_

«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО»
	А.
	«Чабан». Работа  скупьптора
Андреева
		По страницам
газет
	3% Депутат Верховного Совета СССР,

сатель М. А. Шолохов сообщил корень
денту ростовского отделения ТАСС,
в феврале он закончит роман «Тиц
Дон». Затем Михаил Александрович (»
дет работать нал второй книтой «Под
тая целина». Одновременно т. Шотоу
пишет брошюру к всемирной выстнь
которая откроется в этом году в Ну
Йорке («Молот»).

3% Композиторы Харькова, готовясь у
125-летию с0. дня рождения великого у
раинского поэта-революционера Т, Г. в,
ченко, пишут музыкальные произведени
на его тексты, Около 15 песен и хору
уже закончены и представлены в орт»
митет союза композиторов. В начале ge,
pata будет организован  общественны
просмотр всех музыкальных произво
ний, написанных харьковскими композ.
торами к юбилею Т. Г. Шевченко («Хар,
ковский рабочий»).

3% Состоялся смотр колхозной худоль
ственной самодеятельности — Шатковеюи
района (Горьковская область). 42 хора,
драматических коллектива, 7 струны
оркестров и десятки певцов, танцор,
‘чтепов приняли участие в районном суб»
ре. В первый день выступил самодеятеть
ный коллектив’ мордовского колхоза «Я
гай», который показал старинную у»
‘довокую свадьбу, рисующую” бетриь
ное положение женщины до революции
82-летняя Ефимья Дунаева запевала 5,
родные песни с хором колхозников хо,
‘хоза «Красный пахарь», Всето на сми
выступило 150 участников («Горьковсная
	‘коммуна»),
	  ПО СЛЕДАМ
НАШИХ
ВЫСТУПЛЕНИЙ
	Московское областное управление по 2;
лам искусств произвело  расследовани
возмутительного случая, происшедшем }
Московском колхозном театре им, В. В
Маяковского, когда вся труппа в течени
полутора часов ожидала прихода wa pe
петицию художественного руководить
театра т. Бутурлина и режиссера т, Арн
гольда (см. прошлый номер «Советском

искусствя»).
	Расследование установило «wid npr
	диум ЦК Рабис, предложивший  Управь \
нию по делам искусств применить к п.
Бутурлину и Арнгольду. меры взыскания,
	был введен в заблуждение = относительн
истинных виновников этого безобразной
случая. Установлено, что директор тезти
Казацкий, назначив на 1 Час дня 16 я.
варя репетицию пьесы «Свои люди
темся», не поставил об этом в известност
ни т. Бутурлина ни т. Арнгольда, 01%
рые, таким образом, в простое труппы 1,
ПОВИННЫ.

За безответственное отношение к пров.
водственной работе Московское управлени
по делам искусств об’явило директору 1
атра Казацкому выговор.
		Опера Верди «Отелло» в ленинград-
ском гос. академическом театре оперы
и балета им, С, М, Кирова. Постанов-
_ка заслуженного артиста РСФСР Н. К.
	Печковского. Художник Н, 3. Мельни-

ков, . дирижер — С. В. Ельцин; На

фото: заслуженный артист РСФСР
Н. К Печковский в роли Отелло
	ood

ПОСТОЯННАЯ
РЕСТАВРАЦИОННАЯ
КОМИССИЯ
	Комитет по делам искусств при СНК
ССОР создал постоянную реставрацион-
	ную комиссию при Изоуправлении. В за-
	дачи комиссии входит иаучное руководст-
во всеми реставрационными работами в
музеях, подведомственных Комитету пе
делам искусств.

. В состав комиссии вошли: заслуженный
деятель искусства проф. И. 9. И
(председатель), художник-реставратор Е. В.
Кудрявцев (ученый: секретарь), академик
В. Г. Шапошников, ‘профессора А. А.
Рыбников, П. М. Чернышев, В. Н. Лава-
рев, М. В. Фармажовский, 6. Фролов,
П. В. Моргилевский, В. Н. Домогацкий,
Д. И Киилик, Н. П. Тихонов и С. А. То-
ропов, художник-реставратор П. Д. Корин,
реставратор-скульптор М. А. Александров-
ский, реставратор трафики Крылова, архи-
тектор проф. Д. П. Сухов.

