ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ ОТДЕЛ

ПРОМБАНК

28-го октября исполнилась 1-я годовщина работы Промбанка и можно под
вести некоторые итоги его деятельности.
Созданный в целях объединения средств госпромышленности для обслуживания ее же кредитных на
добностей, Промбанк успел, несмотря на бедность нашей промышленности средства
ми, собрать акционерный
капитал в 15 милл. рублей золотом и привлечь по своим пассивным операци
ям довольно значительные средства, составляющие на
1-е сентября 36 милл. черв. рубл. По развитию своей вкладной операции Промбанк стоит на первом месте после Госбанка, обла
дая на 1-е сентября 56,8% вкладов в 4-х крупнейших московских банках. В от
ношении к итогу баланса, равного на 1-е сентября 81,7 милл. червонн. рублей, вклады составляли 44,1%.
Рост операций банка за истекший год всего лучше характеризуется следующи
ми данными. Если принять величину его баланса на 1-е декабря 1922 г. (первый опубликован
ный баланс) за 100, то баланс на 1-е марта 1923 г будет равняться 448,4, на 1-е июня — 1.308,8 и на 1-е сентября 3.040,2. Иначе говоря, за 9 месяцев баланс увеличился свыше, чем в 30 раз.
Не ограничиваясь работой в Москве, банк развил довольно значительную сеть филиалов, достигающую в настоящее время до 38 контор, отделений и агентств, преимущественно, в промышленных районах республики. Правление банка стремилось при
открытии отделений использовать местные средства, вовлекая их в кредитный оборот, что, конечно, не означает полного отказа Правления от финансирования своих филиалов. По степени децентрализации кредита в смысле распределения средств между цен
тром и провинцией, Промбанк пошел довольно далеко; так, на 1-е сентября по итогу сводного баланса 64,5% приходилось на Правление и 35,5% — на филиалы. Значение филиалов в смысле привлечения средств составляло 25,9%, а по учетно-ссудным операциям даже достигало 52,8%.
Е. Т. Ройзман — директор иностранного отдела
Кредитует Промбанк, преимущественно, госпромышленность, как то и было возложено на него при организации банка. Общий итог его учетно-ссудных операций на 1-е сентября достигает 42,9 мил
лион. черв. рублей, составляя 52,7% баланса. Из этого видно, что Промбанк использовывает свои средства преимущественно на учетно
ссудные операции, не увлекаясь валютными и товарными опера
циями, несмотря на их выгодность для банка в современных условиях. Задолженность клиентуры по учетно-ссудным операциям Правления составляла на 1-е сентября 20,3 милл. черв. рубл. Из них на госпромышленность приходилось 73,1% всей задолженности или 14,8 милл. черв. рубл.,
8,7% падает на госторговлю, а остальные 18,2% распределяются между транспортом, смешанными обществами, кооперацией, частными лицами и проч.
Из отдельных отраслей про
мышленности наиболее значительный кредит был оказан Промбанком текстильной промышленности — 5,3 милл. черв. рубл. или 26,1% всех ссуд; по пассивным операциям текстильная промыш
ленность является также одним из крупнейших вкладчиков, и в
образовании капитала Промбанка она участвовала в размере 10,8% всех акций.
На втором месте среди клиентуры стоит металлическая промышленность, задолженность которой составляла на 1-е сентябрь 15,3% или 3,1 милл. черв. рублей
По формам кредита наиболее развито в Промбанке вексельное кредитование — 53,3% всех кредитов, на втором месте стоит под
товарное — 28,6%. а остальные ссуды распределяются поровну между промссудами и ссудами под фонды и инвалюту.
Несмотря на достигнутые банком успехи, нельзя не отметить, что роль его в кредитовании промышленности еще далеко недо
статочна, принимая во внимание огромные потребности последней. В настоящее время в связи с общим сжатием кредита и стесненностью денежного рынка сократились пассивные операции Пром
банка вследствие истребования средств клиентурой, что привело к уменьшению и учетно-ссудных операций. Однако, надо пола
гать, что поскольку за год своей работы Промбанк успел тесно связаться с промышленностью и доказать свою полезность, в дальнейшем по миновании настоящего кризиса, он вновь разовьет свои операции. Д. Алисов.
В. Н Ксандров — председатель
правления банка.
Я. Е. Рубинштейн — управляющий делами
А. Е. Аксельрод — член правления.
М. А. Иевлев — член правления.