1939 г., № 11 (591) >
			22 января
	а «СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО»   д
		НА В СО!
	АЯ ТВОРЧЕСКАЯ
	ЗАРЯТКА
	ETCKOM TH
	*
	ОБРАЗ В И. ЛЕНИ
		  OFPOMn
		I
	  a = в > 2 м 5 Е
		НУЖНЫ НОВЫЕ ПЬЕСЫ
0 SIEHWHE ©
	Я слышал, что Н. Погодин пишет в
вую пьесу, посвященную образу Владихлу
Итьича Ленина Очень хотелось бы, чу
	будущим исполнителям этой пьесы yyy.
	лось пю-настоящему воплотить одфлько-нИы
будь пельно образ Ленина, а не воспрова,
волить лишь отдельные его характерны
особениости,. как это приходится делать
нам. исполнителям ‘роли Левина, ‚в пьео

«Человек < ружьем».
Пьеса «Человек с ружьем» кажетея мн
	еше очень сырой, эсвизнои,
В самом леле, зритель спектакля «Чем.
	век @ ружьем» видит, что мы воотузы-
тим Ленина иллюстративно, в картинах, а
не в движении образа. Вот тут Ленин р
пителен, здесь он ласков, тут — гневе,
здесь — неутомим в работе, Но разв
только эти черты делают Ленина родных
и близким всему трудящемуся челоече-
ству?*

Какое внутреннее действие раскрыто в
пьесе? Какие конфликты возникают в ней,
к нужно было разрешить, преодолеть
Их

Я усматриваю ` недостаток драматургиче-
кого материала и в том, что автор Ean-n
не довел пьесу ло конца. Для финала [
rom взял. выборки из речей Владимира
Ильича и скомпановал их, В речи, кот
рой заканчивается пьеса, Her достаточно
четкой, логической связи. Ленин никогда
не говорил так.

Вее это побудило меня прибавлять 1
погодинскому тексту некоторые ‹л0ва. 9
помогло мне в работе над ролью. Многие
из. этих. добавлений и поправок остали
и в окончательном варианте нашего спек
такля. Их олобрил. посмотрев нашу 19а:
	новку, сам автор.
: Е. Г. АЛЬТУС
		Ленинград
		‘Впервые в театре
	Я необыкновенно счастлив, что на мою
долю ‘выпала честь создать впервые В
истории театра сценический образ гени-
ального человека нашей эпохи — Влади-
мира Ильича Ленина. Впервые потому, что
наш Воронежский. театр первым” осущест“
вил постановку пьесы Погодина «Человек
с ружьем» — первой. пьесы, в которой
показан образ’ Ленина,
	Трудно представить себе более увлека-
тельную, волнующую и вместе с тем б0-
лее ответственную задачу для советского
актера, чем исполнение роли Ленина.

. Приступая в работе, я отдавал себе от-
чет во всей ев значимости, но только т9-
Pia, когда я вышел на сцену и увидел, с
каким пох’емом и волнением встречает зри-
тель спенический образ великого Ленина,
е каким вниманием вслушивается в каж“
дое слово роли, — только тогда я до кон-
ца понял и оценил всю важность пору.
ченного мне дела.

Мне не довелось видеть и слышать
Ильича в жизни, Свою работу я начал с
тщательного изучения материалов Музея
Ленина. В пьесе Погодина показано, глав-
ным 0бразом, личное, человеческое обая-
ние Ильича. Авторский материал больше
всего говорит 0 мягком юморе Денина; 06
его простоте, о теплой заботливости по 9т-

ношению в товарищам.
	Но наряду во всем этим зритель должен
увидеть на сцене Ленина — вождя про-
летариата, мужественно и твердо ведущете
массы в последний решительный бой за
власть советов.

