8 января 1939 г., № 4 (588
	«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО» /
	Па вечере
Шолом-Алейхема
	Д. И. Виногредский — единствениый у
нашей стране мастер  художественнон
чтения, который посвятил себя искличь
тельно пропаганде творчества Шолон,
	Алейхема,
Виноградский почти не прибегает к yp.
	мике, жест его исключительно скуп. Ву
разительная интонация, ‘умение подчеркл
зять в. каждой фразе наиболее яркое, 55.
	1 разное, содержательное—вот художества,
	вые средства, которыми пользуется Вин
гралский. Несмотря на то, что язык By
ноградекого несколько «тяжеловат», — (1
говорит не на литературном языке, ‘а
юго-западном говоре,—он. умеет влади
вниманием аудитории.

Свой вечер, посвященный  творчету
Шолом-Алейхема, 5 января (в концертно
вале Большого театра) Винотрадекий y,
чал с исполнения небольшой юморе
«Молочное». В двух небольших отделен,
ях программы он сумел показать обр
чики различных манер ‘творчества в,
кого писателя. Здесь был и насыщенный
острым, хоть и благодушным сарказм,
рассказ о врале Берл:Айзике, puccnay
вающем о житье-бытье бедняка в Амеу,
ке, и проникнутый тонким ApaMatiouny
рассказ «Легкий пост», и Летский м
сказ 0 «Нарушенном - празднике», Велико
	 лепен рассказ «Как прекрасно это де»
	nol». STO — глава воспоминаний Шолоу
	Алейхема о другом классике. о
литературы -— Менделе Мойхер-Сфоряи

Виноградскому удалось в каждом у
сказе Шолом-Алейхема найти внутренны
	своеобразие.
	В ‚Комитете
по делам искусств
	Директор ленинградского театра «Ком
mua» ros. Курганов, вопреки прнказу Kp
	митета по делам их 9 порядке пру
ема новых спектаклей и, несмотря в
	предложения Главреперткома и Лень
перткома внести ряд изменений в ск
такль «Сын народа», разрешил платные
постановки этого спектакля,

Комитет по делам искусств при Со
	СССР за грубое нарушение приказа 1%
митета. за игнорирование указаний Глав
	реперткома и, Ленреперткома об явил т
Курганову строгий, выговор,
	УФЕ
	* Приказом. Главного управления 0
контролю за‘ зрелищами и ‹ репертуар
начальником Московского. гор. репертком
	назначен тов. М. В. Бердников. Тов. В. М.
Млечин от обязанностей ‘вачальника №0
	горреперткома освобожден,

*% 12 января в Центральном театре Красной
Армии состоится 250-й спектакль пьесы И, Пру
та «Год девятнадцатый» (постановка saci:
женного деятеля искусства А, Д. Попова, 5.
дожник И. 0, Федотов).

% Симфонический › оркестр Центрального
дома ‘Красной Армни выезжает завтра 18
Дальний Восток для обелуживания частей
РККА. 1
“tr В конце января ‘состоится премьера оп
ры «Майская ночь» в исполнении   солистов,
хора ‘и оркестра Всесоюзного радиокомитеть
Дирижер — заслуженный деятель искусетвь
Н, 0... Голованов.

% 7 января в студии Мосфильм mate
ются ‘с емки звукового художественного филь
ма «Поднятая целина» по сценарию М, Шо
лохова и_С. Ермолинского, постановка режнь
сера Ю. Райзмана,

te 8 января Секретариат Московского Cow
за Советских ‘Художников ‘рассмотрит и yt
’вердит план работы секторов союза. Бум
утвержден также план художественных выс»
вок МОССОХ в 1939 году.

{к На-днях возвратилась в Москву из №
строльной поездки по Лальнему Востоку 1’
дожественная бригада Московской Филармоли
под руководством sadn. артистки РОФСР Ви:
торины Кригер, В состав бригады входили
В. В. Кригер, артист ГАБТ. Виктор Беликов, 0
листы Московской филармонии Лидия Шум
ская (художественное ение), певица Ирада
Удалова, скрипач Н. Федоров, пианист Яко
Раймист. На Дальнем Востоке бригада дай
сорок концертов для бойцов и командиров
РККА,
`ж Большим успехом пользуется выставка
памяти М, О. Щепкина, оргвнизовамная Госу’
дарственным цеятральным театральным му’
зеем им. А; Бахрушина. В музей поступают
многочисЛежньте заявки. от клубов и школ в
коллективные посещения выстазки; в связи 0
этим решено .продлить выставКу ‘еще ва м
сяц,

Х 8 января, в 4 часа дня, в Музее нового вл
падного искусства открывается выставка фра.
цузского художника СОтейнлена, посвященная
15-летню co дня его смерти,

*\ На-днях состоялось заседание бюро гр
фического сектора MOCCX, на. котором бы!
обсужден план работы сектора в текущ

году.

