Пролетарии всех стран, соединяйтесь?
		СУББОТА
		Гол издания A
	Цена 20 коп.
	№ 7 (587)
			ИСКУССТВО
	января
1939 года
	`  Орган` Комитета no делам искусств при Совнаркоме Союза ССР и ЦК профсоюза работников искусств

«Единение дехкан и рабочих». Скульп-

тура А. Лавинского, установленная у

входа в павильон, Таджикистана на

Всесоюзной сельскохозяйственной вы-
ставке
	Но

Накануне
ленинских
	дней
	ПРОИЗВЕДЕНИЯ,
ЛЮБИМЫЕ
В. И. ЛЕНИНЫМ
	Всесоюзный радиокомитет организует в
ленинские дни передачу музыкальных про-
изведений, относящихся в числу любимых
Владимиром Ильичем.

В одном из писем к М. А. Ульяновой
Владимир Ильич из Лондона сообщает:
‹...Недавно были в первый раз за эту зи-
му в хорошем концерте и остались очень
довольны, — особенно последней симфо-
ined Чайковского (Symphonie pathéti.

ue)...>.
4 А. М. Горький в своих воспоминаниях
о В. И Ленине рассказывает, что Влади-
мир Ильич, прослушав однажды сонаты
Бетховена в исполнении Исая Добровейн,
сказал:
	«Ничего не знаю лучше «Арразз!опада»,
готов слушать ее каждый день. Изуми-
тельная, нечеловеческая музыка. Я всегда!
	с гордостью, может быть, наивной, ду-
	маю; вот какие чудеса могут делать
лЮди!».
	Соната «Арразопафа», ор. 57 Бетховена
и 6-я («Патетическая») симфония Чайков-
	ского будут в ленинские дни транелиро--!-
	ваться по радио,
	Письмо Алексея Стаханова
	коллективу театра Молотовска
	МОЛОТоОВСК, 13° января (ТАСС). С
большим успехом в драматическом теат-
‘pe Молотовска идет пьеса Чекина —
«Ночь в сентябре», рассказывающая о
зарождении  стахановского движения в
шахтах Донбасса. Коллектив ‘пригласил
на просмотр спектакля героя пьесы
А. Стаханова. He имея возможности
приехать, он прислал ответ: «Поздраз-
ляю вас с открытием театра в самом мо-
лодом тороде Союза. Рад успеху пьесы
«Ночь в сентябре». Желаю дальнейших
творческих побед и художественного ро-
ста всему коллективу в новом году.
	АЛЕНСЕЙ СТАХАНОВ»
	ОИЕРНСГО ТЕАТРА
	 БИЛЕЙ МАЛОГО

М

Влизитея 20-летний юбилей Ленинтрал-
ского академического Малого оперного те-
arpa,

Возникший в 1917 г., как филиал Ма-
риинокой оперы. новый театр очень ско-
ро, уже в октябре 1918 г., имел соботвен-
ный оркестр, хор и солистов. На первых
порах это был театр камерной и комиче-
свой оперы и класоической оперетты.