Председателю комиссии И. 9. Грабарю по-
ручено.к 1 февраля разработать специаль-
ное положение о комиссии и план ее
работы на 1939 год, представив их на
утверждение руководству Комитета по де-
лам искусств при СНК СССР, <
		‚ФЕСТИВАЛЬ
МУЗЫКИ
В КОЛХОЗАХ
	Управление по делам искусств при
CHK PC®CP организует первый  фести-
валь музыки в колхозах. К участию в фе-
стивале привлекаются музыкальные кол-
лективы филаомоний, ведущие артисты
оперных и драматических театров, луч-
шие силы эстрады, коллективы художест-
венной самодеятельности города и дерев-
ни. *

В каждой автономной республике, крае
и области фестиваль будет проходить в
10—15 районах (по 5—6 концертов в рай-
оне). Помимо того, будут устраиваться
утренники для детей колхозников. Орга-
низуется методическая помощь и консуль-
тации для колхозной художественной са-
модеятельности, лекции с иллюстрациями,
беседы по истории музыки ит. д.

Все это должно вызвать у колхозников
новый интерес к музыкальной культуре,
	к советскому исполнительскому мастерот-
	ву и способствовать еще большему поде-
му культуры советского села.

Первые сообщения свидетельствуют 0
том, что на местах к проведению фести-
валя отнеслись со всей серьезностью. Так,
в Калининской области организацией фе-
стиваля занимается лично первый секре-
тарь обкома ВКП(б) т. Бойцов, создана
специальная комиссия по проведению фе-
стиваля, разработан план и программы
концертов, которые будут организованы в
11 районах области.

В той же Калининской области, на ро-
дине заслуженного артиста РСФСР орде-
ноносца С. Я. Лемешева, в Медновском
районе было проведено три многолюдных
колхозных собрания. Надо было видеть,
с какой радостью встретили колхозники
известие об организации фестиваля, с ка-
ким воодушевлением был принят‘ текст
письма ко всем’ мастерам советского ис-
кусства с призывом принять участие в
празднике советской музыкальной куль-
туры. (Это письмо было опубликовано ‘во
вчерашнем номере газеты «Иравда»). С. Я.
Лемешев ответил на призыв своих земля-
ков и 10 февраля выезжает в село Мед-
ное на открытие фестиваля.

Мы надеемся, что все мастера искусств
откликнутся на призыв колхозников и
примут участие в концертах фестиваля.

Фестиваль должен положить начало си-
стематическому концертному обслужива-
нию миллионов колхозников нашей вели-
	вой родины,
— М. БЛЮМИН,
заместитель начальника отдела музы-
	ки Управления по делам искусств
при СНК РСФСР
		ПЕЛОБСОТЛОЕ ПИоОНО
И, 6, ТУРГЕНЕВА

В 1845 г. Тургенев налгисал одноактную
пьесу «Безденежье» (сцены из петербург-
ской жизни молодого дворянина). Через

mlm we oeemerrtenaA Tr 6 AT UH
	‘пьесу «Безденежье» (сцены из петероург-
два года, в 1847 г, он написал комедию
в одном действии .«Где тонко, там и рвет-
ся».

В бенефис Н. В. Самойловой 10(22) де-
кабря 1851 г. комедия «Где тонко, там и
рвется» впервые была поставлена на сце-
не Александринского театра. В Петербур-
ге же, в бенефис Мартынова 2-го была
поставлена 7(19) января 1852 г. и вторая
пьеса Тургенева «Безденежье».

Судя по отзыву Тургенева, обе пьесы
не имели успеха. Тургенев приписывал
этот неуспех литературному несовершен-

ству своих пьес.
Узнав, что артисты московской труппы

собираются ставить эти пьесы на сцене
Малого театра, Typrenes обратился с
письмом к Сергею Васильевичу Шумскому
	(Чеснокову), ученику М. С. Щепкина, с
	просьбой не ставить его пьес.
Просьба Тургенева была исполнена,

