44 января 1939 г, №7 (ti
	Bo Bcepoccunckoy
театральном
	обществе
		«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО»
	CY OXHKI
HH В Своих ролях»
	Так назывался этот веселый, остроум>
	ный вечер, устроенный художниками
11 января в московском Клубе мастеров
искусств,
	`В болыном тазнообразном ° концерте
московские художники продемонстрирова-
ли с©вои таланты в области омежных ис-
кусств. Здесь были певцы, танцоры, му-
	выканты. юмористы. Шумиый успех вы-
	пал на долю вокального ансамбля B CO-
ставе художников Сварога, Черемных и
Христенко, теило и задушевно исполнив-
шего народные песни.

Гвоздем вечера явилось представление
«Изошутка-водевиль» из репертуара само-
деятельното ‘театра, ортанизованного  са-
тирической  тазетой художников «Охра
тертая». Это произведение коллективно
сочинили художники Эбериль, Решетни-
ков, Интезаров, Зевин, Морозов, Гуревич,
Нечаев, Резников, Соколов, Костин, Ку-
пёцио, Вилковир, Кокорин, Фадеев, Па-
стернак и Дорохов.

Водевиль в остроумной и сатирической
форме показал дела и дни московского
союза художников. В удачно загримиро-
ванных артистах зрители легко узнавали
руководителей МОССХ.

куплетах (исполненных На мотив

белорусской колхозной «Будьте здоро-

вы») авторы водевиля подвергли крити-

ке недостатки работы союза художников,
Осенняя выставка будет. весною,
Весенняя выставка будет зимою,
Пишите, ребята, зимою цветочки,

А’ летом пишите замерзлгие ROW...
	‚ Досталось от, «Охры тертой» и крити-
Вия :
	Еще: пожелать: нам немното осталось:
  Чтоб в год по картине у вас
- нарождалось,
А: если, по `оЧастью,   и двойня
«прибудет,
Никто не  заметит, никто н6 обсудит...

у р. 3:
	«ПАДЬ СЕРЕБРЯНАЯ»
В ЦТКА

18 января в Центральном’ театре Kpac-
ной Армии ‹ состоится ‘премьера пьесы
	Н. Погодина «Падь Серебряная».
Спектакль побтавлен. заслуженным дея-
	телем. искусства A, J]. Поповым, режиссе-
	ры — заслуженный артист РСФСР Б. М.
Афонин и Д. В. Тункель, ия —
Н. А, Шифрин. К. Листов и В. Долматов-
окий написали по заданию театра, две
песни к пьесе

Артист П. В. Никандров играет Черка-
сова, С; П. Осипов — Копылова, ЕВ И.
Вишневская — Софью Андреевну, Л. И.
Добржанская — Таню, Р. И. Ракитин —
Кулькова, ВБ. В. Рудый — Солонкина,
В. Я. Кручинин — Шатрова, И. В. Голи-
цын о А. П. Малокиенко —
Долгова, С Дементьев — старшину,
М. В. Федоров — бойца с баяном. Роль
Цыгориня исполняет артист М. Н. Зи-
новьев, Девяткина — заслуженный артибт
РСФСР Н. Л. Коновалов, переводчи-
ка — П. М. Малек, поручика Ивасаки —
А. К. Борисов, майора Такеду — А. М.
Корзыков, японского солдата — А. И. Кая-
		ганов,
	ВСЕСОЮЗНЫЙ КОНКУРС
ВОКАЛИСТОВ
		`В мастерской
	В. И. Мухиной
	Мастерская: скульптора В. И. Мухиной
находится в одном из особняков у Крас-
ных ворот. Настоящей мастерской для
скульптора-монументалиста здесь устроить
негде. Комната площадью в 40 кв. м. 38-
тромождена станками, крупной скульшту-
рой, ящиками с глиной и т. д.

Работать в таких условиях очень труд-
но: приходится производить бесконечные
перестановки. Мухина давно добивается,
чтобы ей было дано специальное помеще-
ние. Отдел планировки Моссовета уже от-
вел участок для постройки студии в цент-
ре города, но строительство не начато.

Несмотря на тесноту мастерской, скульп-
тор интенсивно работает. Почти закончена
начатая в 1937 тоду модель композиции
«Икар» для украшения моста через Яузу.

