в янеаря 1939 г, № 4 (58% `

‘Памятник героическому комдиву И, А,
Щорсу, установленный в г. Коростене
(Житомирская область, УССР)
	во
	«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО»

Kro потворствует лодырям, прогульщикам —
тот нарушает интересы народа
	Будем бороться с летунами
	Вопрос 0 крепкой производственной дис
циплине волнует всех работников искус“
ства. Тейтр — ‘единый. творческий ‚меха
низм, и каждая разболтавшаяся или вы“
павшая из него деталь может приостано-,
вить всю работу, На фабрике из-за про
тульщика останавливается один станок. В
театре порою срывается спектакль, которо-
то ждут 1.500 зрителей.
	Я восхищен словами Станиславского, ко
торый считал себя обязанным быть «по-
военному строгим при коллективной ра
боте» и требовал от актеров железной дис?
пиплины. Во время ‘учебы в Москве, в
ГИТИС, я часто бывал в МХАТ на репе-
тициях Станиславского. Меня поражала
парившая ‘здесь тишина, строгая. cocpe-
доточенность коллектива. Каким глубоким
уважением к труду везло от всего этого!
У нас me в театре нередко бывает, Что
освободившиеся на репетиции актеры тут
me в стороне разговаривают, смеются, об-
суждают посторонние дела. Опоздания на
репетицию одного-двух артистов на 10—20
минут заставляют томиться в ожидании
30—35 человек. Сколько потерянного вре-
мени! Один наш артист заявляет, что OF
опаздывает, когда... дома некому его раз-
будить,

Коллектив нашего театра — в целом
здоровый и честно ‘работающий. Есть, од-
нако, в нем люди, ‘которые тормозят 0б-
щую работу. Считается почему-то неудоб-
ным применять к  прогульшщику-актеру
строгие меры воздействия. Почему? Разве
для него не обязательны те же трудовые
‘законы, что и для всякого советского ра-
ботника? Попустительство лишь  развра-
тает актера. Вот яркий пример. Артист
Фарадж Сухейли прогулял несколько дней.
	Стали выяснять причину. Оказывается, он
‹обиделся», что ему дали не ту роль. Мы
вызвали его, поговорили, убеждали, но это
не помогло. Спустя несколько дней—снова
плительный прогул. Запробили его. Отве-
чает — болен. Но в то же время мы Ya-
	наем, что Сухейли исправно посещает Аз-
	Новый закон 0б укреплении трудовой
дисциплины является могучим стимулом
для дальнейшего роста благосостояния
трудящихся масс. Укрепление трудовой
дисциплины будет содействовать успехам
хозяйственного строительства. В передовой
тазеты «Правда» от 29 декабря приведены
‘замечательные слова товарища Сталина о
TOM, Что «социализм требует не лодырни-
чанья, & того, чтобы вее люди трудились
честно». Труд в нашей ompante является
делом чести и доблести. pela Hac не
может быть места нарушителям Tpy-

довой дисциплины.
Практические выводы из. постановления

СНК СССР; ЦК ВКП(б) и ВЦСПС долж-
ны будут сделаль для себя и артисты
симфонических и оперных ‘оркестров. Ди-
_сциплина в оперном бркестре имеет OF-
ромное значение. Часто. шум, разговоры и
	В шевченковские юбилейные дни ряд
театров Советской Украины поставит. но-
вую пьесу украинского писалеля С. Е.
Голованивского—Доля поэта».

Эта пьеса в основном построена на’ ис-
торическом материале. Главные ее персо-
нажи— Шевченко, Кулиш, ряд членов кБи-
рилло-мефодиевского братства-—лица исто-
	рические Но все же «Доля поэта» — не  `
	биографическая хроника. Автор в своем
изображении одного из интереснейптих
периодов жизни Шевченко не придержи-
вался «буквы» истории.

«Доля поэта» написана прекрасным,
ввучным стихом. м

Высокую оценку пьесе дает исполнитель
роли Шевченко и постановщик «Доли. по-
эта» в Киевском театре им. Ив. Франка —
	заслуженный артист республики A, M
Бучма:
	 ралнокомитет, где работает. по совместе!

^^ чл.
	err re -
тельству. Потребовали бюллетень. Он. при»
кинуйся бедной овечкой:

— Разве нужно? Ну, хорошо, принесу.

