\4 инваря 1939 г., № Т (567).
	ONEPb fi BAETA
	Немало громких фраз о «быстрейшей
ликвидации последствий  вредительства»
произносили руководители партийной ор-
низации Ленинградского академического
театра оперы и балета им. С. М. Кирова,

В делах парткома сохранилось множе-
ство резолюций, призывающих коллектив
театра к борьбе с политической беспечно-
стью. Однако партийный комитет ограни-
чивался лишь констатацией явных фактов
вражеской деятельности в театре. На деле
же борьбы с последствиями  вредитель-
ства нет. Творческий кризис, в котором
оказался ГАТОБ, не преодолен и поныне.

Репертуарная проблема в театре еще
далеко не разрешена. Около 20 выдаю-
щихся оперных произведений было снято
‹ репертуара под сомнительным предлогом
необходимости переработки. В то же вре-
WA сохранены спектакли, действительно
остро нуждающиеся в срочном обновле-
нии («Руслан и Людмила»). Теперь сня-
тые старым руководством постановки по-
степенно возвращаются на сцену («Князь
Игорь», «Трубадур», «Русалка», «Аида»,
	«Евгений Онегин» и др.). Но делается это
	наспех, с одной-двух репетиций, без при-
лашения авторов постановки, режиссеров.

В театре. им. Кирова, одном из круп-
нейших советских оперных театров, нет
лучших образцов оперной западно-евро-
пейской и русской классики. В репертуа-
ре не представлены Моцарт, Вебер, Ваг-
нер, Мусоргский и др.

В нынешнем сезоне ГАТОБ расширил
свою деятельность, открыв в помещении
Народного дома свой филиал. Но филиал
свел свою деятельность к простому. дуб-
лированию репертуара ГАТОБ. Таким об-
р830м, в основном .театр использует свое
новое помещение как коммерческую про-
катную площадку. Спектакли же самого
Кировского театра идут на крайне низком
художественном уровне,

Острее всего стоял и стоит вопрос о. ра-
боте над советской оперой.

В производственном плане сезона 1938—
1939 т. новые произведения советских
композиторов преобладают в репертуаре
театра. Казалось бы, три советские опе-
ры, принадлежащие перу молодых совет-
ских ‘композиторов, — «Щорс» Фарди, «В
‚ бурю» Хренникова и «Слава» Волошино-

в8, включенные в репертуарный план это-
‚ № сезона, дают дирекции театра право
торделиво говорить об успешной работе
нед репертуаром. Однако на поверку ока-
зывается, что пока театр имел возмож-
ность работать только над одной оперой,
над Цорсом» Фарди. К сожалению, эта
работа оказалась неудачной и опера снята
сейчас с репертуара.

Две другие оперы — «Слава» и «В 6у-
	рю» — еще не готовы, у театра есть ЛИШЬ
отдельные куски, отрывки из картин и ак-
тов будущих опер. Длительный творче-
ский процесс создания оперного произве-
	дения не укладывается пока в календар-
ные сроки, предусмотренные руководством
театра. Несмотря на то, что со дня от-
крытия сезона прошло всего четыре ме-
сяца в выполнении производственного
плана театр отстал уже на полтора меся-
ца. К работе над анонсированной на
31 марта премьерой оперы Глинки «Иван
Сусанин» театр еще не приступал.
Организационная неразбериха, расша-
танная в0 всех своих звеньях работа в
театре, — все это не дает возможности
правильно наладить производственный
процесс, рационально использовать ис-
полнительские ресурсы. За девять’ месяцев
1938 года без всякой пользы были израс:
ходованы сотни тысяч рублей. Tak, Ha-
пример, солисты получают за спетые

спектакли 681 тысячу ‘рублей H Ba He-
спетые спектакли — 319 тысяч рублей.
	«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО»
		‚ППА МЕГГЕИК ПОЭТУ
	л0’ соорудить ее
vate Пушкину в Ленин-
	Участники первого конкурса, проведен-
вого год’ назад, в’ большинстве своем не