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
ИЗДАТЕЛЬ: Гос. изд-ро «Искусство»
	Государственное издательство
«ИСКУССТВ О»
	ПРОДОЛЖАЕТСЯ — ПОЛПИСКА
	на 1939 год
на ежемесячный иллюстрированный
	ЖУРНАЛ
	«TT TE AT [P»
	Год издания 3-й
	«ТЕАТР» освещает театральную жизнь
Советского Союза, разрабатывает
проблемы социалистической эстети

ки, вопросы истории театра и дрё-
матургии.
	«ТЕАТР» печатает статьи 0 cosét-
ской драматургии, творчестве акте-
ра, режиссера, композитора и теё
трального художника,
	«ТЕАТР» особое внимание уделяет
проблемам театрального  наслед-
ства печатая на своих страницах
мемуары, документы, статьи, посвя-
щенные прошлому театра, его вы»
дающимся мастерам. /
	«ТЕАТР» печатает статьи о спектак-
лях театров Москвы, Ленинградаы
Киева, Тбилиси, Баку, Минска и дру-
гих ` городов Советского ‹ Союза,
освещает работу колхозно-совхоз-
	ных театров и художественной с8-
модеятельности.
	«ТЕАТР» помещает рецензии и ob
зоры о новых книгах. по вопросам
театра и драматургии, а также ос-
	вещает театральную жизнь за р)-
бежолл.
	ПОДПИСНАЯ ЦЕНА:

на год — 72 руб.
на 6 месяцев — 36 руб.
на 3 месяца —18 руб.
	Подписку м деньги направлять по
адресу: МОСКВА, 31, Петровка, 10,
пассаж, помещение № 53, Торго-
вый отдел Изд-ва «ИСКУССТВО»,
Расчетный счет № 150085 Коминтер-
новского отделения Госбанка.
	Подписка также принимается упол-
номоченными издательства, Союзпе-
	чатью, почтоя, отделениями и Mae
газинами КОГИЗа.
	ПАМЯТНЫЙ ВЕЧЕР
	— Этот вечер мне будет особенно отра-
дно. вспомнить в тот день, когда перед
художественной общественностью столи-
цы надо будет делать отчет о работе мо-
CKOBCEOIO союза художников...
	Живописцы, трафики, искусствоведы,
	‘критики горячо аплодировали этому заяе
	влению художника А. М. Герасимова, вы-
ступившего на вечере, посвященном обсу-
ждению 40-летней творческой деятельно-
сти Д. Н. и 0. Л. Кардовских.
	Выставка двух. этих художников, OT
крытая в течение месяца в зале Всекоху-
дожника, действительно явилась одним из
наиболее положительных фактов деятель-

яости MOCCX.
	Выставка хорошо посещалась. Она бу-
дет переведена в Ленинград, & затем в
Переяславль—на родину художника.
	С докладом о творчестве Д, Н, и 0. Л.
Кардовских выступил критик Н. Г. Маш-
ковцев. Он детально обрисовал весьма раз-
ностороннюю творческую деятельность
Д; Н. Кардовского, его взыскательность,
упорство в труде, умение сохранять твор-
ческую независимость. х

Глубокая принципиальность ‘позиций,
твердость художественных в ений 0со-
бенно характерны в облике. Я Н. Кар-
	 довекого не только как художника, но и
	как педагога.
О принципах работы Кардовокого как
педагога с удивительной чуткостью 0бе-
регавшего индивидуальность каждого из
своих учеников, говорил в своем докладе
H. Э. Радлов. Воспитанные Кардовоким
живописцы, графики работают во всех 06-
ластях изобразительного искусства. Их
об’единяет ряд твердых принципов и в03-
зрений, но среди них нет ни одного под-
ражателя творчеству учителя, несмотря на
все уважение к нему. „ .
Правильно было отмечено одним из ху-
дожников, выступавшим в прениях, что
докладчики слишком мало внимания уде-
ляли выставке. Произведения Кардовско-
то, ето ‘замечательные иллюстрации Е
	классикам. и советским писателям пора-
‘жают не только убедительностью, жиз-
ненной правдой, остротой образа, но и
блестящим мастерством, — изумительной
о рисунка. /„ . !

