44 января 1939 г. № 7 (587),
	sree

«COBETCKOE MCKYCCTBOx
	Центральный дом работников искусств
на Пушечной улице в `Москве. На фо-
то: лепщики Т. Чуднов и Я. Голосов
за установкой капители колонны зри-

тельного зала
Фото ЕВ Волкова
		Партийная жизнь

ли подвергнуты методы руководства пар
организацией Комитета со стороны“ Куй.
бышевского РК. ВКП(б), 10 сентября
1938 года райком заслушал доклад о ри
боте парткома; Без серьезного ознакомте.
ния о состоянием парторганизации были
написаны выводы. Решение было принят
	ваочно. Парторганизация узнала 0 нем
лишь 4 месяца спустя после его yrBepx.

дения,
	Выступавшие в прениях По докладу
т. Шаповалова указывали на ряд серь
езвных недостатков в работе парткома, Тов,
Зурабов указывал, что партком не знает,
как. коммунисты в индивидуальном по
рядке изучают историю ВКП(б). Парторть,
низация имеет неплохую библиотеку, но
посещается она слабо. Тов. Лапшина п
ворила о медлительности в проведении
принятых решений,,. об отсутствии контр
ля за ‘выполнением партийных обязанно“
стей. Тов. Немченко считает. что партком,
принимавший активное участие в проведь
нии стационирования, не занимался во.
росами творческого порядка.  Критикуя
постановку партийной пропаганды, т, Мар»
келов указывает, что партком не интер
совался тем, как коммунисты организо
вали бвою работу над изучением «Крат
кого курса истории ВКП(б)». Тов, Марке»
лов говорит о том, что партком и ва
парторганизация должны разоблачить 69»
дельников и тунеядцев, присосавшихся #
	Комитету.
Тов. Храпченко подчеркивает, что люди,
	работающие с советской художественной
интеллигенцией, должны сами усиленно
пополнять и расширять свои знания. He
до каждому коммунисту заниматься само
образованием, В Театральном управления
и ГУРК работает много молодых товари
щей, которые, окончив Театральный ин
ститут, прекратили дальнейшую работу
Над собой, перестали учиться. Тов, Наза
ров в своем выступлении говорил о 24
дачах, стоящих перед Комитетом по ды
лам искусств в 1939 году,

— У коммунистов Комитета, — говори!
тов. Назаров, — есть твердый план, ясная
перспектива, четкие задачи. Нужно моб.
лизовать всю парторганизацию и всех
ботников Комитета на выполнение отиу
задач, Партком должен ставить и решать
принципиальные вопросы по. руководотву
искусством, по работе среди мастеров
‘искусства. Партком должен помогать руко-
водотву в разрешении принципиальных
‘вопросов. связанных с работой творческих
организаций,

Партийное собрание признало работу
парткома ‘удовлетворительной,

В состав парткома (вместо выбывшит)
доизбраны тт. Зурабов и Михайлин.
		В апреле 1938 года на отчетно-выборном
партсобрании коммунисты Комитета по
делам искусств признали. „работу своего
парткома . неудовлетворительной. Бывшие
руководители партортанизации, как и Py-
ководители Комитета, обанкротились, 5
себя под боком проглядели врагов народа.

Перед вновь избранным парткомом стоя-
ла задача: помочь новому руководству
Комитета по делам искусств в создании
работоспособного аппарата, в перестройке
всей работы управлений и ‘отделов Иоми-
	Как же выполнил партком наказ, дан*
		ном собрании?

Обсуждению этого вопроса было посвя-
щено партсобрание Комитета искусств
4 января с. г. Секретарь парткома ‘т. Ша-
повалов доложил о том, что сделано парт-
комом по ликвидации последствий вреди-
тельства. в системе Комитета. Основное
внимание было обращено на подбор и вы-
ращивание кадров и массовую политико-
воспитательную работу в коллективе. Ос-
вобождались негодные, компрометировав-
шие Комитет работники. Партком  проявил
инициативу по выдвижению преданных
делу товарищей, главным образом, из мо-
лодежи. На руководящую работу были
выдвинуты члены партии Рыжакин, Ко-
ротков, Гуляев, кандидат партии Т. Mar-
веев, комсомольцы Гусев, Кравцова, Лебе-
дев ‘и др. “

Партком организовал лекции и доклады
на общеполитические и специальные темы.

