Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
			Год издания Х
	Цена 20 коп.
	Ne 6 (586)
	COBETCKOR
	CKYCCTRO
	января
1939 года
	Орган Комитета по делам искусств при Совнаркоме Союза ССР и ЦК профсоюза работников искусств
	Собрание
работников искусств
	гор. Москвы. —
’ Выступление тов. М. И. КАЛИНИНА.
	М. И. Калинин, — нужно, во-первых.
овладеть хотя бы основами маркеистско-
ленинокой теории. Нужно затем научиться

применять эту теорию в своей практиче-
ской работе.
	Мы часто говорим, что надо создавать
художественные произведения на основе
социалистического реализма. Это относится
и к театру, в актеру. Если художник
крепко стоит на базе социалистического

реализма, то даже при среднем таланте
его ждет успех.
	Искусство в своем развитии знало мно-
го методов: фотография, дающая изображе-
	Hut B неподвижном виде; натурализм —
та же фотография, но несколько оживлен-
ная; Фформализм, когда содержание прино-
сится в жертву форме; реализм и т. J.
Из всех этих методов выше. всего стоит,
конечно, реализм, требующий единства
формы и содержания. Но есть разный рез-
лизм, соответствующий различным эпохам
человеческой истории.
	Социалистический реализм должен отве-
чать условиям нашего социалистического
общества. Он есть высший принцип искус-
ства. Это требует иного подхода к обрисов-
ке характеров и типов. Это пред’являет
иные требования ко всей композипии ху-
дожественного произведения. Чем выше
произведение по своей форме, по своим
художественным достоинствам, тем богаче
оно должно быть по своему содержанию,
Т. 6. тем полнее оно должно отображать
ковый, социалистический мир © его стре-
мительным движением вперед, с его увле-
кательными перспективами. И, наоборот,
чем богаче произведение своим социали-
	стическим содержанием, тем более совер-
	шенным оно должно быть по своей форме,
п своим художественным лостоинетвам.
	Вакие особенности. у нас существуют по
сравнению © дореволюционным временем,
по сравнению с любой капиталистической
страной? Тов. М. И. Калинин отмечает эти
особенности. Где, в какой стране общеет-
венные интересы, — спралнивает он, —
интересы государства занимают в сознании
широчайших народных масс такое большое
место, какое они занимают сейчае в то-
ловах, в умах наших траждан? Нигде.
Ведь раньше в царской России, а теперь в
любой капиталистической ‘стране натод-
	  ные массы не любили и не любят госу-
	дарство, правительство, армию. Отношение
к тосударству, ко всем его институтам в
Советском Союзе стало совсем иным так
	же, как и отношения мэмду градланами.
	Вот эти новые, социалистические эт-
ношения требуют своето яркого  художе-
ственного отображения в романе, повести,
пьесе, в сценическом образе, в живописи,
скульптуре и т. д. При этом социалисти-
ческий реализм выявляется еще и в том,
что он рисует не только новые черты,
брюсающиеся в глаза всем, но и такие
	черты. которые не каждый замечает, HO,
	которые, тем не менее, являются типич-
ными, которые раздвигают кругозор и 9т-
крывают новые перспективы.

Каждый хуложник стремится в своем
произведении провести определенные мыс-
ли. Социалистический реалист должен
рисовать существующую социалистическую
действительность, но вместе < тем он дол-
жен своим произведением толкать на раз-
витие человеческой мысли, на развитие
лучших стремлений человека. Прежняя пе-
редовая русская литература тем м была
ценна, что она будила человеческую
мысль. растила благородные чувства, чув-
ства любви в трудящемуся . человечеству.
Поэтому нельзя назвать настоящим ху-
дожником того, кто не ставит себе этих
целей. .

Социалистический реалист. своими про-
изведениями должен толкать людей на
лучшее, благородное, возвышенное. А У
нас самым лучиим, самым возвышенным
и благородным является любовь в родине
во всех ее лроявлениях.

Воспитывать в людях своими произве-
дениями лучшие черты — это значит вы-
полнять роль передового борца тоциали-
стического общества, это значит быть с0-
циалистическим реалистом.
	Советский строй существует уже ‚тре-
	тий десяток лет. Илеология руководящего
класса, напего общества — марксизм-
ленинизм — должна быть наиболее полно
воспринята нашей интеллигенцией. Марк-
сизм-ленинизм — это такая теория, ко-
торая необычайно обогалцает ум человека,
расширяет ето творческие торизонты. ,
	По окончании выступления М. И.
Калинина собравшиеся устроили ему торя-
	оващию.

