Пролетарии всех. стран, соединяйтесь?
	ОНЕДЕЛЬНИК
16.
января
1939 года
	Год издания Х
	Цена: 20 коп.
	№ 8 (588)
		КУССТВО
	Орган Комитета по делам искусств при Совнаркоме Союза ССР и ЦК профсоюза работников искусстн

SCHHC,. HE останавливающееся ни перед
кавими трудностями, сметающев Ba своем
	a4 ei oD MPUU ATVI DAH, BCC преграды.
Обычная характеристика — темперамент-
	BOC исполнение — не приложима к ан-
самблю. Это уже не просто артистический
темперамент, это творческий отонь, и
вряд ли ©реди аудитории ансамбля най-
дется хоть один человек, которого бы He
воспламенило искусство. замечательных
артистов, одетых в боевую форму Красной
Армии. Зал гремит аплодисментами, когда
на сцене выстраивается Краснознаменный
ансамбль, блистающий великолепной в0-
енной выправкой своих участников, строй-
ными как на подбор фигурами артистов,
затянутых в гимнастерки, © красноармей-
скими Фуражками на головах. Зал тремит
аплодисментами, когда в смелом соелине-
нии вступают домры и балалайки, трубы
и баяны, когда вихрем вылетают на сце-
HY плясуны, самые ловкие. самые вирту=
	озные, с непринужденной легкостью выде-
	дывающие  головокружительные ‹ фигуры
танца, фигуры, от которых бы позеленело
в глазах у многих специалистов хорегра-
фии. Лить немногим художественным кол-
лективам ^ удается ‘увлечь зрителя-слуша-
теля ло степени. полного ‘слияния ‹цены
ий аудитории, когда кажетел, что ‹ердца
всех находящихся в залё слились в одно
исполинекое сердце, удары которого слыш-
ны даже в моменты тромового фортиссимо
музыки. Краснознаменный ансамбль знает
такие моменты и не только в залитых
электрическим светом концертных залах
столицы, но и у подножья. дальневосточных
сопок, под открытым небом, перед лицом
героев, только’ что отогнавших ‘врага от
священных рубежей нашей родины.

время своего существования Rpac-
нознаменный ансамбль  красноармейской
песни и пляски, обслуживая части РККА,
проехал 400 тыс. километров —  огром-
ный и славный путь!

Репертуар ансамбля необычайно, разно-
образен. Тут и произведения русских и
иностранных классиков, и множество про-
изведений советских композиторов, и на-
циональные песни и пляски народов СССР.
И во всех случаях исполнение ансамбля
безукоризненно в художественном отноше-
нии. Народный артист СССР  профеесор-
орденоносец А. В. Александров показал,
что хоровой’ ансамбль с солистами, с ин-
струментальным сопровождением является
одним из <овершеннейших орудий музы-
кального искусства. Исполнение ансамбля
предельно выразительно. отличается тон-
ким’ вкусом, ювалярной. отделкой деталей.
Оно артистично в самом полном и ибчер-
пываюшем емыеле этого слова.
	Своим блестящим расцветом ансамбль,
так же, как и все наше искусство, 0бя-
зан постоянным заботам партии и прави-
тельства и лично товарища Сталина.
	Теплое внимание товарища Сталина и
товарища Ворошилова вк Краснознаменно-
му ансамблю, их указания тю работе кол-
лектива. о репертуаре, о качестве испол-
нения являются могущественным стимулом
в Деле творческого роста всех участни-
ков ансамбля. -
	(Советы и указания товарищей ‘Оталина
и Ворошилова направляли и. направляют
путь художественного развития ансамбля,
ставшего в наши дни мощным. коллекти-
вом. численностью в 250 человек. -
	Восхищаясь ~ достижениями  Ирасно-
знаменного ансамбля красноармейской’ пес-
HA W пляски, мы видим в его искусстве
как бы хуложественный образ \Рабоче-
Крестьянской Красной Армии. ;
	Привететвуя в день 10-летнего юбилея
Краснознаменный ачсамбль красноармей-
ской песни и пляски, работники искусств
шлют свой пламенный привет. Рабоче-
Крестьянской Красной Армии и. славней-
шему полководцу, первому маршалу Совет-
ского Союза товарищу Ворошилову. ^_^
	125 лет назад; 2 января (по ст. ст.)
1814 г., в Санкт-Петербурге была торжест-
венно открыта первая ‘русская публичная
библиотека (носящая ныне имя великого
русского. сатирика М. Е. Салтыкова-Щед-
рина).