Приводим текст этого письма:
«Позвольте мне прибегнуть к Вашему
посредству, любезный Шумский, для то-
	то, чтобы покорно просить г.г. артистов
Московской труппы не ставить на сцену
моих двух пиесок: «Где тонко, там и
	рвется» и «Безденежье», — которые не-.
	дазно здесь давали. Л это говорю, потому
что слышал о подобном намерении не-
которых г.г. артистов, и говорю это для
их же пользы, потому что ни одна из
этих пиесок не имела здесь успеха. Их
дали, можно сказать, против моей BOTH—
и я повторяю, мне было бы весьма непри-
ятно, еслиб ‘эти две, уже давно мною на-
	писанные ‘вещи, повторились на каком бы
	то ни было театре. Я надеюсь, что гл.
артисты уступят моей убедительной прось-
бе — и мне остается только уверить Вас
в том искреннем чувстве уважения к Ва-
шему таланту и сочувствия к Вам самим,
с которым остаюсь
Душевно Вам преданный
Ив, Тургенев».
	С. Петербург.
6 марта 1852 г.
Сообщил- Г. ‚ ВОЛКОВ

oe -
ДИСПУТ
	О РУССКОЙ ПЛЯСКЕ
	Бюро балетной секции  Веероссийского
	театрального общества, обсудив помещен-
	ные в «Советском искусстве». статьи
В. Ивинта и И.. Моисеева о русской ‘пля-
ске, вынесло решение — устроить диспут,
посвященный затронутым в этих статьях
вопросам.

24 января редакция «Советского искус
ства», совместно © балетной секдией ВТО,
проводит в Большом зале, Дома ‹ актера
диспут о русской пляске. Вступительное
слово скажет заслуженный артист РСФСР

М. Габович. В обсуждении примут участие
тт. Рябцев. Голейзовский, Вайнонен, Мои-
	сеев, Ивинг, Шербинин, Кичим, Голубов,
Долинская, Лопухов, Захаров, В. Цаплин,
	o6coH HF OD.
	40-летний ЮБИЛЕЙ \
А М МАТВЕЕВА
	19 января в Волонном зале Дома сою-
зов состоялся большой концерт в ознаме-
нование 40-летнего юбилея артистической
деятельности известното певца (драматиче-
ский тенор) А. М. Матвеева.

А. М. Матвеев начал свою работу на
концертной эстраде. С 1902 г. он выступал
как оперный артист в тифлисской опере,
затем в’ Москве, в театре Зимина. В 1906 т..
А. М. Матвеев с большим успехом дебю-
тировал в «Аиде» (Радамес) на сцене Ма-
риинского театра, где п вплоть до
1917 года, деля с И. В. Ершовым весь
вагнеровский ен «Зигфрид», «Ги:
бель богов», «Тристан и Изольда». ит. д.
	Московский госцирк. Буфонные клоу-
ны Бугров и Колядин
Дружеский шарж художника В. Айзен,
	СОШ
	самбль превосходных музыкантов зазву-

чал как художественное целое. Но этого
He случилось.
	Мы не знаем, что явилось тому причи-
ной: “быть может количество репетиций
было недостаточным; быть может нельзя,
наметив на репетиции общие линии ин-
терпретации, ждать, что все остальное
придет само собой на концерте,’ А может
быть оркестр еще ‘не успел ощутить в
этой симфонии значение деталей испол-
нения, без которых любая трактовка пре-
вращается в декларацию намерений, а не
в художественное их воплошение. Bo
всяком. случае подобное же чувство не-
удовлетворенности возникало и во время
слушания  «Фантастической симфоний»
Берлиоза, за исключением отдельных эпи-
водов; }

Вторая половина программы была пол-
ностью посвящена скрипичному концерту
Мясковекого. Русский скрипичный  кон-
церт давно завоевал мировое признание.
Концерты Чайковского, Глазунова,  Про-
кофьева стали классическими и вошли в
репертуар скрипачей всех стран.

Когда слушаешь концерт Мясковското,
начинает даже казаться, будто он отча-
сти знаком, — так естественно входит он
в сознание. Он продолжает линию рус-
CKOTO классического скрипичного концер-
	та. В этом его самая о замечатель-
ная черта. Он не чрезмерно сложен по
‚ов _c

Адрес редакции: Москва, Страстной бульвар, 11. Телефон 3-42-45, Прием об’
	НИЕ 0 КОМИЕРТЕ Г
	C fIPOKO@bERA
	Виолончельная литература очень бедна
по сравнению ¢ литературой для других
инструментов, — виолончель, как сольный
инструмент, не пользуется популярностью,
н советские композиторы мало уделяют
ей внимания.
	Поэтому новый виолончельный концерт
С. Прокофьева ожидалея и слушателями и
особенно виолончелистами-исполнителями с
большим нетерпением. Исполнение же его
в декаде советской музыки сильно разо-
чаровало.