И, действутельно, спустя некоторое. вре:
мя принес бюллетень. В другой раз ‘он
принес бюллетень лишь н% половяну про?
гулянных дней, Дали ему выговор, потом
«строгий в предупреждением», но это н®
поправило его. Однажды Сухейли не при»
шел на шефокий спектакль для Красной
Армии. Его прождали 25 минут и потом
заменили &ртистом, кое-как знавшим эту
роль. Качество’ спектакля пострадало.
	Сейчаю ‘мы избавились от прогульщика
в. т
	и прогульщиквами
	ре месяца, но ни, выставки, ни обсужде-
ния не состоялось. А ведь за это время
художники могли бы ‘работать над. yoo
вершенствованием своих проектов,

ив ЧЕТ
	Oe

Разве не характерно, что, решив TORHS
зать скульпторам проекты памятника Пуш-
кину, изоуправление не озаботилось’ най*
ти соответствующее помещение? Проекты
были втиснуты в маленькую комнату, где
их фактически невозможно было смотреть.
	Откуда же взяться дисциплине, Gea: KO
торой невозможна творческая работа?

когда, наконец, изоуправление Комитета
поймет сложность задач, стоящих перед

ee
	— a Ср ТИ

художниками, мучительность Для них mH]
&
	РЕ ОЕ ПНР

кого неопределеннога положения?

Совершенно ненормально и то, что не
устраивают творческого обсуждения про-
ектов. Оно допускается в редких случаях,

как исключение. А между тем мнение ху
дожественной общёственности очень важ-

но для всех нас.
Изоуправление Комитета по делам ис-

кусств при СНК СССР не согласовывает
своих действий с творческими союзами В
таких важных вопросах, как подбор кад-
ров участвующих в конкурсах и органиая-
ция жюри конкурсов.
	В ближайшие. десять лет в городах Со-
ветского Союза будет установлено более
сорока памятников. Отромный размах этих
работ требует исключительно серьезной
подготовки. Но работа ведется пока толь-
ко в отношении трех памятников (Пушки-
ну, Гоголю, Горькому). И ведется неудов-
летворительно. Очевидно изоуправление не
отдает себе отчета в том, что такая поста-
новка дела не солидна и снижает доверие
к конкурсам. Подобные условия мало CHO-
собствуют творческому росту наших кад-
	Необходимо создать четкий план пред-
стоящих ответственных работ. Скульптор,
которому поручено оформление здания,
площади и т. п, должен с самого начала
работать над проектом вместе с архитек-
тором, создавая гармонически ‚стройный
ансамбль. Скульнтор, которому предетоит
работать по тому или другому проекту
	  памятника, должен быть об этом заранее
	сповещен. Сроки представленных проектов
по конкурсу надо устанавливать с пре-
дельной точностью. Нужно создать усло-
вия для самого широкого привлечения к
участию в конкурсах наших молодых ху-
дожественных кадров. Проекты памятника
не должны приниматься, не получив. атро-
бации общественности,
	Надо думать, что после обсуждения
предварительных проектов памятника
Пушкину  изоуправлению Комитета по
делам искусств станет ясно, что в орга-
низации это конкурса было много ми-
нусов. °Необходимо пожелать, чтобы BO
всех подобных вопросах был больший кон-
такт с творческим с0юз0м скульпторов.
Задача дать стране. подлинные произведе-
ния искусства должна быть нашим общим
	делом
Скульптор 3. ВИЛЕНСКИЙ
	па Овнатаняна
		чайной, и снова подпись: А. Овнатанян—
Портрет Теумян.

Рядом еще портрет, и еще, и еще. Вы
окружены труппой лиц, — живых, вни-
мательно вас рассматривающих, молодых
и старых. Их около двадцати, этих совсем
небольших портретов. Все они написаны
очень строго. Ничего лишнего. Все вни-

мание сосредоточено на характеристике
изображаемого.
	Вто -Же этот тонкий колорист, кто этот
	художник, чье имя едва ли кому извест-
но за пределами Армянской республики
(а может быть даже и за пределами Ере-
вана)?

