40 января 1939 г,, № 5 (585)
	у «СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО» __ = nr
					«Вечер на Волге». Картина художника А. Морозова
omo
	Учебники по истории
музыки
	До сих пор У нас нет принятых и ре-
комендованных учебников по историн му-
зыки. Это очень тяжело отражается на по-
вседневной учебной работе и тормозит
культурный рост нашего студенчества.

Еще в 1936 г. бывший Музгиз заключил
ряд договоров с бригадами и отдельными
авторами на создание учебников и учеб-
ных пособий по курсам ‘истории музыки.
Однако, как известно, ни один из этих
учебников пока He вышел ‘из печати.

Совещание по вопросу об учебниках для
художественных вузов, созванное недавно
председателем Комитета по делам ис-
кусств при СНК СССР т. Назаровым, со
всей остротой подчеркнуло необходимость
быстрейшего выпуска хоронтих учебников
и учебных пособий по всем ответственным
дисциплинам. Подытоживая результаты
совещания, т. Назаров указал на особую
политическую, государственную важность
создания учебников по таким предметам,
как история музыки, которая интересует
СЕЙЧАС не только специалистов, но и каж-
дом культурного тражданина СССР. Со-
вещание постановило в кратчайший срок
пересмотреть планы издательства «Искус-
ство», дополнить и исправить их с тем,
чтобы максимально активизировать работу
над учебниками, -

На-днях Главное управление учебных
заведений Комитета по делам искусств
пригласило специалистов музыковедов для
пересмотра тодового плана книжной ре-
дакции музыкального отдела издательства.
План 1939 г. пересмотрен и дополнен;
установлен строгий график выпуска учеб-
ников и учебных пособий по истории и
теории музыки. Результаты всей прове-
денной работы оказались весьма поучи-
тельными. Их необходимо проанализеро-
	вать во избежание дальнейших промахов.
	На совещаниях выяснилось, что учеб-
ников и учебных пособий по истории му-
	зыки пишется гораздо больше, чем пред-
	полагалось. я

Издательство, которое до 1939 т. не вы-
пустило ни одного учебника, теперь долж-
но выпустить около десятка различных
	‘учебников и учебных пособий по истории
музыки. Перечислим те из них, которые
	заканчиваются ‚, авторами в 1939 г. Для
училищ создаются «краткие курсы»: проф.
С. Л. Гинзбурта (история музыки наро-
дов СССР), бригады проф. В. М. Беляева
(история музыки народов ОССР), проф.
В. Э. Фермана (история новой западноев-
ропейской музыки). Для общих (и отча-
сти специальных) курсов консерватория
предназначаются: учебник бригады проф.
М. С. Пекелиса (история русской музыки
до Чайковского включительно) и очерки
бригады проф. В. Э Фермана (история но-
вой западноевропейской музыки).

Для специальных курсов консерваторий
и для педагогов музыкальных училим со-
вдаются: учебник бригады проф. А. В. 0с-
совского (история музыки народов СССР,
1-й том выйдет в 1939 г.). учебное пособие
	1A
	проф. Р. И. Грубера (история музыкаль-
	ной культуры до конца XVI века) и
учебник проф. Т. Н. Ливановой (история
западноевронейской музыки до революции
1789 г.). Нсть и еще ряд учебных посо-
бий. Но думается, что и перечисленного
достаточно, чтобы представить всю натря-
женность издательского плана на 1939
тод: названные учебники (кроме двух
первых) вошли в график 1939 г., так как
авторы на совещании клялись, что сдадут
рукописи в срок.

Позволительно, однако, будет все же
высказать некоторые ‘опасения относитель-
но реальности такого обширного плана.
Опыт последних лет показал, что почти
все авторы учебников постоянно запаз-
дывают со сдачей рукописей в срок; из-
дательство же работает медленно,

При таких темпах многие учебники не
будут закончены, а законченные не ©мо-
тут выйти во-время из печати. Те обя-
	зательства, которые взяты теперь нами —
	авторами, издательством, ГУУ, — нала-
тают на нас огромную ответственность.
Они могут быть выполнены только при
напряженной совместной работе, только
при максимальной рационализации труда,
строгой экономии сил и продуманном от-
боре материала. Постановление  Совнарко-
ma CCCP, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС об упоря-
дочении трудовой дисциплины показывает,
как мы должны ‚работать. Музыкальная
общественноеть должна организовать стро-
тую проверку выполнения издательского
плана,

