` 0 пнезря: 1939 г» № 8 (588)
	По художественным“
	выставкам о
—<— .
	Мастера старшего
Поколения
	‘В прекрасном помещении Дворца кулб-
ры завода им, С; И, Горбунова (Фили)
секохудожник показал передвижную. вы-
ставку произведений советских художни-
ков старше поколения.

Здесь представлены работы” васлужен=
ных деятелей искусства Игоря Грабаря,
В, Н Мешкова, В, Н. Бающеева, H, If.
Ульянова, В. Бялыницкого-Бирули, ©. В.
Тераснмова; академика живописи Е, Е, Лан-
сере, художников. Вл: И, Соколова, П. Пет-
ровичева, Г, Савицкого, Н, Крымова, Г. Го-.
релова, М..Ф. Шемякина, Н, Черныше»
pa; графиков — засл. деятеля искусотвь
Й ЕН. Павлова, художииков Н, А, Шевер»
дяева, Ильи Соколова, \

Наряду © новыми, работами. имеются
уже известные зрителям. Так, И, 9. Я
барь предолавлен новыми вещами «Лео

‹ обылается», «Цветы», & также старой —

\

«Портрет дочери». Мешков выставил, Еро=
ме ранних работ («Дети художника» И
«Вечерняя серенада»), новую — «Цитро-
узы», Бялыницкий-Бируля дал на выстав-
ку картину «Голубой март», индустриаль-
ные пейзажи, пейзаж и интерьер в Гор»
pax, Шемякин — «К выборам в. Верхов-
ный Совет», «Гортензии», «Натурщицу ма*
мерской Серова» и др.

Редко выставлявшийся в последнее вре-
мя Петровичев выставил: «Осень на Вол-
уе, ‹Уходящую Москву», «Дом в Улья-
новоке, где родился Ленин», Интересны
работы С. В. Герасимова («Портрет ху-
дожника Почеталова», большой акварель-
ный натюрморт, «Южный курорт», «В то-
рах Закавказья», «Букет» и др.),

Обращают на себя внимание работы ху-
ожника Н. ЦП. Ульянова: «В мастерской

рова», «У воды», «Вечерний пейзаж»
и др. Из вещей В. В, Лансере выделяется
панно «Ремонт тракторов», сванетские тем-
реры, вскизы панно для Казанского вок-
Вала; Н. Чернышев показал «Пионер-
ву», «Купанье» и др.

Достаточно полно экспонированы гра-
веры, У Иван» Павлова, помимо старых
травюр «Провинция» и портретов, особен-
но хорош линогравюрный портрет Полено-
ва, есть новые линогравюры на индуст-

1 рнальные темы; у Ильи’ Соколова == ин“

тересные = ранние работы, портрет
Воропилова индустриальные пейзажи,
Хорошо показан Н. Шевердяев, особенно в
рфортной технике («Оуханово. Вечер»,
	«Двор завода» и др.). ,

К сожалению, Baxurees, Canunkat, Bui.
Соколов показали мало полотен. Это не
позволяет зрителю получить отчетливое
	представление о творческом облике масте-
ров, МИХ. СОКОЛЬНИКОВ
Doo
	В роли М. Горького в фильме «Ленин»
(нимался заспуженный артист РСФСР
	И, К. Черкасов. Ма фото:  гример
. Ермопов перед с’емкой гримирует
Н. К. Черкасова
	Фою Б. Виленкина и П. Кедрова
		Заметки.по поводу оперы:
	таковы шаржированные` фигуры жапдлат-
	мов, комический рассказ об обыске ит. д.
А последнюю картину—расстрел демон:
	страции с красным знаменем, которая
по сюжетному замыслу является траги-
	ческим апофеозом, ‚ постановщики  пере-
нёбли, ради «красивости», в лес, в бере-
Z0BVIO рощу. ‹хотя ‘политический смысл
	демонстрации ‘заключался именно в том,
что ее проводят на заводской ‘улице, на
глазах всего населения рабочей слободки.
И солдаты и выстрелы даны в& еценой,
словно авторы спектакля хотели отрадить
зрителя от излишнего опасения 3& судь-
бу демонотрантов, и даже раненный вы-
стрелами” Павел встает и ‘снова берется за
знамя.
	Но ведь в фильме гибнут и сын и. мать,
	и всё же картина эта проникнута мощ-
	ным оптимизмом.
	Удивительна история этой пеликой кии
ти, Горький в течение нескольких лет со-
бирал для нее материал, вел заметки и
записи, — в0е. это у‘ него › пропало в
1905 году при’ обысках И ой написал
«Мать» «по памяти» в Америке во время
агитационной поездки, написал быстро, в
три месяца, вдохновленный раскатами
первой русской революции. -
	‚Ленин назвал «Мать» «очень своевремен»
ной книгой», Появление ве вызвало целую
бурю. Буржуазный Запад, go tex пор
подхватывавший известия 0 каждом про’
изведении Горького, как сенсацию, теперь
отказывается от переводов его. сочинений,
буржуазная критика в Россни начинает
кричать о «конце Горького», & царское
правительство конфискует повесть, и без
того урезанную,. 1
’ ато рабочая пребсё — немецкая, ‘италь-
янокая, Французская — распространяет
«Мать» в виде приложений к своим газе-
там в миллионах экземпляров. «Для евро.
пейского пролетариата, — писал А.’ Лу-
начарский, — «Мать» сделалась настоль-
ной книгой». Русские рабочие жадно чи-
тали и бережно передавали друг другу
редкий экземпляр  варубежного издания,
проскользнувший границу, или вырезки
из сборников «Знаниё». Эти измятые и
зачитанные листки ценились, Как сокро-
вище.