Что касается лично меня, то впечатле-
ние от первого исполнения концерта было
резко отрицательным. И лишь затем, по-
дробно ознакомившись © партитурой и про-
слушав концерт еще два раза (в записи
на тонфильм), я стал понимать намере-
ния композитора.
	Для меня яено, что виолончельный кон-
Герт — неудачное произведение компози-
тора. Попытка об`яснить его неуспех He-
удачным исполнением солиста, мне ка-
жется, не выдерживает никакой критики.
Виолончелист Л. В. Березовский подошел
к своей залаче чрезвычайно добросовест-
но и тщательно. Пожалуй, ‘можно DocTa-
вить солисту в упрек недостаточную лег-
кость в технических пассажах, неточность
интонаций в отдельных моментах, но и
	только. Лаже если лопустить, что испол-
	нение было неудачным, трудно поверить,
чтобы оно могло до неузнаваемости исез-
зить облик произведения.

Основным пороком концерта я считаю
То, что он совершенно не виолончелен.
Та же самая музыка, изложенная, скажем,
в виде оркестровой сюиты, вероятно, про-
извела бы тораздо ‘более благоприятное
впечатление.

Партия виолончели написана очень вы-
cokO — виолончелист играет почти все
время на струне ля. та напряженная,
однообразная звучность солирующего ин-
струмента, безусловно, должна утомлять
слушателя. Все кантиленные, певучие эпи-
золы, как правило, изложены в регистре,
более подходящем для альта, чем для вио-
тончели. Из-за этого проигрывают неко-
торые удачно найденные темы, натример,
певучая, выразительная кантилена побоч-
ной партий во второй части. Самый же
обаятельный по звучности низкий барито-
нальный регистр виолончели использован
очень мало. Я не хочу этим сказать, что
композитор должен вообще избегать вы-
соких нот в виолончельных произведениях.
Мы энаем, что клаесики не боялись ис-
пользовать еще более высокие звуки, чем
Прокофьев в своем концерте. Но то, что
в классических произведениях является
исключением, Прокофьев сделал правилом,
-— И В ЭТОМ его ошибка.

Дело, олнажо, не только в регистре вио-
ончельной партии, & и в ee фактуре.
Большинство зиртуозных эпизодов напи-
сано в таком расположении, что они про-
сто «не звучат», — их «душит» звуч-
ность оркестра (хотя оркестровка концер-
та, вообще говоря, очень прозрачна).

Улачнев веего использован инструмент
В третьей части концерта. Напомню свежо
и интересно звучащую каденцию — наи-
более «виолончельный» эпизод всего кон-
церта, Но и в третьей части (вариациях)
можно поставить автору в упрек некото-
рое однообразие сольной партии: варьи-
руется, главным образом, оркестровая пар-
тия. Однообразие есть и в штрихах, —
преобладает широкое, резко’ звучащее
detachée.

Музыка концерта очень сложна и не
еразу воспринимается даже музыкантами-
профессионалами, И самое тлавное, в ней
нет настоящей  эмопиональности, которая
помогает усвоению ‘иногда и очень слож-
Ной музыки.

Можно говорить об отдельных более или

менее Удачных эпизодах концерта: очень
выразительна, например, тема первой ча-
сти. Отмечу также большое мастерство
оркестровки. В концерте есть много прямо
блестящих оркестровых эффектов, напри-
мер. пассажи солирующей виолончели на
фоне 5155а140  виолончелей в оркестре
(третья часть), интересное сочетание вио-
люнчели и фагота во второй части и т. д.
Но в целом музыка концерта производит
на меня впечатление отрицательное. Луч-
Me всего вторая часть концерта, хотя она
сильно проигрывает из-за тех недостатков
изложения, о которых сказано выше.
_ B смысле законченности, отделанностя
формы это сочинение стоит на очень вы-
соком уровне; но мастерство формы здесь
вступает в непримиримое противоречие ‹
естественностью, непосредетвенностью му-
зыкального выражения.

Мне кажется, что виолончельный кон-
церт Прокофьева следует расценивать, как
неудачный опыт, как результат неверно
направленных исканий. С. Прокофьев —
композитор, в котором вообще сильна
склонность к творческому эксперименту,
композитор. который не любит повторять-
ся. Эти качества дают прекрасные плоды
в Том случае, если поиски новых средств
выражения вызваны новизной самого co-
держания. В данном случае эксперимент
только в области формы, фактуры привел
композитора к неудаче.

Обсуждение концерта Прокофьева лолж-
но быть продолжено. Я высказал свое мне-
ние как исполнитель, теперь очередь 38
композиторами и критиками.

