Zi
	+2 января 1939 г., № 6 (585)
	«Нищий на кладбище», Оригинальная

работа Тараса Шевченно (офорт). Ук-

раинская картинная галлерея в Харь-
кове
	соо
Галлерея
HQ BD TOE
LAB Oriana
	Харькове вновь открылась галлерея
картин Т, Г. Шевченко.
	=

В одиннадцати просторных залах вы-
ставлено до 500 оригинальных произведе-
ний поэта-революционера. В новой экспо-
зиции число картин увеличено почти

’ вдвое,

(Особенно интересны акварели Т. Шев-
ченко — «Цыганка, гадающая девушке»
(1841), 88 которую Шевченко- получил се-
ребряную медаль от Академики художеств,
«Сон бабушки», «Лунная ночь в торах»,
«В Решетиловке», «Хата над водой», «Ка-
ра-Бугаз» и др:

Виервые представлено большое количе-
ство картин, налтисатных в период второй
поездки Шевченко на Украину (1845—
1847), исполненных акварелью и сепией с
тонким колористическим мастерством; в
них правдиво отражена жизнь угнетенного
и обездоленного народа дореволюционной
Украины,

В экспозицию вошло также свыше 140
картин и этюдов (акварель, карандаш),
написанных в ссылке. Среди них—«Мыс
Тюк-Курагай», «Укрепления Кара-Бутак»
я др, ‘

Болыпую ценность представляют собой
и такие произведения, как травюра «Ко-
роль Лир», исполненная Шевченко таль-
ванографическим способом (1840—1843),
офорт «Дуб» — копия картины худож-
ника Мещерского (1860), «Дары в Читири+
н6» (1844) и сделанная каранлашом рабо-
та «Омерть Хмельницкого» (1843—1844).
	Галлерея картин Т. Г. Шевченко поль-
зуется исключительным ‘успехом у тру-
	цящихся Харькова. Уже поступили заяв-
ки на посещение галлереи от 40 тысяч че-
	товек.
И. ЖУРБИН

==

Floprmmiae _
Wiis @ Cra

Харьков
	8 98 Урна
	Какие пьесы вы предполагаете напеча-
тать в этом году? С таким вопросом мы
обратились вчера в редакции московских
«толстых» журналов.
	Характерно, что редакции ведущих еже-
месячников — «Красная новь», «Новый
Унр» и «Знамя» не сумели дать сколько-
нибудь определенного ответа, хотя в норт-
фелях этих журналов находится ряд пьес
видных советских драматургов.
	Остальные журналы сообщили нам о
пьесах, которые HOABATCA на их страни-
may зв 1939 т
	Фурнал «Октябрь» печатает в ближай-
их номерах пьесу С. Михалкова «Конь-
	ки», «Молодая твардия» предполатает нал
печатать новый сценический вариант
«Тетра № А, Толстого.

«Интернациональная литература»  опу-
бткует в этом году пьесу Хеминтуэя
Пятая колонна»? и пьесу Карела Чалекв

` Мать», Журнал предполагает также на»

печатать новую пьесу Ромэн Роллана
«Робеспьер», В журнале «Раз \Мо!» будет
тубликована новая пьеса Толлера «Фрид-
их Галл».
	Академия трех
	МУ только ии громил в свое время рус-
toy Академию художеств. Шютив ака-
  № 60—70-х годов XIX века вы-
  (lam Передвижники в своей борьбе ©
нами академического классицизма.
Towers академию было признаком хоро-
[ero тона и У представителей «Мира
лухлва», поклонников ° суб’ективной
тики и анархической свободы ‘творче-
из, Иипрессионисты, а позднее” так на-

‚ Шизциииальными противниками академии,
вт отрицали лучшие достижения акаде-
Ви в области рисупка и композиции.

зывемые «левые группировки» были

` ШМнечно, в академии было немало тем-
р CTOpOR: UX He могло не иметь бюро-.

