_ у февраля 1939 г. № 18 (598)
третей
	«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО,
	«У лукоморья»
	Госцентюзе
	Спектакль в
	ЦК ВКП(б) товарищу СТАЛИНУ,
СНК СССР—товарищу МОЛОТОВУ.
	Мы обязуемся во всей нашей творче-
ской работе по созданию ипрбизвелений ки-
ноискусства быть  достойнымл Партия
Ленина — Сталина. воплощать ée wien B
обравах искусства. показывать маёеам че-
рез искусство примеры безграничной пре
данности большевиков трудящимся #ас-
сам. их вастойчивости и упорства B Ope
ололении трудностей на Путя К OKONUS
тельному торжеству коммунизуа.

Hac, работников советекой. кивематогра-
фии. оболряет и вдохновляет перспектива
огромного роста. расширения и прибли-
жения искусства кино к населению, что
нашло свое выражение в тезисах товаррма
Молотова к предстоящему ХУШ с’езду
Всесоюзной Коммунистической — Партии.
Мы обещаем партии и правительству вл0-
жить все свои силы, знания и энергию в
дело обеспечения полной поступности ки-
нематографа для всёх трудящихся нашей
необ`ятной ролины, в лело своевременного
и квалифицированного показа населению
лучших произведений советского киноис-
кусства. Мы будем по-большевистоки 00-
роться за пасширение киносети, ва снаб-
жение ве высононачественной аппаратурой,
за увеличение выпуска советской  кине-
пленки, за повышение тиражей  киновар-
тин, за подготовку надров, обслуживающих
дело показа кипокартин трудящимся.
нашей работе мы будем строго руководетво-
ваться правилом, которому нас учит
товариш Сталин, — быть ответственными
перед наролом и всемерно удовлетворять
потребности и запросы трулящихся.

Мы’ обязуемся встретить с’езл больше-
виков, строителей коммунизма, производ-
ственными успехами на всех участках ра-
боты кинематографии и оправдать тем ‹а-
мым высокую награду, которой нас удо-
стоили партия и правительство сопиали-
стического государства рабочих и крестьян.

Да вдраветвует влохновитель  сопиали-
стических побел — наша родная партия
Ленина — Сталина!

Да здравствует советское правительство,
арганизатор роста и расцвета советской
Бинематографии!

Да здравствует великий вожль. учитель
и друг трудящегося человечества — наш
полной. любимый Сталин!
	Принято на митинге  киноработников
гор Москвы. 3 Февраля 1939 г.

эскиз «Летние каникулы», Здесь уже есть
настроение южного лета, даль и воздуш-
ность. морской пейзаж пронизан светом.
Крепко вылепленные фигуры прекрасно
вписаны в пространство.

Менее удачны по композиции, рисун-
ку и передаче атмосферы эскизы в кар-
тине «Пионеры на отдыхе».

У Рубанова прекрасные задатки порт-
ретиста. Он метко передает характер ч6-
ловека, стремится раскрыть ето внутрен-
ний мир. Очень удачен в этом смысле
портрет «Женщина в темном платке»:
Другой женокий портрет хорошо скомпа-
нован, гармоничен по цвету, в движении
натуры есть четкий ритм. Правда, руки
и лицо недостаточно об’емны, и хорошо
написанный интерьер отличается большей
весомостью, чем сама фигура Такая же
недоделанность в живописном смысле
есть и в других портретах. В моделировке
порой заметен схематизм.
	Другой недостаток Рубанова — одно-
образие и даже вялость живописной фак-
туры,
	Творчество Рубанова недавно подробно
обсуждалось в МОССХ. В обсужденич
приняли участие А. М. Герасимов, В. М.
Лобанов (локладчик) и ряд молодых Xy-
	ДоОжЖников.
А. РАКИТИН
		Рэд - № 1

Мы. рабомиики кинопредириятий г. Мо-
сквы. собравшиеся на митинг в связи
® награждением работников  совечекой
кинематографии орденами СОСР и приево-
ением ордена Ленина киностудии «Мос-
фильм». шлем в Вашем лице Центральному
Комитету нашей великой родной коммуни-
стической партии и Советскому Прави-
тельству 6вою горячую благодарность 3а
высокую честь и ловерие. оказанные нам
и искусству кино, которому мы отдаем
свое уменье и силы.