Следующая крупная работа Веры Иг-
натьевны — два варианта памятника че-
люскинской эпопеи на стрелке Москва-

еки и канала. Первый вариант paspa-
отан совместно с архитектором А. Вла-
совым. На носу корабля около трехлопаст-
ного пропеллера стоит ‘летчик. Это образ
рулевого, непоколебимого завоевателя Се-
вера. О славной челюскинской эпопее рас-
сказывают барельефы на противоположной
стороне монумента  . .

Другой вариант памятника разработан
Мухиной совместно с архитектором Зам-
ховым. В этой композиции Мухина ха-
рактеризует челюскинскую эпопею как
борьбу с суровым Севером, .олицетворен-

ным в образе. старика.
Основная, наиболее ‘сложная работа

В. Мухиной — это сюита скульптурных
композиций для Москворецкого моста. Всех
трупп будет шесть. Первые две называ-
ются «Море» и «Земля». Приступая К
этим композициям, Мухина тщательно
проанализировала масштаб и архитектони-
ку моста. Запроектированные  первона-
чально афхитектором мощные пъедесталы
выюотой в 9 м. она снижает до 2 м,, что-
бы лучше были видны статуи, достигаю-
щие 11 м. «Море» олицетворено фитурой
женщины с рыбой и крабом. «deM-
пя» показана в виде мощной женщины
с корзиной, наполненной крупными пло-
дами. 3

Друтая группа, из цикла  «Богатетва
земли», посвящена темам «Хлеб» и «Пло-
дородие». Это композиции  двухфигур-
ные.

Иначе решается Мухиной декоративная
задача в скульптурах: «Гимн Интернацио-
нала» и «Пламя революции».

„Во второй из этих групи бойцы револю-
ции и рабочий, скрестив ружья и молот,
высоко подымают женскую фигуру, изо-
браженную в порыве сильного движения.

руках женщины два пылающих факе-
та.

Отличительная особенность всех этих
скульптур — романтическая трактовка об-
раза и предельная ‘пространственность
	Композиции,
В связи с об’явленным конкурсом на
памятник Максиму Горькому для г. Горь-
кого Мухина совместно с архитектором
разработала сложную ‘композицию. Памят-
ник будет стоять. на  берегу Оки. Компо-
зиция его включает четыре статуи. Основ-
ная из них представляет поэтический об-
раз молодого Горького, У подножья фиту-
ры великого писателя — пластическов
изображение птицы ‘буревестника © раз-
вернутыми крыльями. По обе стороны ста-
туи писателя запроектированы две фигу-
ры — Мать, умирающая с красным зна-
менем в руках, и Данко, вырвавший овое
сердце, чтобы осветить им путь челове-
честву. : :
° Вторую половину прошлого года В. И.
Мухина посвятила двум раббтам: портре-
там Горького и монументальной вомпози-
ции, заказанной строительством Рыбин-
ского гидроузла, -

К, сожалению, все эти фигуры  выполне-
ны скульптором ‘пока’ в небольшом мас-
штабе. Над крупными статуями не позво-
ляют сейчас работать размеры мастерской.
У Мухиной не только мало места, но и
мало времени для ‘работы. Его отнимают
самые разнообразные ‘общественные обя-
занности, педагогическая деятельность,
участие в закупочной комиссии  Треть-
яковской галлереи’ в жюри выставок, в
различных конкурсных жюри, в кон-
сультационном бюро по строительству
Дворца Советов, преподавание в студии
ВЦСПС, художественные советы в тресте
Главстекло, в фарфоровом тресте и др.
Сейчас у Мухиной начинается напряжен-
ная и срочная работа по возведению на
территории Сельскохозяйственной выстав-
	ки группы, выполненной в свое время
	для советского ‘павильона Международной
выставки в Париже.

Нашим художественным организациям
надо более бережно ‘относиться к времени
и силам талантливого ‘скульптора. - До
сих пор, К сожалению, практикуется пере-
грузка одних творческих работников и не-
догрузка других,

Союзу скульпторов неббходимо смелее
выдвигать на консультационную, педаго-
тическую и общественную работу наряду
со зрелыми художниками и молодых маА-
	стеров, зарекомендовавигих себя хорошими
	произведениями.
  Д. АРАНОВИЧ
		_ ВЫСТАВКА _
ПРОИЗВЕДЕНИЙ
К. К. ШЕСТАКОВА
	‚Выставка работ. В. ВК. Шестакова, от-
крытая в ЦДКА, знакомит советского зри-
теля с художником незаурядного мастер-
ства. :
`К К Шестаков получил первоначаль-
ное художественное образование в Стро-
TAHOBCKOM училище. После четырех лет
упорной и напряженной работы (с 1908 по
1912 г.) под руководством известного пей-
зажиста-передвижника А. Н. Шильдера и
А. В. Маковского он начал удачно вы-
ступать на передвижных выставках.