Мы ждем. что Комитет по делам искусств
	окажет  всемерную помощь авторам
учебников. Сами авторы должны   всяче-
Chu облегчать труд издательства, тща-
	тельно и быстро работая над рукописью.
Издательство «Искусство» сможет спра-
виться с большим планом 1939 г. лишь в
том случае, если очень «подтянется» и не
будет рассчитывать только на. собствен-
ную полиграфическую базу. :

_ Ho это не все. Нужно сделать опреде-
ленные выводы из первого опыта работы
над учебниками, Приходится признать,
что эта работа не была подчинена © са-
MOTO начала единому плану. Отсюда—не-
рациональная трата сил, исключительно
тяжелая загрузка некоторых авторов и
	редакторов. создание колоссальных бригад,
	разбухание плана. Отсюда 05060  на-
пряженный трафик 1939 г. Отсюда это
	«внезапное» появление большого количе-
ства учебников сразу. Следует сказать,
однъко, что в плане вовсе отсутствуют
учебники по ряду важных разделов курса.
Так, нет учебников по истории западно-
европейской музыки до ХХ в. для музы-
кальных училищ и общих вузовских кур-
сов, учебников по истории русской музы-
ки после Чайковского для специальных и
общих курсов высших учебных заведений,
Важнейшая задача—в возможно более ко-
роткий срок восполнить эти пробелы.
		Т ЛИВАНОВА
	Ото мешает борьбе за укрепление
трудовой дисциплины
	на 50—60 проц. Оркестры фактически &
театром не связаны; Труд их не норми
рован, и за каждое свое «отдельное» вы-
ступление оркестранты требуют у дирек-
ции театра особой платы. :

На совещании приводились возмути-
тельные случаи  разбазаривания государ-
ственных средств. Многие постановщики, и
художники ‘совершенно неё считаются ©
реальными возможностями театров и CdH-
тают, что чем больше дорогостоящих ма-
териалов они употребят на постановку,
тем выше будет художественный уровень
спектакля. Говоря о таких постановщиках
и художниках, В. И. Немирович-Данченко
как-то заметил, что они очевидно начнут
воздвигать на сцене настоящие много-
этажные дома.
	Директор Камерного театра т. Зубцов
привел в своем выступлении ряд вопию-
щих случаев нарушения производствен-
ных интересов театра ведущими актерами.
Так, артисты Новлянский и Федоров, броб-
сив театр, уехали на кинос емки.
	Очень много говорилось на совещаний,
о своеобразной позиции ряда профсоюз-
ных организаций препятствующих под-
линно большевистской борьбе дирекций
театров с нарушителями трудовой диеци-
плины. Директор Современного театра тов.
Зусманович рассказал о том, что уволен-
ного летом 1988 г. за прогул актера До-
бронравова пришлось восстановить на ра-
боту по настояниям областного комитета,
союза Рабис. Уволенного за явку на спек-
такль в пьяном виде актера Бауэра
пришлось в конечном счете восстановить,
уплатив ему за все «прогулянное» время.
Тот же Бауэр 2 января 1939 г. не вышел
на работу; о своей болезни он не преду-
предил дирекцию театра.

В своем заключительном слове т. Фрум-
кин указал на. необходимость разработки
театрами точного календарного плана ра-
бот над выпуском спектаклей. ‘Это помо-
жет определить степень загрузки каждого
работника театра.
	В десятидневный срок все театры дол-
жны разработать на основе типового про-
екта «Правила внутреннего распорядка» и
представить их па’ утверждение в отдел
искусств при Моссовете. Тов. Фрумкин
сообщил, что в ближайшие дни между от-
делом искусств и Мособласткомом Рабис
будет подписано новое соглашение, регу-
лирующее условия работы в творческих
и подсобных цехах театров,