Кратическое учреждение в эпоху торже-
  М русского абсолютизма,
  № южгы ли мы останавливаться
  №0 на этих темных сторонах? Ведь,
  @мотря на все свом серьезнейтие из’я-
  AW, мадемия дала русскому искусству
iyo neatly блестящих мастеров «трех
  НАтнейших художеств»,

Академия хуложеств возникла в 1758 г.
№ иниативе проевещеннейлиего. человека
NN мех, Ивана Ивановича Шувалова.
‚ ‹..Необходимю установить _ Академию
; Moxecrs, — писал И. И. Шувалов в
CHEK проект, -— которой плоды... He
ко будут славою злетией Империи, но
Т зеликою пользою казенным и партику-
ным работам, за которые иностранные
‚ рюжинки) посредственного знания, 10-
Чая великие деньги, обогатясь, возвра-
‚ Пия, не дстазя по сие время ни одно-
№ рукою ни в каком хуюжестве, кото-
15 бы умел что делать».
  Шемювская Академия художеств уже
  8 ПВрвЫе тоды своего- существования дала
  Иозожу искусству такого гитамта, как
‚ Чилекор Баженов, такого одаренней-
10 алвопиоца, как Лосенко; в ней нал
\\ сме обучение олин из самых заме-

«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО,
					Разве немыслим танец, который, как и
музыка, ничего не показывает, танец, ли-
шенный  повествовательности и сюжетно-
сти? Только невежды думают, что беесю-
жетность-—чуть ли не синоним б66еодер-
жательности. В спектакле есть фабула, в
танце ве может и не быть B od-
общенности, в недосказанноети, в множе-
ственности «решений» веякого танца —
его слабость и его сила. И не надо сверх
меры обременятвь это искусство «поясни-.
	тельной» бутафорией, броскими апилика-
	циями и ручным реквизитом. 5ез помощи
«палки» он не вери? в ©вои силы, Дайте
ощущение быстрой езды на лошади исклю-
чительно средствами своего искусства, не
выводя на сцену живого или вартонного
коня, — и тогда зритель охотно покорится
способности художественно  воспроизво-
дить жизнь, & не плоско копировать быт.

В другом случае зритель упорно ве ве-
рит тому, в чем его стараются убелить,
В. Цаплин поставил номер «Испанская ce-
	мья». В семье отец и двое детей. Олеты
они в костюмы испанской народной армии.
Старик учит молодых обращаться с ору
нем, Он бегает, суетится, прищуряеь це-
лился из ружья, припадает на колено и
принимает еще много всяких поз.. Но все
они не от танца. Мы ждем искусства вдох-
новенного и смелого, а это гораздо более
урок стрельбы, нежели танец.

В каком противоречии с этой пантоми-
мической игрой находится боевой и энер-
гичный танец «Испанские гранатометчики»
(постановщик ‚ Бурмейстер), исполняемый
учениками УП класса Московокой балет-
ной школы Авалиани и Меченко! Этот та-
нец был показан на последнем вечере тко-
лы ГАБТ. В нем нет ничего от привычного
эстрадного «фольклора». Стиль его подска-
зан грузинским хоруми. И в этом наруше-
нии этнографической достоверности нет ни-
чего дурного. Ведь важнее всего те чувст-
ва, которые пробуждает в нас танец, —
чувства преданности своему делу и муже-
ства. В двухминутном танце есть даже
трагический «сюжет», Два товарища oT-
стреливаютея эт врагов. Олин из них па-
дает мертвым. И другой, взвалив его на
плечи и обороняясь гранатами, уносит
труп < поля битвы.

Но дело здесь не в сюжете и не в в00б-
ражаемых гранатах. Их могло и не быть,
Сила танца в тех эмоциях настороженно-.
сти, сосредоточенности, волевого спокойст-
вия, которые сменяют друг друга и переда-
ются зрителю. Сила его в TOM, что герои-
ческое содержание раскрыто двумя людьми
и средствами танца.

«Тачанка» и «Гранатометчики» — 970
быть может самое отрадное, что дало нам
в последнее время искусство танца.
	  В. ПОТАПОВ

гинске.

ные аплодисменты -- вее это пворит о
	том, что театр не ошибся в выборе пьесы
и хорошо ее поставил.

