Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
	ПЯТНИЦА
		января
1939 года
	СОВЕТСКОЕ ИСКУССТ
	Орган Комитета по делам искусств при Совнаркоме Союза ССР и ЦК профсоюза работников искусств

НАКАНУНЕ
ЛЕНИНСКИХ

ДНЕИ
	51 января в Клубе мастеров искусств
состоится вечер, посвященный ХУ годов-
щине со дня смерти В. И. Ленина.
22 января в клубе организуется вечер’ на
тему «Воплощение образа Ленина В ки-
Но». Будет показан монтаж из картин
«Человек с ружьем», «Ленин` в Октябре»
и «Великов зарево». 24 января будет дан
для детей работников искусств утренник,
посвященный В. И. Ленину.
		Всесоюзная перепись населения. Счетчик В. А. Ланцберг—студент 3-го курса
московского Института инженеров комм унального строительства — заполняет
переписной лист народного артиста. СССР В. И. Качалова
		Фото В Явно
	Год издания Х
		  Цена 20 коп.
	Ne 10 (590)
	О ВОСПИТАНИИ
САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ
ХУДОЖНИКОВ
	В наши дни сбывается  ленинская
мечта о самом широком развитии и поощ-
рении талантов из народа, которых ты-
сячами давил, губил, выбрасывал вон ка-
питализм В социалистическом обществе,
где стираются грани между умствённым
д физическим трудом, вырастают люди,
которые прекрасно сочетают работу в цехе,
нА колхозном Поле, на лесах новостройки
с плодотворным интеллектуальным творче-
ством,  Слесарь-музыкант, вагоновожа-
тый-живописец, шахтер, занимающийся
скульптурой, — подобные сочетания дав-
но уже не вызывают ни в ком из нас
изумления, хотя в пяти шестых земного
шара физический и умственный труд раз-
делен бездонной пропастью.
	С какой огромной жадностью напта ра-
бочая и колхозная молодежь берется ва
кисть, з& карандал, за резец, стремясь
в свободные от работы часы овладеть
бламродным мастерством живописи, фи-
сунка и ваяния! 120 ‘писем в день полу-
вает один лишь Всесоюзный дом народно-
fo творчества им, Крупской от людей, за-
очно изучающих основы изобразительного
искусства. Из самых дальних углов нашей
родины шлют сюда этюды, эскизы, учеб-
ные работы, чтобы получить через не-
рколько дней ответ консультанта, новые
PATRI HA. .
	500 молодых” рабочих и служащих приз
ходят после работы в классы одной лишь
московской изостудии ВЦСПС, чтобы под
руководством олытных педатогов-художних
вов заниматься любимым искусством)
	Имена мнотих талантливых ХУДОЖНИКОВ -
	красноармейцев стали популярными после
нескольких интереснейших выставок, ор:
танизованных Домами Красной Армии. “
Когда-то таких людей звали художни:
вами-самоучками. ,
	В наше время это слово теряет’ свой
начальный смысл, ибо одаренный человек
	в стране социализма получает все возмож-
пости для серьезной творческой работы.
	В последние годы по всей нэапей стране
	особенно умножились самодеятельные изо-
	кружки и студии. В национальных рес-.
	публиках Союза регулярно. устраиваются
выставки художников из налюда, свиде-
тельствующие ‘о безостановочном росте
молодых ‘дарований. ‘Опыт заочного обу-
чения живописи и рисованию, несколько
лет тому назад начатый Всесоюзным до-
мом народного творчества, уже заимство-
ван периферийными домами народного
гпорчества. В этом году заочное обучение
(трехлетнее) стало  полибстью Gecmmat-
НЫМ.
	Талантливые слесаря, колхозники, шах-
теры, ‘служащие, бойцы Красной Армии и
Флота, уже овладевшие основами рисун:
ка и живописи, горячо стремятся достой-
но выполнить высокую задачу — запечат-
петь в искусстве облик тех, кто дал им
возможность творческого роста, — об-
лик Ленина и Сталина. 2.000 работ, по-
священных вождям революции, получил
38 последнее время изокомбинат Всесоюз-
	ного дома народного творчества им. Вруп-
ской.   1
	Внимательное и заботливое руководство
способными людьми, организация их сеть-
езной учебы, отбор наиболее талантливых
представителей самодеятельного изобрази-
тельного искусства для художественных
училищ, изовузов, — что может быть ин-
тереснее и благодарнее этих задач? Имен:
но здесь таятся чудесные резервы совет+
кого искусства!
	И все-таки справедливость требует.
признать, что до сих пор нет достаточно
полного знакомства с этими резервами.
Пока на заводах, фабриках, колхозах ярко
расцветала подлинно массовая самодея-’
тельность, в изоуправлении Комитета по
делам искусств и в культотделе ВЦСПС
Даже не успели столковаться 0 том, кто
	6, в сущности, должен руководить огром-
	НЫм творческим движением самодеятель-
ных художников? Получилось так. что
Чрезвычайно большую организационную и
методическую работу по клубным и39-
кружках всего Союза взвалили на W30-
студию ВЦСПС, которая, котати сказать,
не имеет даже постоянного помещения для
учебной работы и получила недавно Rate:
торическое предупреждение что через.
3 месяца ей необходимо освободить атен-.
	_ НАГРАЖДЕНИЕ АРТИСТОВ
ТЕАТРА им. МАРДЖАНИШВИЛИ
	`Указом Президиума Верховного Совета
Грузинской. ССР директору и художест-
зенному руководителю театра им. Марл-
жанишвили депутату Верховното Совета
Грузинской ССР Шалва Гамбашидае при-
свовно звание народного артиста Грузин-
ской ССР. Звание заслуженного артиста
Грузинской ССР присвоено тт. В. Годзиа-
швили, ПП. Джапаридзе, С. Жоржолиани,
Ц Такаишвили и другим.