— Он учил нас, вспоминал В, П, Ефа-
нов, — обращаться к натуре только a8
справками, творчески мыслить, рисовать
«от себя», самостоятельно думать над 0б-
разом. Суждение учителя не подавляло,
он ‘никогда ничего не навязывал и не-
утомимо старался научить Hac видеть
красоту и значимость изображаемого.

Отмечая недочеты педагогической прак-
тики изовузов, художник ШШмаринов го-
ворил о некотором засилье в изошколах
этюдизма. Молодые: художники нередко
пренебрегают серьезной и тлубокой рабо-
той над композицией, над образом. Шма-
ринов рассказал об интересных самосто-
ятельных тематических заданиях, которые
каждые десять дней практиковались В
школе Кардовского. Ввыскательно требовал
Д. Н. от своих учеников. не только про-
фессионального мастерства в’ ‘рисунке ¢
натуры, но и своего личного отношения К
этой натуре.

В интересных и оживленных прениях
по обсуждению выставки. выступали пи-
сатель Л. Леонов, заслуженный деятель
искусства С. Герасимов, Некрасов, М. Со-
кольников, ученик Кардовского Дмитриев
и др.

Разбору творчества 0. Л. Делла-Вос-
Кардовской. посвятил часть своего чрезвы-
чайно яркого выступления А. М. Гераси-
мов. Присутствовавшие художники выра-
звили пожелание. чтобы МОССХ почаще
устраивал столь ‘интересные творческие
вечера.

В своем ответном слове Д; Н. Кардов-
ский и’ 0. Л. Делла-Вос-Кардовекая  го-
рячо благодарили Комитет по делам ис-
кусств, Всекохудожник и МОССХ-за вни-
мательную и заботливую организацию вы-
ставки и” доставившую им чрезвычайно
большое удовлетворение встречу с худо-
жниками и критиками столицы,
	_ 10 ПОВОДУ СТАТЬИ
«РУССКАЯ ПЛАСКА»
	Вопрос о русском народном танце имёет
особенное значение в связи с тем, что
русский танец в быту на наших глазах
деформируется, утрачивает свои иИЗНа-
чальные черты, подвергаясь сильному
влиянию городских и эстрадных форм
танца. За все время работы Театра на-
родного творчества, включая и прошед-
ший в Москве всесоюзный фестиваль на-
родного танца, мы не увидели ни одного
настоящего русского танца, несмотря на
усилия крупных мастеров  хореграфии,
работавших над его созданием.
	Проникновение в русский танец манер
дешевой искусственности, засорение его
чечоткой, цыганской венгеркой, экецен-
трикой, акробатическими трюками созда-
ли справедливое опасение, что русский
народный танец может окончательно ра-
створиться в этих наносных элементах.
Возникла необходимость серьезного изуче-
ния подлинного русского танца, борьбы ©
его искажениями и создания художествен-
ных, я бы сказал, классических образцов
русского танца. }
	Эта задача выпала на долю  Государ-
ственного ансамбля народных танцев
Союза ССР, и Государственный ансамбль
к этой задаче подошел серьезно и углуб-
ленно. Русские танцы, показанные ансам-
блем, явились результатом. фольклорных
исследований в областях: Московской,
Калининской, Тульской, Рязанской, Ива-
новской, Ярославской и Саратовекой. Не
отраничиваясь этим, ансамбль продолжает
исследования, поблав своих работников На
Мезень и в Поволжье. Сейчас коллектив
ТОТОВИТ «русскую хороводную» и подгото-
вляет ряд русских жанровых сцен на
тему старой и новой советской деревни.
	Ансамбль народного танца, являясь He
столько научной, сколько художественной
организацией, оставляет за собой право
художественной трактовки материала, но
NHI после детального изучения и глу+
бокого проникновения в содержание и
стиль танца. Успех ансамбля и в обобен-
ности его русского репертуара завоевал
ему всеобщее признание массовото зрите-
ля и специалистов хореграфии ‘и He да-
вал до сих пор никому повода сомневать-
	ся в том, что он стоит на верном пути.
	Статья тов: В. Ивинга «Русская пляска»
требует ответа потому, что целым рядом
неверных и ошибочных утверждений она
дезориентирует многих, интересующихся
вопросом о народном танце.
	Одним из наиболее присущих народно-
му танцу качеств является его. жизнера-
достность, веселый задор и юмор. Отри-
цать эти качества в. русском танце рав-
носильно отрицанию их в характере рус-

