10 января 1939 г., № 5 (589
	А. В. Бакушинский
	Вчера, 9 января, в 10 ча6. утра уме
„/ доктор искусствоведческих наук, проф»
сор. А. В, Бакушинокий. В его лице ту,
дожественная общественность нашей стр.
ны потеряла своего выдающегося предети,
вителя, принадлежавшего к той лучше
части русской интеллигенции, которая 4
первых дней Великой Октябрьской социу,
листической революции активно участь),
вала в строительстве новой,  coBeTcnoy
культуры; Круг научных интересов А, BR
Бакушинского был чрезвычайно широт,
Книги, брошюры, статьи в специальныт
журналах и сборниках, статьи в обще
прессе были посвящены А. В. Бакуши.
ским вопросам истории русского искуссты
ХУШ — начала ХХ веков.
. 0- наших скульпторах, графиках, жив
пиоцах А. В. Бакушиинский написал ря
работ. Все эти работы пронизаны живи,
творческой заинтересованностью в судьбу
советской художественной культуры. Эм
же черты свойственны и многочисленных
работам А. В. Бакушинского, посвящен.
ным советской художественной  промыщь
ленркости, искусству возрожденных Beary
кой Октябрьской революцией центров mp
родного творчества (Палех, Мстера, Хохло
Ma и др.).

А. В. Бакушинский был не только уче
ным, критиком, литератором. Он вел боль.
шую музейную работу сначала в Цветков,
ской, & затем в Гос. Третьяковской талль
рее, где заведывал важнейшим отделом не.
кусства второй половины ХХ — начьц
ХХ века. Он проводил большую педам.
тическую работу в ТГ МГУ, а затем в
ИФЛИ. воспитав целый ряд. молодых с.
ветских искусствоведов,

В лице А. В. Бакушинского от nag
ушел ученый громадной эрудиции, вии.
мательный, заботливый товарищ и человек
кристальной честности, настоящий трах.
данин наней страны.

А, Герасимов, —Ф. — Федоровский,
М. Нестеров, И. Грабарь, К, Юз,
Е. Лансере, С. Герасимов, В. Дом.
гацкий, Б. Иогансон, Д. Кардовский,
0. — Делла-Вос-Кардовская,  Кукры.
никсы (М. Куприянов, П. Крылов,
Н. Соколов). А_ Рыбников, В, Кем
нов. М. Лифшиц, А. Konaénes,
0. Бескин, Н. Соколова, С, Пронин,
Н. Моргунов. 0. Лясновскаяе 3. 35.
	нова, Г. Жидков, А. Гапушкию,
Н. Мнева, Р. Кауфман. А. Ульянин.
ская, A. Лесюк, “С, Доужинин
М. Райхинштейн, М. —Коппанчи,
	М. Нейман, В. Воронов. В, Василек.
ко, В Лазарев, И. Хвойник
	—<—
ПИСЬМО В РЕЛАКЦИЮ
	Прочтя в «Советском искусстве» заметку
о составе художественного совета Сверд»
ловской консерватории. мы He можем 1в
выразить нашего крайнего удивления по
поводу того, что в состав совета не вклю.
чены доценты фортепианного  факультота
С. Бендицкий и Б. Маранц. Работа этих
доцентов (которая нам хорошо павестна)
и их квалификация дают им полное и
неоспоримое право быть членами художе-
ственного совета Свердловской консерва
тории.
- Оценивая по достоинству ‘культурную
деятельность доцентов Бендицкого и №
ранц, мы недоумеваем, чем об’яснить фак
невключения их в состав художественном
совета Свердловской консерватории?
	Заспуженный деятель искусства про-
фессор-орденоносец Г. Г. НЕЙГАУЗ,
профессор-орденоносец ЛЕВ ОБОРИ\
профессор МГК ГРИГОРИЙ ГИНЗБУРГ
	`Жреошшка
	\ 14 января отдел искусств при Моссовет
созывает совещание, посвященное — вопросау
работы с молодежью в московских театрах, 0
докладами о. состоянии и перспективах твор’
ческой работы с молодыми актерами выету+
пят народный артист СОСР Н, П, Хмелев
(Tear им. Ермоловой), народный  aptict
РОФСОР_ А, Я. Таиров (Камерный театр), 9a
служенный деятель искусства И. Н Берсенев
(Театр Ленинского комсомола) и А. А. Але
ксандров (Театр оперетты). Совещание Начнет*
ся в Ц часоз утра в помещении театра им,
Ермоловой,
® В МХАТ OCCP им. Горького состоится
завтра, 11 января, генеральная репетиция спек-
такля «Горе ‘от ума», в течение продолжи-
тельного времени не появлявшегося в репер-
туаре телтра вследствие болезни народного
артиста СООР_В, И. Качалова.