поняти всего глубокого смысль нового,
советокого памятника Пушкину.
	Немногим плодотворнее оказалось на-
чало второго конкурса, более широкого и
разнообразного по авторскому составу.
	Наиболее интересный из работ первого
конкурса проект Б. Королева лучше дру-
гих учитывал всю сложность предназна-
ченного для памятника архитектурного
«пейзажа» < ето классическим зданием
Тома де Томона. По проекту Королева па-
мятник входит в архитектурный ансамбль,
не приспособляясь к нему, & стилистиче-
ски преодолевая его, Для постамента фи-
гуры Королев выбрал скалу красного гра-
нита, обращенную к Неве. На вершине
скалы -— темпераментный, пюрывистый
Пушкин, подставляющий голову и трудь
ветру. (етаважь на земле, поэт как бы
парит над ней, смотрит в будущее...
		чуть приподнята, взгляд — уверенный,
твердый. Против этого образа Пушкина,
нарисованного Мотовиловым, ничего нель-
зя возразить по существу, но он не вно-
вит в памятник великому народному поз-
ту ничего нового сверх того, что уже
было слелано Опекушиных.
		Beem хоропю ‘известен опекушинский
памятник А; С. Пушкину, сооруженный в
Москве, ‘около шестидесяти” лет назад, В
свое время, ‚на конкурсе 1875. г. жюри
утвердило модель: этого памятника, . как
«соединяющую в себе с простотой, непри-
нужденностью и ‹покойствием позы тип,
наиболее подходящий к характеру наруж-
ности поэта».  0браз великого поэта, ¢03-
данный Опекушиных; стал настолько при-
ВЫЧНЫМ, ЧТо до сих пор многие худож-
ники невольно следуют ему в своих замы-
слах.

Изображений Пушкина как прижизнен-
ных, так, особенно, посмертных, сущест-
вует великое множество. В скульштуре
облик его впервые замечатлен в, статуат-
ках Теребенева и Степанова, в бюстах
Гальберга, Витали, Рамазанова. Однако
опекушинский памятник в своем роде не-
‘превзойден, как не превзойдены в ‘живо-
писи портреты поэта, написанные Тропи-
ниным и Кипренеким.
	‚’ Суть дела не в том, что Опекутщин
был тениальнее своих товарищей по про-
фессии.. Напротив, он был ординарнее мно-
тих, например, Антовольского, который
также. участвовал” в’ конкурсе 1875. года.
Ho Опекушину удалось лучше других при-
мениться к требованиям своего времени.
В один из обязательных, традиционных
‘типов памятника он вложил максимум
жизненности, портретности, характерной
выразительности пушкинского образа.
	В противоположность Стасову, увидев-
шему в работе Опекушина только «тысяч-
ное повторение скульптурных. банально-
	стей», Шисемекий, выражая мнение боль-
	шинетва современной русской ` интеллиген-
ции, писал: «Памятник этот, хоть и. не
очень затейлив и великолепен, но зато из-
под резца художника вышел весьма изящ-
ным. Особенно хоропю то, что во всей фигу-
ре поэта, стоящего на ногах, чувствуется
как бы движение, он на пъедестале своем
не окаменел, & как бы двинуться хочет...»
Этими словами — «как бы двинуться. хо-
чет» Писемский словно указывает  бу-
дущим художникам путь. более свободной
и смелой трактовки памятника великого
русекото поэта; -
	В юбилейные пушкинские дни, в фев-
рале 1937 года. правительство постанови-
		ПО ТЕДРЕ — 7
Ил, С КИРОВА.
TOM числе несколько молодых. С ними
не ведется никакой настоящей творческой
работы, и они в должной мере не исполь:
зуются. Достаточно сказать, что дирижер
ский коллектив театра за  9 месяцев 1938
тода не выполнил нормы в 347 спектак,
лей. Даже такой выдающийся дирижер,
как Е А, Мравинский, за 9 месяцев
1988 года при норме в 686 спектаклей ли:
рижировал только 8 раз! В то же время
TeaTp почему-то приглашает из Москвы...
девятого. дирижера. _ Е .
В театре ведутся всевозможные «ету.
дийные» занятия, существуют  художе-
ственные коллегии, устрамваются произ-
водственные, совещания, но между НИМИ
нет взаимного контакта. Нет и общего
плана. Художественная коллегия не ока-
зывает никакого влияния на производ-
ственную жизнь театра. Производственное
совещание, «открытое» в феврале прош-
лого года и выявившее. недовольство ос-
новной массы работников театра сущест:
вующим положением, не доведено до кон-
ца и до настоящего времени.
	Партийная ортанизация знает о всех
этих недостатках, но никаких мер к лик-
видации их не принимала, а  попусти-
тельски-либерально ‘относилась и относит:
ся к вредной практике руководства