ского народа.
	Первое заблуждение Ивинга заключает-
ся в том, что всякое проявление юмора
	в танце он называет карикатурой и даже.
	лубком. Лубком мы называем иное. Рус-
ский танцовальный лубок до сих пор был
явлением отрицательным, ибо он оглуп-
лял образ русского человека. Лубок выра-
жал насмешливое, пренебрежительное от-
ношение к русскому «мужицкому» искус-
ству и отрицал какие-либо разумные свой-
ства в русском простом человеке.
	Такой барский взгляд, принижающий
русский народ и его искусство, высмеива-
ние его «глупости», «неотесанности» до
сих пор еще сквозит в старой «дореволю-
ционной» постановке балета «Конек-Гор-
бунок», в частности в’ образе Иванушки-
Дурачка.

Танец «Подмосковная лирика» в. репер-
туаре ансамбля, определяемый Ивинтом,
как лубок, не является лубком потому,
что в нем выведены реальные образы
прошлого с присущими им жизненными
особенностями, причем постановщик и
исполнители почти буквально копируют
их манеры и поведение, не искажая, а
лишь подчеркивая наиболее характерное,
акцентируя типичное. Комизм. заключает-
ся в том, что постановка и исполнение
отражают критический взгляд современно-
го зрителя на этот образ прошлого. Юмор
вытекает из дистанции BO времени и
взглядах на поведение действующих лиц,
подобно Тому, как вызывают улыбку ста-
ринные фотографии.
	Ивинг подвергает сомнению подлинность
народного танца «Крыжачок», называя
его «нелепой карикатурой» лишь на том
основании, что исполнители слишком при-
седают. Повидимому Ивинг не знает, что
низкая посадка является харантернейшей
чертой многих народных танцев и часто
	переходит в присядку, которую можно ви-
	деть не только в танцах славянских Ha-
родов, но и народов Востока. Быть мо-
жет, этот чисто народный прием шокиру-
ет вкус критика, глаз которого привык к
академической прилизанности. Ведь не се-
крет, что основой этнографической эру-
диции многих балетных критиков являлся
до сих пор балет «Конек-Горбунок», по-
ставленный французом Сен-Леоном. Вот
откуда идут утверждения Ивинга о том,
что PYCCKOMY женскому танцу свойствен-
ны тольно плавность, медлительность, «тра-
ция», что женщина должна выступать
«ПАВОЙ>, ПЛЫТЬ «лебедушкой», Это’ опреде-
ление верно лишь для танцев хороводно-
го происхождения, где плавность и мед-
лительность (кстати, не только женщин,
но и мужчин) вытекала из того, что тан-
пующие одновременно пели. Почему
Ивинг так обедняет представление о рус-
ском танце? Разве русскому танцу не
свойственны веселый задор, динамика,
бурный темперамент?
	Чрезвычайно наивно  предотавление
Ивинга о происхождении движений. Он
предлагает убрать па-де-буррэ из русско-
то танца, считая это движение француз-
ским лишь потому, что оно носит фран-
пузское название. Надо ли об’яснять, что
балет пользуется, французской терминоло-
тией и что французское название  отдель-
ных Движений далеко еще не означает
принадлежности их только французам. Ме-
дицина пользуется латинским языком.
Значит ли это, что апендицитом имели
право болеть только древние римляне? Па-
де-буррэ, в том или ином виде, вотре-
чается почти во всех народных танцах
Европы и Азии. Русский народ, не знав-
ший французского названия этого движе-
ния, называл его просто «Метелочка».
	Стоит ли продолжать перечень ‘невер-
ных утверждений Ивинга? Жаль, что
	статья на такую важную тему вместо пра-
BHIBHOH постановки вопросов принципи-
альной важности лишь  дезориентирует
читателя.