< Совнарком Грузинской ССР для прёеми-
	рования. риа театра выделил 66

тысяч рублей.

—-
ТУРКМЕНСКАЯ
	МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА
«ЗЮХРЕ И ТАХИР»
	В Туркменском государственном театре
имени Сталина с большим успехом прош-
па премьера музыкальной драмы Аманова
«Зюхре и Тахир», написанной по роману
туркменского классика Молла Ненес. . В 06-
нову ‘романа положена древняя восточная
Летенда о двух возлюбленных — Зюхре,
Дочери шаха, и Тахире—рабе шаха, раз-
Иученных жестокими кастовыми  предрас-
будками.

Музыка к драме написана композитором
Шапошниковым на основе народных туГк-
Менских мелодий, }

На первом спектакле присутствовало
Много колхозников и колхозниц  близле-
жащих колхозов. им. Буденного, Им.
Ворошилова и других, Тевтр получил от
колхозников Геок-Тепинского Ашхабад-
кою и других районов заявки Н& 15
чектаклей и
	пуемый ею дом. Несомненно, что художе-
ственной студии прежде всего следовало
бы стать творческой лабораторией опыта,
А не организационным центром.
	Немудрено, что в, этих условиях. до
сих пор не налажен как следует учет m6-
риферийных кружков изобразительного
искусства. Работникам ‘изостудии ВЦСПС