Может быть не следует товорить о том,
что спектакль готовился в очень короткие,
слишком короткие сроки. Надо“ ли’ знать,
сколько ночей не спали актеры, чтобы не
сорвать очередной премьеры (шестой по
счету ва три с половиной месяца), или
как ухитрились художник и режиссер
всего за три тысячи рублей показать 4
сцене Париж? Впрочем, эти маленькие
секреты небесполезно знать театральной
Москве, где и сроки длиннее и средства
звачительно больше.
	Несмотря на все эти трудности, неиз-
бежные в условиях работы районных
театров, спектакль оказался удачным. He
было ни «развесистой клюквы», ни «по-
меси французского с нижегородским». Не:
которые исполнители, как Ф. 3. Валицкая
в роли Елены и Б. Д. Торбеев—Жермон,
были просто хороши, Торбеев—актер не:
сомненно’ больного дарования — провел
роль Жермона с тонкой и острой иронией,
Удачно сделаны роль матерого бандита во
фраке—американца Вельтона т. Ершовым
и роль мадам Менар т. Владимировой,
	Нехорошо, что некоторые актеры. как
например тт. Галацкий (Ларсонье) и
	Альди (Брезвен), неумеренно пользуются

гримом,
Постановщик спектакля худ, руководи:
тель театра Б. Г. Рощин, талантливый и

‚умный режиссер, сумел, не нарушая жан-
	ра легкой Французской комедии, внести   п
	в нее элементы сатиры. Это сделало
	спектакль интересным и острым.
Е. ПЯТАКОВА
	пред протчими в талантах». Каково было
его «поведение», мы можем судить по
тому, ‘970 через несколько лет Ерменев
приниуал непосредственное участие во ввя-
тии Бастилии. Это событие зафиксировано
в рисунке, гравированном Жанто и снаб-
женном надписью: «(ай репдам ГасНоп» ?.
Этому замечательному художнику при-
надлежат трагические образы русских кре-
`стьян, близкие по своей трактовке к обра-
зам Радищева из «деревни Разоренной».
Хотя Ерменев представляет исключение
среди питомцев академии, тем не менее
ий его высокое мастерство было возможно
именно в результате академического обу-
чения, основу которого составлял рисунок.
  рисунка начиналось академическое
обучение. Сначала ученики срисовывали
< «оригиналов» — рисунков, гравюр. и
картин: потом с типеов. Наконец, пел
натурный класс, самый важный, тде на-
чиналась и живопись. «Классе натуры, —
пишет Шувалов, — есть главный источ-
ник к достижению совершенства каждого
упражняющегося в сих хуложествах».
В области рисунка русские академики
обнаруживали подлинную виртуозность. В
частности, Егоров, скучный и однообраз-
ный в большинстве своих живописных
работ, становитея вдохновенным поэтом в
рисунке, Здесь у него встречаются ‘и тра-
гически-строгие образы (например, сцена
смерти, сцена в тюрьме), и легкие еюже-
ты (танцующие вакханки), и даже любов-