Задача Государственного ансамбля . —
задача немалой важности. Делу этому
были отданы огромные силы в прошлом,
перед ним стоят задачи еще большей важ-
ности в будущем. Естественно, поэтому,
что руководство коллектива ждало (и бу-
дет ждать) действительно серьезных ука-
званий и критики, на которые можно было
бы ориентироваться в будущей работе.
			На-днях в помещении Московского те-
	атра эстрады и миниатюр состоялся

ase. .... ФА ааа
	Е к в Р-Р в

вечер Клары Юнг. На фото: Клара Юнг
исполняет песенку о сигарете
	Фото С. Шингарева
nod
	О театральных
художниках
	Помещенная недавно в. «Совет@ком ис“
кусстве» статья «Выставка художников
Большого театра» дает повод поднять во-
прое, мало еще затронутый: о работе Te-
атрального художника и постановщика и В
особенности  художника-исполнителя, &
также о подготовке этого рода специали-
стов. Роль художника-исполнителя в те-
атре весьма ответственна. .

К сожалению, мы неё имеем сейчас до-
статочно. подготовленных кадров художни-
ков-исполнителей. После долгого увлече-
ния конструктивизмом театры вернулись
сейчас к живописи на сцене, и недоста-
ток в декораторах-живописцах ощущается
очень остро. Ни в Москве, ни на перифе-
рии нет специальных школ для  Теат-
ральных художников. Их готовят, главным
образом, мастерские больших оперных те-
атров.

Мастерская ГАБТ старалась сохранить
реалистические традиции декоративного
искусства, но и здесь подготовка кадров
происходила в неблатоприятных услови-
ях.

Требование социалистического реализма
на театре выдвигает перед художником-
исполнителем ответственную задачу вни-
мательного изучения природы». Художни-
кам-декораторам важно серьезно зани-
маться станковой живописью, это облег-
чит им правильное реалистическое пони-
мание и воспроизведение на сцене сов-
ременной действительности.

Художники ГАБТ, несмотря на крайне
неблагоприятные условия, никогда не пре-
кращали работы над станковой живопи-
сью. Отчетная выставка демонстрирует не-
которые итоги их работы в этой обла-
сти.
«Советское искусство» правильно  указы-
вает, что художникам ГАБТ нужна no-
мощь со стороны органов МОССХ для 60-
лее широкого вовлечения их в художест-
венную и общественную жизнь, без чего
невозможно дальнейшее их развитие.

Художники ГАБТ надеются, что в тес-
ном общении с товарищами из MOCCX
они смогут поставить перед собой более
сложные задачи станкового и  монумен-
 тального .- искусства.

Однако для роста и создания кадров
квалифицированных театральных худож-
ников, одинаково владеющих и мастерст-
вом живописи, и знанием сцены, преж-
де всего необходима творческая работа в
собственно театральной живописи. До сего
времени постановки в театре отдаются
главным образом художникам, не работаю-
‘щим в нашем театре. В то же время ху-
‘дожник-исполнитель театра фактически
‚лишен возможности работать в качестве
художника-постановщика и рассчитывать
выдвинуться рано или поздно на эти ро-
‚ли. Художник, лишенный творческой ра-
боты, теряет вкус к работе в театре и за-
частую приходит к механическому, Gea-
жизненному выполнению заданного поста-
новщиком. Необходимо организовать внут-
ри театров среди художников конкурсы
на оформление спектаклей. Это выявило
бы новые силы, новые таланты, ;

Мы призываем всех художников-испол-о
нителей высказаться по`существу наше-
го предложения.

Художники ГАБТ: Л. А. ФЕДОРОВ,
Г. Ф. НОЛЬБЕ, В. А. ЛУЖЕЦКИЙ,
Г. Ф. БАЗУРИН, С. КН. САМОХВАЛОВ,
М. С. МОРИН, А. А. КОЗЛОВ, В. М.
ЗИМИН, Т. А, ДЬЯНКОВА, К. Н. КУ-

`’КУЛАДЗЕ, К. 0, МОСЯНОВА, К, И.
ИВАНОВ
	Опера В. Желобинского «Мать» в
Ленинградском гос. малом оперном эте-
	атре (постановка заслуженной ар-

тистки РСФСР С. Г. Бирман, дирижер

—заслуженный артист РСФСР° Б, 9.