пока удалось учесть около 600 таких
кружков в нескольких крупных центрах.
	Студия ‘прежде всего должна заботить-
ся об обучении своих 500 воспитанников.
Она работает в три смены, Когда же и
как руководить сотнями кружков, раз-
бросанных по всему СССР, да еще не
имея специального штата раз’ездных ин-
структоров? Кроме того, кружкам этим
требуются опытные преподаватели (в Не.
рехте, например, кружком начинающих
художников руководит столяр—художник-
самоучка). Нужны учебные пособия, кза-
лифицированная консультация,  система-
тическая подготовка кадров для клубных
изокружков, а у нас даже в средних шко-
лах нехватает сейчас преподавателей по
рисованию и черчению. Нет и учебников
для клубных кружков. Методисты Bee-
союзного дома народного творчества напи-
сали учебник по рисованию и живописи
и издают его небольшим тиражом только
для своих заочников. Но это буквально
капля в море! Справедливы также зжяло-
	- бы педагогов на отсутствие в продаже
‘  цветных `репродукций с лучших картин
	и скульптур. А между тем художники из
клубного кружка, живущие где-нибудь в
сибирском колхозе или в Актюбинеке, мо-
гут познакомиться с классическими про-
изведениями искусства ‘только путем изу-
чения репродукций. a
	Большие затруднения испытывают уча-
стники» самодеятельных кружков в. приоб-
релении холста, красок, бумаги, каран:
дашей. Всекохудожник предпочитает зани-
маться оптовой продажей. Он не вышлет
заказчику несколько тюбиков краски или
	небольное количество холста. Хоропю тем
	1.200 счастливцам, которым удалось по-
  пасть на заочные курсы  изокомбината
Всесоюзного дома народного творчества.
Их стараются, елико возможно; снабдить
красками и холстом (который кустарно
производится в своей же мастерокой). Ну,
4% как быть остальным самодеятельным
художникам, — ведь их десятки тысяч?
	Известно. что’ изокомбинат ВДНТ намерен
	но He публикует в газетах сообщений 0
приеме на заочные курсы. ибо нет воз-
можности охватить всех желающих. И все-
таки в прошлом году пришло 3.000 заяв-
лений, из которых было удовлетворено
меньше половины.
	Пора покончить с нетерпимой кустар-
щиной в важнейшем деле воспитания и
обучения ‘самодеятельных художников.
В широчайшем развитии народного изо-
бразительного искуества кровно заинтере-
	совань: Воесоюзный комитет по делам ис-р.
	Кусств и творческие союзы художников.
Им и наллежит возглавить работу с ода-
	ренной молодежью. Именно Комитет доп-
	жен организовать подготовку квалифици.
рованных педагогических кадров дпя са:
модеятельных кружков, издание учебных
пособий и т. п, Несомненно, что во всем
этом Комитету по делам искусств окажут
большую помошь профсоюзы и комсомол.
Нало лишь взяться как следует за Opra-
низацию дела, придать ему подлинно го-
сударственный размах.
	.. Профсоюзы отпустят необходимые сред-
ства (они это делают и сейчас). Комсомол
поможет вылвинуть на учебу в студиях и
	кружках наиболее одаленных художников,
	организовать показ их табот и товати-
щескую критику. Творческие союзы ху-
дожников должны больше внимания уде-
лять шефству мастеров искусства над
‘самодеятельными студиями, кружками и
	отдельными художниками, Всяческой по-
	хвалы заслуживает почин ленинградских
и московских художников, которые уже
ведут серьезную творческую работу в ра
бочих клубах и студиях.
	Чем большая помощь будет оказана‘ с8-
модеятельному искусству, тем ‹ больше
	выиграет все искусство Страны Советов.
	Ba рубежом
	Ках известно, Голливудская антифалист-
ская лига ‘ведет, в.США` активную борь-
	бу’ с реакционной деятельностью ‘амери-
	канской ’ киноцензуры: Теперь   по образцу
этой лиги в Англии создана’ киносекция
при клубе Лёвой ‘книги, об’единяющая:
лиц, которые работают в различных `обла-
стях кинопромышленности, как-то: произ-
BOACTBO, прокат, демонстрирование и рё-
цензирование винокартин. Киносекция на-
метила обширную’ программу работ, в ча.
стности проведение ‘цикла лекций на та-
кие: темы, как киноцензура кинопропа-
нА, работа ^ над я и Дети.