Долгое время Публичная библиотека,
накапливавшая из тода в тод неоценимые
ботатства, оставалась «казенным домом»,
не внушавшим ни любви, ни доверия,

«В те времена, — рассказывает В. В.
	Стасов, — никто ее не знал, о ней нигде
	не бывало никаких разговоров, и все мое
понятие о ней заключалось только в том,
что стоит большой дом на утлу Садовой
и Невского и там внутри есть много ста-
ринных каких-то книг, которые навряд ли
	кто когда-нибудь видит».
В 19345 г. двадцатилетний Стасов. в пои-
	сках редких гравюр решился переступить
	порог этого мрачного дома. Бот как опи-
сывает В. В. Стасов свое’ первое посеще-
ние библиотеки:

«Я видел по дороге какие-то огромные,
скучные и невзрачные сарай, наполнен-
ные книгами серого и несносного вида н
ужасно мертвые и пустынные. Изредка
кое-где торчал библиотекарь, но он ка»
зался на первый взгляд. пустынником,
мрачным и молчаливым, и внушал такую
же тоску и холод, Kak BH окружавшие его
книги. Из этих книг целые груды лежа-
ли на полу и, что еще более удивило ме-
ня, около топившихся печек, Солдаты, за-
нимавшиеся ‘топкой, преспокойно растал-
кивали их ногами направо и налево, иные
швыряли подальше, куда вздумается, и
потом принимались за свое истопничество,
Читальная зала была мрачна и пустыни®
не менее других зал: лишь кое-где лепи-
лись около столов одинокие читатели»,
И все же даже в самые глухие годы ре-
акции сюда, в Публичную библиотеку,
приносили свой полезный труд и знания,
свою ‘любовь & книге, ‘литературе. и нау-

ке лучшие люди русской культуры.
Еше на торжестве открытия библиотеки
	1 среди именитых сановников и духовной
	Старейшие работники Краснознаменного ансамбля к
Максимов, Верхулевский, народный артист
	па
	Нужно вспомнить бездушное,  чинов-
ничье отнлшение «императорских» казен-
ных театров к русским  композиторам,
чтобы полностью оценить ТУ огромную
роль, которую играет сейчас театр в 03-
Дании советской оперы.

Взаимоотношения композитора и театра
раньше главным образом. ограничивались
одним вопросом: будет опера поставле-
на или нет? Этот вопрос не разрешался
часто годами. «Работа» же театра © ком-
позитором заключалась в основном в из’-
ятии из произведения всякой «крамолы»
и приспособлении его к вкусам господет-
вовавшего класса (вспомним хотя бы ието-
рию «Бориса Годунова» Мусоргского).

Сейчас композитор идет в театр, как
Е другу и учителю, неся на товарищеский
вуд и свои первые юношеские опыты и
зрелые, законченные произведения.

Таким другом и учителем для многих
молодых советских композиторов явилея
Ленинградский Малый оперный театр, эта
«лаборатория советской оперы», как мно-
гие его по праву называют.

Возникнув уже после революции, Мале-
ror вырос и сформировался в борьбе; ва;
советскую оперу; за яркий революционный
спектакль.
``И казалось таким естественным предло-
жение ЛД. Д. Шостаковича, когда я 1п9-
знакомил его с только что написанным
первым актом «Тихого Дона», — показать
оперу С. А. Самосуду, тогдашнему худо-
жественному руководителю Малегота. Вме-
сте © Д. Д. Шосталовичем мы отправились
в тватр. С. А. Самосуд и еще несколько
работников  тезтра прослушали «Тихий
Дон», и тут же был решен вопрос © по-
становке этой оперы. ›
	С того дня я тесно связал свою жизнь
с жизнью театра и стал его завсегдатаем.