\® Сегодня Государственный оперный театр
им, Станиславского показывает премьеру
оперы Л. В. Отепанова «Дарвазекое ущелье»;
либретто оперы-—Я. М. Галицкого и Л. В. 0те-
панова. В спектакле принимают участие ‘арти-
соты: Воскресенский, Шеглов, Воздвиженская,
Малькова, Ооболевская, Шарова, Васильева,
Любанская, Пучкова, заслуженная вутистка
РСФОР Гольдина, Дипнер, Романова, Росниц»
кая, Мокеев, Попов, Юницкий, Георгиевский,
Гладков и др. Опера поставлена по плану,
утвержденному К. 0. Станиславским, —И, М.
Тумановым и заслуженной артисткой РОФСР
М. Л. Мельтцер. .

\ В спектакль «Безумный день, или же-
нитьба Фигаро» Бомарше в МХАТ OCCP нь
роль Альмавивы введен новый исполнитель-
заслуженный артист РОФСР П. В. Массальский,

® В Московеком государственном театре
Ленинского комсомола одновременно ведутя
репетиции двух пьес: «Мой сын» Гергеля и
Литовского и «Нора» Ибсена,

% Участники театральной‘ самодеятельности
ЦК союза авиапромышленности репетируют в
Театре народного творчества  инсценировку
поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хоро-
110». ,

% Вчера днем в Московском Камерном Te
атре состоялась генеральная репетиция пьесы
Жаткина и Вечоры «Сильнее ‘амерти» («Ма-
рина Страхова»). Премьера будет показана
11—12 января,

*\ В театре им. Ермоловой ведутся репетя-
ции комедии Шекспира «Как вам это понравит.
ся». Художник Шифрин закончил работу над
макетом, композитор Вирюков сдал музыку К
апектаклю.

№ 13 января в спектакле театра им. Вах-
тангова «Шел солдат с Фронта» впервые
выступают новые исполнители ролей: Оемена
Котко — арт. Овердлин и Ткаченко — а .
Гладков. 18 января в спектакле «Без вины ви*
новатые» также выступят новые иосполните-
ли: роль Незнамова впервые играет арт. Абри»
Kocos, Шмаги`— засл, арт, РСФСР Плотников,
Миловзорова— арт. Кольцов,

Ж В Москву приехал Ленинградский театр
комедии под PyKoponoTnom заслужежного APT
ста РСФСР Н. П. Акимова. Сегодня во Двор“
це культуры автозавода им, Сталина театр
показывает спектакль «Собака на сене».

*\ В Центральном театре’ Красной Армия
начались репетиции новой пьесы И. Прутв 0
Красной Армии, Постановка режиссеров, В. П,
Пильдон и П. А Константинова.

w® К юбилею М. П. Мусоргского солисты,
хор и оркестр Всесоюзного радиокомитета го”
товят» написанный композитором акт из Ole
ры «Женитьба»,

ялось — отчетно-выборное собрание
членов секции критиков и  темтроведов

ленинградекого отделения ВТО. В состав 10
вого бюро секции избраны проф, М. В, 0
/ peSparon, проф, А А Гвоздев, проф. И. И,

ллертинский, (0. С. Данилов, 0. Д. Дрейден,

С. Л. Цимбал и М. О. Янковский.

№ Московаким концертным об’единением
принят к исполнению на концертной эстраде
одноактный драматический этюд Ильи Горева
«Связисты» на тему о героизме бойцов
Красной Армии.

& п января, в 5 ч, вечера, в помещения
дирекции Консерватории (ул. Герцена, 18)
назначается общее собрание членов исполии“
тельсокой секции союза советских — композито-

ров, В повестке дня: отчет бюро секции о ра-
боте и выборы нового бюро.
	В номере «0. И.» от 8 января в статье’ «Ве
ликие композиторы ждут...» было ошибочно
напечатано: «В марте будущего года испол:
няется столетие со дня рождения М. Ш

Мусоргского». Следует читать: «В марте теку“
щего года».
	РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
ИЗДАТЕЛЬ: Гос, изд-во «Искусство»
	т. пом. 53, тел. К 1-90-35. Ca
	«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО»
	5 ЛЕТ
ТЕАТРА «КАУЧУК»
	Исполнилось пять лет со дня основания
рабочего самодеятельного театра «Каучук».
Из заводского драматического кружка вы-
рос крепкий коллектив. За последнее вре-
мя театр выступал, помимо Москвы, в
Ленинграде, Ярославле и Ефремове.