С. КНУШЕВИЦКИЙ
>.
	HOBbIE MbeCbI
пля Малого театра
	Малый театр заказал ряду драматургов
пьесы.

В. М. Ротко налисал комедию «Полень-
ка» — 0 новых людях колхозного села.
Действие пьесы происходит на Укракне,
в наши дни, в колхозном садоводстве.

Н. Е Вирта и М. Г. Брагин работают
над пьесой «Полководцы», побвященной
жизни Красной Армии. Авторы обещают
сдать пьесу к 1 марта, К этому же сроку
сдаст Малому театру свою новую пьесу и
М. М. Зощенко. Пьеса Зощенко — совре-
менная бытовая комедия.

Украинский поэт Микола Бажан пишет
для Малого театра пьесу о С. М. Кирове.

Над пьесой о любви к советской ‹семье
работает М. 9. Козаков.

Молодой ленинградский драматург Я. И.
Ялунер Йишет для Малого театра коме-
дию «Ольга Ивановна». .
	Уполномоченный Главлита B—1260.
	Встреча московских критиков
‹ © Ленинградскими
мастерами сцены
	На-днях в МЛенинградском доме ис-
кусств им. К. С. Станиславекого  состоя-
лась встреча приехавшей из Москвы груп-
пы представителей секции критиков и
театроведов ВТО с художественными ру-
ководителями ленинградских театров и
мастерами сцены.

Встреча вылилась в дружеский и откро.
венный обмен мнениями о ленинградском
театральном сезоне, о перспективах рабо-
ты ленинградских театров.

В беседе приняли участие руководите-
ли театров Ленинграда А. А. Брянцев,
Л. С. Вивьен, Б. В. Зон, 0. 9. Радлов,
Б. М. Сушкевич, Ю. М. Юрьев и крити-
ки И. Л. Альтман, А. М. Гурвич, С. Ю.
Дрейден, А. ИП. Мацкин, И. И. Юзовский
и др. Все выступавшие единодушно от-
метили, что эта встреча, впервые в прак-
тике ЛенВТО, явидась подлинно творче-
ски содержательным и интересным собра-
	нием,
	В КОМИТЕТЕ
ПО ДЕЛАМ ИСКУССТВ
	Комитет по делам искусств предложил
управлению искусств при Моссовете пере-
дать здание Театра народного творчества
во временное пользование Центральному
детскому‘ театру до: восстановления сгорев-
шего здания Центрального детского теат-
ра. Последнее должно быть восстановлено
не позднее 1 августа. :

Дирекции Центрального детского театра
поручено началь спектакли в здании Те-
атра народного творчества неё позже 5 фе-
враля 1939 года.

И. о. начальника управления искусств
при Моссовете тов. Фрумкину предложено
представить в Комитет предложения о по-
рядке организации систематического пока-
за достижений художественной самодея-
тельности в период, когда в здании Теат-
ра народного творчества будет работать
Центральный детский театр.
		  Фестиваль музыки в колхозах Воронеж-
ской, Горьковской, Калининской, Ле-
нинградской и Московской областей нач-
нется 10 февраля. С 20 февраля по
10 марта фестиваль будет проходить в
колхозах Татарской, Карельской, Чуваш-
ской, Башкирской, Крымской, Удмуртской,
Марийской, Бурят-Монгольской и Немцев
Поволжья автономных республик, в Крас-
нодарском, Хабаровском, Красноярском,
краях, в Саратовской, Сталинградской, Пер-
мской, Тамбовской, Архантельской, Ростов-
ской, Ярославской, Куйбышевской, Сверд-
ловской, Тульской и Омоленской областях.
В четвертом квартале 1989 г. фестиваль
будет проходить в. колхозах  Датестан-
ской, Калмыцкой, Коми, Мордовской, Ка-
бардино-Балкарской, Северо-Осетинской,
Якутской и Чечено-Ингушской  автоном-
ных республик, в “Алтайском, Примор-
ском, Орджоникидзевском краях, в Ива-
HOBCKOH, Кировской, Мурманской, Омской,
Орловской, Челябинской, Вологодской, Ир-
	NN OE EE! OAS EEE EE NOE EEL NE Ee

a er
кутской, Курской, Новосибирской, Чка-
ловской, Рязанской и Читинской областях.