Исполнение классических комических’
опер и оперетт немало помогло в борьбе ‹о
штампами и оперной рутиной, Рядом co
старшим поколением актеров — ИП. М.
Муравленко, М. А. Ростовцевым, Е. Г.
Ольховским, С. В. Балашовым — росла
и крепла талантливая молодежь в лице
Н, Л. Вельтер, М. П. Софроновой, И. А.
Нечаева, Г. Орлова, Б. 0. Гефта, А. Ю.
Модестова и многих других. Театр co3iax
отличный хор, руководимый до сих пор
засл. зртистом РОФСР Батэром.
	Однако новаторство в театре олно. вре-
	1мя подменялось . формалистическиии «опы-
	тами». В 1925—1929 тг., когда художе-
ственным руководителем ‘был режиссер
	Н. В; Суолич, в театре царили «запални-
	ческие» тенденции. Олна за другой сменя-
лись заумные постановки. имтортирован-
ные 83-38 границы — «Прыжок че-
рез ‚ тень». «Ц]жонни наигрывает». «Ало-
	Ун», «Колумб» ит. д. dro налравление
  было чужло нашему зрителю.
	В последующие годы были сделаны по-
пытки распространить «конструктивизм» и
на произведения классические. «Царская
невеста», «Сорочинская ярмарка», «Мей-
стерзингеры» были поставлены в «ультра-
левом» духе. В «Царской невесте», на-
пример, печи ездили по сцене, кремлев-
ские палаты были заменены геометриче-
скими конструкциями. Подобное трюкаче-
ство вще более оторвало театр от масс.
	‘`Для всех стало ясно, что Малегот зашел
	Однако была жива и другая струя, де-
лались попытки создать советский опер-
ный спектакль. Так, еще в 1925 г. была
поставлена опера.А. Глалковского «Фронт
и тыл». В 1927 г. пробовали инсцениро-
вать поэму Маяковского: «Хороню». Спек-
тахли не удержались в репертуаре, они
	были слишком слабы и в музыкальном и
	в драматургическом отношении. Только в
1931—1932 тг. началась подлинно глу-
бокая работа театра © молодыми советски-
ми композиторами,” которые. тщетно стуча-
лись в двери других театров. В этбм деле
	особенно велика заслуга народного артиста   и
oe ! ono
	Кадр из фильма «Щорс». Нападение на Щорса
	ба укрепление трудовой
дисцишлины в театрах.
	Постановление CHR Союза ССР, ЦК
ВЕП(6) и ВЦОПС «0 мероприятиях по утю-
рядочению трудовой дисциплины, улучше-
вию практики государственного социально-
го страхования и борьбе с злоупотреблени-
ями в этом деле» ‘имеет громадное значе-
Bue ATH оздоровления всей работы театров.
	До сих пор в театрах нет еще настоя-

щей большевистской борьбы с летунами,
подырями и дезорганизаторами  производ-
ства.
° Только за последнее время самовольно
оставили работу артист Серебровский, пе-
решедший из Куйбышева в Саратов, тенор
Покровский (из’ Саратова в а
вртист Кулысев (из Челябинска в Пермь).
Артист оркестра Ляхов самовольно” оста-
вил работу в Ворошиловеке, артист Юдин
бросил работу в Белорусской музыкальной
комедии. Артисты Ивановской музыкальной
комедии Иванова и Гаевский самовольно
ушли из театра и подписали договоры в
Самарканд, в театр музыкальной комедии,
предусмотрительно получив там аванс. Эт
не помешало им подписать одновременно
договор © Оренбургской музыкальной x0-
медией, снова получив при этом аванс.
После всех этих сложных махинаций до-
блестная пара в конце концов оказалась
na работе в Самарканде.
	До их пор не привлечены в ответст-
венности те директора, которые своими ан-
тигосударственными и преступными дейст-
внями дезорганизуют работу театров. До
сих пор не принимаются решительные ме-
ры по отношению к летунам и прогуль-
щикам, ко всем тем, кто, вопреки закону,
срывает и нарушает трудовую дисципли-
BY. .