Первый спектакль драмкружка «Время,
вперед!», показанный 5 лет тому назад
в клубе коммунальников, провалился. Но
кружковцы, руководимые артистами театра
им. Вахтангова, не упали духом и упорно
учились актерскому мастерству. Следую-
щий спектакль — «Свои люди — сочтемся»,
поставленный засл. арт, РСФСР И. М, Ра-
попортом, был уже значительно лучше и
шел 45 раз. 50 раз шла другая постанов-
ка театра—«Укрощение строптивой», 30 раз
показывал театр свой спектакль «Беспо-
койная старость».
	С каждой новой постановкой рос кол-
лектив. Особенно большие успехи сдела-
ли тт. ОДокучаев, Соловьева, Yraanos,
Дроздов, В 1932 г. смета театра равнялась
тысяче рублей, в 1939 г. она достигла уже
100.000 рублей.

В день юбилея театра президиум ЦК
союза, Я промышленности
провел ‘в клубе «Каучук» торжественное
заседание. ЦК союза премировал лучших
артистов самодеятельного театра и его ру-
ководителей —9 артистов театра; им. Вах-
тангова, проделавших за пять лет боль-
шую работу по воспитанию коллектива.
	Носле торжественной части были испол-
нены отрывки из «Укрощения стропти-
	Вой» и «Беспокойной старости». эрители
	тепло встретили своих любимцев — Дроз-
дова, Соловьеву, Докучаева.
Б ЛЕВИ
		0 PYCCKON TICK:
И НЕЛЮБВИ К КРИТИКЕ
	Есть разные способы отвечать на крити-
ку. Один из самых распространенных 0о-
стоит в том. чтобы стать в гордую позу,
повторить от собственного ‘имени важней-
шие аргументы противника приписывая
их себе, & затем об’явить этого противни-
ка круглым невеждой.
	Мой оппонент И. Моисеев (см. его статью
в прошлом номере «Сов. иск.») не ску-
пится на самовосхваления. Ему, дескать,
одному по плечу сделать то, чего, «несмот-
ря на усилия», не мотли добиться «круп-
ные мастера хореграфии», т. е. найти пра-
вильный путь создания «классических 06-
разпов русского танца» ит д. .
	Попробуем спокойно разобраться в ©у-
ществе вопроса.

Если бы ошибки Моисеева были его ча-
стным делом, о них не стоило бы и гово-
рить. Но он возглавляет Государственный
ансамбль народных танцев СССР. Его по-
становки должны быть образцовыми, так
как по ним равняется вся московская ху-
дожественная самодеятельность.

Моисеев, как и всякий другой балетмей-
стер, безусловно имеет право на обработку
народного танца. Не надо только выдавать
вольные обработки за подлинный фольк-
лор. «Подмосковная лирика», конечно, —
шарж на старую нашу деревню, а не на-
родный танец. «Кадрильная русская» и
«Крыжачок» — тоже весьма свободные об-
работки народных плясок, и в этом сле-
дует откровенно признаться, чтобы не вво-
дить в заблуждение мало сведущего зри-
теля.

Моисеев ‘утверждает, . будто я вообще
против юмора в танце. Но это неверно.
Я говорил. что народному русскому тан-
пу не свойственно снарочитое коми-
кование, и на этом настаиваю. То же от-
носится и к танцам белорусским. Дело не
только в том, что исполнители «Крыжал-
ка» «слишком приседают». Удивительное
дело: Моисеев-теоретик яростно выступает
против того, чтобы «отлуплять» образы
крестьян в танце, а постановщик Моисеев,
ничтоже сумняшеся «оглупил» образы
	белорусских. крестьян. в своем «Крыжачке».
	Моисеев прав в одном — в том, что до
сих пор наши мастера хореграфии не смог-
ли создать русскую пляску. Но причины
этого явления Моисеев так и не понял.
Все дело как раз в том, что они пыта-
лись ее «создать», когда следовало ее

искать и изучать,
	В тех случаях, когда Моисеев, не мудр-
ствуя лукаво, не «создает», а честно вос-
производит народные пляски, ему удается
добиться значительных успехов. Вот поче-
му хороши его «Молдаванеска», «Лявони-
Xa», танец казанских татар.

Моисеев прав, утверждая, что русскому
танцу «свойственны веселый задор, дина-
мика, бурный темперамент». Но выража-
ются эти свойства совсем иначе, чем это
кажется Моисееву.

Не нарочитое бодрячество, а безгранич-
ная удаль, «сокрушительная силища», по
словам Горького, — вот отчего становится
радостно на сердце, вот Что захватывает
зрителя, берет его в полон. когда смотрит
он на лихую русскую пляску.