и. М
	8 января в отделе искусств при Мос-
совете состоялось совешание представите-
лей московских театров, посвященное ук-
реплению трудовой дисциплины. Тов.
Фрумкин в своем докладе говорил о на-
рушениях производственной дисциплины,
приводящих к снижению художественного’
уровня спектаклей. В. театре Ленсовета
актриса Дежурнова выехала из Москвы
без разрешения дирекции театра. Актриса
Театра революции Альтовская позволила
себе отказаться от непонравившейся ей
роли. ‘Только в виде исключения можно
встретить в московских театрах дежурных
режиссеров, следящих за тем, чтобы худо-
кественный уровень спектакля не CHH-
жался. Как правило, наблюдением за по-
вседневной игрой актеров в текущих снек-
таклях, вводом новых актеров в театрах
никто не ванимается.
	В ряде театров имеются штатные ре-
жиссеры, неё поставившие в течение года
ни одното спектакля. Большое количество
актеров (в том числе и ведущих) не за-
тружено. «Правил внутреннего распоряд-
ка» нет почти ни в одном театре. Также
почти нигде нет точного учета загрузки
актеров и рабочих подсобных цехов.
Сплошь и рядом актеры разрешают себе
отказываться от ролей в спектаклях. если
им не нравится пъеса или режиесер-по-
становщик. Работа актеров на стороне —
в кино, на эстраде, — никогда не согла-
совывается с производственным графиком
театра и очень часто приводит к прямо-
му нарушению производственных интере-
сов. театра. Только два театра — театр
Ленинского комсомола и театр им. Ермо-
ловой добились безотказного. участия ак-
теров «второго и третьего положения» в
массовых спенах и эпизодических ролях.
В остальных театрах Моссовета актеры
считают для себя зазорным участие вэпи-
‘волах или в массовых выходах.
	Hime слабее производственная дисципли-
на в оркестрах театров. Как правило,
оркестранты работают по’ совместитель-
ству в нескольких предприятиях. B Tear-
ре оперетты оркестранты зачастую He вы-
ходят на работу, присылая вместо себя
никому в театре неведомых «ваместите-

тей».
	По докладу т. Фрумкина развернулись
оживленные прения. Директор МТЮЗ тов.
Шагаев указал, что в тватрах непол-
ностью загружены работой и актеры и
рабочие подсобных цехов. Последние ча-
сто бывают загружены не больше, чем
	работа в цирках
	должного интереса к партинной работа я
разъездных цирковых коллективах, А м.
жду тем, актеры выдвигают ряд. Вода
ваконных требований к партийной ори.
зации. Растет тяга артистов. цирка в 1,
тию. Недавно приняты были в грушу го.
чувствующих артисты коллектива №}
тт. Феонов, Вязовская, Зверев, Пямахуи,
Очень сложным вопросом для артисту
цирка, встулающих в: партию, являет
подыскание рекомендации, Коммунисты
управления сиаошь и рядом отказывали
давать рекомендации в партию akrepry
раз’ездных коллективов, ссылаясь ва т,
что, мол, они. не в состоянии следить 34
их производственной и общественной рабо,
той. До сих пор коммунисты и ко»
мольцы, состоящие в цирковых трупом
и’ находящиеся Ha временном учете, 1
ставлены ‘в. нёлепое положение, Henrsy
комсомольцы коллектива № 2 в0 Шри
тастролей в Харькове поручили своу
комсоргу т. Бочаровой получить в Лем.
ском райкоме Харькова билеты на т,
тическую конференцию молодежи, Ilo a
райкоме Бочаровой ответили: «Вы ут
на временном учете, и билеты дадим; в
ли останутся.... .

С тех пор! как опубликовано постано
ление ЦК Вит) «О посталовке партий
ной пропаганды, в связи © выпу
«Краткого курса истории ВКП(б)», ни одна
из цирковых коллективов не был обесль
чен квалифицированной консультацией п
истории партии. А. ведь многие артисты
работают над теоретическими вопросам
самостоятельно и крайне нуждаются з
помощи.

Совершенно нетерпимо, что до сих п}
не решен вопрос о партийном руководоти
раз’ездными цирковыми коллективами,
	В ЛОНТЕВ
	Партийная
	В советском цирке идет большая твор-
сл мА oP PT UIT. SS
	Дт Зоо а РУ АЕ, УТС

ческая перестройка. Созданы постоянные
художественные коллективы, подчинен-
ные единому ` художественному руковод-
ству. Это кладет конец так называемой
конвенерной системе, которая долгое вре-

мя существовала в цирках. Она отрывала
артистов от коллектива. Проработав. 12

дней в одном цирке, артист переезжал B
другой. Отработав ‘свой номер на манеже,
он переставал интересоваться дальней-
шей судьбой цирковой программы. Такая
система тормозила политико-воспитатель-
ную и пропагандистскую работу среди ар-
тистов цирка. Ведь не случайно, что сре-
ди всей цирковой молодежи {а именно
молодежь составляет большинство работ-
ников цирка) насчитывается всего... 30
комсомольцев.