Хайкин). Артист Г. Н. Орлов в роли
Находки

Фото Мазелева
		СОВЕЩАНИЕ О РАБОТЕ
ДЕТСКИХ ТЕАТРОВ
	Управление по делам искусств пря СНВ
РОФСР созывает в Москве 20 января ши:
рокое совещание о работе детских теат-
ров.

На совещании будут обсуждены три до-
клада: «О путях развития театров для ле-
тей», «Драматургия и репертуар театров
для детей» и «Педагогическая работа В
театрах для детей».

В работах совещания примут участие
директора, художественные руководители
и ведущие актеры детских театров горо-
дов Архангельска, Горького, Куйбьпиява,
Новосибирска, Ростова-на-Дону, Саратова,
	  Сталинграда, Калинина, Уфы, Казани, Ир-
	кутска, Грозного, Кирова, Москвы #
Ленинграда, а также драматурги, пишу-
щие пьесы для детей.
		От леклараций-к делу
		Всесоюзная  сельскохозяйственная вы-
ставка начинает, наконец, привлекать к
себе внимание московского союза совет-
ских художников. На-днях в конференц-
зале МОССХ состоялось собрание актива
художников, работающих на выставке,
совместно с художниками, желающими
принять участие в ее оформлении. Co-
брание открыл заслуженный деятель
искусства А. М. Герасимов. ©

С болыним ‘интересом прибутетвующие
выслушали выступление главного худож-
ника выставки В. Н. Яковлева. Он тово-
рил о том, что художественная общест-
венность. уделяла мало внимания, этому
важнейшему  об’екту.... Творческие, союзы,
проявившие большую заботу о выставках
«Индустрия социализма» и «ХХ лет
РККА и Военно-Морского Флота», почему:
то оказались в стороне от участия в с08-
дании  сельскохозяйственной ° выставки.
Между тем значение этой выставки
	исключительно: она должна отразить гро-
	мадные успехи социалистического земле-
	делия. послужить школой для многомии-
	лионного колхозного зрителя. Поле дея:
тельности для художника здесь почти без-

гранично.
Чтобы открыть выставку в срок, необ-
ходимо, чтобы уже в конце этото месяца
над ее оформлением работало по Rpatinelt
мере 1.500 художников.
		стенах самого института (00 этом гово-
рил, между прочим, т. Казимировский),
& вузовскую общественность возможна-
сти критиковать эту работу.

Решающее слово в оценке выпущенного
спектакля принадлежит зрителю, ГИТИС
же выпускает спектакли и ‘актеров, не
проверенных на зрителе. На декоративное
оформление спектаклей в смете ГИТИС не
предусмотрено никаких средетв.

В применении к национальным студиям,
	‘Как правильно отмечали тт. Иофин, Цыжо-
	ва и Бибиков, это фактически означает
срыв выпуска национальных театральных
котлективов © совершенно готовым репер-
туаром.

На, режиссерский факультет принимают-
ся люди Co школьной скамьи, никак ие
проявившие ‹ебя на практической теат-
ральной работе. В учебе режиссеров также
совершенно не предусмотрена практическая
работа ‹ актерами, выпуск спектаклей. 06
этом говорили в своих выступлениях TT.
Турье, Казимировекий, Дорошкевич и gp.
	Совершенно недостаточное внимание ди-
PERDUE к производственно-творческим воп-
росам сказывается на сокращении числа
учебных ‚часов таких важных предметов,
как музыка, макет, история костюма,
история материальной культуры. Кафедра»
ми не разрабатывается методика работы
режиссера ‹ актером, фактически сорван
план выпуска театральных учебников, не
обсуждается вопрос © профиле выпускае-
мых специалистов.

