42 января 1939 г. №56 (508)
	_ Совещание исполнителей
_ роли В. И. Ленина
з пьесе «Человек с ружьем»
	Бродского (Ростов-на-Дону) и А. А. Коло:
баева (Киров), выступивигих 8 первый
день совещания. С единодушным волне
нием товорили OHM O TOM тренете, о Tot
отромной радости, с которыми, приступали
сни к работе над образом Ильича.
	Очень интересно рассказырал 0 695011
работе над ролью Ф. М. Волтин. Он шел
к овладению ‘образом от виешнего схол
ства, ечитая, что длительное. вживание во
внешний облик приведет актера к про
никновению во внутренний образ. 3& три
месяца ‘усиленной работы актер дости
очень значительного внешиего сходству,
И вот руководство местного театра рениь
по, что роль готова. Снектакль был п»
казан комиссии Комитета по делам но
кусств, ‘и выпуск его был вадержаны-л,
по мнению тов, Волгина, совершенно
справедливо, ибо табота пад внешних
сходством была лициь частью, и притох
небольшой частью, работы над образом
в целом

В И Флоринский шел иным путем, Он
	‘рассказывает, что начал свою работу о
изучения  материалов Музея В. И. Ленина
	— Я считал неправильным 810у19-
треблять на сцене жестами, характерными
лля Владимира Ильича, и наперед откл,
‘залея применять известное грасоирозанив,
изменять свой голос, пытаясь придать ему
‘сходство’ 0) голосом `В; И, Лениия. 9
отвлекло бы меня от основной линии об.
раза и заставило бы утерять жизненноеть
‘интонаций,

А. А. Колобаев подчеркнул, какую боль
шую помощь в. овладении ролью оказала
ему встреча с М. М. Штрвухом, который
поделился с ним своим опытом работы
‘нал образом В. И. Ленина в\пъесе А. Кор»
	ненчука «Правда» и познакомил т, Коло,
баева с методами своей работы.
		В кабинете начальника Управления по
делам искусств при’ ОНК PCOCP roe.
ll. Н, Беспалова открылось 10 января со”
вещание актеров, исполняющих роль
В. И. Ленина в пьесе Н, Погодина «Чело-
век © ружьем» на сценах театров РСФСР.
	Открывая совещание, начальник У прав-
дения по делам искусств при СНК РСФОР
тов. Н. Н Беспалов отметил, что ряд в6-
душих театров РСФСР проявил в истек”
тем тоду! значительный творческий рост,
добившись успеха в постановке спектакля
«Человек.с ружьем» и воспромаведя перед
советским. зрителем  сценическими сред-
ствами образ великого вождя. революции

В; И. Ленина.

Сейчас в РОФСР пьесу «Человек 0
ружьем» уже ставят около 15 театров. В
ближайшее время, в частности в связи с
предотоящей годовщиной смерти Владими-
ра Ильича, состоятся премьеры этой пье
сы еще во многих театрах, Очень важно,
следовательно, имеющийся опыт актер-
ской работы над образом Ленина подыто’
жить использовать для передачи тем
актерам, которым ещё предстоит работать
	над этой ответственнейшей ролью.

— Образ Ленина, — подчеркивает тов.
Беспалов,—при всей его историчноети, при
всей его простоте, необычайно близко знА-
комый мнотомиллионным народным Mace
сам, настолько многотранен, что мы на
ходимся, конечно, еще ‘очень. далеко от
‘воспроизведения его во всей полноте, Но
нужно учесть, какие черты этого образа
охвачены правильно, в чем заключаются
допушенные ошибки и в каком направ-
пении надо двигаться в дальнейшей pa-
боте. Накопленный опыт актерской табо-
ты над образом Владимира Ильича очень
важен и для напгих драматургов, Ведь
«Человек с ружьем» — 9т0 еще только
эскизный набросок. Несомненно, целые
поколения художников будут искать. Kpac-
ки, слова, опособные запечатлеть всю CO-
вокупноеть деталей великого образа. На-
ше совещание должно дать материал для
дальнейшей работы ‘актеров, режиссеров,
драматургов.

