12 января 1939 г., № В (886)
	А. A. Залевский

11 января, в 2 час. 30 мин, ABA, В
запно скончался дирижер Московелот
телтра’ оперетты Александр Антонов
	Залевскии.
А. А. Залевский родился В 1883 1 }
	семье рабочего-ремесленника. © дети
увлекался музыкой, По окончании Rye,
ского музыкального училища работал сли,
чала музыкантом оркестра (флейта)
театрах Киева, Казани, Одессы, Харьон
и других городов, & © 1911 roma — дир
жером. Дирижируя оперой, симфониуь
ским оркестром, опереттой, тов. Залевски
из’ездил почти все города Советском
	Союза,
С 1930 тода А. А. Залевский рабом
	в Московском театре оперетты,

Одновременно. он занимался  пеламть
ческой деятельностью в школах возины
музыкантов и дирижеров,  Общественн
работа т. Залевского в подшефных воть
ских частях неоднократно отмечалась }
приказах по Красной Армии и по телу,
	С особенной чуткостью Александр Ау,
тонович относился к молодежи. Ниву
работников нашего театра обязаны и
своим ростом и успехами,

Всегда предельно аккуратный, исполь
тельный, он с такими же требованяяи
подходил и к своим товарищам по та
ге. Теятр был делом его жизни.
	Н. Г. Александров, засл, артисты
РСФСР Г. М. Ярон, Н. М. Брав
В. С. Володин, артисты Т. Я, Би
С. М. Аникеев и др,
	XX Po@memn
	\ Приказом народного комиссара bop
COOP маршала, Советского Союза ка
Воротпилова введены в штат Красной Арми
окружные ансамбли красноармейской пот
и пляски, создающиеся во всех военяы
округах.

\ 19 января в помещении. Центрального ли
ма Красной Армии и Флота им. М, В, Фуь
зе открывается выставка рисунков худож»
ка П. В. Васильева. Выставка посвящена ль
ме «Жизнь и деятельность В, И, Ленин,

%* В Болыпом театре, Союза ОСР идут,
петиции балетов «Щелкунчик»  Чайковолол
(постановка заслуженного артиста PCa
Вайнонена) и «Оветлана» (композитор Кльб
нов) ‘в постановке заслуженного арт
РСФСР Радунского и артистов Попко a Tm
пехина. «Щелкунчик» оформляется художян
ком В. Дмитриевым, а  «Оветлана»—худжк
ником Р. Мажаровым, В «ТЦелкунчике па
нимают учабтие заслуженная вртистка РФ?
М. Семенова, Брмолаев, А, Мессерер, 0, и
пешинская, О. Мессерер и М. Габович, <.

* На роль Пикалова в спектакле «Tots
Яровая» в МХАТ OCOP им, Горького ввем /
новый исполнитель — молодой артист (
наев.

*ж Вчера в Центральном театре Кралй
Армии ‘состоялась генеральная репетили
пьесы Н. Погодина «Падь Серебряная», №
ведующим музыкальной частью театр ть
глашен композитор В. П. ТШиринский.

% 14 января в Малом зале консерватория
состоится  лекция-концерт скрипача М,
Плаксина, демонстрирующая новые приемы з
области скрипичной техники.

\ В Московском театре оперетты ведум
репетиции спектакля «На берегу Амур» (¢
девушках-хетагуровках), Постановка забл, №
	тиста РОФСР Г. Ярона.

© Управление цирков Комитета по’ делу
искусств организует бригаду для оболужь
вания частей Красной Армии.

* — Литературно - художественный worn
«Живые цифры», посвященный всесоюзной п
реписи населения, передается сегодня в й
час, 20 мин. по. радиостанции им, Коминте»
на.

\ В студии Белгоскино закончена expan
зация рассказа A, TT. Чехова — «Человек в
футляре». Сценарий и постановка И, Анне
ского. В главных ролях — Н. Хмелев, 0, №
 дровская, В Гардин, Ф. Раневокая, М. #№
ров, О. Абдулов и др.

we Театр им, Ермоловой . приступает к №
боте. над молодежным спектаклем, составлей
ным из драматических произведений Тур
нева. «Нахлебник» ‘и «Вечер в боры
Спектакль будет поставлен  молодажи №
жиссерами тт. Дубовской, Аврамовым 1 №
миссаржевоким,