Сведения o6 Акопе Овнатаняне очень
скудны. Известно, что он был сыном жи-
вописца и ашуга Arama  Овнатаняна,
Учился в Петербургской академии худо-
жеств и работал в 80—50-х годах прош-
лого века в Тбилиси как портретист. Вот
пока и все,

Музей с трудом разыскивает более под-
робные сведения о художнике, чтобы из-
лать о ‘нем большую работу. В ожидании
этого желательно было бы издать репро-
дукции с работ А. Овнатайяна.
	‚А, ГОНЧАРОВ
Креван
	кие тона’ сарказма, горького и мрачного
веселья,

В тех же * «Тайдамаках» Мусоргского
привлекла лирическая песня Яремы, пол-
ная широкого раздумья, песня о Днепре
(«Ой, Днепр, ты широкий»). Первоначаль-
ный набросок песни он переделал в инст-
рументальную пьесу’ «На Днепре» (1857
год), оставшуюся, неизданной. На тексты
Шевченко Мусоргский написал известную
песню «Утоптала стежечку» (первая часть
арии Хиври из «Сорочинской ярмарки»),
Серов — песню «Од села до села» (из
«Гайдамаков»), Рахманинов—песню «По-
любилася я».
	П. И. Чайковский, хорошо знавший и
любивший украинскую культуру, исполь-
зовал поззию Шевченко только единствен-
ный раз (романс «Вечер»-—«Вишневый са-
дик возле речки»). Тесно связана $ поэ-
suet Шевченко лучшая часть песенного
H хорового творчества украинских компо-
SHTODOR.

Крупнейший представитель украинокой
дореволюционной. музыки Н. В. Лысенко
написал свыше 80 произведений на шев-
ченковские тексты. Еще в 60-е годы он
начинает капитальнейший труд no музы-
кальному воплощению всего  «Кобзаря».
Музыка Лысенко к «Кобзарю» составила
1 серий, 9б’единяющих лучшие вокальные
произведения замечательного композитора.
Лькенко посвятил памяти великом позэ-
та ряд крупных сочинений (кантата «Умер
поэт» к 60-летию <о дня смерти Шезвчен-
	ко, траурный марш для смешанного’ хора
	на слова Иеси Украинки и др.).
	Несколько романсов на тексты  Шевчен-
KO мы находим также в чиеле посмертных
рукописей композитора.
	На один лишь ‘текст любимейшегм на-
родом «Заповта» Шевченко написано евы-

ше 20 музыкальных произведений (хоры,
сольные песни, кантаты и т. д.). Множе-

ство сочинений украинских композиторов
(1. Н: Ревуцкий, П. Козицкий, Стеценко,
Б. Лятошинский, П. Сокальский, А. Рубек,
Я. Степовой, Ю. Mele, Сения и xp.)
написано на тексты ‘Тараса Шевченко.
Лучшие из этих произведений должны
прозвучать в наших концертных залах в
уни. предстоящих шевченковеких торжеств.
	Слабее использована поэзия Шевченко в

„За последние два года в. ССОР;‚ прошел
ряд конкурсов, посвященных  Монумен-
тальной скульптуре.

Как они были организованы и каковы
их результаты?

Практикующиеся у нас три вида кон-
курсов — открытые, закрытые и смешан-
ные — имеют существенные недостатки и
нуждаются в коренной переработке. _

Цель открытого конкурса — учесть на-
личие и возможности кадров и из луч-
шего выбрать наилучшее. Но практика по-
казала, что участие большой массы скуль“
пторов в открытом конкурсе проходит до-
вольно пассивно.
	Система смешанных конкурсов заклю-
чается в том, ‘что часть художников при-
глашается и обеспечивается тосударствен-
ными дотациями, а участие остальных 88-
висит исключительно от их желания..
	Закрытые конкурсы обеспечивают при”
влечение к работе над проектом опреде-
ленной группы художников, дают извест-

eo.
		выполнены по меньшей мере удовлетво-
рительно, Распределив заказы и средства,
	организаторы конкурса ждут результатов.
	Обычно закрытые конкурсы проходят
довольно гладко, Но, привлекая в какой-то
мере к участию в закрытых конкурсах
молодые силы, ‚изоуправление ВКИС‘не
сумело создать для них соответствующие
условия (творческие и материальные) и
Установить нормальные сроки для рабо-
ты над проектом.
	В результате даже многие одаренных,
любящие искусство молодые художники не
смотли выполнить требований конкурса.
Вместо того чтобы исправить опгибки, 10-
мочь молодежи, организаторы конкурсов