В коние 1938 г. создано пять цирковых
коллективов, Каждый из них гастроли

рует в одном из городов страны в тече-
ние 40 дней непрерывно. Эти коллективы

обслужили уже зрителей Одессы, Харь-

кова, Курска, Тулы и Воронежа.
Как осуществляется политическое руко-

волетво. в этих коллективах?
	Партийная организация Центрального
управления государственными  цирками
об’единяет 53 коммунистов. А вот кто из
партийцев-актеров  раз’езжает © творче-
скими коллективами, секретарь парткома
т. Королев... не помнит. Партийная орга-
низация Центрального управления вообще
проявляет глубочайшее равнодушие к но-
вым коллективам. Партком до сих пор не
определил, каково должно быть строение
парторганизаций этих передвижных трупп,
Коминтерновский райком партии г. Москвы,
на территории которого находится Упра-
вление WHDKAMH, также не проявляет
	На комсомольской конференции
	влечь к Участию комсомольские ортанлаь
ций театров других районов? Это был
	‘бы очень полезно.
	Исполняющий обязанности секретаря
Свердловского райкома ВЛКСМ г. Москвы
т. Дорфман докладывал два часа. С три-
буны конференции обильно сыпались свод-
ки ‘0б «охваченных» учебой, приводились
фамилии молодых ученых, стахановцев, ар-
тистов. Докладчик не постеснялся отнести
к заслугам райкома то, что комсомолка
артистка Большого театра т. Боголюбская
исполняет ведущую роль в балете «Кав-
казский пленник»...

Около 70 процентов комсомольской ор-
танизации района составляют молодые о0-
ветские интеллигенты, но докладчик бук-
вально ничего не сказал о работе райко-
ма с советской интеллигенцией И это нё
случайно. Секретарю райкома было ска-

зать нечего.
В районе много театров, в том числе та-

кие, как ГАБТ, МХАТ, Театр им. Ленин-
ского комсомола и др. Как райком рабо-
тал с театральной молодежью?

Ни одного серьезного примера, свиде-
тельствующего о положительной деятель-
ности райкома в этой области, докладчик
не смог привести. Заявление же т. Дорф-
мана о том, что «комсомолка солистка
Большого театра т Лепешинокая  про-
являет глубокий интерес к философии», —
	конечно, не исчерпывает этой важной

темы,
Как театральная молодежь овладевает
	большевизмом, как изучает она «Краткий
курс истории ВКП(б)» райком попросту
не знает.

Не в пример докладчику  содержатель-
но и дельно выступали делетаты конфе-.
ренций. ‚д

Комсомолка актриса МХАТ т. Георги-
евская говорила с моральном облике мо-
лодого актера. Она обвиняла ВТО и Клуб
мастеров искусств в том, что они не ор-
танизуют досуга молодых актеров,

— Разве нельзя организовать творческий
вечер молодого актера, показ творческих
	успехов молодых работников  театра и при-
	Цартийная организация московского сою-
за советских художников устроила 29 де-
кабря лекцию «О роли личности в исто-
рии». Лекция состоялась в большой ауди-
	тории Политехнического музея, читал ее

кандидат философских наук т. П. С. Че-
ремных. Лекция вызвала необычайный ин-

терес среди художников Москвы. Большой
зал Политехнического музея был перепол-
	Смыел и цель искусства заключались,
прежде всего, в помощи, которую оно при-
носило человеку в его борьбе с грозной
силой непобежденной стихии.
	Народная фантазия подвергала художе-
ственной обработке представление и позна-
ние природы и человека. Усложнившиеся
формы человеческой идеологии порождали
бессмертные ‘произведения, в которых 0т-
ражались чувства, страсти, предрассулки
и фантазия народа.