‘Пейзажи, показанные художником на
этих выставках, были отмечены своеобра-
зием. живописной тонкостью в передаче
разнообразных состояний природы и вы-
TOAHO выделялись среди полотен много-
численных эпигонов © трафаретными мо-
тивами «заглохших прудиков» и «осенних
вечеров», ;

Из последних работ художника надо
отметить картины-панно «Совхозы Ярцев-
ской фабрики», исполненные для Всесо-
юзной сельскохозяйственной выставки.

На выставке в ЦДКА показано около
200 работ К. Шестакова,

Проникновенное чувство природы, под-
линная любовь к родной стране, ее ле-
сам, полям, далям, то запорошенным мар:
товским: снегом, то затуманенным апрель-
ской талью, отличают большинство пейза-
жей художника.
	Эмоционально-живописное начало. зало-
	женное `в пейзажах К. К. Шестакова, вы:
раженное простым, ясным, резлистиче-
ским языком, делает ето произведения ак-
туальными для современного ‚ зрителя,
	требующего от искусства полноты исктен-
Ryro чувства и глубины аи
	‚ упойномоченный Главлита Б—1257.
	НАШИ ПЕВЦЫ
	Организация первого всесоюзного кон-
курса вокалистов и его результаты имеют
огромное значение для развития художе-
ственной культуры всей нашей страны.
	  Перед жюри конкурса и отборочными ко-
	миосиями на местах прошли сотни восии-
танников наптих крупнейших консервато-
рий и оперных театров. Получилась на-
глядная картина состояния вокального дез
ла во всех республиках нашего ‘Союза.
Частные и ограниченные пределами одной
республики конкурсы вокалистов, прохо-
дившие в прошлые годы, были только
первыми робкими шагами в борьбе ва
надлежащую постановку дела вокального
образования в СОСР. Требования жюри
всесоюзного конкурса были очень строги,
и поэтому результаты конкурса следует
расценивать очень высоко. Жюри требо-
вало ют конкурсантов не только облада-
ния хорошим голосом, но ‘и высокого уров-
ня общей исполнительской культуры.

Первая премия не присуждена никому.
Это показывает, насколько серьезны бы-
ли требования жюри конкурса. Я узерен,
что результаты будущих конкурсов испол-
нителей-вокалистов в нашей стране будут
гораздо значительнее.

Наиболее сильное впечатление произвел
на меня т. Гамрекели, обладающий заме-
чательным баритоном. Я бы сказал, что
по красоте тембра и красочности звучания
	голос Гамрекели — явление исключителдь-
	ное. Однако это обязывает певца к  960-
бенно строгому и требовательному отно
	шению к себе, к упорной и  систематиче-   *
ской) работе над` повышением своей во
кальной и музыкальной культуры. —
	К сожалению, среди лауреатов и дипло-
мантов на конкурсе нет ни одного артиста
	с драматическим тенором и драматиче-
ским сопрано. Эти голоса дефицитны в
	напгих оперных театрах и хоровых. кол-
лективах. Но ся уверен, что они появятся
среди ‚ победителей будущих вокальных
конкурсов, организация которых должна
отныне стать традицией в нашей стране.
	А. С. ПИРОГОВ,
народный артист COCP

*

12. января в Клубе мастеров искусств
состоялась товарищеская встреча лаурей-
тов всесоюзного’ конкурса’ вокалистов’ ©
работниками искусств Москвы. На вече-
ре выступила председатель жюри, конкур-
са народная артистка СССР В. В. Бар-
сова.

— В задачи конкурса, — сказала В. В,
Барсова, — входило не только узнать
молодых талантливых вокалистов, HO и
дать ясную установку в в0просе о том,
какие ‘требования мы вправе сейчас
пред’явить к певцам. Обладать только
хорошими толосовыми данными—недоста-
точно. Настоящим певцом является лишь
тот, кто обладает комплексом необходи-
мых данных: музыкальностью, хорошо
	поставленным дыханием. ясной дикцией,
	культурой HCHOTHERAA, чувством стиля
ит. п. }

Далее В, В. Барсова. подробно, остано-.
вилась. на недочетах, ‘обнаруженных . во
время конкурса. .