Несмотря на стационирование театров,
часты случаи самовольного перехода в
другие предприятия, где дается повышен-
ная зарплата. Это, бесспорно, — рваче-
ство, лезорганизация производетва.
	Укрепление трудовой дисциплины в те-
втрах прямо связано © загрузкой рабочего
дня во всех цехах — художественных,
технических и обслуживающих,
	Работают ли в театрах пюлные 6-—7—8
часов? Безусловно, нет. В театрах, в 060-
бенности в театрах крупных городов, 6
разбухшими, ° преувеличенныхи. штатами,
имеются громадные резервы неиспользован-
ного рабочего времени.
	`В театрах союзного значения установ-
лены явно заниженные нормы выступле-
ний. Почему ведущие артисты Московского
Большого театра, Ленинградского ‘театра
им. Кирова и других оперных тватров дол-
жны быть заняты всего 5—7 раз в месяц
и 8 10 же врёмя выступать в концеугах
й спектаклях других театров?
	Необходимо поставить вопрос 9 пере-
смотре норм выступлений артистов и дру-
гих художественных работников, исходя из
полной загрузки рабочего дня.
	Однако даже заниженные нормы выступ-
wenn выполняются артистами далеко не
полностью. Так, за 11 месяцев 1938 года
многие артисты — солисты Большого те-
втра — выполнили нормы только на 40—
50 проц. Достаточно привести несколько
примеров, Артист  Бадридзе выступил 12
раз при норме 59, Енакиев — 12 при
норе 37, Озеров — 16 при норме 43,
Ханаев — 15 при норме 61, Рейзен —
30 при норме 47, Садомов — 6 при нор-
ме 67. Лержинская — 15 при норме 35,
	Латульская — 4 при норме 52, Макса“
Кова — 28 при норме 54, Степанова —
20 при норме 50 ит. д.
	Важнейшая и неотложнейшая задача и
хирекций, и общественных организаций,
и всех честных работников — по-настоя-
щему организовать труд, добиться полной
загрузки рабочего дня, пересмотреть’ нор-
MH выступлений и обеспечить их выпол-
	нение.
	КАРТИНЫ ДЛЯ МУЗЕЯ
НАРОДОВ СССР
	Музей народов CCCP заказал ряду ху-
дожников картины на исторические темы.
А. Кутателадзе работает над картиня-
un: «Сталин среди рабочих бакинской
	промышленности в 1908 году» и «lio
ror B Tudance.

Художник А. В. Моравов пишет кар-
ину «Товарищ Сталин в ссылке в. 1905

Rory»,
Над двумя историческими полотнами
Работает художник А. А. Пржеславский;
	Опера В. Жепобинского «Мать» В
Ленинградском государственном Малом -
оперном театре. ’На фото: артистка.
Овчаренко в партии Пелагеи Ниловны
№ артист Коробейченко в партии
	Цаваа
	Борьба за трудовую дисциплину в те-
атрах — это прежде всего борьба за ка-
	чество спектакля, за повышение творче-
ской работы. }
	До сих пор еще не планируются точно
репетиции: часты случаи отмены, задерж-
ки: По вине одного опоздавшего артиста
	простаивают
ре остальные Ут репети-
	В театрах союзного значения в резуль-
тате неуплотненности рабочего дня разви-
та буквально эпидемия  совместительств.
Работники театров получают различные
надбавки в зарплате за работу, прямо
входящую в их служебные обязанности.
Директора театров, не научившись счи-
тать советский рубль, выплачивали по
договорам (!} специальное вознаграждение
штатным режиссерам-постановщикам, пря-
мая обязанность которых состоит в 60зда-
НИИ Новых. спектаклей.
	Дело доходило до курьезов: в тех елу-
чаях, когда артисты оркестра ‘по ходу
спектакля должны играть на сцене, им
эта работа оплачивалась дополнительно;
когда артисты хора выступали в спек-
таклях как участники массовых сцен, &
не как хористы, это, по непонятным при-
чинам, давало им основание в получёнию
дополнительной зарплаты...

А в драматических ‘театрах составы 9р-
кестров менялись буквально каждый день:
музыкант, ‘занятый по совместительству

в другом учреждении, присылал вместо
себя «заместителей», которые по тем или
иным причинам оказываливь свободными
в этот день от работы в своем. предпри-
ятии, Не приходится и говорить 0 TOM,
что такие факты являются серъезнейпшим
нарутением трудовой дисцититины, м BI
новные’в этом работники должны Уволь-
няться, как дезорганизаторы производства.