(ТАСС).
	9) января в помещении филиала Боль-
шого театра состоялось собрание работни-
ков искусств гор. Москвы, посвященное
вопросу овладения марксиетеко-ленинской
	теорией.
Собрание открылось & не совоем обыч-
ное время — 12 часов ночи.  Зритель-
	НЫЙ зал театра наполнен артистами и му-
зыкантами (многие из них пришли на C+
брание после спектаклей и концертов),
художниками и скульттморами. B прези-
диуме — виднейшие деятели советского
WCKYCOTBA-

Собрание открывается краткой вступи-
тельной речью председателя ЦК союза ра-
ботников искусств тов. Паликюовекого.
	Присутствующие горячо встречают
приехавшего Ha собрание тов. М. И.
Калинина.

Выступазшие на собранни народный
	артист РОФСР И. Я. Судаков, заклужен-
ный артист республики М. Габович. за-
	служенный

деятель

искусств А.
	Герасимов. и народный артист республики
	С. М. Михоэле в своих речах отметили,
	  ЕакУю огромную зарялку в их твофческой
	работе дает усвоение марфксистсеко-ленин-
ской теории, как она расширяет их кру-
rosop uw обогащает их творческую работу.
С яркой речью, часто  прерываемой
аплодисментами, выступил затем тов.
М. И. Калинин. Собравшиеся в исключи-
тельным вниманием выслушали выступле-
ние тов. Калинина. .
	Театральное искусство. говорит товарищ
Калинин, является, на мой взтлял, са-
мым близким родственником литературы.
Для примера возьмем Вильяма Шекспи-
ра — у него литература и театральное
искусство сливаются в одно целое. Теат-
ральное искусство преподносит  содержа-
щиеся в литературном произведении мысли
в более яркой форме, делает их более до-
холчивыми и впечатляющими.
	Русская литература занимает очень по-
четное место в мировой. литературе, и она
много дала для развития общечеловеческой
Культуры и мысли. Такие русские писа-
тели, как Пушкин, Белинский, Чернышев-
ский, Лобролюбов, Некрасов, Горький и
многие другие, с одной стороны — вели-
кие художники, а с друлой стороны-—вла-
стители дум: их произведения были на-
полнены глубоким социальным содержани-
ем. Русская передовая литература с боль-
шой силой и яркостью обнажала отрица-
тельные стороны помещичьего и капитали-
	стического строя, будила и политически
развивала людей, толкала их на революци-
онные действия. Она задавалась вопросом,
как улучшить жизнь угнетенных, трудя-
	щихся масс, бедноты. Она захватывала пе-
редовых людей. По существу своему она
была глубоко народной литературой.

Вот почему сейчас, — говорит тов,
М. И. Калинин, — когда вы ставите пе-
ред собой вопрос, как лучше служить нз-
роду, не мешает обратиться в прошлому
и посмотреть, как служила народу рус-
ская передовая художественная литерату-
pa.

Hama художественная литература, наш
театр, наша музыка, наша живопись в
лице лучших своих прелставителей ни-
когда не забывали высокой цели — слу-
жить своим творчеством народу. Правиль-
но 970? (Общий возглас присутствующих:
Правильно!). А если ‘правильно, то вы
должны свято хранить и развивать эти
славные традиции. Базируясь на этом, мы
можем до известной степени верно опре-
делить то место и ту роль, которые отво-
дятея советской интеллигенции.
	и
		Итоги вокального конкурса
	существо советской вокальной . школы в

такой же мере, как например, в совет-
ской  пианистической или скрипичной
	школе.