прониклись недоверием к ней...
	Скульпторы до сих пор не знакомы ©
планом монументальной пропаганды Ко-
митета по делам искусств. Обычно конкур-
сы сваливаются на скульпторов, как снег
на голову. А ведь каждый из нас посто-
янно связан с очередными ваказами. Что
же нам делать? Выбор очень небогат: или
недобросовестно отнестись к заказной ра
боте, или скомката конкурсный проект.
	Сроки сдачи проекта никогда точно не
известны. Их отодвигают произвольно, со-
вершенно не считаясь с художниками —
авторами проектов.
	Работу над проектом памятника Гоголю
нужно было закончить в полгода (срок
сдачи — май 1938 года), Скульпторы нер-
вничали, торопились, просили продлить
срок хотя бы до октября. Эта просьба бы-
ла удовлетворена, но в октябре и не по-
думали принять проекты, перенесли на
ноябрь, потом замолчали совсем. Даже и

теперь срок приема проектов никому не
известен.
	Проекты памятника Горькому были в8-
кончены и приняты в августе 1938 годя
и отправлены в музей им. Горького, Нуж-
но было немедленно устроить выставку в
обсуждение этих проектов. Прошло четы-
	Портреты Ако
	Ереванский музей изобразительных ис-
кусств помещается в Доме культуры Co-
ветской Армении (занимающем целый
квартал) и имеет три отдела: занадно-
европейский, русский и ‘армянский.
	Здесь, в разделе национального искус-
ства, на одной из стец вы встречаете ин-
тересный портрет. Небольшой холст, в
узкой старой раме; теплый, ‚ светлосерый
фон, черный ипбколенный силуэт фигуры
на нем; тончайшей  моделировки лицо,
написанное розовым, охрой и немного Cé-
рым; справа внизу — угол’ стола, покры-
TOTO темнозеленой скатертью, B центре
картины — чистая киноварь стоячего во-
ротника мундира. Под портретом на раме
	дощечка: А. Овнатанян — Портрет Сур-
ryHOBA,
Рядом — еще портрет, еще меньшего
	размера, приблизительно 25 Х 40 сант.
Светлосерый фон; светлосиреневая отдел-
ка черного платья на груди сливается CO
светлоохристым цветом лица и шеи жен-
щины, худой и тонкой; на черных воло-
сах разноцветно-расититая шапочка (един-
ственное яркое иятно на холсте) и ух
прозрачное, кружевное покрывало. ор-
трет тонкости и выразительности необы-
	44 г.).

„постного, выкупленного

3& Две © половиной ты-
сячи. асситнациями и
проведшем лучшее: де-
сятилетие жизни в дИ-.
ких условиях солдатчи-
ны, уже в 50-е тоды
ХЦ века заинтересова-
лась лучшая часть рус-
ской демократической
интеллигенции. ° Среди
друзей поэта,  востор-

‘женно приретствовавших

ето после возвращения
из есылки. были и вид
нейпгие русские компо-
SHTODHL,
20-летний Милий
Балакирев знакомится ©
Tapacou Шевченко Ha
вечере” у президента
Академии художеств Ф.
Толстого (в мае 1858
года). «Украинский по-
эт коснулея сразу таких
струн моего сердпа, —
пишет Балакирев Ста-
COBY, —~ WM сделался

‘мне чрезвычайно приятен...».
	Высоко ценил поэзию Шевченко М. П.
Мусоргский. Упоминая в азтобиографиче-
ской записке (1880 г.) о своих «проч-
ных связях» с обширным кругом русских
ученых и литераторов, рядом, с именами
Костомарова, Григоровича, Писемского Му-
соргекий отмечает и имя Тараса Шевчен-
ко. Надо глубоко сожалеть, что 20 нас
не дошли сведения 0 встречах этих двух
тениальнейших хуложников-демократов.
	Олна из первых песен Мусоргекото, от-
крызших, по словам Римского-Корсакова,
«серию ‘тениальных по свовобразию во-
кальных произведений», песня «Гопах»
(1366 г.) написана на текст” из «Гайдама-
ков» Шевченко. У Шевченко это — шу-
точная песня, ‘которую ‘поет старик-коб-
зарь во время пира восставших козаков
(«Пир в Лысянке»). Но шуточной песню
можно назвать лишь условно. Шумный
пир восставшей голытьбы освещея У Шев-
ченко кровавым отблеском пожарищ: это—
торжество справедливой и суровой мести.
	Мусоргский гениально ощутил колорит
	Сухейли, HO, конечно, это следовало бы

ee mawre tT, вы тей   ва

слелать. значительно . раньше.
	‚ Несколько слов о бюллетенях. артисту
зачастую достаточно’ лишь пожаловаться,
будто ‘у него болит горло или голова, и он
получает бюллетень, особенно если в вра*
чом У него приятельские отношения. Не:
	которые ‘из работников театра не считают
зазорным ‹ прикидываться больными, HG
выходить на репетиции, & потом их ‘BH
HAT... на танцилощадках.