В “1940 Тоду исполняется 300-лвтие cd
дня смерти Рубенса, которое будет тор-
	  жественно отмечено целым ‘рядом стран.
	На родине великого художника, в Антвер.
пене, производится реставрация дома Py-
	бенеа. Предстоит большая работа, так как
	сейчас в первоначальном виде сохрани-
	лись лишь триумфальная арка, замыкаю-
	щая задний дворик, и беседка в тлубине
сада. В результате тщательных исследовя-
НИЙ удалось окончательно восстановить
внешний вид мастерской Рубенса. Это
была большая комната, выбеленная изве-
стью, с кирпичным полом, скромно 06-
ставленная лишь самыми . необходимыми
принадлежностями для работы художника
и его помощников. Интересно, что в 1910
году на Брюссельской выставке мастер-
ская Рубенса была воспроизведена в виде
роскошного зала; со. стенами, обитыми ко-
жей, с лепными украшениями на нотолке,
с вычурной мебелью и множеством безде-
лушек. Как сейчас точно установлено, все
это совершенно не соответствовало дейст.
вительности;:
_
	*’ Левая французская. печать отмечает ху
дожественные достоинства и’ политическое
значение открывшейся в Париже выстав-
ки иройзведений современных чехо-словац-
ких художников. Из выставленных произ-
ведений следует указать полотна талант-.
ливого живописца Георга Карса и пейза-
жистов Чипра и Мазеровой,’ миниатюры
Минахэ, скульптуры Семеско и панно Ку-
бина.
*
	Французский журнал’ «Синематографи
франсез» приводит любопытные данные
0б ограничениях, установленных киноцен-
зурой в Италии и являющихся обязатель“
ными ‘для итальЯнской кинематографии.
Показ таких социально опасных явлений,
как самоубийства и прелюбодеяние, кате-
горически запрещается, ибо «основы семьй
священны и’ неприкосновенны, а само-
убийства могут отрицательно повлиять на
подрастающее‘ поколение». Все то, что мо-
жет повредить моральному и физическо-
му благосостоянию нации (или, вернее,
«расы», как теперь говорят в Италии),
строго воспрещается.
	РЕПЕРТУАР
`ЦЕНТРАЛЬНОГО
ДЕТСКОГО ТЕАТРА
	Центральный детский театр покажет в
начале февраля уже подготовленные две
премьеры — «Изобретатель и комедиант»
М. Даниэля и «Созвездие Гончих Псов»
К. Паустовското.

Театр привлек к своей работе талантли:
вых писателей, составил интересный ре-
пертуарный план на 1939—40 гг.

Обсуждению этого плана было на-днях
поевящено совещание в Комитете по Je
лам искусств.   .

Кроме пьес Даниэля и Паустовского,
театр в нынешнем сезоне поставит пьесу
грузинских драматургов Гамрекели и На-
хуцришвили «Ладо Кецховели», «Недо-
росль» Фонвизина и комедию в стихах
С. Михалкова’ «Коньки».

В 1940 г ‘Tearp ‘намечает  показатб
пъесу о художнике Кипренском, над ко-
торой работает Паустовский, новую пьесу
Даниэля «Шалаш вождя», инсценировки
«Оливер Твист» и «Тартарен из Тараско-
на». Поэт Л. Квитко и В. Смирнова пи-
шут пьесу «Все за одного».

— Актеры Центрального детского тея=
тра, среди которых немало талантливых
людей, — сказала в своем выступлении
драматург. А. Бруштейн, — теряли свою
‘квалификацию, участвуя в сюсюкающих
пьесках как исполнители ролей петухов,
кошек, обезьян. Полноценная пьеса — не-
пременное условие творческого роста ake
теров.

