20 января 1939 г» № 10 (510)
ane
	CODEN AE
0 РАБОТЕ
МОЛОЛЫХ АКТЕРОВ
	“Два дня — 1% и 16 яиваря-в помещь
нии ‘театра им. Ермоловой руководитен
театров, режиссеры и театральная Koh
дежь участвовали” в совещании о состо.
нии и перспективах работы с актерои
‘молодежью в театрах, созванном Москов
ским управлением по делам искусств,
	Докладчики — художественный руку,
дитель театра енинского — комсомолу
И. Н. Берсенев и художественный руково
дитель театра HM. Ермоловой Н
Хмелев — говорили о строгом отношенн
молодых актеров к своему творческом
труду, об отношении к эпизодическим
лям и к участию в массовых сценах, к
к ответственной творческой работе, и 0%
многих других бесспорных вещах, №
фактического материала для обсуждены
эти доклады совещанию не дали. Не 6»
лее. убедительным оказался и доклад ди
ректора Камерного театра И. С. Зуб,
построенный по тицу расширенной «фи.
тической справки» — с цифрами, датами
упоминанием фамилий. Приведенные rag
ры не убедили аудиторию в том, чо 1
Камерном театре творческие интересы у
лодых актеров обеспечены больше, чем 1
других театрах.

Актерская молодежь откровенно крит»
ковала свои недостатки. Пред’ являя слу
ведливые требования нормальной затру»
ки молодых актеров ролями, расширены
репертуара театров, организации молодея
ных утренников, большинство из вых,
павших на бовещании молодых актер
не скрывало и собственных. недостатков
	В прениях, впрочем, выступали не топи
ко молодые актеры. С яркими и интери:
ными речами выступили на совещани
народный. артист РСФСР В. Э. Мейерхолы
и заслуженный артист PCOCP Mi
Штраух; рассказывали о своей работе и
молодежью режиссер театра им. Немну
вича-Данченко т. Златогоров, художестве
ный руководитель Московского драматич»
ского театра т. Каверин и художеств
ный руководитель Современного teary
т, Лойтер.

Выступавшая в прениях молодежь тов»
рила .0 творческой и политической ‚ответ.
ственности, которую художественные рук.
водители театров должны нести 3% акте’
	скую молодежь.
	Товарищи Паркалаб (театр Ленинском
комсомола), Благоволина (Камерный rear),
Соколовская (театр Ленсовета) и ряд др}*
тих молодых актеров говорили о том, 9%
обычно судьбу молодого актера решает
в театрах случай, Тов. Паркалаб резко вы.
ступила против зазнайства, Легкомыслен
ного отношения к овоим обязанностям, ха,
рактерным еще для некоторой части н%
шей актерской молодежи. .

Избрана специальная комиссия для под
ведения конкретных итогов совещания 1
составе товарищей — Паркалаб  (тевт
Ленинского комсомола), Менчинского (т68л]
	‘им. Ермоловой). Благоволиной (Камерный
	театр), Аргиропуло” и Незнамовой (Mo
сковский театр для детей) и Равенскою
(Современный театр). ПА
	ИСКУССТВО»
			пе позволим нарушать
‘интересы производства
	Театре сатиры имеют место слу-
чаи недопустимого отношения актеров и
рабочих сцены к интересам производства,

6 января актриса ЕВ. И. Соловьева з8-
	мешкалась в артистической уборной и COB-
	сем не вышла на сцену в третьем акте
«Простой девушки». Ее отсутствие на сце-
не партнеры (Хенкин  и другие) вынужде-
ны были об’яснить зрительному залу В
нескольких импровизированных фенликах.

10 января рабочий сцены Иванов опо-
здал. на спектакль «Таланты», задержав
работу по монтировке. оформления.

12 января артист оркестра Буслаев. опо-
вдал на 15 минут на утренний спектакль
«Господин де-Пурсоньяк».

Буслаеву дирекция ‘поставила на вид,
актрисе Соловьевой об’явила выговор, а
рабочему сцены Иванову—строгий выговор
с предупреждением.