Каждый народ в своих плясках и пес-
нях рисует свой идеал человека, выражает
свое представление о типическом образе
этого человека, Основные черты . мужской
руеской пляски — удаль, сила и — не
будем бояться этого слова — красота.
Красота-то стоит на первом месте, чего
Моисеев. видимо, не заметил.
	Моисеев почему-то полагает, будто в
своем требовании плавности женского рус-
	ского танца я опираюсь на Сен-Леона.
Ивинг; мол, не видел русской пляски ина-
че, как в «Коньке-Горбунке». Напомню
И. Моисееву, что писал Я. Штелин о рус-
ском народном танце: «С остальными евро-
пейскими народными или  деревенскими
танцами он ничего общего не имеет. Он
состоит не из скачков или. прыжков, а
заключается в изящном и медленном‘ дви-
жении дамы и в частых глубоких сгиба-
ниях и выпрямлениях кавалера или в ето
приседаниях, при которых ноги в коле-
нях быстро вытягиваются и снова сгиба-
ются (присядка. — В. И.)... Дама, сложив
руки крест на крест на груди, скользит
легкими шагами, словно по воздуху, мимо
танцующего перед ней кавалера».
	Это было написано еще в ХУШ веке.
Моисеев, конечно, возразит, что ХУШ век
ему не указ. Позволю себе привести еще
одно свидетельство гораздо более позднето
автора, в чьем знании фольклора трудно
усомниться. Вспомним, как описывает в
своем «Детстве» женскую пляску А. М.
Горький: «Цыганок на минуту остановил-
ся и, подскочив, Мошел вприсядку кругом
бабушки, а она плыла по полу бесшумно,
как по воздуху, разводя руками... Бабуш-
ка не плясала, а словно рассказывала что-
то...»

Как видит читатель, оба эти описания
поразительно совпадают.

К сожалению, незнание истории русского
танца отразилось не только в теоретиче-
ских высказываниях, но и в постановках
Моисеева.

Моисеев утверждает, что «русские тан-
цы, показанные ансамблем, явились ре-
зультатом фольклорных исследований».
Ансамбль, видите ли, снаряжал многочис-
}ленные экспедиции в различные области
РСФСР. Честь ему и хвала! Не сомневаем-
ся в том, что участники этих экспедиций
добросовестно записывали либо заучивали
все, что видели. Но мало ли что они мог-
ли видеть. Отсюда еще не следует, что
все замеченное ими в той или иной де-
ревне есть подлинный фольклор. Сам же
Моисеев признает, что русский танец те-
перь сильно засорен «наносными элемен-
тами». В подмосковных деревнях сейчас
исполнители, ничтоже сумняшеся, BBO-
дят в русскую пляску движения фокстро-
та. В старой деревне мне случалось ви-
деть, как расшалившиеся девушки в рус-
ской пляске делали па канкана. Значит
ли это, что фокстрот и канкан представ-
ляют основные элементы: русской пляски?

Несколько слов о терминологии. Моисеев
меня упрекает в «чрезвычайной наивно-
сти». Ивинг, мол, только потому восстает
против па де-буррэ, что это французекий
термин. Отнюдь не поэтому. Я возражаю
против па де-буррэ потому, что в подлин-
ной русской пляске их нет.

Вопрос о возрождении русской пляски
несомненно очень важен для всякого, ко-
му дорого народное творчество. Говоря о
необходимости развивать ‘этот замечатель-
ный танец, и я и Моисеев ратуем за одно
и то же дело.

К сожалению, вовсе не стремление к

истине руководит Моисеевым, когда он

полемизирует со мной, & нетерпимое от-
ношение к критике, нежелание признать
	свои ошибки.
В. ИВИНГ
	ОТ РЕДАКЦИИ, Считая. что полемика меж-

ду тт. В, Ивингом и И. Моисеевым по во-
просу о русской пляске отнюдь не исчерпала
темы. редакция приглашает. работников хоре-
графического искусства (в частности тт За-
харова, Лопухова, Голейзовского, Щербинина)
высказаться на cTpanEMax «Советского искус-
ства».
	Уполномоченный Главлита Б—1955.
	Ценный
дар
	Депутат Верховного Совета СССР, писа-
тель-орденоносец А. Н, Толстой принес в
дар Литературному музею, в связи с вы-
ставкой «Слово о полку Игореве», подлин-
ное вооружение русского воина ХУ —

У вв.