Повесть Горького стала документом ог-
ромной исторической важности, отража-
ющим героический пафос классовой борь-
бы.
Но вот исполнилиеь народные ‘чаяния,
и после революции выходит первое полное
и свободное издание в России повести
«Мать», как бы для того, чтобы нано-
мнить о героическом и трудном пути рус:
ского пролетариата к победе.
	«Мать» стала одною из самых любимых,
одною из самых близких советскому чи-
тателю книг. Д когда Н. Зархи и В. Пу-
довкин воссоздали повесть на экране,
этот фильм обошел вое экраны мира,

Естественно, что попытка снова показать
образы, созданные великим  пиозалелем,
HA этот раз в музыкально-драматическом
воплощении, должна была вызвать mH
вейший интерес.

Нужно прямо сказать, что композитору
В. Желобинскому и либреттисту А, Прейсо
эта попытка мало удалась. Авторы улови-
ли только внешние очертания сюжета
торьковской повести, только самый общий
характер темы и только частичные ‘при*
знаки ее образов.
	В чем суть торьковской повести? В: ней
великолепно рассказано о том, как в нед-
рах страшного и темного рабочего быта
возникает надежда ‚на новую жизнь, на-
чинает сиять великая правда классовой
	Славные пограничники, зорко стерегу-
щие рубежи Страны Советов, бойцы, ко-
мандиры, политработники нашей Красной
Армии, — таковы темы основных поста-
новок, которые осуществит Центральный
театр Красной Армии. в течение нынешне-
го зимнего сезона. .

16 января в нашем театре состоится
премъера ‘пьесы Н. Погодина «Падь Cepe~
	‘бряная». Нели з первой премьере 6630-.
	на — «Укрощении строптивой» — театр
стазил своей основной задачей освоение
классического наследства, то в «Пади Се-
ребряной» мы хотели бы создать такой же
яркий спектакль. на современную темати-
ку, спектакль, показывающий героических
бойцов-дальневосточников.
	‚ Наши театры, приступая ® постановке
современной пьесы, зачастую считают, что
для этой постановки не требуется боль-
шой, углубленной работы. В результата
театр ‘не раскрывает полностью идеи пье»
сы, не боздает живых человеческих обра-
зов. Такой спектакль проходит, не волнуя
по-настоящему ни исполнителей, ни врите-
лей; 5 Е

Мы стремились перенести в постановку
«Пади Серебряной» режиссерский и ак-
терский опыт, накопленный в период под*
готовки спектакля «Укрощение  стропти»
вой», И нам кажется, что’ в «Укрощении
строптивой» и в «Цади Серебряной», не-
		5. ЛКелобииского «Мать»
	борьбы; в том, как простая, темная, заби-
тая женщина’. начинает. ‘понимать эту
правду и вслед за сыном беззаветно от-
даёт вбе ‘свои силы; сёмую жизнь свою
на лдёло общей борьбы;
	Авторы оперы не сумели воплотить эту
тему. В первом акте мы видим поиски
ложно понятой «занимательности», Павел
Власов читает книгу, Разряженные девицы
с вамысловатыми зонтиками зовут его гу-
лять, Он отказывается, Одна из девиц
поет:

И так у нас минуток мало,

А ты их тратишь каждый ‘раз,
Давно б тебя я обнимала, .
Будь ты со мною здесь бейчас,
Минуты даром убегают;

О, где ты, где ты, мой родной,
Осенний вечер наступает,

Мне скучно здесь стоять одной,
	Вотда мать тоже убеждает Павла попля-
сать, попеть, погулять, он отвечает’ ей
песней о соколе, которого «малые пташки»
зовут в кусты, & он отвечает им:

Можно пулей сокола убить,
Нельзя соколу в овраге темном жить,
	Самое печальное, что роль Павла и в
дальнейшем носит на себе ‘черты «опер-
ного героя».

Образ матери тоже examen. Старые
оперные традиции оказались здесь мало-
пригодными. Что имеет общего с суровой
мужественностью горьковского образа Ta-
ков лирическое многословие текста и му-
SIKH:

Один ты у меня сынок,

Паша, пожалей ты мать,

Родной мой, не бросай меня,

Как страшно мне,

За тебя, сынок, я боюсь.

Ах, Паша, пожалей меня
итд.

Это мать поет в ожидании ареста Пав-
ла. После ареста она тоже причитает:

Ой, и где же ты, сыночек мой родной,

Что там сделалось, что. сталося 3 тобой...

Обернуться бы мне птицей, полететь,

Хоть бы мельком Ha тебя мне по-

смотреть,

Что ты думаешь и думаешь о чем

Там, в тюрьме холодной, под ключом.

Хоть бы мышкой обернуться, upd

скользнуть,

На тебя украдкой, милый мой,  взгля-

. HYTD...

Как бы ни был в музыкальном отно-
шении удачен этот новый «плач Ярослаз-
ны» (и другие подобные ему арии), не-
сомненно, что он далек от темы повести
Горького — темы трагической борьбы кол-
лектива,

Авторы спектакля ищут опоры. в. испы-
танных уже сценических приемах, Тако-
вы пляска и пение уголовников, каких-
то фантастических опереточных влодеев,
		‚Удача В. Пудовкина была в том, что
он средствами своего искусства нашел
форму такой ‹оптимистической трахедии»,
	которая подняла картину до высоты ее
темы. В. Желобинский еще не нашел пу-
	тей, чтобы овладеть новой в истории опер-
ного ‘искусства темой. Поэтому опера
«Мать» не стала событием, хотя она имеет
все права считаться хорошей музыкаль-
ной иллюстрацией к повести Горького,

Несколько слов об тексте либретто. По
	Несколько слов о тексте либретто, По
дурной традиции, у нас все еще принято
снисходительно ‘относиться к уродствам
языка оперного либретто, считая, что
«тлавное — музыка». Это, конечно, очень
неправильно, и либрето А. Прейсс еще
раз напоминает об этом, Вслушайтесь, чтс,
например, поет хор рабочих:
	Мы будем умирать,

Но злобу сохраним,

Чтоб мщенье завещать

Детям своим,

вот что поют политические в тюрь-
	ме:
Здесь мы в плену у своих побежденных,
	Здесь победители мы,

В. Лебедев-Кумач очень своевременно
поднял в «Правде» вопрос о качестве сти-
хов и прозы в радиопередачах, на грам-
мофонных пластинках, на эстраде, в цир-
ке, в опереттё и отере. Ведь слово со
сцены, с арены, с эстрады, с экрана слу-
шают миллионы. И ив может быть, не
должно быть здесь никакой скидки, ибо
русский язык является великим орудием
налтей национальной культуры.
	Ипья ГРУЗДЕВ
	«Дорога в Алупку». Картина художника Пик. Соколова
	onene
	ПА ПА
	Работа живописного сектора московского
союза художников В предстоящем году
OIA быть в основном полчинена зала-
чам, поставленным транлиозным размахом
нашего строительства, в первую очередь
строительства Творца Советов:
	В поисках нового стиля нельзя забы-
вать пользы глубокого изучения класеи-
ческих образцов монументальной живопи-
си, в частности, русской фрески. Поэтому
в Плане работы живописного сектора
МОССХ намечены доклады и рефераты ©
творчестве Александра Иванова (0 его’ мо-
нументальных эскизах). о фресках Андрея
Рублева, о росписи Сикстинской капеллы
ит. д ПШоедполатается устройство облти-
ной выставки репродукций с работ вене-
цианских художников (Веронезе, Тициан,
Тинторетто), испанских (Веласкес, Гойя,
Рибейрз), Ффранцузоких (Жерико, Гро, Де-
лалру&). :

Булут ортанизованы также творческие
встречи © архитекторами:

Бюро живописного сектора наметило ряд
выставок живописцев старшего и’ млад-
шето поколений. Центральное место в пла-
не ванимает отчетная выставка, московских
художников (январь). Предусмотрены —
выставка женского творчества, показ ра-
бот хуложника Ромадина, посмертная вы-
ставка произведений художника И. Малю-
тина. Вольшое внимание уделяется 0ргз-
низации выставок в рабочих клубах.