Тов. Беспалов предложил участникам
совещания рассказать о том, что, по их
мнению, удачно найдено ими в творческой
работе над образом Ленина; ‘что из 60-
вданного требует сохранения, а от чет
нужно освободиться актеру, чтобы созда-
вяемый им сценический образ Ленина
‘совпадал со всенародным представлением
о тениальном вожде; какими материалами
пользовались актеры при овладении
ролью; как работа, над образом Ленина
способствовала овладению  маркоиетско-
ленинской теорией данным актером и
всем творческим коллективом театра.

Ответам на эти вопросы и были посвя-
щены сообщения заслуженных артистов

РСФСР Ф, М, Волгина (Смоленек) и В. И.
Флопинского (Воронеж), артистов `Н. И.
	Лауреаты всесоюзного конкурса вокалистов.  верхнии ряд; ee A гении
(2-я премия), Б. Р, Гмыря (2-я премия), Н. Г, Семизорова (2-я премия), Е. А,
	Тропина (3-я премия), Н. К. Горохов
денко (4-я премия), Б. С. Дейнека (4-
		(3-я премия). Нижний рад: Л. A. Py-
	емия), Б. С. Дейнека (4-я премия), Н. К. Куклина (5-я премия),
Л. Виноградов (6-я премия), В. А, Губерт (6-я премия)
	рию в класс заслуженного деятеля искус-
ства Е А. Муравьевой. Сейчас Л. А, Ру-
денко студентка ГУ курса Киевской кон-

серватории. С 1932 г. она состоит членом
ВЛКСМ. *
	ДЕЙНЕКА Борис Степанович родился в
1902 г. в семье учителя, Окончив среднюю
школу и Московский университет, онио-
стулил в Театральный институт, Одновре-
менно по конкурсу В, С. Дейнека был вал
числен стипендиатом особого фонда моло-
дых дарований при Наркомнросе РОФСР.
Будучи студентом Театрального института,
Б. С. Дейнека с 1929 г. начал артистиче-
скую деятельность во Всесоюзном радио-
комитете. В 1984 г, он был зачислен ас-
пирантом школы художественного мастер-
	ства при Московской консерватории, ко:
торую окончил в 1936 г. по классу проф,
Н. Г. Райского.

В 1935 г. певец участвовал во втором
всесоюзном конкурсе музыкантов-исполни-
телей в Ленинграде. В конкурсе на луч»
шее исполнение произведений советских
композиторов В. С. Дейнека был натраж-
ден второй премией,
		ГАМРЕКЕЛИ Давид Александрович ро-
дился в 1909 г. в г Чиатуры Грузинской
ССР. в семье служащего. В 1939 г. Д. А.
	Гамрекели кончил Тбилясский универси-`
	тет и получил специальность агронома. В
скором времени он поступил в Тбилис-
скую государственную консерваторию, где
занимался под руководством проф. Е. А.
Вронского. В. 1935 г. Д. А. Гамрекели был
принят солистом в Тбилисекую оперу. В
1937 г. он был награжден орденом «Знак
почета».
к
	ГМЫРЯ Борис Романович  родался в
1903 г. в г. Лебедине Харьковской области,
в семье рабочего-каменщика. По оконча-
нии. школы, в 1914 г, он работает с от-
пом на постройках, С 1919 по 1921 г. ов
был в Севастополе грузчиком и палубным
матросом торгового флота. По окончания
вечернего рабфака в Полтаве, Б. Р. Гмы-
ря в 1930 г. поступил в Харьковский ин-
женерно-строительный. институт, который
окончил в 1935 г. С 1934 т. он учится в
Харьковской государственной  консервато-
рии, Сейчас Б. Р. Гмыря работает в Харь-
ковском оперном театре.
		Вчера, о своей работе над образом В. И,
Ленина рассказали на совещании актеры
Е. Г. Альтус (Ленинградский театр Ленин-
ского комсомола), М, М. Абрамов (Кали-
нин), А. И. ВВ (Грозный), 9, К. Че
нов (Курск), Н. Н. Колесников (Омск)
ГД, Судьбин (Красноярск). Любопытные
наблюдения о работе творческого коллек
тива тбатра над пъесой Погодина 0006
щил   заслуженный артист РОФСР Г. В.
Васильев, исполняющий роль Шадрина в
Воронежском театре.
	Наиболее интересным моментом совеща»
ния явилось содержательное и
заслуженного артиста РСФСР М, М, Штр.
уха, поделившегося с актерами периферии
своим опытом работы над образом Ленина
К общему сожалению собравшихся ке
	проявил неожиданно никакого иитеро®
к совешанию автор пьесы —- Н. Погоди,
	Вчера вечером совещание закончилось
д. К
	ГОРОХОВ Николай Исвенофонтович ро-
	‚дился в 1900 г. в Харькове, в семье слу-
	жеалцего. Среднее образование получил B
коммерческом училище. В 1920 г. Н. К.
Горохов поступил добровольцем в Красную
Армию. Демобилизовавшиеь в 1922 г., он
начал заниматься пением в Харьковской
консерватории У проф. Чемезова, а в
1923 г, поступил в Московскую государет-
венную консерваторию в класс проф. Ган-
дольфи. С мая 1927 г, Н. К. Горохов —
солист Харьковского = тосударственного
оперного театра.
к
	РУДЕНИО Лариса Архиповна родилась
в 1913 г. в Макеевке (Донбасс), в семье
служащего. Там же окончила 7-летку; В
1934 г. поступила в Киевскую консервато-
	‚’КУКЛИНА Нина Константиновна роди-
лась в 1913 г. Музыкой начала занимать-
ся под руководотвом матери. В 1981 г., по
окончании 9-летки, поступила в качестве
пианистки в Иркутский оперный театр,
тде в скором времени пачала петь в хоре,
Через два года Н, К. Куклиной поручили
вторые партии, а в. 1934 г. она уже вы-
ступала в роли Марфы в опере «Царская
невеста». В 1935 г. певица переехала в
Москву и поступила в музыкальный тех-
никум им, Гнесиных в клёсс В. М, Бе-
ляевой-Тарасевич. a