Несмотря на то, что учет рабочего вре-
мени репетиций должен осуществляться
только по их фактической длительности,
‚устанавливались при попустительстве. ди-
‘ректоров и профорганизаций так называе-
мые «твердые нормы» репетиций, рабочее
‚время учитывалось вне зависимости от
фактической загрузки работников.
	На основе полной загрузки ‘всех работ-
ников должны быть пересмотрены и шта-
ты театров. Это мероприятие должно 0су-
ществляться в течение всего, года. Уста-
новленные в соглашении между  Комите-
том по делам искусств и ЦК Рабис огра-
ничения, по которым сокращение штатов
	художественных работников театра может
	производиться только с 1 июня по 1 сен-
THOPA, должны быть отменены, как проти-
воречащие требованиям подлинной тосудар-
ственной организации театрального дела.
№ сожалению, далеко не все ‘лиректо-
ра театров правильно представляют себе
свои задачи по укреплению трудовой дие-
циплины. Это сказалось и на совещании,
которое былю созвано Управлением теат-
ров. Директора -— участники совещания,
ссылаясь на велческие «об’ективные» при-
чины, уклонялись от репительных отве-
тов на вопрос, как они думают рациональ-
но использовать рабочее время актеров.
Дальнейшее повышение идейно-художе-
ственного качества работы театров, ‘луч-
шее использование творческих и художе-
ственно-технических работников. театров

— таковы должны быть следствия укреп-
	ления трудовой дисциплины, в театрах,
	Одесские театралы по праву гордятся
тем, что в репертуаре почти всех театров
города значатся пьесы Горькото. В Театре
революции идет «Васса Железнова», в Те-
атре русской драмы —^ «Дети солнца», в
Еврейском— инсценировка повести «Мать».
Мне довелось присутствовать ‘на премьере
пьесы «На лне» в Первом совхозно-кол-
хозном театре‘ Одессы. Этот культурный,
творчески честный спектакль, поставлен-
ный в очень трулных производственных
условиях, с минимумом средств и мате-
риальных возможностей, делает, мне ка-
жется, честь театральной Одессе, пожалуй,
не меньшую, чем иные постановки горь-
ковских пьес, осуществленные ‘на’ бюль-
ших сценах,

Не. все в этом спектакле одинаково про-
лумано и выполнено. Кое-где видны белые
нитки «режиссерского рисунка», в ряде
сцен инициатива режиссера ‘выходит за
пределы точного смысла горьковекого тек-
ста: но в иных местах это поправимо, в
иных. — несущественно. Важно, что 06-
вовные образы бессмертной пьесы Горького
разработаны с TO основательностью,
серьезностью и © тём чувством настоящей
хуложественной ответственности, < которы-
	‘ми легко преололеваютея ‹амые ‘большие
	творческие трудности. А трудности перед
театром встали очень большие — каждая
из ролей торьковокой пьесы требует зре-
лого. точного и продуманного исполнения,
каждая из сцен должна быть разработана
режиссером © предельной ясностью и BEIPS-
зительностью. Среди небольшого числа а5-
теров Колхозното театра нужно было без-
оптибочно распределить роли, учитывая си-.
лы каждого из исполнителей, его сцени-
‘ческий опыт и мастерство. Слабое, люби-
тельское исполнение такой роли, как по-
лицейский Медведев, для которого артист
налтел только одну характерную черту —
валихватское покручивание усов, — 673-
зу бросилось в глаза.

Выразительную Василису представила
на сцене арт. А. Н. Винокурова. Актри-
а правильно почувствовала Горьковский
образ, при всей своей определенности —
сложный и многогранный, и убедительно
передала не только звериное, стяжатель-
	свое еа обдичце, но и выутрениютю оиусто-
	Репертуар
	СССР С. А. Самосуда, ставшем к тому ВЫХОДНОГО

времени главным дирижером театра.
1933 т. был переломным. В этом голу ДНЯ
	ПРИКАЗ КОМИТЕТА
ПО ДЕЛАМ ИСКУССТВ
ПРИ СНК СССР
	Вопреки приказу Комитета по делам
искусств при СНК СССР за № 249 oF
14 мая 1938 г., директора московских те-
атров не обеспечивают показ в выходные
и предвыходные дни лучших спектаклей;
как правило, в эти ‘дни не включаются
в репертуар новые постановки.