Цервоначально искусство возникает как
коллективное устное творчество. Лишь
дальнейшее разделение труда привело к
TOMY, что талант концентрировалея в от-
	ne индивиде («Немецкая  идеоло-
Гия»).

Эта замечательная по своей  последо-
	вательности и глубине теория основопо-
ложников марксизма часто извращалась,
Учение Маркса и Энгельса о первобытном
	искусстве переносилось на искусство
сложного классового общества,

В своё время Энгельсе в письме к
	Бюху от 21/ЛХ 1890 г. предостере-
гал против тех «марксистов», которые
«иногда придают большее значение эконо-
мической стороне, чем следует». Coner-
ское искусство на себе познало врел тако-
	го поверхностного, примитивного, вульгар-
ного социологизма.
	Часто критика различных теорий пм-
исхождения искусства велась не с марк-
систеких, & с вульгарно-сопиологических
позиций. Особенно это относится к теорпи
Плеханова, которая носит название <«тео-
рии игры». Теория итры не была ориги-
нальной теорией Плеханова. Еще в начале
ХУШ в, аббат Дюбо писал, что искус-
ство появляется оттого, что человеку от
рождения присуща любовь к наслаждению

и игре. У Канта это выросло в известное
определение: искусство есть игра, т. 6.

«занятие, которое приятно само по се-
бе». Более детальное развитие эта теория
получила у Шиллера в его «Письмах 06
эстетическом воспитании человека».
	Ilo этой теории склонность к украше-
чиям и играм присуща человеку от po-
ждения, —— человек украшает себя, игра-
ет OT избытка сил, и так зарождается
искусство. Эта же теория лежит в осно
	ве ъниги Эрнста Гроссе («Происхождение
искусства»). Плеханов повторяет эту тео-
	а РОТ, ТТ “am

рию. Она связана © неправильным пред-
	Вопросами быта комсомольские органе
зации тёатров ’ ванимались очень мало,
Этим, несомненно, пользовались враги. On
пытались разлагать молодых работников ‹
искусств. Наглядным примером этого и \
гут служить ‘факты ‘из практики работы
комсомольской организации театра mM
Ленинского‘ комсомола, привеленные №.
конференции.

Секретарь комсомольского = комимы
ГАБТ т. Потанина привела немало при
меров того, как райком комсомола упорн
отмахивалея от руководства театральнымя
организациями. Райком «руководит» глаз
ным образом по телефону. Не’ было м
одного случая, когда бы райком  созвм.
секретарей комсомольских комитетов те
тров и побеседовал с ними по творческих
вопросам, поставил перед ними конкре“
ные задачи с учетом специфики театра.

Нельзя, говорит т. Потанина. приходит
в комсомольскую “бртанизацию театра и
только агитировать; «выдвигайте моло
дежь». Помощь нужна конкретная, дело“
вая.

На конференции приводились факты гру*
	бого зажима самокритики.
	О загрузке рабочего времени в театрах
	Я. Л. Леонтьев, директор Малого театра
А. Я Шумилин, директор Центрального
театра для детей В. Ф. Дудин, представи-
тели репертуарных частей и месткомов
союзных театров. ^

Участники совещания единодушно при-
знали чрезвычайную актуальность и важ-
ность разрешения вопросов, поставленных
на обсуждение Театральным управлением
Комитета по делам искусств. Однако пло-
дотворному обсуждению их на данном
заседании помешало то обстоятельство, что
дирёктора и представители месткомов те-
атров оказались неподтготовленными К
обсуждению и не смогли выступить с кон-
к®етными материалами, Это вызвало не-
обходимость отложить обсуждение вы-
двинутых вопросов по существу до еле-
дующего заседания, назначенного на
	15 января.
	Постановление СНК СССР,`ЦК ВКП(б)
и ВЦСПС о мероприятиях по упорядоче-
нию трудовой дисциплины выдвигает пе-
ред руководителями и общественностью
наших театральных предприятий ряд
практических организационных проблем,
касающихся затрузки рабочего времени в
условиях творческой работы театрального
коллектива.

8 января у зам. начальника Управле-
ния театрами Комитета по делам искусств
тов. А. А. Гольдмана состоялось первое
совещание, посвященное обсуждению во-
просов нормализации труда и загрузки
рабочего времени в союзных театрах. В ©0-
вещании, задачи которого сформулировал
в своем вступительном слове А. А. Гольд-
ман, приняли участие директор МХАТ
СССР им. Горького Я. И. Боярский, и. 0.
директора Большого театра Союза ССР.