Такого со ования нет в нашем во-
кальном искусстве. Нет главным образом
	потому, что даже наши лучигие вокали-
стынпедатоги зачастую не обладают ни
ясным методом, ни определенной системой.
Кажется, ни в одной области искусства,
кроме пения, нат, с. одной стороны, та-
кого воевластия голой эмпирики, с другой
—— Такого засилия всякого рода лженауч-
ных «систем» и «методов». Это самым
отрицательным образом сказывается на на-
шем вокальном искусстве. Надо иметь в
Bay к тому же, что, кроме наших школ,
консерваторий, техникумов, где преподают
лучшие педагоги-вокалисты, работа кото-
рых проверяется, проходит на виду у всех,
— 20 сих пор у нас существует огромная
масса педатогов частных, нигде и никем
не контролируемых. Многие из них напо-
минают скорее не педагогов, a знахарей
и шаманов, & есть среди них и просто
	жулики. Они калечат молодые толоса. ка-
	лечат людей. И недаром все наши вока-
листы. леливииеся своими впечатлениями
	о конкурсе, указывали на мноточисленные
	примеры таких искалеченных ларований,
	загубленных голосов. Пора обратить самое
	серьезное внимание На эту сторону дела,
	Вокальное воспитание и образование
холжно стать лелом в полной мере госу-
	ларственно организованным, общественно
	вонтролируемым.

Формирование певца фактически начи-
нается © детского возраста, в школьном
хоре, в пионерском отряде. Музыкальные
педагоги в средней школе должны обла-
дать хотя бы‘ элементарными познаниями
педатога-вокалиста, но многие ли из на-
ших учителей пения обладают такими зна-
ниями?

Хоровые, оперные и прочие кружки му-
зыкальной самодеятельности являются
важнейшим источником новых кадров пев-
	пов-прюфесесионалов. но среди руководите-
	лей хоровых кружков очень мало. специае
	листов-вокалистов, умеющих бережно от-
носиться к толосам. Как часто. лавая не-
	посильно трудный репертуар молодым пев-
пам в хоре, они срывают им толоса,.
	Все эти вопросы -— профессионально-
	музыкального образования, певческой pa-
	боты в школе, з самодеятельных кружках
	— OLEH теперь, после конкурса, стать
предметом тщательного и серьезнейшего
обсуждения на специальной конференции,
которую ‘необходимо созвать Комитету по
делам искусств при СНЕ СССР. Само с9-
бой разумеется, что на этой конференции
должны дискутироваться и вопросы чис-
то художественные. творческие. — ® стиле
	советского исполнения. 0 вокальном репер у,
	туаре, о советекой вокальной литературе
я т д Надо. ли товорять, наиример; 0
TOM, каков отромное значение. для форми-
рования вокальной советской птколы име-
ет творчество советских композиторов —
их оперы и песни, романсы и хоры. Ведь
советский стиль исполнения ‘требует и
рождает новую технику вокала, новые ис-
полнятельские приемы. В том, что совет-
ские композиторы будут создавать для
исполнителей-певцов, уже в большой мере
ваключено и то, как эти произведения
должны исполняться.

Новые художественные требования оп-
ределяют новые технические приемы, HO,
в свою очередь, и новые технические при-
емы определяют “и влияют на стиль ис-
полнения. Поэтому вопросы чистого‘ во-
кала, не могут рассматриваться изолиро-
ванно, Проблемы, стоящие перед нашими
вокалистами-— педагогами и исполнителя-
ми, — те же, что волнуют всю нашу
музыкальную общественность. И на кон-
ференции вокалистов должны, как равно-
правные, присутствовать музыканты всех
родов оружия, работники оперных театров
ит д.

Конкурс дал огромный материал для дис-
куссии. Все наболевшие. вопросы. вокально-
го искусства должны быть поставлены и
обсуждены на подобной конференции.

Тому, «кто < песней по жизни шагает»,
— <оветскому певцу-профессионалу и лю-
бителю, — должны быть обеспечены все
необходимые условия для творческого рос-
та, учебы и совершенствования. Обеспе-
чить эти условия — значит обеспечить
дальнейпий рост советской вокальной
HY IBTYDBL
	руб.) — солистке Пермского оперного теа-
тра Н. К. Куклиной: две шестых премии
(по 3 тыс. руб.) — солисту Всесоюзното
радиокомитета Г.П. Виноградову и .60-
листке Одесского оперного театра В. А.
	Губерт.
Специальными rpemMuaMn за лучшее му-
	выкальное сопровождение отмечены пиа-
	нисты  Шрайбман (Москва), Иванова
(Ленинтрал). Эльвова (Киев) и Саксон-
	ский (Одесса).
Вечером 11 января в Большом зале Мос-
	ковской государственной консерватории
состоялся заключительный концерт лауреа-
тов Всесоюзного конкурса вокалистов. Зал.
был переполнен. :

Сегодня в Московском клубе мастеров’
искусств состоится встреча лауреатов Все-
союзного конкурса вокалистов © работни-
ками искусств столицы. Председатель жю-
ри народная артистка CCCP B. B, Bapco-
ва расскажет здесь об итогах конкурса.
	Всесоюзный конкурс вокалистов окон-
чилсл. Из всех прошедших за последние
голы музыкальных соревнований это было,
пожалуй, наиболее широким и массовым.