А дла о Ааа АА А
	дят.. на танциплощадвах.

Вольшное зло — совместительство. Иному
актеру оно дает возможность не работать
ни тут, ни там. .

Люди должны дорожить  долголетней
службой, Введение трудовых книжек очень
	поможет этому. Для каждого работника те».
	атра трудовая книжка должна OBITS
зеркалом его честной, самоотверженной ра-
боты Постановление СНК CCCP, ЦЕ
	ВКП(б) и ВЦОНС наносит сокрупителр
ный Удар расхлябанности, нарушениям
	трудовой дисциплины, рвачеству. Только
	укренив производственную дисциплину,
сможем мы разрешить огромные творчес-
Rue задачи, стоящие перед нами.
	Главный режиссер Азербайджанского
	государственного драматического театра
им. Азизбекова, заспуженный деятель

искусства, орденоносец
АДИЛ  ИСКАНДЕРОВ
	настройка инструментов в оркестре, уже
после того как в зале погашен свет, рез-
ко. нарушают настроение слектакля. Не-
редко оркестранты опаздывают к началу
представления.

На ‘репетициях много времени уходит на
разговоры, на установление тишины. При
более сознательном отношении к труду
можно было бы максимально уплотнить
рабочий репетиционный день,

Все представители советской художест-
венной интеллигенции, которым дороги
интересы социалистического искусства, го-
рячо приветствуют постановление партии
и правительства об укреплении трудовой
дисциплины,

Народный артист РСФСР

> 10, OAREP
	— Новая пьеса С. В. Голованивекого
очень сценична. В ней дана целая галле-
рея характерных типов старой помещичь-
ей России. Автору’ особенно хорошо удал-
ся образ Кулиша, виднейшего предетави-
теля украинской буржуазной литературы.
Живыми красками изображен малоизвест-
ный в литературе этай из жизни поэта.

Работая над созданием образа Шевчен-
ко, я хочу показать его жизнерадостным,
бодрым и твердым в своих взглядах и
убеждениях. (Он глубоко верит в светлое
будущее своего народа. Вся его замеча-
тельная жизнь и деятельность свидетель-
ствуют о ненависти к помещичьему и
крепостническому укладу старой, дорефор-
менной России. На своем славном жизнен-
ном пути он терпит гонения, преследова-
	ния, но до Конца остается верным сыном
своего народа.
	государственной консерватории. проводятя
испытания нового электромузыквального ин+
струмента «виолены», изобретенной пнжене-.
ром В. А. Гуровым, На фото: научный co-
трудник лаборатории И. Д. Симопов, (сле-
ва) и лаборант Н. А. Яковлев у «виолены».
Фото Л. ‘оренского (Фотохроника TACC).
	сое
Концерт
Е. Мравинского’.
	‘5-я симфония Шостаковича исполнялась
в Москве множество раз и тем не менее
попрежнему привлекает слушателей. da
короткий срок она стала широко ony:
лярной. Один ва другим оркестры Союза
вводят ее в свои программы.
	В Москве единственным исполнителем
этого. произведения до сих пор. был сим-
	фонический оркестр Союза СОР. Теперь
	появился и второй — оркестр Ффилармо-
нии, исполнивший это произведение в
недавно’: состоявшемся концерте, Арти-
	сты с энтузиазмом работали над симфо-
нией. Волнение исполнителей, их увлече-

ние и жар передавались и слушателям.
Оркестр филармонии обладает большими
	достоинствами. Он сумел развить ‘в себе
очень хорошее ощущение тембра, В его
игре есть то «Бг10», без которого исполне-
ние из академического легко переходит в
педантическое; в ето игре есть теплая и
ярко окрашенная звучность и, наконец,
много тонкости. художественной гибкости
		 Тобольские
резчики
	В Тобольском музее много интересных
экспонатов. В нескольких витринах хр
нятся вещи декабристов: их книги, писто-
леты, часы и т. д. Интересен отдел, пока»
зывающий народное мастерство. В’ эти
краях особенно популярна резьба по м
монтовой кости. В музее собраны лучшие
работы старого тобольского резчика Tee
рентьева, в том. числе. серия статуэток
«типы Горького». Очень выразительно сдь.
ланы мастером незабываемые персонаж
ньесы «На дне» — Сатин, барон, Лука.