Секретарь парткома т.. Шаповалов приз-
нал, что партком плохо руководил прие-
мом в партию. За 8 месяцев принято в
кандидаты всего 2 человека и переведено
	в члены ВКП(б) 3. До сих пор в Воми-
	тете нет группы сочувствующих ВК).
	Мало было сделано парткомом по прев-
ращению аппарата Комитета по делам ис-
кусств в образцовое советское учреждение.
В управлениях еще немало бюрократизма,
волокиты, недисциплинированности. Наи-
более наглядное выражение это находит
в  реагировании` на письма и сигналы:
Комитетом в 1938 г. получено 8330 писем,
запросов, сигналов, жалоб и т. д. Многие
из этих писем по нескольку месяцев ожи-
дали ответа, хотя вопросы, поставленные
‘в.них, можно было разрешить в несколь-
ко дней. Так, серьезный сигнал т. Кари-
мова © безобразиях в Музее керамики
«пропутешествовал» в Комитете 8 месяцев.
В результате проведенной проверки фак-
ты, приведенные т. Каримовым в письме,
подтвердились, и руководство Музея ке-
рамики было сменено.
	Недостаточно занимался партком и YR-
	реплением партийной дисциплины,
	Справедливой критике коммунистов бы-
		По следам наших выступлений

«На поводу у клеветников»
	дневный срок снять этих товарищей 9
партийного учета в парторганизации 11
лереи. А партийное собрание (согласно
этому же решению райкома) должно быт
проведено в семидневный срок. Впрочем
прошло уже 9 дней, а собрание все eme
не состоялось. Откладывая обсуждений
своего рещения в Третьяковской галаере,
райком. лишает партийную... организацию
возможности обсудить поведение Меляжал.
зе м Леонова.

Статья в «Советском искусстве» был
опубликована 30 декабря 1988 года. Че
вез 2—8 дня коммунисты тт. Румянцев #
‘арепина обратились в райком с прось
бой созвать в галлерее партсобрание длЯ
обсуждения статьи. Секретарь РК ВКП)
т. Кудрявцев не дал разрешения Ha CO
зыв партсображия. Не потому ли это про»
изошло, что т. Кудрявцев мог услышать
от коммунистов Третьяковской ‘галлереи
немало горьких упреков лично по своему
адресу? Ведь не секрет, что многие члены
партии обращались персонально к т. Куд-
рявцеву. Известно и то, что последние
3—4 месяца т. Кудрявцев лично занимал-
ся парторганизацией галлереи. Неправиль-
но поступило бюро ‘районного комитет&
ВКП(б), не отметив в решении, что ответ-
ственность за состояние парторганизации
Третьяковской галлереи несет также пер“
вый секретарь райкома ВКП(б) т. Кудряв-
ев.
	Неверное меньшевистское представление
© способах и путях освобождения челове“
чества привело’ критика к тятчайших
ошибкам, худшая из которых—непоним=
ние великого ‘ значения «=  TROD UKTI
Горького. Плеханов не увидел социалисти»
ческого характера реализма Горького: om
нашло свое воплощение в отрицательно
отзыве о повести «Мать».
	После 1903 года тюлитические вгляды
Плеханова развивались в сторону мевь-
пгевизма. Ленин, выступая против [ле
ханова в период империалистической вой-
ны 1914 года, указывал: «Его личные
заслуги тромадны в прошлом. 58 20 лет,
1883—1903, он дал массу превосходных
сочинений. особенно против  отиюртунт
CTOB, махистов,  народников» (Лени,
т. ХУП; стр. 415—416). После 1903 г
да постепенно Плеханав сам пришел к 01=
портунизму. В 1908 rosy Ленин писал
Горькому «...теперешнем Плеханова 12
один русский социал-демократ He должея
смешивать со старым Плехановым» (Лени,
т. ХХУШ, стр. 594).