Помощь в творческой работв’ художни-
кам —— основная задача сектора. Важней-
шие выставки будут сопровождаться дело-
вым обсуждением. Почти на каждом засе-
дании бюро живонионого сектора  происхо-
дит прием художников в Члены и канди-
даты МОССХ. Конечно. наша обязанноеть
следить за творческой деятельностью каж-
дого нового члена МОССХ, заботиться ©
его росте. Особенно это относится ‘к’ кан-
дидатам в члены МООСХ; Поэтому мы пред-
	полатаем периюдически устраивать выстав-
	ки работ кандидатов в члены твооческото
союза, чтобы своевременно давать им нуж-
вые указания и хухожественную оценку.
Hama задача — способствовать ’ттрофес-
CHOHAILHOMY росту, повышению мастерства
налтих живописцев. Отделение по озы-
шению квалификадии художников, суще-
ствующее при Изоинетитуте, не может
обслужить всех желающих, В организуе-
мых МООСХ студиях (по типу свободных
мастерских) желающие получат возмож-
ость заниматься фисунком и живописью
пох руководством отьиных мастеров.
’ Предстоит большая работа по упоря-
лочению контрактации, играющей большую
	роль в воспитании вадров.
	«ЛИКИЕ» БРИГАЛЬ
	Бывает так: обыкновенный антрепренер;
‘вернее, жук-делец, прикрывшись именем
советского администратора, = организует
частный коллектив артистов; Такие кол“
лективы в практике концертных организая
ций получили хлесткое название «Диких»а
В центре «цикого» коллектива обычно ста-
новится артист с «именем», & вокруг. него
в большинстве своем  малоквалифициро-
ванные, ° малоодаренные люди, ищущие
легкого заработка,

Посадив овою «бригаду» ‘в поезд, антрёз
пренер везет её в один из городов РОФСР.
Здесь Гастрольбюро, филармония и прочие
концертные  ортанизащии гостеприимно
встречают гостей,
	Быесто того, чтобы создавать штаты &p-
тистов, оперативно руководить ими, рабо-
тать над репертуаром, многие концертные
организации  предпочитают пользоваться
услугами случайных заезжих бритад, Ord
не только менее хлопотно, но, оказывает
ся, и весьма вытодно: «дикие» коллекти-
вы отчиеляют известный процент 00 CBO-
их доходов в пользу приютившей их кон»
цертной организации.

‘Недавно Управление по делам искусств
при СНК РОФСР обследовало работу Op-
ловекого  гастрольбюро. В процессе обеле»
дования выяснилось, что концертная дея»
тельность в этой организации подменяласв
‘деляческим, коммерческим расчетом. Ope
ловское гастрольбюро не имело художе-
ственно-репертуарною плана. Составление
программ концертов было целиком передо».
верено... администраторам;
	Понятно, что подобные условия совер-
шенно не способствуют творческому росту
артистов, расширению их репертуара ‘и
пропаганде музыки, Гастрольбюро при’ по-
пустительстве прежнего руководства Ор-
ловского отдела- искусств ‘систематически’
залтималось ‘антигосударственной! практи-
кой разведения «диких» коллективов и
бритад. В Орловской области ‘находили’
приют сомнительные люди, возглавлявигие
эти бригады и получавшие от, Орловского
гастрольбюро удостоверения и справки. о
«приписке» к Орловской области. С, эти
ми документами они выезжали на, «тастро“
ли» в другие области, За получение удо-
стоверения отчислялась с выручки извест»
ная сумма в пользу Орловского гастроль».
	бюро.

y npanneme по делам искусств при СНК
РОФСР: об’явило стротий выговор © преду-
преждением Aeperropy Орловского  га-
отрольбюро т. Милославскому,