Так, в Малом театре в выходные дни
редко ставятся «Горе от ума» и «Pe-
визор», в МХАТ — «Горе от ума», «До-
стигаев и другие».

Несмотря. на прямое запрещение Komae
тета, допускается назначение на спектак-
ли в выходные дни вторых составов ис-
полнителей (например, в филиале Болв-
шого театра и т. д.).

Директора отдельных театров (например,
МХАТ) допускают замену спектаклей без
предварительного согласования с Управле-
нием театров Комитета по делам искусств.

Для устранения этой недопустимой
практики ‘приказываю: ,

1. Директорам московских театров:

а) в выходные и предвыходные дни
включать в репертуар новые постановки
театров и лучшие спектакли текущего ре-
пертуара. В этих спектаклях обязательно
должны быть заняты лучшие исполните.
ли основных ролей:
	6) не допускать отмены  об’явленных
спектаклей; установить, что замена спек-
такля в исключительном случае (болезнь
основного исполнителя и др.) может быть
допущена только’ с предварительного раз-
решения начальника Управления театров

Комитета по делам. искусств или его за»
‘местителя.
	была поставлена опера молодого компози-
тора В. Желобинского «Камаринский му-
жик». В постановке уже отчетливо наме-
чалось новое направление театра. 0 Ma-
лом оперном театре ‘заговорили, как о
«лаборатории советской оперы».
	Крупнейшая дата в истории советского
оперного театра — 22 октября 1935 г.
В этот день состоялась премьера «Тихого
Дона» И. Дзержинского. Революционный
пафос, простой и волнующий музыкальный
язык, народность и мелодичность оперы
сразу завоевали пирокое признание. За
три года опера прошла в театре более
двухсот раз. В 1936 г. прошли с боль-
шим успехом гастроли Малегота в Москве.
Историческим стал’ спектакль 17 января
1936 г., на котором присутствовали
товарищи Сталин, Молотов, руководители
партии и правительства. После спектакля
товарищи Сталин и Молотов беседовали с
авторами спектакля и дали положитель-

ную оценку работе театра в области с03-
дания 6оветской оперы.
	Другие советские оперы — «Поднятая
целина», «Кола Брюньон», «Мятеж»,
«Мать» — также создавались композито-
рами для Малого оперного театра, причем
театр неизменно ‘ помогал им советами.
Переезх С. А. Самосуда в Москву не прер-
вал ‘этой работы. Ее продолжает новый
художественный руководатель театра засл.
артист РСФСР. проф. Б. Я. Хайкин, мо-
лодой талантливый музыкант.
	Накануне юбилейных дней театр рабо-
тает одновременно с несколькими компози-
торами. Ближайшей премьерой после опе-
ры «Мать» будет «Помпадуры» Пащенко.

Творческий путь. Малегота — первого
оперного театра, ‘созданного ` советской
властью, — крайне
время ‘для ‹ детального обсуждения и
подведения ‘итогов. Намечаемое в январе
проведение юбилея Малегота — лучший

поучителен. Настало’

BY ARENAS ER ER ERE SOUR SPER ER AND OU рылом eves pv

Комитета по делам. искусств или его за“

. местителя.

2. Предупредить директоров театров, что
они несут персональную ответственность
за точное и безусловное выполнение этого
приказа.

‚ 3. Начальникам республиканских управ:
лений по. делам. искусств. и краевых,

ластных отделов искусств обеспечить по-
становку в выходные и предвыходные
лнНи во всех театрах лучших спектаклей в
	Аи AS ДНИ ВО всех. театрах лучших, спектаклей ©
TOBOT AIA Широкого обсуждения  проолем   основными исполнителями главных ролей
	ОБД дя ШВромНО ФОбумдения Проодлом   основными исполнителями главных ролей
MOTOLOTO советского оперного искусства, и в частности новых постановок театров.