Большой интерес вызывают боевая коль-
чуга, воинский шлем, колчан с несколь-
кими стрелами и ножны для .меча. Они
сделаны из рыбьей (осетровой) кожи. Эти
исторические реликвии представляют со-
бой большую музейную ценность и будут
украшением выставки «Слово о полку
	Игореве».
—-

Без внимания
	Уже 7 месяцев дирекция Ростовского
театрального училища тщетно добивается
от Управления по делам искуеств при
СНК РОФСР, чтобы оно прислало дипло-
мы для студентов, окончивших театраль-
ное училище. Добиваемся мы также при-
сылки программ по режиссуре, по исто-
рии костюма, указаний по производствен-
ной практике студентов старших курсов
ит д.

Свыше десятка. писем по важнейшим
вопросам работы послали мы в управле-
ние, но ответ получили только на одно
ПИСЬМО.

До 1 сентября 1938 тода училище нахо-
дилось при Ростовском драматическом те-
атре им. А. М. Горького и играло роль
«долгосрочных курсов» по подготовке ар-
тистов вспомогательного состава.
	С сентября 1938 года училище реорга-
низовано. Сейчас — это   самостоятельное
областное учебное заведение.
	К сожалению, училище не имеет посто-
янного помещения. Приходится заниматься

в случайных помещениях, в рабочих клу-
бах ит. д. Из-за этого занятия система-

тически срывались, Только в 1937—1938
учебном году сорвано 1189 ‘учебных часов.
Бывшее руководство Ростовского отдела
по делам искусств ставило даже вопрос о
ликвидации училища. ‘
	Сейчас театральное училище переведено
на 5-й этаж Дома актера. Это — бывший
ресторан. Классы не приспособлены для

занятий. Да и немудрено. Раньше там по-
менались кухня, картофелеочистительная,
	моечная посуды, комната шеф-повара и
т. д. Училище не имеет помещений для
специальных занятий по актерскому ма-
стерству, гриму, физике, химии и военно-
му делу. Нет у нас сценической площадки.
	том же Доме актера (1-й этаж) в
светлых, теплых комнатах находится кон-
тора Нахичеванского пищеторга, ‘ничего
общего не имеющая с Домом актера, но
занимающая вдвое большую площадь, чем
театральное училище... Неужели нельзя
	потеснить ее, хотя бы частично?
	Директор Ростовского театрального
училища Г. САФОНОВ
	==
«ЧОРТОВ МОСТ»
	Московёекий Камерный театр принял к
постановке пьесу Алексея Толстото «Чор-
тов мост».

Пьесу будет ставить народный артист
РСФСР А. Я. Таиров. Оформление спек-
такля поручено испанскому художнику
Альберто.

Роль Руди исполнят Чаплытин. Хмель-
	ницкий; Майка — Дорофеев, Князев; Гар-
ри — Бударов, Горткнекий; Агнии — Бе-
резовская, Ларина; Зигфрида — Ганшин:
	Хунсблата — Ценин, Чернецкий; Блица —
Репнин; Залкинда — Нахимов; Зизи — Им-
берг, Янукова; Азалии — Уварова. Штейн,
Ибрагимова; Фицджеральда — Тихонравов;
Рюббе — Кесслер; Сукаки —Темерин; Пи-
колло—Котляревский; Виктора—Николаев.
	«Орфей в аду» в Московском театре
оперетты, Артистка Лебедева в роли
	Эвридики и артист Началов в роли
Грево
	Фототека
скульптурных
произвелений
	В московском союзе скульпторов ведет-
ся работа по составлению фототеки, в ко-
торую войдут снимки с наиболее значи-
тельных произведений советских екульнп-
торов.

Первый раздел фототеки составят автор-
ские альбомы скульпторов, об’единяемых
MOCCXC; в каждом из них будут снимки
со скульптур, рецензии о работах и т, д.

Второй раздел — альбомы фотоснимков,
разбитые по тематическим группам: порт-
реты; внешнее и внутреннее оформление
зданий скульптурой, парковая декоратив-
ная скульптура, фонтаны и т. д. В част-
ности, собираются фото скульптур, сделан-
ных для Сельскохозяйственной выставки.
	СПОРТ
	Больше внимания
оборонным видам
	спорта

Президиум ЦК Рабис утвердил план
полготовки значкистов по’ комплексам
	«Готов к труду и обороне» по союзу Ра-
бис. По первому комплексу ГТО низовые
коллективы должны подготовить в пред-
стоящем тоду 1.600 человек, по’ второму
комплексу — 50.

Президиум констатировал, что подготов-
ка значкистов среди работников искусств
ваходится в крайне неудовлетворительном
состоянии. Из 72 областных, краевых и
республиканских комитетов союза подго-
товкой значкистов занимались только 13.