В своем приказе Управление обязыва+
ет в декадный ерок проверить кадры ‘ар-.
тистов Орловского гастрольбюро и испол-
няемый ими репертуар для отбора и sae’
числения в штат ‘необходимых работни+
ков. Категорически вапрещается небовет-
ская практика TAK называемого «хозрасче-
та», служащего прикрытием для частных
сделок и антреприз. Всем начальникам от:
делов и управлений по делам искусств
предложено проверить работу ‘концертных.
	организаций, создать в них постоянные,
		штаты

артистов,
	бы в отдельных случаях и доведенных до
минимума. Полный отказ от жанровых об-
общений означал бы отказ от внутренней
необходимости дополнять словесную дра-
му музыкой, т. ев. превратил бы оперу`В
драматическое произведение,
	Нредотавляется особенно важным пока-
заль принцип жанрового реалистического
обобщения на примере Даргомыжекого,
т. е. именно там, тде взгляд исследователя
останавливается в силу близорукой тра-
‘Диции исключительно на интонационной
‘сторон, На самом деле принцип обобще-
ния через жанр выражен во всем музы-
кальном творчестве Дартгомыжекого с иск-
лючительной силой. Не только в операх
и в романсах, но и в инструментальных
танцах, в симфонических произведениях
ощущается живое влияние песенных, тан-
цовальных, марщевых, сатирических, жан-
ровых элементов, словом, всего тото, что
связывает композитора с окружающей ето
действительностью. Едва ли кто-нибудь.
после смерти Глинки и до появления пер:
вых полноценных произведений Чайков-
ского так смело, свободно и © полным
знанием созременного ему музыкального
быта насыщал живыми музыкальными
жанрами свою разнообразную — и разно-
ценную — музыку. Какой блеск в во
бальных танцах, каким народным колори-
том искрится будто зыхваченный из на-
родного праздника «Казачок», каким глу-
боким трагизмом пронизана увертюра к
«Русалке» — эта симфоническая поэма,
раскрывающая все содержание народной
драмы. Как увлекательна пирушка у Ла-
уры, как прекрасны ee песни. Без этих
жанровых эпизодов последующие сцены
«Каменного гостя» =— рассуждения  дон-
Карлоса в прелестной ночной сцене и вне-
затное появление дон-Жуана — потеряли
бы свое значение. И так всюду. Да и
политический радикализм , пробил 066
путь в музыку Даргомыжското исключи-
тельно через жанровую песню, — вопом-
ним «Старого капрала» ‘и «Червяка», ,
	В свете проблемы декламации и жанра
деятельность Даргомыжского получает oco-
бую широту. Энергичный композитор, пол-
ный жизни, страстей, драматической эмо-
ции, вырастает в крупнейшего выдающе-
тося художника, Вместо снисходительных
оценок его творчества как «дилетантского»,
неполноценного, в советбкую эпоху BOs
никает требование раскрыть тероическое,
мужественное содержание реализма Дар-
томыжекото, его демократические принци-
	пы, его новые острые нахолки в области
	музыкальното языка, значение ero лела
для всето будущего развития русской му-
зыки и в особенности плодотворность егд
наследия для творчества двух крайних an.
типодов русской музыка — для Мусорг-
	ского и Чайковского,