ные сцены. Они неожиданны ‘у Егорова,
которого мы привыкли считать постным
перковником. Крайне разнообразный в ри-
‹сунке по своим приемам, Егоров при этом
всегда сохраняет мастерское понимание
линии, смелой, ритмически-певучей и в
то же время с поразительной точностью
намечающей основную структуру челове
ческого тела. Вполне правдополобен рас
сказ о том, как Егорв в Риме постюрил
однажды с итальянским художником, ко-
торый не верил в умение русского пен-
	* «Сделано во время действия»,
	Месяца два назад я присутствовал на
закрытом концерте молодежи Большого те-
атра, Готовили его к юбилею комсомола, и
вся программа создавалась в порядке, так
сказать, самодеятельности, дружными уси-
лияхи и по собственной инициативе участ
виков, Наиболее инициативными оказались
артисты балета. Они показали лвеналдать
новых номеров. Среди них было много пло-
хих. К примеру — «Пветочница» (поста-
новка Поспехина). Бедная. девушка © кор-
зинкой и бравый офицер исполняли под мо-
тив «Я фиалки собираю» нечто крайне
трогательное и страшное. Девушка, ветре-
воженная, выбетала на сцену и опасливо
возилаеь с какими-то бумажками, “затем
входил офицер и довольно грубо (но в TOM
НОМ ритме «Танто смерти») обходился в
нею; ломал руки, швырял ее на ли т, д,
Зрителю назойливо внуталось, что деву
ва — испанка, что бумажки -— проквла-
мации, что офицер — интервент...
	`И рядом — молодая «Тачанка», Скром-
ная и неожиданная, она имела настоящий
успех. Одна такая удача оправдывает за-
траты денег и энергии. Не так часты у
нас находки в искусстве эстрадного тан-
ца. Но самое главное, что радовало в мМ0-
лодежном концерте, это то беспокойство п
те искания, которые, ‘надо полатать, живут
в артистической среде Большого театра,
Живут, говоря откровенно, лаже независи-
Мю от того, как складывается его репег-
туар. Ведь за весь 1938 г. вышел в свет
один-единственный «Ёазказский пленник»,
на просторной сцене образцового театра
сейчас «умещаются» всего. четыре балета
(почему-то исчезли «Раймонда», «Спящая
красавица», «Жизель»,  ставившиеся в
прошлом сезоне) — куда ‘уж меньше!
Что танцповать? — из тода в год уныло
вопрошают артисты; что смютреть? — вто-
DAT UM в тон скучающие зрители,
	Руководство балета нашло легкий путь
временного выхода из затруднений; Ono
тает возможность балеринам и солистам ис-
пытать себя во всех велущих партиях тес-
ного до крайности репертуара. И многие
тайно и вслух помышляют хотя бы о тех
ролях, которые заведомо враждуют © их
артистической природой. Винить их в втом
нельзя: кому в:самом деле не надоест весь
век топтаться на одном месте, ведь хочет-
ея расти, 4 и для этого ‘нет, Вот и
берутся, волей-неволей не за свое дело.