Атмосфера дружеского, искреннего уча-
стия и заинтересованности в творческом
деле театра всего коллектива, начиная
от художественного руководителя и кончая
швейцаром, отличала и отличает Малегот
от некоторых других наших театров, еще
не освободившихся от бюрократического на-
следия прошлого.

Особенно я это почувствовал, когда
«Тихий Дон», ’ представленный мною в
1933 году. на конкурс оперных произве-
дений, 9б’явленный Большим ‘театром и
«Комсомольской правдой», потерпел неуда-
чу. Я уже хотел было совсем отказаться
от творчества, но театр поддержал меня в
эти тяжелые минуты.
	расноармейской песни и плябки Союза. ССР. На фото (слева направо):

mmm
	О
	СССР профессор-орденоносец
	Александров, Марьин, Полежаев
	: . a“
По указанию C. A. Camocyza mer pemn-
	TH также изменить финал и второй кар-
тины оперы. Ilo первоначальному плану
(который ‹охранен в постановке «Тихого
Дона» в театре им. Немировича-Данчен-
ко) картина кончалась песней пьяного ка-
зака, что снижало основное настроение
картины, связанное с уходом Ажсиньи и
Григория к новой, радостной совместной
жизни. Я из’ял казака и закончил карти-
ну широким светлым симфоническим эпи-
зодом. Это получилось удачно в драматур-
гическом отношении: картина по-своему
светлому колориту контрастирует с пер-
вой и третьей картинами оперы, мрачны-
ми по развязке.
	Некоторые важные и интересные детали
оперы были подсказаны мне другими, ча-
сто рядовыми, работниками театра. Я. поч-
ти веегла © благодарностью принимал их
советы — и не напрасно. Помню, напри-
мер, когда мы работали над третьей кар-
тиной (об`явление войны), ко мне подо-
шел помощник режиссера т. Усыскин и
сказал: ‹А нельзя ли дать чтение мави-
феста на Фоне хора?». Мне эта мысль
очень понравилась, я тав и поступил.
Этот безусловно интересный лраматургиче-
ский прием двухоланового действия я за-
тем применил и в «Поднятой целине».
	Я должен c благодарностью признать,
что постановка «Тихом Дона» в Малеготе
обязана буквально всему коллективу те-
атра, как обязан я ему и успехом своега
первого детища и одобрением, выраженным
мне товарищами Сталиным, Молотовым,
руководителями партии и правительства.
За время работы над своей первой. оперой
я так свыкся с Малеготом, что приходил
туда, как к себе домой. Так же чувствую
себя там и теперь. Новый художествен-
ный руководитель Малегота талантливый
дирижер Б. 9. Хайкин сразу почуветво-
вал подлинно творческую атмосферу в те-
атре, оценил сплоченный товарищеский
коллектив его работников и в своей ра-
боте продолжил традиции, введенные С. А.
Сазюсудом. Под руководством Б. 9. Хайки-
на была поставлена «Поднятая целина».
Такой же постоянный творческий контакт
установился в театре с композитором В. В.
Келобинским и xp. Попрежнему компози-
торы находят в театре дружеское участие
и помощь, попрежнему Малегот притяги-
вает их своим молодым энтузиазмом, упюр-
Ной борьбой за, создание советской оперной
	влассики. ,
ИВ. ДЗЕРЖИНСКИЙ
	жет предложитв Государственная публич-
ная библиотека имени Салтыкова-Щедри-
	Здесь музыкант с трепетом перелисты-
вает певчебкие книги крюкового письма,
начертанные на пергаменте, и автографы
Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, архи-
вы Глинки, Даргомыжского, Балакирева,
Бородина, Римского-Корсакова, Ипполитс-
ва-Иванова... Около ста тысяч названий
‚нот собрано в Публичной библиотеке,
`Вдесь сосредоточена, вся русская нотная