90 и не удивительно. Ведь пение —
наиболее популярное и распространенное
искусство. Огромный культурный под’ем,
который переживает наша страна, сказы-
зается и в невиданной тяге самых широ-
ких мес к искусству и, конечно, в пер-
ую очередь к пению, как наиболее непо-
редственному и общедоступному его виду.
У нас поет вся страна. Кроме целой ар-
мии профессионалов, у нас есть неиечис-
лимое множество певцов самодеятельных,
любителей и т. д. Отсюда тот. поразитель-
ный резонанс и размах, который приоб-
рел конкурб вокалистов: достаточно ека-
зать, что в первом туре конкурса участво-
вало свыше 400 человек. Выступали пев-
цы ряда советских республик: РСФСР,
Украины, Белоруссии, Грузии, АЗербайлжа-
на и др.

Конкурс прежде всего еще раз подтвер-
лил, что страна наша — неисчерпаемый
источник талантов, что людей не просто ¢
‘хорошими, HO и © прекрасными головами
у нас очень много. Конкурс показал, что
У нас есть прекрасные вокалисты-педагоги,
что исполнительская культура з& послед-
ние годы очень окрепла.

Но одновременно конкурс вскрыл много
недостатков и пробелов в системе нашего
музыкального образования и воспитания.
Чрезвычайно отрадно было отметить несом-
ненный общий культурный рост наших
певцов. Подлинно хороший певец должен
быть бесспорно отличным, культурным му-
зыкантом. Знаменитые русские певцы —
Петров и Воробьева, Собинов и многие
‘другие — были выдающимися музыканта-
wa, Гармоническое сочетание высокой
культуры и прекрасных вокальных дан-
ных — вот что определяет пастоящего
хуложника-певца. Эта истина, однако, в
ждоброе старое время» многими считалась
в лучшем случае «дискуссионной».

От певца требовались хорошие вокаль-
ные данные — и все. Чем был в царское
время обычный средний оперный певец?
По большей части жалким ремесленником,
ничего не знавшим кроме нескольких
оперных «партий» и ничем не интересо-
вавшимся. Насколько вырос наш певец,
насколько @тали шире его горизонты, б9-
гаче опыт, разнообразнее интересы. И все
же певец наш в массе своей отстает в
своем культурном и художественном фаз-
lt от музыкантов друтих специально-
етей.
	На конкурсе выступало много певцов
8 хорошими голосами, но художественно
мало развитых. С другой стороны, многие
подлинно культурные исполнители не 9б-
дадали достаточными вокальными данны-
ни. Жюри конкурса вынуждено было от-
казаться от присуждения первой премии.
Оно поступило правильно, ибо у нас уже
есть критерии, по которым должны pas-
няться наши исполнители. Среди вокали-
CTOB, выступавших на конкурсе, не ока-
валось ХУДОЖНИКОВ Такого масштаба. тако-
	то уровня. как Гилельс. Ойстрах, Флиер
	или Мравинский. Отсутствие достойных
претендентов на первое место прежде все-
го является следствием серьезных  недо-
статков в системе нашего вокального 06-
разования. До сих пор еще нет у нас
какого-либо законченного метода, —какой-
либо определенной системы воспитания
певца. Важнейший этап в процессе фор-
ипрования вокалиста — постановка голо-
ва. На конкурсе же что ни певец, то
«своя» особая система, «свой» метод,
«своя» ‘манера ‘пения. Следует ли стре-
WRTECH к созданию единой системы, еди-
ного метода? Может быть, существование
множества методов, ряда систем ‘вполне за-
кономерно и плодотворно? Но когда мы
говорим о законченной сиуеме, of опреде-
ленном методе, мы вовсе не думаем, что
следует (как это пытались сделать не-
сколько лет назад) искусственно созда-
зать, «вылумать» некий единый стандарт
для воспитания. певца и обязать всех пе-
дагогов следовать раз навсегда установ-
ленным и непреложным «правилам». Речь
идет о другом. 0 творческом и научном
соревновании школ и певческих направле-
ний наттей вокальной педагогики. В про-
Tecce этого ‘соревнования должны выкри-
сталлизоваться те положительные общие
методологические основания и принципы.
которые характерны, которые определяют