B 1938 г. по окончании техникума, Н. К.
Куклина была приглашена на работу в
Пермекую оперу, в которой выступает и
в настоящее. время,
	7 He 2

ВИНОГРАДОВ Георгий Павлович родился
В 1908 г. в Казани, в семье служащего.
Музыкой стал заниматься © восьми дет.
Работая в качестве телеграфиста, oH в
1930 т. поступил в Казанский музыкаль-
ный техникум: —

Пению Г. И. Виноградов стал обучаться
всего два года назад в Центральном доме
художественной самодеятельности у проф.
Н Г. Райокото. Сейчас Г. П. Виноградов,
состоит солистом Всесоюзного радиокоми-
	тега и Государственного джаза Сова
ССР. Свое. вокальное образование on про-
т под руководством педатога М. Л.

ьвова на курсах повышения квалифика-
ции солистов ВРК.
		ТВОРЧЕСКАЯ РАДОСТЬ
	выступление ученицы БВиевской консерва-
тории Руденко. У нее красивый тембу,
сильный звук, голос большого диапазона.
Руденко всего 20 лет, голос ее находится
в. стадни формирования; но ‘я ‘уверена,
что в ее лице, при умелом направлении
ее дальнейшего вокального образования,
при правильной школе, советская оперная
сцена приобретет серьезную и КУЛЬТУрНУЮ
	артистку. Получившая третью премию
Тропина (лирическое. сопрано) обладает
голосом неболышим. но очень приятным
	по тембру, выразительным, трогательным.
	Мне хочется со страниц «Советского ис:
кусства» обратиться сенесколькими слова-
ми и к тем участникам конкурса, кото-
рые не были награждены ни премиями,
ни дипломами. Среди них есть, безуслов-
во, люди очень талантливые и обладаю-
щие прекрасными. голосовыми данными,
Хочется упомянуть Крыжановоклю из
Одессы (драматическое сопрано). Калиев-
скую из того же города (меццо-сопрано),
Яцыну из студии им. Станиславского (ко-
лоратурное сопрано), Орфенова из театря
им. Станиславского, тенора, великолепно
спевшего произведения Баха. Лущева из
Мордовской АССР (высокий бе) и дру-
гих. Эти товарищи должны серьезно рабо:
тать над собой, продолжать свою учебу. Я
уверена, что в будущих конкурсах вока-
листов они выйдут в ряды победителей,
	Народная артистка COUP
А. В. НЕЖДАНОВА
	Закончившийся конкурс вокалистов
имеет исключительное значение не только
для его участников, молодых певцов на-
шей страны, но и для нас, мастеров стар-
шего поколения. Мы. увидели перед собой
будущую смену. В этом — большая твор
ческая радость. Весь музыкальный мир
нашей страны следил с тлубоким волне-
нием за ходом этото всесоюзного творче-
ского соревнования. Радостно и то, что
молодые певцы проявили в большинстве
случаев хоропгую музыкальность, художе-
ственный вкус. К сожалению, не было
среди участников соревнования такого
певца (или певицы), который об’единил
бы в себе комплекс вокальных и музы-
кальных данных, определяющих уже сло»
жившегося ’ профессионального вокалиств.
Этим и об’ясняется то, что жюри не при-
судило никому первой премии.
	Голосом, ‹ исключительным 00 своему
тембру, живости, темпераменту и дизла-
зону, обладает, несомненно, Д. А. Гамре-
кели (Тбилиси). Серьезную надежду для
нашей камерной вокальной культуры
представляет Семизорова. Голос ее мень-
него диапазона, чем у Гамрекели, но 0б-
Wak вокальная ‘культура выше, чем у
него. Красивым голосом обладает бас Гмы-
ря. Он поет умело, выразительно, инто-
нации его чисты. Запомнился мне мягкий,
хороший толос баритона Горохова,
	Во втором туре конкурса наиболев
сильное впечатление произвело на меня
	>