Искусство резьбы по мамонтовой, костя
не умерло со стариком Терентьевым, Тр
диции талантливого самородка наследуют
современные тобольские резчики, обеди
нившиеся в артель «Коопэкспорт».

Некоторые` их работы были показаны на
Парижской выставке. ,

Из интересных вещей последнего време
ни стоит отметить композицию С. И. The
тубова «Школа в тундре». Ученики, вме
сте с учителем, встречают приехавшего д
оленях ненца — нового педагога, получив»
шего образование в столице.
	Молодые мастера А. А. Дорофеев и
И. П. Варгасов сделали для Всесоюзной
сельскохозяйственной выставки альбом, в
резной костяной крышкой, на которой
изображен момент встречи папанинцев 6
командирами «Мурмана» и «Таймыра». В
труппе удачно выполнен портрет 0. 10.
Шмидта,

Оригинальны шахматы старого мастера
В. Н. Лопатина: «Быт и промысла наро’
дов Севера», Король — охотник ¢ PYRb
м) ферзь — женщина CO ‘шкуркамя
песца, ладья =— рыболов в челноке.

Удачна статуэтка В. И. Денисова «Вы
боры в Верховный Совет РСФСР в тунд
nes, Ona изображает ненца, опускающего
	юнверт в избирательную урну. ей

К сожалению. тобольским резчикам FAC;
ляется очень мало внимания. В то время’
как о холмогорских резчиках имеется це“
лая литература, тобольские мастера BETA
ли из поля зрения искусствоведов.
< В артели резчиков нет никакой библио-
теки по вопросам искусства. Юдинственнов
«прикладное пособие», хранящееся в кон
тореком шкафу — 970... «Жизнь живот»
ных» Брема, Из нее берутся рисунки жи-
вотных для ширпотреба — брошек, пря“
жек ит п.

Грустно, что талантливые ученики 130
дня в день режут одно и то же нелепов
«украшение», изображающее женскую ру-
ку с розочкой. Деляческая «установка»
руководящих органов промысловой Koos:
рации приводит к тому, что прекрасйые
традиции старых мастеров ‘вырождаются
порой в примитивное ремесленничество.

вобходимо, чтобы тобольским резчикам
были предоставлены все возможности для
	НИКОЛАЙ ШАГУРИН
	учебы и творческого роста.
	Всемерно укреплять.
	трудовую дисциплину
	Пьеса о Шевченко
	Евтений Мравинокий замечательно .-ин-
терпретирует 5-ю симфонию. Художник
тонкий и точный, Мравинский сообщает
единство всем ее частям, а главное, при-
дает исполнению поэтическую страстность.
	Даже первая несколько рационалистиче-
ская часть симфонии приобретает в испол-
нении Мравинского черты высокой одухо-
творенности. И совсем замечательно он

проводит 1атоо и финал,
	Мравинский ведет себя за пультом так,
что с первой же минуты заставляет ве-
рить всем его движениям. Вы еще не зна-
ете, подчинены ли они какой-либо систе-
ме или в каждом отдельном случае выра-
стают из существа  исполняемой вещи.
Впрочем; сравнив его. движения, скажем,
в «Сече: при Керженце» (которая отлично
была исполнена в концерте) и в симфонии
Шостаковича, вы должны будете признать,
что это, конечно, система, что дирижер
вовсе не обладает бесконечным разнообра-
зием лвижений. Но вы этого и не требу-
dre, вам это и не нужно: Мравинский ‘до
такой степени естеслвенен в интерпрета-
ции чувств, до такой степени благороден
и точен, что, следя за ним, вы нё жела-
ете с ним спорить. Вам доставляет насла-
ждение итти за ним, вы © готовностью
подчиняетесь ему. И в этом подчинении
находите источник высокой радости.
	Быть может в сюите Ъ-моЙ Баха Мра-
винский мог быть. более поэтичным, быть
может он мог бы еще теснее связать все
	ее части: обо зсем этом вы успеваете по-.
	думать вскользь; до. такой степени вы во
власти его прекрасного вкуса, его мощного
вотественного темперамента. Воодушевле-
ние художника невольно становится и
ваттим воодушевлением
	Отчетный концерт своим успехом равно
обязан и замечательному дирижеру и пре-
красному оркестру, давшему образец арти-
стически ответственного отношения к про-
	Oc. ЧЕРНЫЙ