Все концерты лауреатов всесоюзного
конкурса вокалистов прошли с большим
художественным успехом. Вчера жюри
под председательством народной артистки
СОСР В. В. Барсовой подвело окончатель-
ные итоги конкурса и распределило пре-
мии между лауреатами.
	Первую премию жюри оставило не при-
сужденной. Три вторых премии (по 8 ты-
cay руб. каждая) присуждены  солисту
Тбилисского оперного театра Д. А. Гамре-
кели, студенту Харьковской  консервато-
рин Б. Р. Гмыря и афтистке Ленинград-
ской эстрады К. Г. Семизоровой; две
третьих премии (по 6 тыс. руб.) — ар-
тистке Ленинградокого Малотс оперного
театра Е А. Тропиной и солисту Харь-
ковского оперного театра Н. К. Горохову;
две четвертых премии (по 5 тыс. руб.) —
солисту Всесоюзного радиокомитета ВБ. С.
Дейнека ‘и студентке Киевской консерва-
	тории Л. А. Руденко: пятая (4 THI.
	РЕШЕНИЕ ЖЮРИ
		3a рубежом
	Новые испанские песни
в граммзаписи
	Французская фирма граммофонных пла-
стинок «Песни мира», которая специали-
зировалась на популяризации музыкаль-
ного фольклора разных стран, выпустила
  серию революционных песен, созданных
героическим испанским народом в борьбе
aa освобождение, против фашистской ин-
тервенции. Большинство песен записано
в исполнении хора, под оркестр, в арран-
жировке талантливых молодых испанских
композиторов Родольфо  Хальфтер и Гу-
ставо Питтзлуга. Характерны названия
этих песен, созданных под грохот бомбар-
дировок и в кровопролитных боях: «Сан-
кристобальский форт», «Защита Мадрида»,
«Бронепоезд», «Солдат», «Матрос».

Родольфо Хальфтер, руководитель музы-
кальной секции при Секретариате пропа-
ганды, организатор двух фестивалей ис-
панской музыки в Париже, так’ характе-
ризует ‘новые ‘боевые песни республикан-
ской Испании: «С незапамятных времен
испанский народ изливал в песнях все
свои глубокие переживания, и вполне ес-
тественно, что борьба за свободу породи-
ля такое количество новых песен. Это —
эпические произведения, в которых беспо-
щадно высмеивается враг, ибо едкая иро-
ния — один из характерных элементов
испанской народной песни. Некоторые из
новых песен поются на старые популяр-
ные мотивы, причем текст отличается ис-
ключительной злободневностью. Для дру:
гих песен созданы новые мелодии. При
оркестровке испанских песен для записи
на пластинки мы старались полностью со-
хранить присущий им народный дух».

«Тихий Дон» в Нью-Иорке
	Нью-йоркское отделение американского
Общества друзей Советского Союза ocy-
ществило своими силами постановку опе-
ры  Дзержинского «Тихий Дон» в сокра-
щенном варианте. Опера эта исполнялась
в Америке впервые. Премьера имела
большой успех. Grenyer, впрочем, отме-
тить, что сокращения, произведенные по
чисто техническим причинам, к сожале-
нию, коснулись, главным образом, хоро-
вых эпизодов, что, конечно, отразилось на
полноценности постановки. Американская
левая печать выражает надежду, что та-
лантливую оперу советского композитора
когда-нибудь удастся услышать полностью,
ибо «интерес, проявленный зрителем, яв-
ляется залогом успеха оперы».
	Сатирические ревю
	При американской Лиге борьбы за мир
и демократию создана «Музыкально-лири-
ческая группа», которая дебютировала в
этом сезоне с сатирическим музыкальным
ревю под названием «Великий бойкот».
Ревю Е к бойкоту японских то-
заров. По отзыву левой американской пе-
чати: «Музыка и текст ревю весьма кра-
сноречиво убеждают зрителя в важности
и, необходимости организовать подобный
бойкот». ‹ Музыка Даронса и удачный
текст Джо Смаль и Майк Стреттон обес-
‘печили ревю прочную популярность. В
настоящее время ведется подготовительная _
работа по постановке еще трех музыкаль-
но-сатирических ревю.
	«Молодежь олимпиалых»
	Так называется только что выпущенный
терманский фильм о берлинской спортив-
ной олимпиаде. По отзывам французской
прессы, фильм никак не оправдывает ко-
лоссальных затрат и усилий, потребовав-
пгихся для создания этой посредственной
картины. Слабая работа оператора, бес-
связный сценарий и трубая фашистская
пропаганда — вот основные `черты этой
картины. Фильм целиком посвящен «бле-
стящим победам» германских  спортеме-
нов-арийцев. Celie конноспортивного
праздника производились Таким образом,
что в фильме показаны удачные прыжки
лишь... чисто арийских наездников —
немцев. Остальные участники праздника
представлены только в момент падения
или неудачных попыток взять то или иное
препятствие:
	‚Здание Нью-йоркского музея
	Музей современного искусства в Нью-
Йорке переведен в новое помещение, спе-
циально выстроенное в соответствии с но-
вейшними требованиями музейного дела. Фа-
сад пятиэтажного здания целиком сделан
из Металла и стекла, по типу ультра-со-
временных «стеклянных домов», как на-
пример, отель «Эдем» в Стокгольме. В
первом этаже расноложен лекционный зал
на 500 человек и’ряд подсобных помеще-
ний. Выставочные залы находятся на
втором и третьем этажах.

