЦК Рабис принял ряд реше-
ний по вопросу о шефстве, в частности,
обязал республиканские, областные и
краевые комитеты союза’ принять. самое
активное участие в практической реализа-
ции обращения’ депутатов Верховного Со-
вета, `

Признано также необходимым созвать
ряд совещаний работников искусств, шеф-
	ствующих над самодеятельностью, для 00-
	мена накопленным опытом.
—o—
_ ПРИОБРЕТЕНИ
ТЕАТРАЛЬНОГО МУЗЕЯ
	Закупочная комиссия Комитета по де-
лам искусств при. СНК СССР приобрела
ряд работ крупнейших русских художни-
	ков-декораторов для пополнения собрания
‘Театрального музея им. А. А. Бахрушина.
	Среди эскизов, характеризующих  теат-
ральную живопись старого русского тевт-
ра, приобретены работы Б. И. Анисфель-
ла (костюмы к балету «Исламей» в Мари-
инском театре), Ю. П. Анненкова, А. Н.
Бенуа (костюмы к’«Тартюфу» и «Женить-
бе Фигаро»), А. М. Васнецова, И. Я. Би-
либина (костюмы к постановке «Руслана
и Людмилы» в петербургском Народном
доме), М. В. Добужинского, К. А.. Корови-
на (декорации к «Макбету»х и балету
«Дочь фараона»), Б. М. Кустодиева, Н. К.
Рериха (декорации к «Пер Гюнту» в Xy-
дожественном театре и к балету «Весна
свяшенная» в парижской постановке Дя-
	  гилева), С. Ю. Судейкина и др.
	Приобретенные комиссией эскизы А, Я.
Головина (декорации к постановке «Кар-
мен» в Мариинском театре, костюмы к
«Грозе» и балету «Волшебное зеркало»)
пополнят огромнейшую коллекцию работ
этого художника, хранящуюся в Театраль-
ном . музее.
	Приобретен также ряд художественных
работ, связанных © постановками послед-
них лет. В числе их—эскизы А. А. Ара»
пова (60 эскизов костюмов к постановке
«Растеряевой улицы» в Малом театре),
Н. И. Крымова (декорации к «Горячему
сердцу»), И. М. Рабиновича (костюмы к
«Спящей красавице» и «Грозе») и собра-
ние работ Ф. Ф. Федоровского (декоращии
и костюмы к «Псковитянке», «Русалке»,
«Садко», «Князю Игорю» и «Тихому До-
ну» в Большом театре).
	Большой интерес представляет приобре-
тенная комиссией серия театральных ра-
бот народного художника Армянской ССР
М. С. Сарьяна. Среди них— декорации и
костюмы к постановкам оперы  Спендиа-
рова «Алмаст» и оперы Степаняна «Кадж-
	Назар» в Нреванском оперном театре,
также эскизы декораций к «Кармен»
(проект неосуществленного оформления
	М. С. Сарьяном этой оперы в Театре им.
К. С. Станиславекого).
	мому неприкрытому, вульгарному соци театр), ‘Альтус (Ленинградский ‘театр Ле-
логизму. Неправилен по 6воим методоло- нинского. . комсомола), И в (Омск),
гическим установкам и’ существующий   Бродекий (Ростов-на-Дону), Шеин (Сверд-
учебник по истории русского театра Все:   ловск), заслуженный артист РСФСР Вол-
	володского-Гернгросса. Совершенно нет у   тин `(Смоленск), артисты Светлов и Га-
нас учебных нособий по истории западно-  лин-=из Челябинска, .
	Для участия в совещании приглашены
также исполнители роли В. И. Левина в
	спектакле «Человек с ружьем» в москов-
	CCCP
артист
	ских театрах — народный артист
	Б. В. Щукин и заслуженный
РСФСР М .М. Штраух.
	Участники совещания поделятся опытом
своей творческой работы над образом
Владимира Ильича. Кроме того, Управле-
ние по делам искусств при СНК POOCE
предложило каждому из участников сове-
щания представить материалы специально
проводимых в местных TeaTpax бесед о
том, что дала работа над пьесой о В. И.
Ленине коллективу данного театра в це-
лом.
	Совещание продлится два дия.
df ——
	закрылась. выставка
«ХХ пет РККА и Военно-
Морского Флота»
	В Москве закрылась юбилейная выстав-
ка живописи, скульптуры и трафики «ХХ
лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии
и Военно-Морского Флота».
	Выставка открылась восемь месяцев на-
зал. Ее посетило 310 тысяч человек. В
последние дни на ней побывало свыше
шести тысяч школьников. ~
	В середине февраля выставка будет от-
крыта в Ленинграде, в Государственном
Русском музее.
	европейского театра ХХ и ХХ вв. Нако-
нец, давно пора издательству «Искусство»
подумать о. создании книги по истории
советского театра, наконившего уже не-
малый и в высокой стенени ценный твор-
ческий опыт. Давно пора’“подумать и о
выдвижении новых авторских кёдров` из
‘числа молодых советских театроведов:

Серьезнейшая задача ‘издательства —
правильно установить об’ем книги и ее
тираж. Нередко авторы, стремясь передать
молодежи все свои знания, перегружают
книгу излишними деталями и отступлени-
ями, доводят об’ем учебника до 30—54
листов. Такой учебник не помогает сту-
денту усвоить предмет, а лишь отнимает
ус изучающего лишнее время. Ведь учеб-
ник тем и разнится от книги для чтения,
что ето не просто читают, а изучают.