* Сегодня, 12 января, в Клубе мата
искусств состоится творческий Beep By
женного афтиста РОФОР В. 9, Мейера, Вуди
исполнены отрывки из спектаклей: «На №
кого мудреца довольно простоты», «Ревизор
«Отелло» и «Горе от ума».,

% На-днях состоялось общее собрание 1
атральных художников,  об’единяемых №
сковоким союзом художников. Собрание
брало новое бюро секции театральных tf
дожников МООСХ, В состав бюро избрали
заслуженный деятель искусств  орденоноя
Ф. Федоровский, художники А, Apart
К. Елисеев, В. Рындин, А, Уткин, И. %
дотов, 0. Шевалдышева, Н; Шифрин,

к Заслуженный. деятель искусства А. М. №
расимов приглалиен для работы ma Beecont
ной сельокохозяйственной выставке Он буди
писать для -павильона «Зерно» большое пани
«Товарищ Сталин беседует о комбайнерами 1
комбайнерками»,

№ Театр революции закончил работу 1%
спектаклем «Павел Греков» (пьеса Войтехоы
и Ленча). Отавят спектакль’ заслуженные 8
тисты РОФОР Астантов и Лишин. Режи)
Соловьев, художественное оформление заелу
женного артиста РСФСР Рындина. Премый
состоится 16 января.

% Изоотдел Управления по делам искуси
при Моссовете приступил к обследованию
ссех московеких скульптурных предприятий
Составлена ‘комиссия, в которую входят 3
ведующий изоотделом т, Уткин,  инспе
отдела т, Фрейман, директор  скульпурн
студии Барков, директор сформительской и’
дии. Сорочкин и представители горкома ae \
вописцев ‘и скульпторов, Комиссия зи” ,
мится © производственным планом, м
ственной и материальной базой мастерких,
входящих в системы МОСОХО, — Воекохудож
ника, Треста скульптуры и облицовки, 86°
ли «Окульптура» и_Меткопромеовета,

\ 14 января в Доме архитектора coctontd
очередная лекция из цикла «В помощь из}
чающим историю ВКП(б)». Профессор А,
Вогдасаров прочтет лекцию на тему «боры
ба за создание социал-демократической pale
чей партии в России», После лекций 67
демонстрировалься кинофильм «Поколение п
бедитёлей», }

* Центральный дом’ художественной Cex
деятельности ВЦОПО выпустил книгу Ю. Кр
ке «Практический курс техники @ктера»
редакцией В. Захавы.
	РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
ИЗДАТЕЛЬ: Гос. изд-во «Искусство»
	MCKYCCTBO

ИСКУССТВО»
	«СОВЕТСКОЕ
	ИЛЛЮСТРАТОРЬ:
ДЕТСКОЙ
КНИГИ
	По плану 1939 г. к оформлению детской
книги в Детиздате будет привлечено мно-
го художников: Староносов, Сарьян, Дей-
нека Пименов, Фонвизин, Радлов и др.
	Над иллюетрациями будут работать и
молодые художники-дипломники, недавно
закончившие учебу, и студенты. Художник
„Месрапьян оформляет книгу «Одиночест-
во», Миронова — норвежскую сказку «Ма-
ленький Фриц», студент Изоинститута
Яроцкий работает над ‘сказкой «Бремен-
ские музыканты».
	В плане издательства на 1939 г. значит.
	ся (вместе с ленинградским Детиздатом)
768 книг. Будут изданы новые произведе-
ния Михалкова, Маршака, Барто, Бианки,
Кассиля и других писателей,
	Недавно в издательстве состоялось ©00-
рание иллюстраторов детской книги, по-
священное обсуждению плана изданий
1939 года. :

По мнению выступавших в прениях
художников, необходимо ввести в практи-
ку работы творческие обсуждения всех
	новых иллюстрации.

На собрании детально обсуждались ито-
ти издательской работы по детской книге
в 1938 тоду. Были отмечены многие не-
дочеты. Недостаточно привлекались моло-
	дые художники, отсутствовали серьезная
помощь и критика оформительской работы.
	Иллюстраторы обратили внимание руко-
водства издательства на плохое качество
литографий. Нередко репродукции замет-
но искажались. Художник Алякринский,
открыв оформленную им книгу «Петр Г,
	  не узнал в ней своих рисунков, настоль-
	Li 1
	Ko они были искажены (книга вышла
	большим тиражом).