К десятилетию
театра,
им. К, А. Марджанишвили
o :
	нументализм спектакля, яркая темпера-
ментность, философская глубина стали де-
визом обоих театров. Но’ если руставе-
левцы стремятся к большей тармоничности
спектакля, то марджановцы ищут прежде
всего остроты драматической коллизии.
Если руставелевцы достигли огромного
искусства театральной детали в сочета-
нии ¢ пластичностью, то марджановцы
резкими, яркими мазками, каф это можно
	видеть в «Женитьбе Фигаро» или в
«Уриэле Акосте», достигают огромного
впечатления.
	Если философская глубина у руставе-
левцев достигается общей, продуманной до
конца идеей спектакля, слиянием всех
его основных элементов, то у марджанов-
цев она проявляется часто в резком, не-
ожиданном драматическом столкновении,
на миг освещающем весь спектакль и д8-
ющем зрителю ключ в основной идее пье-
вы. 7

Высокое мастерство Тамары Чавчавад-
зе, Верико Анджапарилзе, Baco Годзиа-
швили, Шалва Гамбашилзе, Елены Донау-
ри, Акакия Аванталиани и друтих арти-
cron слелали театр им. Марджанишвили
любимцем тбилисской публики.

0 спектакле «Из искры» (пьеса Ш. Н.
Дадиани) уже 1исал0сь подробно в «Co-
ветекюм искусстве»,

Это спектакль большой силы, Он вви-
детельствует о политической и художе-
ственной зрелости театра. В пьесе Дадиа-
ни о борьбе молодого Сталина 3a создание
революционной, большевистской  органи-
зации в Закавказье ‘театр нашел огром-
ную тему — борьбу народа за свое буду-
щее. 910 подлинно народный спектакль,
	СЕМИЗОРОВА Кира Георгиевна родилась
в 1896 г. в Москве, в семье служащето.
Пением начала’ заниматься у профессоров
Дисконци и Труффи. В Ленинграде Ё. Г.
Семизорова работала под руководством пе-
дагота-вокалиста Бруггер, В 1922 т. она
начала работу на оперной сцене в Москве.
Затем пела в оперных театрах Новосибир-
ска, Перми, Самары, Саратова, Астраха-
нии Тбилиси. С 1984 т, К. Г. Семизоро-
ва выступает в Ленинграде как концерт-
ная певица,

№
	ТРОПИНА Евгения Александровна роди-
лась в 1908 г. в деревне Осиново, Николь-
ското района, Вологодской области. Сред-
нее образование получила в г. Никольске,
гле окончила школу второй ступени. В
1928 г. с группой сверстников отправи-
лась пешком из деревни Осиново до CT.
Шарья (159 клм). Здесь они сели в т0-
варный ватон и поехали в Ленинград —
учиться.

