4 февраля 1939 г., 12 47 (591)

ИСКУССТВО»
	«СОВЕТСКОЕ

В. НИ Н. К. св,
	М. С. Донсной, С. И, Wr.
	Работники кинематографии, награжденные орденами Союза ССР.
	Во славу родины
	правительство и лучший друг нашего ис-
кусства товарищ Сталин, во многому 0бя-
зывает и прежде всего—в этом .году рабо-
тать лучше, чем в прошлом, радостным и
вдохновенным творчеством умножить сла-
ву советского искусства.

Сейчас я приступаю в работе Har
фильмом, рисующим один из намболее яр-
ких эпизодов гражданской войны‘ — взя-
тие Перекопа. Писателями  Фадеевым и
Никулиным в скором времени будет за-
кончен литературный сценарий. Этот
фильм я хочу сделать вместе с коллекти-
вом. который принимал участие в работе
над картиной «Александр Невский». В ча-
стности. в Фильме будет сниматься Н. Чер-
касов. :
	Одновременно я работаю над двумя кни-
гами — © режиссуре и монтаже в вино.
Я полон сил, энергии и желания цели-
ком посвятить свое творчество нашей. ро-
дине, нашему народу.

С М ЭЙЗЕНШТЕЙН,
	заслуженный деятель искусства,
орденоносец,
	кинокомедии
	зритель   того, чтобы нам разрешили работать. Но
	и на этом напти мытарства не закончи-
лись. Нам всячески мешали, срывали с’ем-
ки. Режиссеру, актерам говорили: «Ваша
работа напрасна, советскому народу еще
не время смеяться, у него очень много
серьезных дел». Это, по сути дела, были
антисоветские, вредительские разговоры.
	С большим трудом нам удалось закон-
чить «Веселых ребят». Но и после этого,

в течение пяти с лишним месяцев, фильм
не выпускали на экраны. «Веселые ребя-

та» не могли пробиться к зрителю. Толь-
ко после больших споров марш «Веселых
ребят», наконец, зазвучал с экрана. Со-
ветский зритель радостно принял наш
фильм и укрепил нашу веру в то, что мы
стоим на правильном пути. Трудности ра-
боты над «Веселыми ребятами» сказались
и на постановке фильма «Цирк». Встречая
на кинопроизводстве всевозможные рогат-
ки, мы в фильме «Цирк» перешли, по су-
ществу, на мелодраму, уйдя от подлинной
комедийности. Мы ее делали более легки-
ий и проверенными приемами, в которых
было меньше риска и неожиданностей.
	Третий наш фильм — <Волгя-Волга» мы
хотели сделать подлинной советской кино-
комедией, но и здесь нам мешали пере-
страховщики. Образ бюрократа Бывалова
был вначале написан очень остро. Но быв-
шие руководители кинодела заставили нас
выкинуть наиболее удачные эпизоды с
Бываловыу, Эти купюры чрезвычайно ис-
портили сюжет фильма, разруптили его со-
держание и не дали возможности осуще-
ствить все наши замыслы и планы. Но
и то, что осталось в фильме, было горя-
чо принято зрителями, и мы лишний раз
убедились в том, что наша работа не про-
пала даром.
	Награждение нас орденами Союза сви-
детельствует 0 великом внимании партии
и правительства к работникам комедийно-
го киножанра. Высокая награда вдохнов-
ляет и одушевляет всех нас на создание
новых советских кинокомедий.
	Вместе с поэтом В. И. Лебедевым-Кума-
чем и композитором И. 0. Дунаевеким мы
сейчас работаем над сценарием первого
мвогоцветного советского фильма «Счаст-
ливая родина» — о культурном росте на-
родов СССР, о стирании граней между
классами в Советской стране, о красоте,
могуществе и величии советского государ-
ства, о любви к родине и великому
Сталину.
	Г. В. АЛЕКСАНДРОВ,
	заслуженный деятель искусства, орде-
ноносец
	самечательное ‘искусство кинематогра-
фа приобрело в Нашей стране огромную,
неоценимую силу. Это самое доступное,
самое массовое искусство. Лучшим  тво-
рением наших киномастеров единодушно
аплодируют жители Игарки и Батуми,
Дальнего Востока и Средней Азии, По-
волжья и Москвы, Из года в год растет
у нас ‘количество кинотеатров и  кино-
зрителей. Кинофикация страны ° стала
важным государственным делом. В тези-
сах доклада тов. В. Молотова о третьем
пятилетнем плане развития народного хо-
зяйства СССР товорится об увеличении
за 1938—1942 тг. стационарных и других
	звуковых киноустановок в шесть раз. Это
огромная задача,
	Люди решают успех всякого дела. В
нашем кино уже выросли прекрасные

кадры работников, заслуженно пользую-
	щихся всеобщим признанием, любовью и
почетом. Награждение 0с0бо отличивших-
ся работников кинематографии орденами
Союза ССР—наглядное тому подтвержде-
ние, Задача состоит в том, чтобы обеспе-
чить в дальнейшем еше более плодотвор-

ную художественную деятельность этих
талантливейших мастеров и широко ис-
пользовать их опыт и достижения Для
воспитания нашей кинематографической
молодежи... . т

Массовость нашего киноискусства   опре-
деляется не только доступностью  кино-
зрелищ для самых широких слоев зрите*
лей в городах и селах СССР. Массовость
искусства не мыслима там, где нет идей-
ной общности художника и народа, там,
где художник не связан крепко в широ-
ким зрителем, не живет одними, общими
в ним интересами, не хочет понять и вы-
разить в своем творчестве мысли, чувст-
ва, мечты и стремления народных масс.
Идейная общность единство интересов
художника и народа—неоспоримый факт
нашего искусства. Однако одного стремле-
ния выразить высокую, близкую и по-
нятную массам идею недостаточно, чтобы
быть художником, Надо обладать еще и
талантом, и не только талантом, но и м9а-
	Нравительство наградило меня орленом
Ленина. Очень трудно в простых словах
рассказать © волнующих меня чувствах.
Наше правительство в своих указах вы-
Тажает волю народа, — а что’ может быть
почетнее и радостнее для художника, чем
народное признание его творчества?

Над фильмюм «Александр Невский» я

работал в 1938 году. Этот год был годом
больших побед и достижений в области
кинематографии, тодом теоретических и
практаческих накоплений, которые будут
способствовать дальнейшему росту `кино-
искусства. В этом году в советском кино
появились элементы нового стиля, были
намечены пути успешного решения слож-
ной задачи расширения жанров кино, все
права гражданства завоевала в кинемато-
графии историческая тематика,
_` Особенно радостно то, что винематогра-
фисты успешно справились © очень ответ-
ственной политической и художественной
задачей показа на экране великих вож-
дей пролетарской революции — Ленина
и Сталина.

Исключительное внимание, которбе уде-
NAOT советской кинематографии партия,
	О советской

Многомиллионный советский зритель
ждет и требует хороших, веселых, худо-
жественных звуковых  кинокомедий. 06
этом пишут рабочие, колхозники, инжене-
ры, врачи. В многочисленных письмах
в Комитет по делам кинематографии
и даже в ЦК ВКП(б) зрители жалуются
на отсутствие настоящих советских зву-
ковых кинокомедий. И ato, действитель-
но, верно. У нас много говорят, спорят O
необходимости комедийного жанра в ки-
но, но дальше разговоров дело не дви-
тается. Ни руководотво Комитета по де-
лам кинематографии, ни руководители ки
ностудий по-настоящему еще не занялись
кинокомедией, не привлекли к работе над
ней лучших писателей, сценаристов, pe-
жиоссеров, не создали соответствующих уб-
ловий для развития комедийного жанра в
звуковом кино.
	Во время немого кино мы видели He-
мало хороших комедий: «Два друга, мо-
дель и подруга», «Дон Диего и Пелагея»,
«Папиросница из Моссельпрома»,  «Про-
цесс о трех миллионах» и др. К сожале-
нию, в звуковом кино нельзя назвать ни
одного хорошего, подлинно комического
фильма. Наши так называемые комедий-
ные фильмы, получившие всеобщее приз-
нание зрителей — «Веселые ребята»,
«Цирк», «Богатая невеста», «Волга-Волга»,
являются, по существу, своеобразными му-.
зыкальными  киноонереттами. У комиче-
ских же фильмов совершенно иные прие-
мы и методы. Отдельные работы режиссе-
ра Медведкина в области кинокомедии
также не разрешили задачи создания ко-
мических фильмов. Его комедии, имевшие
своеобразную, условно гротескную форму,
являлись скорее горькой сатирой, чем здо-
ровыми, веселыми фильмами.
	Партия и правительство неоднократно
указывали на необходимость создания на-
стоящих советских кинокомедий. Высокие
награды, которыми были отмечены постано-

вочные коллективы фильмов «Веселые: ре-

бята», «Цирк», «Волга-Волга», «Богатая не-
веста», показывают, как в нашей стране

поощряются те, кто работает над совет-
свой кинокомедией. Эти награды даны
нам не столько за достигнутые результа-
ты, сколько за то, что мы еще должны
сделать в будущем, Награды правитель-
ства еще раз показали всем противникам
жанра кинокомедии, насколько важен и
нужен советскому зрителю именно этот
жанр.

Однако руководители Комитета по’ де-
пам кинематографии до сих пор’ не сде-
лали из этого для себя соответствующих
выводов, они боятся слишком смешных
положений и ситуаций и устраняют” их
еще в литературном сценарии. И в ре-
зультате фильмы получаются скучными,
неинтересными, пресными.
	Мне довелось беседовать 0 том, какой
должна быть кинокомедия с. А. М. Горь-
ким, Ромэн Ролланом, Чарли Чаплиным и
Теодором Драйзером. Все они считают, что
одной из основных задач наших киноко-
медий должно быть высмеивание челове-
ческих пороков, пережитков старого, от-
живающего. Цоказывая в кинокомедии от-
дельные отрицательные черты и черточки
человеческого поведения, мы приучаем зри-
теля оглядываться на себя, бороться co
всем тем, что’ недостойно человека, строи-
теля нового общества. Алексей. Максимо-
вич говорил, что смешного в жизни очень
	много, надо уметь только наблюдать
жизнь. Он подчеркивал, что у каждого
человека есть. ‘сменные, отрицательные
	черточки, освобождение от которых в03-
можно, в частности, 6 помощью киноко-
медии,

У нас есть прекрасные, веселые сюже-
ты и образы, у нас есть замечательные
артисты, режиссеры, композиторы, худож:
ники, нужно только организовать их, с03-
дать им соответствующую. обстановку, не
трусить, не перестраховываться. —
	Совершенно нетерпимо, котда в процес-
се работы отдельные киноруководители на-
стаивают на из’ятии наиболее интересных
моментов B комедийном сценарии на том
основании, что данный эпизод хотя и яв-
ляется веселым, но якобы социально не
оправдан. Можно привести пример с кар-
тиной «Девушка с характером», недавно
законченной студией Мосфильм. В этом
фильме были по указанным выше неле-
THM  побуждениям выброшены очень
интересные и смешные положения.
	Вспомвнается наша работа над. филь-
мом «Веселые ребята». С каким трудом
вавоевывали право на существование пер-
вые кадры «Веселых ребят». Целая группа
критиков-рапповцев категорически. проте-
стовала против нашей работы, призывая
на нас всяческие кары. Дискуссии во
время обсуждения сценария“ доходили
зуть ли не до рукопашных схваток. На-
иболее смешные места называли то «ут-
робными», то «животными», то «мещан-
скими» или «пошлыми», и никто из) про-
тивников не желал увидеть черт нового
стиля в напих первых попытках в облас-
ти кинокомедии. Потребовалось специаль-
	Слева направо; С. М. Эвзенштеин, ‘А, 1. Иванов, 1. ©
кевиа, М. М. Штраух, М. Г. Геловани. А, Лярский,
		«УПИ и
	Для понимания этого отрывка нужно знать,
что дело происходит в ХУИ веке; в Москве-—
поляки. Город совершенно разрушен. Поляки
и немцы в крепости чрезвычайно сильны,

Действие происходит в монастыре  оБоло
Ростова.

Автор имеет в виду Борисоглебский, млна-
стырь.

Монах, о котором вы прочтете, лицо исто-
рическое, имя его Иринарх,

Сам он не изменник, но у него в MOHACTHI-
ре живет португалец Николай Мело и японец.
— брат Николай. :

Оба шпионы.

Японца я в сценарии не вывел, потому что.
зритель очень удивился бы, увидав япон-
ского шпиона в ХУП веке. _

Мело впоследствии был. связан ©’ последней
	авантюрой Марины Мнишек.
№ ewavseTmrme nnueawaer Пожопокий КНЯЗЬ
	В монастырь приезжает Пожарекий, князь
Дмитрий Михайлович, и прибегает кабальный
мужик Григория Орлова, соседа князя Пожар-
ского, — Роман. Сам Орлов тоже находится
в монастыре. Люди едут в Москву по разным
делам.

‚ Спена сейчас снимается. Князь Пожарский
	— артиет Ливанов, Роман — Чирков, Ири-
нарх — Чистяков, Орлов — Свердлин,

Е. 2
	Довольно обпгирная келья Иринарха с
	земляным полом и темными бревенчаты-
ми стенами. В стороне стоит открытый
гроб, возле него грубо сколоченный ана-
лой с несколькими книгами и лучиной,
укрепленной в светце. Лучина горит ела-
бым коптящим пламенем. :

Сам Иринарх, белобородый, седоволо-
сый, ширококостный старик, сидит на
толстом истертом обрубке дерева. Одет
CXHMHHK B крестьянскую  порванную
сермягу. На голове куколь, виден. желез-
ный обруч, от которого спускается на пол
длинная цепь, прикрепленная к стене,
На босых нотах конские путы и привя-
занные к ним камни, обитые железом.
На руках железные кольца, на груди ве-
риги, составленные из медных крестов.
Глаза у Иринарха светлые и холодные.
“Голос тонкий, манера товорить то грубая,
отрывистая, то сладкая и медлительная,
  Перёд Иринархом на коленях, держа в
‘руках шлем, стоит Пожарский. Голова его
опущена, вид смирный,

— Господи Иисусе Христе, сыне божий,
— говорит Иринарх, быстро крестясь й
позванивая ‘кольцами. — Не поставь во
грех рабу твоему, яко всуе мятется. Не
дам тебе благословения. Смирись, да мо-
лись’ побольше. Молись, да смирись. Вот
КАК.

Иринарх неожиданно быстрым движе-
нием поднялся и пошел вперевалку к ана-
лою, ловко подобрав за собой’ цепь.

— Дай испить, ковшик в утлу, — ска-
зал он, подходя к аналою и меняя лучи-
ну в светце.

Пожарский встал, пошел за водой.

‚ Возится у светца`Иринарх. Подал ему

Пожарский деревянный ковшик. Иринарх
	испил, обтер усы и, поставив ковшик на
аналой, улыбнулся, пустив по лицу ласко-
	вые морщины.

— He хитрый ты человек, князь, —
сказал он. — Ну, куда тебе в такое де-
ло.
	Пожарский смотрит в лицо старцу от-
крыто и просто.

— Человек я малый, святой отец, —
затоворил он спокойно,—но ратному делу
обучен, доподлинно знаю: в Москве на-
родному терпению пришел конец. Тут ни-
кто, отче, ни дня не знает, ни Часа. Я
потому от Ляпуновского войска вперед
ушел, чтобы в Москву поскорее попаеть...
Народ подымается, без воеводских голов
придется ему плохо. Кто поможет?

— А ты слушай, — перебил Пожарско-
го старец, понижая голос: —, Поляки-то
теперь сильненькие. А мы-то бедненькие.
Бедненький-то — ох, a 3a бедненького-то
бог. Ко мне сам Сапега, воевода польский,
нагрянул, я его божьим словом укорял,
так он никого не тронул. Да еще на мо-
настырь денег дал... Bor как, с 6oroM-
то...

Молча слушает Пожарский.

— Народ глуп, — продолжает старец,
выпрямляясь, — подымется, да и погиб-
нет. Ан и ты с ним пропадешь!.. Ну?’ —
опросил он молчаливого Пожарского.

— Лучше смерть, чем жизнь поносная,
— тихо сказал Пожарский.
	награжденный медалью «За трудовое отличие».
	Старец сердито стукнул рукой и уронил
ковш:

— Упрям, — крикнул он, — горд (не
по сану, иди самовольно, коли о двух го-
ловах.

В келью бесшумно, по-католически сми-
ренно, сложив’ руки, вошел смутлый мо-
нах и остановился, слушая:

Иринарх ‘метнул Взгляд на вошедшего,

— А ведика рать-то у Ляпунова? —
спросил он Пожарского другим, спокой-
ным голосом.

— Велика, — неохотно ответил Пожар-
ский, — Да в разброде, оружия мало, не-
согласия . много,
 -— А скоро к Москве будет? — продол-
жал Иринарх. .
`— Суток в двое дойдет, & то и в трое.

Старец вдрут обернулся к монаху.

— Тебе что?”

Монах полошел ближе.
	— Трапеза и ночлег для воеводы гото-
вы, — сказал он, кланяясь.

%
	По двору, подбоченивигись и погляды-
вая по сторонам, шагом едет орловский
холоп Васька. Под’ехал Васька к стремян-
ному Пожарского; все еще держащему на
поводу лошадей, наклонился с седла.

— Слышь-ка, слышь... — позвал он.

Стремянный покосился,

— Тебе смерд лошадей держал, да ку-
да-то убег. Ты его знаешь? ;

— A тебе что?

Васька почесал под шапкой и усмех-
нулся.

— На беглого. Романа, из нашей. вот-
чины, похож. Ухо у него рваное, ты нё

видел?
— Не видел.
— Сыскать бы, да пойматб, — товорит
Васька, — боярин два алтына дал бы, ,
— Два алтына — деньги, — сказал

серьезно ‚ стремянный.`

— Сыскать бы, да поймать, — повто-
рил Васька, — деньги пополам, так что
ли, паря?

Стремянный вдруг поджал губы.

— Я тебе не паря, — сказал он сухо.
— Я хоть и казак, да роду не простого.
Жду, поверстают меня в дворяне.

— Есть у нас на дворе такие дворя-
не столбовые, — задумчиво сказал Вась:
Ra, — только те лают.

— Уходи, пока цел, — озлилея стре-
MAHI.

Васька захохотал, засвистал пронзитель-
но, пустил лошадь вокачь.

Тяжело скачет пузатая лошадь. Шара-
хаются. от Васьки монахи.

Крестится испутанный монах,

Подошел к нему, ведя коней, стремян-
ный. я

— Куда на ночь поставить? Сюда, что
ли? — опросил он сердито.

— Сюда, — ответил монах, кланяясь.

Стремянный прошел.
	Вводит лошадей в Bopora конюшни

стремянный.

Слабо освещенная конюшня, Стремян-
	ный подвел лошадей к рые коло-
де. Отлянулся.

В углу куча соломы. Подошел к ней
стремянный, запустил ‘руки потлубже и,
вдруг быстро выпрямивитись, отскочил на-
зад. Из соломы поднялся ‘человек.

Видно лицо поднимающегося человека.
Это Роман. у

— Ты чего здесь? — переводя дыха-
ние, спросил стремянный.

— Обогреться, — ответил. Роман.

— 9, да это ты, — сказал. стремянный,
узнав голос, и подошел’ ближе.

— А ну ка, покажь ухо, — прибавил
он и наклонился к Роману; беря ero aa
голову. От сильного толчка стремянный
вылетел из кадра. ,

Упал стремянный, сейчас же вскочил.

Выскочил Роман из’ соломы, бросился
бежать.

Бежит Роман из конюшни, налетел на
него стремянный,  покатились:

ВБорются на полу двое, тяжело дыщат,
	слышны хриплые возгласы: «Пусти!» —
«Врешь!»
	и
Отрывок из сценария
Виктора ШКЛОВСКОГО
	ожаоскии»>
	Григорий Орлов в расстегнутом кафтане у
в шелковой вышитой дешевыми камняии
по вороту рубахе.

Рубаха раскинута у ворота. Лицо Орле
ва пьяно и мрачно, На столе octane
б’еденной рыбы, Хлебные корки и луль
ца пролитого пива. Толетолицый Миши
наливает стольнику пива в тяжелую чар,
ку из оловянного кувшина величиной пол,
ти в ведро.

Второй кувшин, поменьше, лежит м
столе боком.

Мишка остановился, ожидая прикл,
HHA.

— Брысы — сказал Орлов, be ven
позы.

Мишка ушел с пустым кувшином,

У двери в горницу Мишка уступил дб,

оту входящему Пожарскому. У Дмитрии

ихайловича на руках шуба.

Пожарский подошел к пустой лаз
бросил на нее шубу, снял шлем, Hepp
ки.
- = Дмитрий Михайлович, TH He ct
лись, мои холопы постелят, — пьяыу
толосом говорит Орлов.

Пожарский молча раскинул шубу м
лавке, положил саблю,

— Рыбу, прости, всю скушал, — у.
ит Орлов, — и меду. нет. А пиво кт
то тебе святые отцы прислали, ты и 11%
тить будешь. ‘— Орлов захохотал, ри
брызгивая прихлебнутое пиво, — Да ти
не обижайся, — прибавил он, BYTE,
рот и рубаху рукавом.

— Спать хочу, Григорий Федоров, /
прости, — сказал Пожарский, cums
камзол, истертый доспехами, и подкл»
дывая его под голову.

’ — Гляди, счабтье проспищь! — nor
мигнул Орлов и, вдруг повеселев, сту
нул по столу. — 9х, Дмитрий Михаль
вич, время такое, лови, да бери! Ты иь
ня послушай, я тебе друг. Вот ты и 1%
м знаешь, & связался © Ляпуновым,
А Ляпунов рязанец, он все своим рязат
цам раздает. А ты шиш получишь, — 1
‘Орлов показал, что получит Пожарский,
—Все отечество спасаешь, а оно больш.
Надо что поменьше спасать... А дерлать
ся надо... — тут Орлов понизил голос, -
польской руки, ляхи в Кремле си
крепко, все пушки и весь порох в Крем
забрали и казну всю. A y Bac Hinen
нет... Они наших холопов, да блиннито
побьют, а коли мы им в том поможы,
такое получим, чел у насос и на розум
нет... Ты Владислава держись, как я дер
жусь.

Орлов протрезвел, продолжает рах)ди
тельно:

— Первое — я Владиславу крест ее
вал? — целовал.

Орлов подумал и прибавил:
`— Два раза... А вору тушинскому 1%
ну, да вора и убили... А Владислав git
вич прирожденный... Я знаю, ты ля
под Зарайском, да под Коломной бил, tt
TH не бойся — они тебе дороже залль
THT.

Орлов, приподнявигись, налил пива,

Пожарский уже лежит на шубе, пе
крытый кафтаном, положив на руку №
лову. Он о чем-то думает, плохо, слушы
Орлова.

Орлов стоит за столом, держа перед
бой EPYIERY с пивом.

— Выпей, князь, — товорит он, см
пьянея, — я тебе друг. Помнишь, и 7.
жили вместе, и воевали вместе...

— Вместе не воевали, — резко скал
Пожарский и, опустив голову #8 Balt
ловье, надвинул на плечо кафтан.

Орлов сел на лавку, стукнув кружгй
о стол и расплескав пиво:

— Бревгаешь, — сказал он, криво ул
баясь, и, нахмурившись, засопел. #000%

В дверь просунулся толотолицый Ми
ка,

— Боярин, — сказал ов негромко,

Орлов повернул к нему злое, пьяя
лицо. \

` — Монах просит cmopo crasetb, — Ih,
должал Мишка.

— б0ви, — сказал Орлов.

Мишка покрутил головой.

— Не идет, к себе просит,

Орлов побатровел, молча уставившие
на Мишку.

Потом. поднялея и, ствативши кумии
© пивом, вылез из-за стола

— Вот погоди, дам кувшином по POES
— с0 злостью сказал он.

Мишка исчез, Орлов, о кувшином в  !
ке, прошел за ним, ударившись плечи
о косяк.

В тени крыльца, косо освещекною 1}
ной, стоит монах — лица его не видио
В. опущенной руке слабо светит узорный
фонарь.

’ Из двери появился Орлов в кувшийо
Увидев монаха, остановился,

Монах поднял голову. Показалосв 514
знакомое смуглое нерусское лицо,

Орлов опустил поднятый asa yen
кувшин. .

— А, эфноп.. — пробормотал от,

— Дело, боярин, — тихо сказал №
нах, — и тэбе в пользу.

Орлов посмотрел на кувшин и ВА
вынлеснул из него. пиво, ‹

— Тайное, — также тихо сказал №
нах.

бей и ма -а. мда пе 2 е-Ковка. №4 ka me

a. =e 8 tt Ot

ee

ti oe — ея —

5 5 5

!
}
Vy
Ге
	Орлов поставил кувшин на землю, 1”
дошел к монаху. 1
— сть rpamora, — сказал №0 :
близко придвинувшись ‘к Орлову, = ,
этой грамотой Пожарского надо отр
ДИТЬ, у
— Кому писана?
‚ — Пану Гонсевскому, в Москву, *
Орлов пронзительно, совершенно 1
вым взглядом, всмотрелоя в монаха, .
— Род твой, Григорий Федорови% i
стью обижен и захудал, — Dponorzs i
монах, не повышая” голоса, = воли .
грамотку во-время  свезешь, — будит,
о и жалованье. С нею тебя и
ремль пропустят.
— От кого писана? — спросил Opis
— От меня.

tes ee ery me oe 3
	Орлов еще пронзительнее уставился И
МОНАХА.

— Неужто и ты ляхом cayman? © 3

спросил он. — Какой же ты земли м

онах как будто чуть усмехнулся у

— Португальской, боярин, t

Монах вынул из рукава сложенный
	сок бумаги, приподняв для cpets 9% ‘
нарь,

рлов внимательно осмотрел, про
апечата на.
	Сунул © ва паз стал pacrersapy
о пазуху, стал
	Мелькнула согнутая нога одного из 00-
рющихся. Рука выхватила из-за мягкого
голенища нож.

Тускло блеснул нож в занесенной руке,
чья-то другая рука в военной перчатке
схватила ее у кисти, крепкий удар кула-
ком вышиб нож, > Е

Упал, долго лежит на полу нож. Слыш-
но тяжелое дыхание.

Стоит Пожарский в шлеме и кольчуге,
заслоняя своей высокой фигурой светлый
выход из конюшни. Медленно подымает-
ся лежащий перед ним стремянный. На
первом плане привстал © земли Роман,
держась рукой за шею. .

— Степан, — холодно спросил Пожар-
ский, — кого это ты?

Молча поднялся стремянный.

— Кто таков? — спросил Пожарский,
обращаясь к Роману.

олчит Роман. поднявшись Ha коле-
	Молчит Роман, поднявшись Ha коле-
НИ.

— Он меня зарезать хотел, — сказал
Степан.

— У меня ‘и ножа-то  не было, аспид...
— злобно ответил Роман,

Стремянный поднял нож и бунул его
за сапог.
a= Чего. же тебе надо? — спросил По-
жарский.

OMAH встал и, снявши колпак © голо-
вы, бросил его на землю.

— Берите меня, — сказал он, — ваша
сила.

— Беглый on, — быстро сказал стре-
мянный Пожарскому, — стольника Орло-
ва кабальный. А Орлов здесь стоит,

— Постой, Степан, — перебил его По-

жарский, — мы ведь не пристава ловить
да выдавать. Подойди, — обратился он к
Роману.

Роман, не подняв колпака, тронулся с
места.

Подошел Роман к Пожарскому.

— Как звать?

— Романом.

— Куда идешь?

— На Москву.

Пожарский посмотрел на Романа вни-
мательно.

— А 910 тебе в Москве?

— Люди говорят, .— угрюмо сказал Ро-
ман, — собирают под Москвою рать, 6e-
рут всякого, не гонят и не выдают.

Пожарский помолчал. 7

— Рати в Москве не собирают, — раз-
думчиво начал он. — А ты, коли не
врешь, приходи в Москве на Сретенку.
Спроси двор князя Пожарского.

Роман смотрит на князя о сумрачным
недоумением.   р

— Ты не выдашь? — проговорил он.

Пожарокий улыбнулся“ добродушно.

— Не выдам.

Роман поднял колпак, натянул на толо-
ву, пошел.

Прошел мимо Пожарского, отступивше-
го от светлеющего в полумраке выхода
	из конюшни и, осмотревшись по сторо-
	нам, шмыгнул ва угол.
Пожарский обернулся к стреманно-

му:
— Степан, — сказал он серьезно и уко-
ризненно, — что же ты на безоружного

да с ножом?

СОтремянный подошел.

— Князюшка, — заговорил он, и вдруг
плачущим голосом: — овет ясный, добро-
та неописуемая; да’ как за тебя жизнь
свою не положить? — стремянный упал
	вдруг на колени, ловя руку RHHSH AMA
	поцелуя.
— Что ты, Степан Алексеич, — сказал
Пожарский, не давая руки,
		Тесноватая монастырская горница для
приезжих. Стены бревенчатые. Вдоль по
стенам. широкие лавки, У печи подати:
В красном углу новая икона спаса на
плате.

Перед иконой пустой аналой, горят две
лучины в светцах.

Ближе к красному углу на лавке по-
стелью накиданы шубы.

‹На них, опершись локтем на стол и по-
ложив кудлатую голову на ладонь, сидит
			Самое массовое искусс
	воны искусства и двигать его вперед,
как ученый двигает вперед науку, 060-
гащая ее новыми открытиями и изобре-
тениями. И, быть может, именно здесь —
в жадном стремлении к истинному новз-
торству, в смелых поисках новых. путей
кинематографического творчества — надо
искать тот волшебный секрет, с помощью
которого создаются’ такие вдохновенно-
прекрасные, правдивые и трогательные
образы, как Максим в трилогии Козинце-
ва и Трауберга или юный Алеша Пеш-
ков в картинах Донского,
	В годы своей ранней юности наше ки-
но отдало’ дань пылкому увлечению так
называемым режиссерским или монтаж-
ным кинематографом. Актер и сценарист
были решительно отодвинуты ‘на ‘второй
	план энергичной фигурой режиссера с
ножницами в руках.
	Но существу, «творчество» тогда на-
чиналось только в монтажной, уже после
того как’фильм был  заснят, Сценарист
и актер давали всего лишь «материал»,
Т. е. беспорядочный ворох кадров, из ко-
торых режиссер составлял затем нечто,
мало схожее с первоначальным замыслом.
Весьма популярной была теория о так
называемом  «междукадровом действии»,
согласно которой суть картины заключа-
лась даже не в кадре, а между кадрами,
а посему-де нечего особенно, трудиться
и актеру и сценаристу. !
	Вредители и враги народа, пробравшие-
ся одно время к руководству советским
кино. еще не так давно пытались, рас-
хваливая на все лады принципы амери-
канской кинодраматургии, насадить и у
нас нечто в. роде сценарных департамен-
тов, т. е. создавать сценарии по частям,
руками «специалистов по сюжету»,   «по
трюкам», «по оформлению» и, ‘по сущест-
ву, свести на-нет роль писателя, драма-
турга, как основного ` Зет кинопроизве-
дения,
	оначительнейшие победы нашего кино
со времени блистательного фильма «Чапа-
ев» неизменно связаны с ростом советокой
кинодраматургии и о выдвижением на
	первый план киноактера, воплощающего
на экране живой образ героя драмы.

Так,  было в) превосходном фильме «Де-
путат Балтики» впервые открывшем нам
великолепный талант Николая Черкасова,
успешно продолжившего затем свою EH
		нематографическую биографию в «Петре 1»
и «Александре Невском». Так было о Ко-
	зинцевым и’ Граубергом; ‘нашедшими“ >В
Чиркове незабываемого Максима, так бы-
ло в «Веселых ребятах», «Цирке» и «Вол-
те-Волте», давших ‚нам Любовь Орлову,
актрису  интереснейшего и труднейшего
кинематографического ‘амплуа. ~

Образы Петра Г и Александра Невского
не ‘могли бы предстать перед советскими
кинозрителями во всей своей сложности и
жизненности, не будь.у нас таких выдаю-
щихся художников экрана, как Симонов
или Черкасов. А .Бабочкин — Чапаев или
	Чирков — Максим? Разве можно было по-
	становку «Чапаева» или «Юности Макси-
ма» осуществить о помощью блаженной
памяти «натуршиков», давно забытых на-
ми вместе с фильмами, в которых они бы.
ли участниками?

В старых фильмах «монтажного кинема-
	тографа» было подчас много режиссерской
	выдумки (и даже хорошей), но не было
живых и ярких образов, не было чело-
веческих характеров, & значит не было то-
го, что составляет основу реалистического
искусства. Довольно-таки серая публици-
стика заменяла драматургию. мертвые
схемы — живых людей, кожаные тужурки
и пулеметные левты — психологическую
хаарктеристику героев. И только когда ак-
тер и сценарист в тесном содружестве ‘о
режиссером стали полноправными участни-
ками создания картины, советское кино
вступило в полосу нового творческого
под’ема. ‘

В’ славной плеяде особо ‘отличивигихся
киноработников, награжденных орденами
Союза ССР, рядом с именами известней-
ших режиссеров-постановщиков — Эйзен.
штейна, Александрова TpayGepra, Козин-
цева—значатся имена киноактеров, завое-
вавших любовь и признание миллионов
зрителей. В числе награжденных писа-
	телен-орденоносцев немало кинодрама-
	тургов. создателей   наиболее выдающихся
	киносценариев. Только  об’единенными
усилиями режиссеров-постановщиков, акте-
ров, сценаристов, & равно операторов и
монтажеров могли ‘быть созданы такие
значительные кинопроизведения, как
«Ленин», «Человек с ружьем», «Великое
зарево», «Александр Невский», «Выборгская
	сторона». «lletp I», «Ha границе», «Детство
	Горького», «Семья Оппентейм», «Профессор
Мамлок», «Волга-Волга». Не все‘ эти каз-
	чи ие EE

тины равноценны. Не все ‘актеры, участву.
ющие в них, одинаково хорошо исполняют
‘свои роли. Однако ‘при всем различии
‘жанров, при всей несхожести  художест-
‘венного метода постановщиков есть нечто.
	гаких выдаю-   об единяющее все эти различно масшта:
rok Cymouosp!6a w oanauerudq nrnanmsrananrad (Wena onoat
	ба и значения произведения. Общее здесь
— реалистический, правдивый показ людей
и событий, стремление авторов наиболее
полно, жизненно и ярко передать ‘образы
героев, движение характеров, столкновение
социальных сил. ‚

‘И когда зритель — наш замечательный
советский народ — смотрит фильм, расска.
вывающий о грозовых днях октябрьских
боев и побед, когда видит он вдохновен-
ные образы великих вождей революции.
воссозданные талантом Щукина, ПИтфауха,
Мюфке, Геловани,. — этот зритель гово:
рит: да, это было так, да, это ‹ прекрас-
ная правда жизни, чудесно воокрешенная
силой искусства.

Правда чувства и правда мысли == ото
и есть та жар-птица искусства, о которой
мечтали художники всех времен и наро-
дов. И в этой чистоте, в этой высокое
жизненной правде — основа подлинной
народности, подлинной массовости всего
	нашего искусства и, в первую очередь,
искусства кинематографического.
	Ромэн Роллан сказал когда-то: «Совет-
ское кино — самое большое искусство ня.

рода, которое говорит для всех, является
голосом воех и глазом всех»,
	Быть могучим голосом народа — такова
почетная задача советского кино.
	Б. ПОЛЯНСКИЙ
	ное указание руководящих органов ДЛЯ   стерством. Надо в совершенстве знать за-