В нашей стране руководящей силой
является рабочий класс. Все материальные
и культурные богатства Советского Союза
принадлежат народу: Мы строим социа-
лизм, руководствуясь научно-теволюцион-
	ной теорией  марксизма-ленинизма. Но,
как говорит. Маркс, «В каждую эпоху
мыели господствующего класса, суть гос-
подствующие мысли...» Стало быть, если
советская интеллигенция хочет занимать
подобающее ей место, формировать пере-
довую мысль, двигать вперед мысль че-
ловечества и занимать руководящее месте
в социалистическом строительстве, то ей
надо овладеть ло. конца мировоззрением
руководящего класса нашего общества.
Ведь социализм практически мы ‘строим
первые, ло нас никло и никогда социа-
лизма не. строил. Разумеется, в таких. ус-
ловиях кажлый шаг вперед требует на-
пряженной оригинальной человеческой
мыели. 3a готовыми образцами, каж это
было в старой Росеии, нам некуда по-
ехать, — таких образцов не существует.
Мы сделали такой скачок, равного которо-
му не знает чаловечество. Вот откуда для
советской интеллигенции возникает необхо-
димость овладения марксизмом-ленинизмом.

У каждого активного общественника
должна’ быть романтика — в хорошем
cutic#e этото слова. В наших условиях
романтика заключается в стремлении сде-
латься активным, деятельным гражданином,
приносящим отромную пользу советскому
государству, двигающим вперед социали-
стическое строительство. Разве у каждого
	из вас эти мысли не сидят в голове’
(Аплодисменты). Думаю, что силят.

Для того, чтобы практически эффектив-
Hee служать народу. — говорит далее
	ПОРТРЕТЫ _
ВЕЛИКИХ ПЕВЦОВ
	Зсесоюзный радиокомитет начал цикл
литературно-музыкальных передач «Пот-
треты великих певцов». Уже состоялась
передача «Л. В. Собинов и созданные им
оперные образы». Транслировались запи-
санные на граммпластинки в исполнении
Л. В. Собинова две арии Ленского из
оперы «Евгений Онегин», арии Лоэнгрина,
Вертера, князя из «Русалки» и др.

Следующие передачи посвящаются Тито
Руффо, Пертиле, Скипа, Баттистини, Те-
трацини, Джильи, Неждановой и др.
	—*>—
ИЛЛЮСТРИРОВАННОЕ
ИЗДАНИЕ «ДАВИДА САСУНЦИ»
	Юбилейный комитет по празднованию
тысячелетия народного эпоса «Давид Са-
сунци» выпускает стихотворный русский
перевод этого замечательного произведе-
НИЯ.