Мы шлем свою глубокую  признатель-
ность партии и правительству за цовее-
дневную поддержку и тюмощь, оказываемые
советской кинематографии, за созданные
для нае. людей искусства, ° невидан-
ные нигде в мире условия ралостного
творческого труда. Мы благодарим партию
и правительство за то. ‘что своим внима-
нием к нам. одному из отрядов совет-
ской художественной интеллигенции. они’
поднимают искусство в глазах многомилли-
om семьи народов СССР. на огромную
политическую и общественную высоту.
	Высокая награда, которой удостоена со-
зетекая  кинемагография, налагает на
всех нас, творческих, инженерно-техниче-
ских, хозяйственных и алминистратавных
работников советского кино огромную 0бя-
занность — сделать советекую кинемато-
трафию искусством, достойным величия
сталинской эюхи, эпохи построения
коммунизма. сделать кинематографию од-
ним из самых мощных орудий партии и
советского государства в деле коммуни-
стического воспитания трудящихся масс,
что приобретает решающее значение в
услювиях третьей пятилетки,
	Мы обещаем Центральному Комитету
Коммунистической партии. Совету Народ-
ных ГКомиссаров и лично Вам. товарищ
	Сталин и товариш Молотов, давать наро-
ду картины, отражающие нашу еолнёчную,
радостную советскую действительность,
победы социализма в нашей стране, зна-
комящие народные массы © великими ис-
торическими делами нашей партии, c ee
славными вылающимися деятелями, карти-
ны, которые будут отражать высокие мо-
ральные качества советских люлей и в9с-
питывать чувство патриотизма и готов-
	ность защищать нашу социалистическую
ролину от любого врага. -
	И. М. Губанов
	И. М. Рубанов вместе с Дороховым.
Ржезниковым и несколькими другими сту-
дентами Вхутеина входил в состав труп-
пы. взбунтовавшейся лет десять TOMY
назад против формалистических абстракций.
Реалибтическая установка молодых худож-
ников очень. не ‘нравилась тотдашнему ру:
KOBOACTBY художественного вуза, Рубано-
ву отказали в дипломе, и только благо-
даря вмешательству Наркомпроса он по-
лучил звание художника.

За последние годы Рубанов сделал ye-
пехи в области живописното мастерства.
Выставленные в зале МОССХ пейзажи,
портреты. эскизы картин —  плод серьез-
ной работы над формой, рисунком и ком:
	позицией,
В некоторых работах Рубанова подку-
	пает добросовестное, пристальное изуче
ние натуры, а также творческая самостоя-
тельность. ‘без всякого оригинальничанья:
у молодого художника сложилась мягкая
и, пожалуй, слишком тщательная манера
письма: внешняя эффектность BbITON-
нения ему совершенно чужда. Многие из
его вещей — скорее учебного порядка, но
для этюдов они слишком законченны: это,
пожалуй. подготовительные работы к бу-
дущим картинам. Несколько узко пони:
мая задачу цельности колорита, художник
пренебрегает цветовыми контрастами: свет
приглушен, все взято в золотистом, Kak
	Gu «закатном» тоне. приятном, но иногда
	слишком однообразном.

Пейзажи Рубанова по-своему колористи:
чески выдержаны и удачны по компози-
ции; хорошо написаны деревья, передан
рельеф почвы. Но лишь в немногих его
пейзажах («Утро — сад», «Пейзаж ¢ coc:
ной») чувствуется живая, непосредствен-
ная передача, природы; Стремление худож-
ника к законченности, к композиционно-
му пейзажу, разумеется, очень ценно. Од-
нако Рубанову необходимо отделаться от
условного. «музейного» тона от тускло-
	сти цвета.
Заслуживает внимания композиционный
	no ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ВЫСТАВКАМ
	‚ СЦЕНИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЛЗЕРЖИНСКОГО
	фемке Дзержитекий — бесстрашный
рыарь революции — живет в сознании
ке народа как беззаветный и беспощад-
ный борец © врагами революции, как ве-
real социалистический гуманист нашей
он, Bat крупнейший организатор co-
азистического хозайства и педагог, важ
водный и заботливый друг молодых совет-
их поколений,
	Bea eM) лизнь — до последней ми-
мы — была горение, яркое горение ре-
улоционера-большевика.
	{аравтер его — многогранный; нату-
в — глубокая, виечатлительная, тонвая;
ы — непоколебимая, стальная,
	Qs признавал лилть одну — социали-
атевую честь, лишь один — револю-
‚ шонный долг, лишь в олном он видел
чел ign — В борьбе’ за социализм,
	3 пюлкюе освобождение трудящегося че-
уечества. Таким был друг Ленина и