продукция, включая такие раритеты, как
«Песнь, сочиненная. в. Гамбурте к торже-
ственному празднованию коронации е. в.
‘Анны Ивановны ‘через’ студента Василия
Тредьяковского 17301» ‘или «Двенадцать
разные симфонии ради`скрыпки и басса»;
чрезвычайно. важные для, изучения музы-
ви в России. Здесь наряду с «Невинным
упражнением провождая празное время
через голосную или инструментальную му-
зыку, сочиненную к услугам любящим
оную в С.Петербурге 1780 г» можно най-
ти монументальные многотомные. издания,
публикующие памятники западноевропей-
	СВОЙ. МУЗЫКИ.
	Репертуарный
план Госет
	Ti января руководство Госет докладыва»
ло на заседании в Комитете по делам. ис“
кусств при СНК СССР о своем репер-
туарном плане на 1939 г. Директор те-
атра т. Белиловский сообщил, что в ре
пертуарный план Госет включены четыре
пьесы советских драматургов, из них две
на современные советские темы, одна
историческая пьеса и одна антифашист-
ская. Три пьесы уже имеются в портфеле
	театра, &а четвертую автор должен сдать
	в марте.
Художественный руководитель  Госет
народный артист РСФСР С.; М. Михоэле
в своем содокладе подробно охарактеризо-
вал принципы, положенные в основу по-
строения  репертуарного плана театра.
— Тема народа в нашем современном
социалистическом понимании этого слова
является основной в работе Госет. Госет
старается изжить свои прошлые ошибки.
	Первой постановкой 1939 года Госет на-
мечает пьесу Переца Маркиша «Пир».
Это — пьеса об активном участии ев-
рейских масс в вооруженной  борьбе ©
интервентами и белотвардейцами в годы
гражданской войны. Ставил «Пир» заслу*
женный артист РСФСР В. Л. Зускин.
Художественное оформление А. Тышлера.
	Вторая постановка театра — «Клятва»
П. Маркиша — будет закончена в июне.
Это — антифаптистская пьеса на очень
интересную тему.
	«Клятву» ставит С. М. Михоэлс. Худож
ник Р. Р Фальк.
	В декабре будет закончена работа над
«Соломоном Маймоном» Даниэля. Это —
пьеса о борце за народное просвещение,
философе и: ученом ХУШ века. Пьесу ста-
вит С. М. Михоэле. Для оформления спек-
такля ‘театр предполагает пригласить
Н Альтмана или И Рабиновича.
	Пьеса С. Галкина «Герои» еще He Bae
кончена автором.
	В прениях о’ репертуарном плане Госет
приняли участие драматурги, критики и
представители Комитета. Заместитель
председателя Комитета по делам искусств
т. Храпченко указал на то, что в репер-
туарном плане Госет на 1939 т. нет пьесы
русского советского драматурга.
	Как Ob BH расценивать результаты
работы. театра над «Профессором Полежае-
вым», Госет ни в коем случае не должен
отказываться от включения русской (или
другой национальной) советской пьесы в
свой репертуар, Недостатки спектакля
«Профессор Полежаев» есть следствие то-
го, что театр мало работал над постанов-
кой и не выделил для ее осуществле-
ния достаточно режиссерских и актерских
сил. Так как пьесы Галкина в портфеле
театра еще нет, безотоворочно включить
ее в реперттарный план невозможно.
	Тов. Ойслендер выдвинул предложение,
чтобы Госет поставил одну из пьес Горк-
кого. Тов, Маркиш рекомендовал вклю
чить в репертуар Госет ‘пьесу о Ленине.
Для этого, но его мнению, надо организо-
вать закрытый конкурс драматургов. Тов.
Месхетели ‘указал, что если Госет не мог
остановить свой выбор на пьесе текуще-
го репертуара русских театров, он мог бы
© успехом осуществить постановку одной
из старых советских пьес («Любовь Яро-
вая», «Чапаев», «Мятеж», «Бронепоезд»
и др.).