театра.
	Разбазаривание государственных средств,
отмеченное еще актом тевизии Комитета
по делам искусств за 1937 год (перерас-
ход составлял 801 тыс. рублей), продол-
жается и по сей день. В 1938 году театр
	сверх установленного плана затрат на по-
	становки допустил перерасход. На поста-
новку оперы «Кармен» вместо 980 тыс.
	новку оперы «Вармен» вместо 280. тыс.
затрачено 337 THC. рублей. по спектаклю
	«НШЩорс» вместо 290 тыс. израсходовано
406 тыс. рублей и т. д. В театре. продол-
жается безобразная практика уничтоже-
ния декораций невключенных сейчас в
репертуар спектаклей. В 1938 г. в театре
уничтожили «на дрова и холст» лекора-
	ции свыше 20 спектаклей («Борис Году-
	нов», «Китеж», «Евгений Онегин», «Гибель
богов», «Отелло», «Саломея», «Луиза Мил-
лер», «Исламей» и др.).. Между тем эти
декорации были написаны такими выдаю-
	шимися художниками, как Коровин, Го-
	ловин и ДР.
В партийной организации театра 53
коммуниста: в театре 124 комсомольца.
	Несмотря на то, что в партийной органи-
зации много творческих работников, Mac-
сово-политическая и воспитательная рабо-
та крайне низка по идейному‘’ уровню.
385 товарищей не имеют никаких партий-
ных поручений. Даже члены  парткома
(кроме секретаря т. Подольцева и т. Пав-
ленкова) не ведут никакой конкретной
партийной работы. Это снижает  ответот-

венность коммунистов за работу всей пар
тийной организации,

С месячным опозданием партийное соб-
рание обсудило постановление ЦК ВКП(б)
«О постановке партийной пропаганды в
связи с выпуском «Краткого курса исто-
рии ВКП(б)». Но к осуществлению приня-
THX собранием. решений в области пере-
стройки пропагандистской работы партком
еще не приступил. Выработанный план
лекций для интеллигенции театра не реа-
лизуется. Массово-политическая работа в
театре совершенно не ведется. Вечер па-
мяти С. М. Кирова, имя которого носит
театр, был сорван. Отсутствие элементар-
ной политико-массовой . работы. способот-
‚вует люявлению политически вредных. на-.
строений в среде: работников театра. „Так
при обсуждении постановления IK
ВКП 6), СНК СССР и ВЦСПС о трудовой
дисциплине на собрании хора, при обсуж-
дении локлала о переписи населения — в
	«ФОРОЛИНО»
	НОВАЯ СЕРИЯ
ИСТОРИЧЕСКИХ РИСУНКОВ
	#6 августа 1312 года в 90 километрах
от Москвы, ‚близ Можайска, ‘произо-
шло историческое сражение на Боро-
	шло историческое сражение на боро-
динском поле.