‘ (палина,
	feria Web на спектакль (постановка
№ Неми), озаглавленный «Чекисты», и
  зрить, что в театре увидить образ Фе-
а Дзержинского, ждешь, конечно,
ems большого, заранее отлаешься своей
ре о вечно живом образе человека, чья
нумутиая забота © детях республики
{ юлтые и холодные годы граждал-
ай войны) была органически связана ¢
иблой по выкорчевыванию ^ всех тем-
ли ел старого общества.
	Тьса Махаила Возакова, в сожалению,
в юзает многогранный, чрезвычай-
у бтатый образ Феликса. Нельзя сказать,
бы Козаков карисовал бледный порт-
ут Дзержинском. Но чувствуется ограни-
Честь полотна и красок. Her жжелан-
ий глубины, Мала перспектива. Она пред-
мается зрителем. Зритель додумывает,
дупоовывает образ.

(пекакль в театре Ленсовета, к со-
заению, 16 воссоздает всей сложности
(лоновки, всей остроты величайшего
(полновения двух ‹ миров. Отдельные
“ETH — как и в пьесе — ярки и’ та-
„нивы, но спектакль в целом «мозаи-
ув», ностроен, иллюстративен. Спектакль
  остуирует известное положение, a He
«змет посредством художественных обра-
wn повое знание, понимание. Можно поду-
ить. что режиссер задался целью поста-
ть №08 на м№6сто, «как в жизни», и
yato заботилея об искусстве.

Но в этом спектакле, как мы уже го-
мрили, есть яркие, талантливо сделанные
	мушны, Их создают артисты В. Токал-
зевич (играющей роль Дзержинского) и
( Матев (играющий роль Сталина).
	ах только дело коснулось основного,
М, Гозаков словно парочно ограничил ‹е-
fa, Шен, мысли Дзержинского могли быть
зыежены драматургом тлубже, прониюно-
pune, B narod картине (прием товари-
mex Сталиным ‘делегатов Донской обла-
(1) дор еще больше сузил свою зада-
yy. &вр не хочет выйти за пределы
знижног, уже опубликованного материала,
(ones, nan бы не нарущить точности.
Toummo художественная правда, всегда
	(Bh RCTODRSSCR YHOO ТОЧНОСТЬ. HO DUG TIPOTHS 1
	_ Вивтизма. Значит, дело He в узко
той точности, & в необходимости Op-
TWOMCCRONO единства, слияния  худложе-
memo и. исторической правды;

Apacr Кудашев — исполнитель. роли
(млиа в одной единственной картине
Юумал, что успехи, достигнутые напгим
хивлекусством, начинают развиваться и
snore, Как много возможностей таят
} 8 паши актеры в ожидалти’ больших,
‚ итилывающих ролей! Долг’ драматуриии
мустанно работать в этом’ направлении.
	дист №. Токаржевич, исполняющий
й№ Ф, Дзержлинското, естественно, не мог
зинечно «расширять» свое тюнимание
ope, Сценический образ формируется в
‘шиотельной степени драматургом. Если
MGMT «окуп», BURGER «щедрость»
  ира не создаст шедевра искусства.

В Токаржёвич использовал все возмож-
Вт, «вычитал» все, что было в тек-
(tH сподтексте» роли. Замысел драма-
 1уз и режиссера ограничивал. №. To-
  жезича, и тем не менее созданный им
mec образ волнует, заставляет

ПО думать,

Тиаржевич рисует своего Феликса
Пюрживского, кав человека много и серь-
aH думающего, прежде чем соверптить
[и или виной акт. Но это — не медли-
		тельность, это не колебания, не нереши-
	ыы

