Среди этой паутины вырисовываются очертания серых массивов кессонов и аркада ледозащитной стенки. Через два года в назначенный срок вся паутина лесов будет убрана, и над громадой Волхова из воды высоко будет подниматься над плотиной и ледозащитной стенкой роскошное и красивое здание станции, в огромном зале которой завертятся от напора воды десять турбин, от двигательной силы которых оживет вся петроградская промышленность, а вместе с нею воспрянет и вся страна — ибо Петроград навсегда останется для России широкой дверью в западные страны.
6.
Трудно сказать, в чем наиболее важное значение Волховстроя: в его ли технически-хозяйственной роли, или в роли вели
чайшего культурного начинания, которое, с одной стороны, является школой для современного поколения советских строите
лей и, с другой — горнилом для десятков тысяч крестьян, стянутых в один пункт, создающих величайшее техническое сооружение.
Волховстрой — это величайшее состязание на первый приз, это огромнейший агитационный и пропагандистский фактор в нашей, не только культурно-хозяйственной, но и политической действительности.
Как строится Волховская гидроэлектрическая станция, методы производства работ, всевозможные подсобные технические сооружения, формы взаимоотношений между государством — хозяином строительства и между рабочими — хозяевами государ
ства, условия бытовой, повседневной жизни на Волховстрое, — все это представляет чрезвычайный, исключительный интерес для всех, отдающих свое внимание на изучение новой, возрождаю
щейся, освобожденной от капиталистического ига России. Здесь впервые в России, буквально на голом месте, среди Волховских зарослей и болот, волею революционного народа возник из ничего целый город кипучего труда, стальной настойчивости и
страстных стремлений к творчеству новых совершенных форм общежития.
На Волховстрое своя особая жизнь. Здесь выходит своя газета „Волховской Труженик“, свой довольно солидный и содержательный журнал „Как строится Волховская гидроэлектрическая станция“.
Работают многочисленные культурно-просветительные организации и кружки, профессионально-технические курсы, курсы политграмоты, школы. Имеется свой театр, клуб, два оркестра и т. д.
Правда, все эти ячейки культуртрегерской деятельности не в силах охватить всех требований, предъявленных десятитысячной
массой, жадных до знаний, впервые политически проснувшихся и втянутых в коллективную жизнь граждан Свободной Республи
ки. Нужно удесятерить энергию, силы, средства для того, чтобы хоть немного успевать переваривать всю эту, в большинстве своем, текучую массу прибывающих прямо из деревни, рабочих Волховстроя.
И теперь, когда три четверти основной, самой трудной, работы на Волховстрое выполнено, когда в силу финансовых со
ображений, возможно, пойдет работа на сокращение (вернее, на удлинение выполнения программы), и тем самым уплотнится состав рабочих, — теперь особенно важно провести максимальную нагрузку в области культурно просветительной работы во всех учреждениях и организациях Волховстроя.
Работники-культурники на Волховстрое всячески стараются привлечь внимание всех кругов к своей работе, и они, проделавшие немало, в течение трех лет, по поднятию культурно-поли
тического уровня рабочей массы Волховстроя — в праве ожидать и требовать себе подмоги.
Рабочие же массовики, вкусившие начатки общественнополитических знаний, с пробудившеюся мыслью, с горечью и надеждой говорят: „Неужто-то нас так и оставят в нашей темноте. Похлопочите, чтобы там, в Петрограде и в Москве обратили свое внимание и посылали сюда хороших лекторов“.
Хороший лектор, умеющий просто и искренно подойти к рабоче-крестьянской аудитории — вот практический лозунг, проникающий сейчас все стороны повседневной жизни Волховстроя.
Работники-культурники и рядовая рабочая масса все свои разговоры сводят только к одному: „Побольше бы заглядывало сюда хороших, деятельных лекторов. Нам теперь нужно углубить знания по всем отраслям знания. Не забывайте, что все побывшие на постройке Волховской станции, сейчас расползаются по деревням, и многие из них неизбежно станут у себя дома активными работниками и на общественно-политических должностях и на культурно-общественной работе. Всем им нужны знания, знания, много знаний“.
В заключение мы от себя прибавим — да, самое главное сейчас для Волховстроя это — кредит для выполнения в срок программы и знания для рабочей массы, для оформления и укрепления, исключительной веры в дело, в завершение постройки Волховстроя, которым искренно и горячо дышет и живет каждый, выполняющий огромное, историческое дело не только нашего российского, но мирового значения, сооружения одной из величайших в мире гидроэлектрических станций.
Петр Воеводин.
Ноябрь, 1923 г.
П. И. Воеводин — редактор журнала „Электричество“, перу которого принадлежит статья
о Волховстрое.