25 января 1939 г,, № 12 (57
	‘

ь «СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО»   ™
ye й We

TEATD MOCCORETA 1 атлт Ут ил ГУТ   Ae natu
	45-летний
юбилей
1]. Дадиани
	В январе 1939 года исполняется 45
лет артистической и литературкой деятель-
ности народного артиста республики, пи“
сателя-драматурга, депутата Верховного (о-
вета CCCP орденоносца Шалва Николае-
вича Дадиани.

Il. Н, Дадиани прощел большой a 60-
татый событиями путь литературной, сце-
нической и общественной деятельности.
Первые шали актера сделаны им под ру-
ководством одного из лучших артистов и
драматургов грузинского театра Коте Мес-
хи; через некоторое время Дадиани орга“
низует свою актерскую передвижную
труппу, раз’езжая с ней по городам и
селам Грузии,

Как режиссер и постановщик (им было
поставлено около ста пьес) Дадиани ра-
ботал, главным образом, над грузинской
классикой, инсценируя для театра произ-
ведения И. Чавчавадзе, В. Ниношвили и
др. Им сделан также рях переводов руб-
ских п запалноевропейских классиков («Ро-
мео и Джульетта» и «Укрощение стропти-
вой» Шекспира, «Сарданапал» и «Ман-
фред» Байрона, «Мария Стюарт» Шилле-
ра, «Герой нашего времени» Лермонтова
ит. д.)

Из числа его оригинальных пьее сле-
хует выделить «В пещере» и «Когда ве-
селились», в которых автор выступает су-
ровым обличителем поработительной наци-
ональной политики парекого самодержавия.
	В настоящее время на сценах тбилис-
ских театров идет несколько пьее Дадиа-
ни, среди которых 0с0бой любовью зрите-
лей пользуется написанная им в 1937 г.
пьеса «Из искры» — на тему борьбы
трузиневих рабочих за создание больше-
вистских организаций в Гоузии и Закав-
казье. В этой пьесе Дадиани нарисовал
ЯрЕИМи красками образ основателя и пер-
вого руководителя большевистских органи-
заций в Закавказье — товарища Сталина,
	Торжественное собрание, посвященное
	45-летнему юбилею Ш. Н. Дадиани, o-
стоится 31 января в Тбилиси.

Н, МАРАНЕЛИ.
аа
Театры
в колхозах

В — Верхне-Днепропетровском районе
	(Лнепропетровская область), где до рево-
	люции была лишь одна школа и 12 церк-
	вей, о театре даже и не смели MEN
тать. Теперь там выстроен большой театр
на 700 мест, в районе имеется 64` драма-
тических кружка, 23 хоровых и 29 музы-
кальных кружков. Большинство из них 34
последнее время добилось хороших ре-
зультатов своей работы, Особенно боль-
шим успехом пользуется в районе драм-
кружок колхоза «Вольные хутора», кото-
рый в районном театре показал пьесы
«Платон Кречет» и «Наталку-Полтавку».
	Синельниковском районе в колхозе
им. Шевченко построен театр`®на 600 мест.
При театре имеется драмкружок и струн-
ный оркестр.

A 23
	г. Днепропетровск.
. —O—
	Письмо
из Киева
	Большая группа работников искусств
Киева изучает историю ВКП(б) в инсти-
тутах повышения квалификации. Многие
мастера сцены — народные артисты УССР
орденоносцы  Паторжинский Е Aonen
(оперный театр), артисты Романов, Осве-
цимский, Атонская (русская драма) и др:
самостоятельно изучают произведения
классиков марксизма-ленинизма,
	Клуб киевских работников искусств ор-
танизовал консультацию для изучающих
историю партии в индивидуальном поряд-
ке и проводит лекции. Клубная библиоте-
ка приобрела учебники по истории пар-
тии, которые. выдаются читателям для
пользования на удлиненные сроки,
	Не обошлось без некоторых «рециди-
вов». На собрании художников некоторые
товарищи говорили о необходимости орга-
низовать контроль за чтением, зачеты по
пройденному и т. д. `

Только сейчас и довольно медленно на-
чал перестраивать свою работу киевский
обком союза Рабис. Здесь заговорили, на-
конец, о политическом воспитании. тезт-
ральной интеллигенции.

А ЛЬВОВ
	Киев
	ТЕАТР МОССОВЕТА
НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
	РАДОСТНЫЕ
РСТРЕЧИ
	Работа на Дальнем Востоке — это под-
линная школа коммунизма, Я никогда не
мог себе представить, что могу быть на-
столько полезным.

Как тут жаждут знания, как хотят
творческой помощи! Мы недавно закончи-
ти семинар, на котором присутствовали
бойцы и командиры, На этих занятиях,
продолжавшихся 15 дней, задавались. вое-
возможные вопросы: о драме, опере, ки-
но, литературе ит. д. — круг интересов
дальневосточников необычайно пгирок. Бе-
седовали мы с бойцами и командирами
не только на семинарах, но и в театрах,
кино, за кулисами, во время обеда и да-
же на улице при случайной встрече.
Больше всего моих зрителей дальневос-
точников интересуют два образа в моем
актерском творчестве: Еремеев (‹Апше-
ронская. ночь») — сейчас он. особенно им
дорог после хасановских боев — и Мат-
веев (фильм «Ленин в Октябре»).

Увлекательны рассказы бойцов и коман-
диров — участников недавних боев. В
этих рассказах — настоящий героизм
народа, безграничная любовь к родине и
к великому вождю товарищу Сталину.
Эти рассказы вдохновляют нас на даль-
нейшую ‘творческую работу. Хочется от-
дать все свои силы и знания на пользу
нашей великой родины.

Скоро я поеду в самые отдаленные
пункты и жду этой минуты с великой
радостью. Сейчас еще трудно подвести
какой бы то ни было итог- нашему пре-
быванию на Дальнем Востоке. Но все же
можно сказать: дело, которое мы здесь
делаем, — очень нужное, необходимов и
почетное, .

Заслуженный артист республики,

орденоносец В. ВАНИН
	ПЕРВЫЕ
ИТОГИ
	Прошло три месяца работы театра им.
Моссовета на Дальнем Востоке. За эти
три месяца коллектив театра,  познако-
мивигись с доблестными бойцами Красной
Армии, получил громадную зарядку для
дальнейшей художественно-творческой ра-
боты.

До 1 января 1939 года театр дал в Ха-
баровске, Ворошилове и в других местах
156 опектаклей, 65 шефоких концертов и
провел большую работу в кружках худо-
жественной самодеятельности. Показаны
пьесы: «Мятеж», «Враги», «Дело рядового
Шибунина», «Апшеронская ночь», «Про-
фессор Полежаев», «Васса Железнова»,
«Сыновья» и «Порт-Артур». }

Усиленно готовимся к выпуску пьес
«Путь к победе» и «Тайна», Впереди еще
шесть месяцев налтряженной и радостной
работы. Коллектив театра уверен, что он
с честью выполнит возложенную на него
почетную задачу,
	Председатель месткома артист
А. КАЛИНЦЕВ
	ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ
‘ШКОЛА
	За три месяца пребывания на Дальнем
Востоке наш театр возобновил шесть сво-
их старых постановок. Нам кажется, од-
нако, что мы не просто их возобновили, а

как бы поставили заново.
Большинство наших спектаклей слиш-

ком громоздко для того, чтобы мы мог-
ли их направлять втлубь Дальнего Во-

стока. Мы выделяем концертные бригады
	и ежемесячно посылаем их в самые OF
даленные пункты. Участники бригад воз-
вращаются счастливые, наполненные впе-
чатлениямй от встреч с пограничниками,
Мы стараемся составлять разнообразные
концертные программы, зная, что бойцам
будет радостно услышать не только сти-
хотворение, рассказ, монолог, но и романс,
песню, музыкальный этюд. Многие наши
артисты выступают как вокалисты,  тан-
поры, конферансье. Наш оркестр выделил
из своей среды солистов, трио, квартет.
Нередко нам приходится повторять свои
концертные программы по два и по три
раза в одном и том же месте.

Мы командируем артистов и. режиссе-
ров в красноармейские клубы для кон-
кретной помощи самодеятельности. Им
сейчас приходится много работать над
спектаклями к годовщине Красной Ар-
МИИ.

Отдавая свои силы кипучей работе, об:
щаясь с сегодняшними и завтрашними
героями. мы получаем очень. много. Мы
	как бы учимся в замечательном. универси-
тете, который непрерывно пополняет н&-
ши знания 0 жизни нашей страны.
		Артист TeaTpa HM. DaAtanivec ге
своей новой ролью — Семена Котко в
	та».
	В Баку работает более ста пятидесяти
художников.

Народный хуложниь Азербайджана Азим
Заде — автор многочибленных акварелей,
показывающих старый быт и типы доре-
	волюционного Баку. Серия его работ нахо-
	дитея в Бакинеком антирелигиозиом музее.

Большую творческую работу ведут в на-
циональных ‘театрах Азербайджана худож-
ники Атхем Султан Заде, Сегиян и Муста-
фаев. Они — авторы оформления многих
спектаклей, Правительство отметило заслту-
ги этих художников награждением их орде-
нами Cor3a.

Картины для выставки, посвященной
20-летию ленинского комсомола, живопись
в бакинеких музеях и работы, которые мы
видели в мастерских художников, свиде-
тельсевуют, что в изобразительном искус-
стве Азербайджана намечаются серьезные
сдвиги. Художники стремятся к большим
темам. Иетория революционной борьбы ра-
бочего класса, советский человек сегод-
няшнего дня — вот еюжеты произведений
большинства азербайджанских живописцев.
	20-летний художник Ахвердиев написал
картину, в которой изображает ‘один из
ярких эпизодов из жизни товарища
Сталина.

Перечень эскизов новых картин Ахвер-
лиева говорит © направлении творческой
энергии этого художника. Его «Перевозка
подпольной литературы», «Арест Ладо
Кецховели», «Подпольная типография» да-
же в своей эскизной стадии заинтересовы-
вают зрителя глубиной и  содержатель-
ностью ` замысла.

Первые годы революционной деятельно-
сти товарища Ворошилова отражены в по-
	лотне художника Салам эаде. Правдивая,
	без прикрас, обстановка слесарной мастер-
ской бакинского завода; простые, напи-
ванные без фальшивой экзотики лица ра-
бочих, слушающих товарища Ворошилова,
— вот содержание работы Салам Зале для
выставки, посвященной — двадцатилетию
комсомола. Недостатки рисунка, пестрота
неслаженность живописи искупаются
экспрессией, с которой передана художни-
ROM тема. . .
	Можно было бы значительно увеличить
список художников, заслуживающих вни-
мания и ставящих себе серьезные задачи
в области трудного жанра исторической
ЖИВОПИСИ.
	На юбилейной выставке развернута гал-
лерея портретов знатных комсомольцев
	Азербайлжана.
	несовершенство передачи рук выдают
недостаточную подготовленность этой та-
лантливой художницы.
	Такой же непосредственностью характе-
ристики и легкой прозрачной живописью
подкупает портрет балерины Алмас Заде,
написанный художницей Топчибашевой.

Портрет комсомолки Гаибовой художни-
ка Мангасарова мог появиться только в
результате большой и серьезной работы. В
этом портрете условность и искусствен-
ность прежних работ художника, рассчи-
танных на внешне декоративный эффект,
заменяется настоящей человеческой тепло-
	тои. ‘
В большинстве произведений азербайд-
жанских художников чувствуется живое
восприятие жизни, но вместе © тем ска-
зывается отсутствие ‘настоящей серьезной
школы.

Ikea портрета талантливого Ахвердиева,
живо и широко написанные и хорошо за-
думанные, но неё доведенные ло конца, ня
етойчиво возвращают нае к мысли 0 необ-
ходимюсти большой учебы для талантли-
вых азербайджанских художников. Им
необходима немедленная помощь не только
в чисто школьной подготовке, HO HE B CO-
вершенствовании своей творческой лично-
сти в широком смысле. Им необходима
хуложественная культура, знакомство с
мировым искусством, ‹ великими произ-
ведениями русской живописи.

Хуложники Азербайджана пока не 0б’-
единены творческим союзом. Политико-
воспитательная работа с ними поставлена
плохо.
	В Баку за пять лет (с 1932 по 1937т.)
	не было ни одной выставки. Только B
1933 г. в Москве прошла выставка азер-
байлжанских художников. Разобщенность,
существующая между хуложниками, . сни-
жает их творческие возможности. Нужны
товарищеские обсуждения сделанных pa-
бот, выставки, систематическая учеба,
творческие вечера, лекции...
	Сейчас Управление по делам искусств
Азербайджана создало комиссию, которой
поручена подготовка и проведение с’езда
хуложников Азербайджана, созываемого в
феврале 1939 г.
	Скульлторам и художникам орденонос-
ного Азербайджана предстоит участвовать
в двух больших выставках: в выставке,
посвященной классику азербайджанской
литературы Низами и юбилейной выстав-
ке, посвященной 20-летию освобождения
Азербайджана. Rpome того, намечена пост-
ройка новых памятников в Баку. На про-
ведение этих мероприятий отпущены боль-
шие средства.
	`Было бы весьма полезно устраивать в
Баку время от времени небольшие выстав-
ки лучших мастеров советской живописи
и организовать в Москве курсы повыше-
ния квалификации для лучших живопис-
цев Азербайджана.

Дело московского областного союза Xy-
дожников — поделиться с бакинцами опы-
том организационной и творческой работы
среди художников,

Художники В. МЕЛЛИН, В. ОДИНЦОВ
	Чи Е Ч SE UU

пьесе В. Катаева «Шел сопдат с фрон.
‚ Фото 0. Шинтарез
	ап
	ЖИВОПИСЬ
АЗЕРБАЙДЖАНА
	в Московской консерватории
	На-днях коммунисты Московской т0бу-
дарственной консерватории слушали от-
чет своего парткома. Секретарь партий-
ного комитета т. Шурьев сделал плохой,
беззубый доклад. О выполнении таких
важнейших решений партии, как о про’
паганде марксизма-ленинизма, 0 борьбе
за укрепление трудовой дисциплины TO-
ворилось лишь в конце доклада, да и то
очень убого и невразумительно. Специфи-
	ка работы консерватории вовсе не нашла
отражения в речи т. Шурьева.

Ha XVII с’езде партии товарищ
Сталин говорил 0 некотором типе работ-
НИКОВ.

«..Они мобилизовались, поставили BO-
прос ребром, у них и перелом, и сдвиги,
& лело не двигается с места».
	Эти слова товарища Сталина невольно
вспоминаешь, когда пытаешься подвести
итоги деятельности партийной организа-
ции консерватории, где так любят гово-
рить 0 «сдвигах» и «переломе».
	Коммунисты, выступавшие на собрании,
вскрыли неприглядную картину партий-
ной работы в консерватории:
	Много говорилось о том, что не было
контакта между парткомом, общественны-
ми организациями и дирекцией. Разнобой
этот сказывался во всем. Много фактов
приводили в своих выступлениях тт. Дья-
ков. Успенская, Хачатурян, Блюман и др.
	Парторганизация, а за нею и общест-
венные организации устранились от борь-
бы за укрепление учебной дисциплины.
Неудивительно поэтому, что на стенах
консерватории появляются об’явления AH
рекции, в которых предлагается... комс0-
молу и профкому обсудить вопрос о ‘кон-
	кретных нарушителях дисциплины. ‹ &0м60-
мольская и профсоюзная организации не
предают общественному осуждению фак-
тов прогулов, опозданий, недисциплиниро-
ванности на занятиях. А ведь за вторую
половину декабря прогулы достигли (да-
же не по всем учебным звеньям) 360 4a-

сов, а за первую пятидневку января —
138 часов °
	Разобщенность парткома, профкома и
дирекции пагубно отражалась на работе.
Важнейшее ‘совещание по соцсоревнова-
нию местком проводил в одни часы с ком-
	сомольским собранием, решив с благосло-
вения парткома обойтись без комеомоль-
цев.

— Партком не умел, не желал исполь-
зовать каждото коммуниста, — говорили
тт. Чувеляев, Успенская и др. 5—6 чело-
век являются своего рода «доверенными»
парткома и везут на себе все поручения
В парторганизации консерватории 47 чле-
нов партии и 15 кандидатов. Правильная
расстановка этих кадров, привлечение к
политической работе каждого коммуниста
должны были gut первейшей обязанно-
стью парткома.

Совершенно ‘недооценил партком и роли
комсомольцев (а ведь их в консервато-
рии 600 человек!) Далеко не все ком-
сомольцы являются проводниками комму-
нистического влияния на студенчество.
Происходит это потому, что само партий-
ное руководство комсомолом крайне по-
верхностно. В результате нездоровые яв-
	ления, даже факты бытового разложения,
проявлявшиеся в среде `консерваторской
	ная солома примыкает непосредственно к
живописному заднику, и вся сцена обрам-
лена голубыми паддугами. Так понимает-
ся спеническая условность.
	О работах Вонстантиновского и Товбина
можно было бы не говорить, если бы их
декорации не заполнали все ленинтралекие
театры. Достаточно сказать, что за первые
два месяца сезона этими художниками бы-
ло оформлено четыре спектакля («Овод». в
Театре ‘им. Ленинекого комсомола, «Рас-
свет» в консерватории, «Таланты и пок-
лонники» в Театре им. Пушкина и
«Щорс» в ГАТОБ им. С. М. Кирова).
Столь непомерная «активность» сама по
себе исключает возможность сколько-ни-
будь серьезного отношения к работе.
	Безразличное, a порой и принципиаль-
но неверное отношение театров п коити-
	RH к вопросам художественного оформле-
	вия спектакля приводит к тому, что и х0-
рошие художники работают не так, как
они могли бы. Видя на одной и той же
сцене работы Дмитриева и Константинов-
ского, молодые художники не знают, куда
же, в сущности, им итти, где правильный
путь социалистического реализма в теат-
ральном искусстве художника?
	Двум творческим 0б’единениям мастеров
театра и художнаков — ВТО п JOOCK —
следовало бы провести широкую дискуссию
на тему о том, какая декорация нам сей-
час нужна. Необходимо уточнить задачи
оформления спектажля, о стоящие и перед
театрами. и перед хуложнаками. Недопус-
THMO, имея первоклассных мастеров, ла-
вать зрителю безграмотные,  халтурные,
вредные вещи.
	Г. АЛМАШИАН
	молодежи, не получали должной полить
ческой оценки.

— Парторганизация очень слабо расти
за счет комсомольцев, — говорил тов. Хь
чатурян.— За 10 месяцев всего 9 ком
мольцев принято в партию.

— Студенческий профком и местком по
лучали очень мало помощи от парткома-
заявил член комиссии Краснопресненсяо
то райкома ВКП(б) т. Полянский, Bue
ступая как-то на отчетно-выборном проф
союзном собрании, секретарь  партком
т. Шурьев призывал студенчество к и}.
чению истории ВКП(б). Однако условий
для этого парткомом не создано, лекции и
консультации до сих пор неё налажены,
Неудивительно, что резолюция по 0тчет]
профкома, составленная при участи
т. Шурьева, изобилует такими штампами
«Надо учесть недостатки и избавиться и
НИХ».

В работе парткома, как правильно под
метил т. Хачатурян, искажались указания
партии 0б отношении к интеллитенции,
Партком пытался очень отраниченно и
толковать постановление ЦК ВКП(б) 9
партийной пропаганде, Тов. Шурьев д
ложил собранию о том, как изучают ис
PHD партии коммунисты, но O TOM, Rik

6ecuapruhHad интеллигенция  консервато
рии овладевает марксистско-ленинской 14
орией, не сказал ни слова. За коротв
время, говорилось на собрании, партком
успел допустить ряд извращений в выпол,
нении постановления ЦК ВКП(б). В пар
коме все еще царит полная растерянность,
Не знают, что делать с кружками, не pat
пускают их и держат «на текущих Be
просах». >

Ha собрании указывалось, что в нау
ной работе консерватории нехватает, тои
творческого дерзания, о котором товори
товарищ Сталин. Есть факты вультариз
ции марксизма-ленинизма под видом в
учных обобщений.

Вывод, сделанный Центральным коми
тетом ВКП(б) о запущенности идейно-во-
питательной работы с кадрами интелаие
тенции в ряде партийных организаций,
целиком должен быть отнесен и к пар
кому Московской консерватории,
  Все эти вопросы поднимались товари
щами, выступавшими на партийном 6
брании и справедливо упрекавигиими пар
	ком в недостаточном усвоении директив
партии.

В заключительном слове у т. Шурьвва
нехватило одного из главных КаЧеств
партийного руководителя — Сольшевио”
ской скромности,   Он заявил:

«При новом секретаре’ парткома потре
буется большее руководство нами со CTO
роны районного комитета, чем ото бы
до сих пор. Мне, может быть, и He TR
уж нужна была эта помощь. У м
больной опыт партработы, а другим буд
НУЖНО»,

Мы никак не можем согласиться 6 TT
кой переоценкой своего опыта т, Шурь”
вым. Почти за полтора года работы вкон
серватории он пе сумел понять всей ee
специфики, не сумел повернуть внимани
партийной организации к важнейшим, 05°
новным вопросам партийной работы,

Партообрание закончилось крайне стра
но, По настоянию секретаря Краонопри”
ненского райкома ВКП(б) т. Поповой 09
не дало оценки работе парткома по 6)
ществу. )

Секретарь райкома т, Попова заявила’
«Оценка работы парткома не нужна. Де
клад был поставлен, как отчет о выпол
нении решений отчетно-выборного coépe
ний, & в этой части работа шла удовие
творительно».

В итоге собрание приняло «Каучук
	вую» резолюцию, обойдя вопров 0 9
езных недостатках работы своего парг

кома
К, ВАСИНА
Е МЕЛЕШКО
		Портрет °стахановца хлопковых полей
Шахполянова работы художника Гуссейна
Алиева полон настоящей жизни и движе-
ния. Такую индивидуальную  характери-
етику, такую яркую ‘улыбку можно 0з-
дать, только обладая полнотой и свеже-
стью восприятия, после внимательного и
продолжительного изучения человека.
	Портрет артистки-комсомолки Барат в
роли Джульетты, написанный 18-летней
художницей Гюльназ Саламовой, отличает-
ся гармонической композицией, живопис-
ностью тканей и нежной выразительностью
в передаче лица артистки. Только немного
наивная, условная раскраска лица, да
	На областной олимпиаде самодеятельности в городе Николаеве (УССР) боль-
шим успехом пользовались выступления семьи тов, “Дворницкого, литейщика за-
	вода «Червона зоря»; все члены семьи тов. Дворницкого играют на стру
музыкальных инструментах и танцуют. На снимке — В. И. Дворницкий
	своей семьей,
	Григорьев. Ёго «Борис Годунов» в Тюзе,
несомненно, самое значительное, самое
талантливое, ITO сделано театральными
художниками Ленинграда 3a последний тд.
Критика похвалила его декорации в общих
словах, почему-то акцентируя удачное
разреттение технической стороны спектак-
ля — быструю смену картин. Между тем,
Григорьев, применяя систему писалых за-
вес, не изобрел ничего нового, и не в этом
ценность его работы. В «Борисе Годуно-
ве» он сумел создать целостный образ
спектакля при яркой образности кажлой
картины в отдельности. Художник счает-
ливо избег сусальности в воспроизведении
Руси ХУ века. Правда, в своей работе он
шел больше от ХУ[ века, чем от Пушеина.
Увлеченный материалом, художник, оказал-
ся у нем в плену. Это привело к некото-
рой перегрузке орнаментом, лаже к из-
мельченности. вообще чуждой хуложнику,
Но п в таком виде «Борис Годунов» Гри-
горьева заслуживает исключительного вни-
малтия,

Блестящий художник — Акимов  Когла
	смотришь его работы, не знаешь, чему
удивляться: неисчерпаемой фаттазии,
остроумию приемов или мастерству. Ero
можно упрекнуть разве в некотором ра-
ционалистическом холодке,

Так, например, в «Благочестивой Мар-
те» наряду © картинами поллинно мастер-
скима есть п такие, в которых Акимов ло-
	бивается лишь внептней красивости.

В еще большей степени эта тенденция
сказывается в работах В. М. Ходасевич.
Досално. когда такой прекрасный, куль-
турный художник порой mer по линия
наименьшего = сопротивления. ° полменяя
глубину содержания эффектной  внеш-
ностью. Художники меньшего масштаба и
вкуса, идущие по ее стопам. скатываются
	тк и оберток («Свадьба в Малиновке»
В. С. Басова).
	Врасивая декорация, выполненная pea-
листическими приемами, но рассчитанная
не на вокрытие содержания, а лишь на
эстетекие восторта, по сути стюей форма-
листична. И те, кто бежит от формализма
	в сторону этой красивости, все же попада-
ют в его об’ятия, хотя дома у них стоят
прямо, а актеры играют на ровном план-
шете. Вот почему такого рода «украла»
тельским» тенденциям, мешающим раскры-
тию содержаная спектакля, должна быть
0б’явлена рептительная война.
	Не менее вредна тенденция, явственно
ощутимая в работах плодовитых художни-
ков А. И. Константиновекого и С. В. Тов-
бина. И -здесь причудливо сочетаются
небрежность, условность и натурализм.
Говорить о каком-лябо художественном 0б-
pase декораций тут не приходится Это
неорганизованный набор предметов, услов-
но обозначающих время и место действия,
но пе тронутых творческим отношением
художников к теме. В тех же случаях,
когда декораторы пытаются выразить это
отношение, получается еще хуже. В 4-м
акте <«Талантов и поклонников» (Театр
драмы им. Пушкина) они выносят лейст-
Re на перрон, где расставлены столики,
& на заднем плане — хмурое небо. болото,
березки. Где, на каком русском вокзале
буфет помещался на платформе? Какая
большая станция (есть буфет, поезд стоит
тут же, на сцене, полчаса) стоит в лесу,
на болоте? Эти логические неувязки не
смущают художников, которые в первом
акте опустились до крайнего натурализма.
На сцене для вящей правдоподобности —
помойное ведро.
	В ‹«оемле» (Театр им. Ленинского ком-
сомола) есть одна картина, где натураль-
	Чеатральные
художники
Ленинраос
	половины ХХ века — и полчас тянут
художника к стандартным декорациям.
	Отказ от  формалистеких «новшеств»
воспринимается не как раскрепощение с0-
ветского искусства, а как возврат к «9б-
разпам» спектаклей ломхатовского периода.
Вот почему у нас так много беспомощных
декораций, холодных и’ надуманных па-
ВИЛЬОНоВ.
	Из ленинградских художников лишь не-
многие стоят на принципиально правиль-
ных позициях. В первую очередь следует
назвать В. В. Дмитриева. Его хараютери-
зует уменье создать атмосферу, в которой
замысел автора и поступки действующих
лиц приобретают наибольшую убедитель-
ность, способность найтя образ, соответст-
вующий идее спектакля, экономное поль-
зование выразительными средствами и,
наконец. разрешение спектакля в опреде-
ленной цветовой гамме. 3a прошлый сезон
Дмитриев интересно оформил «На берегу
Невы» и «Петра {» в театре драмы им.
Пушкина и «Гамлета» в театре под py-
ководством Радлова. № сожалению, бле-
стящую мысль художник часто He до-
водит до конпа, не додумывает. Почти в
каждом спектакле одна-две картины сви-
детельствуют о подлинных возможностях
художника, остальные только сводят кон-
Иы с конпами.
	Что такое реаластическая декорация?
Каково должно быть оформление оеалисти-
ческого спектакля? Эти вопросы до сих
пор не получили ясного и общепризнаенного
ответа.

Сейчас уже не встречается чисто фот-
малистических декораций, Ho влаяние
формализма сказывается на каждом шагу.
А боящиеся Формализма художники впа-
дают в другую крайность — в натурализм.
Формалисты отказывались от живопиея.
А сейчас пелый ряд художников стремит-
ся возродить систему кулисных декораций,
считая, что живопаеный залник служит
гаравтией от обвинения в  формализме.
Формалисты возводили абстрактные кон-
струкции, а наши художники ориентиру-
ются на павильон, «конкретизируют»’ сце-
ническую обстановку массой ненужных
натуралистических деталей. затромождают
сцену _ вещази. Форматизи находил cede
выражение в крайнем суб’ективизме ху-
дожника. А теперь иные художники лела-
ют бесстрастные, нейтральные вещи, в ко-
торых нет формалазма, но нет и творчесть
ва. (ттесненные и театрами и критикой
в задние ряды Участников ‹ спектакля,
художники создают безразличные и без:
личные лекорапии. Иные режессеры кля-
нутея именами Ленского, Станиславского
или Немировяча-Данченко. а на деле ихут
по стопам Чернявского и Федорова Ярков-
ского — режисселов-разводящих = второй
	Лекции
для работников
искусств
	На-днях в`Клубе работников искусств
г. Архангельска была прочитана лекция
«Борьба аа создание социал-демократиче
ской рабочей партии. в России», вызвав
шая большой интерес у присутствующих

Клуб предполагает организовать еще ABe
лекции по пропаганде марксизма-лениниз
ма. Темы лекций: «О роли личности в
истории» и «Первый с езд российской 0
циал-демократической рабочей: партий».
	НАСОНОВ

Смотр
стенгазет
	Северо-осетинский обком профсоюза Р№
бис провел” смотр стенных газет театралы
но-зрелищных предприятий республики.
	Первое место присуждено  стенгазе
осетинского театрального училища «Cth
THHCKH@ кадры» (редактор т. Галазов)
Второе место получила стентааета радио
комитета «У микрофона» (редактор т, 88°
гиев). Обком союза Рабис премировал 18%
же некоторых членов редколлегий и кор
респондентов за активное участие в работ
	А. ВЕДЕНСКИЙ
	о

рджоникидзе,

О аа, >

Е
	Б первые ряды выдвинулся также М, А.  уже просто на уровень рекламных этике-