тельность. 9т0 — государственная муд-
DOCTL.
	Мы вначале: полагали, что актер слити-
KOM «рефлектирует», уходит в себя, но
с каждой новой картиной мы убеждались,
что ато — найденный актером сцениче-
ский с1060б показа сосредоточенности виа
	паузы и стремительности действий без
спешки и суеты. Е
	Мы вначале полагали, что актер будто
бы играет в двух планах; скажем, он
говорит © портретом и показывает’ эри-
телю. что думает 0б ином. Но это не
так. Актер создает образ Феликса, всегда
думающего о главном для данного момен-
та. Отсюда то, что покоряет в игре То-
каржевича: сосрелоточенность сливается с
целеустремленностью, Как раз 9710 и `су-
щественно для характера Феликса.
	Мы ` вначале полагали. что актер пы-
тается создать образ «аскета», для кото-
рого, самоопраничение подменяет цель. Но
в каждой новой картине мы убеждались;
что скромность, мужественность, рисуемые
Токаржевичем, диаметрально противополож-
НЫ плоскому аскотизму и что  целеустре-
уленность образа как раз и предполагает
его внутреннее многообразие.
	Особая значительность и теплота по-
чувствовались в пятой картине (беседа
Сталина и Дзержинского), когда единство
мысли и действий сосредоточивались на
садюм главном — на защите революции
й на защите жизни Ленина. Здесь мак-
симальная простота и человечность в вы-
ражении самых сокровенных мыслей по-
могли двум актерам выразить важнейшую
идею пьесы. Несколько дружеских. тел-
лых слов, затем обмен мыслями по пово-
ду важнейших вопросов и, наконец, о
Тенине. На слова Сталина «берегите
Ленина... берегите разум и счастье револю-
ции» Дзержинский отвечает: «Если бы у
‘меня было две жизни, я отдал бы их 3a
него».
	Совсем ‘друтую картину мы видим, ко-
гда Фелике сталкивается © врагами, ‘Он
не груб, не резок, но он непримирим и
беспощаден к врагам, Токаржевичу yxa-
лось показать, что для Феликса нет ма-
лых и «черных» дел. И деловитость его—
проявление революционной целесообразно-
CTH.
	Будет очень хорошо, если драматург
и театр продолжат совместную работу.
Можно и должно создать монументальный
образ бесстралиного пламенного рыцаря pe-
	«Чекисты» в театре Ленсовета

Показать юным зрителям их любимых
‚‘тероев-пограничников — не такая простая
задача, как это может показаться. Правда,
У зрителей такой пьесы много ассоциаций
и большой запас любви к ее героям. По-
TOMY-TO у менее требовательных и BAYM-
чивых Из них любая пьеса-схема, пъеса-
намек пройдут с успехом.

Но у зрителей вдумчивых, одаренных—
их много в залах тюзов — требования к
спектаклю о пограничной заставе иные.
Эти зрители не простят штампа, фальши.
У них есть свое, выношенное, взлелеян-
ное представление о защитниках совет.
ской границы. И на сцене театра они хо-
тят узнать их в лицо, познакомиться с
ними еще ближе, интимнее, чем были зна-
комы до сих пор.

Эти зрители ждут, что театр средствами
своего искусства даст им возможность еще
глубже, чем книга, Чем рассказ, ощутить
поэзию высоких человеческих чувств, па-
триотизма, отваги защитников советских
рубежей.

Требованиям этих зрителей не отвечает
пьеса «У лукоморья», написанная способ-
ным драматургом Дэлем. Дэль — автор
интересных пьес «Третья верста» и «Му-
зыкантская команда». Он умеет волновать
судьбами своих тероев, большой драма-
	тичностью ситуаций. Но «У лукоморья»—.
	пьеса слабая, неубедительная. Она гораздо
ниже творческих возможностей Доля.

Трудно допустить, чтобы матерой дизвер-
сант, пробирающийся за границу с похи-
щенными секретными сведениями, был
так мало подготовлен к побегу, действо-
вал бы на авось, как диверсант в пьесе
Дэля. Над таким врагом не трудно одер-
Жаль победу — диверсант Лябьев тут же
попадается в руки часовых,
	Ero сообщник, профессор агрохимии Му-
рашев, способствующий побегу, обрисован
также неубедительно, Появляясь на празд-
нике урожая в подшефном пограничном
колхозе, где он читает. лекции по arpo-
химии, Мурашев сразу же заводит какой.
то уж слишком откровенно провокаци-
онный разговор с комендантом заставы о
«всеобщем недоверии», о необходимости в
каждом подозревать врага. Свою вреди-
тельскую миссию — посеять недоверие
друг к другу в советских людях .— он вы-
полняет слишком грубо и неловко. Помо-
тая бежать Лябьеву, он настойчиво рас-
спралпивает Ольгу 0 месте расположения
заставы, спрашивает об этом девушку, по-
лучившую орден за задержку диверсанта.