Когда меня известили 0 том, что-я бу:
ду играть роль В. И. Ленина, меня преж-
де всего обеспокоила проблема внешнего

CXOICTBA.
Извещение застигло меня во время 9т-

пуска. Обычно во время отпуска я пере-
стаю бриться, чтобы дать некоторый отдых
коже лица. Получив волнующую и радост-
ную весть, я тотчас решил использовать
свою отросшую бородку, чтобы придать
своей внешности® сходетво с Владимирох
Ильичем. Моделью послужил мне один Из
плакатов с изображением Владимира
Ильича. Я соответственно  подстриг себе
бороду и усы. Затем, выбрав. один’ из ©во-
их париков, более или менее подходящий,
я. не гримируясь, стал изучать свое ли-
по в зеркале. И я убелилея в том, что
	с помощью тримера-парикмахера я смогу
добиться довольно точного сходства.
	Это. была работа кропотливая,  Уутоми-
тельная, но радостная, — и мы были не
олинохи в ней. Весь коллектив был кровно

АЙ
	заинтересован в ee успехе. В если ME

В
	удалось добиться всеми единодушно вр8-
	знанного сходетва с Лениным, то это #DE-
лось результатом дружной работы всего на”
шего театра. ку. \

Олнако, добившись внешиего сходства,
я не стремился в тому, чтобы детально ко-
пировать Ильича. Мне думается, что В
пьесе «Человек с ружьем» рискованно 3л0-
употреблять жестами, характерными Ma
Владимира Ильича.

Ведь Погодин дал исполнителю роли не-
большое количество текста, и если за тот
короткий период времени, когда Ленин на“
ходится на сцене; актер будет демонстри-
ровать все характерные жесты Ильича, то
получится какой-то калейдоскоп поз, И
внимание зрителя будет  сосредоточиваться
на каждом отдельном удачно воспроизве-
денном жесте, И, может быть, будучи по-
ражен этим сходством актёра © известным
плакатом, зритель даже поделитея своим
впечатлением с соседом: «Вот, мол, какой
молодец актер, как похож». Ho дейст-
вие на сцене продолжается, и зритель, уз-
лекшись констатацией сходства той или
иной позы актера, пропустит, может быть,
самое главное. самое существенное в 05-
	Pace.
Вот почему я применял известные же’
еты и позы Владимира Ильича очень ску-
	по, выбрав лишь наиболее характерные из
них. Из этих же соображений я наперед
отказался применять характерное для Вла-
димира Ильича грассирование и не пытал-
ся соответственно изменять свой голос.
	Мне кажется, в этом нет надобности.
	Я мечтал наиболее правдиво воплотить
на сцене дорогой для насйобраз, зная, что
это мне удастся лишь в очень малой сте-
пени. Но я думал: если мне удастся выг`
рать так, чтобы не оскорбить чувства .на-
шего советского зрителя, который глубоко
чтит память о великом вожде, то это уже
будет достижением. Юели мне удастся. сде-
лать больше, — я’буду счастлив и Popa.

Я сыграл роль Ленина в спектакле «Че-
ловек с ружьем» около 150 раз. Но, ко.
нечно, я далеко не закончил работы над
этим образом. Я продолжаю работать над
ним с огромным увлечением.
	В. И. ФЛОРИНСКИЙ,.
	ЛЛочетная задача
	Трудно передать тот трепет волнения,
ту радость, которые охватили меня, когда
я получил роль В. И. Ленина в пьесе По-
тодина «Человек в ружьем». Прочитав не-
сколько раз пьесу, я увидел, что Погодин
очень скупо рисует образ Ленина. И это,
ине кажется, правильно, ибо пьеса «Чело-
век с ружьем» — лишь первый шаг Е
созданию великого образа.
	С самого начала я задал себе вопрос:
узожно ли создать образ Владимира Ильича,
не доститнув внешнего сходства? И я 0т-
ветил себе: конечно, нет. Как бы хорошо
ни играл актер, но если не будет внеш-
него сходства, образ не дойдет до т
ля,

За два месяца усиленной работы я кое-
как лостиг эскизного внешнего сходства,
Это было начало. В дальнейшей работе над
ролью я начал освобождаться от внешней
и внутренней скованности, стал постепен-
во насыщать образ внутренним содержа-
нием. Олнако драматургический материал
мало помогал мне в этом. oo

В чем состоит  мнототранноеть образа
	Ильича? Ленин — гениальный. вождь ми-
рового пролетариата, стратег революции.
Ему свойственно гениальное уменье вести
за собой массы, уменье быстро охватывать
a разгадывать внутренний смыел надвига-
ющихся событий, гениальная прозорли-
вость. Умелье так разобрать и об’яснить
самые запутанные вещи, что они <тано-
`вятся ясными и понятными для всех; ему
свойственны любовь к людям, преданным
делу революции, и великая ненависть к
(ee врагам. Наконец, во всей гениальностя
	этого человека нужно увидеть простоту cro
мыслей и чувств, его глубокую человеч-
НОСТЬ, .
	‚ Эти качества образа В; И. Ленина я,
конечно, ‹с должной полнотой не вопло-
THI, но в66 мой мысли и стремления Ha-
правлены к тому, чтобы в дальнейшей ра-
боте раскрыть в  сценическом облике
Тевина эти черты великого человека,
	вождя трудящихся.
ф. М. ВОЛГИН,
	заслуженный артист РСФСР
Смоленск
	Готовясь к исполнению роли Шенина, я
начал с того, что прочел всю литературу
о Ленине, какую ‘только ‘мог достать в
Омске.

Полошло время репетиционной работы, и
я постепенно стал преодолевать робость,
возникую в0 мне при одной мысли о том.
что мне предстоит играть роль Ленина. Во
время репетиций я стал незаметно для са-
мого себя немного импровизировать: это
	вызывалюсь очень органическим  ощуще-
кием образа Ленина.

Тогда все свое внимание я направил на
то, чтобы прислушиваться к своим партне-
рам по пьесе — Шадрину, матросу и дру
тим. Мое внимание больше всего занимал
воллат Шадрин. Я почувствовал, что на-
чинаю как-то очень любовно относиться к
нему. Затем я также стал ощущать ту
связь в народными массами, за счастье
которых боролся Ленин, в творческие воз-
	можности которых он непоколебимю верил.
	Режиссер то и дело подоказывал мне:
«протяните руку сюда», «поворот надо
сделать так..,».

Я не обращал особого внимания на эти
указания. Я говорил себе: ладно, это при-
дет впоследствии; не в этом суть дела. И
только после того, как я достаточно глу-
боко и конкретно стал ощущать каждого
партнера, я обратился к усвоению внеш“
него облика Влалимира Ильича.

Мне лично. и всему коллективу нашего
театра спектакль «Человек в ружьем» дал
отромную моральную зарядку. Постановка
оказалась удачной, и она очень заметно
подняла авторитет театра в Омске. Если
происходит у нас общегородекое собрание
интеллигенции, Вюолесникова выбирают 3
президиум собрания; если в День Консти-
туции созывается торжественный пленум
Горсовета, Колесников — член президиу-
ма пленума. Я рассказываю 00 этом не
потому, что это льстит моему самолюбию:
важно т0, что поднялся авторитет тватра,
актера.

Несмотря на всю трулность и OTBET-
ственноеть роли, мне как-то очень легко
и радостно сейчас играть в этом спектак-
ле. Этого необыкновенного ощущения лег-
кости и радости, я, пожалуй, не испыты-
вал никогда, ни в одной из игранных
мною. прежде ролей.
	Омек
	Н. Н. HOAECHHHOS
	Как я работал над ролью Ленина.
	ре я ‘изучал движения Ленина, его жесты;
мне очень помогли в этом произведения
скульптора Андреева и художника Васи-
льева.
	Я внимательно изучал статьи и речи
Владимира Ильича, анализируя характер
его речи и построение фраз.
	Стараясь  об’яснить с6бе повеление
Ленина в тот или иной момент, мы ана-
лизировали происходившие в ту эпоху ©0-
бытия. Вот тут-то мы и почувствовали
исключительную необходимость политиче-
ской зрелости, понимания исторических
условий, в которых жил, работал и б-
ролея Владимир Ильич. Как исполнитель
роли Шенина я сейчас ощущаю необходи-
мость все большего повышения своего по-
литического образования, чтобы еще глуб-
же работать над изучением непродолжи-
тельного, но огромного по значению этапа
жизни Владимира Ильича, запечатленного
в пьесе Погодина «Человек с ружьем».
	Киров

А. А. КОЛОБАЕВ
	Основное затруднение для меня пред-
ставлял грим головы,

Движения и походку я изучал по ма-
териалам изобразительного искусства. Над
походкой я работал ночью, подолгу меряя
татами городские кварталы. Речь Влади-
	  мира Ильича я старался воспроизвести
	по граммофонным пластинкам.

Вначале я пытался подражать тембру
голоса Ильича. Однако для этого мне
приходилось искусственно перестраивать
мой голос, пропадала естественность ин-
тонаций, и я отказался от подражания. Но
я стремился передать характерные особен-
ности речи Ленина, воспроизвести ее темп
и ритм, воспроизвести обаятельную манеру
речи Владимира Ильича. Много речей и
докладов Ленина прочел я велух, выраба-
тывая эту характерность речи.

Работа над образом В. И. Ленина дала
мне очень много. Повысилея мой идейно-
политический уфовень. Невозможно было,
конечно, охватить весь материал, HO A
набросился на него с жадностью. Мне
стало стыдно, что я раньше не занимал-
ся, и я старался наверстать упущенное.

Работа надепьесой «Человек © ружьем»
— 910 лишь первые, еще робкие шаги
@ драматурга и актеров к созданию сце-
нического образа В. И. Ленина. Пусть
драматурги смелее создают новые произ-
ведения, показывающие любимых вождей
революции. А мы, актеры, е неослабеваю-
щим энтузназмом возьмемся sa работу нал
новыми ответственными ролями.
	9. и. ЧЕРНОВ
Курск :
	Было бы неверно (и творческий коллек-
тив Кировского театра сразу тюнял 910),
если бы мы пытались создать сценический
образ В. И. Ленина только ¢ помощью
данных и способностей одного актера, ко-
торому поручена эта толь. Роль Ленина
<оздавалась У нас дружными усилиями
всего коллектива. В моей работе нал 0о-
лью принимали участие не только режис-
‹ер Шевелев, художник Бабичев, актеры,
но и костюмеры и даже технические ‹0-
трудники театра.

Во многих случаях, когда нам казалась
недостаточно ясной сценическая задача в
той или иной картине пьесы, мы стара-
лись представить себе: & что бы сделал,
что бы сказал в данной ситуации Влади-
мир Ильич? Пользуясь таким методом, мы
не раз находили верное решение.

Когда мне показалось, что я уже в до-
статочной мере освоил мемуарные мате-
риалы о Фенине, я начал переходить к
другой фазе работы, пытаясь триблизить-
ся к внешнему облику Владимира Ильи-
ча. По фотографиям, картинам. скульпту-
	Вюотда впервые стало известно, что. ряд
драматургов пишет пьесы, в которых
выводится замечательный образ В. И.
Ленина, я внутренне очень огорчился тем,
что работа над этим образом невыполнима
для меня из-за отсутствия внешнего схо1-
ства.
	Я ходил по улицам и © завистью смо-
трел на липа людей, которым лишь не-
большой грим мог бы придать сходство с
Владимиром Ильичем,
	Когда пьеса «Человек ‘с ружьем» была
включена в репертуар нашего театра,
роль В. И. Ленина неожиданно была пред-
ложена мне. Я лихорадочно принялся 34
работу. Я изучал произведения Сталина,
Крупской, Горькото, воспоминания старых
рабочих.

Олновременно я работал над знешним
обликом Ильича Я собирал -
тоснимки, ‘портреты, зарисовки, скульп-
туру, изучал их. Собрав все доступные
мне материалы, я изучил их, детально из-
мерил каждую отдельную часть лица и
соотношения этих частей, чтобы затем ©
помощью грима воспроизвести черты
Ленинского лица.
	В основу публикуемых на этой поло-
се материалов тт, Ф. М. Волгина, В, И.
Флоринского. Е. Г. Альтуса, 9. К. Чер-
нова, А. А, Колобаева, Г. Д. Судьбина
	и Н. НЫ БВолесникова легли их выстуц-
	чения на совешании автеров — испол»
нителей роли В. И. Ленина в пьесе
Н. Погодина «Человек © ружьем», про-
веденном недавно Управлением по де-
лам искусств при Совнаркоме `РОФСР.
	Захватывающая
работа
	Работая над сценическим воплощение
образа Ленина, я сначала очень мало Xy-
мал о внешней стороне ‘задачи: о сходсти
в жестах, в \оходке, в движениях,

Режиссер Ведерников не принуждал ut
HA в 9TOM отношении: он ‘не настаивал,
чтобы я протянул руку или повернул 19
лову определенным образом.

Я думаю, что мы шли правильным DY:
тем, сосредоточив евои усилия ка углу‘
лении внутреннего содержания погодивекс
го материала. Жесты, походка, внешаи
манеры-—вее это пришло уже потом.

Большую помощь оказала нам случай
HO приехавшая в это время в Враснола
из Москвы бригала звукозаписи. Mar 3:
	садили бригаду в театр. на наши pene
THRE, и заставили ве записывать целые
сцены. Потом мы прослушивали пластик
Ei, вносили поправки, опять записывали,

Коллектив ‘нашего театра дружао, 1
отромным энтузиазмом работал над иодго-
товкой спектакля. Очень характерно, чт
все актеры обязательно хотели в нем уча
ствовать, хотя бы в самой малельой
скромной. роли,

Я прихожу в театр за час ло начала
спектакля, как будто бы занят © первой
картины. В течение всего спектакля, (10.
ишь ла ты у тампы или сидишь y cele
в артистической, уборной, чувствуешь сейя
в каком-то особенном, приподнятом наст
роении. Когда идет любой другой слев-
такль, то, какую бы роль ни играл ты BA
сцене, за кулисами, в артистической
уборной, в коридоре ведешь себя прости,
не чувствуя себя связанным со своим cle
ническим образом. Здесь, играя в «Челове-
ке с ружьем», если идешь по коридору
на сцену, то злороваелться ¢ ветречнымя
совсем в манере Ильича. И это делается
совершенно безотчетно, органически — Tak
захватывает актера работа над ролью

Ленина.
Г. Д. СУДЬБИН
	Красноярск
	Boponem заслуженный артист РСФСР
	пьесы, Народный артист CCCP
	когда не пускать. Затем снова резкое
переключение, Разговор с комиссаром по
топливу. Здесь вся игра Щукина в лас-
Ковом взгляде, в задушевных интонациях,
в чудесной ленинской улыбке. Комиссар
по топливу уходит от Ленина, полный
энергии. счастливый и окрыленный,
	Шукин заключает свою роль патетиче-
ской речью Ленина. Здесь, в финале ро-
ли, сочетается все, найденное Щукиным в
отдельных ее кусках: и подлинная рево-
люционная патетика, и глубочайшая чело-
вечность, и лиризм, и юмор.
	М. М. Штраух построил свою роль В
	«Правде» Норнейчука совсем в другой
«тональности». Ee кульминация — pas-
	говор с украинским крестьянином Тарасом
Голотой и рекомендация емо в партию. И
здесь Ленин показан в минуты величай-
	птего творческого под’ема. Но Штрауха ин-.
	тересуют другие стороны Ленинского ха-
рактеря. ‘
	Ленин отдает приказания, связанные с
штурмом Зимнего дворца. Он собирает ре-
зервы, требует сводки 06. идущих сраже-
ниях и направляет новые колонны в бой.
И вот в эти напряженные минуты, когда
можно думать только о самом главном,
к Ленину вдруг обращается с просьбой
почти незнакомый ему крестьянин Тарас
Голота, «Запишите меня в партию», —
просит он Ленина. Быть может, Щукин
нашел бы здесь повод показать опять-та-
ки настроение Ильича, лицом к лицу
встречающегося с человеком из народа,
сдним из тех, кому он отдал свою жизнь,
показать личное счастье вождя партии в
минуту торжества его идеи. М. М. Штраух
иначе играет эту сцену. Тарас Голота —
это солдат миллионной армии революции;
Ленин, ее вождь, перед решительным
боем думает о каждом солдате и, чтобы
тверже и смелее шел он на штурм Зим-
него, чтобы воодушевить его чувством
братской солидарности, Ленин здесь зе,
тотчаю же, положив блокнот на согнутое
колено, пишет вместе с Кузьмой Рыхо-:
вым рекомендацию Тарасу Голотё и прось-
6у к ЦК принять ето в партию обяза-
тельно в день восстания. «В день восста-
ния», — подчеркивает Ленин.
	«Технологическая» основа работы Штрау-
ха над ролью Ленина — это прежде все-
го превосходно найденный ритм. Штраух
не суетится, не бегает от двери к двери,
не шатает вдоль и поперек сцены. И все
	Гезабываемый образ вождя
	«Человек с ружьем» Н. Погодина в театре им. Евг, Вахтангова. На фото: сцена из
	Б. В. Щукин в роли В. И, Ленина
	вести походку, речь, манеры Ильича, мо-
жет быть он думал лишь 0 воссоздании
	физического облика Ленина. Он действи-
тельно в этом спектакле стремится создать
	непрерывную цепь характерных ШУрИихов.
	Но получается избыток этих штрихов, ак-
тер теряет линию внутреннего лействия.
	тер теряет линию внутреннего действия.
Замечательно, что когда актер перестает
думать 06 этих позах и жестах и играет
действенную линию своей роли, поль-
зуясь совсем не ‹скульптурными» мизан-
сценами, не имеющими прямого фото-
трафического сходства, — именно тогда-
то и приходит настоящее сходство. В эти
минуты Щукин поднимается до подлин-
ных вершин актерского творчества, Здесь
художественная фантазия  убедительней
протокольной ‘точности.

Роль ВБ. В. Щукина построена на со-
поставлении контрастных «игровых» Ky-
сков. В коридоре Смольного Ленин. встре-
чается с рядовым Иваном  Шадриным,
который ищет кипяток. Ленин затовари-
вает с ним о положении на фронте, о
состоянии немецкой армии, о настроениях
крестьянских масс. Тема разговора инте-
ресует Ленина прежде‘ всего как PYKOBO-
дителя штаба революции, Но ему, пови-
димому, еще и ‚просто так, по-человече-
ский интересно потоворить с этим чеёло-
веком, только что вышедшим из окопов,
ему хочется принять ео получше в
Смольном, Поэтому у него такая привет-
ливая улыбка на лице, поэтому он так
	предупредителен и по-хозяйски любезен.
В следующей картине он кричит на
кого-то, возмущенный. за сценой. Потом
гнев и возмущение сменяются соспедото-
ченностью. Он говорит со Сталиным 0
ходе боевых операций. Ленину доста:
вляет большое удовольствие лаконическая
точность сталинских сводок. Затем к
Пенину приходят с жалобами на попра-
ние демократии меньшевики, Ленин брез-
гливо отстраняется от них. Снова пере-
ключение. Ленин товорит с предотавите-
лем балтийцев о боевых делах. Вот этот
разговор ему по душе. Он с воодушев-
лением слушает боевой рапорт моряка и
сам чувствует себя военным, Но меньше-
вики не ушли, Они продолжают что-то
говорить 0 «живых силах общества». То-
гла Ленин кончает разговор очень
серьезной и саркастической фразой: «А
пропуск на право входа в Смольный у
вас есть?» Взяв у меньшевика пропуск,
Ленин предлагает вывести этих «деяте-
лей» из Смольного и больше их сюда ни:
	Сценический образ великого Ленина.
	жении образа, — рассказывает т. Аль-
тус. — Вот тут Ленин решителен, здесь
он ласков, тут — гневен, здесь — неуто-
мим в работе. Но-разве только эти чер-
ты делают МЛенина родным и близким
всему трудящемуся человечеству? Какое
внутреннее действие раскрыто в пьесе?
Какие конфликты возникают в ней, чтобы
нужно было разрешить. преодолеть их?»
	Именно потому, Что «внутреннее дей-
ствие» роли В. И. Ленина и в пьесе «Че-
ловек с ружьем» и в пьесе «Правда» слиш-
ком элементарно, актеры часто начинают
работу над ролью с поисков внешней ха-
рактерности, внешнего сходства. Об этом
рассказывают тт. Флоринский, Волгин. По-
иски внешнего сходства — необходимый
и интереснейший этап работы актера над
этой ролью. Но часто случается так, что
эти поиски ограничивают творческую ‘ини-
циативу актера, и тогда роль выглядит.
как цепь подражательных жестов и мизан-
сцен.

В. В. Щукин и М. М. Штраух — пер-
вые и лучшие исполнители роли В. И.
Ленина на советской сцене — показали,
как может и должен актер преодолевать
отраниченность драматургического  мате-
риала, как может он насыщать исихоло-
гическим содержанием ту или иную «про-
ходную сцену». как должен сн иногда
чисто технологическими средствами рас-
ширять круг своих актерских возможно-
стей.

В минуту творческого под’ема актер го-
ворит 0 себе, 6 своем терое больше, чем
за остальные три Часа пребывания на
сцене, как бы исправно ни выполнял он
все мизанспены своей роли.
	Ночь в Смольном. К В. И. Ленину при-
ходит комиссар по топливу — новичок,
только что назначенный На эту долж-
ность. Он в полной растерянности — ©
чего начать? С кем работать? Он надеет-
ся, что Ленин даст ему рецепты и Wo-
черпывающие ° инструкции о том, куда
пойти, что сделать, Случайно он оказы-
вается в той комнате, где Владимир
Ильич принимает рапорты о движении ре-
волюционных войск, дает боевые прикз-
зания, принимяет фронтовиков. Владимир
Ильич вахвачен гигантской работой, но
он необыкновенно точно управляет CIO:
	Год с лишним назад, в дни юбилейных
октябрьских торжеств на сценические под:
мостки трех театров — Вахтанговского и
Революции в Москве, Драматического теат-
ра в Воронеже, вышли первые испол-
нители роли Ленина—лтт. Щукин, Штраух,
Флоринский. Их появление вызвало бурю
оваций в зрительных залах. Казалось, что
раздвигаются рамы сценических порталов,
что сцена превращается в трибуну, спек-
тавль — в митинг. Чувство любви к ве-
ликому вождю и признательности актеру,
воссоздавшему его образ, рождало особую
атмосферу октябрьских премьер — это
был праздник театрального искусства,
	Тогда стало ясно, что кончается моно-
полия скульптуры и живописи в созда-
нии образов великих вождей народа, что
театр отныне властно заявляет свои права
на эту тему. Прошел год. Б. В. Щукин
продолжил свою замечательную работу
в кино. М. М. Штраух сыграл щукин-
скую роль в кинёматографическом вариан-
те «Человека с фужьем». В роли В. И.
Ленина выступили тт, Бучма, Крамов, Ра-
	попорт, Васадзе, Гомелаури, Альтус, Вол-
тин, Чернов, Колобаев, Сульбин, Колесни-
ков и многие другие. Появились кино-
фильмы «Человек © ружьем», «Великое
зарево», «Выбортская‘ сторона». Написаны
новые пьесы, в которых список действую-
щих лиц открывается именами В. И.
Ленина и И. В. Сталина.

Что дал, этот год советскому театраль-
ному искусству, для которого поиски
ленинского образа стали любимым, завет-
ным делом? Этот год принес много актер-
ских удач и значительно меньше драма-
тургических. :

И сейчас, как год назад, актеры, рабо-
тая над ролью В. И. Ленина, берут в
пьесах лишь схему действия. сценарный
план.

Источником вдохновения, материалом
для глубокото и пристального изучения,
для размышлений и дотадок служит им
не роль в пьесе, а сама историческая
действительность.

Актер не «осваивает», & как бы заново
вместе с драматургом строит эту роль,
«Зритель спектакля «Человек с ружьем»
видит, что мы воспроизводим Ленина
уллюстоативно. в картинах, а 86 в дви.
	неишим механизмом вооруженного восста-
ния. Для него не существует ничего не-
понятного, неясного, — неопределенного:
И вдруг на вопрос комиссара по топливу,
что делать, с чего ‘начинать. Владимир
Ильич отвечает недоуменной улыбкой:
«А я откуда знаю?» Комиссар по топли+
ву изумлен этим ответом; а в зрительном
зале — смех. Шукин вдруг показал
Владимира Ильича с какой-то совсем
неожиданной стороны, но зрительный. зал,
увидев удивительно тёплый, сверкающий
Barman Щукина, услышав полную юмора
интонацию, уже понял актера и поверил
ему. Он понял. что Ильич stam добро:
душно-юмористическим тоном Дает
серьезный урок ‘комиссару по топливу.
	В эти часы учатся управлять госудал-
ством и моряки-балтийцы и комиссары со-
ветского правительства. Ленин требует от
всех своих товарищей, чтобы они учились
науке побеждать и руководить. Так пе-
‘стует вождь партии большевиков, так го-
товит он кадры руководителей социали-
стического государства. При этом он из-
бегает совершенно чуждых ему ноток
«учительства» — в этом секрет его He-
отразимого обаяния, Это очень тонко
понял Щукин, показав Ильича в минуту
дружеской беседы, которая надолго за-
падет в память комиссару по топливу
и поможет ему решить самые сложные
политические задачи,
	«Очень трудно работать», — говорит
комиссар по топливу Ильичу. Ильич, чуть
поднявшись на носках, шенчеёт ему в са-
мое ухо: «Невероятно трудно!». а на лице
его в эту минуту сверкающая, счастливая
улыбка, и комиссару по топливу пере-
дается энергия Ильича, его вдохновенная
вера в победу, Потому что говорит Ильич:
«Невероятно Трудно! а подтекст ero
реплики — «Как хорошо, что у нас столь-
ко работы, что мы хорошо © ней справ-
ляемся!» Игра Щукина в этом коротком
диалоге замечательна тем, что актер
показывает. вдесь своего тероя как бы
«изнутри». мы чувствуем, чем живет
Ильич, как сам он чувствует‘ себя в дни
великих боев.

Не известно, с чего начал работу над
этим образом Щукин. Может быть и он
в начале работы старалея лишь воспроив-
	же, котда актер уходит за кулисы, в“
чатление такое, будто он находился в Be
ыы стремительном движении,

трауху нелегко затримироваться
Лениным: y него совсем другая форм
толовы, он шире в плечах и выше ростом,
И тем не менее он достиг поразительного
эффекта сходства с Лениным-—ие потому
ли, что отказался от дробления своей очень
небольшой по об’ему роли на отдельные
детали, & стремился прежде всем пере
дать действенность образа?

В лучшем куске своей роли — в сцен
с Тарасом Голотой, которая, казалось бы
дает возможность показать личные чувет4
ва, переживания героя, — Штраух в 60
тласии с трактовкой всей роли показы“
вает только действенную целеустремлен“
ность Ленина—ту черту его характера, Hh
которой актёр сосредоточил все свое внима»
ние. Щукин, наоборот, ищет в каждом
кускб роли возможность показать Ильича
чизнутри», показать чувства, настроения,
пеихологическое состояние своего тероя
Для Штрауха в «Правде» Ленин — 91
ческий терой, для Шукина он терой #4
только эпический, но и лирический.

В различии трактовок этой роли в Вт
театрах сказались прежде всего TnOpIe
ские особенности двух актеров, приадлее
жащих к двум различным театральный
школам.

Всея актерская деятельность [lysed
была, в сущности, подготовкой к BOLI
щению роли В. И. Ленина. Он воегда стрёч
мился изображать натуры глубокие, nalts
ленные волей, умом, талантом. Для Шира“
уха эта роль была штурмом новою й
очень трудного материала. Вот почему Tae
радостна победа актерского труда и т“
ланта Штрауха.
	Теперь все дело — в драматургии, Д®
сятки талантливых советских актеров #04
пробовали свои силы в самой сложной
роли современного репертуара. Пусть др8“
матурги дадут в новых пьесах о Ленин
глубокие. образы, напряженные ситувцит
острые ‹конфликты — и тогда 06049
Ленина: созданный коллективным творче
ством лучших советских актеров, буде
воссоздан Ha советской сцене во 8064
его величии и. блеске.
	Я. ВАРШАВСНИЙ