Президиум обязал комитеты союза раз’-
яснить всем работникам искусств значе-
ние подготовки значкистов ГТО, как важ-
нейптего политического мероприятия BO
всей физкультурно-массовой работе. Осо-
бое внимание должно быть обращено на
поголовный охват сдачей норм на ГТО
	молодежи, призываемой в 1939 Tory 8
Красную Армию.
Персональная ответственность за вы-
	полненце плана возложена на председа-
телей областных, краевых и республикан-
ских комитетов союза.
	_o-
ПО СЛЕДАМ
	ШИХ
ВЫСТУПЛЕНИЙ
	Состоялось собрание актива ленинград-
ского отделения ВТО, на котором обсужда-
лась статья «Юбилейных дел мастер», на-
печатанная в № 169 «Советского искус-
ства». Доклад ответственного. секретаря
ленинградского отделения Всероссийского
театрального общества т. Канина свелся к
попытке замазать недостатки работы отде-
ления, В своих выступлениях народный
артист РСФСР Б. А. Бабочкин, заслужен-
ные артисты РОФОР Л. С. Вивьен, С. 9.
Радлов, С. Л. Матарилл и другие резко
критиковали деятельность ЛенВТО и внес-
TH ряд предложений, имеющих целью пре-
вратить его в подлинно творческую ор-
танизацию Собрание признало выступле-
ние «Советского искусства» правильным и
своевременным, Вынесено решение о созы-
ве ленинградской конференции членов
театрального общества для избрания ново-
го президиума и для устёновления путей’
дальнейшей работы ЛенВТО.

2 *

Общее собрание работников Ленинград-.
ской государственной эстрады обсудило
статью «Прекратить разбазаривание госу-
царственных средств», помещенную в
№ 172 газеты «Советское искусство». Со-
брание признало выступление «Советского
искусства» совершенно правильным и
своевременным.
	Приняты решения, ведущие к ликвида-
ции указанных в статье недостатков в
работе Ленгосэстрады, _
	репертуара, в частности пьес, которые
можно было бы играть параллельно...
Кажется, ясно?!
	Когда Орлов в Овчининская в самый
тяжкий момент, хлопнув дверью, ушли
из театра, Прокуронов не осудил их. Нет,
он принялся с редкой энергией приводить
в покорность строптивых актеров.
	Дело дошло даже до такой просто под-
халимской резолюции:
	«Коллектив выражает художественному
руководству. — В. А. Орлову и М. И, Ов-
чининской — полное доверие, считая, что
их творческие установки и практическое
осуществление единственно правильны и
полностью соответствуют установкам пар-

тии и правительства в вопросах ^ искус-
ства»,
	А затем была избрана депутация из
пяти артистов, воторая направилась на
квартиру художественных руководителей

«для вручения коллективной просьбы о
возвращении в театр».
	Депутация добралась только до перед-
ней. Hansme ее не пустили, Вышел кто-
то из домочадцев и, вытесняя непрошен-
ных гостей на лестницу, ‘сказал:
	— Василий Александрович очень занят.
На том дело и кончилось, и театр по-
прежнему пребывает -B простое...
	Москопромсовет решил взыскать в Про-
куронова выплаченную им себе премию.
ожалуй, маловато! Надеемся, что по ходу
событий с него взыщут и за летние га-
строли, и за двухмесячный простой, и за
полный развал молодого, жизнеспособно-
	го театра,
om Esr. BEPMOHT
	Фото С. Шингарева
ой
	«Самсон и  Дапила» Сен-банса в

Свердловском театре оперы и балета

им. Луначарского. Артист М, И. Бой-
ко в роли Самсона `
	OO 0
	Реорганизация
_ театра
им. Вахтангова
	Комитет по делам искусств при
СССР отозвал директора Государственного
театра им. Вахтангова т. Е. Н. Ванвеву в
распоряжение Комитета. Директором Госу-
дарственного театра, им. Вахтангова назна-
чен т. Я. Ф. Рыжакин. Комитет по делам
искусств предложил т. Ванеевой сдать, &
т Рыжакину принять дела в 10-дневный
срок.

Главным режиссером театра им. Вах-
тангова назначен народный артист РОФСР
т. Р. Н. Симонов.

Комитет по делам искусств реорганизо-
вал также художественный совет театра
им. Вахтангова в. совещательный орган
при директоре теалра. Утвержден новый
состав художественного совета. .