Еще менее удались образы погранични-
ков. Героям пограничных застав автор не
дал ни значительных постурков, ни инте-
ресных мыслей, ни того образного вырази-
тельного языка, который составлял одно
из больших достоинств «Третьей версты».

Играть такую пьесу ‘трудно. И нужно
	отдать должное Госцентюзу — его коллек.
тив умеет работать творчески, настойчиво,
	спектаклем «У лукоморья», поставленным
режиссером В. Колесаевым. Театр серьез-
но работал над текстом, отбросил нема-
ло сусального, фальшивого, многое «доду’
мал» за автора,

Большое достоинство этой постановки в
том, что здесь выступает настоящий aH:
самбль, достигнута полная слитность ак-
терского исполнения с живописным и му-
зыкальным выражением спектакля. Это,
пожалуй, один из немногих за послелнее
время тюзовских спектаклей. где, каки в
«Сказке 0б Иванушке и Василисё пре-
красной» (постановка Московского театра
для детей), художник не просто оформ-
ляет спектакль. но выражает его мысль,
настроение в полном сотласии с постанов-
щиком и актерами,

Вепоминая не очень давние споры теат-
ральных художников 0 живописном
оформлении спектакля, их тоску. по «G6e-
резке на сцене», которую вытеснили де-
корации конструктивистов, радуешься тому,
что художнику Г. Кугелю удалось, #89
впадая в натурализм, вернуть эту. све-
жую, сверкающую листвой березку.
	CTD B этом спектакле и настоящие ак-
терские удачи. И прежде всего следует
сказать о молодом актере Е Мюльберге
(окончившем театральную школу 6. театра
им. Мейерхольда и до сих пор участво-

вавшем лишь в эпизодах). Мюльберг ис-
полняет в спектакле ‹У лукоморья» не-

благодарную, слабо написанную роль по-
граничника Афанасьева,
	фанасьев не участвует в основном дей-
ствии пьесы, но тем не менее сценическое
‘обаяние актера, большая искренность, ли-
ричность позволяют ему создать намболее
живой и привлекательный образ в спеёк-
такле. Одна из наиболее удачных, поэтич-
ных сцен — об’яснение Афанасьева с
Ольтой (Т. Щекина) у березы. Песни С.
Михалкова и композитора И. Ковнера по-
могают ему превосходно передать и раз-
думье, и нежность...
	Хорошо исполняет и Т. Щекина роль
Ольги. Ольга, — внимательная к окружаю.
щим, простая, искренняя девушка: Ее лю-
бовь к Афанасьеву — не бессознательное
влечение. Чувство ее содержательней и
глубже, Они оба не только влюблены, но
хорошо понимают и уважают друг’ друга.
Щекиной в основном удается создать
правдивый и даже обаятельный образ.

Очень искренно, темпераментно, с пре-
восходным умным юмором играет заслу-
женный деятель искусства И. Аркадин
роль честного советского ученого, ста-
рого профессора Шатрова. Его сцены с ко-
мендантом заставы (П. Гаврилов) наибо-
лее содержательны и драматичны.

Сусальны и неубедительны в спектакле,
как и в пьесе, колхозники — родители
	Ольги.
Автор рано закончил работу над этой
	волюции, добросовестно. Он доказал это и своей   пьесой.
  И. АЛЬТМАН предыдущей постановкой и последним 3. ВОЙТИНСКАЯ

аа ono

артист РСФСР И. Я. Судаков, народная артистка РСФСР’ В. 0. Массапитинова, народный артист РСФСР М, С. Нароков,

о мм д г 18 @ mM. ..... 2.2 О С СС = СЕ п аа
	Фото С Шингалева
		писатель Кондрат Крапива. Стоят:
	народный артист РСФСР Н. А. Светловидов и поэт П. Шаповалов
	могли играть на таком расетроенном ин-
трументе,