Общее пожелание выступавших худож-
ников, — чтобы в 1939 г. удалось до-
стигнуть большего творческого контакта
в работе редактора, художника и автора.
	—o—
~ KoHuept
Льва Гинзбурга
	Недавнее выступление в Малом зале
консерватории ‘виолончелиста Льва Гинз-
бурга можно считать одним из лучших
академических концертов в текущем сезо-
не.

Лев Гинзбург принадлежит к числу му-
зыкантов, непрерывно растущих, облада-
ющих большой культурой и художествен-
ным вкусом. Красивый звук, продуманная
интерпретация, отсутствие позы и стрем-
ления к внешним эффектам обеспечили
артисту большой и заслуженный. успех.

В программе первого отделения, состояв-
шей из произведений Брамса, вызвали
большой интерес соната ми-минор, первая
	часть редко исполняемого концерта AAA
скринки ‘и виолончели и. др. Несколько
тяжеловесным показался ‘вальс Брамса в
	обработке для виолончели Льва Гинзбурга,
Во втором отделении были исполнены:
скандинавская мелодия и шведская песня
	Гренжера, старинная французская песенка,
	узбекская песня и пляска Власова, исван-
ская народная сюита, де Фалья.

`В. исполнении этих произведений Лев
Гинзбург показал большое. мастерство и
чувство ‘стиля.

„В концерте принимали’ участие лауреат
всесоюзного конкурса скрипачей и. виолон-
челистов Абрам Семецкий и пианистка
Татьяна Кравченко. ]

Вера РОДЭ
	«Полководец Суворов»
в ЦЛКА
	Центральный театр Красной Армии при-
ступил к работе над пьесой И. Бахтерева
и А. Разумовского «Полководец Суворов».
Состоялось распределение ролей. Суворо-
ва играет Б. Н. Нечаев, его дочь. Г.
Ленская. Кутузова-—А. А. Костромин, Bar-
	  ратиона — В. НВ. Пестовский, Дубасова —
	К. А. Нассонов, Степаниду—‘заслуженная
артистка РСФСР’ Л. И. Дмитриевская,
Павла Г[ — Р. И. Ракитин, Потемкина —
С. 0. Корнев, Фотеля—В. С. Блатообразов.
Кутайсова—Н. В. Неронов, Милорадовича—
А. И. Фальянов, Тотлебена—заслуженный
артист РОФСР Н. Л. Коновалов и др. В
основных и эпизодических ролях заня-
то всего около 30 актеров.

Спектакль ставит заслуженный деятель
искусства А. Д. Попов, режиссеры aac-
луженный артист РСФСР Б. М. Афонин,
И. П. Ворошилов, Н. В. Урбанович, ре-
жиссер-ассистент Р. Л. Далина, художник
И. С. Федотов. Консультирует постановку
проф. Г. Новицкий. Несколько бесед с ак-
терами‘ проведет академик Е. Тарле.

Исторический музей по заданию театра
подбирает мебель, оружие, костюмы, порт-
реты, предметы домашнего обихода. Для
участников спектакля устраиваются экс-
курсии в Третьяковскую галлерею и Исто-
рический музей. В театре организован уго-
лок для проработки исторических мате-
риалов, связанных с Суворовым. Необхо-
димую литературу предоставляет   ЦТКА
Всесоюзная публичная библотека им. В. И.

Ленина.
	РЕЖИССЕРСКОЙ
КОНФЕРЕНЦИЕЙ
	Мы, уже сообщали о подготовительной
работе; ведулцейея. Всероссийским  теат:
ральным обществом по созыву конферен-
ции режиссеров московских и периферий-
ных театров. На конференции должны
быть обсуждены важнейшие творческие
проблемы советской режиссуры. Сейчас
бюро режиссерской секции ВТО система-
тически заслушивает тезисы докладов, ко-
торые будут прочитаны на конференции.
Уже окончательно установлены темы сле-
дующих докладов: В. Г. Сахновского «О
работе режиссера с драматургом». А. Д.
Попова «О работе режиссера с актером»
и Ю. А. Завадского «О работе режиссера
над спектаклем». В ближайшее время бу:
дут уточнены темы остальных докладов.
	=<

ЖИЗНЬ
СПЕКТАКЛЯ
	ДЕТАЛИ
ПОДРАБАТЫВАЮТСЯ...
	После лекций начинаются занятия по
вктерскому мастерству. На третьем курсе
театрального училища предстоят репети-
ции водевилей, три параллельных четвер-
тых курса готовят выпускные спектакли,
	Но даже’ не заглядывая в расписание,
можно легко догадаться, когда воспитан-
ники училища от строгой, так сказаль,
теории переходят к «творческой практи-
ке». Она начинается ежедневно с .Массо-
вой батальной сцены: на 3-м этаже Теал-
ра революции, где ютится московское Те-
атральное училище, завязывается ожесто-
ченный бой за аудиторию. Исход этого боя
решит, кому из студентов удастся сегодня
участвовать в занятиях, кому не суждено.
Побежденные уйдут, победители, захватив-
шие аудиторию и зал, останутся репети-
ровать.