Ответственность за подтотовку и прове-
дение фестиваля возложена на начальни-
ков отделов и управлений по делам ис-
кусств при краевых и: областных исполко-
мах и СНК АССР,

—<@—
	СОВЕТ КИЕВСКОГО
ТЕАТРАЛЬНОГО
ИНСТИТУТА
CCCP утвердил совет Киевского государ-
ственного театрального института,

В состав совета вошли: директор “инсти-
пу В. А. Захаров, зам. директора И. Р.

искун, пом, директора Л. И. Кауфман,
зав. кафедрой режиссуры заслуженный
артист УССР Е. Я. Лишанский, зав. ка-
федрой мастерства актера И. И. Чабанен-
ко, народные артисты УССР Г. П. Юра и
А. И. Борисоглебская, заслуженные дея-
тели искусства Ю. В. Шумский и К. П.
Хохлов, заслуженный артист РСФСР Г. Н.
Полежаев, заслуженные ‘артисты УССР
А. М. Бучма, Н. М. Ужвий, А. В, Сонц,
декан режиссерского факультета С.Г Ho-
вак, проф. А. И. Петров, доцент И. Г.
Спивак, начальник отдела учебных зазве-
дений ии по делам искусств при
СНЕ УССР ВБ. А. Окулов, представитель
парткома Я. Х. Литвиненко, представи-
тель профорганизации Ш. Г. Друзь и
	представитель комсомольской организации
	В, М. Петрухин.
	° Разваливают
	в’.
		Жрофшиива
	Вчера в Московеком клубе писателей нм
чалось обтщемосковокое собрание драматургов
В повестке дня — отчет бюро драмоекции с
pan советских писателей и выборы новом
юро.

\ 23 янзаря после слектакля «Тихий Лю
	‚в зрительном зале Болыпого театра состоити
	общее собрание работников ГАБТ, посвяще
ное 15-Й годовщине со дня смерти В...
Ленина, После доклада собравиимся бум
показан кинофильм «Ленин»,

*»х Дирекция Театра Ленинского комсомол
перевела театр — без согласования © Упр
лением по делам искусств при Моссовете +
Ha‘ прерывную производственную неделю. Te
атром заключен договор с Мосгорэстрадой us
аренду ‘помещения театра в выходные дни
Управление по. делам, искусств при Моссовем
предложило директору Teanpa  Ленинскою
комсомола А, П. Юрьеву © 1 февраля во
становить непрерывную производетвенную He
делю в работе театра, а договор. @ Mocrop

ой немедленно расторгнуть,
Государственным МЛитературным музеем
приобретен рисунок Боклевекого «Плюшкия»
vw 19 января в Колонном зале- Двора
культуры автозавода им, Оталина открыла
выставка гравюр, она и акварелей ху’
дожника П, Н. роносова,

\ 19 я в помещении концертного вв
ла ЦДКА им. М. В. Фрунзе состоялось ом
крытие выставки «Образ В, И. Ленина в р
ботах  художника П. В, Васильева»,

, этом году оперная студия` им, Ша
кого покажет ряд новых постановок: «Фауст»
Гуно, «Кармен» Бизе и оперу молодого 60
ветокого композитора Т. Хренникова «В бу
рю». Оперу ‘«В бурю» будет’ ставить васлу..
женный артист РОФОР Б. А, Мордвинов, де
рижер — художественный руководитель сту.
дии проф. Г А, Отоляров,
	Вчера скончался старейптий артист Москов
ского театра Оперетты Т. К. Дунаев,
		РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
ИЗДАТЕЛЬ: Гос, изд-во «Искусство»
	ионов EE EES PSPSPS SERRE новое ооо оооооо оо осо ооо осин оано ион оновооово оно ооо оо воо во сова асе
	она ничонониновонинивноеня
	СПЕЦИАЛЬНЫЙ.
ТЕГА Т РА Л НО.
	ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
МАГАЗИН
	ЛЕНИНГРАД, 11, Гостиный двор,
Садовая линия, № 71, тел. 2-69-00
	ПРЕДЛАГАЕТ ТЕАТРАМ И ОРГА.
НИЗАЦИЯМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
	ВСЕ ДЛЯ ТЕАТРА:
	1. Театральную литературу (пьесы,
роли, клавиры).
	волосяные. ИЗДе
	‚2, Грим, ‚ парики,
лия.
	В 1937 г. харьковский актер т. Гнедков
был приглашен на пост директора Блато-
вещенского театра. Вместе с худруком Ma-