Музыка, которую мы постоянно  слы-
шим, нередко Фальшива: рояли расстро-
вены, духовые инструменты оркестра не
строят, исполнители на струнных инетру-
ментах интонируют  нечисто. Bes ara
фальшь неизмеримо дальше от. «натураль-
ного» строя, чем те микроскопические
«коммы», которыми отличается темпериро-
ванный строй от натурального. Наш слух
не хуже зрения умеет вносить коррективы
в получаемые виечатления. Во всяком слу-
чае, прежде чем бороться 38 «коммы», нам
следует бороться за чистоту строя (пусть
темперированного!) и интонации в наших
оркестрах. ‘А с темперированным строем,
гользуясь которым Вах, Гендель, Моцарт,
Бетховен. Шопен, Вагнер, ‹’ Чайковский,
Римский-Корсаков и многие другие вели-
кие музыканты созлали свой замечатель-
ные произведепия, мы еще кое-как прожи-
вем.

Написав сборник в 24 прелюдии и фуги
во всех мажорных и минорных тонально-
сетях, Бах смустя двадцать лет закончил
Второй такой же сборник. Таким образом,
получилось знаменитое собрание сорока
восьми прелюдий и Фуг — настольная
книга всякого культурного. музыканта.

На этих Футгах воспитывались величай-
шие ‘музыканты прошлого. начивая с Бет-
ховена, Мендельсона, Шопена и т. д. Этот
сборник и в наши дни является  непре-
взойденным образцом сочетания высшей
степени творческого влохновения с вели-
чайшим, недосягаемым техническим ма-
стерством.

Исполнение прелюдий и фуг Ваха пред-
ставляет с0бой лля пианиста задачу ис-
ключительной трудности. Технически т0ч-
ное выполнение сложного сплетения гГоло-
сов само то себе уже требует от исполни-
теля значительной степени мастерства,
		Полтораста акварелей и рисунков, BH
ставленных в Академии архитектуры, —
лишь небольшая часть того, что сделано
Ф. Платовым за последние годы.

Платов хорошо владеет рисунком, умело
используя и изысканный линеарный ри-
сунок и тончайшие градации светотени В
работах тушью.

В творчестве Платова за последние N-
ды произошел перелом. Несколько лет
тому назад художник всецело был увлечен
формальными. техническими исканиями,
По примеру художников парижекой шко-
лы. он стремился к самодовлеющей «чи-
стой живописи», исключающей правдивую
передачу природы. Теперь он глубже
всматривается в жизнь и стремится прав-
диво изобразить ев в своих работах.
	  Платов чрезвычайно дорожит непосред-
ственным восприятием природы. Это и
побуждает его работать как ‘можно быст-
рее, не заканчивая вещей, чтобы coxpa-
нить в них всю свежесть первого впечат-
ления. Однако передать настроение при-
роды удалось художнику лишь в немно-
гих работах. Дело в том. что Платов исхо-
дил, а в некоторых вещах исходит и 0ей-
чае. из отвлеченных представлений о 88-
дачах живописи. Еше и теперь в ето
творчестве сказываются влияния теории
пространственных сдвигов, обратной .воз-
душной перспективы. Поэтому в некото-
рых его пейзажах морской горизонт изо-
бражен в виде ломаной’ косой линии,
второй план ярче и четче первого. Этим
об’ясняется и колористическое  однообра-
звие некоторых пейзажей, .
	На персональной выставке Платова В
1934 тоду такие отвлеченные изображе-
ния составляли большинство.

Новая выставка нёсравненно богаче жи-
выми работами. Надуманные теории ис-
чезают при соприкосновении с живопис-
ными мотивами природы. преодолевается
прежняя цветобоязнь. Теперь Платов co-
здал прекрасный «Утренний пейзаж», где
трава насышена росой, а рощи окутаны
сизым туманом. В «Дереве в горах»
(Алупка) удачно передана  серебристость
утренней атмосферы, хорошо вылеплены
об’емы могучих древесных стволов. В дру-
тих крымских пейзажах отлично изобра-
жены прибой, гроза, морская тладь.

В этих работах Платова. обнаружил-
ся вооприимчивый интересный  пейза-
жист. Художник отходит от прежней ‘де-
коративно-плоскостной концепции натуры,
от произвольных цветовых отношений и
чрезмерного обобщения формы. Теперь он
серьезнее работает над валерами («Осень
в Крыму»), в его пейзажах появилась ма-
териальность. Прежние позиции «чистой
живописи», в сущности, уже сданы, ори-
ентировка идет на живописный реализм.