А. АЛЬШВАНГ
	От редакции: Помещая заметки Ильи
Груздева, редакция в ближайшие дни еще
вернется к оценке постановки оперы Же-
лобинского «Мать» в Ленинградском Ma-
лом оперном театре,
	рыч Синичкин» и подтотовим к будущему
сезону пьесу Сухово-Кобылина «Дело».
Сейчас перед коллективом Центрального
театра Красной Армии стоит задача—еще
серьезнее, еще тлубже учиться социали-
стическому реализму. Мы пересматриваем
по существу всю нашу практику a
жиссерской, а также актерской работы, Мы
	  должны овладеть, богатейшей культурой
	советского театра, т. в. в первую очередь
учением. К. С; Станиславского. В Цент:
ральном театре Красной Армии от общих
разговоров 0б учении К, С. Станиславско-
о мы перешли к каждодневному изуче-
нию системы Станиславского. Это поможет
нам быть правдивыми в своем искусстве,
	Сейчас мы пересматриваем характер за-
отольной работы. Основным злом Многих
театров, и в частности нашего, является
затрачиваемое впустую огромное количе-
ство рабочего времени. Более 60 процентов
своего времени мы тратим на то, чтобы
условиться, что и как лучше делать, И
лишь 30—40 процентов времени уходит на
работу. Для пользы дела надо максималь-
но сократить период «разговоров», необхо-
димо побольше пробовать, смелее искать
и находить пути к раскрытию творческой
	природы актера.
А, Д. ПОПОВ,
	художественный руководитель театра,
заслуженный деятель‘ искусства
		Новые постановки ИТКА
	смотря на всю несхожесть тематики и 06-
разов этих двух оснектаклей, театру уда-
лось достигнуть внутреннего единства твор
ческого метода,
	Весь коллектив Центрального театра
Красной Армни горячо, по-настоящему ув-
лекся пьесой Н, Погодина, Мы рассматри-
ваем постановку «Пади Серебряной», как
творческий ‘отчет перед московским зрите-
	лем о своей поездке на Дальний Восток.
	Мы полюбили ньесу Погодина и Pa TO,
что она дает нам возможность выуазить
средствами театра весь” огромный запас
впечатлений от поездки на Дальний Во-
сток. Основная мысль пьесы, как и Ha
шего слектахля, состоит в том, чтобы на
примере жизни одной пограничной застав»
вы передать мысли, чувотва. и дела воего
советского народа. В жизни любой заста-
вы, как в капле воды, отражается вое,
чем живет наша страна.
	Следующей постановкой мы намечаем
новую пьесу И. Прута о Красной Армии и
ее людях, о политическом работнике РККА.
	Мы хотим также показать героическое
прошлое русского народа. Поэтому третьей
нашей постановкой мы избрали пьесу
Бахтерева и Разумовского «Полководец Су-

воров».
	Параллельно с этими работами мы OCY-
	ществим молодежный спектакль «Лев Гу-
	пеализма
	пренебрежении к нему, При этом он на-
ивно полагал, что существует только од-
но, а именно принятое им самим и уна-
следованное от Дартомыжекого решение
этой труднейшей проблемы и обучает
‚Чайковского тому. же. Я не вхожу здесь
‘в рассмотрение Toro, верно ли 06-
винение в неправильной декламации у
Чайковского. Здесь важно то, что Ц, Кюи,
так же как и друтие идеологи «новой рус-
ской школы», в поисках правильного вза-
имоотношения ‘между вокальной и рече-
	вой мелодией упустил из виду наноолее,
	‘распространенные у всех народов вокальЬ>
ные формы — куплетные песни, B KOTO-
рых один и тот же мотив служит музы-
‘вальной основой для разных словесных
‘текстов в различных куплетах одной и
‘той же песни.  Яено, что тут не может
‘быть и речи о «правильной декламаций».
`Короче: установленный Даргомыжеким и
воспринятый «кучкистами» принципи с096-
тания слова с музыкой представляет од-
но из важных решений проблемы, но не
может стать абсолютной нормой для всех
видов вокальной музыки.

Между тем у самого Дартомыжекого мы
находим и иные средства музыкальной
‘выразительности, несравненно более 0606-
 MeHHEIe, менее эмпирические. Чтобы‘ по*

нять применение этих выразительных
средств, нужно принять во внимание не
только изолированную вокальную  мело-
дию, но и ее инотрументальное сопровож-
‘дение, Возьмем для примера об’яснение
князя с Натащей в первом акте «Русал-
‘киз. Князь сообщает Наташе о предсто-
ящей разлуке с ним. После слов «чем
скорее, тем лучше», оказанных князем в
сторону, в оркестре возникает весьма CRO-
вобразная танцовальная тема «икопанско-
го» типа, по воей видимости не имеющая
ничего общего со всей вполне русской
сценической ситуацией, Эта тема сопро-
вождает об’яснение князя о Наташей и
проходит в сочетании с их. речитати-
	(Пример 1)
	Председатель живописного сектора
MOCCX П. ПОКАРЖЕВСКИЙ
	роическоий вокальнои мелодии марше-
образного типа. По сопровождению эпизод
напоминает собою тарантеллу. Таким o6-
разом, слова Наташи нашли свое музы-
кальное воплощение в эпизоде, соединяю-
щем два массовых жанра — танец (та-
рантелла) и марш).
	Пример П
	Проблемы жанрового
	>
К 70-летию со дня смерти
	А. С. Даргомыжского
<
	монаха, продувного слуги, тетеры, Mpa
ного гранда, полная естественность сплош-
ного речитатива, нитде не впадающего в
сомнительные эксперименты, высокая вре-
лость композиторской мысли, — 806 9т0
способно вознаградить слушателя Ga до-
садный дотматизм, препятствующий Wpo-
никновению в партитуру «Каменного го-
стя» всех традиционных оперных жанров
— песни, арии, развернутого  ансамоля,
танцев, хоров. В этой односторонности я
склонен видеть риторизм, проистекающий
от прежнею «непротивления» воем, даже
банальным, оперным формам. Чем больше
было некритическое прежнее усвоение
модных жанров, тем большей аскетич-
ностью проникается зрелый мастер при
осуществлении ° своих реформаторских
принципов. Но каковы бы ни были че:
достатки последнего произведения Дарго-
мыжского, OHO является осуществлением
	жизненных задач русского оперного ис-
личная #fAMOHHTnt тость» обобщает 60-
	куоства. ‘«Ваменный тость» ое и
бою всё мнотолетние поиски правдивой
вокальной декламации, которые мы на-