Впрочем, руководство  расечитало пра-
Вильно, что такая спасительная мера на
время примирит вой-кого из артистов с 5о-
здавигимея положением. Ну, а публика? Ей
и вовсе мало радости от этих внутриве-
домственных комбинаций.

Артисты балета не хотят привьынуть к
тому состоянию безмятежности и. унылого

прозябания, к которому принуждает их 0е-
	Верней
	В первых числах января в Ногинском
драматическом театре состоялась очеред-
ная, шестая ва этот сезон, премьера —
«Похищение Елены» Вернейля.

Рабочие Глуховки и ногинских заводов
прекрасно разбиралиеь в тротесковом р
` сунке изящной французской комедии, ©
живейшим интересом принимали  спек-
такль, & в антрактах можно было CHE
шать немало остроумных замечаний,

Кризис в Европе; Франция. Мир бирже.
вых акул И рантье, в котором «апостолом
порядочности» является тангетер—похити-
тель людей-——Альберт Жермон. Что толк-
нуло этого ‘умного, блестящего человека
на столь скользкий, мягко выражаясь,
‘путь? Кризис и безработица. Трудно най-
ти работу, зато можно воровать. Ва похи:
щенную любимую собачку (таково было
начало карьеры Жермона) заплатили 50
франков. За любимую жену — миллионы,
Молодой человек составил себе солидное
состояние. Но, увы; его профессия тре-
бует риска. За украденного старика, Har
пример, не дали ни сантима; Старики во
Франции ценятся дешево! Далее следует
похищение красавицы Елены, любовная
интрига веселая путаница и суматоха,
	Остроумно, живо, зла! Вернейль—не сати-
рик, он только комеднограф. Но с какой
великолепной язвительностью нарисованы
им типы современного буржуазного ‘06:
щества. Невольно хочется задать вопрос:
	почему эта комедия не илет в Москве?
	Погинский театр вначале опасался: как»
то примет пьесу массовый зритель? Но
шесть спектаклей под ряд при переполнен-
ном врительном вале (далеко не частое
явление в районных театрах Московской
области). `пружное олобрение зрителя, бур-
	ния своим силам, И вот — концерт, уче-
нический и несовершенный, но отралный
в своих намерениях изобрести и сказать
что-то новое. В этом отношении он, moma
луй, любопытнее триумфальных тастролей
артистов Ленинградекого балета в филиале
МХАТ в конце прошлого года, когха TOOTH
вся программа была составлена из эффект-
ных, но давно примелькавшихея дуэтов
«Баядерки» и «Дон Кихота»,
	Спора нет, отточенное мастерство ленин-
градиев может увлечь хоть кого; но нельзя
же всю жизнь собирать жатву! от одного
поеева. У сёбя в театре ленингралцы склон-
ны к дерзаниям, и репертуар’ у них шире
и свежее московского, а вот на эстраде OER
часто выступают как рабы техники и ре-
ставраторы старины. Неларом среди всех
номеров, привезенных ими в Москву, 060-
бняком пришелея простенький, ‘наивно-
сентиментальный вальс Шумана (исполни-
тели Уланова и Чабукиани); где поэзия не
была отягощена нагромождением техниче-
ских сложностей, где сердечность преобла-
дала нал помпезностью.
	Настроение.,. Когда его нет в танце, то
в памяти отпечатывается вереница мерт-
вых движений, 4 в душе остаетея ничем
не заполненная пустота. Скучно смотреть
такой танец, хотя бы в нем вытворялись
чудеса ловкости и разные «па» сплетались
в самых затейливых рисунках. В «Тачан-
ке» (постановщик, Оленина) нет ничего та-
кого, что могло бы ошеломить зрителя,
Танцуют ее «на полупальцах» три девуш-
ки (Мержанова, Орловская,  Чарноцкая).
Танцуют живо, ¢ удалью, В бойком темпе
проносятся они по сцене, то станут гусь-
ком, то выстроятся треугольником, то раз-
вернутся в одну линию. Трудно сказать,
какие жизненные ассоциации рождает этот
бесхитростный пустячок. Вернее всего, что
у каждого—евои, особые. Возможно, мно-
гим он налюмнит и тачанку. Но ценность
его не в наглядной иллюстративности. Он
побеждает не внешним сходством © какой-
либо вещью или явлением, а своими чув-
ствами, своим волнением.

В настроении и только в настроении
секрет. успеха «Тачанки». Котда я смотрел
этот танец, мне казалось,—и я этому ве-
рил, — что навстречу ветру мчатся лю?
ди, они кружатся в вихре, они весело на-
ступают, они жизнералостны и порывисты,
они емелы и отчаянны, их молодецкая ли-
хость от души увлекала меня. И ‘уже лаль-
We начинались догадки: почему у них че-
рез плечо пулеметные ленты и какой пред
мет они напоминают? Но танец ничему не
подражал и его условные намеки (искус-
ство танца не терпит бытовых подробно-
стей) были дороже и понятнее всякой на-
вязчивой иллюстративности.
—_——@оо -

ль в Ho
		Народная аэтнстна РСФСР В, 0, Массалитинова
	Центральном детском кннотеатре,
	Союз советеких художников Киргизии
с первых дней своего существования взял-
ся за созлание картинной галлереи в сто-
лице республики г, Фрунзе; Государствен-
ная Третьяковская галлерея выделила из
‹роего запасного фонда 54 произведения
крупнейших русских живописцев ХУН я
ХМ вв.; музейный фонд Наркомпроса вы-
делил более 20 работ советских художни-
ков. Образовалось небольнюе, но доволь-
HO ценное собрание. ‘Галлерея ‘открылась,
имея произведения Левицкого, Тропинина.
Айвазовского, Репина, Сурикова, Вереща-
гина, Поленова, В. Васнецова, Левитана,
Касаткина, Архипова, Малютина, №. №-
ровина, Борисова-Мусатова и др. и совет-
ских хуложников Кончаловского, С. Гера-
симова, Радимова, Дентулова и др.