— Эти недостатки, — сказала в заклю-
чение В. В. Барсова, — летко’ устранимы,
Молодые певцы ‘не’ должны! забывать о
том, что вершины искусства: достигаются
лишь упорной”и cHCTEMATHICCRON рабо-
той. \

Затем состоялся им в котором
выступили лауреаты конкурса.
		Кабинет Торького и советской
тургии созывает. 16 января совещание»
	Е

матургов, художественных руководит
режиссеров и актеров детских театру }
осквы посвященное драматургии jer,

театра, ‘
Президиум Всероссийского teary,
	го общества утвердил стипендии им, (»
ниславското ‘и им. Щепкина, которы 4,
дут выдаваться наиболее способны
успевающим ученикам театральных ум
ных заведений. Стипендия им. Отанииь
	ского в размере 500 рублей утверици
для оперно-драматической студии пу.
	ниславского. Две стипендии им, Щаз,
на установлены: одна (в 300 рублей) р
школы Малого театра им. Щепкина, 1
гая (в 200 рублей) для. школы им,
луженного артиста РСФСР А. Кана,
	Курске. с
Npoominnea
	Совнарком Союза ССР предложил [и
ковскому Облисполкому еобрудить в 1
Tony памятник великому летчику наш»
	И ПИ Г.

времени, Герою Советского Союза В
Чкалову в дер. Высоково, Сориовль

района, Ha родине родителей B. TL
лова. (TACO,
	 `\к Указом президиума Верховного Совем \\
мянокой СОР присвоено ‘звание заслужелни
деятеля искусства Армянской ОСР компот»
ру А. И. Хачатуряну, артистам заслужени
квартета Армянской ССР им. Комитаеа: А,
ра М. Н. Териану, 0, 3. Acmuy
ny, H, КЮ. Балабаняну и режиссеру Ву
няну, Звание заслуженного артиста Арма
ской ССР присвоено артистам Д. М. Ум
ну и Г, Б. Габреляну. ПроФфесоору Мот»
ской государственной консерватории E. M. s
зикову за заслуги в деле тво чеекой поз
щи заслуженному квартету им. HACE
суждена почетная rpemoTa Верховного (я
Армянской ОСР.

Ленинградский театр оперы и балет п
С. М. Кирова готовит к  посталовко Caw
А. КЮрейна «Лауренсия» (либретто Маше
Gepra), Постановщики спектакля балетмейм»
орденоносец_ Вахтанг Чабукиани и реже
2. Каплан. Художник орденонофец Вирсллуь
дирижер Шерман.

\х На-днях в Госцентюзе состоялась чт
и обсуждение принятой к постановке анти
тистской пьесы А. Таланова и А, Сим
«Случай на море»,
*% В спектакле «Царь Федор Иоанновит
МХАТ ОССР им, Горького на роль киявя 1}
XOBCKOTO введен новый исполнитель — ь
тист М. Веревкин.
\ Премьера пьесы «Сильнее смерти» в 1
мерном театре переносится на 25 января вол

orpHe болезни народной артистки РО
А. Коонен, исполнительницы роли Mapua
Страховой.

vw 1  января состоится общественный п)
	смотр новой постановки Театра револют
	1] «Павел Греков».
	`\х Ленинградский Малый оперный театр +
ключил договор на социалистическое copay
вание‘ с Киевоким ордена Ленина театром ©

ры и балета.
*% Композитор В. М. Богданов-Березозия

заканчивает работу над героической one
«Граница». Тема оперы — коллективизали!
борьба с басмачеством в Советской Тур
нии. В основу либретто, написанного wo
композитором, положены мотивы из рядь т
тературных произведений Вс, Иванова, [п
Тихонова и др.

\ Центральный театр Красной Армии вт
чил в свой репертуар пьесу Сухово-Кобыли
«Дело».

*% Выставка произведений графики, пох
щенных Красной Армии и Военно-Морски
Флоту, откроется в конце февраля в Центр
ном доме раеной Армии,

*, Кабинет Шекспира и западноевропейс
драматургии ВТО отфганизует 11 января
рытую читку нового перевода «Марион?

opm» В. Гюго, сделанного поэтом Вади

Першеневичем,
x Нотный автограф Листа приобретен
	агурным музеем.
		‚РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
ИЗДАТЕЛЬ: Гос. изд-во «Искусство»
	ГОСУДАРСТВЕННОЕ
‘ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ИСКУССТВО» .
	ПРОПОЛЖАЕТСЯ ПОДПИСКИ
на 1939 год
	на ежемесячный журнал
	«ИСКУССТВО и ЖИЗНЬ»,
	посвященный вопросам театра, у
зыки, кино, цирка, эстрады, w306
разительного искусства и худоке

