очень малыми порциями, пробуя после прибавки каждой порции лакмусовой бумажкой. Прибавляя кислоту осторожно, мы можем добиться того, что ни синяя, ни красная лакмусовые бу
мажки не будут изменять своего цвета. Значит, в растворе нет ни кислоты, ни основания. Следовательно, кислота и основание взаимно «уничтожают» друг друга; но вещество не мо
жет уничтожаться в настоящем значении этого слова: кислота и основание превращаются в другие вещества.
В нашем случае реакция выражается таким уравнением:
2НСl + Ca (OH)2 = Ca Cl2 + 2Н2 O две молеку- молекула молекула две
лы соляной гидрата хлористого молекулы кислоты окиси кальция воды
кальция
Из кислоты и основания получились соль и вода. Хлористый кальций есть соль металла кальция и соляной кислоты; она хорошо растворима в воде и потому остается в растворе.
Вообще, во всех случаях, когда кислота вступает во взаимодействие с основанием, получается соль и вода:
кислота + основание = соль + вода.
При этом металл, который содержится в молекуле основания, становится на место водорода, заключающегося в кислоте. Реакция между кислотой и основанием называется реак
цией нейтрализации. Нейтрализация играет важную роль в процессе проявления1.
Теперь рассмотрим взаимодействие кислот и солей. Опыт показывает, что сильные кислоты, как, например, серная и соляная, действуя на соли слабых кислот, разлагают их, причем самая сильная кислота превращается в соль, а сла
1 При изучении реакции нейтрализации удобнее пользоваться не лакмусовыми бумажками, а раствором лакмуса, для чего несколько кусочков лакмуса, истолченные в порошок, кипятим в стакане с водою; полученному раствору лаем постоять и отфильтровываем его; раствор имеет фиолетовый цвет. Небольшое количество его прибавляем в стаканчик, в котором производится нейтрализация. Когда в ра
створе имеется избыток кислоты, он приобретает красный цвет, когда избыток основания — синий. Когда нет избытка ни кислоты, ни основания, то есть когда они целиком пре
вратились в соль и воду, цвет раствора будет фиолетовый. За неимением лакмуса можно воспользоваться отваром красной капусты, имеющим фиолетовый цвет, который от кислоты переходит в красный, а от основания в зеленый.
бая кислота выделяется из своей соли в свободном виде. Вспомним ту интересную реакцию, которую мы проделывали в первой бесе
де, когда получали углекислый газ из мела при помощи соляной кислоты. Мел — это углеки
слый кальций, соль угольной кислоты, кислоты слабой. Действие соляной кислоты на нее выражается уравнением:
Ca CO3 + 2НСl = Ca Cl2 + Н2 СО3 углекислый соляная хлористый угольная
кальций кислота кальций кислота (соль слабой (сильная (соль силь- (слабая
кислоты) кислота) ной кислоты) кислота)
По этому правилу и совершаются реакции между сильными кислотами и солями слабых кислот. Выделившаяся в нашем случае угольная кислота, как непрочная, почти целиком распадается на воду и углекислый газ, который и выделяется в виде пузырков:
H2 CO3 = Н2 О + CO2
и только часть его остается в растворе в виде угольной кислоты.
Проделайте еще следующие опыты. К раствору соды прибавьте соляной кислоты. Какое явление при этом замечается? Постарайтесь написать уравнение реакции, которая при этом происходит. Прибавьте соляной кислоты к ра
створу сульфита Na2 SO3 (что происходит? см. беседу 2).
В заключение рассмотрим взаимодействия двух солей. Для этого можно воспользоваться тем раствором хлористого кальция, который мы только-что получили, если проделали вышеописанную реакцию на опыте. Прибавим к рас
твору хлористого кальция раствора соды, то есть углекислого натрия Kа2 СО3. Тотчас выделяется белый осадок, который представляет собою не что иное, как наше исходное вещество — углекислый кальций. Другая соль, образующаяся при этом, хлористый натрий NaCl
остается в растворе; реакция наша выразится уравнением:
Ca Cl2 + Na2 CO3 = Са СО3 + 2NaCl
Мы видим, что при взаимодействии двух солей, металлы, входящие в состав этих солей, меняются своими местами, и в результате получаются две другие соли.
ЛУЧШЕ ХРАНИТЕ СВОИ ФОТОАППАРАТЫ
Центральный Совет ОДСКФ получает десятки писем от организаций и ячеек, ОДСКФ, от фотокруж
ков и правлений клубов о кражах фотоаппаратов в кружках.
Фото-кино-любительская секция ЦО ОДСКФ обращает самое серьезное внимание организаций ОДСКФ и фотокружков на необходимость самого тщательного расследования таких случаев и всей обстанов
ки похищения, составляя об этом акты (правильно ли хранился аппарат, не подозревается ли кто-либо, не оставлен ли был аппарат не запертым и т. д.). Также необходимо требовать энергичных поисков со стороны уголовного розыска.
Принимая во внимание, что похищенные аппараты могут попадать в руки спекулянтов и классового врага, фото-кино-любительская секция ЦС ОДСКФ требует:
1) чтобы все советские фотоаппараты снабжались бы «ТОМПОМ» и «ЭФТЕ» соответственным номером
2) чтобы местными организациями ОДСКФ и фотокружками было бы установлено наблюдение за магазинами и ответственность магазинов за покупку и
продажу аппаратов советского производства, полученных нс от соответственных торговых организаций, получивших их законным путем, а от отдельных лиц;
3) чтобы заграничные фотоаппараты, имеющиеся у фотокружков, были бы зарегистрированы и подробно описаны как в местном ОДСКФ, так и в местном уголовном розыске или ОГПУ.
Напоминаем, что выдаваемые сейчас фотоаппараты советского производства «ТОМП» и «ЭФТЕ» выдаются только в коллективную собственность фото
кружков, к перепродаже и передаче в собственность отдельным лицам воспрещены.
В случаях, когда картина кражи фотоаппаратов у кружка будет не ясна, не подтверждена актами и документальными данными, а также обнаружится, что фотокружок не принимал мер к поискам аппа
рата, фото-кино-любительская секция ЦС ОДСКФ (и это предлагается делать и всем местным ОДСКФ) не будет давать виз и ордеров на получение кружкам нового аппарата.
Председатель фото-кино-любительской секции ЦО ОДСКФ т. БОЛТЯНСКИЙ