о Мы М
	eae eee ТРИ —

блюдаем во многих ‘произведениях Дарго-
мыжского, начиная с самых ранних.
	Достижения Даргомыжекого в области
правильной выразительной мелодической
декламации общепризнаны. Велико  в08-
действие, оказанное «Каменным  тостем»
на композиторов «новой русской школы»,
в особенности на Мубортокого. «Великий
учитель ‘музыкальной правды» (так назы-
нал Мусоргский Даргомыжекого) нашел

ns en om Me or nae
	решение OF HON Ве ne witT ATTA
оперной музыки — проблемы соединения

Туз ам Гы 1 АН
	oie a с,
слова с вокальной мелодией, Этим реше“
нием широко воспользовались последую-
щие - поколения русских композиторов, B
особенности ще «петербургокая школа» —
«кучкисты», ‘для   которых «правильная
декламация» текста в вокальной партии
стала догмой. Под правильной деклама“
цией понималось такое строение мелодии,
которое полностью соответствовало бы
строению словесной фразы (те же’ цезу-
ры, те же повышения и понижения, те
ле ударения и т. д.). Предотавители этой
итколы мыслили себе обязательным толь
ко пассивное следование вокальной мело-
дии ва мелодией речевой. Таж, например,
Ц. Кюи в своих известных стальях о ро-
мансах Чайковского упрекал композитора

oe м р .

me ed ree OF
	в пебрежном обращении ©
	° Мужественный талант Даргомыжекого
Шережил большую эволюцию, В течение
двадцати ¢ лишним. лет,  отделяющих
Торжество Вакха» от последней работы
Плрюмыжского — «Каменного гостя», #о-
енным образом преобразился весь твор-
Вюкий облик композитора,
	В молодости Даргомыжекий  потлотил
Му художественных впечатлений от
пнотранной оперной музыки и отражал
т В 6806м творчества, не успевая осво-
пь до конца. Эти влияния наблюдают-
янв песнях и в романсах, и в ан“
(аублях молодом Даргомыжекого. Камер-
№ и оцерные жанры современной ему
‘(изнной и оперной музыки породили
Множество произведений недостаточно сво-
Юбраных, еще сырых. Да и самое на-
вацение произведений Дартомыжекого В
Шрнод 30—40-х тодов, ва немногими ис

мочениями свидетельствует о прочной
	Мадиционности, Не говорю уже о подра*
ЖАТОлЬНой «большой романтической» опе-
	№№ «9смеральда» на либретто В, Тюго и
Анних салонных романсах: тут господ-
чвумг традиция, принимающая порою
`рамо-тани банальные формы, Даже луч-
18 произведения 40-х годов бесконечно
Залеки от реформаторских принципов 1п0з-
Reto Даргомыжеком, Так, опера-кантата
Торжество Вакха» на текст А. С. Пуш-
МВ (1946—1548) иаобилует современны-
Дарюмыжскому бальными танцами *),
Дали в тениальной «Русёке» (1856 г.) не
TDYAKO отыскать традиционные приемы
Шерной композиции того времени; это от-
Жиится преимущественно к ансамблям,
	Дарюмыжекий к концу своей деятель-
№ обнаружил поразительный творче-
Sut рост, Юношеёской свежестью, новиз-
№1 изобреленья полны его’ произведения