Новая таллерея внесла в художествен-
ную жизнь Киргизии значительное ожив-
ление. Союз’ советских художников еже-
голно организует выставки, посешаемюсть
которых с каждым годом растет (некото-
рые выставки посетило до 20 тысяч зри-
телей). Талантливая ‘каргизекая молодежь
направляется на учебу в изоучилища
Моквы, Ташкента,  Самарканла. Когда
стало известно, что в г. Фрунзе откры-
вается изостудия на 30 мест, было по-
дано более 400 заявлений из всех райо-
нов республики.

Недавно открылась 5-я республикан-
ская выставка хуложников Киргизии, 10-
священная 20-летию BARCM. В отличие
от четырех предыдущих, ‘на этой выстав-
ке представлены не только художники-
профессионалы, но и самодеятельные ху-
дожники и учащиеся студии.

На выставке преобладают пейзажи и
этюды, сделанные художниками в летних
творческих командировках,

Центральное место на выставке зани-
мает портретная галлерея знатных людей
республики (стахановцы, орденоносцы, ap-
тисты, музыканты) различных националь-
ностей, населяющих Киргизию: киргизы,
русские, дунгане, узбеки, казахи. Боль-
лтие успехи сделал художник А. Игнатьев,
В портрете слесаря  стахановца И. Ва-
силькова он дает действительно образ но-
вого, советского человека, стахановпа со-
циалистической промышленности. По сво-
им колористическим и пластическим J0-
стоинствам, это вполне зрелое произведе-
ние художника. Хороши также его пей-
зажи, тонкие по живописи и полные на-
строения.

Слабее обычного представлен  мололой
	талантливый Гапар Айтиев. Его эскиз
	школьников В
Фото ЕВ Волкова
		«Отдых колхозников», как и предылущие
работы, говорит 0 больших. возможностях
хуюжника. Но это лить многообещаюниий
эскиз, & не законченное произведение. To
же надо сказать” 0 его  сверстнике
С. Акылбэкове. На этих двух художников,
как на пионеров киргизской национальной
	живописи, возлагаются большие надежды,
	Они могут и должны их оправдать. dJa-
MeTHO двинулся вперед в своих этюдах
А. Евдаков. Молодые Деймонт и Черенщи-
ков вновь показали себя талантливыми,
влумчивыми и быстро растущими живо-
писпами,

Слабые работы дали Простев и Катаев-
ский. Безразличное, чисто ремесленное от-
нотение к своему искусству и к изобра-
	  жаемому характеризует их работы.
	Среди кружковцев п студийцев
много исключительно одаренных людей.
Всем им ужно учиться, повышать куль-
турный уровень. овладевать мастерством.

В целом 5-я ‘республиканская выетав-
ка; как и предыдущие, свидетельствует” 0
значительном творческом росте художников
Виргизии.

№ сожалению, дальнейшее развертьыва-
ние хуложественной работы встречает до-
садные препятствия, которые необходим
немедля устранить. В Управлении по де-
лам искусств Миргизии до сих пор нет
не только отдела ИЗО, но даже работни-
ка, ведающего этими вопросами. Rapran-
вая таллерея давно уже переросла свое
маленькое помещение. В экспозицию про-
изведения не вмещаются и хранить их
негде, так как нет даже помещения для
запасника. Давно пора приступить в до-
стройке здания галлереи.

Неоднократно выносилибь решения 6
создании республиканского  изоучилища,
Но этот вопрос до сих пор висит в в03-
духе.