Художники Божко и Лугинский летом
протилого года сделали в районах Бо-
	Рисунок ка-
Божко и Лу-
	«ПОРТРЕТ КУТУЗОВА».
рандашом художников
тинского.
		Han un различны проекты Шадра и Мо-
товилова, но в каждом из них есть своя
внутренняя правда, не найденная другими
авторами.
	Трудно согласиться, например, е про-
‚ектом Б. Яковлева, упрощенно соединив-
шего историю и современность — мону-
ментальную фигуру Пушкина с жанрово
изображенным пионером. — Своеобразною и
	остро мыслящему . скульптору, непримири-
	MO реагирующему на малейшее проявление
дурного вкуса, изменило на этот раз кри-
тическое чутье,
	Менее банально, но обсолютно неприем-
лемо связывает прошлое °с настоящим
И. Слоним. В его проекте. Пушкин возне-
сен на высоту двух рядом поставленных
колонн. Внизу же, на прикрепленных к
колоннам специальных подножках pacno-
ложились две «девушки нашей ‹траны».
Идея всей декоративной конструкции Сло-
HUNG от начата, до конца условна. Она про-
тиворечит задачам памятника, противоте-
	Любопытно, между прочим, отметить o6-
щую особенность в. проектах Слонима и
белорусского скульптора Грубе, Резкое на-
рушение пропорций памятника (преувели-
ченная высота постамента) приводит в
обоих случаях (особенно у Грубе) не к
усилению, а к утрате отдельных удачных
моментов в характеристике фигуры поэта.
	Чегкомысленное отношение к образу
Пушкина наталкивает многих авторов. на
одностороннее и поверхностное фешение
памятника. Все в таких случаях — теат-
ральность позы, аффектированноеть же-
стов — рассчитано на внешний, ложно-
классический эффект. Ведь невозможно
поверить в образ Пушкина — напыщен-
ного декламатора, каким рисуют его Н.
Гаврилов, И. Бирюков и некоторые дру-
гие скульпторы, т
	Пафос Бирюкова условен и холоден, но
	он по крайней мере не навязчив. Иное у
Гаврилова, композиция которого вызывает
протест. Здесь Пушкин изображен хлице-
истом. Чуть пританцовывая и раскинув
руки, он читает стихи. Автор проекта
‘очевидно имел в виду «лицейский акт»—
момент встречи будущего поэта © Jlepma-
виным. Но как оперно, ходульно все это
выражено! Как’ несерьезен самый подход
к образу, в котором Гаврилов ухитряется
сочетать юношескую фигуру поэта в ли-
цейском мундире с лицом трилцатилетнего
Пушкина, обросшим бакенбардами. $
		Для второго конкурса на памятник Пуп-
кину было сделано свыше 20 проектов.
Однако ни один из них не решает ло кон-
ца проблему монументального памятника
в заданном ансамбле.
	Молодой талантливый А. Григорьев пы-
тается приспособить классику Томона для
своих целей, меняя планировку площади
й вводя в ‘ансамбль дополнительные архи-
тектурные элементы —= две колонны,
увенчанные фигурами муз. Проект Гри-
горьева обнаруживает недюжинную <куль-
птурную эрудицию автора и свидетельст-
вует о. тонком вкусе.
	_ Изменить существующий ансамбль, прав-
‚Да, менее тактично, чем Григорьев, пыта-
ются ленингралцы В. Боголюбов, В. Ин-
гал и Д. Крапивный, В архитектурном от-
ношении их проекты сложны и громоздки.
Ввести их в комплекс Томона невозмож-
но без тото, чтобы нынешний ансамбль
не был искажен.
	Вовсе отвлекается от архитектурной 0б-
становки А. Мануйлов. Он дает интим-
ный, лирически трактованный образ Пуш-
КИНА.
	Из пяти черновых проектов, отобранных
комиссией для дальнейшей разработки па-
мятника, на мой взгляд представляют цен-
ность только два эскиза — И. Шадра и
Г. Мотовилова_
	Смелый и оригинальный по мысли про+
ext Шадра романтизирует Пушкина, ри-
сует его пришюднятый и вдохновенный об-
раз. Поэту присуще поэтическое — таков
замысел скульора, выраженный пока что
в первом» приближении. В смысле памят-
ника здесь: не все еще определилось. В
композиции нет ‘четкого ‘силуэта. столь
обязательного для монументальной скуль-
птуры. Многое еще сыро; не оформлено, не-
досказано. Неясны очертания фигуры по-
эта, Неясен характер драпировки. Нако-
нец. 06обые сомнения вызывает постамент,
который складывается из «обломков Ca-
мовластья», положенных на ‘треугольное
основание. Изобразительное содержание
этой архитектурной ‘части. памятника по
меньшей мере двусмысленно: скульптор
хочет. представить ве, как историко-эсте-
тический аккомпанемент к фигуре поэта,
упуская из виду, что постамент’ конструк-
THBHO  неслажен и производит’ наивное
впечатление,
	Очень серьезно, с большой тщательно-
стью’ выполнил свой проект Мотовилов. В
его трактовке образ Пушкина реалисти-
	чен. В нем есть убедительность движения.
	портретность лица и Фигуры и еще что-
то неуловимое, что называют «колоритом
эпохи». Спокойная поза поэта выражает
достоинство. В ‘его правой руке шляпа и
трость. на которую он опирается. Левая
	рука покоитея за бортом сюртука. Голова
	ческого замысла. Ивой характер носит
концовка, завершающая цепь многочислен-
ных сценок [ акта, не имеющая, в сущ-
ности, отношения в CEBOGHOMY действию
спектакля и играющая в значительной
степени вполне самостоятельную роль ха-
рактеристики провинциальных нравов.
Этот детально разработанный, ©. беготней,
эффектами, законченный жанровый
этюд — сцена драки Губина с Мокроусо-
вым, укусившим его за руку, — велико-
лепно троведен Жильцовым.

В «Достигаеве» нашло еще раз свое за-
мечательное ‘подтверждение второе свой-
‘ство мхатовской режиссуры — уменье
создавать на, сцене атмосферу жизненной
правды и особыми качествами актерского
исполнения, средствами интимной просто-
ты И «общения» партнеров друг © дру-
том, средствами Мхатовского ансамбля.

Не на индивидуальных свойствах ис-
‘полнителей строится вся внутренняя тоя-
чайшая мозаика спектакля. Главное —
верные задачи и верные физические дей“
ствия. Почти все участники «Доститае-
ва» — независимо от степени своей ода-
ренности и опытности — умеют на сцене
по-настоящему видеть, слышать ш слу-
шать друг друга, говорить друг ¢ дру“
гом. Умеют и молчать, связанные ясно
ощутимых для зрителя воздействующим
на него единым м общим «крутом», и про
себя чему-то улыбаться. (слушая другого).
каким-то своим, невысказанным мыслям, —
как это превосходно и внутренне  насы-
щенно делает в сцене © Таисией, выпро-
важивая ее, из комнаты, Глафира (По-
пова).

Вот Достатаев и ето жена (Лабзина) у
себя дома; 0ба стоят порознь у стены,
пебребрасываются репликами. Их коротень-
кий, но такой значительный, только им
одним понятный разговор о самом ивтим-
ном так волнует потому, что oda умеют
внутренне прислушиваться друг в другу
и Е своим собственным мыслям, скрытым
ощущениях, и о них говорить жизненво
просто, не все даже досказывая, на ка-
ком-то внутреннем торможении. То, что
они говорят, — чрезвычайно смело, но
отнюдь не цинично. Такова правда жизни,

И та же Глафирь могла бы, конечно,
более «страстно» подать Антонине свою
реттику —- публицистический призыв Е
«перестройке». Но тогда это будет уже He
	родинекого поля серию интересных ри-
сунков, которые недавно рассматрива-
лись художественным советом : Всекоху-
дожника. Серия состоит из 80 зарисо-
вок: Шевардинский редут, Семеновская
флешь, батарея Раевского, Утицкий кур-
ган, портреты полководцев, принимав-
ших участие в Бородинской битве, и
пейаажи этих мест,
	«ОРУДИЯ НА РЕДУТЕ». Рисунок ка-
рандашом художников Божко и Лу-
гинского.
		Что сказать 0’ проектах остальных уча-
сткиков второго конкурса? Большей ча-
стью образ, который они дают, не co-
ответетвует сложившемуся у советского на-
рода прелетавлению 9 Пушкине.
	Мало того. судя по целому рялу проек-
	тов, их авторы элементарно не знакомы 6
пушкинской биографией и иконотрафией.
Поэтому сплошь и рядом великий русский
поэт просто не похож на самого себя. ‘А
разве не обязан скульптор, проектирую-
щий памятник Пушкину, знать все основ-
ное в его наружности, костюме, характере
гуры и т. п.?
фигур *
		Создание достойного памятника ‘зелико-
му народному поэту — кровное . дело ‹0-
ветоких скульпторов. Советские скульпто-
ры должны с величайшим вниманием от-
нестись к этому делу, мобилизовать для
его осуществления все свои силы и зна-
ния, всю мошь своего. лалювания.
	МАРК НЕЙМАН

Художественный совет Всекохудожни-
ка и сотрудники Государственного исто-
ричеекого музея, обоуждая работу Бож.

-kO a Лутиаского, отметили чрезвычай-

но добросовестное отношение худож-
ников к порученному им заданию и
выразили пожелание ‘издать в 1939 г.
лучшие. из‘ рисунков в виде альбома ‘и
открыток.
	КРАСНОФЛОТСКИЙ
АНСАМБЛЬ ПЕСНИ
И ПЛЯСКИ
	Создаются краснофлотские ансамбли пёз
сни и пляски в Балтийском, Тихоокеан-
ском и Черноморском флотах. В ансамбли
будут приняты наиболее талантливые и
способные участники краснофлотской ху-
дожественной самодеятельности.

20 января состоится олимпиада художб“
ственной самодеятельности Балтийскога
флота. В Тихоокеанском и Черноморском
флотах такие олимпиады уже. проведены.
Они продемонстрировали значительный
рост исполнительского мастерства красно-

флотцев.
	эентокую истерику и сразу раздувать к&-
дила вокруг молодой и, судя по этой ро-
ли, даровитой, артистки. Специалисты на
такой энтузиазм у нае иненихя в доста”
точном числе.
	Чучшее актерское достижение  спек-
такля — Грибов в центральной роли До-
`стигаева. Манера его исполнения сдержан-
но-простая, тонкая и какая-то  «закры-
тая», © внутренним  полуироническим
«отношением» к. образу.

- Так и проходит через спектакль фигуз
ра Достигаева ‹ этой своей тонкой yee
мешкой, с каким-то затаенным содержа“
нием. Драматический по существу. o6-
раз буржуа эпохи революционных бурь,
правда, здесь в большой степени решен
в полукомическом плане «обывателя-про-
стака». Этим, может быть, в известной
степени мельчится крупная на свой про-
винциальный масштаб фигура  политиче-
ского. деятеля, которая должна была, по
замыслу автора, символизировать наибо-
лее стойкое в своем  приспособленчестве
ядро русского купечества на этой стадии
развития революции. Такого образа-сим-
вола у Грибова не получилось, но фигу“
ра Достигаева приобрела в соответствии 50
всем характером спектакля большую
жизненно-бытовую правдивость.
	  C глубокой  внутревней  убедитель-
ностью, в свойственном ему простом бы-
товом плане итрает бородатого солдата
Калинин. Я вовое не хочу называть здесь
всех многочисленных участников спектак-
ля. Интерес спектакля прежде всего в’ его
общей жизненной убедительности. Зритель
втянут властно во внутренний мир епек-
такля, в мир его «маленьких правд», пе-
рерастающих в исполнении лучших акте-
ров в художественную правлу. А ведь в
этом все дело. Жизненная ‘правда — бы-
товая, психологическая, социальная — в
искусстве должна стать ‘хуложественной
правдой. Только тогда сила жизненных
впечатлений. получает и 0с0бую творче-
скую активность,
	В лучших ‘спектаклях МХАТ, в луч.
ших созданиях ето актеров процесс, ко“
торый характеризует борьбу театра 2а
Теализм, находит ‹<вое определенное и
эффективное выражение.
	Д, ТАЛЬНИКОВ
	Sto значит. что почти половина труппы   цехе обемных декораций были явно не-
	ходит без дела,

Достаточно указать, что в труппе 20 те-
Норов, а между тем отдельные  исполните-
Ли в одном спектакле вынуждены петь
две-три партии (артист Тихий в попере
«Руслан и Людмила» поет‘ и Финна н
Баяна). Плохая организация труда приво-
дит к крупнейшим Тасходам и вызывает
недовольство артистов. Перегрузка отдель-
ных артистов (артисты Нелепи, Печков-
ский, Середа, Фрейдков, Маньковская,

Преображенская и др.) приводит. к срыву.

и замене спектаклей.

Глюзный дирижер ГАТОБ. народный ар-

ст УССР  орденоносец А. М. Пазов-
кий — очень крулный музыкант. Како-
BH OOM HH были его отдельные неудачи и
ошибки, это — ценнейший работник. Ho

зель в театре есть еще 7 дирижеров, в
	  Дак строится спектакль «Достигаев» В
	{уожественном театре?

Покоряющая атмосфера «жизни на сце-
He» определяет собою ‘впечатление зрите-
  Wn-or proro спектакля. Показ жизни—
aH He только в самой пьесе, но и
00» нее, «вокрущ» нее — тажова
новная задача спектакля, часто прини-
узющая самостоятельный характер и раз-
Мтаемая театром с присущей ему силой
_ 1 ичетливостью. Под этим углом зрения
_ принимаются В   спектакле и все те
Политически заостренные  идеи,. которые
_ Илчают подлинную природу горьковской
_ вЫ, её стиль.
° Тюрческий метод театра таков, чт В
  иоретении опектакля, естественно, ‘Уде-
ая исключительное место режиссеру.
Peamccep фактически «автор». опектазля
1 «соавтор» самой пьесы. Именно ‚ре
Жо) в первую очередь — организатор
mel ato увлекательной жизненности.
0 здесь вовсе не только в бутафории
Ими офорилении. Но’ режиссеру тиинадле-
_а\т сложная композиция спектакля, с0-
Здание его замечательного внутреннего един-
Ата, п, наконец, в большюй мере харак-
р внтерпретации драматургических 0б-
  0B,
2B ootox cwptene «Jlocruraes» подлинно
  Matoaceeh cnerrakapy высокой марки. _
	_, Швед постановщиком спектакля Л. №.
нидовых стояла чрезвычайно  ответ-