Летом Управление по делам искусств
при Моссовете издало приказ об об’едине-
нии четырех театральных школ — театра
Революции, Камерного, им. Моссовета и
бывш. театра им. Мейерхольда,
	Церед дирекцией нового училища уп-
равление рисовало широкую и заманчи-
вую перспективу создания образцового те-
атрального учебного заведения.
	— Училище не будет зависеть от теат-
ра, его репертуарного плана, от прихоти
директора. Отныне вы будете подчинены
только Московскому управлению. Вы ©мо-
жете обеспечить методическую работу 6
преподавательским составом. Вы сумеете,
наконец, увязать производственную прак-
тику с учебной программой.

Подписав приказ за № 116, руководство
Управления не подумало о таких мелочах,
как, например: где будет помещаться учи-
лище, на какие средства оно будет o6o-
рудовано. Эти «практические детали» бы-
ло поручено «подработать» специальной
комиссии, в которую . наряду с т. Фрум-
киным вошли директора театров Револю-
ции и Камерного. Оба директора торже-
ственно поклялись в том, что ни одного
локтя площади, принадлежащей театру,
они не уступят училищу, и на этом рабо-
та комиссии закончилась.

Осенью 160 учеников Тезтрального учи-
лища пришли в тесные и совершенно не-
оборудованные аудитории бывшей школы
Театра революции.

В течение всего первого полугодия ди-
рекция школы (директор т. Коробов и по-
мощники его тт. Маринич и Ратомский)
все усилия потратила на добывание необ-
ходимого оборудования, на тяжбу с Теат-
ром революции, с Камерным, a также на
разрешение головоломной задачи: где ce-
годня разместить студентов на лекциях.
	„У директора не оставалось времени для
наблюдения за учебным процессом. Он тер-
пеливо и настойчиво проводил раз’ясни-
тельную работу в Московском управлении,
доказывая, что студентам и педагогам
нужны для занятий не только учебные
программы, но.и столы, и стулья, и ауди-
тории, и средства для оформления учеб-
ных спектаклей.

Только в декабре училищу удалось по-
лучить необходимое количество стульев.
Но ни для одной группы старших курсов,
ставящих спектакли, нет ни костюмов, ни
реквизита. Ученики третьего курса в при-
готовленных уже водевилях продолжают
играть в воображаемых костюмах и с во-
ображаемыми атрибутами.

И все-таки даже в этих крайне трудных
условиях один из выпускных курсов учи-
лища успел подготовить свой первый вы-
пускной спектакль. До окончания’ учебно-
го года на трех параллельных четвертых
курсах намечено поставить 7—8 спектак-
лей. Наряду с классическими, здесь и но:
вые советские пьесы — Леонова («Волк»),
Голикова («Будни»).
	Выпускные спектакли войдут в репет-
	туар театральных коллективов, которые
удастся создать здесь, в училище.

Горьковский спектакль «Зыковы» уже
подготовлен, и если он своевременно Oy-
дет оформлен и выпущен, студенты емо:
гут до конца года поставить еще одну
пьесу. Но... бухгалтер Управления по де-
лам искусств решил пока воздержаться от
затрат на оформление и выпуск спектакля.
В Театральном училище не без основания
опасаются, что последнее слово останется
за бухгалтером.

Еще в худшем положении оказались
студенты второго и третьего курсов.
Многие из тех, которые перешли в это
училище из школы при театре. им. Mocco-
вета и им. Мейерхольда и участвовали
там в спектаклях, как исполнители значи-
тельных ролей, производственной практи-
ки в нынешнем году не проходили, С те-
ми студентами, которым удалось участво-
вать в массовых сценах спектакля театра
Революции «Иван Болотников», режиссер
не вел настоящей педагогической работы.