Первые
	На одном из совешаний московского ак:
	тива комсомола т. Потанина выступила в
критикой работы Свердловского райкома
по руководству театральными  органйза
циями На следующий же день т Пота.
нина была срочно вызвана к 6. а.
РК ВЛКСМ Мелихову, который в течени
40 минут распекал ее за критику.
	В решениях районной комоомольской
конференции большое внимание уделено
работе с художественной интеллигенцией,

пленум райкома избраны комеомоль
цы -— работники тватров тт. Потанина &
	Лепешинская (ГАБТ), Георгиевская и Вуд
рявцев (МХАТ).
А ВЕСЕЛОВ
	нен. Присутствовало больше 500 худож.
	КОВ.
	успехи
	циплины артисту Аркадьеву, работникам
сцены Молочному и Везеротлу. Сделаны
замечания артистке Егоровой, техническим

работникам Ефименко и Алтухову.
	Большая  воспитательно-раз яснительная
работа проведена в Театре музкомелии.
Трудовая дисциплина в театре резко под-
нялась. За первую шестидневку января
зарегистрирован один случай опоздания
на работу. Это был хорист Бразуль. .
	Театрам необходимо продолжать систе-
матическую работу по укреплению трудо-
ВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
	Киев.

А. ЯГНЯТИНСКИЙ
	Постановление СНК Союза ССР, ЦВ
ВКП(б) и ВЦСПС о мероприятиях по упо-
рядочению трудовой дисциплины вызвало
большой под’ем в киевских театрах.
	Резкий сдвиг в укреплении труддис-
циплины наблюдается в Театре  Крас-
ной Армии. Раньше здесь часто на-
блюдались опоздания на репетиции и да-
же прогулы. Сейчас таких нарушений
трудовой дисциплины стало гораздо мень-
ше, но полного перелома еще нет. За по-
следние дни в театре отмечено несколь-
ко фактов нарушения трудовой дисциили-
ны. Приказом по театру от 5 января об’-
явлены выговоры за нарушение: труддис-
	К ласси
	Лекции для художников
	Сегодня парторганизация союза cont
ских художников организует в этой #9
зудитории Политехнического музея лекцию
тов. Ем. Ярославекого. Тема лекции —
«Распространение марксизма в России й
	борьба группы «Освобождение труда» 61%
родничеством».
	отавлением Плеханова © ‘том, как 603%
ние человека отображает об’ективвый ит) \

Плеханов полагал, что сознание №.
отображает мир, а изобразкает его в ул»!
ных знаках, символах и иеротлифах.

Поэтому искусство человека, его 0.
зы — 510 не отображение жизни, 88.
изображение в каких-то условных вата
линиях, формах. Эта теория ob scnitt
происхождение искусства не BB COUR
ных трудовых процессов. а из биологи
ких, врожденных наклонноетей челов».
Она снижает идейную силу. искусства.

Но огрекаясь от Плеханова, mane rene
тики об’ясняти искусство только социыы
но-экономическими причинами.

Имела ли значение в славе Шаганти
го врожденная музыкальная одареняоть
совершенство его руки? Смешно был М
отрицать это. Современная критика ча
игнорировала это условие художествении
творчества. Однако марксизм высжел
теории, которыв видели в биологически
чертах человека какие-то вечно суще”
вующие неизменные предпосылки, пер
начально богом подаренные человеку. TM
лант не был присущ человеку, котла ®
обладал примитивным животным сознании
‚Это качество сознания стало врождениый
качеством человека, когда в процессе т!
да человек творил свое мышление,

Рука Паганини, как бесценный дар 1
роды и цаследствениости, — в конечий
счете лишь продукт тысячелетнего тру
поколений. Только благодаря труду <
ловеческая рука достигла той  высий
ступени совершенства, на котомй om
смогла, как бы силой волиебетва, BART
к жизни картины Рафаэля. статуи Ti
	вальдеена, музыку Паганини» (91%