При этом нельзя упускать 1з в
сложности эволюции социальных взтлядоВ
Плеханова. Уже будучи очень близок в
меньшевикам, Плеханов «занимал 99буЮ
позицию, много раз отходя OT Melb
шевизма» (Ленин, т. ХУЙ, erp, 353)
Меньшевистекие воззрения несомненно ска
зались на литературно-критических вэГля“
дах Плеханова. Однако его «особая 00
зиция» позволила Плеханову и в пери
после 1903 года высказать подчае мото
ценного в области философии и теории
искусства. (Статьи «Французская лрахат-
ческая литература», «Пролетарское дви“
жение п буржуазное искусство», «Иск
ство и общественная жизнь», «Генрих И
сен», «Идеология мещанина нашего врем

Ни», «0 книге Д. В. Философова»),
Глубоко прав Ленин. писавлтий в 1991-70
	ДУ: «нельзя стать сознательным, настоящим
коммунистом без того, чтобы изучать —

именно изучать—все, написанное Плехале-
вым по философии, ибо рто лучшее в
	всей международной литературе марксие-
ма». (Левин, т. ХХУТ, стр, 135).
	Плеханов оптибалея в понимании кон“
вретных исторических путей ревотюциоя
ной борьбы. но верил в высоту истоме
	——amvvre eee НТЕ

ческой миссии рабочего класса, несшегм #
народ идеи истинного. гуманизма.
	В. ЩЕРБИНА
	wears бюро Ленинского райкома
BEI(6) ь осква) обсудило статью «На по-

воду клеветников», опубликованную
30 ева 1938 года в газете «Советское
искусство».

Бюро райкома признало статью совер-

шенно правильной.
В постановлении бюро указывается, что
	‘заведующий культпросветотделом райкома
	ВКП(б) т. Щетинин не обеспечил свое-
временного разбора жалоб и заявлений от
коммунистов, работающих в Третьяковской
галлерее, и не принял мер к ограждению
честных партийцев от клеветы. Бюро по-
становило снять т. Щетинина с работы.
Бюро райкома ВКП(б) считает, что се-
кретарь парткома Третьяковской таллереи
т. Дубовицкий не обеспечил правильного
руководства парторганизацией, не оказал
помощи новому руководству галлереи, не
создал условий для «нормальной работы
партортанизации. Поэтому бюро райкома
предлагает партийной организации галле-
реи обсудить вопрос о возможности оста-
вления т. Дубовицкого секретарем парт
кома,
Однако в некоторых пунктах решение
бюро райкома непоследовательно и проти-
воречиво. Так, бюро поручает парторгани-
вации галлереи привлечь к партийной от-
ветственности Меликадзе и Леонова за
клевету на честных коммунистов. Тут же
инструктору райкома поручается зв трех-
		BO  Бсекохудожнике  похрывают
нарушителей трудовой `
ДИСЦИПЛИНЫ
	общем отделе Всекохудожника Нам
показали список о сотрудников,  освобож-
денных от обязанности - своевременно яв-
ляться на работу. Кто. же эти сотрудни-
ки?. Заведующий учебной частью Залев-
ский, инспектор живописно-выставочного
управления ВишняЕ, старший консуль*
тант живописно-выставочного управления
Розенталь, ‘ответственный руководитель
клубных выставок Ларин и_др. Освободив
этих товарищей от своевременной и точ
ной явки на работу, начальник общего
отдела т. Котляров руководствуется  при-
казом по Всекохудожнику, изданным
еще... в 1937 г и служебными записками
начальников отделов, датированными про-
шлым годом. Так, например, старший кон-
сультант планового отдела т. Чайко еще
в январе 1938 т. был освобожден от свое-
временной явки. на службу потому, что
«занят работой по плану 1938 г. и от-
четом за 1937 год», Несмотря на всю анек-
дотичность этой формулировки т. Чайко
до сих пор считает себя в праве опазды-
вать на работу.

Как правило, все заведующие отделами
и начальники управлений Всекохудожни-
ка не являются на службу к началу за-
нятий. Упорно отстаивает свое «право»
являться к 2—3 часам дня директор бюро
по охране авторских прав т. .Мелик-
Хаспабов. ,

Нарушают дисциплину и другие ра-
ботники. Так, 13 января, к 11 часам еще
не было на работе ревизора т. Цейтлин&
и сотрудницы Титовой. Впрочем ‘т, Тито-
Ba получила разрешение явиться с о0по-
	зданием на 2 часа по болезни ребенка,
	хотя документально -это обстоятельство ею
не было подтверждено.