Просмотры студентами спектаклей  мо-
оковеких театров носят хаотический xa-
рактер. Дирекция и учебная часть даже
не пытаются организовать плановое посе-
щение и обсуждение спектаклей целым
	На собрании выступали художники
П. Котов, Н. Котов, Макаренко, Денисов,
архитектор Афанасьев, представитель
Ленизо .т. Комалико, секретарь парткома
МОССХ т. Фирсов, начальник Управления
оформления сельхозвыставки тов. Верши-
HHH HW др: г

Художник Маваренко товорил о необ-
ходимости бороться © т6кучестью среди
художников, имеющей место Ha выстав-
ке. В ‘целях поднятня качества оформи-
тельских работ он предложил принять
вызов на социалистическое соревнование,
сделанный ленинградскими художниками
‘московским; ‘а также вызвать на _соцоо-
ревнование художников других городов.
	Художник НЦ. Котов ваявил, что. пра-
вление МОССХ должно обеспечить пра-
вильную расстановку сил на ВСХВ. Ар-
хитектор Афанасьев подчеркнул важность
развертывания работ по монументальной
живописи на выставке. Тов: Фирсов ре-
комендовал новому руководству выставки
составить в ближайшие дни конкретный
перечень художественных фабот, чтобы
правление МОССХ могло приступить к
выделению‘ конкретных исполнителей.

В выступлениях художники выражали
‘пожелания поскорей перейти OT декла-
‚раций насчет важности работ по офор-
млению выставки = к делу.

ОТЧЕТНАЯ ВЫСТАВКА
МОСКОВСКИХ ЖИВОПИСЦЕВ
	Во второй половине января в Централь-
ном выставочном зале Всекохудожника от-
кроется 6-я отчетная выставка живопис-
ных работ членов московского союза совет-
ских художников. На выставке будут в
основном показаны. летние работы мос-

ковских живописцев.
В жюри выставки вошли художники

А. Герасимов, С. Герасимов, Бялыницкий-
	Бируля,  Иотансон, Крылов,  Врымов,
Родионов, Сарьъян, Шегаль и Шмаринов.

—2o--
	ТЕАТРЫ БЕЗ ДОТАЦИИ
	Творческому росту советских театров 69>
путствует и наблюдающееся из года в ГОД
их хозяйственное укрепление. В 1938 году
в РСФСР работало без государственной
дотации около 20 тедтров. Сейчас Управ-
ление по делам искусств при СНК РСФСР
ведет подготовительную работу к Wepeso-
ду в 1939 году на бездотационную сиете-
му хозяйства еще 20 театров республики.
В конце января Управление по делам HC-
кусств при СНК РСФСР созывает совеща-
ние директоров театров РСФСР, намечен-
ных к переводу на бездотационную рабо-
ту, с директорами театров, уже работаю-
щих без дотации и накопивигих в этом
отношении практический опыт.
	ВЫСТАВКА
ДЕТСКИХ РИСУНКОВ
	4 января в Музее изобразительных ис-
	кусств им. А. С. Пушкина открылась
выставка. детского творчества школьников
Фрунзенского района, посвященная 20-
летию ВЛКСМ. Представлено 100 работ
	(живопись и графика).

11 января состоится просмотр выставки
художниками и присуждение премий 2a
лучшие работы.
	ГИТИС НА
	Три дня продолжалось собрание актива
Государственного института театрального
искусства им. А. В. Луначарского.

Необходимость. обсудить  серьезнейшие
недостатки в работе института назрела
давно. Понятен был поэтому общий ия-
терес. к докладу директора института т. Н.
Лебедева «0 ходе учебного процесса». Но
доклад. никого не удовлетворил. Он был по-
верхностен, в нем не были намечены пу-
ти в исправлению недостатков.

„Новый устав. ГИТИС ставит задачей ин-
ститута выпуск высококвалифицированных
кадров актёров, режиссёров, театроведов
и коллективов национальных театров, а
также научную разработку проблем худо-
жественного воспитания. Все выступавшие
единодушно отмечали, что при существую-
щей постановке учебной и научной рабо-
TH эти задачи невыполнимы.
	ГИТИС должен быть творческим вузом.
Однако система учебы в институте не-
уловлетворительна, более или менее нала-
жено. только преподавание общеобразова-
	тельных дисциплин, преподавание же сп6- у
	циальных предметов (так же, как и вся
учебно-производственная и творческая ра-
бота) остается на втором плане.