зева, сложная и трудная задача,
Г, СУЩ ee элен РОТА
	_Чеделяемая самыми конструктивными
обенностями пьесы.  Идейная борьба,
_ ЩЕйный раоброд буржуазии накануне Ве-
пой Октябрьской революции, являющие-
темой пьесы, нашли в ней свое выра-
Зитие в кратких, но то-горьковск острых
‚1 мых репликах-формутировках, ROTO
  066 произносятся со сцены ие только OC-
Es, но и итизодическими персона-
TAH, час показывающихися на’ сцене,
‚ бы метко охарактеризовать ситузцию и
‚ 3 минуту исчезнуть навсегда из поля
) бека публик,
  Onerrsnm, можно было бы © полным
  Кнованием назвать: «Другие и Достига“
8, В пыюо много «других» и сравни-
		здоровые выступления, причем никто
присутствовавших коммунистов. отпора
этим настроениям не дал.

Новому руководству ГАТОБ следует от-
	  дать себе полный отчет в сложности соз-
	давшейся обстановки. Нужно решительнее,
смелее “и, главное, быстрее перестраивать
весь процесс работы. Необходимо дейст
венное художественное руководство, диф-
ференциация и персональная ответствен-
ность во всех звеньях работы.

Театр оперы и балета им. Кирова дол-
жен и может добиться того почетного ме-
ста в ряду советских оперных театров, на
которое ему дают право и его историче-
ская роль в развитии русского оперного
искусства и наличие в нем первоклассных
	творческих сил, М БОЛОТИН
	Эскиз проекта памятника: А. С. Пуш-
кину в Ленинграде. Работа скульптора
И. Д. Шадра
	Жанной (Дурасовой) и генералом и т. д.
толпе, направляющейся в зал cay-

тать оратора, театр выпустил и безмолв-
THY, надолго запоминающуюся, одинокую,
высокую. словно жердь, фигуру чахоточ-
кого учителя, запоздало проходящем Dd
спене.

‚ Много режиссерской выдумки и в рабо-
Te с актерами, в поисках красок. и при-
способлений для’их игры, даже в мель-
чайшем и не очень существенном. Bee
это рассчитано и направлено на то, UTo-
бы создать впечатление подлинной M3
HH, и все это действительно создает та-
Кое впечатление, И здесь уже нет неваж-
ного: всё одинаково важно. В таком пла-
номерно проводимом принципе кроется,
однако. как мы ‘знаем, и большая onac-
  ность — опасность снижения значения
действительно главного. Вот, например,
‘замечательная деталь, характеризующая
метод построения всего спектакля: услуж-
ливый провокатор и полицейский чин
Мокроусов почтительно стоит за спиной
своих распивающих вино и совещающих-
ся господ — у портреть Александра Ш.

В вынужденном бездействии он прово-
дит пальцем по позолоченной раме порт-
рета; На пальце остается пыль. Тогда он
почтительно вынимает из кармана BOCO~
вой ‘платок и аккуратно вытирает пыль ©
рамы. Я не дослышал, о чем в этот мо-
мент толковали 35 столом «отцы города»,
но эту живую самостоятельную бытовую
деталь воспринял и запомнил. Онз вре-
залась в память своей яркой «жизненной»
краской.