Должна быть проведена и строгая грань
между учебниками и учебными пособия-
ми, Не. всякий автор имеет основания счи-^
таться бесспорным авторитетом в данной
области, не всякую книгу следует с ме-
ста в карьер об’являть стабильным учеб-
ником, Пусть такая книга выйдет как
учебное пособие, пусть будет проверена
на опыте учащимися и педагогами, пусть
будут внесены В нее необходимые ‘поправ-
ки, тогда уже можно рекомендовать ее в
качестве учебника.
	Надо помнить, что создание учебников
и учебных пособвй — дело большой го-
сударственной важности. Этому учат нас
неоднократные решения партии и правй-
тельства по вопросам издания учебников.
		ПЕРЕД ЮБИЛЕЕМ
Ш. Н. ДАДИАНИ
	В январе‘ этого тода общественность
Грузии будет отмечать 45-летний юбилей
литературно-общественной деятельности
народного артиста республики депутата
Верховного Совета СССР Шалвы Николае-
вича Дадиани. Для проведения юбилей-
ных торжестя создана правительственная
комиссия пол” иредседательством народно-
то комиссара просвещения Грузинской
ССР тов Кикналзе.
	Ш. Н. Дадиани не только артист, но и
драматург, романист. Ето пьеса «Из иск-
ры», созданная на основе известного тру-
	да Л. П. Берия «В вопросу 06 истории.
	большевистских организаций в Закавка-
зъе». с большим успехом идет в театрах
	республики.
	Здание музыкальной школы
um, GronapeKoro
	Днем и ночью кипит работа на строи-
тельстве нового здания Одесской музы-
кальной школы им. профессора-орденонос-
на П. С. Отолярского. Здание уже тотово.
Сейчас идет внутренняя отделка помеще-
ний.

Юные музыканты получают замечатель-
ную школу; 11 классов для музыкальных
занятий и 22 для общеобразовательных
представляют собою светлые и просторные
Фудитории. Большой концертный зал вме-
щает 500 зрителей и по своим акустиче-
ским данным будет лучшим концертным
залом Одессы. В школе имеется и малый
зал. Он примыкает к кабинету руководи-
теля школы, профессора Столярского, и
служит как бы его продолжением.
	Очень много внимания уделяется и 060-
рудованию общеобразовательных кабине-
тов. Школа будет иметь один из лучших
в городе школьных кабинетов для прак-
тических занятий. по физике, химии, био-
логии и другим предметам.

По ‘эскизам. художников  отделываютоя
мрамором широкая лестница вестибюля и
высокие колонны.

Недавно для школы приобретены 28
прекрасных роялей.

Воспитанники школы проявляют боль-
	шой интерес к новому помещению.
	тора Пабло Эстеве в исполнении’ Б. ‘С.
Дейнека. Да и в добаховской вокальной
литературе, например у Перселл, Монте-
	верди. есть немало произведений, заслужи-
	ваютщих внимания наших ‘певцов, Надо
всячески приветствовать включение в Шо-
	грамму конкурса произведений старых ма-
	стеров. _ Привлечь внимание исполнителей
к этой музыке совершенно необходимо,

`В наролных песнях большинство вока-
	листов также. обнаружило’ неумение ориен-
	тироваться в репертуаре, Примечательно,
что ни один. из певцов не исполнял. пре-
	воехолных балакиревоких обработок’ народ-
	ных песен. Отсутствовали очень удачные
обработки народных песен советского вом-
повитора Ю. Тюлина. Зато мы. услыхали
ряд. малохудожественных обработок, слабо
отражающих и дух народной песни и ин-
дивидуальность композитора.

Отбор исполнителями _ произведений 60-
ветбких увторов был довольно удачен. Но.
в трактовке их чувствовалось, что настоя-_
щие традиции исполнения советской во-
кальной музыки еще не установились,
	Вонкуре безусловно. должен. способетво-
вать установлению этих. традиций.
	Член жюри всесоюзного ноннурса вона-
	листов И
ел Юр. ШАПОРИН
							На-днях на елку в 79-ю — школу Киевского района Москвы прие:
Верховного Совета СССР, народный артист СССР И. М. Москвин.
И. М. Москвин беседует с отличниками учебы
	Фото Коли Агафонова, 16 лет, ученика 71-й школы Киевского района
	Организованные в этом сезоне конкуре
дирижеров, конкурс CMBITROBBIX кварте- ,
тов, нажонец, заканчивающийся конкурс
вокалистов указывают Ha огромный poct
вкех видов музыкального исполнительства.
	На вокальный конкурс © ехались певцы
со всей нашей огромной страны. И mo-
жно было убедиться, что приехавшие с пе-
риферии не только не отстают от MOCKBH*
чей и ленинградцев, а Часто даже пре-
восходят их. Особенно блестяще проявили
себя представители Украины. издавна сла-
вившейся «голосистыми» певцами; неда-
ром Глинка в свое время ездил набирать
певцов для придворной капеллы именно
на Украину.