Актеры театра  Коренева, Ещенко: и
Павлов отметили, что такие пьесы, как
«Изобретатель и комедиант» и “«Созвез-’
дие Гончих Пеов», дают им возможность
почувствовать себя вновь актерами.
`В своем заключительном слове т. Хран-
ченко отметил, что репертуарный план
страдает существенным недостатком: 8B.
нем не отведено должного места совре-
менной пьесе о школе. о нашей молоде-
	HH, & ведь это — центральная задача
театра.
Названные выше пьесы. включенныб
	театром в свой репертуар 1939 года, уг
верждены Комитетом по делам искусств.
Театру предложено в течение ближайшего
месяца выяснить, возможность подготовки
спектакля в нынешнем сезоне о совре-
менной советской молодежи.
	i Oo oO
	Мероприятия, посвященные XV тодов-
щине со дня смерти В. И. Ленина, нач-
нутся в Доме кино 20 января. Будет
прочитан доклад о работе Ленина «Что
делать?». 21 января, после доклада, со-
стоится общественный просмотр нового
фильма производства (Союзкинохроники
«Будем, как Ленин» (режиссер М. Слуп-
кий). 22 января в Доме кино?” будет по-
казан новый художественный звуковой
фильм «Ленин» (вторая серия картины
«Ленин в Октябре»).
		Тосударственные музыкальные коллек-
тивы СССР в ленинские дни выступят с
программой, составленной из народных
революционных песен, произведений со-
вётоких композиторов, траурной и repoH-
ческой классической музыки.

Государственный хор Союза ССР 90 ян-
papa выступает в клубе Ленинской. ж. д.
на ст. Москва-Сортировочная. Он исполнит
любимую песню Ильича «Замучен тяже-
лой неволей», «Песню о Сталине» Дуна-
евского, «Узник» в обработке Давиденко,
«Коминтерн» Эйслера, «Песню о  Котов-
ском» Веприка, хор матросов из оперы
«Броненосец «Потемкин» Чишко, «Обойди
тропу любую» Компанейца, _ «Песню о сто-
лице» и «Конармейскую» Покрасса.

В программе Государственното духового
оркестра CCCP, который участвует в том
же концерте и во Дворце культуры им.
Горбунова, — увертюра из «Риенци» Вал-
нера. «Героическая сюита» Ракова. марти-
	баллада «Чапаев» Дзегеленка. вступление:
	к кинофильму «Аэзроград» Кабалевского.
Государственный оркестр народных ин-
струментов СССР выступит 20 -января на
	вечере Киевского райкома ВКП(б). 21 an-
	варя — в. Доме культуры втузов НЕПС
и 22 января — во Дворце культуры им.
Горбунова. В пфограмме: траурный марш
Бетховена,  «Скорбная пебня» Лядова,
«Эпическая поэма» Василенко и другие
произведения. ‘ :

Ne №
	Сегодня кинотеатры столицы «Первый»,
«Колизей», «Ударник». «Центральный»,
«Родина» и_др. начинают. демонстрировать
новый фильм «Будем; как Ленин». произ-
водства московской студии: кинохроники.
	OOo
	_ ВСЕМАРОЛНАЯ ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ
	но. В нашем Союзе все должны рабо-
тать;

Лида и Галина, довольные и гордые
тем, что участвуют в переписи наравне
со вгрослыми, давали счетчику точные, об-
стоятельные ответы на все вопросы.

Перепись окончена. Улыбающиеся чле-
ны семьи народного артиста‘ провожают
		счетчика до дверей.
	Вчера в семье депутата Верховного Co-
вет» УССР, народного артиста Украины
орденоносца Ивана Сергеевича Паторжин-
ского, живущего в Киеве, был не совсем
обычный день.

В 10 чае. 80 мин. утра раздалея зво-
HOR,

Семья Паторживских — Иван Cepree-
вич, его жена Марфа Фоминишна и до-
чери Галина и Лида— приветливо встре-
тила счетчика-студента Киевского Педаго-
гического института, тов, Мякенького. Иван
Сергеевич пригласил его’в свой кабинет.

}ноша в защитной гимнастерке разло-
жил на столе еще не заполненные пере-
	писные листы, Семья HaTOPRHACKAX   OR-
ружила его.

— Ваша фамилия? — серьезно спросил
			В небольшом кабинете собралась вся
семья. Откинута крышка ‘старинного бю-
ро. На нем чернильницы, ручка с новым
пером. Все готово ‘к приходу счетчика. С
особенным` нетерпением и волнением его
ждет старшая дочь, 9-летняя ученица вто-
рого класса, Наташа. Сегодня она само-
стоятельно будет отвечать на вопросы пе-
реписного листа,

Наконен, очетчица пришла. Ее  встреча-
ют, усаживают за, стол.

— Фамилия, имя, отчество. главы  се-
wou? :

— Бабочкин, Bopue Андреевич.

— Лет?

— Завтра, тридцать ПЯТЬ.

Счетчица на минутку задумалась, но,
вспомнив железный закон переписи — за-
писывать только полные годы, вносит в
соответствующую графу цифру—34.

— ‘Гражданин какого государства,

— СССР,—0 гордостью отвечает Б. А.
Бабочкин.
	— Род занятий?
	Иван Сергеевич ответил:
— Паторжинский. —
	Счетчик, не торопясь, обдумывая каж-
дый ответ, залолняет переписной лист.
	— Род занятий?
— Народный артист УССР,
	— Подданный какого государства? —
спраптивает счетчик.
	— Гражданин Союза Советских Социа&-
листических Республик.

Когда счетчик приступил к переписи
членов семьи, жена Ивана Сертеевича —
Марфа Фоминишна долго не соглалналась
с тем, чтобы ее записывали в графу иж-
дивенцев.
	— Я ведБ сама артистка? Выступаю в
	Радиотейтре. Правда, изредка, не  сисле-
матически. Но если бы я внала, что меня
залишут в графу иждивенцев, — вчера
бы а Договор. Ведь я же рабо-
таю!..

Захлянув в инструкцию, счетчик запи-

сал: «Артистка на разовых  выступле-
НИЯХЬ.
	— Договорились? — шутит Иван Сер-
геевич. — Ты, значит, никак не соглас-
на быть иждивенкой? Ну что ж. это вер-
	—- Художественный руководитель Боль. ]
	шого. драматического. театра им. Горького,
народный артист РОФСР.
	Затем очетчица опрашивает жену тов.
Бабочкина—Екатерину Михайловну, дочь
Наташу, нетерпеливо ожидающую своей
очереди, и домработницу. За трехлетнюю
Таню ответы дает мать.
	Закончив опрос, счетчица с интересом
рассматривает бронзовый барельеф Чапае-
ва, поднесенный артисту коллективом Mo-
нетного ‘двора.
	«Три сестры» А. П. Чехова в МХАТ
	Народный артист СССР В. И. Немиро-
вич-Данченко провел первую, вступитель-
ную, беседу с исполнителями пьесы А. П,
Чехова «Три сестры», включенной в ре-
	пертуар Московского Художественного
театра им, Горького.
	Машу будут играть А. В. Тарасова и
0. Н. Андровская; Ольгу — К. Н. Елан-
ская и В. С. Соколова; Ирину — A, 0.
Степанова и С. С. Пилявская; Андрея —
М. Н. Кедров и В. А. Орлов; Кулыгина—
В. Я. Станицын и В. 0. Топорков; Чебу-
тыкина — И. М. Москвин и А. Н. Грибов;
Наташу — В. Д. Бендина и А. П. Геор-
гиевская: Вершинина — В. И. Качалов и
	ступят Н. П. Хмелев и Н. К. Свободин;
Соленого — ВБ. Н. Ливанов и М. П. Бол-
думан; Роде — Ю. В. Недзвецкий и
Л. Н. Бордуков; Федотика — В. Т. Нефе-
дов и Н. П. Ларин; Ферапонта — Н. А.
Подгорный и Г. Г. Конский. Роль няни
исполняют С. В. Халютина и А. А. Мона-
хова; певицы — Е; Б; Ауэрбах и Г. П. Шо-
стко; горничной — М. П. Щербинина и
Н. В. Базарова; денщика — В. В. Санаев
и Н. В. Лукьянчиков.

Оба состава исполнителей одновременно
приступают к работе. Художественный ру.
ководитель постановки — В. И. Немиро-
вич-Данченко, режиссер — Н. Н. Литовце-
ba, режиссер-ассистент И. М, Раевский,
художник спектакля — В. В. Дмитриев.
	Академик живописи Н. С. Самокиш,
работает над новой картиной, изобра-
	жающей легендарного комдива Н, А.
Щорса во время боев под Черниговом.
Н. С. Самокиш за работой
	Фото В. Малышева (Фотохроника ТАСС)  Н. И. Боголюбов. В роли  Тузенбаха вы-
	Испанский народ оберегает
сокровища искусства.
	Энергично работала «СШита popular»
(общественная организация молодежи), с
первых же дней войны  ортанизовавшая
культурные походы в испанские села.
	В газетах, издававшихся в. прифронто-
вой полосе, часто можно было прочесть
заметки © крестьянах или дружинниках,
приносивших в помещения хунт спасен-
ные ими художественные ценности. В ху-
дожественных журналах больших городов
помещались репродукции ценных  худо-
жественных предметов и портретов лиц, их
нашелших и лоставивших 10 назначению.
	Ё концу года юсле начала войны одна
только мадридсная хунта собрала ‘десять
тысяч картин, триста драгоценных ковров
работы ‘самых искусных мастеров XV-
ХУ вв., сделанных по рисункам вели-
чайших ‚художников мира — Рафаэля, Ру-
бенса, Гойи и др. — и сто тысяч других
предметов искусства (скульптура, старин-
ное серебро, слоновая кость,  керамина,
хрусталь, старинная мебель и проч.).
	0б огромной ценности этой коллекции
можно судить хотя бы потому, что в 07-
деле живопиби по каталогу значатся:
пятьдесят одна картина Гойи, одиннадцать
картин Греко (из которых многие 10
сих пор оставались неизвестны), тринад-
nat. работ Зурбарана, девять-—Тициана,
шесть — Тинторетто, шесть — Тьеполо;
в каталоге мы также находим имена Ве-
ласкеса, Мурильо. Дюрера, Кранаха, Лоу-
ренса, Рейнольдса, Генсборо, драгоценное
собрание испанских ‘примитивов и т. д.
	Другой зажный отдел коллекции <9-
ставляют более пятидесяти тысяч редких
старинных изделий и много тысяч старин-
	Олнако задача заключалась не только
в том, чтобы спасти художественные ‹сок-
ровища страны, но и сохранить их.

‚Правительством было отдано распоряже-
ние 06 эвакуации в Валенсию ценнейших
произведений искусства, спасенных мад-
рилской хунтой, в первую очередь картин
музея Прадо.

10 ноября 1936 года отправился ‘пер-

вый транспорт, а с 14 по 25 число того
же месяца фашистская авиация  громила
музей Прадо, Национальную Oatitnorery,
Акадбмию Сан-Фернандо и Дворел Лирия,
Последний бых разрушен зажигательныии
бомбами, и только тероическими усилия-
ми дружинников пятого полка . удалось
спасти. главнейшие его художественные
ценности. Производить эвакуацию В таких
условиях _ было делом весьма трудным. В
распоряжении работников находилось ог-
раниченное ‘число грузовиков, да и тебы-
ли сняты, в фронта в момент яростных
атак мятежников на Мадрид. Перевозку
многих ценнейших картин Прадо произво-
дили ночью, Ящики < большими картина-
ми Тициана и Веласкеса испанские бойцы.
бережно проносили под мостами на руках.
и снова устанавливали на грузовики.
‚ Из музея Прадо благополучно были вы-
везены две тысячи картин, все драгоцен-
ные ковры и много других предметов,
представляющих огромную художественную
ценность.

“Так республика защищает хуложествен-
ные ценности страны’от фашистов —
варваров, губящих `ценнейшие coxposu-
ща ‘мировой культуры, чтимые всем ци-
	НИИ: а

Т. СОРОКИН
	ных рукописей. на латинском, арабском и
	испанском языках.

Любопытная подробность: в частных
архивах были найдены ценнейшие книги.
Когда-то они принадлежали государству,
потом. были украдены кем-то’ и спрятаны.
Одна ‘из ‘таких книг-——очень ценное изда-
ние произведений известного meta Васти-
лии ХШ века Тонсалеса’ Берсеа:

Велики достижения и ‘каталонской хун-
ты. ‘Спасено почти все, ‘за поключением
разве монументальных памятников, кото-
рых ‘нельзя был ни унести, ни Укрыть
от бомбардировок ”фалтистской ‘авиации.
Найдены ценнейшие художественные пред-
меты, как натример, замечательный ларец
слоновой кости, украшенный редким араб-
ским орнаментом XIV века, единственная
в <в0ем роде’ старинная шиага, с вытрави-
рованной на ее клинке ‘целой легендой,
ретабло 1  работы знаменитого мастера ка-
талонекой школы’ Х\У  века Хутета, нахо-’
дивитийся в’ Барселонском соборе и заго-
роженный позлнейней ‘застройкой, и ‘мн. др.

Каталонцы проделали 3a время войны’
большую фаботу по реставрации. историче-
оких памятников, расчистке ‘и укреплению
старинных фресок Х—ХПИ вв. и снятию
их ©0 стен в тех древнейших зданиях, Ко-
торым угрожала опасность ‘гибели.

Вновь открытые многочисленные . про-
	винциальные Музеи непрестанно DONO
няются Мовым материалом.

1 Ретабло— своеобразные. произведения
	испанского искусства; запрестольные обра-
за, порой достигающие 25—30 метров. вы-
	соты, в композиции которых 006 единены
элементы живописи, скульптуры и врхи-
тектуры.
	С первых же дней фашистского мятежа
республиканиы приняли самые энергичные
меры для защиты художественных ценно-
стей. Все, что можно было поднять— цен-
ные картины, скульптура, ковры, рукопи-
си, книги, — пряталось в ‘подвалы; мо-
нументальные памятники, имеющие  пер-
воклассное художественное значение,   0б-
кладывались мешками © песком.

Правительство, спасая сокровища 1с-
кусства от фашистских воздушных . бом-
бардировок, обратилось за помощью к 0б-
щестРенным организациям. Былн созданы
так называемые хунты Мадрида, Барсело-
ны и Валенсии. которые об’единились при
	  Пентральном совете министерства народ-
	ного просвещения.

Хунты сразу же проявили огромную
инициативу. Они з первую очередь пове-
ли большую просветительную работу среди
всего населения страны.

Издавалась популярная литература ‘тю
вопросам искусства; красочные плакаты
сопровождались простыми, ясными ‚ лозун-
тами: «Художественные сокровища. страны
отныне принадлежат вам, граждане. По-
могите их сохранить!». и — твое
оружие завтра. Защищай их!». Эти при-
зывы можно было встретить в плакатах,
расклеенных на стенах домов самых 38-
холустных деревень.

Педагогические общества организовали
особый передвижной музей, который 06’е-
хал сотни маленьких городов и деревень,
показывая населению копии лучших кар-
тин испанских художников и распростра-
няя десятки тысяч репродукций © заме-
	чательных произведений искусства,
	«Игра в пушбол»
Работа скульптора Терзибашьяна