Сосуществование в спектакле этих бы-
товых деталей о счастливо найденными
театральными деталями придает извест-
ную остроту спектаклю, способствует вос-
приятию самой «жизни» на сцене и 0бес-
печивает действенность его. Такою в пол-
ном смысле слова театральностью облада-
ют. например, концовки актов.
`` Чисто театральна и действенна концов-
Ra второго акта — сцена между Таисией,
мечущейся вверх и вниз по лестнице,
как белка в колесе, и порывающейся к
ней игуменьей. Это высшая TOURS B EOM-
позиции акта и выражении ето полити-
	«Постигаев м пругие»
	OTTO тоже усложняет задачу постановщи-
ка. Эпизодических лиц в пьесе’ чрезвы-
чайное множество. Это отражается на са-
мой композиции спектакля. на четкости
	линии сквозного действия, на динамике.
Театр не только создает в этих `усло-
	  виях цельный, законченный мир, мозаич-
	HO сплетенный из множества выходов, эпи*
зодов и кусочков, но ‘и ставит перед в-
бой задачу превратить ‘каждую мимолетно
промелькнувшую фигуру в образ, в кон-
кретное художественное лицо, создавая
сложную, непрерывную картину «жизни»
на сцене там, тде могла получиться (как
это было в вахтантовском спектакле) од
на лишь схема, В уменье’  связать воеди-
но дробные элементы пьесы — малень-
кие, выходные, почти  безмолвные роли,
проходные сцены, несколько десятков ее
«кусков» в одну общую -картину wempe-
рывной сценической жизни, в стройный
	динамический спектакль — большая 38”
слуга режиссера. Непрерывность  дей-
ствия — вот основное достижение спек-
такля.
	Широко используя свое всеми признан-
ное уменье превосходно изображать на
сцене простые жизненные отношения,
театр одерживает здесь бесспорную 10бе-
ду. «Достигаев», как театральное явле-
ние ‚ — превосходный спектакль, демон-
	стрирующий со всей убедительностью ре-
	жиссерскую силу  мхатовской системы,
культуру мхатовского спектакля.
этом смысле особенно показателен

чрезвычайно сложный первый акт. Всю
кучу высыпанных на сцену фигур и эпи-
золов режиссер организует по излюбленну-
	му театром принципу  «характерности»,
создавая ряд занимательных, жанровых
	сцен. В этой тончайшей инкрустации He
теряется для зрителя ни одна деталь. Bee
живев здесь своей настоящей жизнью.
Их множество — ‘етих отдельных жиз-
ненных сценок: Звонпов (торов), произ-
носящий уже охрипшим от беспрестанных
ораторских выступлений голосом очеред-
ную ‹ дематогическую ‘фечь; сценка между
тем же Звонцовым и Варвалюй (Соколо-
вой). Тятиным  (Кудрявцевым); Mean
эффектной кафешантанной ‘прелествице
	торвичная из купеческого дома Доститае-
вых, & пламенная агататорша, чего Горь-
кий совсем не имел в виду, намечая образ
Рлафиры на этой стадии ее развития. И
это не будет ни художественно убедитель-
но, ни жизненно-правдоподобно, что для
МХАТ важнее всего. Не яркость сцениче-
ская, а простота — вот символ его веры.
	Самое ценное в спектакле — несом-
ненно, ‘результат чрезвычайно тонкой  ге-
жиссерской работы.

В оффектной сцене в Тятинымх Шура
(Комолова) требует от своего поклонника
стать на колени, угрожая скандалом, —
ее рука за спиной уже собирает в склал-
ки скатерть, чтобы стянуть ее сразу co
всем, что на столе. Конечно, эта» малень-
	кая красноречивая и такая  жизненно-
	мхатовская деталь идет всецело от ре-
жиссера, «умирающего» в. актере, Ре-
жисер здееь играет за малоопытного ак
тера, но он в спектакле — как в этом
можно не раз убедиться, — помогает’. и
более опытному ажтеру, ‹вязывая его ©
знсамблем. Спектакль — большой урок
режиссерской работы с актерами,

Нельзя, конечно, сомневаться в том,

что сила общего впечатления от. этого
«режиссерского спектакля» значительно
выросла бы, если бы театр уделил боль-
‘ше внимания его актерскому составу.
_ Этото театр, как мы знаем, не сделал.
Мало того, он весьма  неэкономно, даже
расточительно поступил, заняв, например,
такую превосходную артистку, как Шо-
пова, в эпизодической роли  торничной
Глафиры, в то время как эту роль мож-
но былобы поручить © успехом кому-
либо из молодежи, ‘То, что можно было
сделать из этой незаметной и чуждой для
нее роли чисто бытового склада, артист-
ка сделала, проведя ее очень мягко, в
пастельных тонах и до скупости сдер-
жанно, с большюй простотой, привлекз-
тельностью и внутренней теплотой. под-
линного ‘ художника-мастера.

Выдержанно и сильно проводит роль
Талсии Георгиевская. Запоминается этот
образ Фанатички © настойчивым, сверля-
щих взглядом маленьких глаз. Or pe-
Жиссера идет, несомненно, динамичность
превосходной финальной мизанещены. Но
зрителю передается при этом и внутрен-
нее волнение самой артистки, Не надо,
однако, впадать по этому поводу. в рецен-