В результате обсуждения репертуарного
плана Госет Комитет по делам искусств
утвердил постановку «Пира», «Клятвы» И
«Соломона Маймона». K 15 февраля
Госет должен представить Комитету на ут-
верждение пьесу русского советского дра-
матурга, которую театр поставит ‘еще в
1939 году. В 1940 г. Госет обязан поста-
		вить одну из пьес Горького.
	Трудовые книжку
мастеров театра
	Невеколько дней идет заполнение Трудо-
вых книжек работников Московского ХуУ-
	дожественного академического театра. В
	коллективе лучшего театра страны — 1112
человек. Уже оформлено около 700 Трудо-
вых `книжек, многие из которых отражают
замечательный путь мастеров советского
театра. ‹
	Вот. Трудовая книжка старейшего члена
	коллектива Бладимира Ивановича Неми-
ровича-Данченко. В нынешнем году ему
исполняется 80 лет. Литератор, режиссер,
он имеет за плечами 65 лет трудового ста.
жа, из них -—40 лет работы в Художест-
венном театре. одним из основателей кото-
	  рого он являетея.. В разделе «Сведения 0
	награждениях и поошрениях» сделано не-
мало записей Народный ‘артист CCCP
В. И. Немирович-Данченко награжден ор-
денами Трудового Красного Знамени и
Ленина. Именем. Немировича-Данченко Ha.
звана улица, где он живет.
	Трудовой стаж народной артистки СССР
орденоносца Ольги Леонатдовны Книппет-
Чеховой начинается с момента основания
Художественного театра, где она непре-
рывно работает с 1898 года,
	Гримеру-консультанту театра Якову Mei.
новичу Гремиславскому в этом году испол.
няется 75 лет. Из 63 лет трудовой жизни
40 лет неразрывно связаны с Художест-
венным театром. Гример-художник, выдаю.
mutica мастер своего дела, он помогает
актерам Художественного театра создавать
незабываемые сценические образы. ` Его
честная работа отмечена орденом Трудово-
го Красного Знамени, персональной пен-
сией, которую он получает уже более де-
сяти лет.
	Коллектив Художественного театра по
праву гордится своими старейшими работ-
никами, трудовая жизнь которых служит
примером для молодежи. 19 человех рабо.
тают в театре свыше 40 лет, 14 человек-—
более 35 лет, 31 человек — более 25 лет
	—_— er
	ансамбль
	. Завтра, 17 января 1939 r., Красно-
Фтаменный ансамбль врасноармейской песни
и пляски празднует десятилетие <воего
существования.

Юбилей ансамбля по справедливости
холжен быть признан праздником всего ео-
ветского искусства в целом, важным и
радостным событием в истории советской
музыкальной культуры,

Краснознаменный ансамбль красноармей-
ской песни и пляски представляет ‹обой
явление во всех отношениях новое, абсо-
лютно оригинальное и самобытное. На в
какой дугой стране и ни при каком дру-
Tou общественном строе возникновение та-
вого художественного * коллектива совер-
шенно немыслимо. Во время заграничной
псездки ансамбля олна иностранная газета
6 недоумением спрашивала: «Армия» и
Жискусство»—какое странное сочетание?»
Мудрено найти ответ на этот вопрос в. ус-
зювиях ганиталистического государства, где
аруня изолирована от народа, единствен-
ного в конечном итоге творца и созидателя
яскусства.

Искусство в армиях капиталистических
стран ограничено чисто служебной, утили.
тарной функцией. Новейший ли, _усовер-
шенствованный военный оркестр, снабжен-
вый цуг-тромбонами, увеличенным соста-
вом деревянных, ‹саксофонами и прочим,
или просто пикколо-флейта © барабаном,
или ансамбль шотландских А B
«эвзотических» костюмах. — все разно
художественные рамки, диапазон эстетиче-
ского. воздействия военной музыки очень
узок. Цель одна: ритмическая поддерж-
3 строя, в лучшем случае придание пыш-
пой декоративности,  парадности, блеска.
Недаром свое наивысшее, законченное вы-
ражение музыка капиталистических армий
нашла в «музыкальном пруссачестве». в
	отупляющем реве и треске германских во-
енных оркестров, в том, что сейчас фаши-
сты провозглашают «музыкой терманекого
	Духа».
	Композитор и театр
			К 20-летию Ленинградского
государственного малого
оперного’ театра
		«Ну, теперь будем ставить», — ободря-
юще и ласково сказал С. А. Самосуд; точ-
но «Тихий Дон» получил на конкурсе
первую премию. И действительно, «Тихий
Дон» готовился к постановке одновремен-
но © «Именинами». Желобинского,  полу-
`‘чившими на конкурсе вторую премию, но
‚Я не чувствовал разницы в отношениях
театра к нам, авторам этих опер. !