Т. Г. Шевченко. Автопортрет (1841 г.).
	лировавшим в Петербурге в 1858 году.
Рисуя портрет замечательного артиста,
Шевченко пел ему украинские песни.

Шевченко об’единял в себе и поэта и
исполнителя-певца. Вее, кто слышал, как
поет украинские песни Тарас Григорьевич,
единодушно восхищались темпераментом и
глубиной его исполнения.

По мнению украинского композитора и
музыковеда Д. Н. Ревуцкого, много’ лет
изучающего связи Шевченко ‹ народной
песней, поэту принадлежат даже некото-
рые мелодии ‘украинских песен. Таковы
песни на слова Шевченко, записанные в
Борзенеком уезде Виевщины: «Нащо мен
чорн! брови», «Тяжко, важко в сви жи-
ти» и д. Шри запиви отих  песен в 80-х
годах прошлого столетия ‘старика сообща-
ЛИ. ano «так пел сам Тарас Григорьевич».
	Поэзия Шевченко. «мужицкого поэта»,
как он сам себя < гордостью  именовал,
очень ‘скоро стала   достоянием народа.
Внижки его «Кюобзаря», переписанные от
руки, © восторгом перечитывались коепо-
«тными людьми, переходя из «поварской в
переднюю, из буфетных в  кучерскую».
	  ОСтихами Тараса Шевченко, бывшего кре-
	представляет забытое ‹очинение укран

ского композитора-дилетанта Миколы Ар
са (1852—1909 гг.) —опера «Катерина».
Первое представление «Катерины» }
1899 г. в Москве труппой М, Кропиь
нацкого было значительным событием в

истории украинской музыки. Это было Ht

только первое оперное представление 18

текст Шевченко, но и одна из первых D0
становок украинской оперы вообще. Крео

тики того времени отмечают ряд‘ 0
инств оперы Аркаса, представляющей o
бой самостоятельно разработанное музы
кальнов произведение.
	Мечта Миколы Чысенко создать 0067
нз текст наиболее яркой из шевченко?
ских п09м — «Гайдамаки»—не осуще
вилась. Лысенко ограничился лить дву
мя песнями Яремы. Тах же нео осущест
вленрым ‘оказался замысел композитум
П. Нищинского, задумавшег оперу №
текст «Назара Стодоли». Сейчас ряд вид
нейших украинских авторов © увлечелии
работает над операми на тексты [lester
ко. Нужно пожелать, чтобы новые 9
оперы поскорее увилели свет,
	(Столетиями душили украинскую куль
туру Украинские паны-помещики и пол
ские шляхтичи, русские  жандармы 1
Чиновники. Ярмо иноземного владычеств
в Недавнее время готовили украинском
	али
национ

te буржуазные

подлы

народу

CTH.
	Но пм не Удалось упичтожить поэтиче
ский гений народа. «Наша дума, па
пеня н6 вмре, це  загине..», — пи
Тарае Григорьевич Шевченко. Револющиое
ные стихи поэта-бунтаря звучали горячих
призывом. Любимые песни взятые во
шевченковокого «Кюбзаря», `пелись героями
гражданекой войны, бойцами отрядов о
са, Котовского.