ственной самодеятельности,
	ПОДПИСНАЯ ЦЕПА:
на 12 мес, — 36 py6.,
на 6 мес, —18 руб.
на 3 мес. — 9 руб.
	ПОДПИСКУ И ДЕНЬГИ НАПРАВЛЯТ
ПО АДРЕСУ: ЛЕНИНГРАД, 88, Ч
ксарский пер., 2, Издательство «иску»
ство». Подписка принимается так!
Союзпечатью, всюду на почте, мама?
нами м отделениями Когида,.

ВНИМАНИЮ
РАБОТНИКО
	ИСКУССТ?
—м— = Te

«Мария Стюарт» Шиллера в Рязансном
областном драматическом театре, По-
становка художественного руководителя
 ``и главного режиссера театра А, С.
	Верховского, На фото; артистка М. В.
Ромзнычева в роли Марии Стюарт
	ос
	«Свадьба Фигаро» Бомарше в Тбилис-

ском театре им. К. Марджанишвили.

На фото: артист В. Годзиашвили в
ропи. Фигаро.
	Десять лет театра
ИМ, К, А, Марджанишвили
	15 января Тбилисский тосударственный
грузинский академический театр им.
К. А. Марджанишвили отмечает свой
10-летний юбилей. В этот день театр по-
кажет ‘второй акт «Уриэля Акосты»
К. Гуцкова в составе исполнителей, играв-
ших в первом спектакле, а также чет-
вертый акт лучшей своей постановки
«Из искры» Ш. Н. Дадиани. К юбилей-
ным дням театром подготовлена большая
выставка фотоматериалов, эскизов, маке-
тов постановок. Выпускается монография
о театре на грузинском языке.
	«МАТЬ»
_В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ
СССР
	Большом театре работа над оперой
«Мать» перенесена в репетиционное фойе.
В конце января постановщик оперы Т. Е.
Шарашидзе предполагает приступить к
репетициям на сцене, т
	Недазно Т. Е Шарапгидзе и художник
Волков ездили в Сормово, где беседовали
со старыми рабочими Сормовского завода,
участвовавшими в демонстрации, описан-
ной в горьковской повести. Постановщик
находится в постоянной переписке с рабо-
gum П. А. Заломовым; прототипом Павла
Власова, героя повести и оперы. «Мать».
П. А. Заломов живет. сейчас в г. Судже
Курской области. На-днях Т. Е. Mapai.
ве’ получил. от него письмо, в котором
JI. А. Заломов ‘рассказывает 0 своих
встречах с Горьким в 1904 тоду на’ даче
писателя в Куоккале. П. А. Заломов с00б-
щает, что в Москве живет сейчас Алек-
сандра Мартьяновна Кекишева, бывитий
член подпольного комитета нижегородской
организации РСДРИ в начале 900-x ro-
дов. Постановщик оперы «Мать» предпо-
лагает привлечь А. М. Кекишеву для
консультации по вопросу о революцион-
ном рабочем движении в Нижнем-Новго-
роде. .

Коллектив жополнителей ‘оперы «Мать»
проводит систематические экскурсии в
Музей ‘революции, слушает ‘лекции 0
творчестве А. М. Горького, о русском. ра-
бочем движении в начале наптего столетия
	и о революции 1905 года.
	` Заблаговременное
распределение ролей
	Отдел тезтров Управления по делам
искусств при СНК РОФСР предложил всём
начальникам управлений и отделов по
делам искусств на местах установить BO
всех театрах РОФСР такой порядок, при
котором распределение ролей пройзводи-
лось бы не менее чем за три месяца до
начала работы коллектива над пьесой. 0
	распределении ролей должен быть изве-
	щен весь творческий состав театра.