лининым новый директор ‘привлек в Те:
атр студентов школы Харьковского теат+

ра русской драмы. Студентам-актерам cpa-
	зу овли установлены повышенные окла-
ды по сравнению с местными актерам.
	Это, конечно, создало нездоровую’ обета-
новку в TeaTpe. На собраниях артистов,
поставленных в привилегированное поло-
жение, руководство театра давало свои ус-
тановки относительно тото, как проводить
общее собралие работников. театра.
	Руководители ‘театра изгнали 15 вкте-
ров, протестовавших против зажима с8\о-
критики. ь
	Все комиссии, приезжавигие обследо-
	‘ вать театр, пытавшиеся указать театру и
	его рук®водству на ряд ошибок, встреча-
		Вся работа театра протекает без плана.
Репертуарный план ‘прошлого сезона вы-
полнен едва наполовину.
	Почти перед каждой премьерой «вдруг»
обнаруживается, что постановка еще не
готова, приходится об’являть «кампанию»
по спасению спектакля.
	Качество опектаклей все же остается
а низким. Интересно, что спектакль
aie двух ‘хозяев», о котором даже худ:
Малинин сказал, что ето нельзя вы:

и все же показали зрителю.
	Студия при театре находится в плё-
чевном состоянии. Сказывается  чедоста-
ток педагогов, вечные замены одното пред-
мета другим, непомерная загруженность
студентов «практикой», которая сводится
к использованию студентов в-качестве ста-
тистов. Вместо помощи отстающим дирек-

ция угрожает им... лишением обеда. Сов-
сем как в старой бурсе.
	Необходимо срочно заняться оздоровле-
	нием театра.

А. МАЛЕНКО,
актер  бпагобещемоного театра
		КОНЦЕРТЫ
Б. С. ДЕЙНЕКА
	dlaypeaT всесоюзного конкурса вокали-
стов Б. С. Дейнека даст 23 января кон-
церт в Октябрьском зале Дома союзов. В
программе: произведения западноевропей-
ских композиторов (Гайдн, Моцарт, Бет-
ховен, Шуберт, Шуман) и советских (Ша-
порин, Василенко, Палиаливили, Кочетов,
Мурадели, Мильман и Др.). Б. С. Дейне-
ка готовит также программу, посвящен-
ную песенному творчеству народов Север-
ной Америки (в том числе негритянские
и индейские песни в обработках совет-
ских и американских композиторов) и
произведениям современных американских
композиторов (Гершвин, Коуль Портер,
Шугар и др.). Вечер состоится 28 февра-
ля в концертном зале Большото театра.
В связи с предстоящими юбилеями М. П.
Мусоргокого и П. И. Чайковекого Б. С.
Дейнека готовит концерт из произведений
этих великих русских. композиторов.
		QUIK ITP IR QE п
	бы придатв страстной декламации вполне
оправданный характер, чтобы в прису-
щих романтизму преувеличениях открыть
тлубокий и искренний источник чувства.
В симфонии Листа есть эпизоды, которые
< полным правом можно назвать генналь-
ными, и наряду с этим есть места, обла-
дающие лишь внешней импозантностью.
К сожалению, в отчетном концерте эта
внешняя импозантность оказалась на нер-
вом плане. Мы не хотим обвинить интер-
претатора в неправильной трактовке: да-
ло, пожалуй, не в том, что содержание
было раскрыто неверно, & в том, что рас-
крытие это было приблизительным. Внеш-
не и намерения дирижера и оттенки ис-
полнения, примерно, соответствовали пар-
титуре. Но если разобраться в исполне-
нии точнее, можно признать, что и оттен-
ки звучности в иных случаях прибли-
зительны, и тембры ‘не всегда найдены
правильно, и соотношение голосов. ино-
гда представлялось лишенным равновесия,
и Фразы были не отшлифованы, Даже во
второй части симфонии, rye, казалось,
вот-вот оркестр приблизится к порази-
тельному по проникновенности замыслу
Листа, он все же шел лишь параллельно
ему. Так было, например, при исполнении
основной темы Гретхен, переданной че-
тырьмя солирующими скрипками; так бы-
ло и во многих других местах, Думалосъ,
нужно еще очень немногое, чтобы ан-
	Последний концерт симфонического ‘ор-
кестра Союза CCP, прошедший под упра-
влением А. В. Гаука, представлял инте-
рес исключительный: в. программе -. его
были «Фауст-симфония» Листа и скрипич-

