4 февраля 1939 f., Ne 47 (807)
	ПО СТРАНИЦАМИ
``’. ЛАЗЕТ
	№ Харьковская филармония готовят,
становку оперы Бетховена «Фиделио
концертном исполнении, В постановке лу
мут участие симфонический оркестр dy
	лармонии и украинская ‘Хоровая куль
		«СОВЕТСКОЕ
	Киевские работники искусств’
к ХХ! годовщине РККА
и Военно-Морского Флота _
	Киевские театры, эстрада, филармония,
консерватория и цирк готовят специаль-
ные программы, посвященные ХХГ годов-
щине Рабоче-Крестьянской Красной Армии
и Военно-Морского Флота, РА

В частях Киевского 060060го военного
округа начался смотр красноармейской
самодеятельности, Театры и музыкальные
организации выделили свыше 40 человек
для руководства хоровыми, балетными и
музыкальными самодеятельными коллекти-
вами.

Комповиторы-орденоносцы Ревуцкий и
Лятошинский, заслуженные артисты рес-
публики Лишанский и Виленский, народ-
ный артист, УССР Гнат Юра и другие
выступят в подшефных военных частях 0’
творческими отчетами и докладами о до-
стижениях советской музыкальной куль-
туры, советского театра. ’Организуются
творческие встречи мастеров сцены с ру-
ководителями красноармейской  самодея-
тельности. :

Киевские театры выделяют специальные
бригады для обслуживания воинских ча-
стей. Намечено показать фрагменты из
спектаклей «Перекоп» (оперный театр),
«Borman Хмельницкий» (театр им. Ив.

Франка) и др. у
В юбилейные дни театры дадут ряд

спектаклей для подшефных частей. 5
		ПАРТИЙНАЯ
КИЗНЬ
		ИСКУССТВ
	0 политической работе
_ В Национальных
TY MAX
	Несколько лет назад при Государетвен-
HOM институте театрального искусства
им. Луначарского было создано десять
опециальных студий по подготовке наци-
ональных театральных коллективов.

Десять студий — это десять новых на-
циональных театров.

Успешная работа выпусков якутской,
казахской и осетинской национальных сту-
дий является неоспоримым  доказатель-
ством того, насколько необходима такая
форма подготовки национальных театраль-
ных кадров.

Гитис привлекает к работе в националь-
ных студиях высококвалифицированных
мастеров сцены. Заслуживает всяческого
	одобрения энергичная работа художест-
венного руководителя  кара-калпакской
студии. заслуженной артистки РСФСР
	О. И Пыжовой. Большую помощь студиям
сейчас оказывает главный режносер Мало-
го театра т. И. Я. Судаков.

Всего этого, однако, недостаточно. Не-
обходимо провести огромную работу для
дальнейшего укрепления национальных
студий. Среди педагогов Гитиса есть та-
	кие мастера сцены, как Тарханов, Леони-
	дов, Телешева, Сахновский. Во они не
привлечены к работе в национальных сту-
ДИЯХ,

Крупнейшим пробелом в работе студий
является отсутствие постоянной связи ©
национальными республиками; краями,
незнание местного фольклора, Весьма
странно, что в учебных программах забы

та история своего народа.

Очень плохо поставлена политико-вос-
питательная работа Ее значение в Гитисе
явно  недооценивается, ведется она без
учета специфических особенностей студий.

До нынешнего учебного года в наци-
ональных студиях фактически He препо-
давались  социально-экономические AC:
циплины. В этом году учебная часть вве-
ла преподавание политграмоты на первом
курсе, истории ВКП(б) на четвертом кур-
се и политэкономии на пятом курсе. Бе-
седы по вопросам текущей политики про-
водятся в студиях лишь изредка. Так,
например, в некоторых студиях только
недавно было раз’яснено постановление ЦК
ВКП(б) об изучении «Краткого курса исто-
рии ВКП(б)». Этим (если не считать 06-
щеинститутских лекций, рассчитанных на
студентов театроведческого, актерского И
режиссерского факультетов) и исчерпы-
вается вся политико-воспитательная рабо-
та с национальными кадрами студий.
	Б этом сказывается формальный подход
К разрешению задач подготовки наци-
ональных кадров. В самом деле, каждая
из десяти студий имеет свои особенности
и требует особого подхода. Не учитывать
это — глубоко опгибочно. Но именно эту
ошибку и допускают руководители пар-
тийной и комсомольской организаций Ги-
Тиса.

Вот, например, студия коми. Это — мо-
лодой коллектив. Он больше, чем другие,
нуждается в помощи парткома. Но парт-
ком формально отнесся к своей задаче,
й результаты не преминули ‘сказаться.
Вскоре после начала учебы пришлось ис-
ключить из коллектива студента Е. Н.
Михеева за хулиганство, Тревожные явле-
ния наблюдаются в этом коллективе и
сейчас. Студент Потапов пьянствует, при-
носит вино в общежитие. Комсомольская
труппа дважды выносила решение об ис-
	‚®ключении Потапова из института, HO OH
	попрежнему остается в стенах вуза,
Секретарь парткома т. Белянкин ино-
тда посещает общежитие студентов сту-
дии коми, сочувствует им, но по-больше-
вистски не решает больных вопросов.
Кара-калпакокая студия — выпускная.
Студенты учились здесь 4 тода. И тем не
менее партком только сейчас впервые за-
интересовался работой студии. В начале
января, обсуждая вопрос о всех выпуск-
вых труппах, партком попутно. поинтере-
совался и... кара-калпакской студией.
	Между тем в национальных коллекти-
вах нужно было бы обсудить десятки во-
просов, имеющих огромное политико-вос-
питательное значение. Необходимо поста-
вить вопрос о правилах социалистическо-
то общежития, раз’яснить глубоко прин-
ципы ленинско-сталинской национальной
политики нашей партии и т. д.
	За весь период своей деятельности (©0
дня выборов) партком не заслушал ни
одного доклада о массово-политической
работе той или иной студии.

Такая успокоенность парткома ничем

репгительно не оправдана. Нартийное вли-
яние в студиях осуществляется очень сла-
бо. Во всех десяти студиях всего лишь...
два коммуниста!

Комсомольцы-студенты нацстудий соста-
вляют 50 проц. всего состава комсомоль-
ской организации института. Однако, не
смотря на это, в работе комсомольского
комитета воспитанию молодежи националь.
	оных студий уделено слишком мало внц-
	Больше Toro, наблюдаются факты фор-
мально-бюрократического отношения К
комсомольцам национальных студий. Ком-
сомолец Аталиков (кабардинская студия)
в 1936 г. утерял комсомольский билет. В
1937 г. он заявил об утере билета в ко-
митет ВЛКСМ Гитиса. Только через тод,
3 ноября 1938 г., комсомольский комитет
удосужился поставить этот вопрос на об-
суждение. Однако и на этом заседании
судьба комсомольца Аталикова не была
	решена. Вопрос о нем был перенесен на
	специальное заседание, колоров до CHA
пор так и не состоялось.

Не случайно, что рост комсомольской
Организации идет очень слабо. За весь
1938 год организация выросла всего лишь
на 35 человек. Комсомольский комитет не
руководит комсомольскими группами на-
циональных студий. Отчеты комсоргов на-
циональных студий на комитете не слу-
шаются. Вопросами быта, морального 0б-
лика комсомольцев не интересуются. В
результате среди комсомольцев наблюда-
ются случаи драк, пьянок ит. д.

В плохой работе ‘комсомольской орга-
низации повинен и партийный комитет.
При отсутствии коммунистов в студиях
именно через комсомольские группы сле-
довало бы осуществлять политико-воспи-
тательную работу.

Главное управление учебными заведе-
ниями Комитета по делам искусств уде-
ляет совершенно недостаточное внимание
национальным студиям.

Десятки ‘важных вопросов остаются не-
рязрешенными (создание самостонтельного
учебного комбината по подготовке нацте-
атров, оформление спектаклей, репертуар
я др.). О недостатках работы националь-
ных студий ГУУЗ известно. Их знает сам
т. Шаповалов, являющийся одним из пре-
подавателей Гитиса. Однако настоящего
разрешения эти вопросы пока не полу-
	А. ВЕСЕЛОВ
	Уполномоч. Главлита Б—1269.
	2 февраля 1881 т. умер А, Ф. Писем-
ский —— известный романист и драматург.
Из его пьес наиболее популярны «Горь-
	РЕ _ ТЕТ А  Е Ч ТРОЕ Теа nay

5 ондрик «Само- Any 7 7
Fapasiany «Поручни Гладков) обама Рота обери я боль Ра
управцы», руч nee  Горькая ственного театр р лета, B yy
и др. Огромный успех ли Леоноры (Фиделио) выступит зил

о ош gta erred Зорка МОЧИ мата fe & т
	женная артистка УССР В. Гужова («Хар
ковский рабочий»), у

3% На-днях в Кутаиси состоялась ayy
пиада студенческой художественной cays
деятельности. Большое впечатление т,
вила инсценировка на тему «У озера ty
сан», исполненная студентами Arponoyy
ческого техникума («Заря Востока»),

‚ \Увековечивая память великого русс
го/артиста К. С. Станиславского, Poor,
ский ‘городской совет постановил пе
именовать СтарозПочтовую улицу в уу
Станиславского («Молот»).

* ‚ Харьковские скульптурно-мону,
тальные мастерские приступили к у
	судьбина», три тода бывшая под цензур”
ным запретом для ‘театра и впервые по-
казанная на сцене в 1863 г. В роли Ли-
заветы в этой пьесе ‘ прославилась П.А.
Стрепетова; изображенная И. Е. Репиным
B ero известной картине, дающей пред-
ставление 0б ее  игре в четвертом ‘дей-
ствии этой драмы, Писемокий был выда-
ющимся чтецом, обучавигимся искусству
спенической дикции y П. А, Катенина,
друга Пушкина. Известен успех Писемско-
тов роли Подколесина на одном из сту“
денческих спектаклей. Ряд тонких заме
чаний 0б искусстве театра ‘разбросан в
его письмах к Тургеневу и другим рус
ским писателям.
	VAAL seis ет 3% совому выпуску репродукций новых

‘ я . изведений украинских  скульшоров, }
’2 февраля 1700: т. ‘родился Иоганн-Кри первую ‘очередь будет выпущена скузы

стоф Готшед — выдающийся немецкий  ’   панинцы». Скульштура изобуль

ee nee ey блин 0. В
	ет папанинцев на льдине 3 тот уу
когда они пишут телеграмму товари
Сталину («Bicrl»).

% Решением президиума Topsroncnoy
облисполкома от 25 января 1939 1, ель
годная горьковская премия за лучшету
дожественное произведение писателей [у
ковской ‘области присуждена Н, Hou
за повесть «Юность» («Горьковская конну
	на»).
	критик и историк литературы. Готшед ак-
тивно пропагандировал в Германии клас-
сическую французскую драматургию и ©6
представителей—Корнеля, Расина и Воль-
тера. Готшед выступал и как драматург
(трагедия «Умирающий Катон») и как
переводчик (шеститомное издание «Немец-
кая сцена»). Лессинг, одно время нахо
дивитийся под влиянием Готшеда, впо-
следствии начал борьбу против его поэти-.
ки, мешавшей нарождению национальной
	Bee eee ee eee eee Ле т я
_——>

реалистической « драматургии. «Тяжелымь
педантом» назвал  Готшеда Пушкин в

своей статье «0 драме», Умер Готшед 8 В Комитете
	по делам искусств
	Руководством Комитета по делам ть
кусств при СНК СССР установлены слу
чаи, когда работники Комитета, назначи
мые в качестве членов жюри конкур
смотров, олимпиад, закупочных, экзамь
национных или экспертных комиссий,
разуемых при управлениях и отдельны
учреждениях Комитета, получали nom
тонное вознаграждение.

Считая совершенно недопустимой дот
нительную оплату работников Комитет я
работу. выполняемую TO pachopamem
руководства Комитета и налальников у.
равлений, зам. председателя Комитета п
делам искусств т. Маркелов в. специальни
приказе предложил прекратить. вып
пожетонного вознаграждения штатных №
ботникам Комитета за участие в качели
его представителей в жюри конку
смотров, олимпиад, закупочных, эвалуь
национных и экспертных комиссий, об
вуемых при отраслевых управлениях т
отдельных учреждениях и предприиь
ях Комитета.

Центральной бухгалтерии Комитета пору
чено систематически проверять выполнен
этого приказа. В случаях его нарушены
будут привлекаться к ответственности
	1:06 Г.
*

3 февраля исполнилось 130 лет со дня
рождения знаменитого немецкого компо-
зитора Феликса Мендельсона-Бартольди.
Один из крупнейших представителей му-
зыкального романтизма ХПХ века, Мен-
дельсон. создал ряд симфоний, симфони-
ческих увертюр, камерных ансамблей,
концертов, фортепианных пьес (в том чи-
‘сле ‘знаменитые «Песни без слов») и т. д.
Характерное для романтиков тяготение к
программной музыке сочетается в творче-
стве Мендельсона с глубоким усвоением
  традиций классического музыкального ис-
кусства. Отсюда необычайная ясность,
строгость и ‘цельность музыки Мендельоо-
  на, классическая законченность форм. его
произведений, отличающие композитора OT
других романтиков. С последними же
Мендельсона» роднит яркий романтический
колорит его произведений, повышенная
чувствительность, тонкое чувство природы,
описанию которой он уделяет много ме-
ста не только в своих песнях и программ-
ных симфонических увертюрах («Финга-
лова пещера», «Сон в летнюю ночь»,
«Морская тишь и счастливое плавание»
и др.), но и в симфониях (особенно. «Шот-
ландской» и «Итальянской»).

2 февраля президиум совета Всесоюзной
сельскохозяйственной ‘выставки под пред-
седательством академика Н. В. Цицина ут-
	<> Mt PT OO ee EE OEE EEE EEO
: лица, ответственные за выполнение 1pm

ПАВИЛЬОН `  за, так и работники Комитета, полу

шие пожетонные вознаграждения,
«МОСКВА» Комитет по делам искусств предложм
	всем начальникам республиканских упр
лений по делам искусств издать аналоги
ные приказы.
	совещании по художественному оформлению Дворца Советов
	На фото — выступление архитектора Б. М. Иофана. В президиуме — проф.
	искусства
	А. М. Герасимов
Фото В. Мальмберт
	В. Г. Гельфрейх и
	заслуженный Деятель
		MOGGA
		Художественные ткани
для Дворнпа Советов.
	искусства. Так, в области советской ге
ральдики для художников-текстильщиков
открывается огромное. поле творческой. дея-
тельности.
	Архитектор Б. М. Иофан познакомил со-
брание с некоторыми цифрами, характери-
зующими предстоящие работы. Об’ем Двор-
	ца Советов достигнет 6,5 млн. куб. метров,.
в то время как об’ем самого большого зда»
	ния в Нью-Иорке не превышает 2 млн.
куб. метров. Самый большой зал Дворца
Советов, ‘рассчитанный на 7 тысяч челоз
век, мог бы вместить такое огромное со-
оружение, как собор Петра. в Риме. Этот-
то зал и нужно украсить тканями. Sana-
ча огромная!

Тов. Валериус (т Управления бтрои-
	тельством Дворца Советов) указала, что
	ната промышленность еще недостаточно
	подготовлена к выполнению больших зада-
	ний строительства Дворца Советов.. Ху-
	дожники должны уже сеичас приступить к
составлению рисунков для намеченных  к
выработке в первой половине 1939 года
экспериментальных тканей,
	Работник текстильной промышленности
Т. Темерин предложил создать экопери-
ментальную мастерскую, где в коллектив-
ном сотрудничестве художников с техно-
логами были бы разработаны новые HO
своим технологическим данным образцы
художественных тканей, Мастерская долж-
на быть оборудована по последнему слову
текстильной техники и об’единить все раз-
дробленные сейчас усилия научно-иселе-
довательской мысли, работающей над с03-
данием новых видов художественных ТКа-
ней.
	Председатель совещания заслуженный
деятель искусства А. М. Герасимов обри-
совал художникам всю огромную значи-
мость предстоящих работ и информировал
собрание о мероприятиях МОССХ в связи
с художественным оформлением. Дворца
Советов, ,

“BOP.

“>
	Главное место в творчестве и в эстетике
Горького занимал труд. Горьковская «re:
роическая поэзия труда» соответствовала
идеям классиков  марксизма-ленинизма.
Горький понимал труд как искусство и
искусство как труд. Горький высоко под-
нял знамя партийности искусства, отра-
зив в своих идеях новый этап маркси-
стокого. литературоведения. }
	Диссертанту ‚Бялику оппонировали проф,
	Н. К. Пиксанов, проф. А. М. Десницкий
	Дымшиц
	проф. С. Д. Балухатый, А, Л.
и др.
	Ученый совет филологического факуль-
тета университета, отметив большую науч-
ную ценность обеих диссертаций,  поста-
новил просить ученый совет университета
	утвердить присвоение ученой степени кан.
	дидата филологических наук С, С. Дани-
	лову и Б. А, Бялику.
		ДВЕ ДИССЕРТАЦИИ
	ШЕФСТВО МХАТ
НАД КОЛХОЗНОЙ
САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
	Коллектив Московского ордена „Ленина
Краснознаменного Художественного акаде-
мического театра СССР им. Горького при-
нял шефство над колхозной художест-
венной самодеятельностью Мытищинского
района, Московской области. В колхозах
Мытищинского района работают 22 драма-
тических кружка, 8 хоровых коллективов,
4 струнных оркестра. Драматические
кружки ставят классические и лучшие со-
ветские пьесы. Сейчас кружковцы-колхоз-
ники ставят «Овои люди — сочтемся»
А. Н. Островского, «Платон Кречет» А. Е.
Корнейчука.

Вчера вечером в Мытищи выехала груп-
па артистов МХАТ во главе с директором
театра Я. 0. Боярским, народными арти-
стами СССР 0. Л, Книппер-Чеховой и
Л. М. Леовидовым, народной артисткой
РСФСР А. П. Зуевой, заслуженными ар-
тистами РСФСР С. Г, Яровым, М. А. Ду-
расовой, В. В. Белокуровым, В. К. Нови-
KOBBIM,

В клубе Мытищинского ватоностроитель-
ного завода участники колхозной самодея-
тельности показали свои работы “артистам
Художественного театра. Вторую Часть ве-
чера составил концерт, организованный

силами мхатовцев.
~@—
	ЮБИЛЕЙ Ш. Н. ДАДИАНИ
	31 января в Тбилисском оперном теал-
ре им. Руставели состоялся юбилейный
вечер, посвященный 45-летию литератур-
ной и артистической деятельности ТИ. Н.
Дадиани. С. приветственными речами вы-
ступили  стахановцы предприятий, пи-
сатели, ‚научные работники. Получены
приветственные телеграммы со всех кон-
цов Союза. Имя Дадиани присвоено од-
ной из улиц Тбилиси.
	Тбилиси
	Oooo

DB.
		«Кавказский
Офорт
	Ё& концу третьей пятилетки, в 1944 Г.,
должны быть закончены основные отрои-
тельные сооружения Дворца Советов. Мо-
сковские художники горячо стремятся
практически ‘разрепгить задачи его худо-
жественного оформления.

Начало было положено конференцией по
	монументальному искусству, недавно орга-
	низованной московским с0юзом художни-
ков. На-лнях по инициативе MOCCX
	было созвано совещание, посвященное во-
	просам создания художественных тканей
пля украшения помещений Дворца Сове-
тов. Художницы по текстилю’ показали
участникам совещания образцы своих ра»
бот: ткани, ковры, вышивку, художествен-
НУЮ хлопчатобумажную и  шелковую
ткань. Эта выставка (содержавшая и му-
зейные экспонаты) обнаружила высокий
уровень мастерства советских художниц по
Текстилю. и
	В своем выступлении проф. Д, Е. Ар-
кин указал на то, что вопрос о месте и
роли художественного текстиля — один из
наименее разработанных вопросов, связан-
ных с сооружением Дворца Советов, В то
же время художественной ткани в сформ-
лении Дворца Советов отводится очень
значительное место.
	— Мы должны думать не только о ху-
	дожественной ткани в ее обычном приме-
нении (ковры, мебель, драпри, дорожки),
	— говорил т. Аркин, — но и о подлинном
возрождении искусства монументальной
ткани.
	Художники должны с самого начала от-
казаться от абстрактной постановки вопро-
са. Каждый элемент убранства Дворца Со-
ветов необходимо связать с архитектурой.
Как живопись и скульптура представят
собой в данном случае лишь определен-
ную часть архитектурной композиции, так
и ткань будет неот’емлемым элементом
фнтерьера.

В убранстве Дворца Советов художест-
венная ткань найдет широкое применение
и в виде самостоятельных произведений
	На-днях на филологическом факультете
Ленинградского государственного универ-
ситета два молодых ученых С. С. Дани-
лов и Б. А. Бялик защищали диссертации
на соискание ученой степени — кандида-
та филологических наук. С. С. Данилов
	избрал темой своей диссертации «Гоголь и
театр».
	В своей диссертации С. С. Данилову
удалось рассмотреть театрально-драматур-
гическую деятельность Гоголя на общем
	‘фоне. развития русского театра и просле-
	цить сценическую историю его произведе-
НИЙ.
	Официальными оппонентами выступали
проф. Н. К. Пиксанов и проф. Г. А. Гу-
ковский. Активное участие в обсуждении
диссертации приняли проф. Всеволожекий-
Гернгросе, С. С. Мокульский, В. В. Гип-
пиус и др.. .
	Работа диссертанта Б. А, Бялика посвя-
щена эстетическим взглядам. Горького.
		вердил проект павильона «Москва», пред-

ставленный архитектором Д. Н. Чечули- БЕЛОР у ССКИЕ

НЫМ,

` По проекту‹Д. Н. Чечулина, в павильоне ‚ДРАМАТУРГИ
	В МАЛОМ ТЕАТРЕ
	Вчера вечером, перед началом спек’
ля, в кабинете директора Государствен»
го ордена Ленина академического Мали
театра тов. А. Я. Шумилина  с06т0яб
встреча находящихся в Москве” белое)
ских драматургов с мастерами Малом 1
атра. На встрече присутствовали В. Вт
ля, М. Климкович, К. Крапива, П. lit
‚ка, А. Кучар, 3. Аксельрод и друтие и
‘сатели. БССР, директор Малого тит
А, Я. Шумилин, главный режиссер И, 1
Судаков, актеры В. 0. Массалитином,
Е. Д. Турчанинова, М. С. Нароков, ЕЁ
Рыбников, Н. А. Светловидов, А. И. 3
`жевский, А. И, Истомин и др.
	Приветствуя гостей, народный ар
РОФСР И. Я. Судаков отметил, что №
кусство белорусского народа носит чвиа
необычайной чистоты, ясности и прот
ности., Белорусская литература влад
яркими бытовыми красками, Эти 080
ва чрезвычайно ценны для  сценичесот
произведения. Поэтому Малый театр, 3a
завязавший связи с драматуртами У
и и Закавказвя, намерен теперь 00%

ться и к белорусской драматургия,
считывая использовать приезд белу
ских писателей в Москву для Установе
ния творческого контакта.
	беседе с руководителями и актеры
Малого театра белорусские  драматуми
охарактеризовали ряд пьес, появивших
за последнее время в БССР. В кан
наиболее интересных произведений 0511
названы пьесы: «Соловей» 3. Бядут
«В пущах Полесья» Я, Коласа, «Пат
заны» К. Крапивы, «Гибель ВБ
9. Самуйленка, «Катерина Жерноею
М. Климковича *
	По окончании беседы белорусские т

матурги, по приглашению дирекции °
лого театра, смотрели спектакль “16
		Noonan
	*Ж Первое выступление народной артист“
РОФСР Е. Н. Гоголевой, в течение вой
месяцев. не. игравшей вследствие болезян M
сцене Государственного ордена Ленина №
демического Малого театра, состоится М 4%
раля, Артистка выступит ‘в роли герцоги
в спектакле «Отакан воды» Окриба,

Ж 2 февраля на общемосковском собрат
членов Всекохудожника продолжалось 065’
дение проекта устава московского ово
ства «Художник». Намечены кандидаты
правление вновь организованного Московия
говарищества. Выборы руководящих opr
московского товарищества «Художник» ©
ятся в ближайшие дни,

№ Окульптор С. Д. Лебедева сейчас м
тает над новым  скульптурным os
Героя Ооветского Союза В. П, Чкалова, и
отливает изо бронзы этюд головы вели
летчикь для Музея изобразительных иску
в Ереване.

\ Сегодня в Большом зале Политезитчи
ското музей состоится вечер на тему-—<09
Горького в кино». На вечере выступят 4
гражденные орденами Союза COP: perc
	«Москва» будет четыре зала.. В вводном
зале будет установлен скульптурный
портрет товарища Сталина работы Мерку-
рова. В московском зале решено устано-
вить скульптуру В. И. Ленина.

А, Строганова.
	3. В. Куликова. «Таджичка».
	ственности и задушевности (например,
Дмитриева «У ‘няни моей, у старушки»,
Пасхалова «Ты не спрашивай» или Па»
щенко «Пропадай ты; жизнь»).

Особо следует отметить прекрасный ан-
	самбль певицы с аккомпаниатором (Григо:
рий Бузе). .
. +.
	‚ Исполненные А» Григорьевой произведе:
ния взяты из сборника бытовых русских
романсов, подготовляемого к печати Д.
Шуппер (ассистент  Ленинградбкой консер-
ватории по кафедре заслуженного деятеля
искусства проф. А. В. Оссовского). Дока:
зывать необходимость исследовательской
музыковедческой работы в этом направле-
нии неё’ приходится, Кроме своего. чисто
художественного значения, бытовой рус-
ский романс дает мното ценного для изу-
чения интонационной структуры романсов
Даргмыжского, Чайковского, «кучкистов»
и других композиторов. Несомненно, на-
пример, большое сходство романса Пасха-
лова «Проторила я дороженьку» с некото-
рыми романсами Мусоргского. а его же
	романса «Гы не спрашивай» с романсами
Чайковского.
	Знание бытового романса облегчает раз-
			ЕОПЛОЩенияЯ, развитого у Дорлиак в са-
мой высокой степени. Как все подлинные
художники, она умеет заставить слуша-
телей «жить той жизнью, дышать тем ды-
ханием, которое веет в идеале исполняе-
мой пьесы» (Серов). Взять хотя бы ее
исполнение романса «На ниве желтой»
Чайковского. «Душа моя полна разлукою
с тобой...» Сколько сердечной Sonu Hw бе-
зысходной тоски было у Дорлиак в этих
словах. Можно представить себе более
драматическую трактовку всего романса,
но едва ли можно спеть его выразитель-
нее. Удивительно, как одними средствами
своего небольшого голоса Дорлиак дости-
гает такой экспрессии выражения.
	Певица обладает той высшей культурой
пения, которая позволяет ей достигать
драматически правдивого воплощения про-
изведений самого различного содержа-
ния, — от наивной песенки «Я иду ко-
	сить» до трагических песен Шумана и
Чайковского.
	В чем же заключается эта культура?
	«В музыке, особенно вокальной, ресур-
сы выразительности ‚бесконечны. Одно и
то же слово произнести на тысячи ладов,
не переменяя даже интонации, ноты в то-
лосе, а переменяя только акцент; прида-
вая устам то улыбку, то серьезное, стро-
roe выражение» (Глинка) Дорлиак при-
надлежит к числу. тех «истинных певцов»,
которые, хорошо знают все эти ресурсы,
Пользуясь приемами музыкальной декла-
мации, она вносит в свое пение свой-
ственную обычной человеческой речи ди-
намическую, красочную H ритмическую
нюансировку. Отсюда — простота, правди-
вость, искренность и теплота ее выраже-
ния. В ее пении нет ничего, что шло бы
от стремления поразить слушателя, ни-
чего от внешне виртуозных вокальных
приемов. Исполняет ли она трогательную,
задушевную песенку Беранже («Возвраще-
ние Лизетты»), вдохновенно-лирические
песни Грига («Розы», «Маргарита», ` «Она
бела») или Шумана и Чайковского; —
Дорлиак раскрывает все эти произведе-
	Нина Дорлиак
	Есть концерты, ‹0о которых трудно пи-
сать сразу после того, как их прослу-
шаешь. Должно пройти некоторое время,
чтобы глубокие и сильные художествен-
ные впечатления, вызванные этими кон-
пертами, достаточно улеглись и стало бы
возможным отнестись к ним об’ективно и
критически. Вот причина, по которой ©
таким опозданием мы беремся за рецен-
зирование состоявшегося 17 января в Ма-
лом зале консерватории концерта одной
из наших лучших камерных певиц —
Н. Дорлиак.

И по подбору произведений и по их та-
лантливому исполнению — это был один
из примечательнейших концертов текуще-
то. сезона. Дорлиак пела песни и роман-
сы Шумана, Грига, Чайковского. Пела с
такой вдохновенной непринужденностью и
захватывающей правдивостью выражения,
что порой казалось, будто присутствуешь
при самом рождении музыки, а не испол-
нительском ее воспроизведении.
	В этом—драгоценнейшее свойство арти-
стической манеры Дорлиак. Произведения,
даже очень «запетые», вроде григовского
романса «Сон», приобретают в ее интер-
претации удивительную свежесть H He-
посредственность, Согретые живым чув-
ством и искренним переживанием. артист-
KH, OHH воспринимаются, как впервые
услышанные.

Дорлиак принадлежит к тому типу ис-
полнителей, которые видят свою главную
задачу «не только в том, чтобы изобра-
жать жизнь роли в ее внешнем проявле-
нии, но главным образом в том, чтобы
создавать на сцене внутреннюю жизнь
изображаемого лица и всей пьесы, при-
способляя к этой чужой жизни свои с06-
ственные человеческие чувства, отдавая
ей органические элементы собственной
души» (Станиславский).

Отсюда-—выразительность и покоряющая
сила ее пения. Тайна этой выразительно-
	сти — в искусстве артистического пере-
	ния не как музыку о чувствах, а как
музыку чувств. Как всякое подлинное
творчество, ее пение не только’ увлекает
н восхищает, но и тлубоко волнует. .
Постоянным соучастником концертных
выступлений Дорлиак является пианист-
ка Н. Мусинян. Культурный музыкант,
она очень хорошо чувствует свою парт-
нершу. Единственный, упрек, который
	можно было бы бросить пианистке, это
некоторая однотонность ее звуковой па-
	литры и свойственная ее игре жесткость
звучания. Для полного ансамбля хотелось
бы иногда и более вдохновенной трактов-
ки фортепианной партии.
	С. ШЛИФШТЕЙН
	Бытовой
русский романс
	Недавний концерт артистки А. Григорь-
евой в Малом-зале Ленинградской ордена
	Ленина ‘консерватории ‘был. посвящен
бытовому ° русскому романсу, середины
XIX столетия. Были. исполнены про-
	изведения Булахова, Дюбюка, Есаулова,
Кушелева-Безбородко, Дмитриева, Демидо-
ва, Ладыженского, ‘Пасхалова, Дютша,
Донаурова, Пащенко и Соколова. :
	Составление, творческая ‘проработка’ и
исполнение новой и совершенно необычной
по теме программы требуют от артиста
большой инициативы и большой культу-
ры. Григорьева показала, что всем этим
она обладает. Ее ‘исполнительскую манеру
характеризует простота‘ и продуманность.
	Григорьева хорошо владеет’ своим голосом,
	свободно’ и ‘артистически‘ держится на, эст-
раде ‘и способна удержать контакт. с ауди-
торией на ‘протяжении. ‹ всего. концерта.
Четкая дикция исполнительницы ‘содейст-
вует этому. :

Во втором отделении концерта артистка
сумела ‚преодолеть чрезмерную сдержан-
ность, которая чувствовалась в исполнении
романсов, требующих большей непосред-
	тв ма ТОРА ООН оч

_ -_‘, 108.
решение и других творческих проблем   М, Донской, М. Тарганцева, П. Е

я св
русской музыки, например, природы так oe и, bone apyn Te ROTO eh, т
называемого цытанского. романса. отчетли: аботе_

ой рН Та 9
	священной А, М, Горькому. и
% Ha выставке «Олово © полку ИН
введен новый раздел — «Александр Нево,
рисунках, гравюрах и репродукциях 10
заны борьба Александра Ненского в п у
рыцарями, его отношения © монголами, BOOP
жение и одежда русских войнов ХПИ wad
we Государственный Литературный я
приобрел часть архива русской актрисы }
годов прошлого века Прасковьи Савинов. ,
архиве имеются любопытные письма ид ut
менты, характеризующие театральный @
того времени, к 1
Веесоюзная библиотека‘ имёни В.
Ленина, приобрела редкую ‘книгу для ДИ
изданную в 1822 году в Париже © рис
ми Ксавье Лепренса.
	ня Е ОР
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
ИЗДАТЕЛЬ: Гос. изд-во «Искусств.
		во показывая, что в нем от подлинной
народной песни ‘и ‘что’ порождено русской
городской культурой! конца ХХ и начала
ХХ столетия. В нем. есть, наконец, явле-
ния интересные и сами по себе, напри-
мер, своеобразные оттолоски ватнеровской
музыки в драматическом романсе Дютша
«Сумерки» (1868 г.). и вердиевская манера
письма у Донаурова («Любовь) и т.п.
	`Все` это’ обогащает: наше ‘представление
0 русской музыкальной культуре ХХ ве-
ка в целом. Вот ‘почему так существен-
но проследить линию дальнейшего разви-
тия бытового русского романса после Аля-
бъева, Гурилева и Варламова.
	Ленинград
	А. БУДЯКОВСКИЙ
	Адрес редакции: Москва, Страстной бульвар, 11; Телефон  3-42-45, Прием об’явле

Типография газеты «Индустрия», Москва, Цветной бульвар, 30.
	ний; Петровка, 10, 2-й эт, пом. 53. тел, К 1-90-85.