Значение конкурса для развития во-
кального искусства нашей страны очевид-
но и не требует доказательств. Для каж-
дого участника конкурсе явится своего
рода курсами повышения квалификации,
Сравнивая различные типы исполнения,
различные вокально-методические  напра-
вления, певец мбжет научиться очень мно-
гому. Участие в конкурсе огромный т9л-
чок лля дальнейшей утлубленной творчес-
	кой работы’ нах собой.
Многие выступавшие на конкурсе пев-
	пы обнаружили. очень ‚хоролгие вокальные
данные, № сожалению. далеко не всегда
	БОЛЬШОЕ СОБЫЛ!
	эти данные сочетаются с достаточной ис-
полнительской культурой.

Отлично показали себя на конкурсе не-
которые пианисты-авкомпаниаторы, обла-
лающие и хорошими пианистическими дан-
ными и чувством ансамбля.

Конкурс помог выявить и ряд недостат-
ков, в большей или меньшей степени свой-
ственных почти всем участникам, Так на-
пример. далеко не веегда программы вы-
ступлений свидетельствовали о хорошем
вкусе. 0б умении ориентироваться в 00-
татейшем вокальном репертуаре, отобрать
вещи, наиболее подходящие для своих ис-
полнительских данных.

Часто произведения, сами по себе не
плохие, были подобраны в программе са-
мым нелепым образом. Певец заставлял нас
слушать, например, четыре произведения
подряд в медленном темпе, или. лва-три
произведения в одной тональности. Многие
стремились построить программу непремен-
но в хронологаческом порядке, от Баха —
к советским авторам, независимо от. хатак-
тера произведений. Многие программы бы-
ли явно невыголны для исполнителей и
утомительны для слушателей,

Олвим аз самых существенных недостат-
	ВСЕСОЮЗНЫЙ КОНКУРС ВОКАЛИСТОВ
	безразличие к жанру исполняемых произ-
ведений.. Камерные произведения owes
Tak же, как оперные арии: подчеркнуто
драматически. с излишней даже для оперы
форсировкой звука. A ведь классики
романса, например, Чайковский, Глинка,
используют здесь совсем иные по сравне-
нию 6 оперой средства выразительности.
Этого многие певцы не поняли.
Недостатки общей музыкальной культу-
ры певцов особенно почувствовались в ис-
полнении произведений классиков ХУШ ве-
ка. Было совершенно ясно, что большин-
ство певцов с этой музыкой мало знакомы
и выучили произведения Баха и Генделя
специально для конкурса. А вель вокаль-
ные произведения Баха, помимо их ху-
дожественных достоинств, представляют
собой и великолепный методический мате-
риал. на котором вырабатывается ‘гибкость
голоса, чистота интонаций. Показ старин-
ной вокальной музыки на конкурсе свелся
почти исключительно к Генделю и Баху.
Между тем превосходные произведения мо-
жно найти и у других авторов того време-
ни, иногла совершенно зезаслуженно 34-
бытых. Как изумительно, например, проз-
вучал на конкурсе один из таких забы-
THX тшедевтов — «Плач Гарридо» комиози-
	ТРЕТИИ ТУР
ВСЕСОЮЗНОГО КОНКУРСА
	ВОКАЛИСТОВ
	_ Вчера вечером в Большом зале Москов-
ской государственной консерватории CO-
	стоялея первый концерт заключительного
	НХ РР В 9

Fn _
Тура всесоюзного конкурса вокалистов. ВЫ-
ступление лауреатов конкурса собрало
Мною слушателей,
	Концерт открыл солист Всесоюзного рат
днокомитета Г П. Виноградов (тенор),
Который исполнил -арию и речетатив. из
оперы Генлеля «Сусанна», песню Баяна
я оперы Глинки «Руслан и Людмила»

др.

Затем выступили студентка Киевской
сударственной консерватории Л. А. Ру“.
денко (драматическое сопрано) »и солист
ха пермской олеры Н. К, Куклина (коло-
ратурное сопрано). !
_ Слушателя тепло встретили всех лёуре“

tte,
	Ф января 1939г. исполнилось 60 лет’ со
дня рождения‘ одного из создателей ‘та-
тарского театра, известного татарского дра-
матурга Галиаскара Камала. Его. «Первый
театр» о («Беренчи театр») — блестящая
классическая комедия. Г. Камалом пере-
ведены на татарекий язык «Ревизор» Го-
толя, «На дне» Горького, «Гроза» Остров-
ского и др. Г. Камал был также артистом
и режиссером.

Образована комиссия по проведению
юбилея Г. Камала. Государственный татар»
	ский театр устраивает юбилейный вечер.
	Н. МУЛЛИИ
	К сожалению. далеко не всегда! ков ряда выступавших певпов является