«Роль труда в процессе  очеловечения
обезьяны»).
	Учение Маркса и Энгельса © культе
и искусстве поможет художнику 06098
законы творчества. Зачастую наша те
тическая мысль топчется на месте. Эятет
возмущался, когда слово материалистич
ский служило простой фразой, ком
приклеивали к разным вещам, «не 298%
себе труда заняться дальнейшим 1%
ниви». Учение Маркса и Энгельса 0 1%
исхождении искусства должно быть №
дением к детальному изучению пропохой
	дения театрального искусства, животе!
архитектуры и других вилов искуств
	Л. ФРЕЙДКИНА
	кого состояния человека до эпохи Возро-
ждения. Рисуя картину развития челове-
чества от дикости и варварства к зачат-
кам цивилизации в книге «Происхожде-
ние семьи, частной собственности и госу-
дарства», Ф. Энгельс доказывал, что появ-
ление искусства связано с трудовыми про-
цессами.

`Вдумчивый анализ художественных про-
изведений («Илиады» и «Одиссеи» Гоме-
ра, «Орестеи» Эсхила, средневековых ры-
цареких песен, сказаний о Нибелунгах)
привел Энгельса к выводу о связи искус-
ства © борьбой человека с природой в ее
различных проявлениях и © борьбой вну-
три общества,

Первые художественные образы, создан-
ные человеком, первоначально вплетались
В «язык реальной жизни» и порождались
ею. Индийские племена свой культ при-
роды и стихии образно выражали в ми-
фах, танцах и играх. Развитие греческой
мифологии Энгельс связывал © родовым
греческим строем, а богов и полубогов
мифов — с культом природы у греков. Он
утверждал, что расцвет греческого искус-
ства связан с рабским трудом. р

Читая «Орестею» Эсхила, Энгельс уви-
дел, что она отражает определенный этап
человеческой истории, когда происходила
борьба между отцовским и материнским
правом («Происхождение семьи»).

В первобытном обществе связь искус-
ства © трудом непосредственна п нагляд-
па. Занятия охотой порождают охотничьи
мотивы орнамента и поэзию, вроде:
	Венгуру бежал быстро,
А я еще быстрей.
Кенгуру был жирен,
Hog ew ег
	И Макси
	о происхождении искусства.
	кусства и его развитие в человеческой
истории. Прогрессивные тенденции антич-
ности и французского материализма были
преданы забвению. Понимание искусства,
как подражания природе и действиям лю-
дей (Аристотель), как закрепления опыта
первобытного человека, его каблюдений
над реальной действительностью (Дидро),
категорически отрицалось.

Появившиеся статьи и книги Маркса
и Энгельса, об’ясняющие зарождение
культуры. произвели великий переворот в
	науке 406 искусстве. Энгельс в статье
обезьяны» доказал, что материальные,
	трудовые процессы превратили вертикаль-
вое животное в человека и создали основ-
ные начала культуры в искусства.

Только маркоизм векрыл законы разви-
тия человеческой истории.

Гениальность Маркса выразилась в том,
что он открыл простой факт, извращенный
абстрактными философами: люди должны
иметь возможность жить, чтобы быть в
состоянии «делать историю». Первый по-
лемический довод, который привел Марке
в споре с идеалистической философией, за-
ключалея в том, что человек должен есть,
пить, иметь жилище, одеваться, «прежде
чем быть в состоянии заниматься полиз
THROM, наукой, искусством, религией
ит. д.>?, Первое историческое дело че-
ловека заключается в производстве  необ-
ходимых средств существования. В даль-
нёйшем, ‘удовлетворение элементарных по-
требностей, появление орудий, помогающих
этому, вызывали новые потребности. Из-
меняя природу, развивая материальное про-
H3BOLCTRO и материальное общение, чело-
век изменяет свое мышление, создает свое
сознание.

Разделение труда было первой истори-
ческой предпосылкой возникновения ис-
кусотва. Маркс и Энгельс полтверлили это
	‚примерами из истории искусств — от ди-
	= Ф, Энгельс — В. Маркс. Партиздат.
ЦЕ ВКП(б), 1937. стр. 923.
	Дидро и Шиллер — это вековая полеми-
ка вокруг ‘вопросов происхождения искус-
ства. История учений о происхождении
искусства — это борьба двух полярных
мировоззрений: идеализма и материализ-
Ma.