Для этого издания заказаны иллюстра-
ции московским граверам А. Гончарову и
М. Пикову. Художники провели месяй в
Армении, знакомясь с природой, изучая
памятники старины ‘и ‘искусств и заме-
чательные армянские миниатюры. Из пу-
тешествия художники привезли много за-
	рисовок и этюдов для своих будущих
гравют.
—o—
	0 продлении
_ врока окончания“
_ ВЫДачи Трудловых книжек
	В целях обеспечения правильного запол-
нения Трудовых книжек и устранения то-
ропливости в этом; деле Совнарком Союза
ССР подтановил продлить до 95-го янвя-
ря 0. г. срок окончания выдачи‘ Трудовых
книжек в предприятиях и учреждениях.
	CC)
	HORBIE PABOU СФВЕТСЕШХ СКУЛЬЮТОРОЮВ
	«Октябрь». Она предназначена для Госу-
даретвенног Русского музея, где нахо-
дитея гипсовая отливка этой композиции.
	Конную статую легендарного героя
гражданской войны В, И. Чапаева лепит
молодой скульптор Баландин для одного
из павильонов Всесоюзной сельскохозяй-
ственной выставки.
	Скульштор Н. П. Гаврилов закончил не-
давно мраморный бюст народного артиста
ОССР К. 0. Станиславского. Над этим
бюстом он долгое время работал 6 налу-
ры. Комитет по дейёьм искусств при (Соз-
наркоме СССР: приобрел скульштуру для
Государственной ‚Третьяковской галлереи.
	Скульптор И» А. Менделевич закончил
большой мраморный бюст Героя Советско-
тр Союза М.”М. Громова, Эта скульптура.
создававшаяся с натуры, отличается пре-

красным . портретным сходством.
, ‘

# ».
	А. М. Горькому в Москве. Сейчас И. Д.
Шадр работает над образом А. С. Пушм-
кина — проектом памятника великому
русскому поэту в Ленинграде. Кроме того
скульптор занят разработкой эскизного
проекта монументальной статуи красноар-
мейца для нового. здания Центрального
театра Красной Армии,
	Кивейший интерес у советских  скульп-
торов вызвал конкурс проектов. нового из-
мятника Н. В. Гоголю в Москве. Работу
над проектами в порядке соревнования
заканчивают заслуженный деятель ис-
кусства Манизер, Иодко, Мотовилов, а так-
же молодые талантливые скульпторы Бе-
лашева-Алексеева, Виленский, Зеленский,
Муравин и Лысенко. Пинчук и др.
	‘Заслуженный деятель искусства Я. Махт-
веев подтотовляет сейчас к отливке из
бронзы свою монументальную композицию
	Советокие скульпторы работают над тя-
дом крупных произведений, значительная
часть которых носит монументальный ха-
	рактер.

ро че ВИНТ АТР Ч Tr ух

Е
	Скульптор-орденоносец В. И. Мухина
уже закончила работу над образом. моло-
дого Горького, Ей удалось создать статую,
прекрасно передающую облик Алексея
Максимовича. Это — конкурсный проект
памятника великому писателю в тор.
Горьком. Сейчас трехметровая статуя от-
лита в бронзе. Сделана такая же гипсо-
вая отливка, которая предназначается для
Государотвенного Русского музея в Ленин-
		Годовщина первой сессии Верховного Совета СССР
	Сегодня, 12 января, исполняется  годов-
щина открытия первой сессии Верховного

Совета CCCP. Всесоюзный радиокомитет
сегодня, в 16 часов, организует по радио

беседу: «Годовщина открытия первой сес-
син‘ Верховном Совета СССР». Днем н
вечером будут транслироваться большие
праздничные концерты.

В 12 часов дня начнется радиоконцерт
для Дальнего Востока, в котором примут
участие народная артистка СССР М. Лит-

виненко-Вольгемут. заслуженный деятель
	Кокусства С, Фейнберг и др.
	В 19 час. 30 мин. передо микрофоном
выступит заслуженный артист РСФСР
С. Лемешев, который исполнит русские
народные песни.

В 21 час состоится радиоконцерт с yu4a-
стием заслуженного деятеля искусства
В. Политковекого, заслуженных артистов
РСФСР Е. Кругликовой, В. Макаровой-
Шевченко, М. Бабановой, Д. Орлова,
В. Лебедева, лауреатов музыкальных коя-
курсов Б. Гольдштейна и А. Каплана, ар-
тистов Д Сокольской, А. Лукьянова, дет-
ского хора и оркестра ВРК, железнодорож-
ного ансамбля песни и пляски и др.

Образ Горькото воссоздал в своей рабо-
те и другой видный скульптор — И. Д,
Шадр. Скульптура показывает писателя
в последние тоды ‘его жизни. Статуя яв-
ляется конкурсным проектом памятника