В Ленинграде Е. А, Тропина поступает
в консерваторию, которую оканчивает в
1930 г. по классу проф. Е. А. Бронской.
В 1932 г. она — аспирант класса. заслу-
женной артистки РСФСР 3. Лодий, Аспи-
рантуру Е. А. Тропина кончает в 1935 1.
В 1937 г. она вступает в труппу Малото
денинградского тосударственного ‘оперного
театра, где и работает по настоящее вре-
мя, продолжая занятия под руководством
8 Лодий.
		ГУБЕРТ Вера Арамовна родилась в 1913
г. в семье служащего в Одессе. Шестнад-
цати лет она поступила в Одесский му-
зыкальный техникум по классу пения
Е. Я. Менер-Каневской. В 1930 т., не за-
кончив вокального образования, В, А. Гу-
‘берт поступила в хор Одесского государ-
	ственного театра’оперы и балета им. Лу-
	начарского. В театре сразу обратили вни-
мание на способную хористку и поручили
ей небольшие партии в операх «Кармен»
и «Пиковая дама». Через три года певица
успешно выступила в партии Галины В
опере Данькевича «Тратедийная ночь». С
тех пор В. А Губерт работает солисткой
театра, продолжая свое вокальное образо-
т под руководством проф. Ю, А. Рей-
BD.

В Управлении по делам искусств при Совнаркоме РСФОР открылось творческое совещание
артистов-исполнителей роли Владимира Ильича Ленина в пьесе Н, Погодина «Человек
	заслуженный артист РСФОР М. М. Штраух
	с ружьем». В первом ряду, слева направо:
	(Москва), Э, К. Чернов (Курск), заслуженный артист РСФСР Ф. М. ПВолгин (Смоленск),
заслуженный артист РСФСР В. И, Флоринский (Воронеж). Во втором’ ряду (стоят А. А
	Голубев (Грозный),
	Колобаев (гор. Киров), А. И.
	Н. И. Бродевкий \(Ростов-па-Дону),
	Фото В Фишмана (Фотохроника ТАСО
	06 Анджапаридзе нельзя сказать: 018
талантлива. 0 ней надо сказать: это 051
шая актриса; тонко мысаяшая, rayboso
проникающая в сущность ролл.

‚Раз мы коснулись‘ трагедийной стлы
спектакля, хочется сказать, что твато ла“
леко не’ полностью использует‘ галант #ы-
дающейся трагедийной артистки Тамары
Чавчавадзе. Почему бы театру не попро-
бовать свои силы в репертуаре (Софокла,
Шекспира, Шиллера, как в свое время он
пробовал евои силы ов драме Лопе де-Вета?

Мы убеждены в том, что театр с че
стью справитея с новыми задачами. При
веду пример. Роль Уриэля раньше заме
чательно играл артист У. Чхеидзе (он т6-
перь занимается драматургической лелтель-
ностью); артист П. Момбахилае we BHA
вил полностью всех своих возможностей,
в0 и 10, что он дал в роли Уривля, то-
ворит © том, что он имеет все данные
для того, чтобы играть трагедийные роли,
Артист Ш. Гамбалтидзе, созлазший в стеле
такле «Акоста» четкий образ де-Оильзы,
обладает той актерской глубиной и 0еко-
вательностью., которые так необходимы в
монументальных спектаклях, () других 8
терах мы уже. говорили, Таким образом
театр имеет несколько выдающихся, 2р-
тистов, обеспечивающих рост веего театр
в чение и.

Но как раз проблема ансамбля еще 18
решена  марджановцами, ,

Недавно работающий в этом театре pe-
жиссер В. Кушиташвили, облалающий
большой культурой и опытом, и т. Ш. Гане
башидае (артист и директор театра) дол-
жны прежде всего направить свои силы
на создание крепкого ансамбля, Ансамбль
воспитывают систематическая работа ¢ ai
тером и определенный репертуар,

Ясной театральной программы (репер-
туар), организованности и систематичио-
сти — вот чего еще нехватает. молодому
и талантливому театру пм. Марджанишви-
ди,

Пожелаем ищущим, пытливым актерам
и руководителям театра им, Марджаництви“
ли в день десятилетия этого замечательно:
го коллектива больших творческих усп8-
	ADB,

ИОГАНН АЛЬТМАН
	М. М. Абрамов (гор. Калинин), Е, Г. Альтус (Ленинград),
	В начале сезона театр рентил в030бно-
вить «Уриэля». И прекрасно сделал. На
премьере этого. спектакля можно было. убе-
диться, Ч70 ‘настоящее искусство долго-
речно, ему не страшно «испытание вре-
менем», Несмотря на то, что театр пока-
зал старую” постановку почти в. «полной
сохранности», спектакль прозвучал cBoe-
временно и был восторженно принят пуб-
ликой.