№ середине ХГХ века — времени в0з-
никновения маркеизма — наука 0б ис-
кусстве находилась в плену у эпигонов
немецкой идеалистической школы, Измель-
чавитие гегельянцы изощрялись в поисках
доволов для защиты исходного гегелевского
пункта — 0 том, что дух, мысль, илея
есть первичное, а действительный мир —
только отражение идеи.

Господствовало ложное представление ©
уире и человеке, которое питалось ил-
люзией о самостоятельности и независи-
мости человеческого’ сознания. Образ мыс-
лей такого философа ‘и ученого, по иро-
кическому замечанию Маркса и Энгель-
$41, напоминал одного молодца, которому
пришло однажды в голову, что люди’ то-
HYT в воде только потому, что ими овла-
дела мыель © тяжести. С точки зрения
такого молодца достаточно выкинуть 910
представление из головы людей, чтобы на-
всегла избавить их от риска утонуть.

Материальный мир превращалея в мир
идей. Реальный мир становился лишь по-
рожлением человеческого сознания.

В теорий искусства это приводило к
утверждению самостоятельности искусства,
его незаинтересованности. Связь искусства
с об’ективной жизнью отрицалась. Творче-
етво 0б’‘яснялось биологическими, врожден-
ными склонностями человека. Эстетиче-
ские учения, претендующие на выяснение
сущноети искусства, плюдили норматив-
вые, догматические ‘предписания;

Основанные на суб’ективных вкусах и
воззрениях их авторов, эти теории созда-
вали 060быв правила, советовали худож-
нику родиться гением и ментореки пред-
	лагали много трудиться. Но они были
бессильны об’яснить происхождение ис-
	* «Немецкая идеология».
	«Прометей» и «Фауст», Бетховен и Па-
ганини, картины Рафаэля и скульптуры
Микель-Анджело, трагический гений Шек-
спира, бессмертная музыка пушкинского
‹тиха — какое чудесное и могучее тор-
жество человеческого духа!

Человек, преклоняясь перед магической
силой искусства, всегда пыталея постичь
тайну его великого очарования, его непо-
стижимой силы. Каждое новое творение
художника воскрешало вечный — вопрос:
почему начал творить Человек? Какие
причины порождают хуложественное про-
изведение?

Чем талантливее было создание худож-
ника, тем сильнее манила к себе нераз-
гаданная тайна человеческого  творче-
ства.

Не случайно, что бессмертные тракта-
TH 0б искусстве появлялись в те эпохи,
когда искусство расцветало с особенной
силой; Так в античном обществе, пробле-
ма происхождения искусства 06 яснялась
 Аристотелем, а эпоха Возрождения поро-
лила гениальный теоретический трактат
Леонардо да-Винчи 06 искусстве.

Пытливый разум человека на протяже-
нии двух тысячелетий создал множество
эстетических теорий, об’ясняющих про-
исхождение искусства. _

Менялись авторы, названия сочинений,
библиотека по истории культуры обога-
щалась новыми томами.

Но решение этого вопроса всегда бы-
лю тенденциозно и стояло в общей связи
< интересами той или иной философской
системы. Если Леонардо да-Винчи в своем
«Грактате о живописи» утверждал, что
искусство — дочь природы, ибо оно по-
рождено природой, TO  аристократически
утонченный теоретик французского клас-
сппизма Буало думал, что искусство по-
является для того, чтобы бмягчить ваф-
варство дикаря, воспитать у него изя

вый вкус Через возвеличение ботов и ге-
рбев:

Аристотель, Платон п Лукреций, Лео-
надо да-Винчи и Буэло, Вазари и 060,
			Искусство, рожденное трудом, помогало
труду. Известно, что трудовые песни не
только отражали трудовой процесс, HO й
помогали ему. Искусство становилось ор-
ганизатором труда,

Познав всю тяжесть непрерывной борь-
бы за жизнь ‘голыми руками, человез
pocuenad каждую свою победу нал mpapo-
ОЙ.
	Ну, мели, мели, мой жернов,
’Ты шуми, мой камень милый,
Сам собой вертись, песчаник,
Помоги мне при размоле!

Чтоб мне. пальцами не двигать,
Чтоб рукой тебя не трогать,
Чтоб рычаг не шевелить мне...