Евг. ТАНК. 4. Управлению театров проводить систе-

Ра тета АТА тат RITTWATTWOAUY s,s что ла 2
	* Я у р матическую проверку выполнения настоя»
: щего приказа, С
В связи с пополняющимся 20-летием Зам, председателя Комитета по депам
Малого оперного театра ‘организована’ юби- искусств при СНК СССР
лейная комиссия в составе Б. 9. Хайкина, о. `°М. ХРАПЧЕНКО
Е. Г. Ольховокого. А. А. Орлова, Г. Ю 0-   ча сле agg mara.
	WE PV CAPM о. о. ААацьина,

о № ХРАПЧЕНКО
Е. Г. Ольховского, А. А. Орлова, Г. H. Op-
лова, Н. 1. м 9. IL Tpueypona  02089 rons
и mM. ;
	По выходным и праздничным дням и
накануне праздников, когДа театры наи-
более активно посещаются трудящимися,
многие московокие театры позволяют Ce
бе показывать свои худшие и старые
спектаули. Основные исполнители в спек-
таклях именно в эти дни заменяются дуб-
лерами, Об‘явленные спектакли часто за
‘меняются другими, менее значительными,
	Эта недопустимая практика была обна-
ружена проверкой, произведенной Комите-
том по делам искусств при СНК СССР
elle весной 1938 года. Тогда же, в мае
1938 т, приказом № 249 председатель Ко-
митета по делам искусств т. А. И. Наза»
ров преднисал директорам московских те
атров в выходные и предвыходные дни
включать в репертуар лучшие постановки
пьес советских драматургов и классиков
с Участием лучших исполнителей основ-
ных ролей, а также не допускать замб“
ны об’явленных спектаклей. Репертуар на
предвыходные и выходные дни для теат-
ров союзного значения предложено была
утверждать лично начальнику  управле-
ния театров Комитета по делам искусств
тов. Солодовникову.
	Со зремени издания этого приказя
прошло семь месяцев. К сожалению, прак-
тика показывает, что руководители мо-
  сковских театров забыли об этой директи-
  ве Комитета по’делам искусств и продол*
жают систематически нарушать интересы
зрителя. В выходные и предвыходные
дни театры ставят на афишу отнюдь не
лучшие и новые свои постановки, а ста-
рые, зачястую успевшие порядком «раз-
болтаться», обветшалые спектакли. Как ни
странно, часто именно в праздничные дни
в спектаклях оказываются заняты не 0с-
новные, лучшие исполнители данной ро-
ли, а второй состав.
	веческих принципов и помыслов. Арт. Ие-
томину, играющему вз’ерошенного, неук-
Mme, исподлобья взирающего ‘на мир
человека, в основном ‘удалось передать эту
двойственность Сатина, одного из самых
удивительных людей горьковской  драма-
тургии. Но и здесь хотелось бы, чтоб го-
лос Сатина иногда звучал чище, чтоб чер-
ты внешней характерности не заглушали
большюе внутреннее содержание образа»

Арт. Гончаренко и арт. Бондаренко ‘хо-
рошю передают образы Бубнова и Клеща.
Непосредственен Алешка’ — Морфесси, вы-
разителен Татарин — Глуховский. Что же
‘касается Барона (арт. Франчук) и Ак-
тера (арт. Савченко), то 0б& они пред-
ставлены в спектакле несколько поверхно-
стно. Это в особенности относится к образу
Барона: смешными и жалкими его попыт-
ками сохранить свои аристократические по-
вадки отнюдь не исчерпывается смысл й
значение его в пьесе. Арт. Франчук слиш-
ком увлекся этой внешней стороной ха-
ражтера.