Управление по делам искусств дважды
выносило решение об организации респуб-
ликанской выставки народного творчества,
Но этого не сделано.
	Изоуправление и музейный отдел Вее-
союзного комитета по, делам искусств до
сих пор ничем не помогли Киргизекому
управлению. Между тем многие из пре-
пятствий и неполадок, мешающих даль-
нейшей работе, могут быть устранены
	ТОЛЬЕО 6 HX помошью.
	заслуженный деятель’ искусства
Киргизской ССР С. ЧУЙКОВ,
художник А. МАЙОРОВ
	LBC WRC овердловоких
XY MO se EEC Drs
	Свердловское отделение союза художни-  стало веселее» написали художники Утин
	Ков подготовило третью отчетную выстав-
	ку, на которой будет представлено около
200 произведений живописи и скульптуры.
	Художник Холодов написал большую
картину на тему «Первая маевка на Ура-
ле», художник Мелентьев — картину, изо-
бражающую заседание Чрезвычайного УШ
Всесоюзного с’езда Советов. Большов по-
лотно на тему «Жить стало лучше, жить
	сионера рисовать: в доказательство Eropos
тут же на стене нарисовал углем челове-
ческую фигуру — без натуры: притом
начав ‘в большого пальца ноги.
Рисунки Шебуева, более суровые, чем
у Егорова, пожалуй, еще более разно-
образны. В большинстве они строго клас-
сичны, Шебуев достигает здесь подлинной
силы блатодаря исключительному лакониз-
My и ритму. В замечательной сепии
«Блудный сын» он создает сцену глуб-
кой и величавой скорби, Наряду е клас-
сическими, линейными рисунками у Ше-
буева часто встречаются и более евобод-
ные, живописные («Смерть   Ипполита»,
«Поклонение пастырей» и лр.).
	Наибольшего блеска русский академи-
ческий рисунок достигает у №. Брюллова
и Александра Иванова, Хотя оба они на-
чинают борьбу с академией, но обязаны
ей многим.
	Брюллову удается создать такой
упругий, чеканный 0б’ем, о котором толь-
ко мечтали все русские классицисты, его
учителя. И хотя Александр Иванов разор-
вал с академическими устоями и вывел
русскую живопись к цвету, но как раз
ему удалось достигнуть совершенства в
том, что он называл «речью контурной».
	Большие достижения были у академии
и в искусстве композиции, которую она
почитала не меньше, чем рисунок. Борясь
за идейно насыщенное, «гражданствен-
ное» искусство, классицисты придавали
отромное значение замыслу художествен-
ного произведения.
	особенноста это касалось историче-
ской живописи и скульптуры, которые
считалиеь высшим видом этих искусств,
так как «умножают геройский огнь и 2ю-
бовь к отечеству». Урванов говорит, что
здесь надо «размышлять с напряжением
своего разума 0 достопамятнейших. тех
	происшествиях, кои открывают истинные
причины перемен, случивитихея в тосудар-
стве»,
	и Бояринцев.

Скульптор Зайцев покажет новую paso:
ту «Сталин среди детей». Скульптор Трем-
бовлер закончил бюст Свердлова. Боль-
шую скульнтурную группу «Октябрь» вы-
ставит Комарова.

Ряд картин посвящен оборонной тема-
тике. Пейзаж представлен на выставке
работами художников Слюсарева, Минеева,
Иванова, Голубчикова и Бернгардт.
	Эти «размышления» и должны были
ПОЛУЧИТЬ ВоПплошШение в «сочинении»,
	№ композиции ученики должны быди
приучаться в самых первых шагов, во-
пируя «оригиналы» и вдумываясь в их
построение. Композиционные работы ечи-
тались самыми важными в академической
учебе; за них раздавались высшие  награ-
ды — золотые медали, дававшие право
Ha пенсионерство за границей.
	Работа над эскизами была самой ответ-
ственной в глазах академика. Когда одна-
MAL спросили у Брюллова, скоро ли он
кончит заказную работу, он ‘отвечал: «Она
уже готова» — и показал на листок бу-
маги, наз котором была намечена ‘комтю-
	зиция картины,
	«Похищение Елены» Вернейля в Ho-
гинском драматическом театре. На фо-
то: артистка Ф. 3. Вапицкая в роли

Елены и артист Б. Д. Торбеев в ропи
Жермона
	знатнейших художеств
	Из прошлого
	so

чательных русских скульпторов — Федот

Шубин.
Реорганизовав академию s 1764 г.,
	Екатерина ПЦ” приписала cefe честь ее
основания. Эта’ дата и‘была принята для
академических юбилеев, которые праздно-
вались в 1864 и 1914 гг.