Платову надо решительно отбросить
свое мнимое новаторство, еше более при-
стально, & главное, непредубежденно изу-
	чать природу, Тогда его яркое дарование
проявится гораздо сильнее,
A. P,
	Гостящие в Москве белоруссние писатели встретились 3 февраля © работ!
пал\ слева’ направо): писатель М. Климкович, драматург Змитрок Бядуля,
	с работниками Малого театра. На фото (в первом
Бядупя, гпавный режиссер Мапого тватра народный
	Художественная задача сообщения каждо-  лучшие, наиболее близкие оригиналу ва-
	риИаНты,
	му из этих голосов. индивидуальной декла-
хационной выразительности и соподчине-
ния сочетания этих голосов единой худо-
жественной линии, синтез их — одна из
трулнейших творческих проблем Фортени-
анного исполнения, К этому еще нужно
дебавить значительную трудность, которую
исполнение фуг Баха представляет пля па-
MATH пианиста.

Неудивительно поэтому, что СЛУЧАИ, ис-
пелнения одним пианистом всего собрания
«Wohltemperiertes Claviers крайне редки
й насчитываются в истории пианизма не-
многими единичными примерами.

Заслуженяый деятель искусства, про-
фоссор-орденоносеп С. Е. Фейнберг, oxan-
чивая в юные годы Московскую консерва-
торию. приготовил к выпуску все 48 пре-
людий и Фуг Баха. С тех пор все прелю-
qua п фуги исполнялись C. Е. Фейнбергох
в концертах неоднократно.
	Недавно в Малом зале консерватории
состоялись четыре концерта проф. Фейн-
	оерга, в которых варяду с другими ори-
гинальныхи произведениями Бахь для фор-
тепиано и 0бработками его органных про-
паведений были исполнены (по 12 в каж-
дом концерте) все 48 прелюдий и фуг.
В лице (С. Е, Фейнберга мы имеем од-
ного из наиболее выдающихся и ориги-
нальных пианистов современности. ИЙсклю-
	чительная, феноменальная память, не зна-
ющая трудностей техника, глубокая вну-
тренняя значительность, ‘своеобразная ин-
дивилуальность, — все это ставит испол-
нение Фейнберга на большую хуложествен-
	ную высоту.

При исполнении произведений Баха
весьма трудной задачей является установ-
ление «канонического» текста. Обилие ва-
риантов у самото Баха, разночтения и ис-
кажения различных редакций, отсутствие
у Баха указаний темпов, лиг и динами-
ческих оттенков, — вое это ставит перед
исполнителем ряд трудно разретимых прю-
блем. Превосходный знаток  баховекого

текста С. BE. Фейнберг избирает обычно
		-Бессмертное. творение
	  Enecrno, om) Бах предпочитал влавесия

\ видам фортепиано, которые существо-
АЛ в ео время. Это вполне  понятио,
‘Ш вх фортепиано той эпохи было ин-
_уентох еще весьма несоверлтенным.
tran с его изумительным богатством
рвых красок, с его неограпиченными
Муожностями передачи сложной миогого-
ЖЙ ткани не позволяет, однако, ис-
Witreno придать индивидуальную BEI
Манельность отдельному голосу Все зву-
Й МЖДОГо отдельного голоса звучат на
ме розно, с одинаковой степенью. си-
\ 2 в инаковой тембровой окраской, 8
Затиоти от включенных органистом
Heros, Возможность  дёкламапионной
Музиельности каждого голоса на органе
Мерщенно исключена:

Милен. с его коротким, сухим, щип-
М характера звуком является во мно-
(М итошениях антиподом органу ©’ его
(илиу, полногласных, мощным звучана-
‚@. лако возможность только тембровой
  мощью применения комбинапий кла-
иных педалей) окраски голосов и не-
Ужноть придачи кажлому голосу де-
 Цыиционной выразительности присуща
a a Toh же степени, как и ор-

Пепочитая совершенный клавесин п39-
№ футегиано своем времени, Вах, од-
‚ВЫ, тешшально предчувствовал грядущие
Eitornoera бортециано. Если мы сравним
Манные бугл Ваха с его фортепианными
= OtMenocra с футами сборника «04$
Tohltemperiertes Claviers), то увидим, что
видузтьное развитие отдельных голо-
ум дехламедионная самостоятельноеть
иетианных футах в большиистве слу-
ep Мало ярче выражена, чех в Футах
чиных. Предчувствуя скрытые возмож-
№ убого еще в ero времена инстру-
	ПРА ДИТ РЗ Ч х.