05 тодов, Композитор создает. ие
TKO бытовую, демокралическую оперу,
№ и иовый жанр социальной сатиры и
Тлубленно-психологический  романсовый
811] 6 е10 лермонтовской тематикой, На-
Мне, опера «Каменный гость» —  вдох-
Венная реформаторская работа Дарго-
AecKorn — отличается полной новизной:
№ 0 только намечалось в предыдущих
Пропаведениях, что зрело десятилетиями,
ло в «Каменном госте» свое совершен-
0 выражение Несравненияя поэзия сце-
Чу Лауры, страшный эпизод ‹ тибели
№1-Дуана, социально очерченные типы
	  2} 1 остроумному предположению
В, Яковлева, «Торжество Вакха» пред“
иатачалось для модных в то время я
картин», часто исполнявикихся Ha
Weer craw левтров;
	Любопытно, что трусливые ответные ре-
чи князя выражены той же тероической
мелодией: «Нет, не война угрожает нам,
и не в дальний путь снаряжаюсь я» и
т. д. Как видим, героический музыкаль-
ный жанр служит тут отрицательной. ха-
и После героической эмоции

аталци ничтожество князя получает 060-
	бенно острое выражение. именно блатода-.
	ря тому, что его слова, обобщены противо-
попожной их смыслу жанровой характери-
СТикой.
	Мы видим, насколько широки, гибки и
безошибочны. характеристики, даваемые
путем жанровых обобщений. Подобные об-
общения, тде смысл происходящего на
сцене раскрывается опосредствованно через
широко известный массовый музыкальный
жанр, чрезвычайно распространены и co-
оставляют, можно ‘сказать, душу Ay wes
‘мировых оперных творений 3). Распгифров-
ка музыкального содержания, таким обра-
30M, происходит куда более тонким и глу-
боким с10с0бом, чем анализ ‘словесного
текста, В частности, принцип «правильной
декламации» при всех его ценных след-
отвиях (из которых важнейшим является
большая доходчивость слова) по существу
не выводит слушателя ва пределы либрет-
то, которое — сознательно или’ бессовна-
тельно — отождествляется с содержанием
оперы, К счастью, ни ватнеровская ре-
форма, ни «Каменный гость» Даргомыж»
ского, ни импрессионистская музыкальная
драма, ни даже «Женитьба» Мусоргского
не являют собой сплошной декламации, и
даже здесь мы находим в той или  друтой
форме наличие жанровых обобщений, хотя

ae
*) Такое сочетание наблюдается неодно-

кратно. Вспомним Il yacrs пестой сима

фонии Чайковского, «Празднества» Дебюсси.
Во всех известных нам случаях такое CO-

единение передает героическую эмоцию.
	*) Более развернутое изложение жанро-
вого принципа читатель найдет в моей
отатье «Оперные жанры «Кармен», которая
будет напечатана в № 12 ва 1938 тод жур-
нала «Советская музыка»,
	‚ А. С. Даргомыжекий в конце 1840 г,
аа
	ной ситуации большой выразительной CH-
лой. Весь тратизм происходящей сцены
получает новое освещение. Нетрудно услы-
шаль «роковые» черты в этой четырех-
дольной танцовальной мелодии с ее дви-
жением вниз: фа диз, фа, ми, ре, прохо-
дящей в четком, неуклонном ритме танца.
«Эта необычайно красивая, гибкая и вы-,
разительная тема служит фоном для ра
зытрывающейся драмы, но по существу
весь сопровождающий эпизод имеет са-
мостоятельное значение, Это не лейтмотив
й Be безразличный аккомпанемент. O70
скорее применение широко раопространен-
ного, прекрасно известного музыкального
жанра, уже сформировавшегося и неиз-
менно вызывающе у слушателей одну.
й ту же трагическую эмоцию. Вторжение
танцовального мотива служит здесь для
осознания происходящего в гораздо боль-
шей отепени, чем самые празвдоподобные
крики отчаянья или безукоризненные при-
емы овальной декламации. Такое выра-
зительное применение жанра, обладающего
свойством выражать в «опосредотвован-
ном» виде эмоции, мысли, психические со-
стояния и об’ективную правду, я назы»
ваю «обобщением через жанр». В таком
освещении раабираемый эпизод получает

оправдание. - .
	В «Русалке» есть и другой жанровый
эпизод: когда Наташа предлалает князю
сопровождать его на войну и разделить
с ним будущие опасности, ее речь полу
чает музыкальное оформление в виде ге-
	Однако появление такой мелодии не
может быть об’яснено ви ‹эклектизмом»,
	«Русалки». Она
	ни неумелостью` автора
	текстом, в глубоко содержательна и обладает в дан-