Отлично разрешил свою задачу худож-
ник спектакля Н. С. Маткович. Он сумел
выйти за пределы ложной и мнимой «пюр-
тативности» и «условности» оформления,
неизменно мешающей правильно восприни-
мать спектакль. Ето ночлежка при всей
скромности масштабов, которыми был ог-
раничен художник, — вполне выразитель-
на. Менее удался художнику двор ноч-
лежки (третий акт), где основательно по-
чувствовались чисто технические трудно-
сти, стоявшие перед ним.

Надо думать, театр продолжит свою pa-
бету’ над пьесой Горького. этому должно
привести театр неё только чуве ответ-
ственности перед аудиторией, —  на это
должно побудить театр и TO большое
принципиальное значение, творческое и
педагогическое, которое получает его пер-
вая вотреча с драматургией великого пи-
сателя. Встреча эта принесла театру твор-
ческую удачу, она позволила говорить 0
Первом колхозно-совхозном театре, как ©
коллективе, заслуживающем серьезного в

внимания и требоват взыска-
сы a р exsnol, И   спектакли, игру лучших исполнителей.

тельной критики своей работы.

С, ЦИМБАЛ
Одесса

№ ар ES ЕЕ ЕО РА EIS EO OE OEE “

новные, лучшие исполнители данной ро
ли, а второй состав.

В филиале Большого тватра Союза СС
в спектаклях 12 декабря м OM
«Псковитянка». вечером — «Русалка».
обоих спектаклях были заняты вторые с‹
сотавы исполнителей Лучшие исполните
ли партии Мельника в «Русалке» -
М; Рейзен и А. Ниротов—в спектаклях
выходные дни почему-то не выступаю!
То же повторилось и. в следующий выхол
ной день, 15 декабря, с оперой «Царска
невеста». 12 января шла «Травиата» -—
тоже во втором. составе. 6 января B «Har
‚казском пленнике» также танповали их
полнители второго состава. у

МХАТ СССР им. Горького, имея два нс
вых спектакля — «Tope от ума» и «До
стигаев. и ‘ другие», предпочитает пока
зывать по выходным дням старые поста
новки. Новые спектакли по выходны!
дням, как правило, не идут.

Не показывает по выходным дням сво
ей премьеры — «Горе от ума» — и Marr
театр.   :

Московский театр сатиры показал в ян
варя старый опектакль «Мелкие козыри»
12 января — также старый  спектакл:
«Весенний смотр», а между тем есте
ственно, что московского зрителя в тораз
до большей степени интересует хороша;
последняя постановка Театра caraps
— «Таланты». .

Не. идет; как правило, по выходных
дням вызывающий наибольший интерес у
зрителя спектакль «Человек с ружьем» 1
театре им. Вахтангова,

Театр революции показал 6 января ст&
рый и весьма обветшалый  опектакле
«Лестница славы», а. 12 января показал
премьеру пьесы «Павел Греков», но лиш
«по секрету» — в порядке закрытог
спектакля.

Все эти факты говорят о возмутительном
пренебрежении руководителей московских
театров к интересам зрителя. Видимо,
иные директора театров считают, что +
выходной день незачем заботиться о ре-
пертуаре — все равно будет аншлаг. Не
трудящиеся, особенно активно посещаю-
щие театры в свой день отдыха  есте-
ственно, хотят увидеть лучшие и новыё

Бюрократической и деляческой практи-

‚ке театральных администраторов должей

быть положен конец,
		Горький в колхозном театре.
	путающего слова, бессмысленно озирающе-
TOCA по сторонам и читающего стихи не
столько от желания передать их смысл
Луке, сколько от потери всякой‘ власти над
собой. Так лишняя, мнимо реалистическая
мотИвировка ослабляет большой емыел еце-
ны, лишает образ его большого философ-
ского содержания.