Все эти примеры достаточно ярко CBE-
детельствуют о том, что руководство Все-
кохудожника не сделало до сих пор над-
лежащих выводов из постановления CHE
СССР, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС об упорядо-
чении трудовой дисциплины. В частности
это относится и к начальнику общего от-
дела т. Котлярову, который почему-то
упорно отстаивает «право» начальников
отделов и управлений Всекохудожника не
являться своевременно на работу, BOP
		Нарушители трудовой.
Дисциплины На московской
эстрале
	Из всех видов искусства эстрада была
той областью, где случаи нарушения тру-
довой дисциплины имели наиболее широ-
кое распространение. Среди артистов
эстрады широко процветали, например,
отказы от выступлений на концертах C
	ссылкой на болезнь, — при этом артисты
эстрады . считали ниже своего. достоинств
	представлять бюллетени. Нередки были
	случаи опоздания или неявки оэстрадников
	на концерты, Обычными были такие яв-
ления, как невыполнение репертуара,
	указанного в программах, и т. дл. Админи-
	‚плохо боролась <
ттая их, очевидно,
	страция Мосэстрады ‚плохо
этими явлениями, считая их,
неизбежным злом.
	Постановление ‘Совнаркома СССР, IIK
	ВКП(б) и ВЦСПС заставило подтянуться
Московское концертное об’единение. Сей-
час в Мосэстраде налажен учет всех
случаев нарушения трудовой дисциплины,
и это сразу сказалось. Сократились слу-
чаи опоздания. Единичными стали случаи
отказа от выступлений. Но все же факты
нарушения трудовой дисциплины имеют
место и на ‘сегодня.

Артистке Блажковой, состоящей на
службе в Московском концертном об’еди-
нении, было предложено выступить на
концерте во Дворце культуры в Филях.
Артистка ‘отказалахь, ссылаясь на то, что
она Уже дотоворилась о выступлении с
другой организацией. Блажкова, впрочем,
соглашалась нарушить эту договоренность
при условии, если концертное об’единение
	произведет оплату ее выступления в двои-
ном размере. Несмотря на все меры воз-
действия на Блажкову co стороны ди-

ректора Мосэстрады, артистка Tak Ha
хонцерте и не выступила.
	За проявление рваческих тенденций и
невыход на работу артистка Блажкова с
работы в Московском концертном об’еди-
нении снята.
	Артисту Н, М; Лебедеву за опоздание
на концерт в Куннцеве об’явлен выговор.
	За неявку” на репетицию уволен артист
А. П. Кострюков.

Московское концертное об’единение да-
ло сейчас, правда, со значительным опо-
зданием, оценку случая, происшедшего
на концерте «Эстрадный танец», когда
несколько балетных артистов, выступав-
ших в этом концерте, самовольно ог-
	раничились показом одного танца. хотя в
	программе ° выступлений было указано,
что каждая балетная пара исполнит по
два танца. За невыполнение обещанной
зрителям программы артистам Редель,
Хрусталеву, Седляровой, Смолко, Мозто-
вой и. Тараховскому поставлено на вид
(случай; ‘о котором идет речь, имел место
до издания постановления CHK OCCP, IK
ВКП(б) и ВЦСПС). Артисты ‘предупреж-
дены, что в дальнейшем такие явления
будут рассматриваться как нарушение
трудовой дисциплины, со всеми вытекаю)-
щими отсюда последствиями. ;
А НУТ.
	ПЕРЕД ОТКРЫТИЕМ
ЦЕНТРАЛЬНОГО ДОМА
РАБОТНИКОВ ИСКУССТВ
	Во второй половине марта в. Москве от-
кроется Центральный дом работников
	искусств

Основной задачей Дома является поли-
тико-воспитательная работа, повышение
идейно-политического вня художествен-
ной интеллигенции, ольшое внимание
обращается на изучение истории ВКП(б)
и текущей политики, ознажомление с во-
просами марксистского искусствознания,
Будут читаться лекции и доклады по
истории СССР и отечественной reorpa-
фии; авторитетные специалисты будут
знакомить работников искусств с послед-
ними достижениями науки, техники, ли*
тературы, театра, музыки и изобразитель:
ного искусства.

будет также содействовать обмену творче-
ским опытом и повышению квалификации
режиссеров, актеров, художников, музы-
кантов и композиторов.

Серьезное значение придается массовой
оборонной работе. Будут проводиться
лекции и доклады по вопросам укрепле-
ния обороноспособности СССР, вечера
спортивных секций: альпинистов, тенни-
CHCTOB, парашютистов, шахматно-шалиеч-
	систов, парашютистов,
ные турниры ит. д.
	Ортанизуя культурный отдых работни-
	ков искусств и их секций, Дом предпо-
	лагает систематически устраивать кон-
церты, спектакли, кинопросмотры, вечера
самодеятельности, балы. прогулки, гу-
	самодеятельности, балы, прогулки, гу-
лянья и экскуреии.