Принужденный оставить консерваторию,
я довершал свое музыкальное образование
в театре, который явился для меня прак-
тической школой композиторского мастер-
ства.

Указания С. А. Самосуда никогда не но-
сили характера сухих директив; обсужде-
ния каких-либо леталей оперы выливались
обычно в живые, дружеские беселы. Часто
в горячих спорах засиживались мы в Te-
атре` до 3—4 часов утра, пока швейлар
не выпроваживал нас домой,

Я считаю такой вид общения компози-
тора с руководителями театра наиболее
плодотворным. Ведь оно рождает тот твор-
ческий контакт, ту духовную близость ме-
жду автором и интерпраталюром его проз
изведений (каким является художествен-
ный руководитель постановки), которые
совершенно необходимы для наиболее пол-
ного и верного раскрытия идейного замы-
сла произведения. Кроме того, именно в
беседе, в спорах возникают новые мысли,
вылвигаются новые творческие. проблемы,
по-иному представляется многое, начина-
ешь пересматривать .то, что до сих пор
казалось неоспоримым.

Так, например, во время нашего спора
© С. А: Самосудом возник новый вариант
финала пятой картины «Тихого Дона».
Нам вдруг стало ясно, что зрителю надо
показать, как при известии о революций
не только казаки, но и всея армия огром-
ной лавиной откатывается от фронта, стре-
мясь на ролину, домой. На «следующий
же день я принес новый финал картины
с заключительной массовой песней, а че-
рез два дня ее уже можно было услышать
ий в коридорах тезтра, и в ‘артистических
уборных, и в мастерских, — © таким
жадным вниманием следил весь коллектив
ga работой нал новой оперой.
	Korda десять лет тому назад впервые
прозвучали песни красноармейского ансамб-
ля, наиболее проницательные музыканты
сразу же ощутили нечто новое. вовсе
	разу же ощутили нечто новое, вовсе
небывалое в искусстве. Капеллы и хоровые
коллективы того ‚ времени не занимались
художественной разработкой и пропагандой
боевых песен Рабоче-Крестьянской Краевой
Армин; и красноармейский ансамбль был в
том смысле дповатором и зачинателем де-
1а, которому суждено было сыграть важ-
нейшую роль не только в художественном
воспитании бойцов и командиров РЕКА.
Уже. в.первых. работах ансамбля —
В «Истории 22-й Краснодарской дивизии в
песнях и  плясках» и в программе. по-
священной 1-й Конной Армии. проявились
	творческие особенности ансамбля, развив-
шегося впоследствии под мастерским ху-
ложественным руководством нафодного ар-
тиста СССР профессора-орденоносца А; В.
Александрова в первоклассный музыкаль-
	Но-хореграфический коллектив. подлинную
Гордость нашего искусства. Слушатель уже
	гордость нашего искусства. Слушатель уже
33 первых порах был потрясен невидан-
	THM 10 TOPO мастерством эпического сказа,
	0блеченного в музыкальную Форму. Ан-
самбль выступил как творец боевого эпоса
Красной Армии, могучего по силе своей
драматической выразительности, народного
3 самой своей основе и по языку, и по
форме, и по идее, так же, как народна
и сама Красная Армия, породившая этот
Удивительный художественный коллектив.