Наибольшие трудности театр’ встретил
в работе над образами Луки и Сатина.
Apr. Раевский построил всю течь Фуки
	на утомительно-однообразном фальцете, на
	фальшивых и искусственно звучащих вы-
соких нотах. Эта чисто внешняя черта
сценического. характера ЧЛуки не может,
разумеется, передатв всю. сложность горь-
ковского образа. Перед актером стояла за-
дача огромной сложности: надо было по-
казать не только автоматизм, с которым
Тука делает свое «утешительское» дело,
следовало не только снять с Луки обман-
чивое обличие любви к людям, за которым
скрывается, в. сущности говоря, неверие в
людей и жесточайший пессимизм, — надо
было при этом показать и трудность рас-
познания Луки, его существа, его истин-
ной. философии. Для этого следовало играть
прежде всего очень умного и по-своему
тонкого человека, знающего, чем о можно
взять людей, чем расположить их. Арт.
Раевский не показал этой изошренной и
умелой манеры Луки подходить к людям,
ограничив свою роль передачей внепгнего
характера болтливого и сладкоречивого ста-
рика, ‘Актеру следовало бы продолжить
свою работу над образом Луки, освободить-
ся от искусственности в речи и в мане-
ре держаться.

«...Юоть очень хорошие книги... и мно-
жество любопытных слов... Я был 0бразо-
ванным человеком... знаешь?» — говорит
о себе Сатин, и в этих словах очень пол-
но раскрывается весь его характер. Он
живет, дышит, вдохновляется своим 0бор-
равшимся проплым; кроме этого прошло-
то у него ничего нет. В’ сознании его две
жизни: одна—ючень низкая, грязная, без-
належная, и в ней он аморальный, опу-
стившийся человек; друтая‘жизнь — ему
лично He удавшаяся, им самим ие изве-
данная. — и здесь, в этой другой жизни,
он стоят на страже самых высових чело-
	шенность, неистраченную силу, боль и
тоску, убившие в ней все человеческое.
Хорошо проводит арт. Г. Я. Ольгинский
(Васька Пепел) те сцены, в которых про-
ступают обида, желчь, злоба Пепла; ела-
бее им показан Васька Пепел, берегущий
свою чистую и честную любовь к Ната-
ше. В особенности это относится к сцене
драки и убийства Костылева, гле на Вась-
ву обрушивается незаслуженное, неспра-
ведливое и самое страпгное для него обви-
нение Наташи: «Сестра моя, научила...
уговорила... своего любовника... Bor он,
проклятый!», у
Стремясь к подлинно  реалистическому
звучанию пьесы, постановщик спектакля
С. Тимохин всемерно остерегалея «роман-
тизировать» ев героев; Вообще говоря, 0е-
жиссер в этом отношении был совершенно
прав — ни в коем случае ‘не следовало:
окрашивать обитателей ночлежки в роман-
тические цвета. Не из-за высоких побуж-
дений, не. из-за блатородных. своих‘ иска-
ний пришли и Васька, и Сатин, и Актер
в ночлежный дом Костылева, Но. из. этого
вовсе не следует, что те черты подлинного:
пафоса, большюто человеческого волнения,
мысли и страсти, которые Горький пока-
зывает ив опустившихся, внутренне ра’
о ‚ людях, следовало ослаблять
и затушевывать. И вот пример: в Послед-
ней сцене второго акта, после ‚того, как
‚умерла Анна, на сцене появляется пьяный
‘Актер. Пока Анна была жива, ночлежники
сповойно и почти холодно думали о. неиз-
бежности ее смерти. Но когда она умерла,
всем им стало не по. себе. «Не люблю по-
койников», вздрагивая, признается Вась-
ха Пепел. Луке, & Лука не возражает:
«За что их любить?.. Любить живых надо...
живых...». Появление после этого разгово-
ра Актера, вдребезги пьяного философа,
торжественно читающего стихи © безумце,
который «навеет человечеству сон 30.10-
той», подготовлено, и оправдано всем
внутренним движением пьесы.  Постанов-
щику и исполнителю роли Актера—арт.
Савченко — не следовало искусственно
«снижать» пафос этих стихов красками
‘пьяной речи. В спектакле Колхозного теат-
ра Актер читает’ их невнятным голосом

безналежно пьяного человека, тглотающего и