План работы Центрального дома работ-
ников искусств предусматривает широкое
отражение творческой жизни периферии.

Дом будет оказывать конкретную по-

мощь периферийным организациям Рабис
в переподготовке кадров культработников,
в посылке на места лекторов и докладчи-
ков-искусствоведов. Для обслуживания пе-
риферии в ЦДРИ организуется. специаль-
ное лекционное бюро.
‚. Ежегодно Центральный дом работников
искусств будет выдавать «премии ЦДРИ»
за лучший актерский образ, созданный в
театре, за лучшее произведение изобрази-
тельного искусства и лучший эстрадный
номер.

Помещение Дома (Пушечная, 9) пре-
красно оборудовано. В обширном зритель-
HOM: 3410, украшенном колоннами, художе-
ственной росписью и лепкой, будут да-
ваться спектакли, симфонические концер-
ты, киносеансы, лекции и доклады. Боль-
шая сцена и помещение для оркестра по-
зволят разыгрывать здесь целые оперные
представления.. Этот зал, рассчитанный на
550 человек, оборудуется новейшей звуко-
	вой киноаппаратурой.
В Малом зале, вмещающем 150 человек,
	булут проводиться лекции, доклады, кКа-
	мерные концерты, вечера художественното
	  слова, сеансы телевидения. Этот зал бу-
	дет использован также как музыкальный
салон и салон для художников.

“ Сейчас в помещении ЦДРИ заканчива-
ются отделочные работы. *
	Дит законы этой эволюции к двум проти-
воположным свойствам человеческой нату-
ры—к «подражанию» и «противоречию».
Начало их Плеханов видит в природе че-
ловека. Свою схему антитезическото раз-
вития искусства он повторяет в лекциях
9 материалистическом понимании истории,
Новый драматический жанр «елезливой ко-
медии» определяется им, как реакция про-
тив нравственной распущенности литера-
Туры и театра английской аристократии.
	закон тезы и антитезы-—чаютный ‹лу-
чай диалектического развития и об’явить
его всеобщим законом развития значит
совершить крупнейшую — теоретическую
оптибку. Частная закономерность была воз-
ведена Плехановым в степень универсаль-
ного эстетического закона.
	Успешно показав классовый, материа-
листический характер искусства, нанеся
решительный удар различным народниче-
‹ским теориям, Плеханов, вследствие сла-
бости своего метода иселедования, не су-
мел правильно охарактеризовать законы
художественного развития. .
	Однако он не всегда держалея буквы
своих ошибочных доктрин. Чувство лейст-
вительности, живое воздействие искусства
зачастую брали верх, и тогда критик,
вопреки <воей неправильной теории эволю-
ции искусства, делал меткие наблюдения,
правильные оценки, глубокие выводы. Так
и в отношении проблемы литературного
развития Плеханов высказывает много ин-
	тересного и верного.
	В. Ленинградском театре им. Пушкина
	ные суммы этим же актерам за перерё-
	ботку в другом месяпе. Например, груп-
	‚пой ведущих артистов при годовой
норме в 928 спектаклей выполнено было
848 спектаклей. Одновременно дирекция
уплатила артистам за 240 переработанных
спектаклей. Отсутствие настоящего плани-
рования работы и правильной расстановки
сил, опоздания и прогулы — все- это. отра--
зилось на качестве` спектаклей и темпах
их выпуска. Именно из-за этого премьера
«Шел солдат с фронта» опоздала на 3 ме-
сяца, & спектакль «Таланты и поклонни-
ки» — на 6 месяцев.