Вскоре ‘после своего основания ансамбль
получил боевое крещение во время кон-
фликта на КВЖД, когда по приказу
товарища Ворошилова он обслуживал ч4-
сти героической Дальневосточной Армии.
Гудение и разрывы ‘артиллерийских сна
рядов, орудийные залпы и трескотня пу-
леметов вплетались.в песни анбамбля и
трозные отзвуки этой победной музыки
навсегда остались в искусстве коллекти-
ва. Именно в те дни была записана. и
обработана проф. А. В. Александровым
песня «По долинам и по взгорьям», став-
шая одной из любимейших песен coBet-
ского народа и получившая птирокую из-
вестность во всем мире.

Что прежде всего поражает нас в
искусстве Краснознаменного ансамбля кра-
сноариейской песни и пляски, что стяжало
ему всеобщую торячую любовь в нашей
(тране и всесветную славу? В каждой
песне, в каждой пляске ансамбля, в каж-
JON такте исполняемой им музыки мы
Чувствуем биение горячей жизни, мы ощу-
щаем опаляющее, могучее дыхание наших
дней, стремительное лвижение вперед, дви-
	° Десятилетие
Краснознаменного
	ансамоля
	17 января в Краснознаменном зале Цен-
трального дома Красной Армии им. Фрун-
Be состоится торжественный вечер, посвя-
щенный десятилетию Краснознаменного
ансамбля краснбармейской песни. и пляски

Conza CCP.
C NORTaIOM O TRODYeCKOM пути ансамбля
	выступит ето художественный ’руководи*
	тель народный артист Союза ССР mpe-
фессор-орденоносец А. В. Александров. За»
Тем состоится чествование ансамбля,

В программу юбилейного концерта во-
шли: «Кантата о Сталине»,, «Песня о
Ворошилове», «Песня о военном комисса-
16» А В. Александрова, «Коннозрмей-
ская» В. Муралели, «Винтовка» бр. Пок-
Dace, Из классического репертуара на ве-
чере будут исполнены: хор матросов из
оперы «Летучий голландец» Р. Вагнера,
Yop стрельцов из «Хованщины» М. П.
Мусоргского. :

Ансамбль ‘исполнит также  «Дальнево-
сточные частушки», написанные его уча-
стниками Шуваловым и Райхманом › (му-
выхальная обработка проф. Александрова).
Храсноармейские и тусские пляски в 10-
становке орденоноспа В. Максимова И
песни «Бандура», «Бурлацкая», «Метели-
ЦА», «Вею-то я вселенную проехал», «Ка-
	‘Haba, a др.
		знати можно. было увидеть Державина F
Крылова, Гнедича и Востокова, Opeeta
Кипренского и Левицкого, Мартоса ‘и «пер-
вого актера. Российского театра» члена
Российской академии Ивана Афанасьевичя
Дмитриевского. Здесь работали в качестве
библиотекарей Крылов, Гнедич, Дельвиг,
Батюшков, Востоков, Одоевский; Здесь всю
жизнь свою прослужил Стасов, заведывав-
ший художественным отделом библиотеки.

Все больше и больше читателей. прихо-
дило в тихие залы библиотеки. Книги,
преодолевая сопротивление своих чинов-
ных владык, постепенно прорываются ‘к
своим подлинным хозяевам. Сколько вна-
менитых русских людей, имена которых
стали всемирно известными, было среди
этих читателей! Постоянным посетителем
Публичной библиотеки был и тениальный
вождь мирового пролетариата, В. И. Ленин,

В ноябре 1917 г., через несколько дней
после провозглашения ‘советской власти,
Владимир Ильич создает. замечательный
документ, где намечает коренные преоб-
разования бывшей императорской Публич-
ной библиотеки, становящейся отныне“ до-
стоянием народа. За ‘советское двадцати-
летие богатства библиотеки выросли втри
раза, Свыше 9 миллионов книг, рукопи-
сей, эстампов, нот служит сейчас’ социа-
листическому строительству, социалисти-
ческой культуре.