В самом деле: четыре года здесь учатся
молодые ‘актеры, но, как правило, перед
зрителем они не выступают. Премьера иг-
рается всего лва-три pasa, Выпускные
спектакли строго «засекречены», и сту-
дентов на, них не пускают. с

Культивируя в ГИТИС творческую раз-
общенность, сохраняя обстановку, при
которой каждый мастер окутывает работу
своего курса «профессиональной тайной»,
дирекция лишает студентов возможности
учиться Ha работе ведущих. мастеров в
	тивой» Шекспи  в Ростовском государственном театре им.
нный артист РСФСР Н, Д. Мордвинов в роли Петруччио и
артист Г. Е. Леондор в роли его слуги
	Фото А. Братолюбова (Фотохроника ТАСС
	RYDCOM в0 главе с педатогом, Точно так же   выпуеку неукомплектованных  коллекти--
	Не делается никаких попыток организовать
систематическое изучение музеев и выста-
	вок (выступления тт. Бейсекова,  Гузея

A aD.).
Выезды на периферию для приемки
	спектаклей режиссеров-выпусокников произ-
водились формально и, как правило, недос-
таточно квалифицированными лицами.
Исключительно плохо организовано p0-
	хождение производственной практики В
московских театрах.
Стабильные ‘программы. утвержденные
	Комитетом, урезываются до неузнаваемо-
сти. На пятом курсе  режиссерекого § a-
культета курсу истории советского театра
было отведено... 20 часов. Учебной частью
запроектировано сокращение в 1939 г:
программ по истории русской и западной
литературы вдвое. 910 решение должно
быть отменено. так как приведет к совер-
шенно недопустимому снижению общего
культурного уровня студентов (выступле-
ние т. Исбаха).

Общий «стиль» работы дирекции нашел
свое отражение и в неумелой организации
учебного процесса’ (путаница с расписа-
нием, частые перестановки лекций) и в
отсутствии плановой подготовки в новому
приему студентов.

В 1937 г. был ликвидирован директор-
ский факультет, что вызвало необходимость
в 1938 г. организации дорогостоящих 91-
ногодичных курсов директоров при ВТО. В
1937 г прием на актерский факультет
вовсе не производился. Bonpec o приеме
актеров в 1938 г. был разрешен 3a 20
дней до испытаний, что сорвало вею пол-
готовительную работу по организации
приема,

Неясность в вопросе © том, должен ли
ГИТИС выпускать актеров-одиночек или
целые коллективы, приводит к неправиль-
	ной организации набора и, в результате, в
	Неумение правильно организовать учеб-
НЫЙ Процесс  лополняется — невниматель-
	ным и нечутким отношением в нуждам
студентов и педатогов. 06 этом горячо гу-
ворили проф. Сарычева, студент Гельман
и др. .

К сожалению, выступление заведующего
театральным сектором ГУУЗ. Комитета по
делам искусств т. Гусева вызвало всеоб-
щее разочаровалие. Сообщения о. кбнкоет-
	ных мероприятиях, намечаемых Вюомитетом
для оздоровления работы ГИТИС, с таким
нетерпением ожидаемого, слелано не было.
Существующие недостатки в работе ГИТИС
В значительной степени `00`ясняются незна-
	зием ГУУЗ ВКИ действительного положе-
	HHA и недостаточным с его стороны вни-
манием к высказываниям работников ин-
ститута.

Такова неприглялная картина состояния
ГИТИС, выяснившаяся на активе.

Тов. Лебедев огласил тревожные цифры
систематических опозданий и  прогулов
студентов. и части педагогов; однако на-
стоящей борьбы с прогульщиками лирек-
ция не вела.

Работа ГИТИС нужлается в немедлен-
ном коренном улучшении. Недопустимо, что
в творческом вузе вопросы творчества ока-
зываются второстененными, научная рабо-
Т& не ‘развернута, учеба оторвана. от про-
изводотва. ГИТИС должен, наконед, полу-
чить соответствующее учебно-театральное
помещение, тде бы он мог разместить 700
учацихея в одной смене (чтобы в осталь-
ную половину дня организовать  индиви-
дуальные занятия). и организовать систе-
	матический показ профессионально-закон-
ченных, ох спектаклей,

Е. МАЙДАНСКИЙ,
	студент Ш курса’ режиссерского фа-
культета,
	* «Советское искусство» Ne 170, 24 декабря
1938 г.
	  Уполномоченный Главлита Б—1253. _
	р ES a eaten rsa pcre?
Адрес редакции: Москва, Страстной бульвар, 11. Тедефон 3-42-45, Прием об’явлений: Петровка, 10, 2-Й эт., пом, 53, тел, К 1.90.85. 4
	Типография газеты «Индустрия», Москва, Цветной бульвар, 30,