Об’единение театральных школ в спе-
циальное театральное училище преследо-
вало совершенно правильную цель: улуч-
шить подготовку кадров актеров. Однако
это об’единение было проведено крайнё
	безответственно.
3 ВОЙТИНСКАЯ
	«Сильнее смерти» Жаткина и Вечоры

в московском Камерном театре. Народ-

ная ‘артистка РСФСР А. Г. Коонен в
роли Марины Страховой
		ПИСЬМА
ЧИТАТЕЛЕЙ
	FOTOBHTb
ТЕХНИЧЕСКИЕ
КАДРЫ
	В’ газете «Советское искусство» от 4 де-
кабря за № 161 напечатана статья «Кон-
трольные цифры по искусетву», в кото-
рой говорится, что план 1939 тода пре-`
дусматривает организацию ряда новых
театров. Так, например, по РОФСР будет
открыто 55 театров, УССР —26, Туркме-
нистану —2, Казахстану—8, итого 86 Hd
вых театров. Безусловно, что. для этих
театров нужны, не только актеры, ре-
жиссёры и другие творческие ‘работники,
но и большая армия технических работни-
ков По самому приблизительному под-
счету потребуется 86 машинистов сцены,
680 рабочих сцены, 86 бутафоров и мно-
то других квалифицированных техниче-
ских работникэв. сы

А между тем существующие ныне теат-
ры далеко не обеспечены этими катего-
риями рабочих. у

Перед лицом возросших задач своевре-

менно поставить вопрос 0б организации
IUKO для подготовки и повышения квали-
	фикации хотя бы ведущих технических
работников сцены,
	Донбасс
	Л. МАСЛЕВСКИЙ
	«Авиамоделисты». Работа ск
Л, М. Писаревского
		Десятипетие
Краснознаменного
ансамбля красноармейской
песни и пляски СССР
	17 января в Враснознаменном зале Цен-
трального дома Красной Армии им. Фрун-
зе состоится вечер, посвященный 10-летию
Краснознаменного ансамбля красноармей-
ской песни и пляски Союза ССР.

На юбилейном вечере будут исполнены
новые песни, созданные ансамблем во
время поезлки на Дальний Восток.
		Новые
	постановки МХАТ
	На-днях в Московском ордена Ленина
краснознаменном Художественном акаде-
мическом театре СССР им. Горького нач-
нутся репетиции двух новых постановок
—«Три сестры» Чехова и «Школа злосло-
вия» Шеридана,

Ставят спектакль «Три сестры» налод-
ный артист Союза ССР Вл. И. Немирович-
Данченко и заслуженная артистка РОФСР
Н. Н. Литовцева; режиссер-ассистент —
И. М. Раевский. Художник спектакля —
В. В. Дмитриев,

«Школу злословия» будет ставить зас-
луженный артист РСФСР Н. М. Горчаков,
	оформление — художника Штоффера.

Обе премьеры состоятся во второй по-
ловине 1939 года.

Актёрская молодежь Художественного
театра подготовила в порядке очередной
учебной работы пьесу А. Н. Островского
«Трудовой хлеб» в постановке заслужен-
ного артиста РОФСР А, Н. Грибова и
заслуженного деятеля искусства Н. А.
Подторного. Оформлен спектакль молодым
художником Кисимовым.

Спектакль этот оказался настолько удач-
ным, что руководство Художественного
театра решило включить его в репертуар
и показать зрителю. В конце марта «ТГру-
ловой Хлеб» пойдет на сцене филиала
	МХАТ,

~~
ОПЕРЫ. ПО РАДИО
	26 января состоится премьера оперы
Моцарта «Похищение из сераля» в испол:
нении ‘солистов, хора и оркестра Всесоюз-
ного радиокомитета.

Из Большого театра Союза ССР и ето
филиала будут транслироваться: 12 ян-
варя — опера «Демон», 13 января —
«Дубровский», 16 января — «Риголетто»,
17 января — «Поднятая целина» и 26 ян-
варя — «Травиата». 18 января в кон-
цертном исполнении солистов, хора и ор-
кестра ВРК передается опера «Ночь под
рождество» и 23 января — «Миньон».
		\изнь спектакля капризна и неустой-
чива. Спектакли, как люди, бывают мо-
лодыми, крепкими, яркими и, как люди,
старятся, теряют свежесть. В` этих слу-
чаях говорят: опектакль «разболтан». Есть
постановки, живущие десятилетия. и по-
становки, старческое ‘увядание которых на-
ступает” уже после десятого. предетавле-
HHA.