Проведение постановления Совнаркома
СССР, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС по упорядо-
чению трудовой дисциплины уже дало
ценные результаты. Резко сократилось ко-
	личество опозданий на работу. Налажен
	точный учет производственной работы ар-
тистов. Но многое еще не еделано. До се-
тодняшнего дня театр не имеет действую-
щих правил внутреннего ‘распорядка. На-
стоящая плановость работы театра, пра-
вильная организация труда помогут укре-
пить трудовую дисциплину, nH
	го академического театра оперы и оалета
ми трудовые книжки, На фото (слева
3. Андреев, солисты театра: А. С. Лы-
Заполняет трудовые книжки’ 0.’ Н. По-
ева
	В Государственном академическом театре
драмы им. Пушкина (Ленинград) сущест-
вовала плохая традиция оставления без
последствий проступков актера. Характер-
ный пример — в трудовом списке арт.
Кузнецова записано 10 выговоров за раз-
личные нарушения трудовой дисциплины.
Артист Кабатченко имел 4 выговора. Ар-
тист Адашевский 7 декабря не пришел на
репетицию спектакля «Шел солдат с фрон-
	Та». Такие факты в практике театра были
	вередьи.,
И все же дирекция театра не принимала
решительных мер по отношению к нару-
шителям дисциплины. Естественно, что по-
пустительство ‘дирекции лишь способство-
вало росту опозданий и прогулов. На за-
мечания дирекции работники театра не
обращали внимания. Засл. артист респуб-
лики Скоробогатов на справедливые заме-
чания зав. режиссерским управлением’ об
опоздании` на спектакль на 45 минут за-
явил: «Я же успел к своему выходу»:
Негодное планйрование работы приводит
к таким. фактам; Наряду © большой недо-
работкой актеров. в одном месяце дирек-
ция вынуждена выплачивать значитель-
	Артисты Ленинградского государственно
им. С. М. Кирова, заполнившие первы
направо): народный артист РСФСР П.
жин, Н. Н. Середа, А. И. Павленнов.

nau
	Как не надо заполнять
Трудовую книжку
	Известно © каким воодушевлением
встретили трудящиеся постановление Сов-
наркома Союза ССР о введении трудо-
вых книжек. С величайшим вниманием
должны подойти к этому важному делу
руководители предприятий и учрежде-
ний.

Между тем кое-где наблюдаются недо-
пустимая халатность, невнимание к жи-
вым людям при заполнении их трудо-
вых книжек. Очень характерен в этом
отношении случай, о котором нам с00б-
HA заслуженный артист РСФСР Р. 3.
	Чинаров:
	«1Е января, — пишет он, — мне 38-
полнили Трудовую книжку в Московском
концертном, об’единении . (Сретенка, 8),
где я работаю с 3 января 1936 года. За-
полнявший книжку проставил лишь мой
CTA работы в этом учреждении. А TO.
что я работаю на сцене уже 52 года, —
в книжке не получило никакого отраже-
ния. В книжку не занесено мое звание
заслуженного артиста республики, то, ‘что
я награжден. почетной грамотой Москов-
ской государственной  эстрадой и Т. Д.»,