Случаи. грубого. нарушения производот-
венной дисциплины всполошили BCD 06-
щественность нашего театра. Но всем пе-
хам были проведены собрания, на кото-

ых обсуждалось постановление CHE
CCP, ЦЕ ВК) и ВЦСПС © мероприя-
тиях по упорядочению трудовой дисциили-
ны. Участники собраний требовали,  что-
бы против нарушителей трудовой дисци-
плины применялись самые суровые меры.

12 января в театре состоялось совеща-
ние помощников режиосеров совместно с
дирекцией театра и заведующим труппой.
Установлен порядок ведения точных з8-
писей в «журнале репетиций и спектак-
лей». Помощникам режиссеров предложе-
но не ограничиваться одной стереотипной
отметкой о начале и конце репетиции или
спектакля. Всякие даже малейшие нару-
шения производственного порядка должны
заноситься в журнал.

Весь наш коллектив проникнут тлубо-
ким чувством ответственности за осуще-
ствление утвержденного  фепертуарного
	плана. Мы работаем сейчас одновременно
над тремя новыми постановками, которые
будут показаны в течение ближайших
двух-трех месяцев. 910 — «Джиоконда»
Н. Погодина, «Чортов мост» А. Толстого
и серия новых «Веселых страниц».

Мы работаем одновременно на трех пло-
щадках (двух в Москве и одной в Ленин-
траде), давая ежемесячно в среднем по
44 слектакля,

Каждые 5—10 дней мы выпускаем «про-
изводственные бюллетени», освещающие
ход: подготовки ‘спектаклей в каждом цехе
театра. К сожалению, режиссеров у нас
недостаточно, и это отражается на про-
	изводетве. Так. несколько замедлилась PA  :
	бота над постановкой «Чортова моста»
из-аа Того, что ‘один из двух постанов-
щиков спектакля—нар. арт. РСФСР В. Я.
Станицын — сейчае много занят в Худо-
жественном театре, где готовит роль Фаму-
сова и репетирует роль Кулыгина в «Трех
сестрах». Вероятно, ‘не один Театр сатиры
находится в таком положении. Пригяа-
шенный со стороны постановщик обычно
отвлекается своей основной работой в
театре, тде постоянно служит.
Необходимо упорядочить работу режисое-
ров-совместителей. Приглашение режиссе-
ра-постановщика «CO стороны» должно
быть обязательно согласовано с местом
его основной работы © таким раочетом,
чтобы. не страдало ни производотво 0с-
новного театра ни производотво театра,
пригласившего режиссера. Необходи-
мо также (по соглашению с Комитетом по
делам кинематографии) установить стро-
тий порядок в приглашении актеров тез-
тра на кинос’емки,—тогда от совместитель-
ства актеров не будут страдать производ-
	ственные интересы ни театров, ни кине-
	матографии.
А. В. КОЗУБСКИЙ,

парторг Московского театра сатиры
	командиров и
. Межерицкий)
зоника ТАСС)
	При кронштадтском Доме Красного Флота ‘работает, самодеятельный ана И аа
краснофлотцев Краснознаменного Балтийского ‚флота, Репетиция ансамбля (справа—руководитель хора А. В. Меже
or

о И ое с Алтае аАТтИикКа
			Фото Хайкина (Фотохроника
	«Дети солнца»
	в Воронеже
	1935 тоду Воронежский областной
театр драмы показал в Москве «Детей
солнца». Спектакль имел тогда успех.
Именно ‘после гастролей Воронежского
театра «Дети солнца» стали итти на сто-
личной сцене. Спектакль 1935 тода при-
влекал хорошей игрой актеров, подлинным
ансамблем. Но критика осталась  совер-
шенно безучастной к тому, что театр одно-
сторонне понял произведение Горького.
Театр иронизировал над героями пьесы,
выставлял их в смешном виде,

Максим Горький прекрасно знал силу
ученого Протасова. В Протасове его при-
влекали изумительная преданность науке,
бескорыстие, готовность пожертвовать всем
ради науки, любовь к творчеству, неисся-
каемый оптимизм. Театр, стремясь во что
бы то ни стало «разоблачать» старую рус-
скую интеллигенцию, отнесся скептически
К положительным сторонам характера Про-
тасова, т. е. попросту игнорировал их.