ный концерт Мясковского, исполнявшийся
впервые,
	Бесспорная заслуга А. Гаука заключает-
ся’в том, что, вскоре после «Фантасти-
ческой симфонии» Берлиоза и «Фауста»
Вагнера, он показал  «Фауст-симфонию»
Листа, которая почему-то редко испол-
няется. в наших концертах. «Фауст-симфо-
НИЯ» — ОДНО Из самых замечательных
программных произведений романтизма.
Чрезвычайное мелодическое богатство, блес-
тящая оркестровка, соединение страстной
декламации и лиричности, необыкновен-
ной задушевности и сарказма — все это
способно ‘захватить слушателя и. нисколь-
KO не утратило - своей свежести B HANIA
дни. Три ‘части симфонии представляют
свободное мувыкально-философское истол-
кование тетевоких образов — Фауста,
Маргариты и Мефистофеля. Темы-харак-
теристики неожиданно и остро втортгаюте
ся в другие части: так, третья часть («Ме-
фистофель»),. ‘повторяя темы первой
(«Фауст»), подвергает их гротескному иска-
жению, изобретательному и блестящему,
подобно тому ‘как в финале «Фантастиче-
ской симфонии» искажается основная: те:
ма возлюбленной: —
	Исполнение «Фауст-симфонииь! — ‘зада:
ча ‘увлекательная и трудная и’ для ‘орке-
стра: и для: дирижера: частая смена. тем-
пов, метра, техническая сложность, многих
эпизодов требуют‘от исполнителей напря-
жения и безусловной уверенности, Труд-
ность интерпретации состоит в том, что-
	содержанию, жизнерадостен и по-хороше-
му доходчив. Это ясно уже по изложе-
нию первой темы, очень мягкой, очевь
задушевной и наредкость скрипичной. Да
и весь концерт скрипичен в самом луч-
шем значении этого слова: будучи певу-
чим и ясным, он органически включает
в себя и блестящие свойства скрипичной
техники; при всем том композитор не
оказывается на поводу у техники и не
	поступается для нее безупречным . BKy-
сом.

%
	Новое произведение Мясковского значи:
тельно проще, чем, многие другие его про
изведения. При’ всем Том композитор не
только ничего не потерял в своеобразии,
но и многое. приобрел, в ясности, мышле-
ния и выражения. Если, например, в 18-Й
симфонии, нам кажется; он, поступившись
сложностью, в иных местах впал. в
излишнюю упрощенность, в то ‘время. как
в скрипичном концерте он’ нашел  ‘пре-
красную простоту. ‘Появление концерта,
обладающего ` бесспорной скрипичностью,
	ясностью и благородной . лирической чи-
	CTOTOH, — подлинное событие в музыкаль-
Ной ЖИЗНИ. a
	передаче Д. Ойстраха концерт про-
звучал превосходно. Особенности концерта
оказались, повидимому, очень близкими
Ойстраху =— музыканту, обладающему
	отличной ‚ уравновешенностью и лириче:
	ской тонкостью. Мы не сомневаемся’ B
	TOM, что. в ыы же время: ‚концерт
H. A.:Mackoncroro. fotner px nenenronn
	се Wie MECKOSGROTO. войдет, в ‚репертуар
очень ‚многих. наших скрипачей. _
	hi eCcTD
т
отм
что
рук
о
яъ
В
Ни.
	мательно иИ_ тактично аккомпанировал CO
	`0с. ЧЕРНЫЙ
	HOLY, -
	Скрипичный концерт
Мясковсколо
	Билетные книжки, .
4: Художественные краски,
5. Скульптуры, бюсты, барельефы,
	Фото — артистов и деятелей
искусства.
	рамы Ш
	7; Картины-репродукции,
багет.

Большой ‘выбор театральной ocse:
	тительной ‹ аппаратуры и цветного
стекла.
		ВСЕ ДЛЯ КАРНАВАЛОВ И
МАСКАРАДОВ.
	ПРОКАТ КОСТЮМОВ И ПАРИКОВ.
ЕАО ООН ООВ

ОПТОВЫЕ ЗАКАЗЫ НАПРАВЛЯТЬ
Лен, к-ре «ТЕАХОЗСНАБСБЫТ»,
	ЛЕНИНГРАД, 11, ул. Зодчего Рос:
си, 2, комн, 61, тел. 76-13.
		Типография газеты «Индустрия», Москва, Цветной бульвар, 30.