Нечето говорить, что такое отношение
к важному политическому делу — нетер-
пимо. Трудовая книжка должна точно
отражать ‘весь трудовой путь ее вла-
	.
	Дезорганизаторы производства.
снимаются с работы
	Казанском драматическом театре раз-
вернулась борьба за укрепление дисцип:
ЛИНЫ. Дезортанизаторы — ‘производства
немедленно снимаются с работы. Дирек-
	ция уволила рабочего поделочного цеха!
	Макарычева за четырехдневный прогул,
рабочего сцены Оськина — за приход на
работу в нетрезвом виде. Снят 6 работы
скрипач Кудашев, явившийся на peme-
тицию с трехчасовым опозданием. Эамет-
но значительное укрепление дисциплины
	среди артистов. А АЗОВСКИЙ
	Эстетические взгляды [. В. Шлеханова
	Пропатанда  Плехановым принципов
марксизма в России 80—90-х годов ХХ
века имела исключительное значение, Пле-
ханов выступил на критическом поприще
В 10 время, когда рядом © распростране-
нием ‹уб’ективно-социологических в0ззре-
ний либерального народничества подняли
свой голос проповедники’ различных форм
индивидуализма и мистики. С огромным
темпераментом Плеханов с точки зрения
марксизма бичевал всякие направления
реакционной мысли и остетики (статьи
против И. Волынского, Гершензона, Фило-
софова, Иванова-Разумника и т. д.). Он
первый нанес рептительный удар по. натод-
ническим идеям в жизни и литературе,
подорвал. их влияние в. среде русской ин-
теллигенции. ‚Статьи. Плеханова против ма-
хистов, богостроителей и’ богоискателей,
декадентов различного толка принадлежат
к самым ярким страницам фусской худо-
жественной критики.
	Вритическая его деятельность первого
периода (ло ето оппортунистического па-
дения после размежевания русской социал-
демократии Ha большевиков и меньшеви-
ков) была в истории русской эстетической.
мысли новым, свежим словом, направляла,
ее по новым путям. Плеханов популяризи-
ровал принципы марксизма в теории ис-
кусства. Его критические работы’ носят
методологический характер, все они сопро-
вождаются широкими теоретическими 0б0б-
щениями и выводами.
	В одной из самых первых евоих работ
0б искусстве Плеханов выразил ‘уверен-
ноеть, что дальнейшее развитие ‘теории
искусства возможно только на основе
марксизма. «Я глубоко убежден, — заявляет
он— что отныне критика (точнее: науч-
ная теория эстетики) в состоянии будет
подвигаться вперед, лишь опираясь на ма-
териалистическое понимание истории»
(соч. т. ХП\, стр. 30), Доказательство ма-
териалистической обусловленноети истории
искусства составляет главную цель всех
pater Плеханова 06 искусстве. Его рабо-
та «Искусство и общественная жизнь»,
«Письма без адреса», «Пролетарское дви-
жение и буржуазное искусство», «Фран-
пузекая драматическая литература» и т.д.
дают доказательства зависимости искусст-
	проблемы эстетики, сейчас же рельефно
обнажаются слабые стороны его исследо-
вательского подхода. Следствие этого —
неверные оценки и выводы. ‘
	Причина этого заключается в недостат-
ках мировоззрения Плеханова, главным
обравом, его метода изучения явлений
действительности. Наиболее слабой сторо-
ной плехановского метода познания жизни
является его недостаточная  диалектич-
ность. Ленин много раз указывал на 910.
Плеханов, писал он в 1907 году, обна-
ружил «стремление искать ответов на
вонкретные вопросы в простом логическом
развитии общей истины» (609. т. Ш,
стр. 12). А такой «способ рассуждений»
Ленин рассматривал, kak «опошление
марксизма» и «оплошную насмешеу над
диалектическим материализмом» (там же).
	Слабость ‘плехановского метода в обла-
сти эстетики, естественно, наиболее резко
проявилась в его учений 9 законах разви-
тия искусства и литературы. Как же
представляет Плеханов историческое дви-
жение искусства? Ha этот вопрос мы
находим ответ в книге «Ё вопросу 5 pas-
витии монистического  вегляда на исто-
DEW».
	«Решительно во всех идеологиях, —
пишет он,— развитие совершается путем,
указанным Брюнетьером. Идеологи одной
Эпохи идут по следам своих предшествен-
ников, развивая их мысли, применяя их
приемы ‘и только позволяя ‹ебе «сопер-
ничать» © ними, или же они восстают
против старых идей и приемов, вступают
в противоречие с ними. Органические
эпохи (сказал бы Сен-Симон) сменяются
критическими»: Совершенно очевидно, что
закон борьбы противоположностей Плеха-
новым здесь подменен логическим проти-
вопоставлением тезы антитезе, да нет. Ее-
ли идеолог одной общественной труппы ут-
верждает нечто, то представитель другой
будет это отрицать. Таковы примеры Йле-
ханова 9 французских утопистах и Юме.
	Отвлеченный закон тезы и знтитезы,
представляющий собой упрощение и омерт-
вление живой диалектической мысли, Пле-
ханов применяет к развитию искусства и
в «Письмах без адреса». Анализируя эво-
люцию художественных воззрений, он ©в0-
	BE от социально-экономических условий
  onoxa.
	В результате. исследования обществен-
ных отношений в первобытном обществе
Плеханов приходит в выводу, что труд
старше искусства и вообще «человек сна-
чала смотрит Ha предметы и явления с
точки врения утилитарной и только вто-
следствии становится в своем. отношении
к ним на эстетическую точку зрения»
(соч. т. ХГУ, стр. 73). В данном вопросе
он плодотворно полемизирует с крупнейши-
ми учеными. какими были Опенсер и
Гросс. Общественный труд старше игры
и искусства. Искусство в первобытном 0б-
ществе непосредственное обусловлено. тру-
довой деятельностью человека,
	Вульгарно-социологические «последова-
тели» Плеханова пытались распространить
положение G непосредственной связи ис-
кусства с производственно-экономическим
укладом и на искусство последующего вре-
мени. Конечно, Плеханов далек от такой
примитивной точки зрения. Возражая из-
вестному историку искусства Вильгельму
Любке, он раз’ясняет: «Художественное
творчество цивилизованных народов не ме-
нее первобытного подчинено необходимо-
сти. Разница Фостоит лишь в том, что у
цивилизованных народов исчезает непо-
средственная зависиухость иекуества от
техники и ©10с0бов производства. Я знаю,
	  конечно, что это очень большая разница.
	Но я знаю также, что она причиняется
не чем иным, как именно развитием 0б-
щественных производительных сил, зведу-
щих к разделению общественного труда
между различными классами, Она не опро-
вергает материалистического взгляда на
историю искусства, напротив, дает новые
и убедительные свидетельства в его поль-
зу» (с09. т. ХМУ, отр. 28).
	Плеханов плодотворно пропатандировал
принципы марксизма в эстетике и лите-
ратурной критике. Общие положения марк-
CHETCKOH эстетики, как правило, он изла-
гает верно. Вместе. с тем следует подчерк-
нуть и другую. очень существенную сто-
рону его суждений. Как только Плеханов
обращается к конкретному историко-лите-
ратурному анализу, как только он‘ начи-
нает ставить развернуто более сложные
	статочном внимании к высказываниям 06-
новоположников марксизиа по вопросам
эстетики и в переоценке позитивистских
буржуазных теорий искусства.