Марджанов создал глубоко философский
спектакль, в котором индивидуальная тра-
гедия поднимается до уровня огромной об-
щечеловеческой темы,
	Трагедия «Уриэль Акоста» в ‘сезоне
1938—1939 г. звучит © подмостков те-
атра им. Марджанова, как могучий при-
зыв против мракобесня и иезуитетва. про-
	тив национализма, поповокого человеконе-
назвистничества.
	Театру можно бросить упрек в том, что
он полностью сохранил и недостатки ста-
рой постановки (пережитки конструктивиз-
ма, чрезмерная условность декораций).
	Несомненно, однако, что если бы жил
Марджанов, он бы сам отбросил, как ве-
TOIL, остатки конструктивизма и углу-
	бил основное — трагедийную линию спек-
Тавля.
	Успех «Уриэля Акосты» в первую оче-
редь решает игра Верико Анджапаридае.
Анджапаридае, как и Тамара Чавчавалае,
артистка большого пафоса, большой мыели.
Анджапаридае в роли Юдифи дала образ
не только самоотверженной, мужествен-
ной, верной девушки, но ~— что важнее
всего — умното человека, не терпящего
несправедливости, человека непреклонного,
верующего в то, что без правды нет жиз-
НИ.

Несомненно, что Марджанов именно та-
кой представлял ‹ебе Юдифь, А сколько
попыток было превратить Юдифь в героп-
ню слезливой мелодрамы..: Та внутренняя
страсть, та строгость к себе и к людям,
которые обнаруживает Юдифь-—Анлжала-
ридзе, еще больше усиливают трагетитю.
Ведь без такой, Юдифи нет и Уриэля, по-
нявшего в конце концов, что его ученица
Юдифь более последовательна, чем он —
учитель.
	Марджановцы имеют в своем репертуа-
ре не только современные пьесы. Слек-
такли ‘«Свальба Фигаро» и «Уриэль Ако-
ста» дают возможность сулить о зрелости
театра.

Постановщик «Свадьбы Фигаро» В. Ву-
шиташвили внес в постановку мно мы-
сли, Он не тнался за внешними эффек-
тами, он стремился 5 пелостному, Однако
такие «находки», как появление Керуби-
но, как сцена суда или ночная сцена
в саду, могут считатьея совершенными 110
режиссерскому замыслу и актерскому ис-
полненито._
	Роль Фигатю исполняет Baco  Годзиз-
швили, Выступая во многих ролях, он де-
монстрирует разносторонность своего ар-
тистического таланта.
	В спектакле «Из искры» Годзиашвили
подкуцает  монументализмом, CRYSBUTYD-
ностью, чеканностью игры. В роли Фн-
гаро он уливляет свойм  исключитель-
ным темпераментом и живостью, артисти-
ческим блеском. Ряд сцен исполняется
им как бы при свете фейерверка. Фигаро-—
Тодзиашвили -— ‘умный, даже слишком
умный, земной, внешне простой и вместе
с тем сложный Фигаро. Живая, острая
грузинская речь, верно схваченный темп
ее (как и темп’ всего спектакля) дают
Годзиашвили возможность передать имен-
Но французский характер комедии.
	Актер Акакий Вванталиани, обладаю-
щий превосходными комедийными данными,
нарисовал необычный, но  покоряющий
своей искренностью и непосредетвенноетью
образ Керубино. Он вносит в комедию тах
много непосредственной живости, подлин-
ной комедийности, что этот образ запоми-
нается надолго. Застенчивость в. сочета-
нии © едва уловимой лукавостью Керуби-
но — Кванталиани контрастирует © чрез-
мерной бойкостью Фигаро. Вообще кон-