Межлу тем, в 1764 г. академия лаять
получила болёе прочное положение; и,
тлавное, при ‘ней возникло «воспитатеяь-
пов училище», куда стали принимать
учеников © пятилетнего возраста. ‘Здесь,
в этом закрытом учебном заведении, по
мысли инициатора реформы И. Бепкого,
должна была воспитываться «новая пюро-
ла людей». Эт было своеобразным пре-
творением идей Руссо. Юные художники
вербовались в 10 время из беднейших
общественных слоев, так как дворяне пре-
зирали профессию «овободных художеств».
Дети. дворцовых мастеровых, истопников,
солдат и т. п. должны были превращать-
ся в академии в деятелей. культуры.

Академия `бознательно ‘отрывала своих
питомцев от народа: «ученикам не дозво-
ляется вилеть мужиков», — гласит ака-
демический ‘протокол,

И все же в коме ХУШ — начале
ХГХ в. академия приобщилась к тому ши-
рокому движению, которое охватило 800
Ввролу; это’ была борьба за новое понима-
ние классицизма, 34 очеловеченную герой»
ку. 38 повый монументальный и синтети-
ческий стиль. Лишь позже; в тоды реак
ции, наступившей после заключения
«Священного  союза»,. классицазм. преврв»
MICH в казенное, ‘холодное искусство, Ха»
ражтерное для творчества итигонов: им И
пришлось ‘принять 3% себя удары перед-
	ВИНИТ ОВ.
	В` конце же ХУШ — начале ХТХ века
клаюсицизм — вернее, его - новое пони-
мание — влохновлял таких мастеров, как
Мартос, как Ф. Щедрин, которые деятель-
HO участвовали в создании гранлиозных
городских ансамблей Петербурга и М-
CHBEI.
	Архивы музеев полны изумительными
рисунками академиков. Блестящие рисунки
осенко, то пышно-декоративные, то не-
ожиданно интимные, долгое время проле-
жали во французоком отделе Эрмитажа,
где они приписывались неизвестному фран-
цузекому хуложнику
	Среди. этих рисунков есть несколько
замечательных набросков, показывающих,
чт неудачная картина Лосенко «Владимир
перед Рогнедой» первоначально была заду-
мана хорошо и убедительно; они характе-
ризуют автора, как блестящего рисоваль-
щика, как мастера композиции. Очень
свежо сделана зарисовка сценки среди
римских развалин, изображающая  тури-
стов эпохи Винкельмана. Рисунки Лосен-
ко подтверждают, что во второй половине
ХУШ века в России зарожлалось реали-
стическое искусство, близкое к искусству
предреволюционной Франции. & группе. за-
мечательных мастеров, представлявших B
России это течение — евицкого, Роко-
това, Шубина, мы смело можем при-
бавиль и имя Лосенко.
	С наибольшей остротой и глубиной это
течение выразилось в работах питомца
академии И. Ерменева, недавно открытого
тем же 0. Яремичем. Правда, на этот раз
академия не признала своего питомца; он
едва-едва получил аттестат 4-й степени
ce любопытной характеристикой: «неудо-
стоившемуся повелением, но успевшему
	1: Искусствоведу С. премичу принадле-
жит честь открытия подлинного автора.
	«Ни олной черты 0ез причины», —
писат «Журнал изящных искусств» в
1823. г.; в этих словах заключается основ-
Hoe требование классической композиции.
	Как бы мы ни относились к конкрет-
ным композиционным приемам академи-
ков-классицистов, но это стремление к ла-
конизму, к продуманности замысла в пол-
ной мере может быть принято и сейчас,
как один из драгоценных заветов акаде-

MEE.
	Пюнечно, далеко не всё в художествен-
Ной системе русокой академии подлежит
реабилитации: многое остается неприем-
лемым и сейчас, например условноеть
академических канонов, безусловное под-
чинение традиции, абстрактность и проч.
Наше изучение искусства академии долж-
HO быть критическим; В период напряжен-
ной борьбы советских художников за Rap-
тину пора пересмотреть пристрастные и
вредные оценки и помочь нашему худож-
НИЕУ ВЗЯТЬ всё лучшее, что может дать
ему глубокое изучение русской академи-
ческой художественной школы. Выетавва
исторической живописи, открываемая в
Третьяковской галлерее, облегчит нашим
	художникам и критикам это изучение,
Н. КОВАЛЕНСКАЯ