Не подлежит сомнению теоретическая
зависимость Плеханова от таких теорети-
ков искусства,- как И. Тэн, Сент-Бев,
Ф. Брюнетьер, Л. Кассань. Плеханова
привлекала в учении этих исследователей
идея исторического развития искусства в
зависимости от общественной жизни.

Блассовые противоречия в обществе
Плеханов понимал но дизлектически. (исю-
Aa его политические, меньшевистские оши-
бки, непонимание движущих ‹ил социз-
листической революции, неверная опенка
	буржуазно-демократической революции.
	о т

Изолировав два основных борющихся
враждебных класса общества, Плеханов

хи. Например. он не учитывал величай-
шей роли в России крестьянства. как с0-
юзнива пролетариата в социалистической
революции. Естественно поэтому, что пи-
сатель, выражающий идеи определенного
класса, соотносится, по Плеханову, толь
EO 60. своим классам, а не с живым ком-
плексом классовых отношений, не ‹ реаль-
ной общественной борьбой,

Правда, вопреки своим отибочным
взглядам на. «незаинтересованность», «не-
посредственность» искусства, Плехалюв в
критической практике решительно ‚залци-
щал идейное реалистическое искусство.
Многолетняя борьба его за реалистическое
искусство нзиболеь» ярко характеризует
положительные черты плехановской всте-
тики. Реализм у Плеханова закономерно
вытекал из материзлистической основы его
теории искусства. Для обоснования своего
реалистического взгляда на искусство
критик опирается на классическое положе-
ние Белинского: «Поэт должен изображать
жизнь, как она есть, не прикрыпивая, не
искажая ее». Именно этот реалистический
принцин был . основополагающим в Ерити-
ческих работах Плеханова,

Явления упадка в искусстве и титера-
туре конца ХХ и начала ХХ ВВ., ГоСПОД-
ство натурализма, символизм, импрессио-
низм Плеханов  об’яоняет враждебностью
капиталистического строя искусству. Про-
пагандируя художественный реализм, он
подвергал резкой критике всякие антиреа-
листичежие, декадентскив течения в искус-
стве и литературе,

`Верное в эстетике Плеханова перепле-
тается © ошибочным, блестящие выводы
и живые наблюдения часто уступают ме-
сто примитивной схеме. Но было бы не-
верно на основании неправильного осве-
щения им законов развития искусства от-
рицать всякое значение его работ, трак-
тующих проблемы искусства.

Поскольку Плеханов  оставалея верен
марксизму, он высказывал правильные по-
ложения. Поскольку он, под влиянием
меньшевистских взглядов, особенно полно
определившихея у него после 1903 года,
отходил от марксизма, —юон отдавался врел-
	‚Ному влиянию различных буржуазных ис-
	кусствоведчески$ школ, обусловивших сла-
бые ‹тороны его эстетики. Влияние мень-
MOBECTCENX идей В теории искусства у
Плеханова сказалось в двух основных на-

правлениях, Во-первых, в догматическом
понимании маркоизуа, Во-вторых, в недо-