Украинский народ < трогательной не
ностью относится к памяти великого поз
та, ставшего народным героем, любимей“
шим образом легенд и преданий. «(т 1
пер хай би воскрес Тарасок, ми 6 його 88
зайзних крилах по свиу носили», т
сказал недавно 94-летний земляк Шевчея“
ко, колхозник Маломуж, превосходно вм
разив благодарность нарола своему ве.
	ROMY певцу. Ч.
И. НЕСТЬЕВ /
	Поэзия Шевченко,
в музыке —
	случая услышать родную песню. Тепло’ за-
рисовывает он В своем дневнике образ сол-
дата Скобелева, певшего песню «Тече р!ч-
‘ка невеличка з вишневого саду». «Я з8-
бывал. — пишет Шевченко, — что в ка-
зармах слушаю эту РН пес-
ню. Она меня переносила на берег Днепра,
Ha волю, на мою милую родину... Й я
никогда не забуду этого смуглого ‘полуна-
гого бедняка, штопающего свою рубаху и
уносившего меня своим безыскусственным
пением так далеко из душной казармы».
Песни народа, отмеченные печатью глу-
бокой социальной скорби, отражающие
боль и горечь угнетенной бедноты,  на-
ходили особенно горячий отклик в душе
поэта. «Та нема в сви? Ирш никому, як
сирот! молодому» — поет Шевченко, бродя в
одиночестве в = оренбургской crema
(«Лневник», 28 июля 1857 года). Здесь
же упоминается песня © деревенском 60-
татев. («Тде, 1де дука, п’ян хитаеться, над
одною. голотою насмхаеться»). Среди лю-
бимых песен поэта такие, как «Зронька»,
«Тяжко. важко в св! жити» идр., но не
только песни ‹корби и печали, — поэт с
увлечением подхватывает и бунтарекие нз-
_певы гайдамаков, вольные казачьи песни,
песни, зовущие к свободе, к борьбе про-
‘тив угнетателей и палачей.
Современники сообщают 0б интересней-
шей деятельности. Шевченко как фолькло-
риста. Он записывал народные песни от
крепостных крестьян — на свадьбах, на
сельских праздниках. Рядом с украински-
ми песнями мы находим в его записях
упоминания 0’ великорусских казачьих
песнях. донских, уральских. о современ-
ных ему солдатских песнях. Интерес поэ-
та привлекает и музыкальный быт кал-
уыков, туркменов, казахов (среди зарисо-
Bot, сделанных Шевченко в голы ссылки,
есть, например, акварель «Киргиз, играю-
щий на домре»); Чудесный пример интер-
национального чувства, свойственного поэ-
ту, дает нам его дружба с негритянеким

зктером-трагиком Айра Ольриджем, тастр-
	Во всей истории мировой литературы
немного можно назвать поэтов, так нераз-
рывно связанных ‘© устной традицией на-
родного искусства, как Тарас Шевченко.
Его имя возникает в памяти рядом с име-\
нами Гомера, Руставели, безвестного авто-
pa «Слова о полку Игореве», с именами
Джамбула. Сулеймана Стальского,

Поэзия Шевченко, скорбная и тгневная,
насыщенная ‘огненным пафосом протеста
и борьбы. глубокой преданности и любви  E
‘родине, представляет 00б0ю гениальное
зоплощение песенной стихии украинското
народа «Он-— поэт совершенно  народн
какого мы не можем указать у себя, —
писал о Шевченко Н. А. Добролюбов.—
Весь круг его дум и сочувствий находится
в совершенном. соответствии CO смыслом и’
строем народной жизни». Добролюбов, пер.
вый высоко опенивший достоинства пев-
ченковской поэзии, правильно указал на
то, Чо в стихах поэта есть «все элемеч-.
ты украинбкой народной песни».

Вто не знает задущевных и простых
стихов Шевченко. давно ставиих любимы-
ми  наролныи песнями? Сотни тысяч 60-
ветских людей не только на Украине, во
ий во всей нашей стране, с любовью поют
шевченковский «Запови» («Як умру, то
поховайте»). его’ «Реве та стогне Jainp
широкий», ето’ «Думи», «Садок  вишне-
вий», отрывки из «Гайдамаков» и др.

Достаточно развернуть книжку  «Коб-
зарь», и перед нами раскроются десятки
песенных шедевров, TO почти  лоеловно
взятых из народной поэзии, то сочинен-
ных в наролном духе. Личное творчество
поэта и украинская народная поэзия спле.
таются здесь неразрывными узами единет-
BS мысли и чуветв.

В деревне ли, в казарме, ина пароходе,
на прогулке-—всюлу Тарас Григорьевич
прислуптивалея к народным песням, BOC-
хищаясь поэтической прелестью  украин-
ской народной музы.

Сосланный самодержавием в безводные
степи Закаспия. Шевченко и здесь ищет

этой песни, окрасив свою музыку в жест-  украинской опере, Несомненный интерес