трастность — одно из свойств этого стек-
такля.
	Артистка Такайшвили играет Сюзанну
с TOK же живостью и блеском, с каким
Годзпашвили исполняет роль Фигаро.
	«Уриэль Акоста», поставленный в св0е
время самим №. Марджановым, был своего

рода программным спектаклем,

Сценическое искусство советской Гру-
зии нашло свое наиболее яркое воплоще-
ние в двух крупнейших драматических те-
атрах Тбилиси, основанных  замечатель-
	ным мастером -— выдающимея деятелем.
	театра ~—— Kora Марджанишвили (В. А,
Марджановым). :

Эти два театра носят имена Шота Py-
ставели и В. Марджанишвили,

Я видел ряд блестящих спектаклей в
обоих театрах,

Олин из руководителей театра им. Ру-
ставели сказал мне: «Мы убеждены, 310
_ юбилейный год. в театре им. Марджанова
пройдет с успехом и поднимет театр еше
выше. Сила этого талантливого театра в
том, что его актеры всегда пытливо ищут,
Никогда но успокаиваются, не «тяжеле-
ют».

Это верно сказано,

о «Младшай» брат — театр им. Марджа-

нишвили ничем не обойлен. У театра
много талантливых актеров, большое чув-
ство драматизма, острота наблюдения,
острота художественного восприятия —
достоинства истинного театра,

«Первородство» театра им. Руставели
ничуть не мешает театру им. Марджани-
швили. Наоборот, молодой театр, пользуясь
опытом «старшего», избег многих ошибок,
которые в прошлом. были присущи театру
им. Руставели. Реалистическое чутье не
изменяло театру им, Марджанишвили,
	Мы не случайно упомянули в дни юби-
лея театра им. Марлжанишвили © теат-
ре им. Руставели, Эти два театра —
друзья. Их основал один и тот же чело-
век. Их искусственно хотели раз’единить
вредители, буржуазные националисты,
го не удалось сделать. В Тбилиси я убе-
дилея в том, насколько крепка социаля-
стическая дружба между двумя театра-
ми, как интересуются они друг другом,
Eak радуются успехам и печалятея неуда-
чами друзей.

Тезтральные принципы Марджанова: мо-
		в котором показан молодой вождь, расту-
щий вместе © рабочим классом, воспитыва-
ющий рабочий класе, любимый и поддер-
живаемый трудящимися массами. Эта xy-
дожественная целостность в показе моло-
лого, подымающегося пролетариата и моло-
лого Сталина определила успех спектакля.
	Театр утлубил характеристики образов
рабочих. В массовых сценах каждый жи-
ger и общим и своим личным, кровным
интересом к революции,

В интимных сценах каждый по-своему
переживает горе и радость, но и здесь ни-
когда не теряется перспектива общей кар-
THAN.

Соединение эпического и лирического
элементов, огромное чувство такта, прояв-
ленное постановщиком (т. Журули) и ак-
терами, ‘обеспечили успех спектаклю,

Артист В. Годзиашвили создал незабы-
ваемый образ молодого Сталина. Высоким
вдохновением отмечен этот образ. Сцену
«ветречи нового года» (важнейшее засе-
дание, на котором была создана Батум-
ская социал-демократическая организация)
нельзя забыть. Собравшиеся решили важ-
ный вопрос. Они поют. Скоро рассвет. Мо-
лодой Сталин пророчески говорит © том
времени, «когда солнце всегда будет свер-
кать».
	Огромное впечатление производит сцена
встречи Ленина и Сталина na Таммер-
форской конференции. Артист 3. Гомелау-
ри несколькими штрихами рисует запо-
минающийся портрет Ленина, Эта встре-
ча — блестящая финальная сцена яр-
кого, исторически и художественно прав-
хивого спектакля.

Замечательно созданы женские образы-—
Фати Зыковой (Т, Чавчавадзе), Параюке-
вы (0. Такайшвили) и Деспине (Е. До-
наури). Острый, гротескный рисунок, с03-
данный Чавчавадзе, реалистический, пол-
ный жизни и тепла образ Деспине, ‹03-
данный Е. Донаури, как бы олицетворя-
ют линии развития театра.