В Публичной библиотеке хранится‘ са>
мое полное в мире собрание русских ру-
кописей,. документы и автографы великих
людей русского народа, В памятниках на-
шей письменности, в бумагах историче-
ских деятелей и полководцев, в рукопи-
сях классиков русской литературы и му-
зыки мы изучаем величественную историю
нашей фодины, нашего народа, от древ-
них времен, описанных Нестором, до доку-
ментов Великой социалистической рево-
люЮции,

В 1564 т. Иван Федоров Москвитин, ©
помощником своим Петром Тимофеевичем
Метиславцем и еще помощниками, имена
которых остались неизвестными, напечатал.
	книгу «Апостол». От «Апостола» ведет
свою родословную наша ‘нечатная книга:
Наиболее полное собрание рубской печа-
ти составляет сейчас гордость Публичной
библиотеки.

Редкие; зачастую единственные . экземнп-
ляры книг за многие столетия можно най-
ти в нашей Публичной библиотеке. Здесь
хранится все, что издавалось легально и
печаталось” в подполье. Многие революци-
‘онные кружки, издававшие литературу в
подполье‘ или за рубежом, присылали в
библиотеку свои «обязательные экземиля-
ры». На изданном, за границей в 1907 го-
ду «Альбоме борцов за свободу» сделана
пометка: «Послать в Библиотеку Акаде-
мии наук или в импер.  Публичную биб-
лиотеку для хранения». И все’ эти кра-
мольные книги и журналы, Которые были
заключены в библиотечные тайники и хра-
нились ва «семью печатями», после Ок-
тября образовали фонд «вольной печа-
ТИ», насчитывающий сейчас около 6 тыс.
названий. Здесь полные комплекты герце-
новского «Колокола», «Земли и Воли», пер-
вый русский перевод «Коммунистического
Манифеста» “и других сочинений `Маркса
и Энгельса, изданные за рубежом в Же
неве и Штуттгарте книги Ленина и нер-
вые печатные выступления товарища
Сталина,

Без конца можно путешествовать по за-
лам библиотеки...

Одна из зал, в которой хранятся инку-
набулы — первенцы книгопечатного искус-
ства, — воспроизводит средневековую мо-
настырскую библиотеку с пентаграммой на
пороте, преграждающей путь сатане, Над
тяжелыми фолиантами, прикованными же:
лёзными цепями к пюпитрам, ‘под свод-
чатым потолком парит вампир — охрани-
тель знаний,

От редчайших книг XVI a ХУП столе-
тий до последних номеров газет республи-
канской Испании, отлечатанных в герои-
ческом Мадриде под бомбами фашистских

варваров, — бесценные памятники BCA.
мирной истории и мировой культуры мо-
	И такой же отромный интерес для ху-
	дожника и искусствоведа представляет ве-
ликолепное собрание гравюр, литографий,
лубков, плакатов, открыток и’ прикладной
графики, так называемый «фонд эстампов»,
	еще около ста лет назад привлекший. в
	библиотеку В. В. Стасова, так много сде-
	лавшего для его пополнения и развития,
А ‘в рукописном отделе художника пле-
няют тончайшие заставки на древних рус-
ских письменах и восточные рукописи, на
которых каждое слово плавает, подобно
маленькому челноку, в океане блестящих
украшений...

Все эти неисчерпаемые’ богатства при-
надлежат советскому. народу. Величайшая
сокровищница культуры. обогащает каж-
дого работника науки, каждого работника
искусства, каждого гражданина страны 60-
	циализма в е©е10 творческом труде.
	ОГРОМНЫИ УСПЕХ
	ОПЕРЫ «ТИХИЙ ДОН»
и  В ЭСТОНИИ
	ТАЛЛИН, 15 января. (ТАСС). 12 января
в Таллине была показана премьера опе-
ры известного советского композитора
Дзержинского «Тихий Дон». На премьере
присутствовал блюститель (глава) государ-
ства Эстонии Пято. Опера имела колос-
сальный успех у зрителей и была повто-
рена 14 января. 17 января опера «Тихий
Дон» будет поставлена в третий раз. Во
всех эстонских газетах появилясь в связи
с этим большие статьи, отмечающие pave
цвет музыкальной культуры в СССФ.