Это мероприятие даст возможность акте-
рам тщательно тотовиться к работе над
ролью ш, несомненно, будет опособствовать
повышению идейно-политического и обще-
культурного уровня артистов.
	ИСКУССТВ
	января исполняется 150 лет со дня
емерти крепостного живописца Ермолая
Дементьевича Камеженкова. Сын крепост-
ного, служителя Тверского архиерейского
дома; Камеженков в детстве обнаружил
склонность к рисованию и был отдал для
обучения живописи видному местному ху-
дожнику Дмитрию Крыжеву. В 1773 году
Камеженков переезжает в Петербург. На
нищенское жалованье сторожа архиерей-
ского подворья он содержит мать. Каме-
женков занимается в мастерской живопис-
ца Г. И. Козлова, пользуясь также, сове-
тами известного портретиста Д. Г. Левиц-
кого.
_ В тоды наибольшето творческого усие-
ха он особенно остро ощущает свое pab-
ство. Художник горячо увлечен искус-
ством, мечтает совершенствоваться в жи-
вописи, но его владелец, епископ Арсе-
ний, требует возвращения своего креност-
ного в Тверь. В отчаянии Камеженков пи-
шет в 1780 году прошение И. И. Бецко-
му, в котором ярко’ обрисовывает свое
тяжелое положение: «Что горестней для
благомыслящего человека, как рабство?»
Он просит Бецкого «извлечь его несчаст-
ного из ига неволи, удручающей дарова-
ния природы и саму добродетель и 00-
причесть в число тех счастливых, кои
наслаждаются свободой, которая, возвы-
шая душу, приводит в совершенство ху
дожества».

Только через пять лет Камеженков по-
лучил свободу. А в 1794 году Академия
художеств дала ему звание академика за
портрет художника И. Ф. Гроота,

Живописные достоинства портретов Ка-
меженкова ставят его в ряды интересных
русских. портретистов XVIII nena. Портре-
ты И. Ф. Гроота, строителя Таврического
дворца И. Е. Старова и «Вил торола Ка-
шина» (1798 г.) находятся в Русском му-
зее (Ленинград). другие работы — в Го-
сударственной Третьяковской галлерее.
	самими авторами («Свадьба», «Ссора Ива-
на Ивановича с Иваном Никифоровичем»).
Эти спектакли, поставленные около деся-
TH лет. назад, сохранились в репертуаре
и по сей день.

В то же время работа над классикой
позволила театру яснее почувствовать
разрыв между своими творческими воз-
можностями и качеством современной ку-
кольной драматургии.

Многие пьесы, интересные по своим
техническим возможностям, страдали, как
	‘правило, общим недостатком: примитивиз-
	MOM в построении сюжета и ` схематич-
ностью в обрисовке действующих лин,

итоге двадцатилетней работы театр
имеет сплоченный актерский коллектив.
	насчитывающий в своих ‘рядах многих
первоклассных = мастеров-исполнителей:
Дрозжин, Иванов, Форштедт, Богданова.
	ОГ ТР

Николаева, Силина, В. Устинова, 3. Усти-
нова, Иванова, Вахнина, Орешкин и ap.
Они прошли © театром весь его сложный
творческий путь и вынесли на себе не-
избежные тяготы организационною  пе-
риода.

Кукольный спектакль — это спектакль
синтетический. В нем органически _соче-
таются слово, движение (танец) `и’ музыка.

Современный кукольный < спектакль
пред’явил повышенные требования кму-
зыкальному\ сопровождению. Музыка долж
на помогать раскрытию замысла спентак-
ля, отвечать его стилю: Театр с. блатодар-
ностью отмечает заслуги С. `Н. Митина,
Б. Дешевова, Н. Стрельникова, В. Золо-
тарева, М. Гельфмана, покойных Ю. Зан-
дера и В. Адлера и других композиторов,

которые немало поработали для куколь.
ного театра,

600 спектаклей числятся в  тодовом
плане театра. Цифра как-будто внупгитель-
ная, но все же не достаточная, чтобы
удовлетворить растущие запросы врите-
лей, круг которых вначительно пасширил-
ся с получением ‘театром стационара,

Театр ежемесячно выезжает в отдален-
ные от центра районы Ленинграда, а ле-
том гастролирует по всему Советскому
Союзу. Зрители далекого Заполярья м
Еревана, бойцы Эабайкалья и Дальнего
Востока ‚ смотрели спектакли театра. . Из
этих ‘поездок театр. возвращается”. помоло-
девшим ‘и творчески окрепшим. Радуш-
ный прием, оказываемый театру зрителя-
ми — от дошкольников до. седобородых
колхозников, — вселяет радость ‘за епех