ita, Bax пред`являл к исполнатетю св0-

hae sO Tg wre
	ЕТУ ЛР

`Фучтианных Фуг и прелюдий такие
	требования в смысле индивидуальной вы-
разительности отлельных голосов, которые
и на современных нам инструментах, даже
	пля лучших исполнителей, представляют
техническую и художественную задачу ис-
	ключительной трудности.
Во времена Ваха стал. входить во BCe-
	общее употребление так называемый «тем-
перированный» строй. Известно, что при
акустячески точном, так называемом «Ha-
туральном» строе композиторы были лише-
ны возможности пользоваться тональностя-
ми с большим количеством знаков. и в 6в0-
их сочинениях применять модуляции в от:
даленные тональности, так как по мере
	удаления от первоначальной тоники с046-
тания звуков делались вое более и более
	фальшивыми. Темперированный строй, слег-
ка понижая каждую ввинту, свел весь
эзвуторяд к равным полутонам‘ и ценою не-
	KCTOpOrO компромисса Jal soma nverd
ROMDOSHTOPAN в равной мере пользоваться
	всеми товальностями, независимо от числа
	100308 бемолей. Dror «компромисс»

wp
	музыкального языка, что Ч В
мере оценено Бахом. В своем сборнике
«Хорошо тёмперированный  клавир» Бах
созлал темперированному строю бессмерт-
	ный ПамятЕик.
	В наши лни очень модно восставать про-
	тив теиперированного строя и его «фаль-
пи». Я считаю эти нападки в значитель-
ной степени плодом недоразумения. Наше:
му слуху (в зависимости от его природве-
го уровня и степени развитости) присуща

ee Моны
	и 2 PT

способность вносить поправки в восирини-
маемые звуковые  комбивации. Известно,
например, что постоянно итрая на pat-
строенном фортепиано, MBI в конпе BOR-
пов начинаем это все меньше ощущать.
Когла мы вновь садимся за инструмевт
nara TNHAMOHUPTED р Н@сколько дней, то
	ужасаемея и не можем понять, каб Мы
	Серьезной проблемой при исполнении
Ваха является также исполнение много-
численных, выписанных условными зна-
ками мелизмов. Большинство современных
исполнителей относится к воспроизведеняю
мелизиов недопустимо небрежно. не на-
ходя нужным считаться с тем, как эти
мелизмы исполнялись во времена Баха.
Тем приятнее было в концертах Фейнберга
слышать исполнение украшений соответ-
отвенно стилю эпохи, кажого мне в Москве
пе прихолилоеь слышать со времен вы-
	ступлений известной Ванды Ландовекой.

Чрезвычайно своеобразная инливихуаль-
ность С. Е. Фейнберга делает вго всегда
содержательное и глубоко интересное ис-
гполнение временами  хискуссионным. Не
всегда можно согласиться с головокружи-
тельно быстрыми темпами в исполнении
некоторых прелюдий и фуг; некоторые
пезуры и «табаю» Фейнберга кажутся
спорными. Но есля Фейнбергу me всегда
HW He BO. BCeM можно подражать, то блато-
даря замечательному дарованию и исклю-
чительному мастерству исполнение Фейн-
берга невольно покоряет и захватывает
слушателя, лаже несоттасного 6 той или
аной его трактовкой, ‘
	Следует также особенно отметить пре-
восходные обработки Фейнбергом органных
произвелений Баха.

Вев четыре конперта Фейнберта прошли
при совершенно переполненном Малом зале
консерватории и сопровождались  востор-
женным приемом слутателей, Как из рога
изобилия, (. Е. Фейнберг во всех концёр-
тах итрал сверх программы многочислен-
ные произведения Баха из своего неиеся-
каемото репертуара.

Исполнение цикла Фортепианных про-
изведений Баха — вылающееся художе-
ственное  событие, “Крайне желательно,
чтобы филармонии крупнейших пентров
	CP провели этот цикл у себя па местах.

А. ГОЛЬДЕНВЕЙЗЕР