В состав совета вошли: народный ар-
тист СССР Б. В. Щукин, народный ар-
тист РСФСР Р. Н. Симонов, заслуженные
деятели искусства Б. Е. Захава и 0. Ф.
Глазунов, заслуженные артисты РСФСР
А И. Горюнов, В. В. Куза Н. П. 0Ох-
	лопков, П. Л. Мансурова и А А. Орочко.
	Директору театра им. Вахтангова т. Ры-
жакину предложено к 20 января предста-
вить на рассмотрение Комитета по делам
искусств при СНК СССР проект структу-
ры театра и репертуарный план на
	1939 год.
	„Юбилей
Н. А. Фриде
	10 января исполняется 80-летний юби-
лей бывшей артистки оперы. Нины Алек-
сандровны Фриде. Ученица Петербургской
консерватории по классу профессора
Ирецкой, затем Дюпре и знаменитого
Маркези в Париже, Н. А. Фриде в 1884 г.
была принята на сцену Мариинского те-
атра. За 23 года ‘работы она исполнила
59 ролей в 58 операх. Кроме того, она бы-
ла известна как блестящая концертная
певица. Многие композиторы высоко цени-
ли исключительный талант Н. А. Фридь, о
чем свидетельствуют отзывы А. Г. Рубин-
штейна, Гуно и Тома. От Римекого-Корся-
кова она хранит фотографическую карточ-
ку с надписью «идеальной Любаше».

В настоящее время Н. А. `Фриде являет-
ся единственной из оставшихся в живых
участниц ряда прижизненных постановок
опер Чайковского, который очень ценил ее
талант. В его операх она исполняла роли:
Ольги, няни и Лариной в «Евгении Оне-
гине», Иоанны в. «Орлеанской деве», Лю-
бови в «Мазепе», княгини в «Чародейке»,
Миловзора, Полины и графини в «Пиковой
даме». При возобновлении «Опричника»
Н. А Фриде была поручена трудная и
неблагодарная роль Басманова. Во всех
этих ролях она умела создавать прекрас-
ные образы. т

Давно оставившая службу в театре,
Н. А. Фриде после Октябрьской революции
вновь вернулась к работе в качестве про-
фессора Петроградской консерватории. Впо-
следствии, поселившись в г. Луге, она
преподавала в местном педтехникуме, в
музыкальной школе и детских домах. На
специальных курсах она готовила инструк-
торов-вокалистов из колхозниц, команди-
руемых в зимнее время на эти курсы.

Отмечая славную юбилейную дату ее
жизни, мы горячо приветствуем Нину
Александровну и ценим ее, как крупную
артистку, сыгравшую видную роль в исто-
pun русской оперы.
	«СМЕРТЬ ПАЗУХИНА»
в МХАТ
	МХАТ перенесены на сцену репети-
ции спектакля «Смерть Пазухина» Салты-
кова-Щедрина. Роль Пазухина-сына пору-
чена народному артисту Союза ССР И. М.
Москвину и заслуженному артисту РСФСР
С. К. Блинникову, роль Пазухина-отца —
заслуженному артисту РСФСР А. И. Чеба-
ну. Роль Фурначева играет народный
артист Союза ССР М. М. Тарханов, Фур:
начевой — народная артистка ‹ РСФСР
Ф. В. Шевченко, Живновского — заслу-
женный артист РСФСР В. В. Готовцев,
Лобастова — заслуженный артист РСФСР
А. В. Жильцов, Живоедовой — артисткя
Е. Ф. Скульская, старика Баева — заслу-
женный артист РСФСР В. А. Орлов. :
	Трое из исполнителей — народные ар-
тисты Союза ССР И. М. Москвин и М. М.
Тарханов и народная артистка РСФСР
Ф. В. Шевченко — являются участниками
прежней постановки «Смерти Пазухина»
на сцене Художественного театра, впер-
вые осуществленной в 1914 году. И. М.
Москвин и Ф. В. Шевченко выступали то-
гда в премьере в тех же ролях — Пазу-
хина-сына и Фурначевой, а М. М. Тарха-
нов, введенный в спектакль несколько лет
спустя; играл в то время роль Живнов-
ского.
	Режиссура нынешней постановки при-
надлежит народному артисту СССР И. М.
	Москвину; режиссер-ассистент — заслу-
женный артист РСФСР А. И. Чебан.

—<>—
	ПРИОБРЕТЕНИЯ МУЗЕЯ
ВОСТОЧНЫХ КУЛЬТУР
	Закупочная комиссия Комитета по делам
искусств при СНК СССР приобрела для
Музея восточных культур ряд новых экс-
понатов. В числе приобретений: картина
художника А. Кутателадзе «Товарищ
Сталин за работой», рисунок армянского
художника Налбандяна «Портрет товарища
Сталина», мраморный бюст Шота Руставе-
ли работы грузинского скульптора ордено-
носца Я. И. Николадзе.
	Большой интерес представляет коллек.
ция иранских и турецких тканей ХУП —
ХУШ вв. (Среди них обращает на себя
внимание замечательный фрагмент иран-
ской ткани с золототканным избражением
цветов, птиц и рыб и хорошо сохранив-
шийся турецкий ковер «скутари»).
	МАЛЕНЬКИЙ
ФЕЛЬЕТОН
	Репетиции пьебы «Чортов мост» уже   ботрудники Дома-музея П. И. Чайковского
начались. Премьера состоится в феврале. Клин

аса
	В киргизской группе музыкальной школы им. Ипполитова-Иванова обучается
по классу гобоя дочь колхозника Сайра Осмоналиева, На фото: Сайра Осмона-
лиева на уроке у своего педагога, заслу женного артиста РСФСР Н.В. Назарова

Фото Л. Блехеровой
	вся семья, Нечто похожее и у Прокуроно-
ва. Все хорошо в Московском театре пром-
кооперации, кроме того, что ‘он закрыт,
репетиции прекращены, художественное
руководство дезертировало, склока раз’е-
дает труппу.

Когда заходит речь о летних гастролях
театра, Прокуронов обычно вываливает из
портфеля целую кипу отзывов.
	Тут и из Киева:
	Однако познакомимся поближе с теат-,
РОМ промкооперации,

— Разрешите узнать, товарищи, над чем
сейчас работает ваш театр

Й слышим в ответ:
	— Последние два месяца наш театр ра-
ботает над своим художественным руко-
водителем.
	— Го-есть, как это понять?
	— Так и понимайте. 5 ноября прошло-
го года наш худрук заслуженный артист
В. Орлов и его заместитель Овчининская
демонстративно ушли из театра. Третий
месяц мы над ними работаем. Утовари-
ваем.

— Играете?

— Пока не играем...

— Ставите?
	— Лока не ставим...
Тогда мы робко осведомились:
	— А почему, собственно говоря, покину-
ли вас художественные руководители?
	Нам протянули официальную бумату.

— В этом акте ревизор Москопромсовета
т. Фишеров записал о том, что секретарь
правления театра — сестра заместителя
худрука, а заместитель худрука — жена
самого худрука...
	— И это, наверное, неверно?
— Нет, это, наверное, верно.
— Так почему же они обиделись?
	Собеседник даже удивился.
	— А кому это приятно, когда лезут в
его семейные дела...
	У «прекрасной маркизы», о’ которой по-
ется в популярной песенке, все хорошо,
кроме того, что сторело имение и погибла
	(, премией
в кармаке...
	Если художник изобразит свою ocoby
на холсте или картоне, получится  авто-
портрет, Если литератор опишет  с0бет-
венную жизнь, это будет автобиография.
Но если тлава учреждения премирует са-
мого’ себя, то это будет просто безобра-
зие...

Сознаемся, читатель, мы имеем в виду
AmpeRTOpS Московского театра промкоопе-
рации Црокуронова.
	Должно быть, промкооперативный  спо-
соб управления располагает ко премиям:
Или молодой театр вступил в полосу буй-
ного цветения. Ведь кроме директора, ко-
торый, так сказать, автопремировался «3a
хорошую работу» на тысячу рублей, пре-
мированы также заместитель художествен-
ного руководителя Овчининская, заведую-
щий постановочной частью Чулков, глав-
ный администратор Мамуков...
	Значит, «все хорошо, прекрасная мар-
киза». Дела идут блестяще. Прочим te-
атральным директорам остается только с
завистью следить за беспечальным суще-

ствованием Прокуронова и руководимого
им художественного организма.
	— ..своими постановками театр завоевал
уважение членской массы, что подписью
и приложением печати удостоверяется...
	Й из Харькова:
	— ..президиум облпромсовета отмечает,
как ‘весьма положительные, начинания,
нашедшие свое отражение в организации
выступлений . артистов вашего театра B
красных уголках нашей системы...
	И из Бобруйска:
	— ...0бе пьесы сытраны хорошо, чув-
ствуются как художественный руководки-
тель заслуженный артист В. Орлов, так и
любовь и инициатива самих актеров...
	Действительно, в этой поездке, к сожа-
лению, чувствуются как. художественный
уководитель В. Орлов, так и директор
рокуронов. Читайте, пожалуйста, акт ре-
визии! Суровый Фишеров оценил летние
гастроли несколько иначе, чем благодуш-
ные меценаты из промысловой коопера-
ЦИИ.

Читаем:

— Главнейшей причиной тяжелейшего
финансового положения театра является
неудачная, плохо, небрежно организован-
ная гастрольная поездка 1938 года и не-
	подготовка художественным руководством
	Типография газеты «Индустрия», Москва, Цветной бульвар. 30.
	Адрес редакции: Москва, Страстной бульвар, :1. Телефон 3-42-45. Прием об’явлений: Петровка, 10. 2-й э