р АПР, a
	а а тв т РАЗУ и 5

любимого искусства. желание ‘работать
больше ‘и’ луча. i
	Засл, артист РСФСР (Евг,  ДЕММЕНИ`
	Петровка,
	НА ВСЕСОЮЗНОЙ
С.-Х. ВЫСТАВКЕ
	Директор Всесоюзной сельскохозяйствен-
ной выставки Н. В. Цицин образовал со-
	вет из US человек для рассмотрения те-
	матико-эконозиционных планов и основ-
ных работ по врхитектурно-художествен-
ному оформлению выставки. совет во-
шли крупнейшие специалисты сельского
хозяйства, стахановцы социалистических
полей, архитекторы, художники, скульйто-
ры. искусствоведы. Среди них академики
. В. Якушкин, ЕВ. Ф. Лискун, И, К.
Скрябин, писатели Ф. Панферов, профес-
сора Тимирязевской сельскохозяйственной
академии М. Г. Чижевский, В. С. Немчи-
нов, стахановцы — ныне студенты Тими-
рязевской сельскохозяйственной академий,
К. А. Борин, А. И. Осьюин, архитекторы
Д. Н. Чечулин, Н, Я. Колли, 0. Е. Черны-
шев, А. Ф. Жуков, художники заслужен-
ные деятели искусств А. М. Герасимов,
К. Ф. Юон, Ф. Ф. Федоровский, академик
живописи Е. Е, Лансере, художники П. И,
Котов, М. С. Родионов, А. А. Суворов,
Я. Д. Ромас, Г. 0. Рублев, скульпторы
Б. И. Яковлев, А. И. Григорьев, искус:
ствоведы — директор Третьяковской гал:
лереи В. С. Кеменов. Н. И. Соколова.
	«ОБРАЗ
СОВЕТСКОГО ГЕРОЯ
В СКУЛЬПТУРЕ»
	Таково ‘название вечера, который 60-
стоится 15 января в Клубе мастеров ис-
кусств. Будет. обсуждаться вопрос о созда-
нии в Москве. памятника великому летчи-
ку нашего времени Герою Советского Сою-
за В. Н. Чкалову. Вступительное слово ска-
жет Герой Советекого Союза Г. Ф. Бай-
дуков.

‘Ha вечере. выступят Герои Советского
Союза. тт. Громов, Спирин, Ляпидевекий,
Водопьянов, Алексеев, Мазурук, Юмашев,
Серов, писатель В. Вишневский, народный
артист РСФСР С. М. Михоэлс, скульпто-
ры Мухина, Алепгин, Валев и Королев,
художники Ряжский; Савицкий и др.

Вечер ‘организуется Клубом. мастеров
искусств совместно! © союзом  советеких
CKYIbIUTODOB,
	Опера тотовится одновременно тремя
составами. Нартию матери будут петь Да-
выдова, Максакова и Петрова; партию
Marna Власова — Евлахов, Енакиев и
Черняков; партию Андрея Находки —
	`Бугайский. Волков и  Пирогов-Окский;:
	партия Сапги поручена Бутениной, Ле-
онтьевой и Чубенко; партия Исая — Пе-

регудову, Отрельцову и Шевцову.

Премьеру оперы «Мать» театр ‘предпо-
лагает: показать: 8 ‘марта.
	Ленинградский
кукольный _
`’ театр
	14 января празднует свой  хбилей
Ленинградский кукольный театр. В сево-
не 1938—1939 года исполнилось 20-летие
марионеточной и 15-летие петрушечной
группы театра. }
	Обе группы являются старейшими про-
фессиональными кукольными театрами в
СССР. До своето об’единения (1 сентября

1930’ года) они шли самостоятельными
творческими путями.
	Театр петрушек, организованный 14 ян-
варя 1924 г. развивался закономерно. По-
	  степенно накапливалея опыт, совершен-
ствовалось исполнительское мастерство.
Творческий путь театра марионеток,
	основанного 1 декабря 1918 г., был более
сложным. Руководители театра марионе-
ток, до его об’единения с театром ‘етру-
шек, неоднократно менялись, причем ре-
жиссерокие приемы этих ‘руководителей
были различны и’ противоречивы. Одна-
ко, несмотря на творческие. разногласия
руководителей и неблагоприятные матери-
альные и «жилищные» условия, коллек-
тив сумел сохранить в своих рядах луч-
ших мастеров искусств, работающих в
срелнем 15—17 лет.
	Кукольный театр’ — это особый вид тея-
трального искусства, существующий ря-
дом с настоящим’ «человеческим» театром,
а не подменяющий его. Актер-кукольник
должен знать ве только основы  актерско-
го мастерства «человеческото» театра, но
и обладать рядом специальных профессио-
нальных навыков. Он обязан , «чувствл-
вать» куклу, понимать, каким способом
можно убедить зрителя, что действия кук-
лы выражают тё или иные мысли и эмо-
ЦИИ, я
	Очень часто ‘выразительная в бтатичном
положении кукла остается «мертвой» на
спене, сохраняя pas найденное скульп-
тором выражение. На этом основании He-
которые работники кукольного театра во-
все отрицают необходимость ` придания
кукле определенного выражения, стремя-
щегося к созданию возможно более ней-
тральной маски.