Как сохранить жизнь ‘спектакля, сделать
ее длительной и яркой — этому вопросу
посвящается диспут, организуемый: pe-
жиссерской секцией ВТО: в Доме актера 16
января. Вступительное слово” скажёт. ‘зас-
луженный артист РСФСР. Ю. А. Завад-
ский. В обсуждении примут участие на-.
родные артисты РСФСР В: 9. Мейерхольд
и С. М. Михоэле; васлуженные деятели
искусства И. Н. Береенев; Л.А; Волков и
А. Д. Попов, заслуженная артистка’
РОФСР 0. И. Пыжова, артисты В. С. Кан-
цель. Н. П. Охлопков. И. М. Раевский и др.
	_ПРЕСТУПНОЕ ОТНОШЕНИЕ
К ИСТОРИЧЕСКИМ
ПАМЯТНИКАМ
	Тульский рай богат историческими #
литературными памятниками. Ясная По-
‘ляна, отстоящая. от Тулы в 15 километрах,
известна ‘всему культурному’ человечеству
—влесь жил и работал Л. Н. Толстой.
	В Белевском районе, в селе Мищенском
родился и жил поэт В. А. Жуковский. В
самой Туле родился и провел детские го-
ды писатель Г. Успенский. С Тульским`
краем связаны имена знаменитых русских
писателей — И. 0. Тургенева (Черненский
район), Ф. М. Достоевского (Мордеевский
район, с. Даровое) А. С. `Грибоедова

(Курнинский  район. село Екатериненталь)
и др. у - .
	Трудящиеся Тульской области гордятся
тем, что их край дал миру и стране
столько знаменитых художников. Однако
городские и районные организации не уде-
ляют никакого внимания историческим
памятникам.
	Дом поэта Жуковского в Белеве, дом
Г. Успенского в Туле заселены жильцами,
Памятник на поле Куликовской битвы с
разрешения ’Куркинского райисполкома
растащен-—плиты и тумбы распроданы
полностью. Знаменитый Тульский кремль,
отличный памятник старинного русского

зодчества, свидетель боев Ивана Болотни-
кова, крайне - запущен.
	После выступлений печати о безобраз-
ном отношении к историческим и литера-
турным памятникам тульские ортанизации
как будто встрепенулись. Вынесено спе-
циальное решение об охране исторических
и литературных памятников.  Тульскому
тородскому совету предложено реставри-
ровать дома писателей Г. Успенского и
В. Вересаева. В доме Г. Успенского пред-
ложено в первой половине 1939 г. органи-

зовать Литературный музей им. Г. Успен-
ского.

Еще к,„1 декабря 1938 г. горсовет дол-
жен был представить смету ‘по реставра-
ции исторических памятников Тулы
(Кремль,  Ломовские ворота и’ др.).

К тому же сроку белевский райиспол-
ком обязан был передать дом Жуковского
Белевскому краеведческому музею и от-
крыть в доме поэта Литературный музей.
	Прошло уже около трех месяцев с тех

пор, как опубликовано постановление, a
Бсе пока осталось по- старому.
	Тула

И. МЕЛЬНИКОВ
	>

и
ЕЛЬСТВО
	Приобретения
	для музеев
	Закупочная комиссия Комитета по де-
лам искусств при СНК СССР приобрела
от частного лица неизвестное до сих пор
произведение художника И: Репина — ва-
риант композиции «Диоген».

Большой интерес представляет приобре-
тенный натюрморт Себастьяна Чонкруа,
фламандского мастера, имя которого упо-
минается в цеховых списках ‘антверпен-
ских художников за 1662—1663 тг. Этот
натюрморт, по мнению специалистов, —
единственный подлинник картины Ce-
бастьяна Чонкруа, сохранившийся до на.
шего времени.
	«Суламифь» в Белорусском еврейском театре. Суламифь — артистка М. А.
Фридман, Абессалом — артист М. Б. Сокол, оруженосец — артист С. М. Сон-
кин (спева)
	СССР, на панно «Женщины нашей стра-
НЫ», можно воочию убедиться, какой тех-
нической виртуозности достигает ныне на-
родная строчка.
	К сожалению, местный ‚областной и рес-
публиканский органы промкооперации не
заботятся о совершенствовании чисто узор-
ного мастерства, приложимого к предметам
широкого потребления (платьям и белью).
Они почти не обращают внимания на
дальнейшее развитие в строчке. изобрази-
тельных моментов, столь же необходимых,
особенно в части советской тематики. За-
нятые исполнением гипюров, мережек-
«подзорин», сновочных узоров ит. п.
крестецкие и валдайские строчильщицы
зачастую превращаются в типичных ре-
месленников, механически выполняющих
работу и менее всего вносящих в них
свое, творческое. Упомянутое панно —
единственное в своем роде и исполнено
по рисункам, присланным из Москвы.
	А между тем попытки воспроизведения
в. строчке портретов. вождей (работы
В. Федоровой, Ратниковой и др.), своеоб-
разный, чисто народный перепев фитур
Аничкина моста (работы Костиной) и, на-
конец, прекрасное динамическое панно
«Олени» (работа Кондрашовой) с явным
стремлением ввести в привычную народ-
ную композицию реальный пейзаж— все это
говорит 0б огромных творческих силах,
таящихся в многотысячном — коллективе
строчильщиц Ленинградской области. И
если сравнить, например, контурные за-
стывшие фигуры из панно «Женщины на-
шей страны» (рисунки, разработанные Мо-
CKOBCKHM художественным институтом
промкооперации) с  непосредственными,
полными движения и ритма «Оленями»
Кондрашовой (1937), то предпочтение, бе-
зусловно, надо отдать последним.
	Л. ДИНЦЕС
	Народное искусство Ленинградской области
	Англичанин Вокс, посетивший в 1778 г.
Россию, отметил в своих записках: «Про-
стой народ в России может сравняться (в
отношении развития. — Л. Д.) с народом
сего же класса в Антлии и некоторых
лругих землях. Но крестьяне, живущие от
Москвы до Петербурга, гораздо сведущее
в художествах и промышленности, неже-
ли встречавшиеся нам при в’езде в сие
государство».
	Однако художественная’ одаренность
«простого народа» нынешней Ленинград-
ской области, отмеченная более чем пол-
тора века назад наблюдательным иност-
ранцем, менее всего привлекала внимание
наших отечественных путешественников и
исследователей О народном искусстве
Ленинградской области писалось очень ма-
ло. Планомерное изучение началось сов-
сем недавно. Оно было предпринято в
1937 г. отделом народных художественных
ремесел Государственного Русского музея
и обнаружило поразительное многообразие
искусства ленинградских колхозниц и кол.
ХОЗНИКОоВ.
	В Ленинтрадской области развиты иек-
лючительные по красоте ткачество, строч-
ка и кружево, поражающая разнообрази-
ем вышивка, выразительная реалистиче-
ская ‘деревянная. и глиняная скульптура
и другие виды народного творчества. Му-
зей поставил вопрос о детальном изуче-

нии народного ‘искусства Ленинградской
области.
	`Об’ектом изучения экспедиции нынеш-
него года явились ткачество, кружево и
строчка.
	В тесном контажте с областным советом.
промкооперации, заинтересованным в
развитии этих видов народных художест-
венных ремесел, Русский музей. обследо-

вал районы этих производств и собрал
богатейший материал.
	Технические возможности ткачества на
простом крестьянском стане весьма огра-
ничены. Ткачиха принуждена довольст-
воваться в узоре чередованием прямоли-
нейных элементов. Но сколько выдумки и
прирожденного вкуса вносит ленинград-
окая колхозница в узор рединки — ки-
сеи, салфетки, ковра-попоны, либо белой
полотенечной ткани. Ромбы, квадраты и
прямоугольники образуют в сцеплении ро-
зетки, звезды, пересекающиеся окружно-

сти, дуги. и т. п. Смелое, но всегда стро-
Toe сочетание цветных нитей сообщает
всем этим изделиям бесконечное разнооб-
разие. Все эти узоры традиционны в CBO-
ей основе, восходящей к искусству. бога-
того льном древнего Новгорода, а вме-
сте с тем все ярко индивидуальны и по-
современному новы.

Кто не слышал о вологодском кружеве?
Но ни в одном, ‘даже самом. «капиталь-
ном» труде о русском кружеве вы не най-
дете упоминания о кружеве Киришского
района. Между тем киришские мастерицы
— законные наследницы лучших, подлин-
но народных традиций северного’ круже-
ва. Их творчество в гораздо меньшей сте-
пени, нежели, например, творчество воло-
годских кружевниц, зависит OT подража-
ний западноевропейским образцам, иду-
щим еще от времен крепостничества.
тому‘ ‘же’ киришекие кружевницы счита-
	ют (и ‘не без основания) свое мастерство’
	более совершенным, нежели вологодекое,
хотя бы потому, что плетут они, никогда
не обрывая нити. Поэтому киришское кру-
жево отличается особой прочностью.
	Спепифически торговые заказы обычно
	отраничивают,»  киришскую ‹кружевницу
производством общераспространенных
против, кокеток. медальонов ‘и т. п. Но
	поручите этой же кружевнице сплести не-
что иное, по ве желанию, и перед вами
	предстанет подлинный художник, с уди-
	вительным вкусом создающий в кружеве
оригинальные композиции из советских
эмблем (Звездина, Лукина, Мохова) или
из мира природы (Яковлева), поражающие
богатством узора косынки (Колесова)
HT. I,

Трудно сказать: к категории строчки
или кружева, исполняемого иглой, следу-
ет отнести изделия крестецких и валдай-
ских мастериц (и мастеров — есть и та-
кие). ]

Древнейшие мотивы и технику чистой
строчки мы до сих пор находим в поло-

тенцах и подзорах северных районов об-
ласти. Это исполненные «настелью» по вы-
дерге (образованной путем выдергивания
поперечных, а иногда долевых нитей)
сказочные фигуры зверей, птиц, деревьев
и т. п, проникнутые вместе с тем глу-
бокой жизненной правдой.

Звериные и растительные мотивы древ-
него’ феодального искусства дошли до на-
ших дней в искусстве народной строчки.
Частично сохраняя эти прекрасные, но
все же относящиеся к далекому прошло-
му образцы, строчка южных районов Ле-
нинградской области прошла большой
путь развития.

Наряду с налуралистическими мотива-
ми, почерпнутыми из^ альбомов, крестец-
кие ‘и валдайские мастерицы, Ha основе
старинной техники’ заполнения  вырези;
усвоили снасбждаемую  скупщиками, а
затем земством кружевную технику ти-
пюров, и частично классических образцов
северного кружева, в том числе так на-
зываемого «вологодского стекла».

В наши дни это искусство“ совмещения
строчки и кружева иглой ‘доведено до
небывалого совершенства.

Глядя на исключительные по тонкости
исполнения покрывала, подаренные ге-
роям-папанинцам › Крестецким строчпром-
союзом, на тончайшие узорные гербы
	ПРОДОЛЖАЕТСЯ ПРИЕМ ПОДПИСКИ
	НА ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ на 1939 год
чение: Г. Д.В ТА ——
	ИСКУССТВ 0
B MECAL = _C..
	—° руб.. на 6 мес.—18 руб., на 12 мес,—36 руб.
KVPHANHW: ——
	T Py
	СОВЕТСКОЕ

15 РАЗ
	ПОДПИСНАЯ ЦЕНА: на 3 мес.—09 руб
		«тТ Е
	12 НОМЕРОВ В ГОД, i

ПОДЦИСНАЯ ЦЕНА: на 3 мес.—9 py6.. wa # ебля DVS. wa 12 wen——88 pv.
		«*РЕПЕРТУ
	Москва, 31, Петровка, 10, Пассаж,
«ИСКУССТВО». ‘Расчетный счет
Госбанка.
	Подписка также принимается уполномоченными
почтой, отделениями и’магазинами КОГИЗа.
	Петровка,
	OH 9-42-30. Прием об’явлений:
	АРНЫИ БЮЛЛЕТЕНЬ
	12 НОМЕРОВ В ГОД,

ПОДПИСНАЯ ЦЕНА: на 6 мес, —©9 руб., на 12 мес. — 18 руб.
	Подписку и деньги
	направлять по адресу:
		12 НОМЕРОВ В под.
мес.—18 руб., на 6 мес.—36 руб.. на 12 мес.—7? руб.
	O AH иИизнНнЬьЬ
	ПОДПИОНАЯ ЦЕНА: на 8
	“4A C K Y C CTR
	ссаж, помещение №53, торговый отдел изд-в
‘счет № 150085 Коминтерновского отделения
	издательства, Союзпечатью
	номоченный Главлитая В—1956. Типогоафиа газеты «Мнлобтонаъ Малира Wlnerunti Aurcan a

Адрес редакции: Москва, Страстной бульвар, :1. Телеф
	10, 2-й эт., пом, 53 тел. К 1-90-85