В сезоне 1938—1939 г. Воронежский
театр вновь поставил «Детей солнца». Ны-
нешний спектакль свидетельствует © том,
как углубилось понимание идей горьков-
ской драматургии, насколько яснее разоб-
pares театр в этой сложной и тонкой
пьесе замечательного драматурга.

Протасов, мечтающий о лучшем буду-
щем человечества, увлеченный наукой,
внутренне близок рабочему классу, но он
полон предрассудков, он замкнулея в 6ебе,
он не видит страданий народа. За этот
отрыв от народа Горький беспощадно кри-
тикует ученого, но критикует он его не
для того, чтобы дискредитировать, & для
того, чтобы открыть ему глаза на подлин-
ную’ действительность.

Поняв горьковекую мысль, увидев это
«торьковокое» в пьесе, режиесер Энгель-
Крон сумел по-новому решить и задачу
сценического воплощения «Детей солнца».
Иначе зазвучали теперь образы Протасова,
Вагина,  Лизы, Меланьи. Для них нашлись
верные краски.

Заслуженный артист республики Фло-
ринский играёт роль Протасова. в подку-
пающей искренностью. И именно поэтому
зрителю становится ясно, чем хорош и чем
плох Нротасов. Однако Флоринский недо-
статочно подчае раскрывает ошибки Про-
тасова, его индивидуализм,

Излипене «добродушно» театр отнесся и
к Ватину. Вагин — сознательный индиви-
дуалист. Это следовало помнить актерам
Ящиковскому и Пальмину, несколько идеа-
лизировавшим этого певца «чистого искус-
	ства».
	Почти все роли, за небольшим исклю-
чением,. нашли вдумчивых и серьезных
исполнителей.  Театр не побоялся ответ-
ственную роль Лизы поручить молодой ap-
тистке Невструевой, ‘которая целиком оп-
равлала надежды, сыграв Лизу искренно и
правдиво.

Успеху постановки способствует стротое
и простое оформление‘ художника Данилова.
	Воронеж

Н. САДКОВОЙ
	на те вопросы, которые критики H HCTO-
рики искусства предпочитают заматчивать.
Вышедшие недавно четыре тома «Мастера
искусства 0 искусстве» имели вполне за-
служенный успех среди художников. Од-
нако далеко не все великие живопиецы
товорили ©. своем мастерстве так же 00ст4-
ятельно и проникновенно, как, Леонардо да-
Винчи и Делакруа. Чло мы знаем © воз-
зрениях на искусство Тициана, Веласкеса,
Гальса, Рембрандта?

Многие великие мастера прошлого вы-
сказывались по случайным поводам и
часто обходили молчанием самое главное и
ценное в своих произведениях. Таким o6-
разом, самые тщательные сборники выека-
зываний мастеров не снимут с науки ob
искусстве обязанности стремиться в глу-
бокому истолкованию художественного на-
следия, к пристальному изучению вопро-
сов мастерства.

Следует подчеркнуть, что наука 06 ис-
кусстве никогда не сможет, да и не 0бя-
зана, выработать рецепты, < помощью кд-
	торых художник легко сумел бы создать
великие произведения. Требовать таких
указаний от науки 906 искусстве бесполез-
но. Но существует ряд других путей, по
которым исследователь и художник могут
притти к тесному и плодотворному сотруд-
ничеству.

Рядом © курсом истории искусства лол-
ны итти практические занятия по изуче-
нию и толкованию памятников. Программа
этих занятий должна быть тесно связана, с
теми первыми самостоятельными. компози-
THOHHEIMH задачами, которые ставятся пе-
ред учащимся параллельно © работой над
моделью. Между тем в программе искус-
ствоведческого отделения Академии худо-
жеств этому предмету уделяется 90 чаков
из 8 тыс. часов всего пятигодичного кур-
са, т. е. томеопатическая доза: около
1 процента!

Формалисты пытались изучать форму
как явление, развивающееся по своим им-
манентным законам, Этим они не только
обедняли идейное значение искусства, но
и извращали самые принципы изучения
художественного наследия. На анализе
конкретных примеров надо показать, что
тема, идейный замысел произведения по-
лучают лишь тогда свое полное звучание,
когда они художественно выражены, а Hop
	_’Галиаскар Kaman —
	К 60-летию со ДНЯ рождения
	На-днях общественность — Татарской
АССР отмечала шестидесятилетие ©0 Дня
рождения выдающегося писателя-драматур-
га Галиаскара Камала. Татарский народ
тлубоко чтит память умершего в 1933
тоду Галиаскара Камала, так много еде-
лавттего для развития татарской культуры.
‘Ero по праву называют отцом татарской
драматургии. Нет татарского театра или
самодеятельного = драматического  круж-
ка, не ставившего драм, комедий или ик-
сценировок Г. Камала. Его пьесы, остро
высмеивающие капиталистическое общест-
во, шарлатанство и ханжество реакщион-
HOTO духовенства и в то же время славя-
щие благородство, мужество, ум человека,
10 сих пор не сходят со сцены. «Пер-
вый театр», «Банкрот», «Несчастный
юноша» и многие другие произведения Ка-
мала пользуются широкой известностью У
татарского зрителя.

Свою творческую деятельность Г. Ва-
мал начал в конце прошлого столетия.
Произведения Г. Камала проникнуты глу-
боко демократическими идеями. Эти идеи
никогла не потухали в его творчестве и
вепыхнули © новой силой в дни революции
1905 гола. когда Г. Камал редактировал
	сатирический журнал «Яшен» («Молния»).
	Великую Октябрьскую социалистическую
революцию Г. Камал встретил восторженно.
Весь пыл своей прекрабной души, весь
	свой талант он посвятил служению роди-
	не. Он развивает кипучую деятельность,
	пишет стихи, Повести, пБесы, активно
Участвует в организации татарского ©о-
ветского, театра, одновременно являясь В
нем и автором. и режиссером, и актером.
В последующие тоды своей жизни Г. Ва-
мал работает в Татареком государственном
акалемическом театре,
	Его пьесы «Несчастный юноша», «Ради
подарка» и лругие имели большое воспи-
тательное  эначение В своей комедии
«Банкрот» : (1912 г.) в образе Серазетди-
на Г. Камал разоблачал авантюризм и
жульничество дельцов  капиталистическо-
то общества. В комедии «Тайны нашего
города» сатирический талант Г. Камала
достиг своего апогея, С большим мастер-
ством писатель изображает мерзкие типы
«королей сенного базара»—татарсокую ли-
беральную буржуавию.
	Пьесы Г. Камала отличаются большой
сценичностью. простотой диалога и лет-
костью языка. Автор был одним из 603-
дателей татарского литературного языка,
понятного народу, очищенного от арабских,
фароидеких и турецких слов, усердно вне-
дрявшихея буржуазными чационалиствми,
Еще в 1898 году. публикуя первое ©8068
произведение «Несчастный юноша», Г. Ка-
мал писал: «Кое-кто будет смеяться. го-
воря, что книга эта написана «уличным»
языком, 410 же из этого? Пусть емеют-
ся! Побольше бы. книг, написанных «улич-
ным», понятным для всех языком». В этих
	мальные средства приобретают tuber лишь
тогда, когда они служат выявлению опре-
деленной темы. Это положение поможет
мастеру осознать всю ответственность его
собственной работы. Оно ваставит его по-
нять, что его искусство может и должно

служить передовым идейно-политическим
задачам эпохи.
	Изучение и истолкование памятника ис-
кусства в методическом отношении легче
всето вести, рассматривая его в процессе
его ‘постепенного возникновения. Пусть мо-
лодой художник ясно представит $ебе, как
в голове великого мастера зародилась пер-
вая мысль, сначала еще смутная идея
произведения. ‘Пусть он задумается над
тем, почему именно эта тема привлекла
его внимание; Учащийся должен предета-
вить себе предшественников мастера. Пусть
он увидит, как относился Леонардо ла-Вин-
чи, создавая «Тайную вечерю», в Гирлан-
дайо, как Рембрандт в «Блудном сыне»
творчески перерабатывал итальянские про-
тотипы, Он убедится тогда, что великие
мастера смело «цитировали» своих пред-
шественников, порою близко подхолили к
	ним, не переставая быть глубоко ориги-
лальными.
	Следующий этап работы мастера — это
поиски моделей. Из пестрого многообразия
впечатлений он извлекает типические 0б-
разы, отвечающие задуманной теме. Лео-
нардо да-Винчи блуждает ереди беднейших
кварталов Милана, Рембрандт — среди ам-
стердамокого гетто. Попутно © этим идет
работа над композицией. Первый замысел,
выполненный беглыми петрихами на клочке
бумаги, представляет для начинающего ху-
дожника особенный интерес. Изучая такие
наброски, он как бы затлядывает в ма-
стерскую великого живописца, он видит ето
за работой. Ему невольно припомнятся его
первые собственные опыты на этом попри-
ще, он сумеет извлечь из своих наблюде-
ний уроки для своей работы. Какие изме-
нения вносит мастер в свои этюды в на-
туры, перенося их в картину? Постанов-
Ka ЭТОГО вопроса навелет изучающего на
размьления, заставит его более созна-
тельно относиться и к своей собственной
работе.
	Но самая трудная и ответственная за-
дача встает, когда учащийся переходит к
законченному произведению. Задача рас-
крытия художественного произведения тре-
	словах весь Галиаскат Аамал, беспредель-

но любящий свой народ, славящий ero
интересы превыше всего:

Глубоко убежденный, что развитие та-
тарской культуры невозможно без обога-
шения ее сокровищами культуры велико-
го русского народа, Г. Камал еще до ре-
волюции переводит Ha татаровий язык
драматические произведения Горького («На
ane»), Гоголя («Ревизор»), Островского
	(«Свои люди-—очтемся») и другие. Га-
	лиаскар Вамал высоко ценил русских пи-
сателей и драматургов, учился у них. On
же был первым, кто познакомил татарский
народ © произведениями Мольера, Лопе xe
Вега, А. Дюма и др.

Буржуазные националисты, враги Ha-
рода, старались умалить значение твор-
чества Г. Камала, мешали татарокому Ha
роду ближе познакомиться ‹ произведения“
Ma талантливого писателя. Не случайно,
что богатое литературное наследство
Г. Камала’ (им написано свыше 100 пьес,
а также большое количество прозаических
произведений и стихов) до сих пор 10-
настоящему не изучено, не систематизи-
ровано, многое еще не издано. Не слу-
чайно также, что произведения Г. Камала
не переведены на русский язык.

Юбилей Галиаскара Камала — большое
событие в жизни Татарии. На крупнейших
предприятиях Казани и в районах респуб-
лики прошли собрания трудящихся, 1п0с-
вященные жизни и деятельности Г. Ka-
	мала, Полготовляется к печати собрание
	ето. сочинений. Татарский варод вместе
со всеми  национальностями Советского

Союза свято чтит и бережет память 0
своих лучших сынах.
	Развал трудовой дисциплины
	Призывая к порядку злостных наруши-
телей - дисциплины, в киевских зрелищных
предприятиях обычно говорят:

— Здесь вам не опера...

Действительно, в Кибвском Teatpé one-
ры и балета прогулы и опоздания не
прекратились и по сей день,

1 января, в день вступления в силу
Постановления СНК Союза ССР, ЦК
ВКП(б) и ВЦСПС о мероприятиях по
упорядочению трудовой дисциплины,
спектакль «Тихий Дон» начался с опо-
зданием на 655 минут. Машинист сцены
Прозоров, вместо того чтобы подготовить
декорации, сцену и обеспечить  своевре-
менное начало спектакля, ушел. домой,
передоверив свою работу помощнику ма-
шиниста Тринцову, человеку, технически
не подготовленному.

Об’явлены выговор © предупреждением
мапгинисту Прозорову, выговоры помощ-
нику машиниста Тринцову и инспектору
спены Брусову.
	Управлением по делам искусств при

СНК УССР была создана специальная
комиссия, которая установила полную
расхлябанность в работе театра.
	Однако и сейчас в театре продолжают-
ся прогулы и опоздания.
	8 января не явился на работу один из
ведущих музыкантов театра — скрипач
Кильберг; он уволен ва прогул. За систе-
матические прогулы, опоздания, наруше-
ние распоряжений ‘начальника цеха уво-
лены артисты миманса Прокофьев, Коля-
да, Володарский, Солуха. Солисту Бори-
щенко ‘об’явлен строгий выговор © преду-
преждением за неявку 9 января на про-
верку спектакля +«Даиси». Снята с рабо-
ты артистка балета Рыбак за  самоволь-
ный выезд на концерт,

Развал дисциплины особенно остро
ощущается в балетном цехе,
	Киев
	А. ЯГНЯТИНСКИЙ
	Труддисциплина
в театральных училищах
	ЦВ Рабис обследовал, как поставлен
контроль за явкой на работу в московских
театральных учебных заведениях. Картина
оказалась довольно нёприглядной.
	Постановление СНК СССР. ЦЕ ВЕ) и
	ВЦСПС об упорядочении трудовой дисци-
	плины. воспринято учебными заведениями
поверхностно.
	В Театральном училище им. Щепкина
педатоги регистрируют свой приход в шко-
лу лишь по окончании занятий, иногда
сразу за несколько дней. Многие педаго-
ги не лелают даже этого.
	После указаний ЦЕ Рабие руководство
училища издало приказ о введении с
15 января регулярного и своевременного
заполнения журналов педагогами иго ре-
гистрации явки на работу обелуживающе-
го персонала,
	Отмечены случаи опозданий и неявки
студентов на занятия. 13 января не явил-
ся на занятия студент 2-го. курса, член
союза Рабие Смоляков. В ночь на 13 ян-
варя он напился и устроил дебош B 06-
	щежитии училища, Смоляков исключен из
числа слушателей и выселен из общежя-
тия. .
	Государственном театральном учили-
ще им. Луначарского приход педатогиче-
ского персонала на занятия также не кон-
тролируется. Опоздания педагогов на 5,
10 и 15 минут в Гитисе — обычное явле-
ние. В январе уроки пропустили педагоги
Андерс (2 часа), Миронов (2 часа), Рацек
(2 часа), Рогачевокий (2 часа) и Тункель
(1 час). Срёди пропустивших лекции чис-
лится и начальник Главного управления
учебных заведений Комитета по’ делам ие-
кусств т, Шаповалов (2 часа),

Только 14 января у директора Гитиса
т, Лебедева состоялось совещание, на ко-
тором было решено издать приказ о кон-
троле за явкой на работу педагогического
персонала.

В музыкальном училище Московской
консерватории и в детской музыкальной
школе-семилетке проконтролировать время
прихода и ухода педагогов с работы ока-
залось весьма трудным, ибо часть занятий
с Учащимися (особенно в детской школе)
педагоги ведут у себя на-дому. Они вы-
нуждены это делать, так как лучшее в
Советском Союзе музыкальное училище
до сих пор неё имеет достаточного поме-
щения для занятий.
	9 а
	Опера «Черевички» в Свердловском Т@ватре оперы и балета им. Луначарского.
Артистка 0. В. Коподуб (Оксана) и засл. арт, Д. С, Аграновский (Вакула)
	актуальный вопрос 0б исторической жи»
писи принадлежит к числу совершенно №
исследованных. Он ставит перед худояле
ком множество серьезных проблем: - вати
образом историческая концепция, ощее
ленное историческое ‘мировоззрение эмог
быть выражены средствами  животисний
языка. Проблема синтеза искусства 6 182
дым годом приобретает у ‘нае pee bord
важное значение, но точно так #6 пт
не разработана. Между тем наших ху
ников интересует вопрос, каким 06085
великие мастера прошлого связывали 3
фрески с архитектурой. Этот опыт 201s
	быть обобщен! и сделан доступных ХУД
НИКУ.
	Вопрос об учебниках no искусству №
дет поднят на принципиальную вы
лишь при условии, если будет подверг
критическому обсуждению вся система 1%
подавания в художественных учебных
ведениях, вопрое © программах курсов, *
прос о работе исследователей и критиков»
	Для того чтобы намечаемая нами 1
грамиа осуществилась, она должна 8.
достаточно серьезно обоснована и разр \
тана. Кустарщина, дилетантизм могут №
губить самые блатие начинания, № /
тем наука об искусстве поставлена у #4
В такое положение, что даже такой ки
нейший художественный центр, как №
ва, лишен исследовательской базы, В №
делении общественных наук Академ
наук, rie разрабатываются = аналоги
ные проблемы литературоведения, наува ®
изобразительном иокусетве пока еще №
представлена. Вузовские кафедры по ии»
рии искусства носят преимуществе
учебный характер и к тому же не об
няют всех научных сил в этой обл
Руководящим органам в области ис
ства, следовало. бы обратить внимание #
то, что серьезнейшие вопросы науки й
искусстве предоставлены самотеку. 0 №
обходимости создания‘ в Москве иссле’
тельского центра изобразительного иск!
ства, в котором будет обеспечено тес
сотрудничество теории и практики, уже
ворилось в печати. Такой центр облегий:
дальнейший рост и процветание искус
ва в нашей стране. Его организация =
дело первой необходимости.
	Проф. М. АЛПАТОВ
	Over настоящего творческого напряжения.
Недаром Монтэнь говорил, что легче на-
писать хороший сонет, чем дать ему глу-
бокое истолкование. Путем такого анализа
художник вырабатывает свой вкус, разви-
вает глаз, свои способности и суждения.
Художник увидит, что великие реалисты
протшлого ‘отбирали из множества своих
впечатлений самое типичное, что они ©тре-
мились к художественному обобщению и,
сохраняя правдивость, умели выразить в
произведении свое личное отношение к те-
ме. Таким образом, мировоззрение живопис-
па выражается в его своеобразном зри-
телькюм восприятии, в его индивидуаль-
ной манере видеть вещи реального мира,
	В процессе изучения классических про-
изведений живописи молодой художник
увидит, какую роль играет своеобразный
язык его искусства. Он заметит, что боль-
шие мастера довольно свободно обраща-
лись 6 так называемыми «законами пер-
спективы». Он узнает, какое большое
значение имеют в живописи выбор точки
зрения, формат картины, ее реальные мас-
штабы, способ распределения на плоскости
картины отдельных предметов. Он убедит-
ся, что. богатство композиционных. возмож-
ностей далеко не исчерпывается преслову-
тым треугольником Леонардо да-Винчи ип
диатоналями барокко. Он придет к убежде-
нию. что так называемая «красочная гам-
Ма», © которой так любят товорить крити-
ки, всего лишь азбука живописи, за кото-
рой следуют гармония цветов, проблема
валеров, задачи тонального  об’единения,
	разложения цвета и его синтетического
воссоединения.
	В копировании картин великих мастеров
он ‘увидит средство глубже понять язык
мастера, _ каб это делали Делакруа в
копиях © итальянцев или Курбэо в своей
дивной копии «Хилле Боббэ» Гальса.
	Hama исследователи искусства обнару=
живают странную робость в постановке п
разработке проблем художественных жан-
ров. В общих обзорах искусства имена ве-
тиких портретистов обычно рассеяны ‹ре-
ди других имен. Для художника же очень
важно освязно представить себе развитие
портрета, каж особого жанра, его ТИПЫ, 34-
дачи и средства выражения. Не менее важ-
HH для художника такие проблемы, как
пейзаж, натюрморт и «жанр», Чрезвычайно
	Аудожники =
и наука 06 искусстве
	Наука 00 искусстве начинает завимать
за последнее время значительное место в
системе нашего художественного образова-
ния. Последние программы преподавания
истории искусства выгодно отличаются от
тех, которые были приняты в наших. ву-
зах в период засилья формализма. Знаком-
ство ^6 творчеством классических мастеров
прошлого считалось тогда излишним и да-
же вредным для развития молодого худож-
ника. Идеологи формализма яростно б010-
лись © классиками и ревниво охраняли м0-
лодежь от «губительного» влияния вели-
ких мастеров Возрождения и ХМ в.
	Печальные последствия этой вредной
системы дают себя знать до последнего вре-
мени: многие молодые, порой талантливые
художники, получившие образование в эти
оды, до сих пор страдают от огромных
пробелов в своих знаниях. Совсем недавно
на приемном испытании молодой архитек-
тор на вопрос, знакомо ли ему имя Дан-
те, без запинки отвечал: «Это один из ге-
роев Шекспира».

В последнее время положение резко из-
менилось. Молодежь, уже поступая в вузы,
знакома © основными фактами всеобщей
истории и истории народов СССР. так что
приобретаемые в вузах знания по. искус-
ству ложатся на прочную базу общего
исторического образования. В художествен-
ных учебных заведениях истории искуества
уделяется значительное внимание. Это ка-
саетея как вузов. так и художественных
училищ и изостудий. С историей искусства
знакомятся и самоучки-заочники. При пре-
подавании истории искусства особенное
внимание уделяется тем эпохам, которые
представляют наибольший интерес для со-
ветского художника, т. в. классической
Греции, Возрождению и Теализиу ХУП п
XIX ws. Если прежние программы. ©трои-
лись на социологических и формалистиче-
ских абетракциях (например, ma якобы
извечной борьбе  «монументализма» и
«станковизма»). то в основу новых кла-
	дутея конкретные исторические факты.
При всем Том существующий ныне
порядок прохождения истории ‘искусства в
художественных учебных заведениях еще
не удовлетворяет запросов художников.
	06 ясняется это в. первую очередь узким,
неправильным пониманием того, что яв-
ляется фактами истории искусства. Наш
молодой художник должен твердо знать,
ato Рафаэль родился в Урбино, что ето
учителем был Перуджино, что он работал
в Риме при Юлии Пи Льве Х и умер
едва достигнув 37 лет. Не менее бесепор-
ным фактом является безупречное живопис-
ное мастерство Рафаэля, ето изумительный
рисунок, линейный ритм, композиционное
чутье и ларование портретиста. Ради этих
именно фактов нам и дороги факты и даты
биографического порядка. Именно это пред-
ставляет первостепенный интерес для ху-
дожника. Между тем за последнее время
среди наших историков искусства  заме-
чается робость в постановке вопросов ху-
дожественного мастерства. Грубые ошибки
формалистов отпугнули некоторых искус-
ствоведов от освещения проблем хуложест-
венной формы. Ошибки вульгарных <оцио-
логических схем породили боязнь веякого
обобщения и чрезмерно развили привязан-
ность к таким фактам, которые никогда
«не подведут», потому что они подкрепля-
ются всеми справочниками мира. Боясь
упреков в  социологизме, преподаватель
ударяется в другую крайность: социальная
функция искусства полностью игнорирует-
ся, Исследователи отраничиваются пере-
сказываниями сюжетов и избегают гово-
рить 0 форме, считая, что исследование
художественной формы грозит увлечь в
пучины формализма. В результате нахка
	06 искусстве преподносится художникам в
выхолощенном виде.
	В массе художников существует повы-
шенный интерес в высказываниям 06 ис-
кусстве великих мастеров прошлого, В них
молодой художник надеется найти ответ