А ТА ПВ
	АУ ДОЖЕСТВЕННОЙ
ОСТ MA
	находившееся на пл. Дзержинского
	ПЕРЕВЕДЕНО
	на ул. Немировича-Данченко (0581
Глинищевский пер.) 5/7, 1-Й э19%
6-й под’езд, тел. К 0-79-32,
	ПРИЕМ ЗАКАЗО:
	на пошивку мужского и дамско“
верхнего платья, костюмов, д
ских туалетов и пр, производите
ежедневно oT всех работник
искусств и членов их семей,
	Работа выполняется по новейш®
советским и загранииным жур
	лам, под руководством лучи
специалистов.
	АТЕЛЬЕ ОТКРЫТО с 10 ч м
до 6 ч. вечера (кроме общевыхо”
	ных дней), и
. ДИРЕКЦИЯ
	en
10, 2-0 pr. пом, 53, тел, К 1088
	Художественный руководитель Ленинградского кукольного театра, заспуженный
артист РСФСР Евг. Деммени с куклами из «Анны Карениной»
	Думается. скульпторы должны HAXO-
дить такую ‘форму, при которой куклы,
сохраняя приданную им характерность,
изменяли ‘бы выражение в зависимости от
ракурса и условий освещения,

Этому требованию в значительной ме-
ре отвечают куклы скульптора И. П. Пав-
ловича, работающего в театре с 1928 го-
да; интересны и рабеты его предшествен-
ника, безвременно умершего скульптора
Н, С. Рыболовлева.

За время `своето существования театр
поставил 78 пьес (32 — в театре марио-
неток и 46 — в театре петрушек).

Почти все пьесы написаны авторами в
непосредственном ° общении с театром.
Наиболее удачные из них выдержали сот-
ни, даже тысячи представлений и вошли
в постоянный репертуар театра («Ссора
Ивана Ивановича с Иваном Никифорови-
чем», «Гулливер в стране  лилипутов»,
«Цирк>).

На сцене театра были показаны попу-
лярные детские сказки («Пряничный до-
мик», «Сказка о мертвой царевне», «Волв
и семеро козлят», «Кошкин дом», «Степ-
ка-Растрепка», «Красная шапочка» и мно-
тие другие), инсценировки классических
произведений мировой литературы («Гул-
ливер в стране лилипутов». «Приключе-
ния барона Мюнхгаузена», «Дон-Кихот») и
ряд оригинальных пьес на современные
темы («Ракета С01>». «Большое  ботат-
	ство», «Пустяки», «Юкки и Лол», «Бере-
гись!», «Зеленая фуражка»).

`Особое место заняла в репертуаре теа-
тра русская классика (Пушкин, Гоголь,
Чехов). Театр доказал, что куклы могут
итрать в. настоящих пьесах, «создавать»
сценические образы, а не только услов-
ные маски.

Какие же именно пьесы должен играть
кукольный театр?

Могут ли куклы играть тратедию? Нуж.
но ли ставить в кукольном театре пьесы,
которые могут быть разыграны «живыми»
актерами? Есть ли вообще какие-нибудь
точные законы, определяющие  притод-
ность пьес для кукольного театра?

Мне кажется опасным и ненужным уста-
навливать какие бы то ни было отрани:
чения. Драматургия кукольного театра еще
настолько молода, а техника ето столь
мало изведана, что всякий новый опыт
полезен, даже если он и не закончится
победой.

Конечно, по самой природе кукольного
театра ему ближе ирония, шарж, гро:
теск. Но разве средствами иронии нельзя
показать ‘драму? Вот почему. в своё время
выбор театра пал на раосказ.А. Франса
«Кренкебиль» («Бляха № 64>). в котором
автор дает острую сатиру на буржуазное
общество и суд. Вот. почему театр счи-
тает уместным появление на ширме ге-
роев Чехова и Гоголя, гиперболизованных
	Гипография газеты «Индустрия», Москва, Цветной бульвар, 30.
		Адрес редакции; Москва, Страстной бульвар, $1. Телефон 3-42-45. Прием  об’явлений: