6 февраля 1939 г. № 18 (550)

ИСКУССТВО»
	«СОВЕТСКОЕ
			Тахмасиб, ныне освобожденный от работ
в. театре, не справится с такой политичь
ски Гответственной постановкой, ‘06 эк
говорили «по уголкам». 06 этом было ну,
вестно и парткому, Ho серьезно раз
браться В деле и выступить © определ,
ным ‘мнением партком театра не решили,
Что же получилось? Постановочная рабуу
всё время Явно ме клеилась. Вместо дд
месяцев по плану, репетиции затянуло
на четыре месяца, Это принесло тему
быток ‘в несколько’ сот тысяч рубле,
есконечные ‘переделки не помотли, Тау.
масиб постановку провалил, Вместо тер.
ческих ‘бойцов республиканской Испанят,
fa сцене’ действовали прилизанные Moxy
ладные солдатики и статисты в костюмах
из «Кармен», a
‚Театр очень удачно, нанал сезон пить.
новкой пьесы «Вагиф» Самеда  Вуртун
Пьеса, имела отромный усшех. Но ом
посещаемость театра значительно упала,
новые постановки задержались.
° Трудно представить себе партийный з»
мите® какого-либо завода, который бы в.
интересовался. производственными делам
своего предприятия. Между тем для в.
которых ‘театральных парткомов равно.
цгие к своему производству, не считаетя

зазорным.
Влагодаря огромной тяге творческих р.
	ботников. в партию вокруг парома №
пгего тевтра начинает сколачиваться (1
	ка еще, правда, небольшой) актив Matte
ров сцены. Огромный опыт этих люди
может многое дать парткому, Этот оты
‘надо использовать парткому, если он п
‚нимает, что, должен со всей ответствет
ностью. руководить производственно-те)}»
	ческой работой театра.
У нас’ много товорят 06 идейном то

питании актора, о необходимости изу
ния‘ истории партий. Но практическая по
	НИЯ ТОВ Е ee eee ee
мощь товарищам, индивидуально изучал»
wena Тин буре истории ВКП(б)», ин
	щим «Краткий курс истории си ор,
очень слаба. Правда, мы можем мну
пользоваться консультацией при райком
	и коммунизме», прочтенная лектором Уд
муртекого обкома ВКП(б) т. Силантьевых

В ближайшее время предполагается ®
танизовать лекцию на тему +0 роли 9
	ности в истории».
	AEWA
WAP a
	В числе 0с0бо отличившихся работников
кинематотрафии, отмеченных высокими на-
градами  Презилиумом Верховного Совета
СССР, впервые в’ Истории‘ советского EE-
Но награжден медалью «За трудовое отли
чие» юный артист, исполнитель фоли Алек-
cen Пешкова в кинокартинах «Детство
Горького» и «В людях» — Алеша  Ляр-
ский. °

Алеша Лярскяй `—  несомненно весьма
одаренный от природы мальчик. Ha моем
зктерском веку мне никогда не доводилось
играть с таким юным партнером. Но как
легко было играть с Алепюй Лярским!

В самом начале кинос’емок Алеша Ляр-
ский немножко «личился» меня — его ба-
бушки по картине «Детство Горького». Но
очень скоро, освоив роль, он проявил та-
EY IORIBHAYIO творческую интуицию и
	  чуткость, такой аютистический ум, какими
	не всегда облалают и старые, опытные ма-
стера спеничеекото искусства, Обладая не-
обычайным приролным чутьем к интонации
своего партнера. необычайным «актерским
	слухом», Алеша Лярский — я нисколько
не преувеличиваю -— буквально заражал
меня своим обаянием.
	Алеша ФЛярский не обладает большим
темпераментом, но его внутренняя натюл-
ненность ролью —- необычайна. Он по-
настоящему, глубоко полюбил свою бабущ-
ку в Фильме «Детство Горького». ‘Он был
	подлинно нежным, наредкость ласковым
внуком — Алешей Пешковым.
Алеша Лярокий еще’ очень молод:
	школьник. ученик ‘6-го класса 273-й
	школы Ростокинского района г. Москвы.
	Трудно, конечно, предсказать ето будущее.
Но я не сомневаюсь в том, что он стажет
большим художником — будет ли он ху-
дожником сцены или художником слова,
поэтом -или музыкантом.

Алеша Лярский очень много работает
нал собой, усиленно занимается, много чи-
тает.

От всей души желаю моему славному
юному партнеру по горьковским кинокар-
тинам всяческого ‘преуспеяния в его с98-
CTAUBOR Жизни.

Я была бы несправедливой, если бы
умолчала © той большой творческой по-
мощи, которую оказал Алеше Лярскому
постановщик фильмов — ныне таже ор-
денонобец — М. С. Донской.
	В. О. МАССАЛИТИНОВА,
народная ‘артистка РСФСР. орвденоносец
	«Портрет студентки А. И. Сологуб»,
Работа студента 4-го курса Изоинсти-
тута Ю. П. Кугач. Рисунок углем

кусства. Kak же не поинтересоваться ето
личностью, его судьбой, которая должна
была так или иначе отразиться в разных
документах его времени?

Прежде всего нам удалось установить
ды его жизни: он умер в феврале,
1818 г., на 82-м тоду от рождения, зна-
чит, рождение ето относится к 1736 или
1737 тоду. Но о молодых годах его нам
пока не удалось найти никаких сведений,
Несомненно. толь, что на военном 10-
прище он дослужился до чина генерэл-
лейтенанта; одно время состоял  «еверх
комплекта» в оренбургеком  драгунском
полку, затем был шефом петербургского
полка, стоявшего в Смоленске, и — 90
гораздо важнее — участвовал в суворов-
ских походах и был тяжело ранен; Есть
указания Ha TO, что имя его упоминает
ся в письмах Суворова. но проверить это
не удалось. 0 сценических выступлениях
его, относящихся приблизительно К
1780 тодам, упоминает некий Н. И. Ме-
щерский в статье, посвященной С. Г. 3o-
ричу, который состоял одно время фавори-
том Екатерины П, а. затем удалился в 1п0-
даренное ему местечко Шклов, близ Mo-
тилева, завел там великолепный кретюст-
ной театр и, призлекая в. свои владения
блистательных гостей, устраивал у ces
бя «благородные» любительские спектак-
ли. «Русские трагедии и комедии ‘играл
князь Прокопий Васильевич Мещерский
co своей женой и другие приезжие из
Петербурга и Москвы», — товорится в
этой статье.

‚ Далее в «Записках» Энгельтардта есть
сообщение о том, что Мещерский вопел в
милость у Павла Г донееением о заговоре
против него в Петербургском драгунском
полку: в действительности дело сводилось
лишь к насмешкам молодых офицеров «на-
счет странных мундиров и многого, что
было смешного». Проверить справедливость
этого сообщения не представляется в0з-
можным, но, конечно, око бросает темную
тень на яркую и сложную фигуру Мещер-
ского, Как бы то ни было, он ‹делан был
тофмаршалом двора и затем петербургским
гражданским губернатором. За это время
он написал четыре оды, посвященные
	BLICTABK A
	На выставке исторической живописи,
открывающейся в феврале в Третьяков-
ской галлерее, будет показано более, 600
	экспонатов.
Из Саратовского музея получена одна из
	ранних работ академика М. В. Нестерова
«За приворотным зельём». Пригородный
музей Ленинграда (Краснотвардейск) при-
слал картины Шарлеманя, посвященные
суворовским походам. Военно-инженерная
академия им. Куйбышева и Военно-ин-
женерное морское училище им. Дзержин-
ского предоставили принадлежащие им
батальные. полотна Александра Коцебу
«Переход Суворова через Паникс», «Взя-
тие крепости Нотебург» и др. Из Tam-
кента привезли картину Мясоедова «Де-
душка русского флота», из. Горького —
работу Венита «Последние минуты Дмит-
рия Самозванца», из Куйбышева — мор-
ские баталии Алексея Боголюбова.

Откликнулись и коллекционеры. Арти-
стка Русланова дала на выставку принад-
лежащее ей полотно Айвазовского «Петр
I спасает флот в Финском заливе». Тов.
Трескина дала интересную работу худож-
ника Клавдия Лебедева «К боярину с из-
ветом» и картину Седова «Выбор неве-
Ссты». Из собрания Г. Смирнова поступила
одна из ранних вещей М. В. Нестерова
«До государя челобитчики» (за которую в
1886 году Нестеров получил звание’ клас-
сного художника и большую серебряную
медаль).

Будут показаны на выставке и недав-
ние приобретения государственной sBaKy-
почной комиссии. Особый интерес пред-
ставляют картины живописца Сергея Ива-
нова, недавно приобретенные у частных
коллекционеров («Приезд воеводы», «Царь»,
«Поход москвитян»),

Бригада реставраторов = братья К. и
В. Федоровы, Куренной, Бабкин, Сергеев,
Полежаев, Чураков, практиканты Панин,
Махалов, Турецкая — тщательно рестав-
рировала полотна коллекционеров и пе-
риферийных музеев.

В чрезвычайно интересном произведении
Клавдия Лебедева «Снятие вечевого коло-
кола» («Марфа посадница»), привезенном
из одного музейного запасника, надо было
ликвидировать следы неправильного хра-
нения—осыпи красочного слоя, мелкие
сломы. Реставраторы осторожно натянули
картину и специальным клеем закрепля-
ли места осыпей.

На полотне 0. Иванова «Царь» еще за-
метен тяжелый поперечный сгиб. По co-
общению закупочной комиссии, эта кар-
тина долгое время пролежала неоповнан-
ной в какой-то семье на сундуке вместо
клеенки. Её случайно обнаружил москов-
ский художник Терпсихоров, и государ-
ственная закупочная комиссия приобрела
эту работу С Иванова. Естественно, что
на картине были осыпи и серьезные пов-
реждения, над которыми реставраторам
пришлось’ поработать.

Осторожно промыли специальным ©0-
ставом другую картину того же художни-
ка «Приезд иностранцев в Москву в
ХУШ веке». Под толстым слоем пыли и
трязи нвожиданно обнаружилась светлая
живопись. Картина очень помолодела и
приобрела свой первоначальный облик.

Ответственную работу пришлось проде-
лать известному реставратору В. Федорову
над полотном художника Седова «Выбор не-
весты». Бережно и осторожно провел ре-
ставратор тонкую операцию перевода этой
хартины на новый холет. Положив полот-
но лицом вниз на мраморную плиту, он
узкими лентами снял по кусочку старый
холст, произвел очистку грунта, проделал
ряд последующих операций,  прогладил
чуть теплым утюгом изнанку новой осно-
вы картины, и работа художника’ Седова
чрезвычайно посвежела и обновилась.

Сложная и кропотливая работа рестав-
раторов почти закончена,
	и творческая
	МЗ Ч РЕ Ре ВАНО чт

им, Азизбекова существует 17 лет, но 8%
все это время его партийная организация
nahn.
	Е ВО РИО ИО СПЕ СИЕ

почти не пополнялась творческими работ-
никами, Долго орудовавигие в театре Bpa-
ги народа и их последыши всячески от-
гораживали партийную ортанизацию oT
творческого коллектива. Они культивирова-
ли: антибольшевистский вэтляд на актера,
как на человека «второго сорта». Между
актером и партийной oprannaannel AcRyC-
ственно создавалась стена, которая меша“
ла идейному воспитанию творческого кол-
лектива.
Разоблачение и разгром вредительского
тнезда помогли разрушить эту стену. За
последний тод в партийной организации
театра произошли: большие ‚ перемены, Ар-

ee nT ae
	тя АЕ ЛА

et г Г
тисты часто посещают партийный комитет,
		ищут здесь ответа на многие волнующие
их вопросы. Наблюдается огромная тяга
творческих работников, в партию.
артийная организация театра 3a n0-
следние месяцы приняла в кандидаты
цартии несколько артистов и режиссеров,
в том числе знатных людей азербайджан-
	ского искусства, орденоносцев, гяд арти-
стов полали заявления 0 приеме их B
труппу сочувствующих. Недавно бюро
	тайкома партий утвердило кандидатом
КП(б)Аз; тлавного режиссера и директора
театра. заслуженного ‘деятеля искусств»,
		орленоноспа Адиля Искендерова.
Прием в партию передовых ‘люде
	кусства ‘ выдвигает. перед нашей. партий:
ной организацией новые задачи, требует
	новых методов работы. Сейчас 06060 остро
	встают вопросы партийного‘ руководстве
творческой работой театра, политического
руководства всем коллективом. Нетерпимо,
чтобы наш партком в творческих вопро-
сах стоял на позиции «нейтрального зри-
теля», как это было раньше, .

Надо, однако, оказать, что оторванность
парткома от проиаводотвенной жизни теа-
тра еще частенько дает о себе внать.

Партком не принимал участия в таком
важном деле, как составление репертуар
ного плана, положившись целиком на ху-
дожественное руководство театра,, которое
отнюдь не оказалось на высоже положе-
ния. Партком ни разу не обсуждал поста-
новочного плана какой-либо пьесы, не 93>
слушивал отчетов режиссеров или’ арти*
стов. 06 их творческой работе.

Не так давно у нас происходило произ-
водственное совещание, посвященное важ-
нейшим моментам творческой работы те-
атра., Секретарь ‘парткома т, Мирзоев по-
сидел на совещании всего минут 20—25;
тем и ограничилось его участие в сове-
щании, Я полагаю, что партийный руко-
водитель, не проявляющий интереса к то-
му, что горячо волнует весь коллектив, не
сумеет завоевать авторитета среди зктер-
ской массы,

Очень поучительна история постановки
пъесы «Мадрид» Мирзы Ибрагимова,

Korma театр еще только начал работу
над пьесой Мирзы Ибратимова, многие ар-
тисты указывали, что произведение 570
имеет серьезные недостатки и нуждается
в доработке, Тогда же для многих стало
ясно, что постановщик ‘пьесы режиссер
	Парторгачизация Еврейского театра Бе-
лоруесии провела 26 января теоретическую
конференцию по второй главе «Краткого
курса истории ВКП(б)».

В процессе подготовки конференции бы.
ли организованы две лекции ‘по ленин-
ским работам «Что такое «друзья народа»
и как онн воюют против социал-демокра:
тов?», «Что делать?» и несколько конеуль.
таций. Докладчиками по разделам темы
были: артист Каган (парторг театра) и ас-
систент режиссера т. Герман. Конференция
прошла очень успешно. Участники ее под-
сказали парторганизации ряд новых форм
работы. После конференции мы провели CO-
вешание по обмену опытом товарищей, ин.
ливидуально изучающих историю ВКП(б).
Коренным образом перестраиваем работу
	‘  библиотеки. Учитывая желание группы ак-
	теров изучать историю ВКП(б) коллектив-
во, организуем один кружок для ‚среднего
звена,
	Сарапульском драматическом театре
были на-днях организованы для творче-

ских работников лекции по марксистско-
ленинской теории. С большим. вниманием
	была прослушана лекция «0 социализме
	Павлу, — последняя из них «на случай
всемилостивейшего прощения отетавных и
исключенных». Из этого видно, что не-
истовства Павла Г против всех. затодоз-
ренных им, уже смущали Мещерского. Но
характерно, что 1 июня том же 1800 г.,
ROTAa были написаны последние его оды,
слм он был отрешен от должности тубер-
натора 38 TO, ITO решался призвать к
гражданской службе по своему велометву
семинаристов, более подготовленных к де-
лу, чем малограмотные чиновники. В пол-
ную немилость у царя он, олнако же. не
попал. Очень неясные сведения, имеющие-
ся в архиве императорских театров, указы-
Bab? Ha 70, что в 1801 г.. в то время
	когла директором императорских театров
был А. Л. Нарышкин, Мещерскай ‘состоял
	В AOL HOCT _ «управляющего театральной
	дирекцией». Таковы сухие свеления о ето
	оюографии до того времени, о вотором го-
Рорит Щепкин.

Гораздо полнее характеризуют ето лич-
ность сведения более позднего времени. В
номере 9—10 «Литературного наследства».
	посвященном ХУШ в., впервые напечатано
	большое стихотворение Мещерского. напи-
	санное им в 1806 г. по поводу праезла
	в пурск «малороссийского генерал-губерна-
тора» кн. А. В Куакина алла подвело
	дел и некоторых следствий». Это уже не
		ола кн. Куракину, хотя от приезла
Мещерский ждал слипюом мнопати 5
	слипком многого, 9т0 —
ние взяточничества п
	произвола судебных и административных
чинов рядом © шутливым обращением x
	своей заспавттейся муз:

Засп. арт. РСФСР орденоносец С. Б. Межинский и засл. арт. РСФСР Н. А. Белев-
	цева на репетиции пьесы
	«Евгения Гранде» в филиале Гос, Малого театра
	па
	Мололые таланты
	Перед зимними каникулами в Москов-
ском институте изобразительных искусств
состоялась зачетная сессия в0 всех трех
факультетах живописном, графическом и
скульптурном. Сессия обнаружила такой
сильный рост студенчества, какого до сих
пор еще не наблюдалось.
	50 отличников было премировано по-
езлками в Ленинграл, дорогими хуложест-
венными изданиями и холстом для жи-
вописи.

Ореди  премированных студентов есть
уже мастера, могущие < успехом. участво-
вать в любой советокой выставке наряху
с давно признанными художниками,
	Только из-за отсутствия помещения He
могла быть организована выставка луч-
ших работ первого семестра. Ее удастся
устроить только весной, когда будут по-
вазаны работы всего гола вместе с летни-
ми и домашними. работами.
	В Москве немало любителей живописи
и собирателей, ищущих художественные
произведения в комиссионных и антиквар-
ных магазинах, гняющихея за громкими
именами и платящих большие деньги. По-
чему они идут только по проторенной до-
рожке, почему не поступают так, ‘ках по-
ступат в свое время П. М. Третьяков? Он
холил по маленьким выставкам, покупал
даже на ученических выставках и часто
появлялся в каморках мало известных или
вовсе неизвестных художников в надежде
найти Y них 10, что он не всегда нахо-
дил У «маститых».

Третьяков покупал без промаха: ученик
оказывался через несколько лет большим
художником. Почему бы советским люби-
телям и коллекционерам не затлядывать
на наши ученические выставки?
	Только на-днях несколько ведущих с9-
ветских мастеров, стоя перед. одной. рабо-
той студента старшей труппы, епрашива-
ли вебя. появилось ли бы у BEX вомне-
	ние, если бы на этой вещи была подпись
Репина.
	Дело не в имени, а в качестве. В це-
лом ряде работ только что прошедшей за-
четной сессии качество высокое.
	_ Вот лва отличника [Г курса живопис-
ного факультета (группа проф. С. В. Ге-
расимова) тт. Нечитайло и Кугач. 0ба они
владеют рисунком головы так, как немно-
гие владели B Moe время в Академии ху-
ложеств. Они понимают и, главное, лю-
бят человека, его внешний и внутренний

облик. Голову пишут они значительно
лучше. чем обнаженное тело.
	06а они более страстные рисовальщики,
чем живописцы, живопись их не на уров-
He их рисунка.
	А вот два отличника того же ПУ Eyes
(группа проф. Б. В. Иоганеона) тт. Гор-
лов и Беляева — это хорошие живопис-
цы. Первый исключительно оларен, но ему
даются пока только быстрые. олносеанс-
ные наброски, отдаленно напоминающие по
живописному темпераменту № Коровина.
Но тах как лолго задерживаться на таком
	легковесном этюдизме в шШЕольных усло-
виях вредно, его правильно засадили за
длительное штудирование натуры.

В групае проф, Е Е. Ряжокого (тоже
Г’ курс) выделяются отличники тт. Мак-
симов и Мальцев.

На Ш курсе тоже есть студенты, мо-
тущие в ближайшем будущем померяться
в  отличниками-Четверокурениками. Ta-
ков прежле всего т. Циплаков (из группы
Г. М. Шегаля) — хороший живописеп и
острый портретист. Таковы же отличники
тт. Тегин, Кучеров и Дубовик (из группы
Tl. I. Jlonapmescroro), He отстают от них
и Ророкуроники-отличники тт. Решин и
Сидорин (из. группы И. И, Чекмазова) и
т. Орлов (из группы Н. Х. Максимова),

На монументальном отделении. которое
только Что организовано из различных
групп, выделяется своей живописью 9т-
личник Волошко, дающий основания ожя-
дать OT него в дальнейшем монументаль-
ных работ большого масштаба.

Много даровитой молодежи поступило на
первый курс, но пока еще рано говорить
06 ожидаемых здесь перепективах, если не
считать талантливого Григорьева.

На скульптурном факультете — три от
личника: 17, Паосов, Писарев, и Цигаль.
Все они подают большие надежлы. Рабо-
TH их могли быть значительно лучше,
если бы были лучше условия и обстёвов-
Ka CKYAMUTYPAOTO факультета. ‘не’ имею-
щего даже сносного помещения. Как на-
ши студенты завилуют молодым скульшто-
рам Ченинтрадекой академии художеств,
имеющим прекрасно оборудованные про-
сторные мастерские, 8 не клетушви. Мо-
сковекого. института!

Графический Факультет до сих пор еще
представляет несколько пеструю картину,
получившуюся в результате длительно.
периода всяческого педагогического экспе-
риментирования. Сейчас там дело налажи-.
вается и успехи налицо. Студенты фа-
культета стали лучше рисовать и лучше
писать, Весть уже отличники по. живопи-
си и тисунку. Вылеляются работы тов.
Минькова по живописи (группа проф.
	Истомина) и его же литографекие иллю-
	страции ЦШоказал себя хорошим плакати-
	стом и BALOCTPATOPOM Семенов, отличные —
	иллюстрации у т. Романова.

Прекрасно выполнены рекламные пла-
каты по заданию на Г курсе и много
отличных опенок по материалу (ксило-
графии,  литографии и’ 9форту) в. группах
профессоров А. Кравченко; Горощенко и
Доброва.

Такие результаты зачетной сессии ло-
CTHTHYTH студентами института несмот-
ря на чудовищную уплотненность аудито-
рий, плохое освешение полутемных ком-
нат и неголное отопление, постоянно сры-
вающее постановки обнаженного тела.

Сейчае есть все основания налеяться
что тяжелые дни института на исхоле и
он в ближайшее время ветупит в полосу
более нормальной жизни и учебы.
	ИГОРЬ ГРАБАРЬ,
заслуженный деятель иснусства
	раннее время, котда он привлек к a
сохранял блатосклонность  сумасбродат as
Павла: поведение его в период его внеш.
ней «верноподданности» могло Sarre 1 ab.
искренним, Но по стихотворению 18061
ВИДНО, ЧТо в Это время уже накипел
нем глубокая  неудовлетворенность 0
жающей жизнью, хотя явления # И
оценивал, быть может, и не в полит ть
ской, а только 6 моральной стороны, р
именно © этой. точки зрения о
он теперь и на свою личную дить 1 ст
недовольство его собой Bee возрастал,

В конце 1812 г. Мещерский решил У те
литься от светской жизни,  поселавиие
в Курском Энаменском monacTupe ot ko
препровождения окончательных дней #t
в духовных упражнениях», «Дело» 00 и 1
ществлении этого его намерения, 01% №
нившееся в архивах Знаменского мозае ©
ря и опубликованное в.1894 г, в ine
ских епархиальных ведомостях», лает и
несколько красочных черт для оби,
жизни этого выдающегося человека,
вросшетм в уродливый дворянский быт 1
времени и не решизшегося искать Bs
щего удовлетворения ва путях, ВОО
указывал ему его громадный спеничемйй
талант. Мы узнаем из этого «дела», М,
князь пожелал до пострижения в ми  .
«пройти искус» и жить в монастьов вы,
бы в качестве поелушиика, но 9% ty,
этоу ему предоставлялось право We Я
занимать три кельи, но и сделать оо кз
‘примыкавиую к кельям прастройку Я
Которой, по его словам, ‘«фитура пох
должна была сделаться лучше; покоя И!
он отделал ‘по своему BRycy: ecrermectll Ry
натура и привычки богатого вельзожи
ли свое, Здесь и прожил он. со своима ср
rama на собственном содержании nestle
четыре года. ¥o

В середине февраля 1818 г. оп у. №

Для уяснения роли П. В. Мещерско® р
история русского театра нужно рассмоти ,

Coy

тя к необхолимости художественной
ототы в искусстве аттера. но это —
	Предшественник Шепнкина
	не припомню, — говорит Щелкин; —
благороднее лица нельзя выдумать, и при-
	  Том в речах и в вех лвиженяях его ви-
	ден был вельможа в полном смысле». Тем
более смутила ето игра князя, которая за-
ранее представлялась ему «колоссальною»;
когда Мещерский появился на сцене в
образе скупото Солилара, с страшно изме-
нившимся лицом, Шепкану показалось, что
ЕНЯзЬ играть совсем не умеет: «говорит
просто — ну так, как все говорят... и ру-
ками действовать не умеет... Ла что же
это за игра! Нет, далеко ватему сиятель-
ству до нас!» — думал Шепкин. «Bee
игравшие с ним казалась мне лучше ето,
потому что играли, х особенно игравший
Пасквина. Он товорил © такой быетротою
и махал так сильпо руками, как любой
самый лучший настоящий актер. Князь
ж2 вое продолжал попрежнему: только
странно, что, несмотря на простоту ero
итры, в продолжение всей рола. где толь-
	ко дело шло о деньгах, вам вилно было.
	что это касалось самого больного места
ето души, и в этот миг вы забывали всех
актеров. Страх смерти и боязнь расетаться
в деньгами были поразительно верны и
увасны в игре князя... Его страдания, его
звуки голоса отзывались в душе моей:
каждое слово ero своей естественностью
приводило меня в восторг и вместе с тем
терзало меня...» Щепкин был так потря-
сен, что по окончание пьесы, котла, вбе
В зале хохотали. залилея слезами. В нем
уже поднялась целая буря — борьба ста-
рых и новых представлений 06 искусстве
актера. Свои впечатления o6 игре Мещер-
ского он Фформулировал в двух словах: «Он
не’ играет, & живет», — и его неудер-
HOMO потянуло жить. а не играть на сце-
He, говорить в роли естественно, просто,
«неттринужденно». — .

После всего рассказанного Щепкиным
невозможно сомневаться в огромном худо-
жественном таланте Мешерского и в зна-
	чении его для русского сценического ис-
	Не много у нас крупных актеров, кото-  на Юноковке близ Курека —исполняющим
	Poin Солидара в сумароковской комедия
«Приданое обманом».
	«Еще когда я был в училище, то на
экзаменах он всегла ласкал меня. кав пер-
	вето ученика», — пишет Щепкин. Очевид-
	но, Мещерский состоял попечителем кур-
ского губернокого городского училища. В
те же годы — повидимому, в 1805 г, —
Мещерский, обратив внимание ва разно-
сторонние способноста Щепкина, позвал
его к себе и предложил ему срисовать ©
алебастровой вазы группу сделанных на
ней фигур, чтобы вырезать их из дерева
на выдвижном ящике столика. Страстный
любитель искусств, Мещерский сам зани-
малея живописью, скульттурой, резьбой,
товарным и даже слесарным искусством;
он открыл столярную, «и мебель, выхо-
дившая из его мастерской, отличалась
своим изящным расунком», — сообщает
© нем Щепкин. 5а рисунок с вазы Мещер-
ский имел в вилу «хорошо заплатить»
юноше. но Щепкин должен был признать-
ся, что в школе его учили только. «сри-
совывать на стекло». Боже мой, как князь
взбесился: «Ла че же смотрит дирек-
тор! Я сейчас поеду к нему и об’яеню ему
все...» Однако ве Щепкиным он и тут 06-
шелся ласково и даже дал ему на орехи
15 коп. серебром — ‹умму, для того вре-
мени довольно значительную,

Этот случай показал Щепкину старика
Мещерского, как человека горячего и. ши-
рокого: не удивительно, что Шелкан поста-
pares собрать 0 нем все сведения, которые
он привел втюслелствии в своих записках.
П. В. Мещерский был человеком весьма
образованным, знал много языков, бывал
в Вене, Париже и Лондоне. М. Н. Лонгинов
говорит 0 нем, что он «елавился своим
остроумием и светскими талантами». В
1810 г., когда Щепкин, уже актер, увидел
ео на сцене, ему было уже за 70 лет.
	«Но такой красивой старости я друшй уже
	рым было бы посвящено столько работ, ках
великому М. С. Щепкину. Но и здесь еще
имеются ощутительные пробелы. Часто по-
вторяются слова Герцена, что Щепкин пер-
вый стал нетеатрален на театре. Однако
замечательный современник Шелкана не
учитывал истории русского театра. Уже в
ХУШ в. в русском театре начало проби-
ваться реатистическое течение. боровшееся
в условностями классической школы Очень
интересно свидетельство самого ШЩелкина
© крупнейшем его прелшественнике—праз-
да, не из профессиональных актеров, & из
аристократов-любителей. — о князе Про
копии Васильевиче  Мещерском. Игра
П. В. Мещерском произвела на юного
Щепкина огромное впечатленае и вызвала
в нем поворот в сторону художественной
простоты и естественности. «По проше-
ствии 15 лет я узнал, уже в Москве, от
покойното кн. А. Аг Шаховеком, — г-
ворит Шепкин в своих «Записках». —
что этим не я один был одолжен вн. Ме-
пюрскому, & весь театр русской, потому
что кн. Мещерский первый в Росеии заго-
ворил на спене просто, тогда как вся
прежняя школа состояла из чтецов и де-
кламаторов».
	Це будем здесь критиковать показания
кн. Шаховского © том, Что «весь театр
русской» воспринял влияние кн. Мещер-
ского. То влияние, которое он оказал на
Щепкена и которое Щепкин сумел так кон-
вретно показать, обязывает нас обратиться
Е творчеству Мещерского и собрать о нем
возможно больше сведений, осветить эту
‘яркую фигуру для всех, интересующихся
историей русского театра. Разыекания, сде-
ланные мною при активном участии ра-
бетника Литературного музея Р. М. Малю-
тина, позволили мне выполнить эту задачу,
хотя еще и неё < достаточной полнотой,

Щепкан знал Мещерского задолго до то-
го, как увидел его на сцене — в люби-
фельском спектакле в имении кн [Голицы-
	(0 CHa — так пой ты на бемоле,
А вели хочешь, — заори!

Взять тон в твоей, толубка, воле,

Лишь только правду товори.

Чтоб не было ни лжи, ни Tecra,

Чтобы ничьей не трогать чести,

А именем все вещи звать,

Кат, например: вздор можно
вадором,

А вора — всем возможно вором

Без страха нам именовать...
		читических взглядах Мещерского в более   060б0й работы, О, ГУРЕВИФ